Национальная безопасность понятие значение для сохранения государственности


Понятие национальной безопасности в отечественном и зарубежном государственно-правовом дискурсе

5. Стрельченко В.И., Клименко И.И. Рациональность и антрополого-образовательный проект // Философия права. - 2011. - № 6. - С. 12.

6. ЛомаевА.Ю. К вопросу о понятии интереса в современной философии права // Правовая политика и правовая жизнь. - 2011. - № 4. - С. 39.

7. Стрельченко В.И., Клименко И.И. Указ. соч. - С. 13.

Статью рекомендовал к опубликованию д.ю.н., профессор И.В. Тимошенко.

Андреева Ольга Александровна - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371652, 89043467043; кафедра теории права; д.ф.н.; профессор.

Andreeva О1^ Alexandrovna - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phones: +78634371652, 89043467043; the department of theory of law; dr. phil. sc.; professor.

УДК 342

В.А. Бушуев

ПОНЯТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ

И ЗАРУБЕЖНОМ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ ДИСКУРСЕ

Раскрыты основные понятия и представления, составляющие категорию национальной безопасности, рассмотрена эволюция понятия безопасности с глубокой древности до современного его понимания в широком спектре как западных классических источников, так и российского правового дискурса. Показана эволюция понятия «национальная безопасность» в отечественной политико-правовой традиции, представлено понимание национальной безопасности России в рамках сложной системы, содержащей общесистемные признаки и необходимые условия ее функционирования, такие как целостность, относительная самостоятельность и устойчивость.

Безопасность; национальная безопасность; национальные интересы личности; общества и государства.

V.A. Bushuev

CONCEPT OF NATIONAL SECURITY IN DOMESTIC AND FOREIGN LEGAL DISCOURSE

The article reveals basic concepts and ideas that constitute a category of national security and examines an evolution of security notion from ancient times to its modern understanding in a wide range of both Western classical sources and ones of Russian legal discourse. Evolution of the notion «national security» in native political and legal tradition is shown. Understanding of the national security of Russia within a complex system containing common features and the necessary conditions for its functioning such as integrity, relative independence, stability, is presented.

Security; national security; national interests of personality; society and state.

С глубокой древности и в течение довольно длительного периода в мире доминировали религиозные и философско-этические взгляды на категорию безопасности. Понимание безопасности человеком трактовалось им как отсутствие для него опасности или зла. Аристотель, как и Платон, считал, что безопасность индивидов должно обеспечивать государство путем управления общественной жизнью ради достижения справедливости и общего блага [1]. Более широкое значение понятие безопасности стало приобретать в учениях философов XVII-XVIII вв. Бла-

годаря философским концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы, Ф. Гегеля понятие «безопасность» стало обозначать состояние, ситуацию спокойствия, появляющуюся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной).

Основатель политической науки Н. Макиавелли среди мировых политических благ выделял национальную независимость и безопасность, которая была обусловлена необходимостью усиления государственных начал, формирования централизованной национальной государственности [10].

Один из главных представителей философии Нового времени Б. Спиноза считал, что обеспечение безопасности зависит от непосредственного функционирования органов управления: «Для безопасности государства и неважно, какими мотивами руководствуются люди, надлежащим образом управляя делами, лишь бы эти последние управлялись надлежащим образом. Ибо свобода или твердость души есть частная добродетель, добродетель же государства - безопасность» [14].

В своем произведении «Левиафан» (1651 г.) английский философ Т. Гоббс впервые показал диалектическое единство и взаимозависимость безопасности личности, общества и государства. По его мнению, причиной объединения людей в государство (гражданское общество) является инстинкт самосохранения и разумное стремление к миру. Главной же целью государства является безопасность индивидов, живущих в обществе, а для обеспечения безопасности личности и общества необходима выработка определенных правил поведения между людьми.

В XVII в. одной из важнейших задач было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодальноабсолютистскими государствами. Английский философ Дж. Локк создал концепцию прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, которая развивалась и дополнялась в последующие века. Локк писал о том, что вся власть существует только для блага общества и в своих крайних пределах ограничена общественным благом.

Еще большее значение безопасность приобрела на Западе в революционный период ее истории. В английском Билле о правах 1689 г. безопасность поставлена в один ряд с «единением мира и спокойствия народа и благосостояния государства» [3]. В Декларации независимости США создание гарантий своей безопасности объявляется правом и обязанностью народа, а задачей власти - обеспечение людям безопасности и счастья; наряду с признанием прав и свобод человека, утверждалось о том, что государство обязано было их защитить [5].

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. прямо провозгласила, что безопасность, наряду со свободой, собственностью и сопротивлением угнетению входит в число естественных прав человека [6].

Весьма интересна эволюция понятия «национальная безопасность» в отечественной политико-правовой традиции.

В древний период, когда необходимость единения и национальной независимости русского государства стала самой насущной жизненной потребностью и условием выживания всего народа, зародились духовно-политические концепции безопасности отечества и ее граждан, которые, эволюционируя, сохранили свою значимость вплоть до XX столетия.

Прообразами концепции безопасности можно считать дошедшие до нас русские литературные памятники Х1-Х111 вв., в которых, наряду с описанием различных сторон политической жизни, в полном объеме поставлены важнейшие для того времени вопросы о единстве, национальной независимости и величии русского государства.

Впервые необходимость единения народа для обеспечения целостности и безопасности государства утверждается в «Слове о Законе и Благодати» (1051 г.) Киевского митрополита Илариона. Власть царя, как справедливую и законную, а вместе с тем и единственно способную обеспечить мир и безопасность в стране, оправдывали многие ученые XVI-XVII вв. В своих произведениях И. Пересветов представлял необходимость царской власти для блага всех граждан России. Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» отмечал, что «...монарх должен править справедливо, уважая закон». С этой целью были созданы государственные институты самодержавного режима: Тайная канцелярия Ивана Грозного; Тайный приказ Петра I; специальное отделение жандармской полиции Александра I.

Проблема безопасности заинтересовала ученых в XVIII веке. Так российский ученый И.Е. Андриевский в учебнике «Полицейское право» (1873 г.) отмечал, что основой в понимании проблемы безопасности является человек и его развитие. «Для жизни человека, развития его способностей и возможности достижения человеческих целей необходимы известные условия: между ними главнейшее место занимают безопасность и благосостояние. Условие безопасности обеспечивается предупреждением или пресечением опасностей, могущих грозить, как от злой воли других людей, так и от сил природы и различных несчастных случаев» [2].

В XIX в. под национальной безопасностью стало подразумеваться состояние защищенности интересов личности, общества и государства в различных сферах деятельности. «Опасности, предупреждением которых и создается безопасность в стране, представляют три категории: некоторые из них могут грозить как отдельному лицу, так и целому обществу и государству, другие - непосредственно правительству, третьи - главным образом отдельному гражданину... Некоторые опасности грозят всему государству, но прямо и непосредственно они проявляются по отношению к правительству» [4].

В отечественной правовой науке, так же как и западных концепциях, понятие «безопасность» тесно связано с понятием «государство» [4], однако в нашем случае понятие «национальная безопасность» нельзя отождествлять с понятием «государственная безопасность», как это было во времена существования Советского Союза, поскольку «государственная безопасность» имела идеологическую направленность и функционально была связана с защитой коммунистической идеологии и советского строя. Очевидно, что при такой трактовке концепции государственной безопасности интересы государства не всегда совпадают с интересами общества и личности.

Демократизация внесла существенные коррективы в данное понятие. Проблема безопасности, кроме традиционных аспектов (военных и политических), затронула и многие другие (в частности, гуманитарные, экологические). Вопросы безопасности впервые столь четко были связаны не только с военными и политическими аспектами, но и с экономическими, гуманитарными, экологическими и другими. Однобокость и следующая из нее деструктивность концепции государственной безопасности привели к необходимости обратиться к концепции национальной безопасности. Понятие «национальная безопасность» институционально стало охватывать более широкий спектр общественных отношений, объединяя все виды безопасности и являться операциональным как в международных, так и внутренних сферах жизнедеятельности.

Отсюда и происхождение первых определений понятия безопасности в начале 90-х гг. в России. В словарях русского языка безопасность определяется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [11]. В действующем в настоящее время ФЗ РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

законодателем под «безопасностью» понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [7].

Весь круг проблем, связанных с процессами опасностей и безопасностей личности, общества и государства концентрируется в понятии «национальная безопасность».

Поскольку термин «национальная безопасность» имеет американское происхождение (впервые был употреблен в послании американского президента Т. Рузвельта конгрессу США в 1904 г), то в российском правовом дискурсе он обнаруживает два аспекта проблемы его значения.

Первый аспект связан с неопределенностью самого понятия, что обусловлено неоднозначностью понимания категории «нация». Смысл слова «nation» переводится с английского не только как «нация», но и «страна». Поэтому в западных государствах доминирует принцип «одна нация - одна страна (одно государство)». Понятие «национальная безопасность» на западе используется в смысле безопасности всей страны.

В сознании российских граждан прочно утвердилось марксистское понимание нации, национального как «связанного с этносами». Поэтому в понятие «национальная безопасность» часто понимается в смысле безопасности какой-то отдельной национальности.

Таким образом, заимствование этого понятия многонациональными государствами породило определенную некорректность, так как оно толкуется как безопасность отдельной нации. При таком понимании правовое регулирование обеспечения национальной безопасности должно было бы касаться только национальных отношений, так как в Российской Федерации ни одна, а несколько национальных безопасностей.

Несмотря на попытки употребить новые термины, такие, например, как общенациональная безопасность, национально-государственная безопасность и тем самым избежать обвинений в националистических тенденциях, представляется что, учитывая некоторую некорректность, все же целесообразнее использовать понятие «национальная безопасность», подразумевая под содержанием этого понятия безопасность всей страны и всех наций, проживающих в ней.

К этой позиции близко определение национальной безопасности, данное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой в 1997 г. [9]. Так, под национальной безопасностью «понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». Указание же на народ как носителя суверенитета и единственного источника власти однозначно связывает национальную безопасность с государством как политическим институтом. Поэтому отчасти это определение по сути своей есть определение национально-государственной безопасности.

Другой аспект проблемы толкования понятия «национальная безопасность» связан с отождествлением национальной безопасности с защитой национальных интересов, что произошло из-за некорректного использования положений западных и, прежде всего, американских, правоведов и политологов.

Ясно, что проблема национальной безопасности на первых этапах была сфокусирована главным образом на военной опасности или угрозах, связанных с понятием внешнего врага, и определялась степенью успешности поведения государства в структуре военного противостояния двух систем.

Впоследствии западные специалисты вложили в это понятие более широкое содержание, суть которого сводится к способности государства защитить национальные ценности и интересы в конкретных внешних и внутренних условиях.

В понимании американских, как, впрочем, и других западных правоведов и политологов, «национальная безопасность - это способность страны сохранять целостность, суверенность, политические, экономические, социальные и другие основы общества и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы международных отношений» [13].

Подобный охранительный подход в определении сущности безопасности вообще и национальной безопасности в частности господствует и в российской литературе и иных источниках. Об этом, в частности, свидетельствует и определение национальной безопасности, содержащееся в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 года. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

Краткий анализ западных и отечественных подходов к определению сущности национальной безопасности показывает, что основной акцент в них делается на защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от действий сил, опасных для данного общества. Речь в них чаще всего идет об интересах либо национальной безопасности, либо сохранения фундаментальных западных ценностей.

Такая позиция западной привела к тесной связи национальной безопасности и национальных интересов. Однако, «если в западной правовой и политической науке «национальный интерес» понимается как «интерес народа и государства в целом», то применительно к России между терминами «национальный интерес» и «государственный интерес» нужно проводить различие, поскольку исторически они часто не совпадали. В понимании русских «национальный интерес» означает, прежде всего, выражение нужд русского и других народов, населяющих Российскую Федерацию» [8].

В настоящее время понятие безопасности определяется Законом Российской Федерации «О безопасности» 1992 года. Однако обращает на себя внимание крайняя абстрактность определения национальной безопасности, отсутствие конкретно-исторического, социокультурного и политического содержания. Данная дефиниция не несет в себе прямых предписаний ни при постановке задач по данной проблеме, ни по основным направлениям их реализации. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, опубликованной в декабре 1997 года, также не были сделаны попытки более глубокого анализа сущности и содержания национальной безопасности.

Корректным представляется следующее определение национальной безопасности Российской Федерации, данное в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537: «Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства». Похожее определения дается в некоторых современных работах работах [12].

Преимущество этого легального определения в том, что в нем проблемы национальной безопасности имеют прямое действие и ориентированы во времени. Здесь национальная безопасность России как сложная система содержит такие

общесистемные признаки и необходимые условия ее функционирования, как целостность, относительная самостоятельность и устойчивость. При этом целостность должна обеспечиваться сохранением суверенитета, территориальной целостностью и неделимостью Российской Федерации. Относительная самостоятельность (автономность) должна обеспечиваться достижением стабилизации экономики в максимально короткие сроки и дальнейшим устойчивым ее развитием с элементами интеграции в мировое сообщество. Устойчивость должна обеспечиваться рациональным и гибким управлением национальной безопасностью, т.е. совокупностью скоординированных действий государственных и общественных структур по преодолению внутренних и внешних угроз на основе Конституции, законов и иных правовых актов.

Определяющей стороной проблемы обеспечения национальной безопасности является необходимость обеспечения постоянного совершенствования и быстрого развития как общества (страны) в целом, так и его различных сфер, направленных на достижение наиболее эффективного функционирования всего общественного организма. Именно на достижение этой главной, определяющей цели, на создание наиболее благоприятных условий для этого и направлена деятельность по обеспечению защиты национальных интересов или, как отмечалось в приведенных определениях, «интересов личности, общества и государства».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристотель. Политика // Антология мировой политической мысли. - М., 1997. - Т. 1.

- С. 126.

2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. - М.: Знание, 1998.

- С. 129.

3. Билль о правах // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 1999.

- С. 17.

4. БрокгаузИ.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Т. 5. - СПб., 1889. - С. 304-305.

5. Декларация независимости 4 июля 1776 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 1999. - С. 21.

6. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. - М., 1999. - С. 32.

7. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (ред. от 02.03.2007г.). Ст. 1.

8. Колобов О.А. Национальные интересы современной России и экономическая безопасность государства // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. - Н.Новгород, 2001. - № 1.

9. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997г. № 1300) (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000г. № 24) (в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2009г. № 537 утратила силу) // Борисенко Е.Н. Продовольственная безопасность России: проблемы и перспективы. - М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1997. - С. 330-337.

10. Макиавелли Н. Государь. - М., 1990. - С. 56.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990. - С. 47.

12. Попов В.Г., Коношенко В.А. Национальная безопасность: основные понятия и определения // Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективного противодействия терроризму. - Ростов-на-Дону, 2003.

- С. 66.

13. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Под ред. проф. А.В. Опалева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 12.

14. Спиноза Б. Богословско-политический трактат // Антология мировой политической мысли. - 1997. - Т. 1. - С. 350.

Статью рекомендовал к опубликованию д.ю.н., профессор А.Ю. Мордовцев.

Бушуев Вениамин Александрович - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»; e-mail: [email protected]; 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44; тел.: 88634371652, 89281811411; кафедра теории права; ассистент.

Bushuev Veniamin Alexandrovich - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”; e-mail: [email protected]; 44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia; phone: +78634371652, 89281811411; the department of theory of law; assistant.

УДК 34

А.И. Езерская

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ

МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: ПРОБЛЕМЫ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

Рассмотрены системы мер и политико-правовых механизмов государственного контроля в контексте противодействия коррупции. Автор проводит анализ существующих точек зрения по проблеме природы и последствий коррупции, ее пре-дупреждения и пресечения. В результате исследования сформулированы требования к антикоррупционному законодательству, факторы снижения уровня коррупции и принципы эффективной стратегии сдерживания коррупции. Автор доказывает, что государство не является достаточным субъектом антикоррупционной политики без солидарных инициатив гражданского общества

Предупреждение и пресечение коррупции; государственный контроль; антикоррупционная политика; борьба с коррупцией.

A.I. Ezerskaya

POLITICAL AND LEGAL INSTITUTIONALISATION OF STATE CONTROL IN THE CONTEXT OF FORMING THE MECHANISM OF FIGHT AGAINST CORRUPTION: EFFICIENCY PROBLEMS

The paper is concerned with the system of measures and political and legal mechanisms of state control in the context of the fight against corruption. The author analyzes existing points of view on the issues of the nature and impact of corruption, suppression and prevention of corruption. As a result of the research, requirements for anti-corruption legislation, factors reducing corruption, principles of an effective strategy to deter corruption have been formulated. Author convincingly argues that state itself is not sufficient subect of anti-corruption policy without the joint efforts of civil society

Suppression and prevention of corruption; state control; anti-corruption policy; fight against corruption.

Несмотря на очевидный практический интерес к такому феномену, как «коррупция» (вызванный, впрочем, ситуацией, сложившейся за последние десятилетия в сфере институтов публичной власти), и многообразие научных подходов к этой проблеме в настоящее время в России все еще отсутствует единое общепринятое понятие коррупции, хотя на контекстуальном дефинитивном уровне его содержание (смысл, значение) в общем сложилось и уже отчасти получило фиксацию в текущем законодательстве и реализацию в правоприменительной практике.

Основы национальной безопасности российской федерации

С началом XXI века в России исследованиям проблем национальной безопасности стало уделяться существенное внимание. Это объясняется,

во-первых, тем, что проблема особенно остро проявилась с распадом Советского Союза, подлинные геополитические последствия которого пока еще трудно предвидеть,

во-вторых, наличием в мире сверх разрушительных средств вооруженной борьбы, которыми начинают обладать все новые и новые страны и,

в-третьих, объективными изменениями, происходящими в мире. К результатам этих изменений следует отнести критическое состояние окружающей среды, бурные демографические процессы на планете, практически неконтролируемую антропогенную деятельность, видимые пределы истощения природных ресурсов при недостаточности во многих странах должного внимания развитию ресурсосберегающих технологий и ряд других глобальных проблем.

Все это предопределяет необходимость системного (комплексного) подхода к исследованию проблем национальной безопасности.

Теория и практика национальной безопасности базируется на определенной совокупности принципов, вытекающих из анализа триады: интересы – угрозы (опасности) – возможные пути обеспечения безопасности (защиты). Только на основе анализа триады можно дать объективное определение понятия национальной безопасности. Следует отметить, что содержание этого понятия является динамичным, оно меняется в зависимости от комплекса интересов государства на определенном этапе обстановки в мире и совокупностей угроз (опасностей) для государства в этой обстановке.

Рассмотрим содержание интересов нашего государства в современном мире и определим субъекты национальной безопасности. Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных областях, характерных для рассматриваемого периода. Они носят относительно долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющие свои функции во взаимодействии с конституционными общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в духовном обновлении России, в поддержании общественного согласия.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Защита интересов личности, общества и государства в различных сферах деятельности может быть обеспечена лишь при сбалансированном их соблюдении с учетом следующих принципов:

  • ключевым направлением является обеспечение устойчивого развития экономики;

  • во внутриполитической сфере национальные интересы России состоятв сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, правопорядка, в нейтрализации причин и условий возникновения политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма;

  • национальные интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечениивысокого уровня жизни народа;

  • национальные интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и национального потенциала;

  • национальные интересы России в международной сфере заключаютсяв обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами, прежде всего участниками СНГ;

  • национальные интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения и пользования информации, в защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа;

  • национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства;

  • национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы РФ, в соблюдении установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономических и иных видов деятельности в пограничном пространстве РФ;

  • национальные интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении окружающей среды, недопущении ЧС экологического характера;

  • национальные интересы России заключаются в защите личности, общества и государства от терроризма, в том числе от терроризма международного;

  • важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Проанализируем вторую составляющую триады – угрозы (опасности). С точки зрения НБ, под угрозой понимается состояние той или иной системы, объекта, при котором жизненно важные интересы личности и общества, окружающая среда находится в опасности.

Угрозы в широком смысле рассматриваются как возможные опасности.

При этом под опасностями понимаются объективно существующие возможности нанесения какого-либо ущерба личности, обществу, государству. Таким образом, понятие угрозы и опасности близки по своему смыслу и могут применяться в сочетании.

Геополитическое самоопределение России, реализация и защита ее национальных ценностей и интересов, достижение ею национальных целей сталкиваются с необходимостью преодоления существенных противоречий, как унаследованных от прошлого, так и возникших вновь. В определенных условиях разрешение этих противоречий способно трансформироваться в угрозы национальной безопасности.

Так, на Западе интересы России, занимающей центральное место на Евразийском континенте, объективно не могут во всем совпадать с интересами других государств, прежде всего США. Восстановление политической и военной мощи России, рост ее влияния в странах СНГ, в Европе не соответствует стремлению Вашингтона закрепить свое лидирующее положение в мире.

Под национальной безопасностью следует понимать такое состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее жизненно важных интересов. Другими словами, национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

При этом термин «национальная безопасность» является составной частью «региональной» и «международной безопасности». Он включает такие понятия как военная, общественная, экологическая, промышленная, информационная безопасность, а также безопасность жизнедеятельности населения государства.

Проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера является проблемой на многие годы.

В связи с этим, функции системы национальной безопасности, определенные Законом Российской Федерации «О безопасности», предусматривают такие задачи как выявление и прогнозирование угроз, их предупреждение и нейтрализацию, создание и поддержание в готовности сил и средств, осуществление мер по восстановлению нормального функционирования объектов, пострадавших в чрезвычайных ситуациях различного характера.

Таким образом, мы можем констатировать, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера имеет непосредственное отношение к национальной безопасности страны, является ее полноправной составной частью. Отсюда и вытекает роль защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в структуре системы безопасности всей страны.

Отметим, что основными принципами обеспечения национальной безопасности являются: соблюдение законности; поддержание баланса жизненно-важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Следует подчеркнуть, что изменение взглядов на характер природных и техногенных опасностей и угроз, способы ведения современных войн и вооруженных конфликтов предопределяет необходимость в формировании новых подходов к обеспечению национальной и военной безопасности.

К основным особенностям современных войн и вооруженных конфликтов следует отнести:

  • широкомасштабное применение высокоточного оружия для огневого поражения важнейших объектов экономики и инфраструктуры;

  • массированное информационное воздействие;

  • интенсивное проведение террористических актов иррегулярными формированиями в глубине страны.

«Активными компонентами» обеспечения национальной безопасности в военное время являются Минобороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, федеральные органы исполнительной власти (в плане обеспечения мобилизации экономики и поставки мобилизационных ресурсов). Силы этих ведомств призваны отражать агрессию, локализовывать и ликвидировать вооруженные конфликты, охранять границу и вести контртеррористическую борьбу на своей территории.

К «пассивным компонентам» относятся силы МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решающих задачи гражданской обороны.

Исходя из логической последовательности изучения учебных вопросов, представляется целесообразным далее подробно рассмотреть Концепцию национальной безопасности и Военную доктрину Российской Федерации.

Глава 3

ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность».

  1. Содержание национальных интересов Российской Федерации.

3. Угрозы национальной безопасности России и целесообразные пути их парирования.

4. Силы и средства обеспечения национальной безопасности России.

В начале третьего тысячелетия многократно возросли экономический, научно-технический, духовный потенциалы человечества, ускорившие формирование постиндустриальной цивилизации. Мир стал более целостным и взаимозависимым в силу объективных процессов интеграции, изменился его политический климат.

Формирование международных отношений сегодня сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Мировой опыт показывает, что значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального геополитического и стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Вместе с тем активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях.

Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблема терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным, обращенным к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

В этих условиях военно-политическому руководству Российской Федерации приходиться уделять все большее внимание формированию высокоэффективной системы обеспечения безопасности государства. «Безопасность собственная есть высший закон в политике...», – писал наш великий соотечественник Н. Карамзин.

1. Сущность и содержание понятий «безопасность», «национальная безопасность»

Безопасность в буквальном смысле слова означает отсутствие опасности. Именно этот аспект, прежде всего, отмечали в своих словарях известные авторы-составители В.И. Даль и С.И. Ожегов. В.И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность». По мнению С.И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-чему-нибудь».

Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают способность системы противостоять возможным угрозам.

Согласно официально принятым в Российской Федерации взглядам под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство. Все эти объекты безопасности органически взаимосвязаны, и главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение по сравнению с другими видами безопасности.

Личная безопасность граждан Российской Федерации состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, законности и порядка, упрочение демократии; достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия; повышение созидательной роли активности населения, а применительно к сегодняшней России - национальное и культурное ее возрождение.

Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности; установлении политической, экономической и социальной стабильности; безусловном исполнении законов; решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам узурпации власти в эгоистических интересах.

Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под стабильностью – совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью – способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Стабильность, как и безопасность, – непременные условия развития суверенного государства. Обеспечение стабильной благоприятной внешней и внутренней среды для жизни государства неотделимо от повышения безопасности. Вместе с тем государство при определенных условиях может ощущать себя в безопасности и в период бурных перемен (нестабильности), а не только в процессе спокойного, эволюционного развития. С другой стороны, стабильной, фиксированной может быть и конфронтационная обстановка, военное противостояние. Относительно стабильным может быть, например, тоталитарный или жестко авторитарный политический режим.

Можно выделить три уровня стабильности. Первый уровень – стабильность военно-политического руководства государства (относительная продолжительность его существования, неизменность основного состава). Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение существующей в настоящее время социально-политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия). Третий уровень – стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды и поддержание демографического баланса).

В свою очередь жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства».

По определению И.А. Ильина, государство имеет дело «исключительно с общим, всенародным интересом; ибо частный и личный интерес граждан может постольку приниматься в расчет, поскольку он... может быть воспринят и истолкован как общий интерес и всенародный».

Обычно под жизненно важными интересами понимают потребности государства и общества, от удовлетворения которых в прямой зависимости находится само их существование и развитие. К ним, как правило, относятся: сохранение государственного суверенитета; обеспечение территориальной целостности страны; сохранение социально-политической стабильности и незыблемости конституционного строя государства; поддержание стратегической стабильности и безопасности в прилегающих к границам государства регионах и в мире в целом; обеспечение беспрепятственного доступа к важным для страны международным экономическим и стратегическим зонам и коммуникациям при строгом соблюдении норм международного права; защита граждан государства в зонах военных и других конфликтов и в иных случаях угрозы их жизни, связанных с вооруженным насилием, и т.д.

Конечно, обеспечение своей безопасности - явление для России далеко не новое. За свою многовековую историю Россия неоднократно обращалась к этому вопросу. В историю России навеки вписаны великие победы над захватчиками в Ледовом побоище, Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) и др.

Под субъектами обеспечения безопасности понимаются участники этого процесса, способные действовать самостоятельно и свободно. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Органы законодательной власти: формируют законодательную базу в сфере обеспечения безопасности; в пределах своего ведения принимают решения по вопросам использования сил и средств обеспечения безопасности, в том числе применения военной силы; рассматривают и принимают федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации в области безопасности.

Органы исполнительной власти: обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности; организуют разработку и реализацию государственных программ обеспечения безопасности; осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции; в соответствии с законом формируют, реорганизуют и ликвидируют государственные органы обеспечения безопасности.

Судебные органы: обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации, руководствуясь Конституцией и законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Следует отметить, что создание органов обеспечения безопасности, не установленных законом Российской Федерации, не допускается.

Государство, кроме того, обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Таким образом, можно сказать, что систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основными функциями системы безопасности являются:

выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.

В советском обществе безопасность отождествлялась с государственной безопасностью, под которой понималась совокупность мер по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри страны. Однако это нередко приводило к недооценке опасностей и угроз в других сферах жизни.

В связи с этим после распада Советского Союза и изменением взглядов военно-политического руководства Российского государства на систему обеспечения его безопасности в официальные документы был введен термин «национальная безопасность».

Понятие «национальная безопасность» появилось в политическом лексиконе сравнительно недавно. Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году в послании президента США Теодора Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности» США. В последующем эта проблема стала стержневой в исследованиях американских политологов.

В 1947 г. конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и поныне Совет национальной безопасности (СНБ). В Совете разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. В целях повышения качества аналитического обеспечения с 1971 г. в США действует подкомитет СНБ на уровне заместителей министров, который устанавливает приоритеты США.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».

В Российской Федерации определение национальной безопасности впервые появилось в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1996 г. В этом документе было подчеркнуто: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».

Национальная безопасность представляет собой сложную, многоуровневую, открытую, динамическую систему, в основе которой лежит триединство отношений базовых социальных субъектов - личности, общества и государства. Причем формирование и функционирование этой системы обусловлено воздействием множества факторов: исторических, географических, этнических, демографических, социально-политических, экономических, культурных, религиозных и т.д.

Теоретические исследования системы национальной безопасности позволили российским ученым разработать категориальный аппарат и общепринятые подходы к её исследованию. Результаты этих исследований легли в основу практической разработки «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 года, а также в её изменения и дополнения, внесенные Указом Президента Российской Федерации № 24 от 10 января 2000 года.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации это не что иное, как система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации, а также определение национальной безопасности Российской Федерации, под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Концепция национальной безопасности России в структурном отношении состоит из введения, четырех разделов и заключения. В первом разделе дается характеристика места России в мировом сообществе и раскрыты основные тенденции развития международных отношений после окончания эры биполярной конфронтации. Во втором разделе определены национальные интересы России как совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, которые носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внешней и внутренней политики государства. В третьем разделе представлены угрозы национальной безопасности России и основные сферы их влияния. В четвертом разделе определены основные задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Чем же была вызвана необходимость разработки и принятия Концепции национальной безопасности России?

Во-первых, наличием кризисных явлений в экономической сфере, в системе общественных отношений и в военной области. Возникла настоятельная необходимость в уточнении системы официально принятых взглядов на национальную безопасность России, характера угроз интересам государства, целей и стратегии государства по обеспечению этих интересов.

Во-вторых, отсутствием духовной основы, способной объединить общество, которое нуждается в определенном объединяющем стержне, на базе которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.

В-третьих, необходимостью приведения всей системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их функционирования) в соответствие с ре­алиями международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать устойчивость развития общества и государства.

В-четвертых, Концепция национальной безопасности как политический документ должна была стать основой для разработки конкретных программ и организационных документов, для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в области обеспечения безопасности.

Следует понимать, что процесс совершенствования системы обеспечения национальной безопасности не закончился принятием данной редакции Концепции. Со временем появляются новые угрозы безопасности страны, развивается наука и практика ее обеспечения, все это, несомненно, вызовет к жизни новую редакцию Концепции.

Лекция 1 Общие положения национальной безопасности | Читать онлайн, без регистрации

Лекция 1 Общие положения национальной безопасности

Нынешняя социальная жизнь отличается невиданной ранее динамикой и характеризуется новыми приоритетами. Одним из таких приоритетов сегодня является человек, правильное соотношение его интересов с интересами общества и государства. Человек при этом в цивилизованных странах ставится в центр проводимых исследований и иных мероприятий – как главная социальная ценность.

Во всем спектре социальных исследований и деятельности наибольшее внимание постепенно начинают занимать вопросы, связанные с довольно бурно развивающейся сегодня политикоправовой концепцией безопасности человека и общества. Эти проблемы считаются глобальными, потому что от них напрямую зависит выживание человечества и отдельных стран, в том числе и России. В настоящее время качество и количество источников опасности для человека и общества неуклонно и очень быстро возрастает. При этом восприимчивость социального организма общества к этим угрозам пока довольно низка.

В таких условиях эффективно решить проблему безопасности сегодня уже нельзя без специфических знаний из этой области, особенно без правового обеспечения безопасности человека и соответствующего юридического инструментария.

Многие ученые, политические и общественные деятели отмечают, что для обеспечения безопасности (ОБ) человека и общества сегодня требуется комплексный подход к исследованиям и деятельности в этой области. Наука только начинает осознавать всю глобальность данной проблемы, что находит отражение во все чаще появляющихся результатах серьезных теоретических и прикладных исследований, в частности [1, 3,4,5,6] и др.

Все эти проблемы, связанные с обеспечением безопасности человека и общества, безопасности на уровне предприятия и региона, государственной и более широко – национальной безопасности, – довольно сложны, причем наиболее сложными сегодня считаются проблемы безопасности национального и международного уровней.

Национальная безопасность (НБ) является одним из основных факторов мира, а также существования и стабильного развития любого государства и общества, а также отдельных его членов (личностей). Термин «национальная безопасность» получил распространение в государствах, где понятие нации связывается с понятием гражданства (например, США). Там действует принцип «одна нация – одно государство», т. е. формой существования сложившегося гражданского общества выступает само государство как главный инструмент реализации безопасности, причем именно «национальной». Но для РФ исторически, да и на современном этапе ее развития этот термин не очень подходит и более правильно, на наш взгляд, заменить его на «государственная безопасность» или просто «безопасность России».

Для многонациональной России «национальное» нельзя воспринимать как имеющее отношение только к русской нации (составляющей тем не менее большинство населения среди почти 100 других наций и народностей Российской Федерации). У нас «национальная» безопасность действительно должна восприниматься как «общероссийская».

После распада СССР национальная безопасность его правопреемника – Российской Федерации – потребовала нового изучения и осмысления в связи с изменившимися реалиями геостратегического положения России, ее международного положения, масштабными и стремительными переменами в социально-политической структуре и жизни страны, довольно резкой трансформации ее экономики в направлении к рынку, сопровождавшейся политическими, финансово-экономическими и другими кризисами, включая прогрессирующий экологический кризис.

Процессы обновления, происходящие сейчас в нашей стране, с точки зрения безопасности состоят в том, что государство должно (и в каких-то вопросах это уже происходит) превратиться из силы, которая господствовала над обществом, в орган, выражающий и защищающий интересы конкретного человека, общества и различных социальных групп.

Становление новой российской государственности при общем снижении уровня противостояния Восток – Запад сопровождается неожиданным усилением локально опасной военной нестабильности как внутри нашей страны (Кавказ), так и за ее пределами у ближайших соседей (Грузия, Молдова, Афганистан, Ирак, республики Средней Азии и др.). Оказавшись экономически и социально ослабленной за последние периоды «перестройки» в СССР и последующих российских реформ, наша страна не располагает сегодня таким потенциалом, который мог бы гарантированно обезопасить ее не только от всех, но даже и от большинства возможных угроз и кризисных ситуаций.

При этом очевидно, что одним из основных условий нормального развития человека и общества является «безопасность страны» (синоним – «национальная безопасность»), под которой можно понимать защищенность качественного состояния общественных отношений, обеспечивающую прогрессивное развитие в конкретных исторических и природных условиях, от опасностей, источником возникновения которых являются внутренние и внешние противоречия [3, с. 6].

Национальная безопасность РФ формируется рядом объективных процессов и как сложная система рассматривается [7, с. 6] во взаимосвязи трех ее основных элементов: национальных интересов, угроз национальной безопасности и защиты от них (т. е. обеспечения НБ).

Обеспечение национальной безопасности (ОНБ) определяется в том числе взаимоотношениями многих реорганизуемых сегодня министерств и ведомств, осуществляющих функции защиты государственных, общественных и личных интересов граждан России. При этом высокий уровень защищенности одного из интересов при низком уровне другого не обеспечивает в целом необходимый и достаточно высокий уровень НБ РФ.

Все это действительно требует изучения и нового осмысления ситуации, а главное – средств и методов ОНБ России с учетом ее места и роли в современном мире.

Но вначале необходимо разобраться с терминами и определениями, большое место которым уделено также в работе [1, с. 15–18].

Основные понятия и их определения. Главными понятиями, требующими четкого правового определения, являются: «национальная безопасность» и «обеспечение национальной безопасности».

Официально (в Концепции национальной безопасности РФ [8]) под термином национальная безопасность Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ. Там же дается попытка раскрытия сути обеспечения национальной безопасности через ее задачи, но самого определения в концепции и других нормативных актах нет. Таким образом, можно утверждать, что законодательно введенные определения двух важнейших, базовых для изучаемого курса терминов до сих пор отсутствуют. Попытаемся определить их исходя из научных соображений, а также из законодательного понятия более высокого порядка – «безопасность».

В соответствии со ст. 1 закона РФ «О безопасности» [9] безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом оно является свойством (качеством) объекта безопасности (защиты).

В том же законе под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности Закон относит: личность – ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; а также государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.

С научных позиций, в том числе в юридическом смысле, безопасность — это «состояние защищенности субъекта от угроз, вреда и зла» [10, с. 6]. Во многих теоретико-правовых конструкциях делается попытка передать это состояние путем анализа его конкретных признаков, например:

«состояние или положение потенциальной жертвы, когда для нее нет опасности (угрозы), т. е. изменений… в худшую сторону (прежде всего для жизни и здоровья людей, для окружающей их среды)» [11];

«состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны [12];

«реальная способность быть свободным от внешней опасности» [13].

Таким образом, у нас безопасность в самом общем виде понимается как отсутствие опасности (угрозы) или защищенность от нее. Поэтому становится необходимым, в свою очередь, определить и эти понятия.

Опасность (или, по-другому, возможность, угроза чего-нибудь опасного [14, с. 364] – это ситуация (чаще в природе или техносфере), в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду [15, с. 183].

Иначе – это «ситуация, способная в определенных условиях привести к возникновению опасных факторов, под воздействием которых могут наступить неблагоприятные события и процессы…» [16, 17, с. 35].

В юридической научной или учебной литературе термин «опасность» также имеет несколько близких формулировок, в частности:

«объективно существующая возможность негативного воздействия на объект или процесс, в результате которого может быть причинен какой-нибудь ущерб, вред, ухудшающий состояние, придающее развитию нежелательную динамику или параметры (характер, темпы, формы и т. д.)…» или же «вероятность увеличения вреда и/или уменьшения пользы…» [18].

Опасностью в юриспруденции также считается «возможность утраты и повреждения непосредственных благ субъекта, средств его жизнеобеспечения» [15, с. 35]. Причем если вред уже увеличился, а польза уменьшилась, то это означает, что опасность реализовалась.

Известные концепции безопасности разработаны, как правило, в рамках традиционной парадигмы «безопасность есть защищенность от опасности», что обеспечивается соответствующими мерами и средствами. Однако есть и другая (более близкая автору курса) парадигма, рассматривающая обеспечение безопасности как объект управления [7, с. 7].

Существуют градации значений опасности: «минимальная опасность», «допустимая опасность», «максимально допустимая опасность».

Индикатором опасности является тревога.

Под источниками опасности обычно понимаются возникающие факторы, которые потенциально таят и при определенных условиях обнаруживают свои вредоносные свойства, деструктивную природу и враждебные намерения со стороны субъектов опасности.

Варианты определения термина «опасность», принципиально не отличающиеся от вышеуказанных, даны также в работах А.А. Тер-Акопова [4], В.И. Данилова-Данильяна и др. специалистов [19].

Угроза (или «возможная опасность» [14, с. 673]) обычно определяется как реальная возможность негативного проявления факторов в процессе взаимодействия источника угроз (опасности) и защищаемого объекта. Опасность трансформируется в угрозу при появлении объекта, на который воздействуют соответствующие факторы, и при достижении вероятности воздействия фактора своего порогового значения [18].

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»).

Угрозы могут классифицироваться и ранжироваться по их характеру и степени опасности, которую они представляют. При такой классификации угроз могут использоваться различные признаки, в том числе:

по сфере человеческой деятельности (политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, демографическая, генетическая, научно-техническая и технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая, энергетическая и др.);

по источнику угрозы (внешняя — из внешней для объекта защиты среды и внутренняя — от самого объекта);

по отношению к участию человека (объективная — формируется независимо от целенаправленной деятельности людей и субъективная — создается сознательно, например, разведывательной, подрывной или иной деятельностью, оргпреступностью);

по вероятности реализации (реальная — может осуществляться в любой момент времени и потенциальная — может реализовываться при формировании определенных условий);

по масштабам последствий (всеобщая — отражается на уровне всей страны ж локальная — отражается на отдельных лицах) и другие.

Угрозы НБ РФ специально выделены в Концепции национальной безопасности РФ (раздел III) и описаны в работе С.В. Степашина [3, с. 22–26].

Концепция НБ РФ также учитывает тот факт, что система угроз не является статичной (постоянной), и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшаться, при этом будет изменяться и их значимость для безопасности. Так возникает «шкала приоритетов безопасности», безусловно, не являющаяся постоянной, способная претерпевать значительные изменения в зависимости о конкретной ситуации, характера и степени угроз. Сегодня в условиях переходного периода главные угрозы НБ РФ находятся не вовне, а определяются внутренними проблемами социально-экономического, политико-правового, этнического, экологического порядка и иными.

Для обозначения последствий негативного проявления действия факторов, сопутствующих опасности, обычно используют понятия «вред», «ущерб», «убытки», «риск» и др., рассматриваемые в особенной части курса.

Фактор (от лат. factor — делающий) – это причина, движущая сила какого-нибудь процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты [20].

Возвращаясь к определению термина «национальная безопасность» (НБ), надо отметить, что исторически эта категория вошла в юридические акты и научный обиход в России недавно (в последние десятилетия XX века) на общем фоне широкого проникновения в отечественную правовую практику иностранной лексики (в основном американизмов типа «сдерживание», «стабильность», «паритет», «легитимность» и др.). При этом, являясь понятием более деидеологизированным и междисциплинарным, эта категория фактически заменила собой широко бытовавшее в советское время (с 1934 года) понятие «государственная безопасность».

В современной учебной правовой литературе приводится такое определение: национальная безопасность — это защищенность жизненно важных интересов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.) [21].

Часто синонимом этого понятия (особенно на Западе) считают термин «национальная сила». Она складывается из трех компонентов:

• способности вносить вклад в международное сообщество (т. е. инициировать создание и развитие международных социальных и экономических проектов, систем, организаций, корпораций и т. д.), зависящей от экономической силы и валютных ресурсов, науки и технологии;

• способности к выживанию в кризисных и экстремальных международных условиях (которая зависит от географических условий, численности населения, природных ресурсов, экономической и оборонной силы, национальной морали и дипломатии);

• потенциала возможного силового давления (т. е. способности государства навязывать свою волю другим странам).

Средняя взвешенная величина всех трех составляющих «комплексной национальной силы» для каждой страны является индексом этой «силы».

В соответствии с разработками Национального управления экономического планирования Японии [22] в середине 1980-х годов США имели значение индекса 100, СССР – 70, а Япония,

Франция, Англия и ФРГ – величину около 42–47. При этом СССР значительно опережал все остальные страны по способности к выживанию (119 против 100 у США и примерно 47–56 у других ведущих стран), но уступал США по возможности силового давления (70 против 100), более чем в 2 раза опережая остальные развитые страны. При этом самым «слабым местом» СССР являлась способность инициативного вклада в мировые дела: 50 против 100 – у США, 61 – у Японии, 54 – у ФРГ и чуть более, чем у Франции и Англии (43–45).

Характерно, что термин «обеспечение национальной безопасности» в Концепции национальной безопасности вообще не определен, хотя и указаны соответствующие его задачи (см. далее).

Понимая под «обеспечением» совокупность средств, условий и факторов, способствующих нормальному протеканию процессов, в научной правовой литературе «обеспечение национальной безопасности» определяют как систему мер экономического, политического, правового, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам человека, общества и государства [6, с. 28].

Иногда встречаются и другие определения этого понятия. Так, в научной литературе «обеспечение национальной безопасности» определяют как систематическую деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных граждан, направленную на надежную защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз, а также эффективное противодействие им [1, с. 73–74].

Чтобы лучше понять правовую сущность категорий «национальная безопасность» и «обеспечение национальной безопасности», следует обратиться к их целям, задачам и принципам, в том числе к общепризнанным принципам и нормам международного права, которые в соответствии со ст. 15 и. 4 Конституции РФ являются составной частью национальной правовой системы.

Цели обеспечения безопасности. В настоящее время целью обеспечения НБ обычно считают достижение оптимального для данного периода уровня защищенности национальных интересов России, при котором имеются реальные возможности для нормального функционирования и прогрессивного развития личности, общества и государства в нашей стране [1, с. 76].

Наиболее актуальными целями ОНБ, признанными в международных отношениях, также являются следующие [6, с. 152].

1. Миротворчество (поддержание и восстановление мира во всех аспектах), укрепление мира и демократизации государств.

2. Создание новой модели международных отношений и коллективной безопасности, основывающихся на сотрудничестве, координации действий, коммуникации и превентивных мерах.

3. Обеспечение приоритета социально-экономических и экологических аспектов безопасности.

4. Разоружение, контроль за вооружениями и вооруженными силами (чтобы они обеспечивали суверенитет, территориальную целостность и внутренний порядок, но не использовались для посягательств на них).

5. Урегулирование оборота и использования средств безопасности, а также военной интеграции государств (включая аспекты иностранного военного присутствия).

6. Борьба с международной преступностью и укрепление процедур ответственности за правонарушения в области безопасности.

Для этого в России должны существовать следующие предпосылки:

• объединение народов РФ для решения общенациональных задач;

• осознание собственных интересов;

• готовность их защищать;

• стабильность государственных институтов;

• сокращение разрыва в доходах между слоями населения;

• опережающее духовное, культурное и научно-техническое развитие;

• сохранение общей стабильности и мира в государстве и на планете;

• стабилизация экономики с приоритетом развития отраслей, ориентированных на удовлетворение первостепенных потребностей населения;

• установление и поддержание партнерских отношений с соседями при соблюдении принципиальных интересов России;

• обеспечение надежной защиты независимости, территориальной целостности государства на основе укрепления оборонного потенциала;

• развитие миротворческих усилий в рамах ООН, ОБСЕ, СНГ, других международных организаций;

• расширение интеграционных процессов во всех сферах деятельности государства в рамках постсоветской территории;

• углубление международного процесса сокращения вооружений и вооруженных сил до минимально достаточного уровня;

• доступ к природным ресурсам и сохранение окружающей среды, в том числе на глобальном уровне;

• эффективность борьбы с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией и ликвидация (снижение уровня) других криминальных факторов, в том числе обеспечение гарантий личной безопасности граждан.

Принципы национальной безопасности и ее обеспечения. В науке понятие «принцип» (от лат. principum — «первоначало», «основа») до сих пор трактуется неоднозначно. Словарь русского языка [14, с. 483] этот термин определяет как основное, исходное положение, а в системе управления он отражает закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами, точнее, фиксацию наших знаний о них.

В ст. 5 Закона РФ «О безопасности» [9] указаны четыре основных принципа безопасности, имеющие непосредственное отношение к ее обеспечению:

1. Законность как безусловное соблюдение всеми субъектами ОНБ требований российского законодательства и норм международного права.

2. Обеспечение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства внутри страны и согласование национальных интересов России с интересами других участников международных отношений.

3. Взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности.

4. Интеграция с международными системами безопасности на основе соглашений о сотрудничестве и оказании взаимной помощи.

Кроме того, часто к этим принципам добавляют: адекватность мер, их своевременность и предупредительный характер, непрерывность, активность, обоснованность, комплексность обеспечения и др.

На внешнем уровне зафиксировано несколько принципов международной безопасности, в частности – «воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности» [23].

В Декларации о принципах международного права [24], касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [25], содержится еще одна важнейшая норма-принцип – «добросовестно выполнять свои обязательства в отношении поддержания международного мира и безопасности, стремясь к повышению эффективности, основывающейся на Уставе системы безопасности ООН» [26]. Следовательно, в международном праве безопасность понимается как определенное, поддерживаемое состояние (качество) международных отношений, взаимозависимое с внутригосударственными (национальными) правоотношениями.

Рассмотрим их подробнее, учитывая, что в настоящий момент Россия в очередной раз пытается доказать свою приверженность общемировым принципам, рассчитывая на ответную толерантность к ней мирового сообщества и прежде всего экономически развитых стран.

Международные принципы обеспечения национальной безопасности – это руководящие и наиболее важные правовые идеи, направленные на достижение целей НБ, юридической базой которой являются следующие принципы международного права.

1. Принцип мирного сосуществования, воплощенный в ряде формулировок Устава ООН и призывающий государства «жить в мире друг с другом… и развивать дружественные отношения между нациями». Существо этого принципа состоит в том, что развитие государств происходит в столкновении интересов и борьбе за их отстаивание. Это противоборствующее сосуществование соединяет противоположные стремления к укреплению сообщества и его разрушению. Борьба в конечном счете обретает закономерный порядок, подчиняется определенному юридическому началу Поэтому важнейшее значение принципа мирного сосуществования для безопасности состоит в том, чтобы установить международное общение, основанное на всеобщем применении права – утвердить возможно большую свободу с непререкаемым авторитетом международного права.

2. Принцип неприменения силы и угрозы силой закреплен в и. 4 ст. 2 Устава ООН и проявляется в признании того, что запрещено не всякое применение силы, а только «агрессивное применение военной силы». Правомерное применение силы в современном международном праве отнюдь не исключается, но дозволяется только на основе Устава ООН, причем:

• в случаях участия государства в мерах, применяемых ООН по постановлению Совета Безопасности для предотвращения или устранения угрозы миру, подавления актов агрессии;

• в целях индивидуальной самообороны;

• в порядке коллективной самообороны, установленном региональными договорами и соглашениями.

Однако современное международное право не содержит исчерпывающей детализации правомерных форм применения силы, что означает необходимость урегулирования этих вопросов в национальном законодательстве. Кроме того, для российского законодательства известную политическую сложность представляет трактовка применения силы внутри страны (особенно когда сепаратисты в отдельных регионах сами прибегают к силе, оправдываясь правом на самоопределение, в общей форме подтвержденном Уставом ООН). Таким образом, этот аспект сегодня представляется одним из самых важных для ОНБ России.

3. Принцип территориальной целостности государств также относится к числу основных принципов международного права и безопасности, закрепленных в Уставе ООН. В Заключительном акте СБСЕ (ОБСЕ) 1975 г. [23] этот принцип выделен как самостоятельный. Для обеспечения безопасности РФ этот принцип должен быть детально прописан (через характер и пределы территориальной целостности) так, чтобы существовало одинаковое понимание и применение «целостности» как минимум четырех отраслевых массивов правового регулирования – конституционного, внешнеполитического, военного и пограничного.

4. Из вышеуказанного вытекает следующий принцип нерушимости границ, содержащийся и в Декларации принципов международного права 1970 г., и в названном Заключительном акте ОБСЕ 1975 г., который должен быть имплементирован в российское законодательство. Однако элемент неопределенности в формулировании этого принципа в ряде международно-правовых актов, состоящий в отсутствии четкого указания на пространственно-временные характеристики нерушимости границ, значительно снижает его нормативное содержание и значение для ОНБ.

5. Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в и. 1 ст. 1, и. 3 ст. 2 и ст. 33 Устава ООН, Декларации 1970 г. и Заключительном акте ОБСЕ 1975 г., заключается в том, что государство в любой ситуации, угрожающей безопасности, обязано первым делом использовать мирные средства. В настоящее время арсенал этих мирных способов решения международных конфликтов расширяется: от различных форм переговоров до международных судебных и арбитражных процедур. Однако в российском законодательстве нет четкой классификации этих средств, а существующие пробелы порождают немало коллизий, когда те или иные политические силы внутри страны (в том числе субъекты РФ) требуют от федеральных властей решать взаимные проблемы не иначе как международными примирительными способами. Кроме того, конфликты наивысшей напряженности, например внезапное вооруженное нападение, могут объективно лишить возможности использовать мирные средства до применения самообороны. Эти случаи также должны быть четче оговорены в законодательстве, иначе власть, даже справедливо применившая силу, может быть упрекаема как внутри страны, так и извне.

6. Принцип невмешательства состоит в том, что Устав ООН «ни в коей мере не дает ООН права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства» (и. 7 ст. 2).

Нормативное содержание этого принципа наиболее полно детализировано в Декларации 1970 г.: «Ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно, по какой бы-то ни было причине во внутренние или внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, является нарушением международного права…» [24]. Довольно строгие пределы невмешательства содержатся и в Заключительном акте ОБСЕ 1975 г., в котором, в частности, подчеркивается, что государства-участники будут «воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства… при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или иного принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством-участником прав, присущих его суверенитету…» Приведенные формулировки по существу содержат перечень угроз внешней безопасности, реализуемых путем вмешательства. Поэтому концепция НБ России, другие нормативно-правовые акты в этой области действительно должны плотнее опираться на эти международно-правовые документы.

7. Фундаментальной гарантией безопасности личности (в рамках НБ) и одним из основных международно-правовых обязательств представляется принцип уважения прав человека. Провозгласив в Конституции РФ и российском законодательстве приоритет в соблюдении прав и свобод личности, государство обязано признавать в качестве угрозы национальной безопасности посягательство на эти права и свободы со стороны кого бы то ни было. Естественно, что объем юридических признаков квалификации этих угроз может и не превосходить международно-правовые и конституционные стандарты в области прав человека. Но это тот правовой минимум, ниже которого гарантии безопасности в государстве не должны опускаться. В последнее время в России наблюдается своего рода «гонка за правами человека» (по количеству ратифицированных международных документов в этой области мы обогнали даже США). Хотя при этом Россию по-прежнему, извне и изнутри, продолжают упрекать в неуважении прав человека и небезосновательно. Реализация ряда декларированных прав человека (на образование, жилище и др.) стоит огромных денег, которых у РФ сейчас еще нет. Нет возможности и у нашей национальной системы безопасности реально обеспечить полноправие личности как основного вида безопасности.

Надо понимать, что система принципов обеспечения национальной безопасности значительно шире, чем указанные международно-правовые принципы международных отношений. Помимо принципов, понимаемых как нормы права, есть множество других логических конструкций (идей), являющихся руководящими началами для политических операций на предмет безопасности.

Например, хорошо известны пять «неправовых» принципов безопасности видного германского политика Г. Шмидта [27]:

а) принцип устрашения потенциального противника потерями, превосходящими его возможный выигрыш;

б) принцип достоверности – противник должен быть убежден, что угроза будет реализована;

в) принцип соразмерности средств характеру угроз обеспечения безопасности;

г) принцип одинаковой безопасности потенциальных противников;

д) принцип приемлемости для общества мер обеспечения безопасности.

Очевидно, что ни один из этих принципов не укладывается в систему императивов международного права. Но они действуют!

Практическая политика сегодня, как и тысячелетие назад, продолжает «спорить» с юриспруденцией, внешне соглашаясь с ее «чистыми», имеющими объективную реальность правовыми принципами, но при этом политики не упускают случая воспользоваться неправовыми «вечными принципами практической политики»:

fac et excusa – «действуй и простится»;

si fecisti, nega – «совершил – отрицай»;

divide et impera – «разделяй и властвуй» и др.

Итак, как уже отмечалось, международно-правовые принципы ОНБ – это руководящие и наиболее важные правовые идеи, направленные на достижение целей, которые по динамике правовой регламентации созвучны этим целям, вместе с которыми они подтверждают универсальность категории «безопасность».

Помимо указанных международно-правовых и иных принципов в обеспечении безопасности действует еще целый ряд принципов, относящихся к теории управления, подробно рассматриваемых в специальном научном издании [7, с. 84—163], в котором они объединяются в различные группы:

1) общие (общесистемные) и частные;

2) организационно-технологические;

3) структурные (целевые, функциональные, организационные, процессуальные);

4) принципы развития систем безопасности и др.

Основными «управленческими» принципами ОНБ среди них

считают: единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, определение реальных по времени ресурсов и средств решения задач. Подробнее с ними можно ознакомиться в указанном издании.

Задачи обеспечения национальной безопасности официально определены в Концепции НБ РФ [8, раздел ГУ].

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

• своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

 реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

 обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

 подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

 преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

 обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

 совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

• обеспечение строгого соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

• обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

 подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

• укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

• принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

• коренное улучшение экологической ситуации в стране.

При этом главными задачами всегда считались и продолжают считаться выявление угроз и противодействие им, а вспомогательными задачами – управление процессом ОНБ, подбор, подготовка и расстановка сил (средств) ОНБ, материально-техническое и финансовое обеспечение соответствующих мер. Каждая из этих задач более подробно раскрывается в научных изданиях, в частности [1, с. 79–83].

Указанные задачи также детализируются и конкретизируются по отдельным сферам (подсистемам) национальной безопасности: экономической, политической, социальной, духовной, экологической, военно-оборонной, пограничной, информационной и другим, что подробно будет рассмотрено далее в соответствующих главах (лекциях) пособия.

Основные функции обеспечения национальной безопасности являются производными от более общих функций самой системы безопасности, к которым относят следующие [3, с. 30–31].

1. Выявление, прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности.

2. Осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации этих угроз (опасностей).

3. Создание и поддержание в готовности сил и средств безопасности.

4. Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях.

5. Разработка и производство отвечающих современным требованиям средств безопасности и снабжение ими органов и сил безопасности.

6. Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.

7. Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами России в соответствии с международными договорами и соглашениями

Эти функции реализуются соответствующими государственными органами и должностными лицами.

Довольно подробно функции ОНБ, а также порядок их реализации в России и других странах рассмотрены в работе [10, с. 53–111].

Виды обеспечения национальной безопасности. По теории видами ОНБ, в зависимости от стадии формирования и реализации угрозы, являются [1, с. 78–79]:

• профилактика – процесс воздействия силами и средствами ОНБ на причины, ведущие к возникновению угрозы, а также на условия, способствующие ее возникновению и реализации;

• предупреждение – воздействие на процесс подготовки к реализации угрозы со стороны ее источника или носителя;

• пресечение – воздействие на процесс непосредственного нанесения ущерба национальным интересам России;

• локализация — процесс устранения силами и средствами ОНБ наступивших вредных последствий или сведение их к минимальному уровню.

1. В каких условиях и из каких элементов формируется современная система безопасности РФ?

2. Дайте определения основных понятий («опасность» и «безопасность», «угроза» и «фактор», «национальная безопасность» и «обеспечение национальной безопасности») с правовых и общенаучных позиций.

3. Каковы цели национальной безопасности и ее обеспечения?

4. Перечислите основные принципы НБ и ее обеспечения (на примерах из международного права) и «неправовые» принципы безопасности, которые до сих пор действуют в политике де-факто?

5. Назовите основные (общие) задачи обеспечения национальной безопасности и укажите, в каких актах они сформулированы.

6. Каковы основные функции и виды национальной безопасности?

Задание: Изучите литературу и рекомендуемые документы (1, 2, 3, 7, 8, 9, 10, 18, 21) с целью подготовки к семинару и дополнительно – составьте словарь наиболее часто употребляемых терминов и их определений.


Смотрите также