Комплексная безопасность образовательной организации


КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Автор доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельность» член-корреспондент МАНЭБ, кандидат военных наук, - презентация

1 КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Автор доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельность» член-корреспондент МАНЭБ, кандидат военных наук, военный исследователь А.А.Парфенов

2 Комплексная безопасность образовательного учреждения - это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

3 ОСНОВНЫЕ МЕРЫ И МЕРОПРИЯТИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:Организация физической охраны образовательного учреждения;Организация контрольно-пропускного режима образовательного учреждения; Организация инженерно-технического обеспечения безопасности; Организация антитеррористической защищенности учреждения;Организация взаимодействия с правоохранительными органами; Выполнение норм и правил пожарной безопасности; Соблюдение норм охраны труда и электробезопасности; Плановая работа по организации гражданской обороны; Правовое обучение и формирование культуры безопасности; Финансово-экономическое обеспечение мер и мероприятий.

4 Организация взаимодействия Под организацией взаимодействия понимается - согласованные по целям, задачам, месту, времени и способам выполнения задач действий сил и средств в интересах обеспечения безопасности образовательного учреждения.

5 Основные взаимодействующие органы: Органы внутренних дел; Отделы вневедомственной охраны; Отделы ГИБДД; Комиссии по делам несовершеннолетних лиц; Отделы ФСБ; Государственные противопожарные инспекции; Штабы ГО и ЧС; Военные комиссариаты; Органы по делам молодежи; Органы опеки и попечительства; Органы управления образованием; Общественные организации.

6 Основные этапы организации взаимодействия: Определение перечня задач по организации взаимодействия; Определение значимости и последовательности исполнения задач взаимодействия; Определение состава исполнителей и необходимого количества сил и средств; Установление контрольных сроков начала и окончания выполнения мероприятий; Доведение пунктов плана до конкретных исполнителей и инструктаж сотрудников образовательного учреждения; Ознакомление сотрудников силовых структур с образовательным учреждением.

7 Организация антитеррористической защищенности образовательного учреждения

8 Терроризм (лат. terror - страх, ужас) Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. (Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 года 35-ФЗ)

9 Сущность терроризма «Терроризм сегодня проявляется как ответная реакция на длительное затягивание решения этнических, политических и социальных проблем» ( профессор Академии проблем безопасности С. Пекарев) « Терроризм есть мотивированное насилие с политическими целями» (Директор Лондонского института по изучению конфликтов Б. Корзье)

10 Основные законодательные документы, регламентирующие организацию противодействия терроризму: Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г «О безопасности»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Указ Президента Российской Федерации от 10 января 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г «О мерах по противодействию терроризму».

11 Основные задачи Антитеррористической комиссии Московской области: координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Московской области, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления; мониторинг политических, социально-экономических и иных процессов в Московской области, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму; участие в реализации на территории Московской области государственной политики в области противодействия терроризму; разработка мер по профилактике терроризма, устранению способствующих ему причин и условий, обеспечению защищенности возможных объектов террористических посягательств;

12 анализ эффективности работы территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявлений, подготовка решений Комиссии по совершенствованию и повышению эффективности этой работы; подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов; решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

13 Документы, разрабатываемы в образовательном учреждении: Приказ руководителя образовательного учреждения по организации антитеррористической защищенности образовательного учреждения; План основных мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности; Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения.

14 Основные разделы паспорта безопасности: Общая характеристика образовательного учреждения; Возможные критические и чрезвычайные ситуации в образовательном учреждении в результате террористических акций и экстремистских проявлений; Сведения о персонале образовательного учреждения; Силы и средства охраны; Проводимые и планируемые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности образовательного учреждения; Ситуационные планы.

15 Меры предупреждения террористических актов: Усиление охраны образовательного учреждения. Квалифицированный подбор охранных структур. Установление пропускного режима. Обеспечение контроля вносимых предметов. Исключение возможности нахождения бесхозных транспортных средств. Своевременный вывоз твердых бытовых отходов. Контроль мест массового скопления людей. Планирование и проведение работ по инженерно-техническому оборудованию образовательного учреждения. Организация взаимодействия.

16 Физическая охрана образовательного учреждения

17 Физическая охрана образовательного учреждения - это комплекс организационных, режимных и инженерно-технических мер и мероприятий, осуществляемых администрацией образовательного учреждения во взаимодействии с органами власти и правоохранительными органами, с целью предотвращения и пресечения противоправных действий в отношении обучаемых и персонала образовательного учреждения, нанесения ущерба его зданиям или материальным ценностям.

18 Задачи физической охраны образовательного учреждения: охрана здания и территории образовательного учреждения; осуществление пропускного режима и контроль за соблюдением внутриобъектового режима; обеспечение охраны материальных ценностей; предупреждение пожаров; повышение уровня антитеррористической защищенности образовательного учреждения.

19 Силы физической охраны: Сотрудники охраны; Служебные собаки; Наряды добровольных дружин; Наряды милиции.

20 Средства физической охраны: Специальные средства; Технические средства охраны; Инженерные средства; Средства связи.

21 Законодательные акты, регламентирующие вопросы физической охраны: Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г «О милиции»; Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г «О безопасности»; Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1999 г «О мерах по противодействию терроризму».

22 Документы разрабатываемые в образовательном учреждении по организации физической охраны: договор на оказание охранных услуг; паспорт безопасности образовательного учреждения (раздел 4); план охраны образовательного учреждения и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий; план-охраны образовательного учреждения; инструкция по охране объекта; договор о координации совместных действий с отделом внутренних дел, обслуживающим данную территорию.

23 Контрольно-пропускной режим - комплекс организационных и инженерно- технических мероприятий, проводимых в целях обеспечения прохода (выхода) учащихся, педагогов, сотрудников, посетителей в здание образовательного учреждения, въезда (выезда) транспортных средств на территорию образовательного учреждения, вноса (выноса) материальных ценностей, исключающих несанкционированное проникновение граждан и посторонних предметов.

24 Структура Положения о контрольно-пропускном режиме: Общие положения; Порядок пропуска учащихся преподавателей, сотрудников образовательного учреждения, посетителей, выноса материальных средств; Порядок допуска на территорию транспортных средств, аварийных бригад, машин «скорой помощи»; Порядок и правила соблюдения внутриобъектового режима.

25 Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательного учреждения - комплекс организационных, инженерных, технических мероприятий направленных на соблюдение законодательных и нормативно- правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы строительных, инженерных, технических, санитарных и других норм и правил, повышения укрепленности образовательного учреждения и его оборудования техническими средствами безопасности.

26 Инженерно-технические средства безопасности - это совокупность используемых устройств, конструкций, инженерных, технических средств и оборудования, предназначенных для обеспечения охраны и защиты учащихся, персонала, материальных ценностей образовательного учреждения от противоправных посягательств и своевременного оповещения охраны (правоохранительных органов) о возникновении опасной или чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении.

27 Инженерно-технические средства безопасности: средства инженерно-технической укрепленности; системы охранной сигнализации; системы пожарной сигнализации; системы охранные телевизионные; системы контроля доступом; системы оповещения о тревоге; системы оперативной связи; технические средства досмотра; системы электропитания и охранного освещения.

28 Обеспечение пожарной безопасности

29 Система обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации включает в себя совокупность сил и средств, а также меры правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации

30 Состояние обеспечения пожарной безопасности: Основные причины возникновения пожаров: - неосторожное обращение с огнем (38%); - нарушение правил эксплуатации электрооборудования (27%); - поджоги (17%); - неисправность оборудования (7%); - другие (11%) Характерные нарушения требований пожарной безопасности: - неудовлетворительное состояние путей эвакуации; - неисправность электросетей и электрооборудования; - неисправность систем отопления; - отсутствие или неисправность систем противопожарной защиты.

31 Законодательные акты, регламентирующие правила пожарной безопасности в образовательном учреждении: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Приказ МЧС России от 18 июня 2003 г. 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации»; Приказ МЧС России от 16 марта 2007 г. 140 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения»; Приказ Госкомобразования СССР от 4 июля 1989 г. 541 «О введении в действие правил пожарной безопасности».

32 Документы, разрабатываемые в образовательном учреждении по вопросам пожарной безопасности: приказ руководителя образовательного учреждения о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность; инструкция о мерах пожарной безопасности в здании образовательного учреждения и на прилегающей территории; план действий администрации и персонала в случае пожара в образовательном учреждении; инструкция дежурному администратору образовательного учреждения по пожарной безопасности; памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях образовательного учреждения.

33 Профилактические мероприятия проводимые в образовательном учреждении по предупреждению пожаров: распорядительными документами устанавливается противопожарный режим; производится обучение персонала и учащихся образовательного учреждения действиям по предупреждению и тушению пожаров; создается пожарно-техническая комиссия; дороги, проезды, проходы пути эвакуации содержатся свободными; здание образовательного учреждения оборудуется средствами пожарной сигнализации и оснащается первичными средствами пожаротушения; производится проверка состояния инженерных и технологических систем жизнеобеспечения; устанавливаются знаки пожарной сигнализации.

www.myshared.ru

К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций

УДК 37.07

К ВОПРОСУ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.И. Загребина

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты обеспечения комплексной безопасности образовательных организаций, а также меры и мероприятия правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера для такого обеспечения.

Ключевые слова: комплексная безопасность, безопасность образовательных организаций.

TO INTEGRATED SAFETY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

E.I. Zagrebina

Abstract: This article describes the main aspects of complex safety-of educational institutions, as well as measures and activities of legal, organizational, technical, personnel, financial provision for this.

Keywords: integrated security, safety educational organizations.

Актуальность вопросов безопасности образовательных организаций в комплексе очевидна - наряду с уже существующими многочисленными угрозами современного мира постоянно появляются новые, изменяется их характер и степень опасности, и, значит, речь должна идти о решении нескольких задач по безопасности одновременно. При анализе комплексной безопасности образовательных организаций необходимо ориентироваться на приемлемые уровни риска, которые, как правило, установлены федеральными законами, директивными документами, техническими регламентами и т.д. И рассматривать эти риски необходимо как максимально допустимые в реальных условиях технического, экономического и социального состояния общества. В этом случае критерием качества обеспечения комплексной безопасности можно считать степень снижения уровня риска по сравнению с максимально допустимым.

Комплексная безопасность образовательной организации - это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Она может быть

достигнута путем реализации комплексной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, кадрового, финансового характера, таких как:

- организация мероприятий по гражданской обороне;

- организация пожарной безопасности самой образовательной организации и прилегающей к ней территории;

- организация инженерно-

технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки и т. п.) и инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация, «тревожные» кнопки, видеонаблюдение, ограничение и контроль за доступом, пожарная сигнализация);

- обеспечение антитеррористической защиты образовательной организации;

- организация контрольно-

пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на территорию образовательной организации посторонних лиц;

- организация мероприятий по соблюдению норм охраны труда;

- организация взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями в

плане борьбы с криминальными правонарушениями (хулиганство, кражи, грабежу, применение насилия), экстремистскими проявлениями, массовыми беспорядками, распространением наркотиков;

- включение в образовательный и воспитательный процессы аспектов культуры безопасности.

Модель комплексной безопасности образовательного учреждения может быть представлена такой как на рисунке 1 [3]. _

Она не может являться окончательной и исчерпывающей, так как необходим периодический аудит комплексной системы безопасности и аналитические исследования по выявлению новых угроз современного мира.

Для того, чтобы рассматривать и анализировать вопросы обеспечения ком-

плексной безопасности образовательных организаций необходимо для начала:

- оценить современное состояние безопасности образовательной организации;

- составить перечень ее имущественного комплекса;

- проанализировать состояние правового обеспечения комплексной безопасности, в том числе правовое обеспечение пожарной безопасности, правовое обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правовые основы террористической безопасности, правовые основы социальной безопасности;

- оценить состояние технического обеспечения безопасности.

Рис. 1. Модель комплексной безопасности образовательного учреждения

Анализ угроз безопасно- - анализ угроз природного, техноген-

сти образовательной организации вклю- ного и антропогенного характера;

чает в себя: - анализ угроз с использованием мо-

делирования и оценка риска;

- построение обобщенных моделей систем обеспечения комплексной безопасности для образовательных организаций на основе всестороннего анализа угроз.

Чтобы обеспечить комплексную безопасность, необходимо иметь перечень возможных угроз для объектов образовательных организаций; далее нужно выделить из этого перечня значимые угрозы и выбрать уровень обеспечения безопасности. Определить значимость угроз - это значит сравнить их между собой с помощью единой шкалы измерений угроз (при разработке такой шкалы следует исходить из тяжести последствий их возможной реализации). Для определения перечня возможных угроз для образовательной организации рекомендуется изучить детальное описание его структуры, связей с другими объектами и т.д.

Приоритетные направления деятельности в области обеспечения комплексной безопасности образовательной организации тесно связаны с:

- совершенствованием нормативноправового обеспечения комплексной безопасности;

- совершенствованием технического обеспечения комплексной безопасности, в том числе с внедрением современных технических средств и систем обеспечения комплексной безопасности, разнообразных по принципу действия, назначению и конструктивным особенностям (таких как, средства наблюдения, средства служебной связи, сигнализационные средства оповещения, средства обнаружения несанкционированного проникновения нарушителей или заноса запрещенных предметов на территорию образовательного учреждения и т.п.);

- совершенствованием учебнометодического и научно-методического обеспечения комплексной безопасности, в том числе распределение функций, обеспечивающих отдельные аспекты комплексной безопасности, между долж-

ностными лицами образовательных организаций;

- планированием организационного и финансового обеспечения комплексной безопасности;

- организацией информационнотехнологического обеспечения комплексной безопасности, где ведущая роль принадлежит автоматизированным электронным системам, обеспечивающим высокую степень надежности, оперативной готовности, защиты информации, автоматизацию обработки посту-паемой и передаваемой информации, внутреннюю и внешнюю связь с различными территориально-распределенными службами и подразделениями по сети, контроль исполнительных и контролирующих механизмов и приборов и т.п.;

- анализом требований к обеспечению безопасности участников образовательного процесса и объектов образовательных организаций.

Рассматривая отдельный аспект комплексной безопасности, например, такой как антитеррористическая защищенность образовательной организации, отметим, что главным документом здесь видится паспорт безопасности, который разрабатывается руководящим составом образовательной организации совместно с правоохранительными подразделениями. Этот документ, как правило, состоит из трех составных частей: собственно паспорта безопасности, плана охраны образовательной организации и обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий и плана-схемы образовательной организации. При необходимости в него могут включаться и другие документы [5].

В первой части паспорта безопасности (антитеррористической деятельности) образовательной

организации помимо общих сведений об образовательном учреждении

необходимо прописать:

- возможные критические и

чрезвычайные ситуации в

образовательной организации в

результате проведения террористических акций или экстремистских проявлений;

- силы и средства охраны образовательного учреждения;

- проводимые и планируемые

мероприятия по усилению

антитеррористической защищенности образовательного учреждения;

- ситуационные планы (на основе

моделирования возможных ситуаций отражаются направления возможных угроз, наиболее уязвимые участки, порядок их прикрытия; расположение постов охраны; места расположения сил и средств силовых структур, их маршруты выдвижения; зоны

возможного поражения людей, предполагаемые места размещения эвакуированных и пострадавших и другие вопросы).

Учитывая, что паспорт безопасности содержит большой объем информации и требует ответа на многие вопросы, его подготовка должна осуществляться на основе тщательного обследования образовательного учреждения, сбора всей необходимой информации, анализа подготавливаемых материалов и правильной организации взаимодействия с органами внутренних дел, федеральной службы безопасности, штабами ГО и ЧС, местными органами самоуправления.

Одним из основных принципов борьбы с терроризмом являются меры предупреждения и профилактики, важнейшими из которых являются:

- усиление охраны образовательной организации и квалифицированный подбор охранных структур и сотрудников охраны;

- систематический инструктаж работников образовательной организации всех уровней по выполнению своих обязанностей в условиях повседневной деятельности и в случае возникновения угрозы террористического характера;

- установление строгого контрольно-

пропускного режима граждан и автотранспорта, исключение

бесконтрольного пребывания на

территории посторонних лиц, а также обеспечение надежного круглосуточного контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади;

- запрещение ведения ремонтных и иных работ сомнительными фирмами, а также недопущение проживания лиц, осуществляющих строительные или ремонтные работы, в зданиях и на территории образовательной организации;

- выявление недостатков в вопросах пожарной безопасности, которыми могут воспользоваться преступные элементы в террористических целях;

- ежедневный предупредительный контроль мест массового нахождения людей (классов, аудиторий, помещений и площадок для проведения занятий, совещаний, собраний, культурномассовых и спортивных мероприятий), а также подвалов, чердаков, подсобных помещений, проверка состояния решеток и ограждений;

- планирование и выполнение работ по инженерно-техническому оборудованию образовательных организаций;

- постоянное поддержание

оперативного взаимодействия с территориальными органами МВД и ФСБ России;

- информационное обеспечение

персонала и учащихся по вопросам антитеррористической деятельности в городе, районе, в том числе оборудование информационных стендов и наглядной агитации;

- плановые проверки

работоспособности технических средств охраны и защиты (кодовых и электронных замков, охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, системы электронного контроля пропуска и т.п.);

- проверка помещений, сдаваемых в аренду (если имеется такая практика), на предмет их безопасного содержания.

Так как руководитель образовательной организации персонально отвечает за создание безопасных условий функционирования, сохранность жизни и здоро-

вья персонала, обучающихся и воспитанников в период образовательного процесса и при нахождении в образовательной организации, за состояние антитеррористической защищенности образовательного учреждения, то он организует и руководит разработкой паспорта безопасности, соответствующих руководящих, распорядительных, методических и информационных документов, координирует работу заместителей и ответственных лиц по вопросам обеспечения комплексной безопасности и проведению защитных мероприятий с подразделениями образовательной организации, ор-

Литература:

1. Балыхин Г.А. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы. В Сб.: Комплексная безопасность в системе образования. - М.: ИФ «Образование в документах», 2007.- 248 с.

2. Комплексная безопасность образовательного учреждения: понятийный аппарат, правовые основы, система мер обеспечения. Краткий справочник // Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности» /Отв. редактор Е.С. Кушель; авт.-сост. профессор В.Ф. Пилипенко - М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 160 с.

3. Обеспечение комплексной безопасности в образовательном учреждении. Настольная книга руководителя /(сост. Н.В. Андреева и др.; под общ. ред. Л.Н. Антоновой; отв. ред. Л.Я. Олиференко, В.Ф. Пилипенко). - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.248 с.

4. Пилипенко В.Ф. Профилактика правонарушений как одно из направлений обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 6 / Отв. редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2008. - 72 с.

5. Пилипенко В.Ф., Гаврилов М.А. Организация работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения: Учебно-практическое пособие //Серия: «Библиотечка заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности». Выпуск 2 / Отв. редактор Е.С. Кушель. - М.: Центр «Школьная книга», 2007. - 88 с.

ганизует взаимодействие с территориальными органами МВД, ФСБ, МЧС.

Таким образом, перечисленные меры и мероприятия применяются не только в интересах антитеррористической защищенности, но и для обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения от всех видов реальных угроз социального, антропогенного и природного характера.

References:

1. Balyhin G.A. Obespechenie bezopasnosti obra-zovatel'nogo processa: kompleksnyj podhod k resheniju problemy. V Sb.: Kompleksnaja bezopasnost' v sisteme obrazovanija. - M.: IF «Obrazovanie v doku-mentah», 2007.- 248 s.

2. Kompleksnaja bezopasnost' obrazovatel'nogo uchrezhdenija: ponjatijnyj apparat, pravovye osnovy, sistema mer obespechenija. Kratkij spravochnik // Serija: «Bibliotechka zamestitelja rukovoditelja obrazovatel'no-go uchrezhdenija po obespecheniju bezopasnosti» /Otv. redaktor E.S. Kushel'; avt.-sost. professor V.F. Pilipenko

- M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2007. - 160 s.

3. Obespechenie kompleksnoj bezopasnosti v obra-zovatel'nom uchrezhdenii. Nastol'naja kniga rukovodi-telja /(sost. N.V. Andreeva i dr.; pod obshh. red. L.N. Antonovoj; otv. red. L.Ja. Oliferenko, V.F. Pili-penko).

- 2-e izd. - M.: Ajris-press, 2006.- 248 s.

4. Pilipenko V.F. Profilaktika pravonarushenij kak

odno iz napravlenij obespechenija kompleksnoj bezopasnosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Uchebno-prakticheskoe posobie //Serija: «Bibliotechka za-

mestitelja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija po obespecheniju bezopasnosti». Vypusk 6 / Otv. redaktor E.S. Kushel'. - M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2008. -72 s.

5. Pilipenko V.F., Gavrilov M.A. Organizacija ra-boty po antiterroristicheskoj zashhishhennosti obrazovatel'nogo uchrezhdenija: Uchebno-prakticheskoe posobie //Serija: «Bibliotechka zamestitelja rukovoditelja obrazovatel'nogo uchrezhdenija po obespecheniju bezopasnosti». Vypusk 2 / Otv. redaktor E.S. Kushel'. - M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2007. - 88 s.

Загребина Е.И. (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент кафедры Промышленной и экологической безопасности, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева (КАИ).

Zagrebina E.I. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor department of of

industrial and environmental security, Kazan national research technical universitete name of A.N. Tupolev (KAI).

cyberleninka.ru

Комплексная система обеспечения безопасности (КСОБ) образовательной организации

Название документа

Срок издания, действия

Содержание

Приказ директора «О проведении мероприятий по усилению и совершенствованию антитеррористической защищенности на 20__/20__ учебный год».

На начало учебного года

Устанавливает порядок антитеррористической защищенности училища на учебный год.

Приказ директора «О создании антитеррористической группы, утверждения системы работы по противодействию терроризму и экстремизму, утверждению Положения о антитеррористической группе».

На начало учебного года

Регламентирует порядок работы антитеррористической группы училища.

Приказ директора «О контрольно-пропускном режиме».

На начало учебного года

Устанавливает порядок контрольно-пропускного режима.

Положение о антитеррористической группе училища.

На начало учебного года

Регламентирует порядок работы антитеррористической группы училища.

Положение о контрольно-пропускном и внутриобъектовом режиме в училище.

На начало учебного года

Регламентирует порядок контрольно-пропускного режима.

Приказ директора «О противопожарном режиме».

На начало учебного года

Регламентирует действия персонала и обучающихся в случае возникновения чрезвычайной ситуации и действиям по профилактике пожаров.

Приказ директора «О назначении ответственных лиц за соблюдение требований пожарной безопасности».

На начало учебного года

Определяет ответственных лиц за пожарную безопасность и их обязанности.

Приказ директора «О назначении ответственного лица за электрохозяйство».

На начало учебного года

Определяет ответственных лиц за электрохозяйство.

Приказ директора «О обучении сотрудников пожарно-техническому минимуму».

На начало учебного года

Утверждает порядок организации обучения работников пожарно-техническому минимуму

Приказ директора «О назначении комиссии по проверке знаний по пожарной безопасности».

На начало учебного года

Утверждает порядок организации проверки знаний работников по пожарной безопасности.

Приказ директора «О создании пожарно-технической комиссии».

На начало учебного года

Утверждает состав ПТК и регламентирует порядок ее работы.

Положение о пожарно-технической комиссии.

На начало учебного года

Регламентирует порядок и систему работы ПТК.

Приказ директора «О создании объектового звена районной подсистемы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны».

На начало учебного года

Регламентирует порядок взаимодействия училища при ЧС и ГО в единой системе ЧС и ГО РФ, утверждает состав комиссии по ЧС и ПБ.

Приказ директора «О создании нештатных аварийно-технических формирований».

На начало учебного года

Утверждает состав НАСФ училища.

Приказ директора «О создании объектовой эвакуационной группы».

На начало учебного года

Утверждает состав и порядок действия эвакуационной группы по осуществлению эвакуационных мероприятий.

Приказ директора «Об обучении сотрудников в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и обучения личного состава НАСФ».

На начало учебного года

Определяет порядок обучения сотрудников в области ГО и ЧС.

Положение об объектовом звене районной подсистемы по предупреждению и ликвидации ЧС, а также ГО.

На начало учебного года

Регламентирует порядок функционирования объектового звена районной подсистемы по предупреждению и ликвидации ЧС, а также ГО.

Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.

На начало учебного года

Регламентирует порядок работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности.

Положение о штабе по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

На начало учебного года

Регламентирует порядок работы штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

Положение о НАСФ.

На начало учебного года

Регламентирует порядок функционирования и предназначения НАСФ.

Положение о проведении в училище учебной эвакуации учащихся, работников и имущества на случай пожара и других ЧС.

На начало учебного года

Регламентирует порядок и задачи проведения учебных эвакуаций.

План подготовки училища к новому 20__/20__ учебному году.

На начало учебного года

Планирование мероприятий по обеспечению безопасного функционирования училища в преддверии начала нового учебного года.

План работы училища по противодействию терроризму и экстремизму на 20__/20__ учебный год.

На начало учебного года

Планирование работы по противодействию терроризму и экстремизму.

План работы антитеррористической группы.

На начало учебного года

Определяет порядок работы антитеррористической группы.

План проверки состояния пожарной безопасности и антитеррористической защищенности училища на 20__/20__ учебный год.

На начало учебного года

Обеспечивает поддержание необходимого уровня пожарной безопасности и антитеррористической защищенности училища.

План противопожарных мероприятий училища на 20__/20__ учебный год.

На начало учебного года

Обозначает мероприятия по пожарной безопасности на учебный год с указанием сроков исполнения и ответственных лиц.

План-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию, планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты и проверки состояния пожарной безопасности.

На начало учебного года

Обеспечивает поддержание в исправном состоянии систем противопожарной защиты и выполнение мероприятий пожарной безопасности.

План работы комиссии по ЧС и ПБ.

На начало учебного года

Определяет порядок работы комиссии по ЧС и ПБ.

План основных мероприятий училища по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 20__/20__ учебный год.

На начало учебного года

Определяет основные мероприятия училища по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

План действий по защите работников и учащихся училища от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнения основных мероприятий гражданской обороны.

На начало учебного года

Регламентирует мероприятия и действия по защите работников и учащихся училища от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и выполнения основных мероприятий гражданской обороны.

Планы приведения готовность НАСФ.

На начало учебного года

Регламентируют порядок и сроки приведения в готовность НАСФ.

Договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы дымоудаления.

В начале года

Регулирует отношения между ОУ и обслуживающей организацией.

Договор на обслуживание систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и громкоговорящей связи.

В начале года

Регулирует отношения между ОУ и обслуживающей организацией.

Программа обучения рабочих и служащих училища в области ГО и ЧС.

На начало учебного года

Определяет темы и порядок обучения рабочих и служащих училища в области ГО и ЧС.

Программа обучения личного состава НАСФ.

На начало учебного года

Определяет темы и порядок обучения личного состава НАСФ.

Согласование с _____________размещении оперативного штаба и принятия людей при эвакуации.

На начало учебного года

Обеспечивает место разворачивания оперативного штаба и эвакуации при ЧС (а также объектовых тренировках).

Свидетельство об обучении ответственных за пожарную безопасность.

Постоянно

Подтверждение прохождения обучения ответственными за пожарную безопасность в специализированных учебных заведениях.

Перспективный план совершенствования материально-технического состояния безопасного функционирования училища.

На 5 лет

20__-20__ г.г.

Обеспечивает наращивание материально-технического состояния безопасного функционирования училища.

На территории училища размещены знаки пожарной безопасности.

Постоянно

Обеспечивают соблюдение мер пожарной безопасности на территории училища.

infourok.ru

Тема 2: «Организация комплексной безопасности образовательного учреждения». (2 часа).

Вопросы:

1. Управление безопасностью образовательного учреждения.

2. Комплексное планирования безопасности образовательного учреждения.

3. Контроль за обеспечением безопасности образовательного учреждения.

4. Паспорт безопасности.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ:

- руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);

- администрация района, правоохранительные органы;

- органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ:

- освещение зданий, периметров и территорий;

- ограждения, запоры, решетки на окнах;

- барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;

- шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.

Охрана ОУ:

- вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;

- организация охраны и режима;

- пакет документов по организации охраны;

- организация обучения сотрудников охраны;

- организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;

- план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ:

Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;

- системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;

- системы видеонаблюдения;

- системы автоматического электронного допуска;

- металлодетекторы ручные и стационарные;

- системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение:

- оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;

- средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);

- средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;

- средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;

- энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:

- согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;

- распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;

- обмен информацией;

- совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;

- организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися:

- обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС;

- уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»;

- проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;

- проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

- организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;

- организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;

- повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

- привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

Персонал ОУ:

- подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;

- проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

- комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;

- комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);

- номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности ОУ:

- методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;

- памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;

- плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

Психологическое обеспечение:

- методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;

- методики психологической реабилитации;

- тренинги, ролевые игры.

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

- жители прилегающих дворов, кварталов;

- шефские и близлежащие предприятия;

- арендаторы;

- иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента – это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

На основе системного подхода необходимо обеспечить комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Только упорядоченность и согласованность всех элементов дают требуемое качество и эффективность системы безопасности ОУ. Неправильное сочетание или неготовность отдельных элементов системы могут привести к крайне негативным последствиям.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулированию и управлению (например, природные, гормональные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Постоянное совершенствование системы безопасности, в т. ч. комплекса мер, знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности дает педагогам, учащимся и родителям следующие преимущества перед лицом потенциальных угроз:

- повышает психологическую устойчивость в ЧС. Повышает стабильность мироощущения за счет сознания большей защищенности и выживаемости в ЧС. Способствует повышению статуса человека, обладающего знаниями по БЖ;

- способствует снижению потерь в условиях ЧС, экономии средств при их предотвращении и ликвидации последствий, позволяет управлять рисками;

- создает благоприятные условия для повышения эффективности и качества образовательного процесса, качества жизнедеятельности ОУ, для защиты здоровья, благополучия, личного счастья и иных потребностей человека.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

- твердое знание законов и правил поведения;

- отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;

- умелое использование средств безопасности;

- самоконтроль и дисциплина;

- хорошая связь с правоохранительными органами;

- взаимопомощь товарищей по работе;

- нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

studfiles.net


Смотрите также