Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности


"Управление дорожного хозяйства"

Внимание субъектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и перевозчиков!

Разъяснение по планированию мероприятий по обеспечению транспортной безопасности

Информируем Вас, что многие собственники получили предписания от органов о необходимости устранения выявленных недостатков в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Анализ предписаний по вопросам транспортной безопасности показывает, что большинство из них касаются двух мероприятий, предусмотренных законом «О транспортной безопасности»:

1. Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

2. Разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Другие предписания содержат кроме того замечания в отношении выполнения Приказа Минтранса «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств …» (отдельные приказы по каждому из видов транспорта, далее – Требования по транспортной безопасности).

Последовательность мероприятий, за проведение которых отвечает собственник, предусмотренные законом (применительно к объекту транспортной инфраструктуры, далее – ОТИ):

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры;

2. Организацию проведения оценки уязвимости ОТИ;

3. Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

4. Реализацию утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

Внесение данных об объекте в реестр и категорирование проводит компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, для этого собственник должен предоставить данные об ОТИ. Сведения об ОТИ должны содержать информацию о наименовании объекта и данные о собственнике  (наименование, регистрационные данные юридического лица) — для внесения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и сведения, характеризующие порядок функционирования объекта — для проведения категорирования (к этому пакету могут относиться планы территории, проектная документация и т.п. – их может запросить компетентный орган или аккредитованная организация, т.к. эти сведения потребуются для проведения оценки уязвимости, необходимо найти их и быть готовым предоставить копии  документов).

На этом этапе субъекту транспортной инфраструктуры (собственнику) рекомендуем организовать выполнение следующих действий:

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Определение ответственного за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте Приказ о назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности ОТИ
Создание рабочей группы для сбора и подготовки сведений об объекте транспортной инфраструктуры, для разработки внутренних распорядительных документов о реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ Внутренние распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности ОТИ
Сбор сведений об объекте транспортной инфраструктуры, характеризующих порядок функционирования объекта Направление сведений об ОТИ в компетентный орган
Направление сведений об объекте транспортной инфраструктуры в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности Получение уведомления от компетентного органа о присвоении категории безопасности объекту и занесения его в реестр категорированных ОТИ Установлен срок рассмотрение документов компетентным органом — не более 1 месяца с момента получения материалов

Результатом действий будет являться получение уведомления о присвоении категории ОТИ и занесении его в реестр категорированных ОТИ. Важным моментом на данном этапе является то, что после получения указанного уведомления сроки дальнейших мероприятий по транспортной безопасности регламентированы законом и они очень сжатые, поэтому чтобы не попасть в поле зрения контролирующих органов в результате нарушения установленных сроков, необходимо заранее  продумать дальнейшие действия и действовать «на опережение». Например, как можно раньше выбрать специализированную организацию, которая сможет проконсультировать по всему комплексу мероприятий и будет готова провести оценку уязвимости ОТИ.

2. Организация проведения оценки уязвимости ОТИ.

В соответствии с законом, ответственность за проведение оценки уязвимости ОТИ несет собственник объекта, проведением оценки уязвимости занимаются аккредитованные специализированные организации. Списки аккредитованных специализированных организаций можно найти на сайтах агентств Минтранса России по видам транспорта в разделах «Транспортная безопасность». Перейдем к плану действий на этом этапе.

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Выбор специализированной организации для проведения оценки уязвимости объекта Определение специализированной организации для взаимодействия Общий срок выполнения всего этапа — не более 3 месяцев с момента внесения данных об объекте в реестр, поэтому подготовительный этап — до заключения договора должен занять не более 2 месяцев
Подготовка и направление в специализированную организацию запроса на проведение оценки уязвимости ОТИ и информации об объекте Расчет стоимости проведения оценки уязвимости ОТИ
Заключение договора на проведение оценки уязвимости ОТИ Договор на проведение оценки уязвимости ОТИ
Специализированнаяоранизация проводит оценку уязвимости ОТИ и направляет отчет о проведении оценки уязвимости в компетентный орган Отчет о проведении оценки уязвимости ОТИ, рекомендации по обеспечению комплексной безопасности ОТИ Не более 1 месяца с момента заключения договора
Компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности утверждает результаты проведения оценки уязвимости Утвержденный компетентным органом результат оценки уязвимости, акт о проведении оценки уязвимости Срок направления результатов оценки уязвимости — не более 3 месяцев с даты внесения данных об объекте в реестр ОТИ, срок рассмотрения результатов компетентным органом — не более 1 месяца.

В результате перечисленных действий собственник получает на руки утвержденный результат проведения оценки уязвимости ОТИ. Срок выполнения всего мероприятия – не более трех месяцев с момента внесения данных об объекте с реестр.

3. Разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в соответствии с законом, должен провести собственник. Необходимо отметить, что план обеспечения транспортной безопасности должен быть утвержден компетентным органом в сфере обеспечения транспортной безопасности. Если собственник не располагает собственными ресурсами для разработки плана, можно воспользоваться консультационными услугами специализированных организаций, утверждение плана рекомендуем возложить на них же. В этом случае договор на предоставление услуг со специализированной организацией должен предусматривать предоставление результата заказчику в виде утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. План действий представлен ниже.

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Разработка плана обеспечения транспортной безопасности объекта (ПОБ). В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ПОБ должен быть разработан в течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (ФДА) результатов проведения ОУ (Проект плана может быть подготовлен в рамках концепции ТБ). План обеспечения транспортной безопасности ОТИ В течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (Росавтодор) результатов проведения оценки уязвимости, срок рассмотрения плана компетентным органом — не более 1 месяца.
Направление плана обеспечения транспортной безопасности объекта в компетентный орган (Росавтодор) на утверждение. При получении отказа в утверждении плана — доработка и повторное направление Утвержденный план обеспечения транспортной безопасности объекта

Срок, отведенный законодательством на разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности не должен превышать трех месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ компетентным органом. Результатом действий данного этапа является утвержденный план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

4. Реализация утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Ответственность за реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ  несет собственник. При планировании необходимых работ, следует обратить внимание на то, что срок их окончания нормативно определен и составляет 6 месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ. То есть, если разработка и утверждение плана безопасности заняли 3 месяца с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости, то на реализацию плана остается 3 месяца! Исходя из опыта работы, если реализация плана будет связана с поставкой и монтажом оборудования систем безопасности ОТИ, то выполнить работы в указанный срок будет очень сложно, в связи  с чем, рекомендуем начать подготовку к реализации планируемых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как можно раньше.

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Реализация комплекса мероприятий в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, информирование компетентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности о выполнении мероприятий, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Документы подтверждающие выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ОТИ — договора с подрядчиками и акты выполненных работ; внутренние приказы по утверждению штатного расписания, положений, должностных инструкций, технологических процедур, регламентов взаимодействия и прочих документов в соответствии с планом. В течение 6 мес. после утверждения компетентным органом результатов проведения оценки уязвимости.

Объем работ и порядок действий по каждому объекту будет, конечно, различный, не типовой, поэтому мы не приводим здесь детализацию.  Результатом этого этапа и одновременно итоговым результатом всего комплекса работ будет достижение состояния ОТИ, соответствующее требованиям по обеспечению транспортной безопасности и комплект документов, подтверждающий проведение всех указанных выше мероприятий.

Методические рекомендации по порядку разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства и Образец оформления Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции).

Скачать документы можно по ссылкам в конце статьи. Кратко по содержанию документов: оба документа посвящены разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), содержат требования к оформлению, формы приложений плана, перечень принятых терминов и сокращений, шаблоны локальных нормативно-правовых актов субъекта транспортной инфраструктуры, образцы схем. Используя информацию указанных документов можно подготовить шаблоны плана обеспечения транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, таких как: мосты, эстакады, участки дорог, и объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта – автовокзалов и автостанций.

 Скачать Методические рекомендации по порядку разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства.

Скачать Образец оформления Плана обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в сфере автомобильного транспорта (автовокзалы, автостанции).

Типовые планы обеспечения транспортной безопасности (далее — план ОТБ) для объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Скорее всего форма документа будет неоднократно  изменена, но уже можно получить общее представление о содержании документа. Структура предложенного типового плана ОТБ разработана в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».

 Скачать типовой план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

Скачать типовой план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.

Ссылка на статью официального сайта Росавиации.(http://www.favt.ru/favt_new/?q=dejatelnost/transportnaja_bezopasnost/plany_obespechenija_tb)

Типовой план обеспечения транспортной безопасности (далее — план ОТБ) для объектов транспортной инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта (посмотреть публикацию на сайте Росжелдора http://www.roszeldor.ru/trans_save/plan_OTI). Структура предложенного типового плана ОТБ разработана в соответствии с приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств». Форма плана сформирована в соответствии со спецификой железнодорожного транспорта. План ОТБ содержит регламент работы системы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Приложения к плану ОТБ — комплект локальных нормативно-правовых актов субъекта транспортной инфраструктуры в области обеспечения транспортной безопасности ОТИ, которые необходимо разработать в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (Приказ Минтранса России от 08 февраля 2011 г. № 43).

Список приложений к плану ОТБ:

1. Положение (устав) подразделений транспортной безопасности

2. Организационно — штатная структура управления в субъекте транспортной инфраструктуры.

3. Номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее – персонал), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ

4. Номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ

5. Номенклатура (перечень) должностей персонала юридических лиц, осуществляющих на законных основаниях деятельность в зоне транспортной безопасности или на критических элементах ОТИ

6. Положение (инструкция) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ

7. Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах / постах (далее — КПП) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения)

8. Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ

9. Порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершения АНВ в отношении ОТИ

10. Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ

11. Порядок доведения до сил обеспечения транспортной безопасности информации об изменении уровней безопасности, а так же реагирования на такую информацию

12. Режим функционирования инженерно-технических систем (далее – ИТС) обеспечения транспортной безопасности

13. План объекта (масштабный)

14. Порядок работы, оснащение поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ, с которыми имеется технологическое взаимодействие

15. Порядок передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени

16. Виды связи, применяемые на ОТИ в интересах обеспечения транспортной безопасности, схема связи

17. Характеристики технических средств транспортной безопасности ОТИ

18. Перечень предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический или перевозочный сектора зоны транспортной безопасности

Скачать типовой план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта.

Скачать формы приложений к плану одним файлом (архив zip).

Судебная практика по делам о нарушениях в сфере обеспечения транспортной безопасности

В прошлом году судами различных инстанций было рассмотрено большое количество дел в отношении нарушений требований нормативно-правовых актов в сфере обеспечения транспортной безопасности, многих интересуют результаты рассмотрения дел, прежде всего собственников – субъектов транспортной инфраструктуры. К сожалению, в открытых источниках и средствах массовой информации слабо освещен этот сектор информации. С целью резюмировать информацию, доступную в интернет, подготовлена эта статья. Основная задача, на наш взгляд, определить наиболее часто встречающиеся нарушения и сделать анализ реальных примеров судебных решений.

В соответствии с данными Ространснадзора о контрольно-надзорной деятельности по транспортной безопасности за период до конца 2011 года (9 месяцев):

Проведено инспекторских проверок: 1263, выявлено нарушений: 2527, выдано предписаний: 1062.

Ространснадзор определил следующие характерные правонарушения, выявленные в ходе проверок:

— не разработана номенклатура (перечень) должностей, связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС;

— не проведено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— не проведены и не утверждены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— не разработаны и не утверждены планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

— не разработаны приказы о назначении должностных лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности;

— должностные инструкции, определяющие функциональные обязанности, не отражают требований нормативных документов по транспортной безопасности;

— не отработаны планы взаимодействия с территориальными подразделениями МВД, ФСБ, МЧС России, с органами государственной власти и местного самоуправления;

— не разработана документация о внутриобъектовом и пропускном режимах.

Однако, это далеко не полный список нарушений, тем не менее, мы использовали его для анализа. Многие из указанных нарушений могут быть оспорены в суде с большой вероятностью вынесения решения в пользу собственника. Дело в том, что нормативно-правовая база в сфере обеспечения транспортной безопасности содержит много недоработок, в рамках статьи рассмотрены только отдельные конкретные примеры несоответствий. Например, такое нарушение как: «не проведено категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», предъявлено не по адресу, так как за категорирование отвечает в соответствии с законом «О транспортной безопасности» №16-ФЗ компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, а не собственник, более корректно было бы проверить факт предоставления сведений об объекте транспортной инфраструктуры/транспортном средстве в компетентный орган.Следующее указанное нарушение: «не проведены и не утверждены оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств», тесно связано с предыдущим и следующим в списке Ространснадзора, ключевым моментом в данном случае является последовательность действий – если нет категории, то невозможно провести оценку уязвимости (т.к. требования по обеспечению транспортной безопасности привязаны к конкретной категории и уровням безопасности), и далее по-цепочке: без результатов оценки уязвимости невозможно разработать план обеспечения транспортной безопасности и внести соответствующие поправки в локальные нормативно-правовые акты предприятия. Примером рассмотрения дела с подобными замечаниями может служить решение Арбитражного суда г. Москвы в пользу заявителя – ОАО «РЖД» (Северо-Кавказская железная дорога), о признании недействительным предписания Ространснадзора.

Самым «громким» судебным процессом в отношении требований по обеспечению транспортной безопасности, по-нашему мнению, является судебное разбирательство с администрацией аэропорта «Домодедово». Чтобы проследить историю разбирательства приводим вырезки из статей в интернете:

Структуры аэропорта «Домодедово» пытаются доказать незаконность требований Минтранса по обеспечению транспортной безопасности. Претензии, связанные с обеспечением безопасности, к аэропорту были предъявлены после теракта 24 января. Уже 27 января Ространснадзор вынес ряду компаний аэропорта, включая ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал», предписание, обязавшее проводить 100-процентный досмотр всех посетителей при входе в здание аэровокзала. Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций в Московской области признали предписание недействительным (http://zakon.ru/Discussions/OneDiscussion/

761)(дело А41-6502/11), но ФАС Московского округа 17 августа это решение отменил, направив дело на новое рассмотрение. Причиной отмены стало процессуальное нарушение (отсутствие в деле протокола судебного заседания), но кассационная инстанция указала на то, что структуры аэропорта по условиям полученной  лицензии обязаны заниматься обеспечением безопасности.

После неудачи в ФАС Московского округа две структуры аэропорта – ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» и ЗАО «Домодедово пэссенджер терминал» пошли иным путем. В суд первой инстанции ВАС ими подано заявление об оспаривании нормативного правового акта – приказа Минтранса №40 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта». В заявлении оспаривается свыше 70 пунктов приказа Минтранса. Заявители полагают, что «требования возлагают свойственные исключительно государству функции на субъекты транспортной инфраструктуры». Субъектам транспортной инфраструктуры предписаны, в частности, следующие обязанности:

— пресекать попытки противоправных действий, в том числе терактов,

— выявлять физических лиц, подготавливающих/совершающих противоправные действия, в том числе теракты,

— выявлять совершение/подготовку противоправных действий, в том числе терактов,

— выявлять признаки совершения/подготовки к совершению противоправных действий, в том числе терактов,

— не допустить подготовку к совершению противоправных действий, в том числе терактов.

Апелляционная коллегия ВАС вынесла определение (от 9 декабря 2012 г. N КАС12-13), коллегия сочла незаконными нормы, которые устанавливают время, в течение которого нарушители, запрещенные предметы и вещества должны передаваться названными субъектами федеральным органам власти. Причина — орган власти, который издал данный ведомственный акт, вышел за пределы компетенции. Кроме того, время совершения подобных действий зависит от целого ряда обстоятельств и должно определяться в каждом конкретном случае. В остальной части, коллегия определила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДОМОДЕДОВО», ЗАО «ДОМОДЕДОВО ПЭССЕНДЖЕР ТЕРМИНАЛ» — без удовлетворения.

О планировании мероприятий по обеспечению транспортной безопасности

В прошлом году многие собственники получили предписания от контролирующих органов о необходимости устранения выявленных недостатков в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. Источниками этих предписаний являются, главным образом, подразделения Ространснадзора, есть также информация о направлении подобных предписаний со стороны региональных управлений Транспортной Прокуратуры. Анализ предписаний по вопросам транспортной безопасности показывает, что большинство из них касаются двух мероприятий, предусмотренных законом «О транспортной безопасности»:

1. Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

2. Разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Более поздние предписания содержат кроме того замечания в отношении выполнения Приказа Минтранса «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств …» (отдельные приказы по каждому из видов транспорта, далее – Требования по транспортной безопасности). Итак, предлагаю подробнее разобраться в последовательности действий в рамках реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, ниже представлена последовательность мероприятий, за проведение которых отвечает собственник (!!!), как она предусмотрена законом (применительно к объекту транспортной инфраструктуры, далее – ОТИ):

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры;

2. Организацию проведения оценки уязвимости ОТИ;

3. Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ;

4. Реализацию утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Далее более подробно — по каждому мероприятию.

1. Предоставление сведений об ОТИ в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности для категорирования и внесения данных в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.

Внесение данных об объекте в реестр и категорирование проводит компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности, для этого собственник должен предоставить данные об ОТИ. Сведения об ОТИ должны содержать информацию о наименовании объекта и данные о собственнике  (наименование, регистрационные данные юридического лица) — для внесения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и сведения, характеризующие порядок функционирования объекта — для проведения категорирования (к этому пакету могут относиться планы территории, проектная документация и т.п. – их может запросить компетентный орган или аккредитованная организация, т.к. эти сведения потребуются для проведения оценки уязвимости, необходимо найти их и быть готовым предоставить копии  документов).

На этом этапе субъекту транспортной инфраструктуры (собственнику) рекомендуем организовать выполнение следующих действий:

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Определение ответственного за проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности на объекте Приказ о назначении ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности ОТИ
Создание рабочей группы для сбора и подготовки сведений об объекте транспортной инфраструктуры, для разработки внутренних распорядительных документов о реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ Внутренние распорядительные документы по обеспечению транспортной безопасности ОТИ
Сбор сведений об объекте транспортной инфраструктуры, характеризующих порядок функционирования объекта Направление сведений об ОТИ в компетентный орган
Направление сведений об объекте транспортной инфраструктуры в компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности Получение уведомления от компетентного органа о присвоении категории безопасности объекту и занесения его в реестр категорированных ОТИ Установлен срок рассмотрение документов компетентным органом — не более 1 месяца с момента получения материалов

Результатом действий будет являться получение уведомления о присвоении категории ОТИ и занесении его в реестр категорированных ОТИ. Важным моментом на данном этапе является то, что после получения указанного уведомления сроки дальнейших мероприятий по транспортной безопасности регламентированы законом и они очень сжатые, поэтому чтобы не попасть в поле зрения контролирующих органов в результате нарушения установленных сроков, необходимо заранее  продумать дальнейшие действия и действовать «на опережение». Например, как можно раньше выбрать специализированную организацию, которая сможет проконсультировать по всему комплексу мероприятий и будет готова провести оценку уязвимости ОТИ.

2. Организация проведения оценки уязвимости ОТИ.

В соответствии с законом, ответственность за проведение оценки уязвимости ОТИ несет собственник объекта, проведением оценки уязвимости занимаются аккредитованные специализированные организации. Списки аккредитованных специализированных организаций можно найти на сайтах агентств Минтранса России по видам транспорта в разделах «Транспортная безопасность». Перейдем к плану действий на этом этапе.

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Выбор специализированной организации для проведения оценки уязвимости объекта Определение специализированной организации для взаимодействия Общий срок выполнения всего этапа — не более 3 месяцев с момента внесения данных об объекте в реестр, поэтому подготовительный этап — до заключения договора должен занять не более 2 месяцев
Подготовка и направление в специализированную организацию запроса на проведение оценки уязвимости ОТИ и информации об объекте Расчет стоимости проведения оценки уязвимости ОТИ
Заключение договора на проведение оценки уязвимости ОТИ Договор на проведение оценки уязвимости ОТИ
Специализированная оранизация проводит оценку уязвимости ОТИ и направляет отчет о проведении оценки уязвимости в компетентный орган Отчет о проведении оценки уязвимости ОТИ, рекомендации по обеспечению комплексной безопасности ОТИ Не более 1 месяца с момента заключения договора
Компетентный орган в сфере обеспечения транспортной безопасности утверждает результаты проведения оценки уязвимости Утвержденный компетентным органом результат оценки уязвимости, акт о проведении оценки уязвимости Срок направления результатов оценки уязвимости — не более 3 месяцев с даты внесения данных об объекте в реестр ОТИ, срок рассмотрения результатов компетентным органом — не более 1 месяца.

В результате перечисленных действий собственник получает на руки утвержденный результат проведения оценки уязвимости ОТИ. Срок выполнения всего мероприятия – не более трех месяцев с момента внесения данных об объекте с реестр.

3. Разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Разработку плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в соответствии с законом, должен провести собственник. Необходимо отметить, что план обеспечения транспортной безопасности должен быть утвержден компетентным органом в сфере обеспечения транспортной безопасности. Если собственник не располагает собственными ресурсами для разработки плана, можно воспользоваться консультационными услугами специализированных организаций, утверждение плана рекомендуем возложить на них же. В этом случае договор на предоставление услуг со специализированной организацией должен предусматривать предоставление результата заказчику в виде утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ. План действий представлен ниже.

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Разработка плана обеспечения транспортной безопасности объекта (ПОБ). В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов ПОБ должен быть разработан в течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (ФДА) результатов проведения ОУ (Проект плана может быть подготовлен в рамках концепции ТБ). План обеспечения транспортной безопасности ОТИ В течение 3 мес. после утверждения компетентным органом (Росавтодор) результатов проведения оценки уязвимости, срок рассмотрения плана компетентным органом — не более 1 месяца.
Направление плана обеспечения транспортной безопасности объекта в компетентный орган (Росавтодор) на утверждение. При получении отказа в утверждении плана — доработка и повторное направление Утвержденный план обеспечения транспортной безопасности объекта

Срок, отведенный законодательством на разработку и утверждение плана обеспечения транспортной безопасности не должен превышать трех месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ компетентным органом. Результатом действий данного этапа является утвержденный план обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

4. Реализация утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ.

Ответственность за реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ  несет собственник. При планировании необходимых работ, следует обратить внимание на то, что срок их окончания нормативно определен и составляет 6 месяцев с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости ОТИ (!!!). То есть, если разработка и утверждение плана безопасности заняли 3 месяца с даты утверждения результатов проведения оценки уязвимости, то на реализацию плана остается 3 месяца! Исходя из опыта работы, если реализация плана будет связана с поставкой и монтажом оборудования систем безопасности ОТИ, то выполнить работы в указанный срок будет очень сложно, в связи  с чем, рекомендуем начать подготовку к реализации планируемых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности как можно раньше.

Содержание мероприятия — план действий Результаты Сроки (если определены нормативно)
Реализация комплекса мероприятий в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ, информирование компетентного органа в сфере обеспечения транспортной безопасности о выполнении мероприятий, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Документы подтверждающие выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности ОТИ — договора с подрядчиками и акты выполненных работ; внутренние приказы по утверждению штатного расписания, положений, должностных инструкций, технологических процедур, регламентов взаимодействия и прочих документов в соответствии с планом. В течение 6 мес. после утверждения компетентным органом результатов проведения оценки уязвимости.

Объем работ и порядок действий по каждому объекту будет, конечно, различный, не типовой, поэтому мы не приводим здесь детализацию.  Результатом этого этапа и одновременно итоговым результатом всего комплекса работ будет достижение состояния ОТИ, соответствующее требованиям по обеспечению транспортной безопасности и комплект документов, подтверждающий проведение всех указанных выше мероприятий.

Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I

Кафедра «Радиотехника»

Пояснительная записка к курсовой работе

«Защита объектов железнодорожного транспорта от актов незаконного вмешательства»

Выполнил студент

Группа ЭС-104

(дата, подпись)

В.А. Павлов

Руководитель доцент

(дата, подпись)

П.А. Плеханов

Нормоконтроль доцент

(дата, подпись)

П.А. Плеханов

Санкт-Петербург

ПГУПС

2014

Содержание

Исходные данные 3

Введение 4

1Описание объекта 5

2Параметры объекта с точки зрения транспортной безопасности 6

3Оснащение объекта техническими средствами охраны 8

4Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности 11

5План обеспечения транспортной безопасности 14

Список используемой литературы 15

Исходные данные

Таблица 1 – исходные данные

Объект

Категория объекта

Уровень безопасности

Железнодорожный участок

2

3

Введение

Цель работы – обеспечить защиту железнодорожного участка (перегона) от акта незаконного вмешательства.

Железная дорога – это крупный инфраструктурный пространственно-распределенный объект, обеспечение безопасности которого является важной задачей. Магистральные путепроводы, мосты, вокзалы, базы ГСМ, узлы связи, источники водо- и энергоснабжения должны действовать бесперебойно и безаварийно. Важным является обеспечение сохранности жизни и здоровья пассажиров, поскольку на железной дороге даже хулиганство может привести к печальным последствиям.

Комплексная система безопасности железных дорог должна обеспечивать надежную защиту граждан от террористических актов, вандализма, хулиганства и несчастных случаев, автоматически выявлять опасные ситуации, функционировать в любых погодных условиях, оперативно информировать о возможных угрозах правоохранительные органы и экстренные службы.

В настоящее время на рынке систем безопасности появились радиолокационные системы (РЛС) охраны периметра и территории объектов, системы видеонаблюдения с компьютерным зрением, радарно-оптические комплексы обнаружения и слежения и другие системы, которые соответствуют этим требованиям и могут обеспечить комплексную охрану железнодорожных объектов.

К числу объектов, защиту которых необходимо обеспечить, можно отнести железнодорожный путь, который представляет собой комплекс инженерных сооружений и устройств, расположенных в полосе отводаи предназначенных для осуществления движенияпоездов. Железнодорожный путь состоит из верхнего строения (рельсы,стрелочные переводы, подрельсовое основание со скреплениями ибалластная призма) и нижнего строения (земляное полотно, водоотводные и искусственные сооружения).

Железнодорожные пути делятся на главные, станционныеи специального назначения. Главные пути — это пути, соединяющие станции или другие раздельные пункты. К станционным относятся: приемоотправочные,сортировочные,вытяжные, погрузочно-выгрузочные, ходовые,соединительныеи др. Главные станционные пути являются продолжением путей прилегающих к станции перегонов и не имеют отклонений на стрелочных переводах. Приемоотправочные пути предназначены для приёма поездов на станцию, стоянки и отправления на перегон. К путям специального назначения относятподъездные пути(промышленного железнодорожного транспорта), предохранительные иулавливающие тупики.

Основные программные мероприятия обеспечения транспортной безопасности

В порядке примерной последовательности основные мероприятия по реализации Концепции включают:

1. Принятие Указа Президента РФ, утверждающего настоящую Концепцию.

2. Наделение правами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти (принятие постановления Правительства РФ «О специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти в области транспортной безопасности», внесение изменений в нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти).

3. Утверждение документов о разграничении, субординации и координации полномочий государственных органов власти и органов местного самоуправления (принятие постановлений Правительства РФ).

4. Принятие на правительственном уровне плана реализации Концепции на первый год.

5. Первый Доклад о транспортной безопасности (осуществляется в течение шести месяцев после принятия Концепции, в частности, содержит отчет о выполнении первоочередных мер по реализации Концепции, проблемах, возникших при ее реализации, выводы о необходимости корректировки правительственного плана реализации положений Концепции и/или принятых в соответствии с ней нормативных правовых актов ).

6. Активизация международной кооперации по противодействию терроризму на транспорте, в том числе на уровне СНГ. Инициирование разработки и принятие стратегии противодействия терроризму на объектах транспортного комплекса, унификация законодательства стран-участниц в области борьбы с терроризмом, создание единых информационных баз данных по борьбе с терроризмом, в том числе на транспорте.

7. Оценка уязвимости и категорирование транспортных объектов, определение объема финансовых ресурсов, необходимых для надлежащего технического обеспечения транспортных объектов и транспортных средств в целях транспортной безопасности. Составление программы финансирования (бюджетного и небюджетного) неотложных мероприятий по транспортной безопасности на год.

8. Принятие на правительственном уровне плана реализации Концепции на второй год.

9. Подготовка второго Доклада по транспортной безопасности (не позднее 18 месяцев со дня утверждения Концепции), содержащего, в частности, оценку итогов первого года реализации Концепции, предложения по корректировке плана реализации Концепции на второй год, оценку трудностей, возникших при реализации Концепции.

10. Выполнение мероприятий по техническому оснащению транспортных объектов и транспортных средств в соответствии с категориями; выполнение мероприятий по подготовке кадров, создание информационных систем и баз данных. Оценка программы финансирования мероприятий транспортной безопасности на первый год. Разработка программы финансирования неотложных мероприятий транспортной безопасности на второй год.

11. Принятие на правительственном уровне плана реализации Концепции на третий год.

12. Подготовка третьего Доклада по транспортной безопасности (не позднее 30 месяцев со дня утверждения Концепции), содержащего, в частности, оценку итогов второго года реализации Концепции, предложения по корректировке плана реализации Концепции на третий год, предложения по корректировке содержания Концепции, оценку трудностей, возникших при реализации Концепции.

13. Подведение итогов выполнения программ финансирования неотложных мероприятий обеспечению транспортной безопасности. Оценка финансовой обеспеченности транспортных предприятий по выполнению новых требований транспортной безопасности. Разработка программы обеспечения финансовой устойчивости предприятий транспортного комплекса в части выполнения требований транспортной безопасности.

14. Принятие на правительственном уровне программы реализации Концепции на долгосрочную перспективу, внесение изменений в Концепцию по итогам ее реализации.

15. Подготовка четвертого Доклада по транспортной безопасности (не позднее 42 месяцев со дня утверждения Концепции), содержащего, в частности, оценку итогов выполнения первого этапа реализации Концепции, оценку достигнутого уровня транспортной безопасности, основных проблем ее обеспечения, прогноз состояния транспортной безопасности в России на три года.

16. Разработка и принятие законов на этапе неотложных мер:

- закон «О транспортной безопасности», внесение изменений в действующие законы по вопросам транспортной безопасности, в т.ч. Воздушный кодекс, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Закон «О безопасности дорожного движения» (см.7.4.):

- разработка изменений и дополнений в законодательство об административных правонарушениях и уголовное законодательство в части ответственности за нарушение требований транспортной безопасности;

- разработка предложений по включению требований транспортной безопасности в технические регламенты;

- разработка программы гармонизации российского законодательства о транспортной безопасности в соответствии с международными требованиями и стандартами (в т.ч. предложений по изменению международных требований в интересах российской транспортной системы и транспортных организаций).

17. Разработка и принятие законов на средне- и долгосрочных этапах:

- устранение пробелов законодательного регулирования в транспортной сфере с учетом требований транспортной безопасности (законодательство о морских портах, об автомобильном транспорте, об автомобильных дорогах, о городском пассажирском транспорте, об аэропортах, о перевозках в прямом смешанном сообщении, законодательство о концессиях в транспортной инфраструктуре (см. 7.4.);

- разработка и принятие законодательных актов по вопросам финансирования мероприятий транспортной безопасности ( в частности, использование средств ОСАГО для финансирования мероприятий транспортной безопасности на автомобильном транспорте, налоговое стимулирование создания транспортными предприятиями фондов обеспечения транспортной безопасности, унификация требований по страхованию на транспорте с целью финансирования транспортной безопасности );

- разработка и принятие технических регламентов;

- выполнение программы по гармонизации российского законодательства в соответствии с международными требованиями в области транспортной безопасности.

18. Уточнение требуемых объемов финансирования с разделением бюджетных средств и собственных средств хозяйствующих субъектов. Начало выделения необходимых бюджетных средств и продолжение в ежегодных бюджетных процедурах.

19. Разработка и утверждение планов готовности всех уровней.

20. Упорядочение системы и процедур надзора и контроля транспортной деятельности в части транспортной безопасности.

21. Разработка и утверждение Национальной программы транспортной безопасности на 10 лет.

22. Создание Единой информационной системы, банка данных пассажиров и грузов.

23. Упорядочение мобилизационной готовности на транспорте.

24. Передача функций подготовки водителей автомобилей, выдачи водительских прав, технического осмотра автотранспорта в ведение гражданского федерального органа исполнительной власти.

25. Организация системы мониторинга уровня и оценки угроз транспортной безопасности.

26. Упорядочение и наделение обеспеченными нормативно-правовыми актами правами и основаниями деятельности служб транспортной безопасности.

27. Введение порядка лицензирования автодорожного строительства и соответствующего надзора.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:


Смотрите также