О безопасности автомобильных дорог технический регламент


Рекомендации по применению технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) - PDF

1

2 Рекомендации по применению технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) Москва 2014

3 Содержание ПРОЕКТ Предисловие Общие положения Область применения Определения Требования безопасности Безопасность автомобильных дорог Изыскания автомобильных дорог Проектирование автомобильных дорог Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и сооружений на них Эксплуатация автомобильных дорог Средства наружной рекламы Дорожно-строительные материалы и изделия Презумпция соответствия Оценка соответствия Формы оценки соответствия Экспертиза результатов инженерных изысканий Экспертиза проектной документации Строительный (производственный) контроль Промежуточная приемка выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов Приемка и ввод в эксплуатацию автомобильных дорог и сооружений на них Текущий контроль состояния автомобильной дороги и сооружений на ней Приёмка выполненных работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней

4 7.9 Подтверждение соответствия дорожно-строительных материалов и изделий Подтверждение соответствия Декларирование соответствия Сертификация Государственный контроль Защитительная оговорка Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Приложение Д Приложение Е Приложение Ж

5 Предисловие ПРОЕКТ В рамках создания Единого экономического пространства между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, с целью обеспечения единых требований по безопасности автомобильных дорог, в том числе международных транспортных коридоров, во исполнение решения комиссии Таможенного союза от 8 декабря 2010 г. 492 Министерством транспорта Российской Федерации совместно с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан разработан и решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. 287 утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее технический регламент) разработан на основании Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, и других нормативных документов в соответствии с приложением А. В техническом регламенте установлены необходимые показатели в виде существенных требований (essential requiments), качественно определяющие необходимый уровень безопасности. Изготовителю конкретной продукции необходимо установить значения ее параметров, отвечающих существенным требованиям. Доказательство соответствия заявленных изготовителем требований существенным требованиям технического регламента может обеспечиваться путем их сопоставления с показателями безопасности, содержащимися в гармонизированных с техническим регламентом межгосударственных стандартах. При этом должен действовать принцип «презумпции соответствия», заключающийся в том, что существенные требования технического 4

6 регламента считаются выполненными, если они соответствуют конкретным требованиям межгосударственных стандартов, гармонизированных с этим техническим регламентом. Гармонизированными с техническим регламентом документами по стандартизации считаются межгосударственные стандарты, включенные в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. В рамках разработки технического регламента проведен анализ законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в области технического регулирования, нормативных документов и научных публикаций, международных, региональных (межгосударственных), национальных и зарубежных стандартов, форм и схем подтверждения соответствия в области безопасности автомобильных дорог. Технический регламент вступает в силу 15 февраля 2015 года. С вступлением в силу его требования являются обязательными для исполнения при проектировании (в том числе изысканиях), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них на территории государств-членов Таможенного союза. В приложениях Б-Ж к настоящим Рекомендациям приведены ссылки на разрабатываемые межгосударственные стандарты, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) 5

7 соответствия продукции. До введения их в действие применяются документы в соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года 159. Требования к дорожно-строительным материалам и изделиям не регламентированные в ТР ТС 014/2011» устанавливаются в соответствии законодательством, принятыми в государстве-члене Таможенного союза, на территории которого они применяются, если иное не установлено другими техническими регламентами Таможенного союза». 6

8 1 Общие положения ПРОЕКТ Рекомендации по применению технического регламента (далее рекомендации) представляют собой документ добровольного применения, разъясняющий подходы и принципы единообразного и последовательного применения положений технического регламента при проектировании (в том числе изысканиях), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации автомобильных дорог на территории государств-членов Таможенного союза. Рекомендации предназначены для изготовителей, импортеров, потребителей, дорожно-строительных и проектных организаций, органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), а также органов государственного контроля (надзора) и других заинтересованных сторон. Объектами технического регулирования, кроме автомобильных дорог и дорожных сооружений, являются: проектная и рабочая документация; процессы дорожно-строительного производства; дорожно-строительные материалы и изделия. Способы выполнения (достижения) обязательных требований, а также номенклатура и значения контролируемых показателей при выполнении дорожно-строительных работ, требуемые характеристики дорожностроительных материалов и изделий должны указываться в проектной и рабочей документации непосредственно или путем ссылки на межгосударственный стандарт, устанавливающий эти способы, характеристики и методы их определения и являющийся доказательной базой подтверждения соответствия требованиям технического регламента. Подтверждением выполнения требований технического регламента является выполнение процедур оценки соответствия, установленных его Статьей 5. 7

9 2 Область применения ПРОЕКТ Применение рекомендаций направлено на обеспечение исполнений требований технического регламента предъявляемых к обеспечению безопасности автомобильных дорог и дорожных сооружений на всех стадиях их жизненного цикла. В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. технические регламенты Таможенного союза применяющихся в целях обеспечения: а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества; б) охраны окружающей среды, животных и растений; в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей; г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. В соответствии со статьей 1 технического регламента, определено, что технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования (в том числе изысканий), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям. Под капитальным ремонтом автомобильной дороги в техническом регламенте понимается комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы. Под реконструкцией автомобильной дороги понимается комплекс 8

10 работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущей за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. на: В соответствии со статьей 1, технический регламент распространяется вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования (к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц) и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства, при этом для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение («элементы обустройства» - комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средства и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения); процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений; дорожно-строительные материалы и изделия. Технический регламент не распространяется на: на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях. Требования к данным видам объектов регламентируются проектной документацией и внутренними документами владельцев; 9

11 проектирование (включая изыскания), строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и эксплуатацию улиц населенных пунктов. Требования к данным видам объектов регламентируются нормативно-правовыми актами и техническими документами государствачлена Таможенного союза, на территории которой находится данный объект. Применяемые на улицах населенных пунктов дорожно-строительные материалы и изделия должны соответствовать требования технического регламента, если иное не установлено законодательством Таможенного союза. В соответствии с пунктом 6 статьи 1 технического регламента, автомобильная дорога визуально идентифицируется как объект, представляющий собой обустроенную или приспособленную и используемую для движения наземных транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения. Технический регламент содержит положения по идентификации автомобильных дорог по классам и техническим категориям по следующим признакам: а) по условиям доступа на них транспортных средств. Под доступом на автомобильную дорогу в техническом регламенте понимается предусмотренная проектной документацией возможность въезда транспортных средств на автомобильную дорогу с пересекаемых или примыкающих автомобильных дорог и съезда с нее на указанные дороги. б) по количеству и ширине полос движения; в) по наличию центральной разделительной полосы; г) по типам пересечений с другими автомобильными дорогами, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками (в одном уровне, в разных уровнях). Все автомобильные дороги общего пользования государств членов Таможенного союза должны иметь наименование с указанием начального, 10

12 конечного, а при необходимости и промежуточного пунктов, индекс и номер в соответствии с установленным в государствах членах Таможенного союза порядком обозначения автомобильных дорог общего пользования, присвоения им наименования, индекса и порядкового номера с учетом их значения, класса и категории. Наименования и идентификационные номера автомобильных дорог, входящих в состав международной транспортной сети, устанавливаются в соответствии с международными договорами. Автомобильные дороги в зависимости от величины расчетной среднегодовой и среднесуточной интенсивности движения транспортных средств разделяют на категории. Категория автомобильной дороги определяет технические требования к параметрам геометрических элементов ее плана, продольного и поперечного профиля дороги, типу пересечения дороги с другими транспортными и иными коммуникациями, условиям доступа на автомобильную дорогу, выбору технических средств организации дорожного движения и позволяет дать косвенную оценку транспортно-эксплуатационным показателям и потребительским свойствам дороги. Принятая классификация автомобильных дорог на территории государств-членов Таможенного союза регламентирована в ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация». До введения в действие данного межгосударственного стандарта применяются документы в соответствии с Решением Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 года 159. В свою очередь, технические средства организации дорожного движения - это комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги. В соответствии с техническим регламентом, безопасность дорожного движения это состояние дорожного движения, отражающее степень 11

13 защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Наиболее подробная классификация автомобильных дорог приведена в соответствующем межгосударственном стандарте «Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация». 12

14 3 Определения ПРОЕКТ В статье 2 приведены термины и определения, предназначенные для однозначного и непротиворечивого понимания текста технического регламента. Термины, определенные техническим регламентом, обязательны для применения в области дорожного хозяйства государств-членов Таможенного союза. Заключенная в круглые скобки часть определения может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина в других документах не допускается. Допускается применение отраслевых терминов, не установленных техническим регламентом, отражающих специфические особенности деятельности отрасли. 13

15 5 Требования безопасности ПРОЕКТ 5.1 Безопасность автомобильных дорог Требования к безопасности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны быть установлены на стадии подготовки задания на их проектирование и конкретизированы, с учетом их изменений в течение срока службы автомобильных дорог и сооружений на них, при разработке проектной документации. Сроком службы считается определённый промежуток времени эксплуатации автомобильной дороги и/или дорожного сооружения до момента их реконструкции комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущей за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги. Под безопасностью понимается такое состояние объекта технического регламента, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений. Под риском понимается вероятность причинения вреда с учетом тяжести этого вреда, который можно оценить, спрогнозировать и тем самым снизить неблагоприятные последствия. Пункты статьи 3 технического регламента устанавливают минимально-необходимые требования безопасности к объектам технического регулирования. Численные значения этих требований безопасности установлены в соответствующих межгосударственных стандартах. Перечень данных межгосударственных стандартов приведен ниже по каждому объекту технического регулирования. Объекты технического регулирования представлены на блок-схеме 1. 14

16 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (объекты технического регулирования) (ТР ТС 014/2011) Работы (услуги) Продукция Изыскания Проектирование Строительство, реконструкция, капитальный ремонт Эксплуатация Дорожно-строительные материалы (Приложение 1 ТР ТС 014/2011) Изделия (Приложение 2 ТР ТС 014/2011) Блок-схема 1 Для однозначной идентификации видов продукции, попадающих под действие технического регламента, определены соответствующие перечни, которые приведены в приложении к техническому регламенту: - перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия; - перечень изделий, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации. В данных перечнях объекты технического регулирования классифицированы (сгруппированы) по признаку, соответствующему кодам позиции по ТН ВЭД ТС (Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза). На каждый объект стандартизации, указанный в перечне, разработаны межгосударственные стандарты, состоящие из технических требований и методов контроля, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора 15

17 образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции. Таким образом, в отдельном государстве члене Таможенного союза к каждому объекту технического регулирования технического регламента предъявляются требования целого комплекса документов различного уровня (блок-схема 2). Комплекс межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции является обязательным для выполнения требований технического регламента. В случае наличия действующего национального стандарта на территории государства-члена Таможенного союза, требования которого выше, чем требования межгосударственных стандартов, на которые ссылается Технический регламент, во внимание принимаются требования национального стандарта. 16

18 Объекты технического регулирования в сфере дорожного хозяйства Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) Комплекс межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и осуществления оценки (подтверждения) Комплекс межгосударственных стандартов, состоящий из технических требований и методов контроля, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) Нормативные документы страны члена Таможенного союза (законы, нормативноправовые акты, документы по стандартизации, строительные нормы, своды правил, технические кодексы, условия договоров и др.) Проектная и рабочая документация Блок-схема Изыскания автомобильных дорог Пунктом 10 Статьи 3 технического регламента, установлено, что при изысканиях автомобильных дорог и сооружений на них должны соблюдаться следующие требования: - материалы о природно-климатических условиях района строительства и факторах техногенного воздействия на окружающую среду с прогнозом их изменения должны быть достоверными; 17

19 - материалы топографо-геодезических, инженерно-геологических, гидрологических, экологических, а при необходимости и других видов изыскательских работ должны содержать все необходимые данные. Для проектирования автомобильных дорог и дорожных сооружений, должны быть проведены достоверные, всесторонние и достаточные топографо-геодезические, инженерно-геологические, гидрологические, экологические изыскания условий района строительства, а также при необходимости другие виды изысканий, в том числе технико-экономические изыскания. Объем и виды изысканий определяются в каждом конкретном случае проектирования исходя из необходимости проведения различных расчетов оснований, фундаментов и конструкций дорожных сооружений, отверстий мостов и труб, прочности и устойчивости земляного полотна, дорожной одежды и других конструктивных элементов и принятии четких технических решений по конструктивным элементам автомобильной дороги и дорожных сооружений, обеспечивающих безопасность на этапах их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Межгосударственные стандарты, устанавливающие требования к проведению изысканий приведены в приложении Б. 5.3 Проектирование автомобильных дорог Пункт 11 статьи 3 технического регламента устанавливает существенные требования к проектированию автомобильных дорог. Проектирование автомобильных дорог должно проводиться на основании требований задания на проектирование, исходных данных выданных заказчиком и материалов инженерных изысканий. Основной целью проектирования является поиск оптимальных технических решений, направленных на обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств установленных габаритных размеров и весовых параметров с разрешенными скоростями движения при определенной 18

20 интенсивности транспортных потоков с учетом существующего и прогнозируемого состава движения. При этом должны быть четко рассчитаны прочность и устойчивость конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений при воздействии установленных внешних и внутренних нагрузок на всех этапах их жизненного цикла. В техническом регламенте вводится понятие «жизненного цикла» как периода времени, за который выполняются совокупность процессов от момента проектирования автомобильной дороги, включая строительство (возведение) и содержание, до ее утилизации (ликвидации). В процессе проектирования также должны решаться задачи по плавному (постепенному) изменению характеристик дороги на участках достаточной протяженности, а места резкого изменения условий движения совмещать с архитектурными, рельефными и ландшафтными доминантами, населенными пунктами, транспортными развязками и иными элементами дороги или придорожной обстановки при приближении к которым участники дорожного движения могут предвидеть эти изменения, а в случае когда такого добиться невозможно, прокладывать трассу автомобильной дороги по участкам местности, где риски минимальны и предусматривать защиту конструктивных элементов автомобильной дороги от возможных остаточных рисков воздействия указанных процессов и явлений на этапах строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Одной из основных задач при проектировании конструктивных элементов автомобильных дорог, дорожных конструкций и оснований дорожных сооружений является проведение расчетов конструкций на действие постоянных и временных нагрузок, действующие на эти конструктивные элементы, а также их основания и фундаменты, таких как нагрузок от собственного веса конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, от транспортных средств и пешеходов; от 19

21 воздействия водного потока, в том числе волновые и ледовые нагрузки; от воздействия ветра и атмосферных осадков; от сейсмических воздействий; от температурных воздействий; от осадок оснований и фундаментов, усадки материала конструктивных элементов, а также от различного технологического оборудования. Важнейшими элементами проектирования автомобильных дорог являются параметры геометрических элементов плана, продольного и поперечного профиля, которые назначаются исходя из расчетной скорости движения транспортных средств, принятой для конкретной категории автомобильной дороги и обеспечивающие безопасные условия движения. При разработке проектной документации должны быть предусмотрены мероприятия по минимизации экологического ущерба, наносимого при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации) автомобильных дорог, особенно по завершению дорожно-строительных работ в части освобождения от дорожно-строительной техники, временных сооружений, остатков строительных материалов и изделий, временных дорожных знаков и указателей, а также иных предметов и инвентаря автомобильной дороги в пределах постоянного отвода земель и приведению в состояние, пригодное для их использования по первоначальному назначению в соответствии с земельным законодательством государствчленов Таможенного союза. Проектная документация должна содержать описание основных технологических процессов, обуславливаемых особенностями предусмотренных к применению материалов, полуфабрикатов, изделий и конструкций и выполняемых работ. Конкретные нормы по проектированию автомобильных дорог и дорожных сооружений устанавливаются в межгосударственных стандартах, приведенных в приложении В. 20

22 5.4 Строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог и сооружений на них Пункт 12 статьи 3 технического регламента устанавливает требования безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и сооружений на них (далее строительство). Под строительством автомобильной дороги понимается комплекс технологических, инфраструктурных и управленческих процессов по сооружению автомобильной дороги. Главным требованием к этим процессам является неукоснительное соблюдение утвержденной проектной документации, в том числе по применяемым дорожно-строительным материалам, полуфабрикатам, изделиям и конструкциям, а также исполнению мероприятий по минимизации экологического ущерба, наносимого при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) автомобильных дорог, особенно завершению дорожно-строительных работ в части освобождения от дорожно-строительной техники, временных сооружений, остатков строительных материалов и изделий, временных дорожных знаков и указателей, а также иных предметов и инвентаря автомобильной дороги в пределах постоянного отвода земель и приведению в состояние, пригодное для их использования по первоначальному назначению в соответствии с земельным законодательством государствчленов Таможенного союза. Общие требования к строительству установлены в ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Организация строительства. Общие требования». 5.5 Эксплуатация автомобильных дорог Пунктом 13 статьи 3 технического регламента устанавливаются требования к автомобильным дорогам и дорожным сооружениям на них в процессе эксплуатации. Основной целью в этом направлении является 21

23 создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы. Эксплуатация представляет собой комплекс мероприятий, выполняемых в целях обеспечения сохранности автомобильной дороги, для ее безопасного использования по прямому назначению и включает в себя: - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги - текущий ремонт автомобильной дороги; - комплекс работ по поддержанию нормативного технического состояния автомобильной дороги, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения - содержание автомобильной дороги. Это в первую очередь достигается обеспечением сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно - климатических, чрезвычайных и других факторов, четкой организацией дорожного движения с использованием комплекса различных технических средств (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные светофоры, направляющие устройства, системы сигнализации на железнодорожных переездах, ограждения на автомобильных дорогах), своевременным проведением работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению и информированием участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами. При необходимости могут быть введены временные ограничения движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при 22

24 проведении дорожных и аварийно - восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно - климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды. Конкретные предельно - допустимые значения повреждений и сроки их устранения установлены в межгосударственном стандарте на требования к эксплуатационному состоянию. До момента устранения указанных дефектов проезжей части, поврежденные участки автомобильной дороги должны быть обозначены соответствующими техническими средствами организации дорожного движения, информирующими участников дорожного движения об опасности движения на этих участках дороги. Межгосударственные стандарты, устанавливающие требования к эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений приведены в приложении Г. Важнейшими факторами, влияющими на безопасность дорожного движения, являются сцепные качества дорожного покрытия коэффициент сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием. В процессе эксплуатации автомобильной дороги необходимо обеспечивать требования по сцеплению колеса автомобиля с покрытием, которое характеризуется величиной показателя коэффициента сцепления, определяемого при полной блокировке измерительно колеса с гладким протектором на смоченной поверхности покрытия автомобильной дороги при постоянной скорости. Методика измерения определена в межгосударственном стандарте «Дороги 23

25 автомобильные общего пользования. Метод измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием». Особые требования технический регламент, устанавливает к процессам эксплуатации дорожных сооружений (мосты, путепроводы, тоннели и иные дорожные сооружения), главным из которых является сохранение в течение срока их службы предусмотренное проектной документацией технических и прочностных характеристик, а также их положение в пространстве. Требования по эксплуатации дорожных сооружений определены в приложении Д. 5.6 Средства наружной рекламы Не допускается размещение в полосе отвода автомобильной дороги рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государств-членов Таможенного союза. При этом неукоснительно соблюдаются требования технического регламента и/или действующих национальных стандартов. 5.7 Дорожно-строительные материалы и изделия Пунктом 14 статьи 3 технического регламента, устанавливаются общие требования по безопасности дорожно-строительных материалов и изделий, применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации. Эти требования распространяются исключительно на такие материалы и изделия, которые могут создавать угрозу возникновения опасности для потребителей транспортных услуг и третьих лиц, окружающей среды, растительного и животного мира, производимые и импортируемые в государствах-членах Таможенного союза. В техническом регламенте отсутствуют требования к технологическим материалам, таким как 24

26 асфальтобетонная и цементобетонная смеси, которые не могут быть импортированы между государствами. Дорожно-строительные материалы и изделия при производстве, транспортировании, хранении и применении должны обеспечивать надежность их работы в различных конструктивных элементах автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней в течение их жизненного цикла под воздействием транспортных нагрузок, климатических и иных факторов. В течение работы, в различных конструктивных элементах автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней, дорожностроительные материалы и изделия подвергаются различным воздействием, в результате которых ухудшаются их свойства (параметры, характеристики), при этом должны выбираться такие материалы и изделия, при применении которых не должно возникать необратимых деформаций дорожных конструкций, а также недопустимого снижения основных транспортно - эксплуатационных характеристик автомобильной дороги или дорожных сооружений при воздействии на них транспортных, природных и иных факторов. К основным требованиям по безопасности относятся: - суммарная эффективная удельная активность естественных радионуклидов; - предельная концентрация вредных химических веществ при производстве, хранении, транспортировании, применении дорожностроительных материалов и изделий, проведении дорожных работах, а также в результате их совместного воздействия на окружающую среду в процессе эксплуатации автомобильной дороги; - физико-химические свойства (показатели пожаробезопасности); - физико-механические свойства. Требования и численные значения показателей безопасности дорожностроительных материалов, а также методы их определения (испытаний) установлены в приложении Е. 25

27 6 Презумпция соответствия ПРОЕКТ Пунктом 15 Статьи 4 технического регламента определено, что соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия национальных (государственных) стандартов государств-членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия. Для реализации принципа презумпции соответствия требованиям технического регламента заинтересованное лицо (организация, которая выполняет работы, оказывает услуги, изготавливает, продает дорожностроительные материалы или изделия (далее продукция), а также лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора, далее заявитель на подтверждение соответствия) обеспечивает выполнение требований межгосударственных стандартов, включенных в перечень межгосударственных стандартов, состоящий из технических требований и методов контроля, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента. Применение на добровольной основе межгосударственных стандартов является достаточным условием соблюдения требований технического регламента. Если заявитель на подтверждение соответствия заявляет, что выполняет требования межгосударственных стандартов (приложения Б-Е), то нарушения могут выявить только органы государственного контроля. При выполнении работ, оказании услуг и производстве продукции, в соответствии с документами, действующими в конкретном государстве 26

28 члене Таможенного союза, особое внимание необходимо обратить на выполнение обязательных минимально необходимых требований к безопасности автомобильных дорог и процессам их проектирования (в том числе изысканиям), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, определенных техническим регламентом, при этом допускается предъявлять дополнительные требования для повышения уровня качества и эксплуатационных характеристик автомобильных дорог. 27

29 7 Оценка соответствия ПРОЕКТ 7.1 Формы оценки соответствия Одним из важнейших положений технического регламента является оценка соответствия требований по безопасности автомобильных дорог на всех этапах их жизненного цикла, которая проводится в следующих формах: экспертиза результатов инженерных изысканий; экспертиза проектной документации; строительный (производственный) контроль; промежуточная приемка выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов; приемка и ввод в эксплуатацию законченных объектов или их отдельных участков; текущий контроль состояния автомобильной дороги и дорожных сооружений на ней; приёмке выполненных работ по их текущему ремонту и содержанию; подтверждению соответствия дорожно-строительных материалов и изделий; испытания (входной контроль) дорожно-строительных материалов и изделий. На блок-схеме 3 в прямоугольниках показаны объекты технического регулирования, а в прямоугольниках со скругленными углами соответствующие им формы оценки соответствия. 28

30 Блок-схема 3 Ниже подробно рассмотрим каждую из форм оценки соответствия, предусмотренную техническим регламентом. 7.2 Экспертиза результатов инженерных изысканий Экспертиза результатов инженерных изысканий проводится уполномоченными, в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, органами. Заключение экспертизы результатов инженерных изысканий должно содержать выводы о соответствии материалов инженерных изысканий требованиям задания на проектирование и программы изысканий, характеристику полноты и достоверности результатов инженерных изысканий, а также возможности принятия на их основе проектных решений, 29

31 устраняющих или снижающих риски возникновения опасности для субъектов дорожного движения и окружающей среды в соответствии с требованиями технического регламента. Под инженерными изысканиями подразумевают процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений. Для комплексного изучения условий проектирования объекта необходимо выполнять следующие виды изысканий: инженерно-геодезические; инженерно-геологические; инженерно-гидрометеорологические; инженерно-экологические; транспортно-экономические; изыскания грунтовых строительных материалов; другие виды инженерных изысканий. Объем и виды выполняемых инженерных изысканий определяются на основе анализа ситуации на конкретном объекте и формулируются в задании на проектирование и в программах соответствующих видов изысканий. Инженерные изыскания должны выполняться на всех стадиях проектирования (предпроектная, проектная и рабочая документация). При определении объемов необходимых изысканий на каждой стадии следует исходить из принципа возможности и обоснованности принятия решений при проектировании на основе выполненных изысканий. Выполнение изысканий в объеме, предусмотренном соответствующими нормативными документами, обеспечивает соответствие данному техническому регламенту. 30

32 Экспертизе подлежат изыскания, проводимые на стадии «проектная документация». При экспертизе проверяется достаточность выполненных инженерных изысканий для принятия проектных решений. Изыскания на стадии «рабочая документация» уточняют и детализируют результаты изысканий, проведенных ранее, в том числе на стадии «проектная документация». Кроме того, в процессе проектирования и строительства, могут возникать ситуации, когда необходимо выполнить дополнительные инженерные изыскания. Проектная организация анализирует результаты инженерных изысканий, проводимых при разработке рабочей документации, учитывает их при проектировании и, совместно с заказчиком, принимает решения о необходимости корректировки «проектной документации». В случае принятия такого решения, измененная часть «проектной документации» и измененные или дополнительные результаты инженерных изысканий, выполненных на стадии «рабочая документация», могут быть направлены на повторную экспертизу. Для реализации принципа презумпции соответствия требованиям технического регламента, выполнение инженерных изысканий может осуществляться на основе межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Таким образом, в рамках презумпции соответствия, если инженерные изыскания выполняются в соответствии с требованиями межгосударственного стандарта из указанного выше перечня, то считается, что эти инженерные изыскания соответствуют требованиям технического регламента. При использовании других стандартов (например стандартов организации) исполнитель инженерных изысканий обязан доказать, что эти результаты изысканий соответствуют требованиям технического регламента 31

33 с участием третьей стороны (например - государственной или негосударственной экспертизы, или с использованием специальных процедур, подтверждающих правомочность новых методов изысканий). 7.3 Экспертиза проектной документации Законченная разработкой проектная документация на строительство автомобильной дороги подлежит экспертизе для определения ее соответствия заданию на проектирование, требованиям настоящего технического регламента. Проектная документация до направления ее на экспертизу рассматривается заказчиком. Экспертиза проектной документации проводится уполномоченными, в соответствии с законодательством государства-члена Таможенного союза, органами. Проектная документация после положительного заключения экспертизы утверждается заказчиком. Утвержденная проектная или иная техническая документация свидетельствует о ее соответствии требованиям технического регламента. Под проектной документацией подразумевается документация, содержащая инженерно-технические, архитектурные, технологические, конструктивные, экономические, финансовые и иные решения по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений. стадий. Проектирование автомобильных дорог осуществляется в несколько Разрабатывается документация по планировке территорий, предусматривающая перечень будущих объектов, их предварительное расположение. После этого, для некоторых объектов может разрабатываться «техникоэкономическое обоснование» или «обоснование инвестиций», определяющие 32

34 положение трасы будущего объекта, и его основные характеристики (начало, конец, количество и примерное положение транспортных развязок и искусственных сооружений, основные параметры этих сооружений). Следующим шагом разрабатывается «проектная документация». В ней определяются все технические решения по объекту: стоимость объекта вопросы землеустройства, экологии, проект организации строительства (ПОС) и т.д. При разработке «проектной документации» осуществляется уточнение документации по планировке территории. Непосредственно перед началом или параллельно с началом строительства, в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается «рабочая документация». По результатам разработки «рабочей документации» не требуется вносить изменений в «проектную документацию», в тех случаях, когда в «рабочей документации» не подвергаются изменению параметры, перечисленные в утвержденной «проектной документации» как «основные параметры сооружения, линейного объекта», не нарушаются технические требования и ограничения сторонних организаций и требования законодательства, не уменьшается продолжительность жизненного цикла автомобильной дороги и дорожных искусственных сооружений и стоимость не превышает утверждённую, в составе «проектной документации». Окончательную ответственность за технические решения принимает на себя проектная организация, разрабатывающая «рабочую документацию». Как правило, она же осуществляет и авторский надзор за проектированием. Для реализации принципа презумпции соответствия требованиям технического регламента, проектная организация может воспользоваться межгосударственными стандартами, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического 33

35 регламента. Таким образом, в рамках презумпции соответствия, если проектная организация разрабатывает «проектную документацию» или «рабочую документацию», соответствующую требованиям соответствующего межгосударственного стандарта, то считается, что данная документация соответствует требованиям технического регламента, что и подтверждается государственной экспертизой. Также проектная организация может использовать другие документы, например, стандарты организации. В этом случае она обязана доказать, что эта документация соответствует требованиям технического регламента с участием третьей стороны (например - государственной или негосударственной экспертизы, или с использование процедур, подтверждающих применимость новой продукции в дорожном строительстве). В частности, проектная организация предоставляет данные диагностики; ранее полученные положительные заключения экспертизы на проектные решения, технологии и материалы; стандарты заказчика, стандарты организации, согласованные Заказчиком, содержащего требования к продукции, показатели которой превосходят требования и (или) отсутствуют в действующих национальных документах по стандартизации. 7.4 Строительный (производственный) контроль Строительный (производственный) контроль (далее строительный контроль) за выполнением работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и сооружений на них проводится заказчиком, а также юридическим лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком). Для осуществления строительного контроля заказчик может привлекать независимые и компетентные организации. Под строительным контролем подразумевается контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технического 34

36 регламента, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги. Строительный контроль является основной формой оценки соответствия дорожно-строительных работ требованиям технического регламента на всех этапах жизненного цикла. Основной целью осуществления строительного контроля при строительстве автомобильных дорог является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации, утвержденной в установленном порядке, и требований технического регламента. В техническом регламенте дается четкое определение термина «приемка выполненных работ» совокупность процедур, по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ) проектной документации. При выявлении в ходе проведения строительного контроля в готовых конструкциях или их частях (элементах), отклонений от рабочей документации, превышающих допустимые, такие отклонения должны быть устранены до проведения приемки данных работ. В случае согласования с проектной организаций, разрабатывающей «рабочую документацию», выявленных отклонений, они должны быть внесены в исполнительную документацию. Корректировка утвержденной проектной документации в этом случае не выполняется. При необходимости, по решению заказчика и проектной организации, может быть разработана новая рабочая документация, учитывающая выявленные несоответствия. Исполнительная документация это текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, по мере завершения определенных в проектной документации работ. 35

37 Порядок осуществления строительного контроля регламентируется ГОСТ «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля». При проведении строительного контроля проводятся необходимые исследования, испытания и измерения с применением соответствующих методов и средств измерений. Средства измерений, а также методы, используемые для строительного контроля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательствами государств - членов Таможенного союза в области обеспечения единства измерений. По результатам проведения строительного контроля составляются соответствующие акты освидетельствования отдельных видов работ и (или) конструкций. Результаты строительного контроля должны документироваться и сохраняться после приемки автомобильной дороги или ее участка в эксплуатацию в течение срока, установленного законодательствами государств - членов Таможенного союза. 7.5 Промежуточная приемка выполненных дорожно-строительных работ и (или) конструктивных элементов Промежуточная приемка выполненных дорожно-строительных работ производится с целью определения соответствия выполненных дорожностроительных работ утвержденной проектной документации. Основной задачей проведения промежуточной приемки выполненных работ является подтверждение и доказательство выполнения работ, недопущение несоответствий, своевременное обнаружение и исправление дефектов, а также повышение технологической дисциплины и ответственности исполнителей за выполненные ими работы на всех этапах строительства с обеспечением требуемых качественных и количественных показателей конечной продукции. 36

38 Промежуточная приемка выполненных работ подразделяется на: - приемку скрытых работ; - приемку ответственных работ. Приемку скрытых работ и приемку ответственных работ проводит комиссия в составе: - представитель Заказчика и специализированных организаций (при их наличии), осуществляющих функции Заказчика, в целях осуществления строительного контроля строительства объекта; - представитель Подрядчика; - представители Субподрядных организаций (при их наличии); - представитель проектной организации (только при приемке ответственных работ). В случае необходимости заказчик привлекает к приемке независимые специализированные организации, представители которых также могут участвовать в проведении промежуточной приемки в составе комиссии. До проведения промежуточной приемки выполненных дорожностроительных работ и (или) конструктивных элементов выполнение последующих работ на этом участке автомобильной дороги запрещается. По результатам проведения промежуточной приемки выполненных дорожностроительных работ и (или) конструктивных элементов составляется и подписывается акт с решением о приемке объекта оценки или о необходимых доработках для устранения выявленных недостатков. Перечни конкретных видов работ, относящихся к той или иной промежуточной приемке выполненных работ, должны быть определены проектной документацией и разработаны подрядчиком в составе исполнительной документации и согласованы с заказчиком. Порядок осуществления промежуточной приемки выполненных дорожно-строительных работ регламентируется ГОСТ «Дороги 37

«О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»)»

1. Настоящий технический регламент принимается в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог:

а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества;

б) охраны окружающей среды, животных и растений;

в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

2. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.

3. Правовой основой технического регулирования в области безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и их эксплуатации являются международные договоры и законодательные акты государств - членов Таможенного союза по техническому регулированию в сфере автомобильных дорог, настоящий технический регламент.

4. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.

5. Требования настоящего технического регламента не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие, как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.

Кроме того, технические требования настоящего технического регламента при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации также не распространяются на улицы населенных пунктов.

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

«О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (вместе с «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог»)»

1. Настоящий технический регламент принимается в целях обеспечения на стадиях проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог:

а) защиты жизни и (или) здоровья граждан, имущества;

б) охраны окружающей среды, животных и растений;

в) предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей;

г) обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

2. Настоящий технический регламент устанавливает минимально необходимые требования безопасности к автомобильным дорогам и процессам их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации, а также формы и порядок оценки соответствия этим требованиям.

3. Правовой основой технического регулирования в области безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и их эксплуатации являются международные договоры и законодательные акты государств - членов Таможенного союза по техническому регулированию в сфере автомобильных дорог, настоящий технический регламент.

4. Объектами технического регулирования настоящего технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.

5. Требования настоящего технического регламента не распространяются на автомобильные дороги, не относящиеся к автомобильным дорогам общего пользования, такие, как автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий, дороги, предназначенные для временного использования, дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях.

Кроме того, технические требования настоящего технического регламента при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации также не распространяются на улицы населенных пунктов.

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.


Смотрите также