Обеспечение экологической безопасности окружающей среды


Тема 5. Экологическая безопасность и охрана окружающей среды

Законодательное обеспечение экологической безопасности: нормативно-правовые акты, надзор за их соблюдением и ответственность за экологические правонарушения.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности России. Реализация экологической безопасности на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Система мониторинга окружающей среды: понятие и основные задачи. Классификация видов экологического мониторинга и их краткая характеристика.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятиях. Экономические механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды. Экозащитная техника и технологии.

Экологическая экспертиза: цель, содержание, основные типы. Роль общественных организаций и граждан в обеспечении экологической безопасности. Экологическая сертификация.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Деятельности международных организаций по профилактике неблагоприятных воздействий на окружающую среду и здоровье населения. Международные конференции, документы и программы в области защиты биосферы. Концепция безопасного устойчивого развития человечества.

Законодательное обеспечение экологической безопасности

Экологическое законодательство РФ составляют:

* Конституция РФ от 12 декабря 1993 года;

* Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95. № 52-ФЗ;

* Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 (в редакции от 15.04.98.) № 174-ФЗ;

* Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;

* Водный Кодекс РФ от 16.11.95;

* Лесной кодекс РФ от 29.01.97.;

* Закон РФ «О недрах» от 21.02.92 (в ред. от 8.08.2001) № 27-ФЗ;

* Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и другие нормативно-правовые акты.

Основным законом, обеспечивающим права граждан России на здоровую и экологически благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность в нашей стране, является Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Ранее действовал закон РСФСР от 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, являющуюся основой жизни на Земле.

Особенностью правового регулирования экологических отношений является преобладание административно-правового метода воздействия. Характерным моментом его является не юридическое равенство сторон (присущее гражданско-правовому методу), а отношение власти и подчинения. Властными полномочиями при этом обладают природоохранные органы, осуществляющие эту деятельность в соответствии с законодательством и стоящие на страже интересов общества и граждан.

В Российской Федерации осуществляется госу­дарственный, производственный, муниципальный, общественный надзор и контроль в области охраны окружающей среды. Государственный надзор осуществляют специальные государст­венные органы и инспекции, которые в своей деятельности не зависят от администрации контролирующих предприятий. Это Прокуратура РФ, Федеральная служба лесного хозяйства РФ, Госкомитет РФ по земельной политике, Министерство природных ресурсов России, Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Росгидромет, Госу­дарственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор России), Министерст­во РФ по атомной энергии и др.

Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в лице государственных инспекторов в области охраны окружающей среды.

За неисполнение экологического (природоохранного) законодатель­ства виновные несут ответственность, которая зависит от вида экологи­ческих правонарушений.

Экологическое правонарушение — это противоправное деяние, нару­шающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружаю­щей природной среде и здоровью человека. Признаками экологического правонарушения являются действие или бездействие лица, противоречащее экологическому законодательству, противоправное действие.

Виновные в экологических правонарушениях граждане несут дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность. Различные виды ответственности за экологические пра­вонарушения приведены в таблице. Предприятия, организации и учреждения за совершенные экологи­ческие правонарушения несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Экологическим преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Экологическими преступлениями, согласно гл. 26 УК РФ «Экологи­ческие преступления», являются:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производ­стве работ;

— нарушение правил обращения с экологически опасными веще­ствами и отходами;

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами;

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

— загрязнение вод;

— загрязнение атмосферы;

— загрязнение морской среды;

— нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ;

— порча земли;

— нарушение правил охраны и использования недр;

— незаконная добыча водных животных и растений;

— нарушение правил охраны рыбных запасов;

— незаконная охота;

— уничтожение критических местообитаний для организмов, зане­сенных в Красную книгу;

— незаконная порубка деревьев и кустарников;

— уничтожение или повреждение лесов;

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов;

— экоцид.

Экоцид сравнительно новое понятие, оно впервые введено в УК РФ как новый вид преступных деяний. Экоцид — массовое уничтоже­ние растительного, животного мира (в том числе людей), отравление ат­мосферы или водных ресурсов, а также другие действия, которые могут привести к экологической катастрофе. Совершение экоцида наказывается лишением свободы на срок от две­надцати до двадцати лет.

За совершение экологических преступлений предусмотрены различ­ные виды уголовной ответственности: лишение свободы, исправительно-трудовые работы, лишение права занимать определенные должности или зани­маться определенными видами деятельности, штрафы.

Экологическая безопасность– состояние защищенности биосферы и человеческого общества, а на государственном уровне – государства, от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду.

В понятие экологической безопасности входит система регулирования и управления, позволяющая прогнозировать, не допускать, а в случае возникновения – ликвидировать развитие чрезвычайных ситуаций.

Экологическая безопасность реализуется на глобальном, региональном и локальном уровнях.

Глобальный уровень управления экологической безопасностью предполагает прогнозирование и отслеживание процессов в состоянии биосферы в целом и составляющих ее сфер. (например, на территории биосферных заповедников). Управление глобальной экологической безопасностью является прерогативой межгосударственных отношений на уровне ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и др. международных организаций.

Региональный уровень включает крупные географические или экономические зоны, а иногда территории нескольких государств. Контроль и управление осуществляется на уровне правительства государства и на уровне межгосударственных связей (Объединенной Европы, СНГ, Союз африканских государств и т.д.).

На этом уровне система управления экологической безопасностью включает:

  • экологизацию экономики;

  • создание и внедрение новых экологически безопасных технологий;

  • выдерживание темпов экономического развития, не препятствующих восстановлению качества ОС и способствующих рациональному использованию природных ресурсов.

Локальный уровень включает города, районы, предприятия металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей промышленности и оборонного комплекса, а также контроль выбросов, стоков и др. Управление экологической безопасностью осуществляется на уровне администраций отдельных городов, районов, предприятий с привлечением соответствующих служб, ответственных за санитарное состояние и природоохранную деятельность.

Экологический мониторинг

С целью измерения, оценки и прогноза антропогенных изменений абиотической составляющей биосферы (в первую очередь загрязнений) и ответной реакции биоты на эти измене­ния, а также последующих изменений в экосистемах в результате антропогенных воздействий была создана информационная система экологического мониторинга.

Термин «мониторинг» образован от лат. «монитор» — «на­блюдающий», «предостерегающий». Существует несколько со­временных формулировок определения мониторинга.

В настоящее время под мониторингом окружающей природной среды понимают долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природ­ной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явления­ми, а также оценку и прогноз состояния природной среды и ее загрязнения (Закон РФ «О гидрометеорологической службе», 1998).

Мониторинг включает в себя следующие основные практи­ческие направления:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, воздействующими на нее;

  • оценку фактического состояния окружающей среды и, уровня ее загрязнения;

  • прогноз состояния окружающей среды в результате воз­можных загрязнений и оценку этого состояния.

По объектам наблюденияразличают: атмосфер­ный, воздушный, водный, почвенный, климатический монито­ринг, мониторинг растительности, животного мира, здоровья населения и т.д.

По масштабам воздействиямониторинг бывает пространственным и временным.

По характеру обобщения информацииразличают следующие системы мониторинга:

• глобальный — слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологиче­ские компоненты, и предупреждение о возникающих экс­тремальных ситуациях;

• базовый (фоновый) — слежение за общебиосферными, в ос­новном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных влияний;

• национальный — мониторинг в масштабах страны;

• региональный — слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерной для всей биосферы;

• локальный — мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

• импактный —мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга может основываться на методах наблюдения (мониторинг по физико-химическим, биологическим показателям, дистанционный мониторинг).

Химический мониторинг —это система наблюдений за хими­ческим составом (природного и антропогенного происхождения), атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности, животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющих веществ.

Физический мониторинг— система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (навод­нения, вулканизм, землетрясения, цунами, засухи, эрозия почв и т.д.).

Биологический мониторинг —мониторинг, осуществляемый с помощью биоиндикаторов (т. е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде). В биологическом мониторинге могут быть использованы не только биологические, но и любые другие методы, например, химический анализ содержания загрязняющих веществ в живых организмах.

Экобиохимический мониторинг —мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической).

Дистанционный мониторинг —в основном, авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппара­тов, оснащенных радиометрической аппаратурой, способной осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и ре­гистрацию опытных данных.

Экологический менеджмент и экологический аудит на предприятии.

Экологический менеджмент– это система управления природопользованием и охраной окружающей среды, основанная на комплексном учете экологических факторов, с целью сочетания рационального, ресурсосберегающего природопользования и устойчивого экономического развития.

Экологическим менеджментом называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего.

Предметом ЭМ является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективного производства с охраной ОС и рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент на предприятии– это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на ОС.

Выгодность рационального и сбалансированного природо­пользования для предприятия реализуется через экономические выгоды: а) снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, сниже­ние платежей за штрафы; б) рост доходов за счет «зеленых» това­ров, конкуренции, новых рынков сбыта; стратегические выгоды: имидж предприятия, рост производительности труда, вы­полнение экологических требований без излишнего напряжения.

Экологический аудит – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятия (компании). Концепция экологического аудита была разработана в конце 1970-х годов в США. Термин «аудирование» означает проверку, ре­визию, он заимствован из лексикона финансистов.

Экологический аудит включает в себя проверку следующих видов деятельности:

- выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

- определение уровня экологичности компании;

- функционирование систем экоуправления;

- получение экологического сертификата;

- выполнение финансовых обязательств и выплата долгов;

- составление экологической декларации и отчетов компании об экологической деятельности.

Экологический аудит представляет собой комплексный, документированный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управленческих систем или информации о них и информирования потребителя о полученных в ходе указанного процесса результатах.

Экозащитная техника и технологии

Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.

Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.

Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.

Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.

Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.

Экологическая экспертиза.

Содержанием экологической эксперти­зы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека, и сопоставление на этой осно­ве альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.

Главная цель экологической экспертизы — предупреждение негатив­ных последствий хозяйственной деятельности, проверка соответствия на­мечаемой деятельности требованиям экологической безопасности общества и рационального использования природных ресурсов.

Собственно экспертная — оценочно-аналитическая — работа состоит из ряда стадий, включающих два основных элемента: проектный и послепроектный анализ объекта. Эти элементы представляют собой два типа экологической экспертизы, различающихся по объекту анализа: проект­ную и послепроектную экспертизу.

Проектная экспертиза — это экспертиза проекта сооружения, нор­мативно-технических документов на новую технику, технологию, мате­риалы, а также проектов административных актов и законов.

Послепроектная экспертиза (экологический аудит) — это экспертиза действующего оборудования, предприятия и сооружения, а также приме­няемого законодательства.

Главным итогом проектной экспертизы является экспертное заклю­чение, без которого не выдается разрешение на строительство проектируемого объекта (производства).

В экспертном заключении отражено следующее:

— исходные данные, характеризующие состояние окружающей сре­ды до начала реализации проекта, технические особенности проекта;

— перечень воздействий проектируемого объекта на окружающую среду, в том числе первичных, вторичных и долговременных эффектов, необратимых и неизбежных последствий; при этом воздействия характе­ризуются количественными и качественными показателями;

— данные о воздействии различных вариантов проектируемого со­оружения на исходное состояние окружающей среды;

— компенсационные меры, включая технические и/или финансо­вые, предусматривающие уменьшение негативных экологических воз­действий.

Главной задачей послепроектной экспертизы является оценка воздей­ствия работающих предприятий и сооружений на окружающую среду и определение степени риска для здоровья людей и качества окружающей среды (оценка последствий функционирования объекта). Тем самым осу­ществляется проверка соответствия параметров и характеристик работы объектов: 1) требованиям природоохранного законодательства, стандар­там качества окружающей среды и 2) положениям и выводам заключения проектной экологической экспертизы.

Инициатором экологической экспертизы могут быть как государство, ведомство, так и общественность и общественные организации.

Международно-правовая охрана природной среды на планете Земля является одной из функций международного сообщества и представляет собой форму межгосударственного, общегуманистического официального сотрудничества человечества в рамках международного экологического права.

Межгосударственное сотрудничество в сфере экологической безопасно­сти осуществляется в рамках деятельности ряда международных органи­заций. В зависимости от характера и направлений деятельности, целей и задач их можно дифференцировать по нескольким группам:

* охрана окружающей природной среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП);

* комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО);

* специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой при­роды, международных озер, рек, безопасность ядер­ных источников энергии и т. п.).

Защита окружающей природной среды - одна из приоритетных целей Организации Объединенных Нацийи ее специализированных учреждений, что предусмотрено Уставом этой организации. Кроме того, ООН при­звана оказывать содействие разрешению международных проблем в об­ласти экономической, социальной жизни, здравоохранения, повыше­ния уровня жизни населения, соблюдения прав человека. ООН сыграла ведущую роль в выработке следующих форм межгосудар­ственного сотрудничества в сфере охраны природы:

* участие в международных конвенциях;

* подписание соглашений о проведении природоохранных мероприятий и реализации различных проектов;

* проведение международных конференций по актуальным экологичес­ким проблемам;

* разработка экологических концепций, способов реализации международных программ.

15 декабря 1972 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН была утверждена Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие этого документа предусматривалось рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде, состоявшейся в том же году. Структуру ЮНЕП составляют Совет управляющих (в него входят представители государств-участниц), Совет по координации охраны окружающей среды, Фонд окружающей среды.

Совет управляющих определяет основные направления деятельности ЮНЕП. Приоритетные направления на ближайшие годы:

* здоровье человека, санитария окружающей среды;

* охрана земель, вод, предотвращение опустынивания;

* океаны;

* охрана природы, диких животных, генетических ресурсов;

* энергия;

* образование, профессиональная подготовка;

* торговля, экономика, технология.

В 1948 году был образован Международный союз охраны природы и при­родных ресурсов (МСОП)- неправительственная межгосударственная организация, представляющая свыше 100 стран, неправительственные организации и международные правительственные организации. Приоритетная задача МСОП - развитие международного сотрудниче­ства государств, национальных и международных организаций, а также граждан в целях:

* реализации региональных программ охраны природной среды;

* сохранения естественных экосистем, растительного и животного мира;

* сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, памят­ников природы;

* организации заповедников, резерватов, национальных природных пар­ков;

* экологического просвещения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, координирует решение вопросов охраны здоровья человека примени­тельно к проблемам его взаимодействия с окружающей средой. Направления деятельности ВОЗ:

* санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды;

* анализ статистических данных о заболеваемости людей в связи с состо­янием окружающей среды;

* санитарно-гигиеническая экспертиза окружающей среды, анализ ее качества.

ВОЗ исследует способы и методы решения проблем оздоровления горо­дов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в реализации международных программ по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека. В целях эффективного решения наиболее актуальных задач ВОЗ взаимодействует с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и другими межгосударственными структурами.

Специализированная организация ООН в области сельского хозяйства и продовольствия ФАОбыла образована в 1945 году. В поле зрения этой международной структуры находятся экологические проблемы в облас­ти сельского хозяйства и мировых продовольственных ресурсов. Спектр направлений деятельности ФАО - рациональное использование при­родных ресурсов, охрана и использование земель, животного мира, ле­сов, биологических ресурсов Мирового океана.

ФАО подготовила почвенную карту мира, благодаря инициативе ФАО принята Всемирная почвенная хартия, состоялись международные кон­ференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опусты­ниванием земель, охране водных ресурсов. ФАО участвует в подготовке международных и региональных экологических программ наряду с ЮНЕП, ЮНЕСКО, МСОП.

В 1947 году была создана Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), в задачи которой входит изучение и анализ факторов воздей­ствия человека на погоду и климат не только планеты, но и отдельных регионов. ВМО функционирует в рамках глобальной системы монито­ринга окружающей среды (ГСМОС). В качестве координатора системы выступает ЮНЕП. В ГСМОС, наряду с ВМО, представлены ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО.

В рамках системы ГСМОС осуществляются программы мониторинга состояния атмосферы; трансграничного загрязнения воздуха; здоровья человека; Мирового океана; возобновляемых ресурсов суши. [20]

Международные акты в области охраны природы

Основная цель международного сотрудничества в области охраны окру­жающей среды - объединение усилий мирового сообщества для обеспе­чения экологической безопасности, совершенствования методов эко­логического контроля и оценок состояния окружающей природной среды. Ключевым этапом на пути решения глобальных экологических проблем и укрепления экологической безопасности являются международные конференции, итогом которых служит разработка важнейших международных актов в области охраны окружающей среды.

Состоявшаяся в 1972 году Стокгольмская конференция ООНпо окружа­ющей среде приняла два основных документа - Декларацию принципов и План мероприятий, сыгравших ключевую роль в развитии экологической политики государств и активизации международного сотрудничества в данной сфере.

Декларация включает свыше двадцати принципов, в которых формули­руется отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. В частности, эти принципы предусматривают:

* сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений;

* право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;

* суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов и ответственность государств за ущерб окружающей среде;

* сотрудничество при решении международных проблем окружающей среды;

* избавление человека и окружающей природной среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

План мероприятий содержит свыше ста пунктов, предусматривающих решение организационных, экономических, политических вопросов охраны окружающей среды, способы взаимоотношений государств и международных Организаций.

Одно их исторических решений конференции - создание постоянно дей­ствующего органа ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП (Про­грамма ООН по окружающей среде), образование Фонда окружающей среды. Кроме того, конференция провозгласила 5 июня Всемирным днем окружающей среды.

В августе 1975 года в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничествув Европе, в котором участвовали все европейские стра­ны (за исключением Албании), США и Канада. Один из разделов при­нятого форумом Заключительного акта был посвящен вопросам эколо­гической безопасности. В документе определялись области, цели, методы и формы международного экологического сотрудничества (например, борьба с загрязнением атмосферы, охрана вод от загрязнения, охрана морской среды и почвы, охрана заповедников, окружающей среды в городах).

В том же документе в качестве форм и методов сотрудничества предлага­лось использовать обмен информацией, проведение конференций, об­мен научными работниками.

В ходе Венской встречипредставителей государств - участников СБСЕ1986 года особое внимание было уделено состоянию окружающей сре­ды и выполнению хельсинских договоренностей. Итоговый документ Венской встречи содержал, в частности, следующие рекомендации:

* сокращение до 1995 года на 30% выбросов серы, снижение выбросов углеводородов и других загрязнителей;

* разработка методов, альтернативных захоронению опасных отходов в море;

* поощрение мероприятий, предусматривающих сокращение производ­ства веществ, способствующих разрушению озонового слоя;

* развитие совместной программы наблюдения и оценки распространения загрязнителей на большие расстояния в Европе (ЕМЕП);

* обмен сведениями о потенциально опасных химических веществах, включая оценку риска для здоровья и окружающей среды;

* активизация исследования явлений глобального потепления климата.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3 - 14 июня 1992 года, Рио-де-Жанейро) была организована с целью подведения итогов работы по охране окружающей среды за время, прошедшее пос­ле Стокгольмской конференции ООН 1972 года. На форуме в Рио-де-Жанейро присутствовало около 15 тысяч делегатов из 178 стран мира. На конференции были одобрены и приняты пять основных документов:

«Декларация Рио об окружающей среде и развитии», предусматривающая принципы охраны окружающей сре­ды;

«Повестка дня на XXIвек» - обширная программа действий в данной сфере на предстоящее столетие;

«Заявление о принципах по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов»;

«Конвенция по биоразнообразию»;

«Рамочная конвенция по проблеме изменений климата».

Другие решения этого форума - образование Комиссии ООН по окру­жающей среде, разработка проекта Конвенции по пустыням и засуш­ливым зонам.

Кроме того, на Конференции была принята стратегия устойчивого развития, которая продолжает быть в центре всеобщего внимания и в настоящее время. В ООН создана Комиссия по устойчивому развитию.

Сейчас понятие устойчивого развития включает взаимосвязь экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития, а также потребности обеспечения сотрудничества на разных уровнях. Концепция, ориентированная на сохранение «природного капитала», сводится к необходимости сбалансировать деятельность человека со способностью природы восстанавливаться.

Основная литература по теме: 1,2

Дополнительная литература по теме: 2, 3, 7, 10.

studfiles.net

Безопасность и экологичность технических систем: основные уровни защиты

В настоящее время технический прогресс приносит не только пользу человечеству, но и вред. Электронизация производственных процессов и рабочих мест оказывает негативное влияние на здоровье людей и окружающую среду. Федеральная система экологической безопасности призвана обеспечивать охрану окружающей среды и интересов людей от неблагоприятного воздействия в любой сфере жизнедеятельности. Негативное влияние могут оказывать различные виды хозяйственной деятельности, а также возникшие чрезвычайные ситуации.

Федеральным Законом «О безопасности» предусмотрены все возможные системы безопасности, которые обеспечивают экономическую и правовую защиту граждан. К таким линиям охраны относятся органы всех ветвей власти (исполнительные, судебные, законодательные), а также силы и средства обороны. Обеспечение безопасности в сфере экологии регламентируется Федеральным Законом «Об охране окружающей природной среды». Все установленные системы работают в комплексе с организационными, экономическими, правовыми и воспитательными мерами.

Основные уровни обеспечения экологической защиты

Экологическая защищенность классифицируется в зависимости от особенностей охраняемого объекта  и субъектного состава правоотношений. Принято выделять следующие уровни безопасности:

  • Индивидуальный;
  • Объектовый;
  • Локальный (местный);
  • Государственный;
  • Межгосударственный;
  • Глобальный.

Индивидуальный уровень устанавливается, чтобы обеспечивать экологическую безопасность конкретного субъекта (сотрудника предприятия или любого жителя населенного пункта). Индивидуальная охрана является крайне важной в производственном процессе, поскольку модернизированная техника оказывает значительное отрицательное влияние на здоровье человека. Объектовый уровень защиты подразумевает обеспечение безопасности на любом объекте народного хозяйства независимо от сферы деятельности. То есть под охрану подпадает объект целиком, а не отдельные субъекты. При этом неважно, по чьей вине может возникнуть угроза или риск.

Локальная ступень охраны в сфере экологии устанавливается в пределах конкретной муниципальной территории.

При такой защите на данном периметре может быть сосредоточено несколько субъектов хозяйствования. Государственный уровень является всероссийским и устанавливается на всей территории РФ. Межгосударственная ступень определяет экологическую охрану для нескольких государств, которые взаимосвязаны одним географическим регионом. Также законодательством определен и глобальный масштаб, т. е. обеспечение надлежащей охраны окружающей среды мирового сообщества.

Составляющие компоненты систем экологической охраны

Для создания экологической безопасности на территории России выполняется ряд требований, составляющими компонентами которых является обеспечение защиты по следующим направлениям:

  • Химическому;
  • Промышленному;
  • Радиационному;
  • Биологическому.

Реализацию охранных мер и выполнение функций по защите населения выполняют разнообразные ведомства, министерства, структурные организации и учреждения.

Перечень задач системы природоохранной деятельности

На законодательном уровне определен ряд задач, которые стоят перед природоохранной системой. К ним относятся:

  • Организованное управление и контроль над процессами по достижению поставленных целей обеспечения природоохранной безопасности как в отдельных регионах, так и на всей территории государства;
  • Контроль над соблюдением установленных норм по обеспечению природоохранных требований;
  • Взаимодействие со всеми государственными линиями по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения;
  • Своевременное предупреждение и устранение последствий в результате различных аварий;
  • Защита от возникновения природных зон с повышенным фактором загрязнения;
  • Создание, планирование, развитие и комплектация систем средствами обеспечения природоохранной деятельности и др.

На видео – об экологической безопасности:

Органы, обеспечивающие природоохранную деятельность, и объекты управления

К органам, которые создают условия природоохранной деятельности в Российской Федерации, относятся:

  • Экспертные учреждения;
  • Силы срочной логической помощи;
  • Структурные подразделения Министерства обороны, МВД;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Отделы МЧС;
  • Медицинские учреждения;
  • Службы защиты окружающей среды (флоры и фауны).

Для улучшения качества работы перечисленных ведомств могут создаваться дополнительные подразделения (временные и постоянные).

На видео – лекция об экологической безопасности:

Требования к природоохранной деятельности и производственной защите технологических систем и процессов

Безопасность и экологичность технических систем занимает ведущее место в вопросах создания условий по защите окружающей среды, а также жизни и здоровья населения. При проектировании и производстве различного типа оборудования нужно учитывать основные требования, которые предъявляются к персоналу, работающему с технологическими устройствами.

Производственная безопасность заключается в соблюдении технических правил в работе с механизмами под воздействием электрического тока, а также с устройствами, которые излучают радиацию.

Проверку экологичности технических систем проводят в специальных экспертных учреждениях на этапе проектирования и выпуска готовой продукции. Любое оборудование должно пройти исследование до выпуска в эксплуатацию. В последующем промышленная защита обеспечивается путем периодической проверки устройств на наличие негативных факторов влияния на сотрудников и окружающую среду. Выделяют два основных вида защиты от воздействия производственных вредных факторов:

  • Коллективную;
  • Индивидуальную.

Коллективные средства защиты условно подразделяют на категории:

  • Оградительные (заграждения промышленного объекта от проникновения посторонних лиц);
  • Предохранительные (клапаны, мембраны, тормозные механизмы, выключатели, ограничители и др.);
  • Блокирующие (механические, электрические, радиационные, фотоэлектрические, гидравлические, пневматические, комбинированные);
  • Оповестительные (звуковые, световые или комбинированные сигнализации);
  • Дистанционного управления (телевизионные или телеметрические линии);
  • Специальные (разработанные для конкретного объекта или производственного процесса).

Если на промышленном объекте не используются или не предусмотрены коллективные средства защиты, то применяются индивидуальные. Перед первичным использованием и в последующей эксплуатации каждое устройство (механизм) должен пройти проверку на соответствие установленным стандартам. Что касается оборудования повышенной опасности, то в отношении него проводят специальное освидетельствование и испытание, в ходе которого определяют количество вредоносных факторов.

Для создания экологических установок и машин проводят функциональную диагностику. В ходе диагностики все показания фиксируются контрольными и измерительными приборами. Самым распространенным методом диагностирования является вибрационно-акустический.

Оценка статьи:

Загрузка...

camafon.ru

Обеспечение экологической безопасности строительства

Емельяненко К. М. Обеспечение экологической безопасности строительства // Молодой ученый. — 2018. — №5. — С. 20-22. — URL https://moluch.ru/archive/191/48178/ (дата обращения: 08.10.2018).



В статье кратко описаны основные факторы, негативно влияющие на окружающую среду при осуществлении строительства. Рассмотрены основные требования обеспечения экологической безопасности строительства. Описан принцип нормирования качества окружающей среды. Рассмотрены основные меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства.

Ключевые слова: экологическая безопасность, строительство, проектирование, качество окружающей среды,экологические нормативы качества.

Значимость экологической безопасности с каждым годом растёт. Это связано с постоянным увеличением населения городов, ростом масштабов коммерческой и производственной деятельности. На территории городов концентрируется потребление энергии и ресурсов, образуется громадное количество отходов, искусственные и естественные системы оказываются перегруженными, а управление этими системами и регулирование их функций становится все более затруднительным. Общая неблагоприятная ситуация усугубляется новым строительством, быстрым ростом численности городского населения. В результате ущерб, причиняемый окружающей среде, и затраты на ее охрану становятся настолько крупными, что это создает угрозу для здоровья людей и ухудшает условия их жизни. «Города стали основными «горячими экологическими точками». Они срочно нуждаются в том, чтобы их состоянию уделялось особое внимание при оценке качества среды на уровне генплана, экологической оценке застройки и конкретных проектов, а также при планировании охраны и рационального использования окружающей среды в масштабе территории города с пригородами». [1]

Экологическая безопасность — допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Строительство является одним из наиболее серьезных факторов негативного воздействия на окружающую среду. Антропогенное влияние строительства проявляется на всех этапах производства — начиная с добычи строительных материалов заканчивая эксплуатацией построенных объектов.

На этапе строительства наиболее существенными негативными влияниями на окружающую среду являются:

‒ загрязнения атмосферного воздуха газопылевыми выбросами (строительная техника и автотранспорт, сварочные и лакокрасочные работы и т. д.);

‒ загрязнения подземных и сточных вод (заправка техники и автотранспорта, проливы бетонной смеси и различных растворов и т. д.);

‒ негативных воздействий на акустическую среду (Строительная техника, свайные работы и т. д.);

‒ загрязнения окружающей среды строительными отходами;

‒ нарушение естественного ландшафта местности.

Основные требования обеспечения экологической безопасности в строительстве регулируются нормативными актами, принимаемыми компетентными государственными органами. Наиболее важные положения по вопросам использования и охраны окружающей природной среды предусмотрены в нормах Конституции РФ.

Особое место в системе экологического законодательства занимают федеральные законы, регулирующие как общие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, так и правовой режим отдельных видов природных ресурсов.

К числу основных законов можно отнести Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды». В нем описаны следующие требования по обеспечению экологической безопасности на этапах строительства:

  1. На всех этапах строительства должны быть соблюдены технологии и требования в области охраны окружающей среды по восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
  2. При размещении объекта должны учитываться возможные экологические, экономические, демографические и другие последствия эксплуатации объектов строительства с сохранением окружающей среды и биологического разнообразия;
  3. При проектировании объекта строительства должна учитываться норма допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду и меры ее снижения;
  4. Запрещается изменение стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения мероприятий по охране окружающей среды;
  5. Строительные работы должны производиться по утвержденной проектной документации с соблюдением всех технических регламентов в области окружающей среды;
  6. Ввод объекта в эксплуатацию допускается при соблюдении предусмотренных проектом мер по охране и благоустройству окружающей среды и при наличии на объекте технических средств и технологий по снижению или устранению вредных выбросов;
  7. При эксплуатации объекта должны соблюдаться нормативы качества окружающей среды за счет обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, снижению вредных выбросов в окружающую среду;
  8. При выводе объекта из эксплуатации должны быть разработаны и реализованы меры по восстановлению окружающей среды. [2]

Также наряду с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», обеспечение экологической безопасности при производстве строительства регламентируют такие законодательные акты, как: Федеральный закон от 04 мая 1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации».

Закон обеспечивает право граждан на благоприятную природную среду, определяет полномочия граждан и общественных экологических организаций требовать соблюдения всех правил и норм, прописанных в законодательстве.

Любой проект строительства обязательно должен содержать раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМ ООС). В нём должны содержаться меры защиты, рационального использования, восстановления ресурсов. В случае необходимости, в разделе ПМ ООС приводятся меры восстановления природной среды для ликвидации экологических последствий.

Раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» разрабатывают в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В раздел охраны окружающей среды должны содержаться следующие подразделы:

‒ охрана атмосферного воздуха;

‒ охрана и рациональное использование водных ресурсов;

‒ охрана земельных ресурсов;

‒ охрана растительного и животного мира;

‒ защита от шума и других физических факторов воздействия.

В соответствии с СП 48.13330.2011 «Организация строительства» на этапе проектирования в составе проекта организации строительства (ПОС), а также на стадии строительства в составе проекта производства работ (ППР), учитываются технологии выполнения природоохранных мер: рекультивация земель, предотвращение потерь природных ресурсов, предотвращение вредных выбросов в почву и атмосферу.

В основе всех природоохранных мер лежит принцип нормирования качества окружающей среды. Качество окружающей среды — это степень соответствия потребностям людей и технологическим требованиям ее характеристик. Этот термин означает установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на окружающую среду.

Чем меньше предельное значение экологических нормативов, тем выше качество окружающей среды. Соответственно, высокое качество требует больших затрат, особо чувствительных средств контроля и эффективных технологических решений. Вследствие непрерывного развития общества нормативы качества окружающей среды буду все больше ужесточаться.

Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду:

1) санитарно-гигиенические:

‒ предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);

‒ предельно допустимый уровень (ПДУ) физических воздействий (шума, вибрации, ионизирующих излучений и др.).

2) производственно-хозяйственные:

‒ предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;

‒ предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ;

‒ допустимое изъятие компонентов природной среды;

‒ норматив образования отходов производства и потребления.

3) комплексные показатели:

 допустимая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду;

 экологическая емкость территории. [3]

Даже при соблюдении всех правил и норм строительства новых объектов и их эксплуатации, негативное воздействие на экологию сохраняется. Что связано с постоянным увеличением потребностей, развитием общества, появлением новых строительных технологий. Для минимизации негативных воздействий на окружающую среду, при осуществлении строительного производства, должны постоянно разрабатываться меры ее защиты (Табл. 1).

Таблица 1

Меры защиты окружающей среды при осуществлении строительного производства

Меры защиты

Результат

Использование мобильных фильтровентиляционный агрегатов, использование строительной техники на электроприводе.

Снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха газопылевыми выбросами.

Устройство временных сетей канализации, обеспечение повторного применения воды устройством резервуаров-отстойников.

Снижение загрязнения подземных вод, снижение уровня потребления водных ресурсов.

Защитные ограждения

Защита животного мира

Использование строительной техники на электроприводе, устройство виброзащитных и шумозащитных экранов.

Снижение негативных воздействий на акустическую среду

Оборудование выездов со строительной площадки пунктами мойки (очистки) колес, оборудование контейнеров для хранения мусора плотно закрывающейся крышкой.

Снижение уровня загрязнения окружающей среды строительными отходами.

В заключение можно сказать, что требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к проектированию и строительству зданий и сооружений, являются основным регулирующим фактором обеспечения экологической безопасности. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать нормативы, разрабатывать новые требования и организационно-технологические решения, учитывающие состояние экологической обстановки и степень загруженности территории.

С развитием общества негативное влияние человека на окружающую среду растет с каждым годом, в связи с чем на земле стремительно развивается экологический кризис. И если не будут приниматься кардинальные природоохранные меры, окружающей среде будет нанесен непоправимый ущерб.

Литература:

  1. Рязанцев А. Н., Лысенко А. Л., Рыбальский Н. Г., Алексашина В. В., Тетиор А. Н., Самотесов Е. Д., Горбатовский В. В., Игнатович И. В. Экологическая безопасность в строительном комплексе. Учебное пособие — М.: НИА–Природа, 1999.
  2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://proektportal.ru/6450071621/blog/127
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды»
  4. Н. В. Гусакова, А. И. Забалуева, В. В. Румянцева. Экология. Конспект лекций. Под ред. А. Н. Королева — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая безопасность, охрана, строительная техника, рациональное использование, атмосферный воздух, негативное воздействие, мера защиты, строительное производство, природная среда.

moluch.ru

Государственная экологическая политика по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды в промышленных регионах России

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

государственная экологическая политика по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды в промышленных регионах России

круглов Виктор Викторович

Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой земельного и экологического права Уральского государственного юридического университета (Екатеринбург), e-mail: [email protected]

Рассматриваются содержание государственной и региональной экологической политики, правовое регулирование экологических отношений в сфере хозяйственной деятельности промышленных предприятий. Обозначены особенности реализации региональной экологической политики в старопромышленных регионах страны, а также в регионах, не нарушенных хозяйственной деятельностью. Обращается внимание на специфику защиты жизни и здоровья, а также охраны окружающей среды в указанных регионах.

Ключевые слова: экологическая политика, правовая охрана окружающей среды в промышленных регионах, организация природоохранной деятельности на территории промышленного региона

national environmental policy for the environmental safety and environmental protection in the industrial regions of russia

Kruglov Viktor

Ural State Law University (Yekaterinburg), e-mail: [email protected]

The content of national and regional environmental policies and legal regulation of ecological relations concerning economic activities of industrial enterprises are considered. The author examines the features of implementing the regional environmental policy in the old industrial regions of the country, as well as in the areas not disturbed by economic activities. His attention is paid to the protection of life and health as well as environmental protection in these regions.

Key words: environmental policy, legal protection of environment in the industrial regions, organization of environmental activities in the industrial region

Экологическая ситуация в Российской Федерации в целом и ее отдельных регионах характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на окружающую среду, ее экологические системы, а также отдельные природные объекты и комплексы. В условиях развивающейся экономики важнейшей задачей Российской Федерации как социального государства (ст. 7 Конституции РФ) является своевременное решение экологических, социально-экономических, демографических, культурно-воспитательных и иных проблем, а также обеспечение безопасности населения в эколо-

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

гической и других областях1. Решение этих проблем тесно связано с обеспечением инновационного развития промышленного производства, его экологически ориентированного роста, внедрения экологически эффективных инновационных технологий и производств на предприятиях.

Современные экологические и социальные проблемы особенно актуальны для промышленных регионов и центров страны, где проживает большая часть населения страны, состояние здоровья которого вызывает серьезную озабоченность. Так, в 40 субъектах РФ более 54 % городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или с недостаточной очисткой, остается высоким. Значительная часть населения России использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим нормативам. Практически во всех регионах страны сохраняется тенденция к ухудшению состояния земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн гектаров. Количество производственных отходов, не вовлекаемых во вторичный хозяйственный оборот, а направляемых на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения промышленных отходов предприятий не соответствуют требованиям экологической безопасности.

Кроме того, на состоянии экологической безопасности и охраны окружающей среды сказываются происходящие глобальные природные процессы. К их числу относятся, в частности, изменение климата и истощение озонового слоя планеты, рост материального ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф и т. д., загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, которые затрагивают интересы как Российской Федерации, так и ее граждан. При этом состояние и качество окружающей среды, ее природных ресурсов и комплексов не остаются неизменными, а зависят от общественного производства как главного фактора воздействия человеческого общества на природную среду и основной формы их взаимодействия.

Общественное производство должно подчиняться законам и закономерностям живой природы, обеспечивая сохранение естественного равновесия и функционирование экологических систем, а также не превышать способности биосферы нейтрализовать вредные выбросы и сбросы промышленных предприятий. Воздействие на природную среду (земли, леса, недра, атмосферный воздух, животный мир, водные и другие природные объекты) должно осуществляться на уровне, на котором не будет причиняться вред жизни и здоровью людей. Усиление под влиянием рыночных факторов эксплуатации земельных, водных, лесных, минеральных и иных природных ресурсов, а также возрастание негативного воздействия хозяйственной деятельности предприятий на природную среду приводит к весьма негативным экологическим последствиям. Речь идет прежде всего о деградации и дестабилизации основных компонентов биосферы, утрате ее целостности и устойчивости, сокращении биоразнообразия, способности к нейтрализации загрязнения и иных негативных процессов, разрушении существующих экологических систем, деградации естественных природных условий, обеспечивающих здоровье, социально-экономическое и экологическое благополучие населения на природных территориях.

1 Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2005. С. 71-72.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Все это не может не сказаться на реализации конституционных и иных экологических прав граждан. Важнейшее конституционное положение в этой области закреплено в ч.1 ст. 9 Конституции РФ: земля и другие природные ресурсы (леса, недра, воды, животный мир и др.) используются и охраняются как основа жизни (экологический аспект) и деятельности (экономический аспект) народов, проживающих на соответствующей территории. При этом ст. 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 58 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обеспечивать реализацию этих конституционных положений должно Российское государство, используя свои методы и средства. Речь идет прежде всего о мерах административного характера в сочетании с экономическими и другими мерами. Указанные конституционные нормы конкретизируются в положениях Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды»1, а также во многих программных законодательных положениях. Так, в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.2, в числе национальных интересов названа защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в Экологической доктрине РФ, одобренной Правительством РФ 31 августа 2002 г.3, отмечается, что обеспечение экологической безопасности страны является необходимым условием существования человеческого общества. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года утверждены 30 апреля 2012 г. Президентом РФ. Названная политика базируется на Конституции РФ; принципах и нормах международного права, международных договорах РФ; федеральных конституционных законах, федеральных законах, законах субъектов РФ, документах долгосрочного стратегического планирования.

Итак, необходимо разработать и осуществить соответствующую современным экономическим условиям эффективную государственную экологическую политику. Под ней понимается масштабная деятельность, в которую вовлечены органы государственной власти, местного самоуправления, партии и общественные объединения, принимающие решения о стратегическом развитии страны, ее регионов в области охраны окружающей среды и природопользования, об отдельных мероприятиях либо в той или иной форме участвующие в их подготовке, обосновании и реализации путем совершенствования законодательства и управленческой деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Цели, направления, задачи и принципы проведения государственной экологической политики на долгосрочный период были определены в Экологической доктрине РФ 2002 г. Стратегической целью названо решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики страны и ее отдельных регионов, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, а также реализации права каждого человека на благоприятную

1 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2 Там же. 2000. № 2. Ст. 170.

3 Там же. 2002. № 36. Ст. 3510.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, внедрение экологически эффективных инновационных технологий, предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на окружающую среду, обеспечение экологически безопасного обращения с отходами, восстановление нарушенных естественных экологических систем, сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира. Стратегическая цель обусловливает организационно-правовые меры, направленные на сохранение (восстановление) природных систем, их биологического разнообразия, благоприятного состояния природной среды как необходимого условия жизни людей, их благополучия. В связи с этим весьма актуально усиление взаимодействия перечисленных выше субъектов в экологической сфере.

Важнейшей составной частью государственной экологической политики является региональная политика. С одной стороны, требуется ее соответствие целям, задачам, принципам, направлениям федеральной политики, так как обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности в регионах возможно только при сохранении единообразия в законодательной и правоприменительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в стране. С другой стороны, важно учитывать природно-климатические, природоресурсные, экологические и иные особенности российских регионов, экологическую безопасность, состояние и качество окружающей среды промышленных регионов и центров.

Региональная экологическая политика также тесно связана с нормотворческой и управленческой деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления по реализации конституционных и иных экологических прав и свобод граждан. Так, Экологическая политика Свердловской области заявлена как направленная на обеспечение экологического благополучия и экологической безопасности; рациональное использование природных ресурсов; создание предпосылок для устойчивого социального, эколого-экономического развития области.

В процессе социально-экономического развития следует обеспечить экологическую безопасность населения и природных территорий, учитывать ограниченность природных ресурсов и необходимость сохранения окружающей среды, а также решать связанные с этим социальные проблемы. Актуальность имеющихся правовых и организационных проблем, касающихся природоохранной и социальной деятельности в Российской Федерации, будет и далее усиливаться.

Сейчас происходит совершенствование законодательства и управленческой деятельности государственных органов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также в социальной области. В современных экономических условиях законодательство, государственное и муниципальное управление должны быть направлены на обеспечение социально-экономического, экологического развития промышленных регионов, поддержания качественного состояния природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, их охраны. Отсутствие эффективного законодательства и государственного управления - одна из причин постоянного ухудшения экологической ситуации в промышленных регионах. Поэтому необходимо объединить усилия государственных органов и органов местного самоуправления для решения неотложных и перспективных экологических проблем.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Особо важно учитывать эколого-экономические особенности природных территорий, находящихся в старопромышленных и вновь осваиваемых регионах. Так, природные территории в старопромышленных регионах, в частности в Свердловской и Челябинской областях, имеют комплекс сложных экологических и социальных проблем, которые необходимо незамедлительно решать для предотвращения дальнейшего ухудшения условий проживания населения и деградации окружающей среды.

Правовое регулирование должно учитывать специфические экологические и социальные условия, состояние природной среды и здоровья населения на этих природных территориях. Не случайно в Экологической доктрине РФ предусматриваются сохранение и восстановление природного биологического разнообразия и ландшафтов на освоенных территориях, минимизация ущерба, наносимого природной среде.

При правовом регулировании хозяйственной деятельности во вновь осваиваемых промышленных регионах следует принимать во внимание специфические природ-но-экологические условия и особенности этих природных территорий. К их числу относятся, в частности, особая ранимость природной среды и ее отдельных природных объектов, необходимость комплексного освоения имеющихся природных ресурсов. Хозяйственной деятельностью на этих территориях наносится вред, восполнение или ликвидация которого происходит в течение длительного времени. Правовые меры и эколого-правовые требования к осуществляемой хозяйственной деятельности должны быть направлены прежде всего на обеспечение правового режима этих территорий, особого порядка и условий пользования природными ресурсами, их комплексного, рационального использования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, ограничение отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на среду обитания проживающего населения, реализацию их экологических, социальных и иных прав.

Предприятия должны обеспечивать сохранение естественной среды обитания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, которые тяжелее переносят влияние негативных факторов, чем население, которое проживает на более пригодных для жизни природных территориях.

В современных экономических условиях государственная и региональная экологическая политика, а также законодательство, государственное и муниципальное управление должны быть направлены на обеспечение социально-экономического, экологического развития промышленных регионов, поддержания качественного состояния природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, их охраны. Все это весьма актуально как для современного этапа, так и для дальнейшего социально-экономического и экологического развития страны и ее отдельных субъектов и требует новых подходов при осуществлении федеральной и региональной экологической политики, а также правового регулирования и организации природоохранной деятельности на территории.

Таким образом, правовое регулирование экологических отношений должно носить научный и последовательный характер, быть направлено на решение приоритетных экологических проблем региона и обеспечить реализацию конституционных и иных экологических прав и свобод граждан.

Библиография

Концепция национальной безопасности РФ: утв. Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

К «РОССИЙСКОМУ ЮРИДИЧЕСКОМУ ЖУРНАЛУ»

Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 2005.

Экологическая доктрина РФ: одобр. Правительством РФ 31 августа 2002 г. // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

Bibliography

Ehkologicheskaya doktrina RF: odobr. Pravitel'stvom RF 31 avgusta 2002 g. // SZ RF. 2002. № 36. St. 3510.

Koncepciya nacional'noj bezopasnosti RF: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 10 yanvarya 2000 g. // SZ RF. 2000. № 2. St. 170.

Ob oxrane okruzhayushhej sredy: Federal'nyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ // SZ RF. 2002. № 2. St. 133.

Perevalov V. D. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2005.

s s

l-H

о

о w

m

hH

hQ

a

W

W

и

£

S

«

s 2

cyberleninka.ru


Смотрите также