О безопасности химической продукции тр тс


ТР ЕАЭС 041/2017 «О безопасности химической продукции»

Официальное опубликование решения Совета Евразийской экономической комиссии № 19 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза «О безопасности химической продукции» произошло 18 мая 2017 г.

Фактически регламент был принят 3 марта 2017 г. и получил номер ТР ЕАЭС 041/2017. Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Скачать полный текст ТР ТС 041/2017

Совет Евразийской экономической комиссии установил, что ТР ЕАЭС 041/2017 вступает в силу с 2 июня 2021 г. При этом до 1 декабря 2018 г. необходимо утвердить порядок формирования и ведения реестра химических веществ и смесей, а также порядок нотификации новых веществ. Кроме того, требования ТР ЕАЭВС 041/2017 к препаритивным формам пестицидов вступят в силу лишь после утверждения соответствующего профильного регламента.

На что распространяются требования регламента

В техническом регламенте собраны обязательные для исполнения требования безопасности к химической продукции, а также правила и формы оценки соответствия, идентификации и маркировке.

Перед выпуском в обращение химическая продукция должна пройти уведомительную государственную регистрацию или же разрешительную государственную регистрацию.

Разрешительная регистрация проводится в случаях, когда имеется:

  • новая химическая продукция;
  • химическая продукция, содержащая ограниченные к применению химические вещества и смеси.

При этом свидетельство об уведомительной гос.регистрации выдается бессрочно, а действие разрешения на использование химической продукции составляет 5 лет со дня выдачи.

Технический регламент устанавливает единые обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Союза требования к химической продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза, а также правила и формы оценки ее соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, маркировке и правилам ее нанесения. В том числе распространяется на:

  1. продукты органического синтеза – газы, такие как кислород, азот, ацетилен; кислоты, соли и щелочи;
  2. продукты неорганического синтеза – сырье для производства пластмасс, резины, каучуков, бытовой химии;
  3. сельскохозяйственные продукты – всевозможные удобрения, пестициды и гербициды;
  4. полимеры и синтетические волокна;
  5. лакокрасочная продукция;
  6. бытовая химия;
  7. всевозможные химические продукты.

Вы можете отправить нам заявку на сертификацию вашей продукции по ТР ЕАЭС 041/2017

В России принят национальный регламент о безопасности химической продукции

Технический регламент на химическую продукцию требуется давно и отчаянно. Логично было бы разработать и принять регламент ЕАЭК, дабы регулировать оборот и безопасность этой продукции уже в рамках Евразийского союза. И такой документ был разработан, однако 14 октября 2015 года Совет ЕЭК завернул регламент на доработку, где тот и пропал без вести. По этой причине, своего рода временным вариантом стало постановление Правительства РФ №1019 «О техническом регламенте о безопасности химической продукции», которое будет регулировать оборот этого товара на российском рынке.

Структура документа и ключевые положения, в целом, схожи с техрегламентами ЕАЭК. Однако есть, конечно, и особенности. Так в качестве оценки соответствия продукции доступна только государственная регистрация в учетной и разрешительной форме. Ни сертификатов, ни деклараций на «химию» оформлять не будут. Кроме госрегистрации, может осуществляться государственный контроль.

Свидетельство о государственной регистрации в разрешительном порядке будет оформляться на химическую продукцию, в состав которой будут входить вещества и соединения с концентрацией выше номинальной. Перечень со значениями допустимых концентраций веществ приведен в приложении №4.

Учетная государственная регистрация будет применяться в трех случаях:

  1.  Если химическая продукция не содержит запрещенных веществ или соединений.
  2.  Если данный продукт уже регистрировался в Едином реестре химических веществ и соединений.
  3.  Если продукция содержит в допустимых концентрациях соединения или вещества, использование которых ограничено.

Какие конкретно вещества и какой концентрации ограничены или запрещены к применению, указано в приложении №4.

Другой важный вопрос – это сроки действия документов подтверждающих соответствие продукции требованиям регламента. СГР в разрешительной форме будет действовать не более 5 лет. На учетное свидетельство срок действия не установлен.

Стоит пару слов сказать и о государственном контроле химической продукции. Эта форма оценки будет применяться на общих основаниях, которые прописаны в законодательстве РФ. Порядок проведения также прописывается сторонними нормативными актами, и в регламенте присутствует лишь ссылка на них.

Предмет регулирования

В сферу ответственности национального регламента будет попадать бытовая и промышленная химическая продукция. Однако, далеко не все наименования и виды «химии» будут проходить сертификацию по новому регламенту. Его действие не будет распространяться на следующую продукцию:

  •  химические отходы, подлежащие утилизации;
  •  транзитные товары;
  •  химические вещества и соединения не подверженные изменениям в агрегатном состоянии, со стабильным составом и не выделяющие вредных для экологии и здоровья человека веществ;
  •  продукция, попадающая под действие регламента ТР ТС 021/2011, а также корма для животный и пищевые добавки;
  •  БАДы;
  •  ветеринарные и медицинские лекарственные средства;
  •  химическая продукция или её отходы, являющиеся источников ионизирующего излучения;
  •  продукция попадающая под действие регламента ТР ТС 009/2011 (косметика и парфюмерия);
  •  образцы и пробы для научных изысканий;
  •  полезные ископаемые.

Все что не входит в этот перечень, в обязательном порядке должно будет пройти проверку на соответствие требованиям регламента на химическую продукцию.

И в качестве итога самое важное для производителя или поставщика «химии». Новый регламент на химическую продукцию вступает в силу 1 июля 2021 года. Столь существенный срок выделен для адаптации и подготовке к переходу на новые правила сертификации.

ООО «Новый уровень» - дистрибьютор систем Техэксперт и Кодекс, г. Южно-Сахалинск

Химическая безопасность Таможенного Союза

21 марта 2011 года на портале Минпромторга России для обсуждения был размещен проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции», который должен быть внесен в Секретариат Комиссии Таможенного союза для публичного обсуждения в июне. Таким образом, сторона-разработчик в некотором смысле существенно опередила установленный график.

Предлагаем вашему вниманию обзор проекта.

Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности химической продукции» разработан в соответствии с Графиком разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза. Стороной, ответственной за разработку является Российская Федерация в лице Министерства промышленности и торговли.

Документ устанавливает обязательные требования к химической продукции или связанным с требованиями к ней процессам производства, использования, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации. Содержит правила и формы оценки соответствия, правила идентификации и классификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения.

В проекте реализуются положения Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Требования безопасности, описанные в проекте, гармонизированы с «Согласованной на глобальном уровне системой классификации опасности и маркировки химической продукции» (СГС) ST/SG/AC/10/30/Rev.3 (ООН 2009 года) в части:

  1. установления единых правил и критериев классификации химической продукции по опасным свойствам;
  2. установления единых правил маркирования химической продукции, классифицированной как опасная химическая продукция;
  3. установления единых правил оформления Паспорта безопасности.

Положения проекта в части подходов к процедурам допуска химической продукции на рынок гармонизированы с Регламентом Европейского Парламента и Совета № 1907/2006 от 18 декабря 2006 года касающийся Регистрации, Оценки, Разрешения и Ограничения Химических Веществ (REACH), учреждения Европейского Химического Агентства, внесения поправок в Директиву 1999/45/EC и отмены Регламента Совета ЕС (EEC) № 793/93 и Регламента Европейской Комиссии (EC) № 1488/94, а также Директивы Совета ЕС 76/769/EEC и Директив Европейской Комиссии 91/155/EEC, 93/67/EEC, 93/105/EC и 2000/21/EC.

В отличие от Регламента Европейского Парламента и Совета № 1907/2006 в проекте технического регламента ТС:

  • предусматривается регистрация химической продукции включающей зарегистрированные химические вещества, а также регистрация химических веществ, в составе химической продукции, если они не были ранее зарегистрированы на территории государств-членов ТС без ограничения привязки по объемам выпускаемой химической продукции;
  • отсутствует необходимость при регистрации проводить исследования каждого ранее исследованного вещества.

Также в документе установлены обязательные норм для химической продукции, в числе которых правила обращения на рынке, требования безопасности, обеспечение соответствия требованиям безопасности, правила оценки соответствия, маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС. Проект направлен на снижение технических барьеров в торговле и обеспечение свободного перемещения химической продукции, выпускаемой в обращение на территории государств-членов ТС.

Предусматривается также создание единого органа по регистрации химической продукции (аналог Европейского химического агентства), работающего через региональные представительства в государствах-членах ТС.

В случае, если химическая продукция попадает в сферу действия нескольких технических регламентов ТС, согласно положениям будущего технического регламента требования этих технических регламентов не могут отменять или снижать требования, установленные техническим регламентом ТС.

Объект технического регулирования Технический регламент ТС распространяется на новую, ранее не находившуюся в обращении, независимо от страны происхождения, а также находящуюся в обращении на территории государств-членов ТС и ввозимую на указанную территорию (включая перевозимую транзитом) химическую продукцию, за исключением:

  • полезных ископаемых в состоянии залегания;
  • готовых лекарственных средств и готовых препаратов ветеринарного назначения;
  • готовой парфюмерно—косметической продукции;
  • химической продукции, являющейся источником ионизирующего излучения (в том числе ее отходов);
  • готовой пищевой продукции, готовых биологических активных и пищевых добавок и готовых кормов для животных;
  • изделий, которые, в процессе обращения, не изменяют свой химический состав и агрегатное состояние, не подвержены процессам деструкции и окисления, не образуют пыль, пары и аэрозоли, содержащие опасные химические вещества, оказывающие вредное воздействие на жизнь или здоровье граждан и животных, растения, окружающую среду, имущество физических или юридических лиц, государственное и муниципальное имущество;
  • отходов производства и потребления;
  • образцов химической продукции для целей оценки соответствия или предназначенных для научно-исследовательских работ, для рекламных целей и (или) выставочных образцов.

Соответствие химической продукции требования безопасности рассматриваемого технического регламента ТС и (или) других ТР ТС, сфера действия которых может распространяться на химическую продукцию, обеспечивается выполнением этих требований непосредственно, либо выполнением на добровольной основе требований взаимосвязанных с техническим регламентом ТС стандартов.

Правила обращения на рынке

Химическая продукция, размещаемая на территории государств-членов ТС, согласно части 2 статьи 4, должна:

  • быть классифицирована по опасным свойствам;
  • иметь маркировку в соответствии со статьей 16 технического регламента ТС, а также иметь элементы маркировки, информирующие об опасных свойствах химической продукции в соответствии с приложением 3 к техническому регламенту ТС;
  • иметь зарегистрированный Паспорт безопасности, который является обязательной составной частью сопроводительной документации на химическую продукцию и оформляется до начала выпуска химической продукции в обращение (статья 17);
  • содержать в своем составе химические вещества, внесенные в Реестр химических веществ;
  • пройти процедуру регистрации и быть внесена в Межгосударственный реестр химической продукции, допущенной к обращению на территории государств-членов ТС и иметь Свидетельство о регистрации или Разрешение на использование (применение).
  • иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС.

К обращению на территории государств-членов ТС не допускается продукция, имеющая в составе вещества, запрещенные к использованию (применению) на территории ТС, не соответствующая представленной о ней ин_ формации или не соответствующая требованиям части 2 статьи 4.

Правила идентификации химической продукции

Идентификация химической продукции включает в себя установление кода химической продукции в соответствии с кодами товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС), определение химического состава и типа веществ, входящих в него, типа химической продукции в целом, а также статуса химических веществ в ее составе (внесенные или не внесенные в Реестр химических веществ ТС).

Указанный реестр формируется и утверждается регистрационным органом на основании данных международных классификаторов и перечней опасных химических веществ, классификаторов и перечней опасных (потенциальноопасных) химических веществ Сторон, данных исследований (испытаний) химической продукции, проведенных в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных на данный вид деятельности и включает в себя:

  1. перечень запрещенных к использованию (применению) химических веществ;
  2. перечень особо опасных и ограниченных к использованию (применению) химических веществ. Подробнее о веществах, входящих в указанные перечни и принципах их формирования — в статье 27.

С целью установления в составе химической продукции химических веществ, обладающих опасными свойствами, могут использоваться сведения о химических веществах приведенные в Реестре химических веществ ТС.

При установлении в составе продукции одного или более веществ, не внесенных в Реестр, изготовитель (поставщик, импортер) должен провести исследование (испытание) химической продукции в соответствии с требованиями статьи 30 технического регламента ТС и оценить риски возможного воздействия опасных свойств химической продукции.

Указанные исследования (испытания) проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) по утвержденным в установленном порядке на территории государств-членов ТС методам, перечень которых утверждается соответствующим Регистрационным органом.

Исследования, проведенные за пределами территории ТС, признаются его государствами-членами, если это предусмотрено межгосударственными соглашениями государств-членов ТС и если все участники присоединились к соответствующим соглашениям.

Правила классификации химической продукции

Классификация химической продукции по опасным свойствам проводится с учетом данных об опасных свойствах химических веществ содержащихся в Реестре химических веществ ТС, а также информации, полученной в результате исследований (испытаний) продукции на соответствие критериям, установленным приложением 2 к техническому регламенту ТС. Список продукции с опасными свойствами приведен в части 4 статьи 6 проекта ТР ТС.

Критерии классификации химической продукции, предоставляющей опасность, описаны в таблицах приложения 2:

  • по физико-химическим свойствам — таблицы 1-13;
  • в отношении жизни и здоровья человека, жизни и здоровья животных и растений — таблицы 14-36;
  • в отношении окружающей среды — таблицы 37-47.

Правила и рекомендации классификации химической продукции, опасной в отношении окружающей среды, приведены в статье 7 рассматриваемого проекта, а в отношении смесевой химической продукции и химической продукции переменного состава — в статье 8.

Согласно части 10 статьи 6 результаты классификации химической продукции по опасным свойствам проведенной с использованием данных, полученных в результате исследований (испытаний), имеют приоритет над результатами классификации, полученными с помощью расчетных методов. Установленный класс (подкласс, тип) опасности указывается в соответствующей графе Паспорта безопасности на химическую продукцию.

Классификация химической продукции по опасным свойствам, проведенная за пределами территории государств-членов ТС, признается на территории государств-членов ТС, если все государства-члены ТС присоединились к соответствующим международным договорам.

Требования безопасности

В рассматриваемом проекте ТР ТС приведены требования безопасности при хранении химической продукции и обращении с ней (статья 10), при перевозке (транспортировании) химической продукции (статья 11), при реализации химической продукции (статья 12), при производстве, изготовлении и использовании (применении) химической продукции по назначению (статья 13), при утилизации продукции, а также тары (упаковки) из-под нее (статья 14), а также требования к информации для приобретателей (потребителей) (статья 15), нанесению элементов маркировки, информирующих об опасных свойствах продукции (статья 16).

В частности, в статье 9, содержащей общие требования безопасности, сказано, что безопасность химической продукции (включая новую химическую продукцию) при хранении, перевозке (транспортировании), реализации, использовании (применении), утилизации (удалении), должна быть достигнута за счет снижения уровня риска от воздействия опасных свойств химической продукции, а также опасных свойств химических веществ в составе химической продукции, на жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество (имущество органов местного самоуправления), на окружающую среду, жизнь и здоровье животных и растений до допустимого уровня риска. Для установления допустимого уровня риска изготовитель (поставщик, импортер) продукции, содержащей в составе особо опасные и (или) ограниченные к использованию (применению) химические вещества, должны определить возможные группы приобретателей (потребителей), определить виды возможного неправильного использования продукции и сценарии воздействия опасных свойств, возникающих при хранении, погрузке-разгрузке, перевозке (транспортировании), реализации, использовании (применении), утилизации (удалении). Далее, он обязан оценить риск, возникающий при каждом из выявленных сценариев и принять решение, является ли риск допустимым.

Для исключения или снижения риска изготовитель (поставщик, импортер), в соответствии с осуществляемой им деятельностью, должен заменять опасные химические вещества в составе химической продукции на не классифицированные как обладающие опасными свойствами, применять защитные меры, обучить персонал безопасным методам обращения с опасными химическими веществами и сопроводить продукцию информацией о безопасном использовании. Согласно статье 15 проекта информация для приобретателей (потребителей) должна быть основана на результатах классификации химической продукции по опасным свойствам в соответствии со статьей 6 и приложением 2 к техническому регламенту ТС.

С целью предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей маркировка, содержащая элементы в виде знака опасности, сигнального слова, краткой характеристики опасности и мер по ее предупреждению, должна наноситься непосредственно на химическую продукцию или, в случае, если это невозможно, на этикетку. Если места для нанесения маркировки на упаковке недостаточно, такая продукция сопровождается ярлыком или вкладышем, на котором, в полном объеме, приводится информация в соответствии с частью 5 статьи 15. 5, т.е. на русском языке. (Прим. ред.: Данное требование не распространяется на химическую продукцию, экспортируемую с территории государствчленов ТС).

Допускается дополнительное изложение маркировки на государственных языках государств-членов ТС.

Маркировка химической продукции должна включать:

  1. наименование и обозначение химической продукции, включая торговое наименование;
  2. наименование химических веществ, входящих в состав химической продукции в количествах, указанных в таблице 14 приложения 2;
  3. сведения об изготовителе химической продукции (в том числе товарный знак изготовителя при наличии), а также о поставщике, если это не одно и то же лицо, включая контактные данные для экстренных обращений;
  4. обозначение межгосударственного или национального стандарта, или другого документа, в соответствии с с которым производится химическая продукция;
  5. сведения об опасных свойствах;
  6. реквизиты партии продукции (для химической продукции в потребительской упаковке — в товаросопроводительной документации);
  7. срок годности и (или) срок хранения (при необходимости);
  8. информацию о способе применения, включая рекомендации по безопасному хранению, перевозке, реализации, применению и утилизации (при необходимости), в том числе в виде инструкций или иных документов, которые прилагаются к каждой упаковке и (или) партии;
  9. знак обращения на рынке в соответствии со статьей 32 технического регламента.

Наименования химических веществ, определяющих опасные свойства химической продукции, должны соответствовать наименованию, установленному в Реестре химических веществ ТС.

Маркировка должна быть устойчивой к механическому, химическому и климатическому воздействию и сохраняться в течение всего срока годности и (или) хранения до момента полного использования продукции по назначению.

Элементы маркировки, информирующие об опасных свойствах продукции, должны быть выделены среди другой информации содержащейся в маркировке химической продукции и содержать информацию в соответствии с приложением3 и приложением 5 к техническому регламенту ТС. Подробные требования и правила нанесения элементов маркировки на химическую продукцию, информирующие об опасных свойствах химической продукции, приведены в статье 16 ТР ТС.

Соответствие химической продукции техническому регламенту ТС обеспечивается выполнением его требований, а также требований, взаимосвязанных с ним межгосударственных (национальных, региональных) стандартов. Выполнение на добровольной основе требований межгосударственных (национальных, региональных) стандартов свидетельствует о презумпции соответствия требованиям безопасности.

Паспорт безопасности химической продукции

Как мы упоминали ранее Паспорт безопасности является обязательной составной частью сопроводительной документации на химическую продукцию и оформляется до начала выпуска химической продукции в обращение.

Форма приведена в приложении 4 к техническому регламенту ТС.

Согласно рассматриваемому проекту, указанный документ оформляется в двух экземплярах (первый хранится у изготовителя (поставщика, импортера), второй — у регистрационного органа), имеет регистрационный номер и содержит в себе требования безопасности и предупреждающие меры, обеспечивающие безопасное обращение химической продукции. Кроме того, он должен информировать приобретателей (потребителей) о наличии у продукции опасных свойств и видах исследований (испытаний), проведенных в отношении неё.

Срок действия Паспорта безопасности не ограничен, однако в ряде случаев документ подлежит обновлению и переизданию, например:

  • в случае изменения наименования и (или) адреса изготовителя (поставщика, импортера);
  • при отмене, пересмотре или изменении межгосударственного или национального стандарта, на основании которого химическая продукция выпускается в обращение;
  • при внесении изменений в состав химической продукции;
  • при поступлении дополнительной или новой информации, повышающей полноту и достоверность данных, включенных в соответствующие разделы Паспорта безопасности.

В этом случае информация о выпуске новой редакции Паспорта безопасности должна быть доведена до коммерческих и (или) промышленных приобретателей изготовителем (поставщиком, импортером) продукции в течение 12 месяцев, предшествующих изданию новой редакции.

Ознакомиться с подробной информацией о регистрационном органе можно в статье 26 проекта.

Оценка соответствия

Согласно статье 19, оценка соответствия химической продукции требованиям технического регламента ТС проводится в формах:

  • учетной или разрешительной регистрации химической продукции, а также химических веществ в ее составе в соответствии со статьей 20 технического регламента ТС;
  • исследований (испытаний) химической продукции в соответствии со статьей 30 технического регламента ТС;
  • государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством государства Стороны.

Учетная регистрация осуществляется для химической продукции, в состав которой входят химические вещества, внесенные в Реестр химических веществ ТС. Разрешительная — для продукции, содержащей химические вещества, не внесенные в Реестр химических веществ ТС на момент регистрации или внесенные в Перечень особо опасных или ограниченных к использованию (применению) химических веществ, а также в отношении продукции, перевозимой транзитом по территории государств-членов ТС. Регистрация осуществляется на платной основе.

При этом проект допускает образование ассоциаций изготовителей (поставщиков, импортеров) с целью совместной регистрации химической продукции и химических веществ, входящих в ее состав, а также делегированию права и обязанности по регистрации одному Заявителю (Заявителю по общему согласию) от своего имени. Описание механизма регистрации, состава документов и заявления подробно описаны в частях 7-9 статьи 20 рассматриваемого проекта, а порядок регистрации химической продукции, включая сроки ее проведения, — в статье 21.

В случае, если химическая продукция содержит в составе химические вещества, внесенные в Перечень особо опасных и ограниченных к использованию (применению) химических веществ, или является новой продукцией (содержит новые химические вещества), заявитель должен провести оценку опасных свойств продукции и составить отчет о химической безопасности химической продукции, заявленной для регистрации.

Данный отчет должен содержать оценку химической безопасности продукции в целом и каждого химического вещества, входящего в ее состав, включающую в себя следующие этапы:

  1. оценка опасных свойств в отношении жизни и здоровья человека и животных;
  2. оценка опасности, обусловленной физико-химическими свойствами;
  3. оценка опасных свойств в отношении окружающей среды;
  4. оценка стойких биоаккумулирующихся токсичных химических веществ (БАТВ) и очень устойчивых и сильно биоаккумулирующихся химических веществ (ОБАВ);
  5. оценка сценариев воздействия;
  6. оценка риска.

Часть отчета о химической безопасности, содержащая оценку сценариев воздействия и оценку риска должна быть доведена Заявителем до сведения всех приобретателей посредством внесения этой информации в соответствующие разделы Паспорта безопасности. В результате успешного прохождения регистрации заявителю присваивается индивидуальный регистрационный номер, продукция включается в Реестр химической продукции, допущенной к обращению на территории гоСударств-членов ТС, выдается Свидетельство о регистрации по форме приложения 6 к техническому регламенту ТС и (или) Разрешение на использование (применение) по форме Приложения 7 к техническому регламенту ТС. В Свидетельстве указывается, что химическая продукция соответствует требованиям Технического регламента ТС «О безопасности химической продукции», внесена в Реестр химической продукции ТС, допущенной к обращению на территории государств-членов ТС, область ее применения, номер Паспорта безопасности, а также документ, на основании которого производится химическая продукция.

В Разрешении указывается, что химическая продукция в соответствии с требованиями Технического регламента ТС «О безопасности химической продукции», допущена к обращению на территории государств-членов ТС и внесена в Реестр химической продукции ТС. Также в документе прописывается область использования (применения) и ограничение использования (применения) химической продукции. В приложении к разрешению приводится номер паспорта безопасности и информация о документе, на основании которого производится химическая продукция. В дальнейшем номер полученного Свидетельства и номер Разрешения указывается Держателем разрешения в маркировке химической продукции и (или) товарно-сопроводительной документации на нее. Срок действия Свидетельства составляет 15 лет.

Сроки действия Разрешения составляют:

  1. 5 лет — для химической продукции, в состав которой входят химические вещества, внесенные в перечень особо опасных и ограниченных к использованию (применению) химических веществ (если международными (межгосударственными) соглашениями (договорами, конвенциями) не установлены иные сроки допустимого использования (применения) таких химических веществ);
  2. 3 года — для химической продукции, содержащей химические вещества, не внесенные в Реестр химических веществ ТС на момент регистрации;
  3. 1 год — для химической продукции, перевозимой транзитом по территории государств-членов ТС.

В случае необходимости срок действия Свидетельства о регистрации и Разрешения на использование (применение) химической продукции может быть продлен с учетом требований части 9 статьи 20 и статьи 23 технического регламента ТС. Для продления срока действия Свидетельства заявитель подает новое заявление не менее чем за 6 месяцев до окончания срока действия документа, а для продления срока действия Разрешения Держатель разрешения подает новое Заявление не менее чем за 3 месяца до окончания его срока действия.

В случае поступления сведений о выявлении органами государственного контроля (надзора) несоответствия химической продукции требованиям технического регламента ТС, получения информации об обнаружении у химической продукции опасных свойств, не установленных ранее, или отсутствия возможности применения эффективных мер по предотвращению вредного воздействия опасных свойств химической продукции, а также химических веществ в составе химической продукции действие Свидетельства (Разрешения) приостанавливается.

И в случае невозможности устранения выявленных нарушений или установления ранее не известных опасных свойств — аннулируется (статья 25).

Маркировка единым знаком обращения на рынке

Химическая продукция, соответствующая требованиям технического регламента ТС и прошедшая процедуру оценки соответствия согласно статье 19, должна иметь маркировку знаком обращения продукции на рынке, которая осуществляется перед выпуском продукции в обращение. Знак обращения продукции на рынке наносится любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение, сохраняющееся в течение всего срока годности химической продукции и (или) срока хранения химической продукции на каждую единицу химической продукции как в соответствии с требованиями, указанными в части 3 статьи 32, так и (или) приводится в прилагаемых к нему сопроводительных документах.

Защитные меры

Проект ТР ТС гласит, что государства-члены ТС обязаны предпринять все меры для ограничения, запрета выпуска в обращение химической продукции на территории государств Сторон, а также изъятия из обращения химической продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья человека и животных, растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (имущества органов местного самоуправления).

Основанием для применения статьи защиты (статья 32) могут быть следующие случаи:

  1. невыполнение положений технического регламента ТС;
  2. неправильное применение документов, в соответствии с которыми производится химическая продукция;
  3. недостатки взаимосвязанных с техническим регламентом ТС межгосударственных и национальных стандартов;
  4. несоблюдение правил, изложенных в статье 6 технического регламента ТС;
  5. другие причины запрета выпуска химической продукции в обращение.

Уполномоченный орган государственной власти Государства-члена ТС обязан уведомить Комиссию ТС, Регистрационный орган и компетентные органы государственной власти Сторон о принятом решении с указанием причин принятия данного решения и представлением необходимых доказательств.

Переходный период и вступление в силу

Согласно статье 34 рассматриваемый технический регламент ТС вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

В течение года со дня вступления в силу технического регламента должен быть сформирован Регистрационный орган.

В течение года со дня вступления в силу технического регламента должны быть внесены изменения в действующие и разработаны новые организационные, нормативные правовые и методические акты государств-членов ТС для обеспечения регистрации веществ в соответствии с положениями технического регламента. В течение двух лет со дня вступления в силу технического регламента и в течение года с момента организации Регистрационный орган должен сформировать Реестр химических веществ ТС.

Проектом предусмотрен двухлетний период со дня вступления в силу технического регламента ТС, в течение которого все изготовители (поставщики, импортеры) химической продукции должны перейти на классификацию химической продукции по опасным свойствам, на оформление Паспорта безопасности, маркировку и оценку соответствия химической продукции, предусмотренных Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности химической промышленности».

Анастасия КАЗАНСКАЯ

Технические условия на химическую продукцию - ЭКСПЕРТ-АЛЬЯНС

На всей территории действия Таможенного союза, для выпуска в обращение химической продукции производителям требуется оформить ряд документов. Причем конкретный перечень зависит от определенного вида продукции. Наличие такой нормативно-технической документации как ГОСТ или Технические условия, нужное для процедуры подтверждения соответствия. Неизменным условием является наличие ГОСТа в пакете документов на продукцию если она полностью соответствует его требованиям.

Приминительно ГОСТу 2.114-95 (ЕСКД) «Единая система конструкторской документации. Технические условия» производство Технических условий обязана соответствовать данному ГОСТу. Требования соответствия продукции нормам действующей безопасности необходимы быть изложены в Технических условиях: (ТР ТС 013/2011), Решении Комиссии №299 таможенного союза от 28.05.2010 г., Единых гигиенических и санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам и пр.).

Сертификация химической продукции

После получения нормативно-технических документов необходима сертификация о соответствии. Осуществляется посредствам оформления декларации о соответствии или сертификата соответствия в зависимости от определенного вида конкретной категории продукции.На конкретные виды продукции химической, на всей территории действия Таможенного союза распространяются несколько Технических регламентов.

Сертификации продукции химической в форме Декларирования о соответствии подлежит та химическая продукция, попадающая под деятельность Технических регламентов Таможенного Союза. Имеется ввиду:

  • ТР ТС 006/2011 от 15.02.2012 г. “О безопасности пиротехнических изделий»;             
  • ТР ТС 013/2011 от 31.12.2012 г. «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту”;
  • ТР ТС 030/2012 от 01.03.2014 г. “О требованиях к смазочным материалам маслам и специальным жидкостям”.    

Продукция химическая, попадающая под действие требований ТР ТС 028/2012 от 01.07.2014 г. “О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе” Сертифицируется в форме получения сертификата о соответствии. В 2017 году ожидается вступление в силу ТР ТС «О безопасности химической продукции», который будет устанавливать и регулировать требования к безопасности всех видов продукции химической и распространяться на все ее виды.

В ближайшем будущем на ряду с данным регламентом ожидается принятие еще двух ТР ТС:

  • “О безопасности лакокрасочных материалов”
  • “О безопасности синтетических моющих средств и товаров бытовой химии”

Сертификаты и декларации соответствия в обязательном порядке регистрируются в Едином реестре деклараций и сертификатов соответствия электронной базы данных. Декларация соответствия ТР ТС оформляется на обычной бумаге формата А4 с внесенными данными о регистрации в Едином реестре и печатью заявителя. Сертификат соответствия ТР ТС оформляется на бланке органа по сертификации с его печатью. Существует Единый перечень включающий в себя продукцию, подлежащую обязательному декларированию либо сертификации. Данный перечень утвержден Постановлением №982 Правительства Российской федерации от 01.12.2009 г. 

Сертификат на химическую продукцию о соответствии требованиям ГОСТ Р оформляется в обязательном порядке согласно Единому перечню продукции подлежащей обязательной сертификации (с изменениями на 31.07.2014 г). Включает в себя следующие виды продукции химической: Масла авиационные, газы углеводородные сжиженные топливные, газы углеводородные сжиженные топливные для коммунально-бытового потребления, газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта, парафины нефтяные твердые.

Декларация на химическую продукцию о соответствии требованиям ГОСТ Р оформляется в обязательном порядке согласно Единому перечню продукции подлежащей обязательному декларированию (с изменениями на 11.11.2013 г.)  Включает в себя следующие виды химической продукции: эмали, олифы, средства пеномоющие, средства для стирки, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке, средства дезинфицирующие, средства моющие синтетические порошкообразные, грунтовки антикоррозионные, метионин кормовой, удобрения минеральные, средства для борьбы с домашними грызунами, средства дезинсекционные против бытовых насекомых, химические средства защиты растений (пестициды). Для химической продукции, не вошедшей в Единый перечень продукции подлежащей обязательной сертификации и декларированию следует оформить добровольный сертификат соответствия. Это обеспечит больший спрос продукции на рынке и поспособствует повышению конкурентоспособности. Также для данного вида продукции необходимо разрабатывать паспорт безопасности вещества.

Более подробную информацию по сертификации и разработке технических условий на химическую продукцию, Вы можете узнать у наших специалистов по номеру телефона:8(499)55-00-251 или отправив сообщение на электронную почту: [email protected]

ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЗАКАЗАТЬ ОБРАТНЫЙ ЗВОНОК Отправить запрос


Смотрите также