Меры безопасности при пересечении водных преград


Основные правила безопасности при преодолении водных препятствий

Водные преграды часто встречаются на пути пеших туристов и являются одним из основных препятствий на маршруте. Преодоление их требует от туристов знаний, накопленных в предыдущих походах, здравого смысла, спокойствия в принятии верного решения. Поспешность, недооценка опасности, неумение навести переправу могут привести к тяжелым последствиям. Водные преграды условно классифицируются по следующей схеме.

Переправа вброд

Наиболее частый вид переправы - прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев и других предметов, которые, при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения. Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки: определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбирать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата; определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

При определении препятствия необходимо учитывать время года и суток, а также метеорологическую обстановку (ливневые дожди, снежные заряды, буря, бурное таяние снега и ледников, резкое снижение температуры, высокий уровень воды). После выбора места переправы определяют скорость течения реки. Прохождение горной реки вброд рекомендуется при следующей глубине: скорость течения до 1 м/с, глубина не более 0,9 м; 2 м/с - максимально 0,7 м; более 2 м/с - до 0,5 м. При скорости течения свыше 3-4 м/с переходить реку вброд опасно.

По характеру реки течение классифицируется на слабое - до 0,5 м/с, среднее от 0,5 до 1 м/с, быстрое от 1 до 2 м/с и очень быстрое - свыше 2 м/с. Определение скорости течения проводится двумя участниками. Один из них отходит вверх по течению на 10 м и по команде бросает в воду небольшую щепку сухого дерева, другой, стоящий ниже, засекает время прохождения предмета до отметки. Пройденный щепкой отрезок пути делят на время его прохождения (например, 10 м:6 с = 2 м/с скорость течения).

Места переправы можно классифицировать следующим образом: непроходимые, труднопроходимые и проходимые.

Непроходимыеучастки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение.

Признаки труднопроходимыхводных участков - широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград.Проходимыереки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 м. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него - грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду,

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20-30 м следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе реки вброд, равнинной или горной, первый должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника. На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди (по мнению автора сайта, веревки необходимо крепить со стороны спины - Н.К.) пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой - основная сверху по течению, вспомогательная - ниже. Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой.

После переправы реки первым основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующими на уровне груди туриста. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, держась руками за натянутые перила, лицом навстречу течению. При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди); Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, он переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.

При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки. Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы - колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним - второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

Значительно осложняется прохождение брода в период проведения походов в межсезонье. Это обусловлено неблагоприятной погодной обстановкой, скоростью течения, подъемом и низкой температурой воды.

Основные правила безопасности при переправе вброд: · при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой; · реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самостоятельно переправляться в других местах запрещается; · при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами; для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять. Прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее; · при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный; · для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата; · переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ ВОДНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

Водные преграды часто встречаются на пути пеших туристов и являются одним из основных препятствий на маршруте. Преодоление их требует от туристов знаний, накопленных в предыдущих походах, здравого смысла, спокойствия в принятии верного решения. Поспешность, недооценка опасности, неумение навести переправу могут привести к тяжелым последствиям.

Водные преграды условно классифицируются по следующей схеме.

Переправа вброд

Наиболее частый вид переправы — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке. Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопленных деревьев и других предметов, которые, при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки: определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбирать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата; определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

При определении препятствия необходимо учитывать время года и суток, а также метеорологическую обстановку (ливневые дожди, снежные заряды, буря, бурное таяние снега и ледников, резкое снижение температуры, высокий уровень воды).

После выбора места переправы определяют скорость течения реки. Прохождение горной реки вброд рекомендуется при следующей глубине: скорость течения до 1 м/с, глубина не более 0,9 м; 2 м/с — максимально 0,7 м; более 2 м/с — до 0,5 м. При скорости течения свыше 3—4 м/с переходить реку вброд опасно.

По характеру реки течение классифицируется на слабое — до 0,5 м/с, среднее от 0,5 до 1 м/с, быстрое от 1 до 2 м/с и очень быстрое — свыше 2 м/с. Определение скорости течения проводится двумя участниками. Один из них отходит вверх по течению на 10 м и по команде бросает в воду небольшую щепку сухого дерева, другой, стоящий ниже, засекает время прохождения предмета до отметки. Пройденный щепкой отрезок пути делят на время его прохождения (например, 10 м:6 с = 2 м/с скорость течения).

Места переправы можно классифицировать следующим образом: непроходимые, труднопроходимые и проходимые.

Непроходимыеучастки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение.

Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград.

Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2—2,5 м. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду,

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20—30 м следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 м от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду.

Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе реки вброд, равнинной или горной, первый должен пройти без рюкзака, в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника.

На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже. Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой.

После переправы реки первым основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующими на уровне груди туриста. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, держась руками за натянутые перила, лицом навстречу течению. При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди); Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, он переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки может осуществляться парами и шеренгой. Этот способ заключается в следующем: два или три—пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест.

При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя перный. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению. Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давяя возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

Значительно осложняется прохождение брода в период проведения походов в межсезонье. Это обусловлено неблагоприятной погодной обстановкой, скоростью течения, подъемом и низкой температурой воды.

Основные правила безопасности при переправе вброд: при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой; реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самостоятельно переправляться в других местах запрещается; при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами; для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять. Прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее; при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный; для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;

переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

Переправа над водой

Небольшие реки, горные потоки иногда можно преодолевать перепрыгиванием, но без рюкзака, чтобы не получить травму ноги (растяжение, вывих и т. п.). В этом случае следует пользоваться страховкой на шест. Шест ставится посередине водного препятствия, вверх по течению. Оперевшись на него, нужно оттолкнуться от берега и перепрыгнуть на противоположный берег. Можно осуществить страховку при помощи веревочных перил или шеста, использованного в виде перил.

Возможна переправа неглубоких рек по выступающим камням, если они расположены в шаге или на расстоянии небольшого прыжка, который можно совершить с места (с рюкзаком или без него). Но прежде чем воспользоваться этим способом, необходимо убедиться в их устойчивости. Для страховки рекомендуется использовать шест или натянутые веревочные перила. Если камни неустойчивые, мокрые и при прохождении по ним возникает малейшая опасность падения, следует отказаться от этого способа переправы, заменив его более безопасным.

Переправа по бревну или дереву наиболее удобна и безопасна. Она наводится в тех случаях, когда невозможно переправляться вброд из-за катящихся по дну камням, большой скорости течения, низкой температуры воды, значительной глубины и т. д. В том случае подбирается наиболее узкое место реки с несколько приподнятыми берегами, чтобы вода не заливала переправу. Бревно (дерево) должно быть длиннее ширины русла реки на 3—4 м. Сучья надо тщательно срубить. Бревно укладывается перпендикулярно руслу и укрепляется с обеих сторон.

Это рекомендуется делать в следующем порядке: со стороны берега, с которого предполагается наводить переправу, выкапывается уголком ямка. В него упирается комлем приготовленное бревно. Затем к верхушке крепится схватывающим узлом веревка так, чтобы оставались два одинаковых конца, за которые берутся равное количество туристов с обеих сторон и начинают медленно поднимать бревно на 40—50 град. Когда оно будет поднято на нужную высоту, его разворачивают перпендикулярно противоположному берегу. Затем также медленно начинают опускать в намеченную точку на противоположном берегу. По уложенному бревну проходит налегке первый турист. Если необходимо, закрепляет для устойчивости его верхушку. Веревку, на которой опускали бревно, перевязывают на нужную высоту, используя ее в качестве перил.

Рекомендуется и другой способ укладки бревна - выдвижением. Он состоит в следующем. Подбирается необходимой длины ствол дерева, очищается от сучьев и кладется на катки вблизи берега концом, направленным на противоположную сторону. Чтобы бревно не опрокинулось вперед, к комелю привязывают тяжелые предметы для противовеса, а со стороны верхушки прорезывается основная веревка, как в способе, описанном выше. С обеих сторон вбиваются рогулины высотой около 1,5 м, через которые пропускаются веревки. Веревки с каждой стороны держат по два участника. Другие со стороны комеля начинают подавать бревно вперед, страхующие при этом выдают веревку. После того как бревно ляжет на противоположную сторону, по нему проходит первый участник, держась за веревки. Перейдя на противоположный берег, он укрепляет бревно, перевязывает перила на нужную высоту. Только после этого участники, держась за перила, по одному переходят на противоположную сторону. Если бревно тонкое, мокрое и по нему сложно передвигаться, для устойчивости нужно сделать зарубки. По сырому бревну возможна переправа сидя или на коленях.

Другой способ наведения переправы состоит в следующем. На нешироком участке реки, где намечается завести переправу, подбирается дерево вблизи воды, и его валят так, чтобы оно перекрыло русло. Первый переправляется без рюкзака, придерживаясь толстых сучьев, мешающие прохождение сучья срубает. На противоположном берегу дерево укрепляет, чтобы его не снесло. Если при такой переправе возникает малейшая опасность падения, необходимо натянуть веревочные перила. Последним переправляется самый опытый турист. Он перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега и переходит сам.

На нешироких участках реки для страховки перекидывают жердь, которая служит в качестве перил. Она закрепляется на берегу или ее держат туристы с одной и другой сторон. При переходе можно использовать шест в качестве страхующей опоры, который ставят против течения. Этим способом в целях охраны природы следует пользоваться только в крайнем случае.

Переправа по естественному завалу. В таежной местности нередко на реках встречаются завалы, которыми можно воспользоваться при переходе на другой берег. Но прежде чем переходить по завалу, необходимо проверить устойчивость бревен. Прочность завала проверяет один из туристов. Он без рюкзака переходят на противоположный берег и определяет устойчивость и прочность завала. Последующие переходят завал по одному или по двое.

Переправа по клади. Этот способ переправы используется на нешироких, но глубоких ручьях, протоках, через каньоны и трещины, переход через которые связан с опасностью для участников. Наведение такой переправы технически несложно. Через препятствие укладывается несколько нетолстых бревен. Чтобы при ходьбе по ним бревна не разъезжались, их следует закрепить (связать репшнуром). Для безопасности прохождения по клади натягиваются одинарные или двойные веревочные перила, которые можно заменить тонкими, прочными жердями, укрепив их на берегу, или их держат туристы. В качестве страхующей опоры также можно использовать 3—5-метровый шест, который ставится под углом вверх по течению. После перехода на противоположный берег он передается следующему.

Переправа по жердевому мосту организуется через неширокие русла рек. Висячий мост предварительно собирается на берегу из трех основных веревок и тонкого бревна. Длина петель, поддерживающих бревно, должна быть такой, чтобы перила оказались под мышками идущего по переправе. Когда приготовления с мостом закончены, на другой берег со страхующей веревкой переходят один или два участника. К страхующей веревке привязываются петли. Переправившись на противоположный берег, туристы перетягивают на свою сторону перила моста и прочно их закрепляют. Мост следует укрепить так, чтобы во время перехода по нему он не касался воды и не раскачивался.

Для наведения переправ через водные преграды следует избегать валки живых деревьев. В лесной местности достаточно поваленных деревьев, которые могут быть использованы при наведении переправы. Однако, прежде чем остановить свой выбор на одном из них, необходимо проверить его прочность на берегу.

По натянутой веревке (или тросу) переправа осуществляется через бурную и глубокую реку. Для наведения навесной переправы одному из туристов нужно пройти реку вброд на страхующей веревке и закрепить ее конец на берегу. Можно использовать прием перебрасывания веревки с предметом с целью захлестывания ее за определенную опору (дерево, кусты, выступ скалы и т. д.), если русло реки узкое. Закрепив таким способом веревку, прежде чем по ней переправляться, необходимо испробовать ее прочность и надежность. После этого один участник переправляется на другой берег и надежно закрепляет конец веревки, второй конец также прочно закрепляется. Веревка для навесной переправы натягивается под небольшим углом к противоположному берегу со стороны, где находится группа. Для безопасности переправы натягивается дополнительно еще одна страховочная основная веревка.

Переправляясь, участник пристегивается к двум веревкам карабинами от грудной обвязки и беседки. Если веревки сильно наклонены к противоположному берегу и имеется опасность получения травмы, переправа людей должна осуществляться ногами вперед. Если натянутые веревки имеют небольшой угол уклона или провиса, то переправа осуществляется головой вперед. Это удобно еще и тем, что переправляющийся может помогать себе в передвижении руками. Движение по переправе осуществляется в горизонтальном положении за счет своего веса, иногда с помощью вспомогательной веревки, которая пристегивается к карабинам, на которых переправляется турист. Помощь осуществлястся с берега по направлению движения вытягиванием за вспомогательную веревку.

Рюкзаки нужно переправлять отдельно по одному или несколько штук. Самый опытный участник перевязывает веревки так, чтобы их можно было выдернуть с другого берега, и после этого последним покидает берег.

Для переправы в пеших походах можно применять стальной 4-миллиметровый трос вместо основной веревки. Преимущество троса велико. Он сильно не провисает, выше прочность.

Переправа по снежным и ледовым “мостам”. Снежные мосты обычно образуются в конусе выноса в долину зимней или весенней лавины. Сквозь толщу снега поток пробивает себе туннель. Летом такие мосты сильно подтаивают, но они еще достаточно прочны, чтобы по ним перейти на противоположную сторону. При переходе по снежному мосту следует предпринимать все необходимые меры безопасности. Прежде всего, следует проверить его прочность. С этой целью один из участников на страховке с ледорубом, без рюкзака осторожно идет по мосту и зондирует перед собой снег. После перехода первого веревка, которой он страховался, крепится на противоположном берегу, образуя перила. Если снежный мост непрочен, его следует преодолевать ползком. Для безопасности сложные участки рекомендуется проходить в связке по 2—3 человека, след в след. В самых крайних случаях непрочный снежный мост можно преодолевать прыжком, если есть полная гарантия, что во время толчка и приземления под участником не обрушится кровля моста и он сможет вовремя затормозить на снегу.

Ледовые мосты — участки с открытыми или забитыми снегом трещинами следует проходить с обязательной разведкой и страховкой. Движение по льду должно проходить в туристской обуви на подошве “Вибрам”. На отдельных, более крутых участках, для страховки применять кошки.

Встретившиеся на пути мелкие трещины следует перешагивать, широкие — обходить. Трещины шириной до 2 м можно преодолевать прыжком без рюкзака, по обязательно со страховкой — основной веревкой через плечо или поясницу. Страхующий должен находиться не ближе 10—15 м от края трещины с удобной опорой. Прыгать на лед в кошках нежелательно, так как можно зацепиться, потерять равновесие и упасть. Если все же прыжок вынужден будет производиться в кошках, то нужно выбрать место, чтобы приземлиться на снег. Перед прыжком нужно тщательно проверить прочность краев трещины. Когда на противоположной стороне будут три-четыре человека, им можно перебросить рюкзаки за лямки, пристегнув их карабином к вспомогательной веревке.

Переправа по льду через водоемы и реки. Перед выходом группы на лед необходимо проверить его состояние, затем предпринять все необходимые меры безопасности: ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5—7 м и выдерживать ее до выхода на противоположный берег. С выходом на лед держать наготове веревку, а каждому участнику иметь шест.

При ходьбе по льду следует установить порядок движения. Первым идет опытный турист с облегченным рюкзаком или без него. Его задача — выбирать безопасный путь. Участники должны прекратить разговоры и все внимание сосредоточить на безопасности передвижения. Идти всем по одному следу.

В случае падения в воду необходимо быстро организовать помощь. Прежде всего прекратить движение, снять рюкзаки и выполнять указания руководителя. Упавшему в воду необходимо кинуть конец веревки и с ее помощью подтянуть его к краю полыни. Затем помочь пострадавшему выбраться на лед. Если он самостоятельно не может выйти из воды, то следует подобраться к нему ползком, продвигая перед собой шесты. Создав из шестов опору с двух сторон, начать подъем его из воды, сняв с него рюкзак. Выход из воды на лед нужно осуществлять ползком, опираясь на шесты, с одновременным подтягиванием веревкой. Не следует сразу становиться на колени или вставать. Лед может не выдержать и обломиться. Пострадавшему необходимо помочь быстро добраться до ближайшего берега. Все действия должны быть согласованы. С выходом на берег нужно немедленно разжечь костер, раздеть и растереть пострадавшего, надеть на него сухую одежду, напоить горячим чаем, уложить в спальный мешок, дать успокаивающее средство, чтобы снять стрессовое состояние. Если через некоторое время самочувствие участника не восстановится, то следует сойти с маршрута и выйти к ближайшему населенному пункту для оказания профессиональной медицинской помощи.

Основные правила безопасности при переправе над водой: при использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность; при переправе по бревну, завалу необходимо проверить устойчивость и надежность переправы; по мокрым и гонким бревнам проходить с обязательной страховкой; на завале быть осторожным, проверять его прочность; переправляться там, где решила группа; при переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности; ходить по льду нужно только в туристской обуви, при крутизне 15—20° — в кошках; не стоять и не приближаться к краю трещины без страховки; переходить трещины, забитые снегом, только после их проверки; страхующий должен внимательно следить за действиями партнера и своевременно выдавать или выбирать веревку, не допускать большого ее провисания, работать в рукавицах; прыжок через трещину производить только в том случае, если уверен, что перепрыгнешь; передвигаться по навесной переправе только по одному и с надежной страховкой; переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо; осенью и весной, когда на водоемах, озерах и реках недостаточно прочный лед, переходить только при соблюдении правил безопасности;

в аварийной обстановке действия должны быть быстрые и уверенные.

Переправа по воде

Для переправы через водные преграды рекомендуется пользоваться лодками и байдарками. Загрузка лодки (байдарки) должна быть равномерной. Рюкзаки укладываются невысоко, в средней части. Размещать членов группы следует так, чтобы корма была ниже носовой части. При переправе соблюдать правила безопасности.

Для перенравы можно использовать надувные матрацы. Из двух соединенных между собой матрацев и нескольких палок для жесткости связывается плот. Грузоподъемность такого плота до 150 кг. Один конец вспомогательной веревки прикрепляется к плоту, другой находится на берегу у группы, которая осуществляет им страховку. Первый, достигнув берега, привязывает еще один конец веревки с другой стороны плота. В дальнейшем плот веревками перетягивается поочередно с одного берега на другой (паромная система).

Можно использовать и другой способ передвижения парома. Между берегами натягивается основная веревка. К ней пристегиваются карабином, который привязан к короткому концу (около 1 м) репшнура, идущего от плота. Плот двигается за счет течения. Вещи следует располагать равномерно и привязывать. В целях безопасности переправляться следует по одному.

Для переправы также можно пользоваться деревянными саликами, но если группа планирует прохождение сложной переправы, рекомендуется брать с собой разборный катамаран. Катамаран состоит из двух одинаковых легких гондол, в которые вкладывают шесть-восемь надувных волейбольных камер. Две гондолы и несколько реек (сучков) соединяют между собой и получается надувной плот. Дальше переправа проходит, как описано выше.

В очень редких случаях переправа осуществляется на лошадях. При этом способе переправы глубина брода не должна превышать 1,3 м при скорости течения до 2 м/с, глубина 0,8 м при скорости течения до 3—4 м/с. При переправе верхом давать лошади некоторую свободу в выборе пути. Если осуществляется Групповое преодоление брода верхом через быструю реку, сильных лошадей нужно ставить несколько выше по течению, чтобы они принимали силу течения на себя. При малом количестве лошадей переправа группы осуществляется челноком. Возможен и другой способ переправы, когда переправляющиеся переходят реку вброд или плывут рядом с лошадью, придерживаясь руками стремя. Перед переправой рюкзаков содержимое внутри их нужно переложить в полиэтиленовый вкладыш. Переправа верхом с рюкзаком недопустима.

Основные правила переправы по воде: запрещается переправа в штормовую погоду; не перегружать судно людьми и грузом; при переправе на матрацах, катамаране, салике вначале проверить надежность соединения и грузоподъемность, ниже по течению выставить посты перехвата; переправляться верхом на лошади только по одному;

способом преодоления реки вплавь вместе с лошадью могут пользоваться только хорошо умеющие плавать.

Переправа вплавь

Этот вид переправы рекомендуется применять в горно-таежном пешем походе только в том случае, если невозможно применить другие виды. Им пользуются редко из-за низкой температуры воды, сильного течения, часто загроможденного русла реки.

Один из участников, обвязавшись вспомогательной веревкой, переправляется вплавь, вытягивает с помощью вспомогательной основную веревку и закрепляет ее на противоположном берегу. Оставшиеся туристы натягивают и закрепляют веревку (трос) на своем берегу. Затем следует переправлять людей и рюкзаки одним из приемлемых для этого участка способом.

Основные требования этого вида переправы следующие: первый переправляющийся должен хорошо плавать, быть физически крепким, так как ему придется затрачивать большие усилия в преодолении потока и сопротивления страхующей веревки. Необходимо организовать пост перехвата ниже по течению. Туристы не занятые страховкой, должны быть готовы оказать помощь, если кого-нибудь снесет течением.

Переправляться вплавь через равнинную реку несколько проще, так как температура воды выше, а скорость течения минимальная, но здесь могут быть и свои сложности: большая глубина, наличие омутов, топляка, коряг и т. п. Это необходимо учитывать при наведении переправы и обязательно соблюдать меры безопасности.

Если уровень воды выше обычного, бурное течение, отсутствует необходимое снаряжение, преодоление водной преграды в данном месте вызывает сомнение, грозит опасностью для жизни туристов, следует искать другое место для переправы. Если приемлемого по силам участников места переправы не будет найдено, нужно отказаться от прохождения водной преграды и заканчивать маршрут по запасному варианту или сойти с него.

Можно преодолевать водную преграду вплавь с рюкзаком. Для этого содержимое рюкзака укладывается в полиэтиленовый мешок, прочно завязывается и затягивается лямками рюкзака. Турист, придерживая одной рукой рюкзак, а другой загребая, переправляется на противоположный берег.

Переправу вплавь рекомендуется применять только опытным, схоженным туристским группам, которые отрабатывали этот способ переправы в тренировочных походах.

Перейти к содержанию

cyberpedia.su

Безопасность. Орловская область

1. Перед проведением занятия необходимо проверить умение личного состава действовать в аварийных ситуациях, а также готовность лодок к преодолению водной преграды.

2. Преодолевать водную преграду разрешается только после ее разведки и организации спасательно-эвакуационной службы.

3. На судоходной преграде необходимо выставлять верховую и низовую речные заставы, обеспечивать их средствами связи и сигнализации, необходимыми для остановки или предупреждения об опасности проходящих судов, а также средствами перехвата и буксирования к берегу предметов, угрожающих безопасности плавания.

4. При движении на плаву необходимо следить за количеством воды, поступающей в корпус, и за работой водооткачивающих средств. При быстром поступлении воды в корпус следует принять меры к немедленному возвращению на берег и доложить о случившемся руководителю занятия по радио или другим установленным сигналом. В случае вынужденной остановки двигателя или потери управления лодкой следует доложить руководителю занятия и принять меры к повторному пуску двигателя.

5. К вождению на плаву допускаются только курсанты, умеющие плавать; они должны быть обеспечены спасательными жилетами. При переправе десанта на лодке нужно соблюдать установленные нормы грузоподъемности; личный состав десанта должен уметь плавать и находиться в спасательных жилетах. Размещение десанта не должно препятствовать свободному управлению лодкой.

6. Погрузка машины на паром и выгрузка с него разрешаются только после того, как паром будет причален и надежно закреплен на возможно допустимом расстоянии от берега. Танк на пароме должен устанавливаться посередине, бронетранспортеры и другая техника — в зависимости от количества погружаемых машин. После установки машины на паром двигатель должен быть остановлен, тормоза полностью затянуты и включена задняя передача.

7. Запрещается:

  • движение машины, катера, парома через водную преграду при отсутствии у экипажа (расчета) и десанта спасательных жилетов;
  • управлять паромом, катером и машиной механику-водителю, не умеющему плавать;
  • перегружать паром и машину;
  • переправлять ненадежно закрепленную технику на плавающей машине;
  • движение машины со скоростью, при которой начинается перекатывание воды через верхнюю крышку волноотражательного щитка;
  • преодоление водной преграды с опущенным волноотражательным щитком;
  • отчаливать паром при отсутствии якорей и неполном составе обслуживающего расчета.

mchs-orel.ru

Требования безопасности при передвижении по тактическому полю (местности проведения занятия), обращении с имитационными средствами и холостыми патронами, при преодолении инженерных заграждений и водных преград, использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи

Бесплатная консультация по вопросам приобретения жилья для военнослужащих

2.3. Требования безопасности при преодолении инженерных заграждений и водных преград

Преодоление невзрывных заграждений осуществляется по проходам и переходам, устраиваемым инженерными подразделениями, а также подразделениями родов войск с использованием инженерной техники, навесного бульдозерного оборудования и взрывчатых веществ.

Расчистку завалов в населенных пунктах производят бульдозерами и путепрокладчиками. Нельзя допускать, чтобы вблизи прохода оставались полуразрушенные здания, угрожающие обвалом. Такие здания необходимо обрушить взрывом или механическим способом. Крупные обломки и монолитные элементы дробят взрывами накладных зарядов массой по 2-5 кг. При большой высоте и глубине завала его не расчищают, а делают через него проход путем выравнивания поверхности и устройства входной и выходной аппарелей.

Для преодоления барьеров и баррикад в них проделывают проходы путем подрыва и растаскивания бревен. Обломки удаляют бульдозером за пределы прохода. Проходы в проволочных заграждениях проделывают танками, взрывным способом или вручную с помощью ножниц. Для проделывания проходов в проволочных заграждениях взрывным способом применяют удлиненные заряды, укладываемые под проволоку у кольев. Длина зарядов должна быть не менее ширины заграждения. В результате взрыва 1 м удлиненного заряда массой 4-6 кг в заграждении образуется проход шириной 4-5м. Проволочные заграждения преодолевают также устройством переходов путем набрасывания на проволоку матов из ветвей или соломы, досок, жердей и шинелей. В малозаметных и переносных проволочных заграждениях проходы проделываются путем растаскивания их отдельными звеньями с помощью кошек и крюков, прикрепляемых канатами к танкам или тягачам. Электризованные заграждения преодолеваются по проходам или путем их обесточивания с последующим преодолением их как обычных проволочных заграждений.

При переправе через водную преграду вброд необходимо соблюдать следующие основные требования безопасности:- при выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой;- реку переходить в месте, выбранном разведкой;- переправляться в других местах запрещается;- при переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами;- для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять - прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее;- при движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный;- для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата;

- переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

Основные требования безопасности при переправе через водную преграду вплавь:

Преодоление реки в плавь в обмундировании с оружием проводится с помощью индивидуальных средств (спасательных жилетов, поясов, нагрудников). В случае их отсутствия сооружаются поплавки из одежды, снаряжения или местного материала. К переправе в плавь допускаются только хорошо обученные солдаты.

Перед тем как начать переправу необходимо расстегнуть воротник и обшлаги на рукавах, развязать завязки брюк и кальсон, вывернуть карманы, заложить сапоги (ботинки) за поясной ремень (уложить в вещевой мешок), штык-нож прикрепляют к поясному ремню, надеть вещевой мешок, взять автомат на грудь или за спину.

При плаваний с поплавком, изготовленным из вещевого мешка, можно принимать вертикальное положение, изготавливаться к стрельбе и вести огонь из автомата.

Перед стрельбой для освобождения канала ствола от воды необходимо поднять автомат вверх и слегка отвести затвор назад.

Первый переправляющийся должен хорошо плавать, быть физически крепким, так как ему придется затрачивать большие усилия в преодолении потока и сопротивления страхующей веревки.

Необходимо организовать пост перехвата ниже по течению.

Военнослужащий, не занятые страховкой, должны быть готовы оказать помощь, если кого-нибудь снесет течением.

2.4. Требования безопасности при использовании индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи

При выполнении личным составом, одетым в СИЗ, боевых задач сроки работы могут ограничиваться тепловым состоянием организма:- в летних условиях при повышенной температуре воздуха и физической работе личного состава возможно перегревание тела;

- в зимних условиях при отрицательной температуре воздуха – переохлаждение.

Степень тяжести физических нагрузок при использовании СИЗК зависит от вида боевых действий:- покой – отдых, сон;- легкая – марш на подвижных объектах вооружения и военной техники, ведение радиосвязи, работа операторов, вычислителей, специалистов штабов и др.;- средняя – марш пешим порядком (скорость 4–5 км/ч), действия расчетов ракетной техники на боевых позициях, ремонт вооружения и военной техники, вождение боевой техники по пересеченной местности, проведение специальной обработки вооружения и военной техники и имущества;- умеренно тяжелая – атака со стрельбой, перекатка орудий вручную, действия артиллерийских расчетов, выполнение спасательных работ;

- очень тяжелая – марш-бросок, инженерное оборудование местности и переправ, прокладка кабельных линий связи (вручную), передвижение по лесисто-болотистой местности пешим порядком и др.

Предельные сроки работы при повышенной температуре – это время, при превышении которого у 80% военнослужащих могут развиваться тепловые удары, выводящие личный состав из строя на длительное время (до 5 суток) и в отдельных случаях приводящие к смертельному исходу.

Предельные сроки непрерывной работы в СИЗ и летних условиях, ч

Положение комплекса СИЗ

Средства индивидуальной защиты

Температура воздуха, °С

Степень тяжести физической нагрузки

легкая

средняя

тяжелая

«Походное»

ОКЗК

20

Неограничено

30

Неограничено

6

2,5

40

4

2

1,2

«Радиационная опасность»

ОКЗК, респиратор

20

Неограничено

30

Неограничено

5

2

40

Неограничено

1,5

0,8

«Газы»

Противогаз, ОКЗК, чулки и перчатки

20

Неограничено

30

Неограничено

3

1

40

Неограничено

1

0,6

Противогаз, ОКЗК, ОЗК (КЗП, Л-1)

10

6–8

4–5

3–5

20

2

0,6

0,4

30

1

0,5

0,4

40

0,7

0,4

0,3

Противогаз, защитное белье, чулки и перчатки

20

Неограничено

30

Неограничено

4

1,5

40

Неограничено

2,6

1,9

Противогаз, ОКЗК

20 и ниже

Неограничено

30

Неограничено

3,5

1,5

40

Неограничено

1,5

1

Предельные сроки работы в зимних условиях – это время, при превышении которого у личного состава может наступить переохлаждение организма, приводящее к ознобу и обморожениям.

В летних условиях, если продолжительность выполнения задачи и время защитного действия выбранной комплектации СИЗ превышают предельные сроки работы необходимо уменьшить темп (тяжесть физических нагрузок) или снизить уровень индивидуальной защищенности, сокращая количество применяемых СИЗ или изменяя степень их герметичности.

Предельные сроки неприрывной работы в СИЗ при отрицательных температурах воздуха, ч

Комплектация СИЗ и обмундирования

Температура воздуха, °С

Степень тяжести физической нагрузки

легкая

средняя

тяжелая

Фильтрующие противогазы, зимнее обмундирование (шинель), чулки, перчатки

–40

0,5

0,7

1,5

–30

0,6

1,2

3

–20

0,8

Неограничено

–10

2,8

Неограничено

0

Неограничено

Фильтрующие противогазы, зимнее обмундирование (ватные брюки, куртки, ОКЗК)

–40

0,6

1,5

4

–30

0,8

4

Неограничено

–20

1,2

Неограничено

–10

Неограничено

0

Неограничено

Фильтрующий противогаз, ОЗК, зимнее обмундирование (ватные брюки, куртка)

–40

1

2

Неограничено

–30

1,7

Неограничено

–20

2,8

Неограничено

–10

Неограничено

0

Неограничено

Для компенсации снижения индивидуальной защищенности следует в максимальной степени использовать объекты вооружения и военной техники и медицинские средства защиты.

Уменьшить степень изнуряющего действия выбранных СИЗ в летних условиях можно применением рациональных режимов работы и отдыха. Применение рациональных режимов работы и отдыха позволяет повысить работоспособность личного состава (по объему выполненной работы) в 2–3 раза.

При облачной и пасмурной погоде время непрерывной работы в СИЗ увеличивается на 20–30%.

voenservice.ru


Смотрите также