Обеспечение личной безопасности сотрудников уис и их семей


61. Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Безопасность персонала - создание таких условий, которые обеспечивали бы безопасность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, защищали бы их жизнь, здоровье, неприкосновенность личности от преступных и иных общественно - опасных действий осужденных или иных лиц.

Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то , не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала. Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить и то, что в интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы, также могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Федеральный орган уголовно - исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно - исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам установленным Правительством Российской Федерации.

В настоящее время существует несколько групп средств обеспечения безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказание. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

1) меры уголовно - правового характера, которые усиливают уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье работников персонала исправительного учреждения:

а) нормы уголовно законодательства, которые предусматривают ответственность за действия, направленные на причинение вреда жизни и здоровью персонала;б) нормы, предусматривающие ответственность за насильственные действия в отношении представителей власти;в) нормы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;

г) нормы, усиливающие уголовную ответственность за рецидив преступлений, в том числе при совершении преступлений во время отбывания наказания, против персонала учреждений;

2) меры уголовно - исполнительного характера:

а) средства обеспечения безопасности персонала, которые носят характер мер убеждения. В процессе проведения воспитательной работы с осужденными реализуются меры убеждения, которые заключаются в разъяснении осужденным необходимости соблюдения установленного порядка отбывания наказания, обязанностей осужденных, правил взаимоотношений с персоналом. Проводимая воспитательная работа включает в себя следующие мероприятия: индивидуальную работу с каждым осужденным, разъяснение действующего законодательства;

б) средства обеспечения безопасности персонала, которые носят принудительный характер, - надзор, который состоит из наблюдения и контроля за поведением осужденных, имеет своей целью предупреждение преступлений со стороны осужденных;

4) профилактическая деятельность арестных домов, исправительных центров, оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении персонала. Профилактика преступлений включает в себя: негласные оперативно - розыскные мероприятия и гласные, которые проводятся на основе существующих законодательных и ведомственных актов; меры общей профилактики и индивидуальной;

5) применение технических средств охраны и надзора, связи и телевидения, администрация исправительного учреждения вправе использовать аудио - визуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений общего порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.

Таким образом, из всего выше написанного можно подойти к такому выводу, что никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала. Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом.

studfiles.net

Организация личной безопасности персонала и лиц из числа близких сотрудников исправительных учреждений ФСИН России - Библиотека города Троицка Челябинской области

Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, а также члены их семей находятся под защитой государства. Это вполне обоснованно, так как они выполняют социально значимую функцию. Конкретное выражение данная защита находит в обязанности государства обеспечить неприкосновен­ность личности, чести и достоинства сотрудников.

Персонал ИУ выполняет работу большого общественного значения. Ис­полнение наказания в виде лишения свободы связано с эмоциональными и фи­зическими перегрузками, протекает в опасных условиях, в окружении преступ­ников, часто в экстремальных ситуациях, нередко вызываемых агрессивно на­строенными осужденными.

Безопасность сотрудников зависит во многом от их знаний и умений ис­пользовать безопасные способы поведения при несении службы, обращении с осужденными, а также от их жизненного опыта и профессионального мастерст­ва. Наибольшая опасность для них может возникнуть при пресечении наруше­ний установленного режима отбывания наказания со стороны осужденных. Как правило, такие действия сопровождаются задержанием нарушителя и зависят от знания его личности, обстановки и конечно же уровня физической подготов­ленности сотрудника.

На основании этого создание необходимого уровня защищенности - про­цесс сложный и многоплановый, огромное внимание в котором стоит уделять личностным характеристикам сотрудника. Комплексный подход к анализу инди­видуальных качеств сотрудника, а также работа над их совершенствованием - за­лог повышения качества обеспечения личной безопасности сотрудников УИС.

На наш взгляд, организация профессиональной подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя три взаимосвязан­ных начала: физическую, психологическую и профессионально подготовку. Соответственно, знания и умения сотрудника в сфере обеспечения личной безопасности должны включать владение тактикой и методами обеспечения безопасности по всем трем направлениям.

Представить комплекс этих направлений подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности можно в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1

Организация физической и огневой подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности. При осуществлении служебной деятель­ности у сотрудника неизбежно возникают ситуации, сопряженные с физиче­ским риском, то есть опасностью для жизни и здоровья, связанной с профес­сиональной деятельностью. Непрофессиональные и неумелые действия сотруд­ников в таких ситуациях порой приводят к тяжким последствиям, которых можно было бы избежать.

Физическая подготовка является важным элементом в системе обеспечения личной безопасности сотрудника ИУ. Она представляет собой совершенствование физических способностей человека, осуществляемое с учетом особенностей его деятельности, и позволяет развивать профессиональные способности.

Организация физической подготовки сотрудников ИУ направлена на приобретение ими умений и навыков, физических качеств, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранению высокой работоспособности и включает в себя общую и служебно -прикладную состав­ляющую.

Общая физическая подготовка - неспециализированный (или относи­тельно мало специализированный) процесс физического воспитания, содержа­ние которого ориентировано на то, чтобы создать широкие общие предпосылки успеха в самых различных видах деятельности (либо в некоторых из них)[1].

Служебно-прикладная физическая подготовка - это разновидность физиче­ского воспитания, специализированного применительно к особенностям какой- либо деятельности, избранной в качестве объекта углубленной специализации.

К задачам общей физической подготовки сотрудников УИС относятся:

развитие и совершенствование ловкости, выносливости, быстроты;

воспитание уверенности в своих силах, повышение устойчивости орга­низма к воздействию внешних неблагоприятных факторов (природных);

вовлечение в регулярные занятия физической подготовкой и др.

В современном физическом воспитании сотрудников УИС стоит выде­лить две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (используемые во всех случаях обучения и воспитания).

Особое внимание стоит уделить первой группе методов: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный метод. С их помощью решают конкретные задачи, связанные с обучением технике выпол­нения физических упражнений и воспитанием физических качеств. Общепеда­гогические методы включают в себя: словесный метод и метод наглядного воз­действия.

Ни один из методов нельзя назвать лучшим. Только оптимальное сочета­ние в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную организацию процесса физического развития сотрудников УИС.

Служебно-прикладная физическая подготовка сотрудников УИС непосред­ственно направлена на обеспечение личной безопасности и включает в себя:

овладение и совершенствование навыков выполнения боевых приемов борьбы в условиях максимально приближенным к реальным;

воспитание смелости и настойчивости при действиях в экстремальных условиях и др.

Одна из целей служебно-прикладной физической подготовки сотрудни­ков - обеспечение психологической готовности сотрудников УИС к успешной профессиональной деятельности.

При организации специальной физической подготовки особое внимание необходимо уделять получению сотрудниками умений и навыков самозащиты, задержания осужденных, нарушивших установленные правила поведения, пре­сечения правонарушений.

К умениям и навыкам, необходимым сотрудникам УИС, относятся:

выполнение упражнений, необходимых для поддержания работоспо­собности, разминки;

нанесение различных ударов ногами и руками;

защита уклоном, нырком, предплечьем и т. д.;

освобождение от захватов и обхватов броском, боевыми приемами борьбы, ударами;

проведение поверхностного осмотра под воздействием болевого прие­ма, огнестрельного оружия, связывания, надевания наручников;

задержание преступника спереди, сзади нырком, рывком, замком, рыча­гом наружу и т. д.;

выполнение страховки при падении.

Сотрудник УИС должен быть в постоянной готовности к силовому пре­сечению противоправных действий с использованием физической силы и спе­циальных средств в условиях, максимально приближенных к реальным ситуа­циям (в том числе с использованием боевых приемов борьбы в средствах инди­видуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды).

От уровня обученности служебно-боевым приемам напрямую зависит быстрота, точность и правильность действий сотрудника в экстремальных си­туациях оперативно-служебной деятельности, а следовательно, и личная безо­пасность сотрудника УИС.

При организации обучения сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности отдельным разделом служебно-прикладной физической подго­товки должна стать тактика использования сотрудниками УИС предметов эки­пировки в опасных ситуациях. Экипировка сотрудника УИС состоит из обмун­дирования, снаряжения, оружия, специальных средств и другого имущества, необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач.

Одна из составляющих высокого профессионализма сотрудника УИС - его умение владеть оружием. Обеспечение готовности сотрудников УИС к овладению стрелковым оружием и эффективному его использованию при выполнении опера­тивно-служебных задач является целью огневой подготовки1. Сотрудник УИС должен в обязательном порядке знать меры безопасности при обращении с огне­стрельным оружием, материальную часть оружия, вопросы профилактики случаев гибели и ранений сотрудников УИС при обращении с огнестрельным оружием.

См.: Торопов В. А. Огневая подготовка : учебник. СПб., 2000. С. 362.

В процессе организации процесса огневой подготовки сотрудников УИС необходимо привить им практические навыки обращения с огнестрельным оружием, а также выработать следующие устойчивые умения:

умение стрелять по разного рода мишеням (неподвижным и движущим­ся, грудным, ростовым);

уметь стрелять их разных положений (стоя, сидя, лежа, с колена);

умение стрелять в различных условиях видимости (днем и ночью);

уметь быстро извлекать оружие из кобуры, приводить его в боевую го­товность, устранять задержки при стрельбе.

Все перечисленные умения вырабатываются посредством периодических занятий по изучению материальной части огнестрельного оружия, проведения учебных стрельб и являются важной составляющей обеспечения безопасности персонала в случаях, когда сотрудники УИС имеют право применять огне­стрельное оружие, одним из которых является отражение нападения, угрожаю­щего жизни и здоровью работников УИС (ст. 31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).

Организация психологической подготовки сотрудников УИС к обеспече­нию личной безопасности. Процесс подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности включает в себя не только физическую и огневую подготовку, хотя меры по снижению риска для жизни и здоровья при исполнении профессио­нальных обязанностей необходимы в первую очередь. Не менее важна психологи­ческая подготовка. Психологические перегрузки, стрессы, накопление усталости, связанные с профессиональной деятельностью, также представляют немалую опас­ность как для здоровья, так и для способности полноценно работать.

Сотрудники УИС при выполнении своих профессиональных обязанно­стей постоянно находятся под влиянием чрезмерных физических и эмоцио­нальных нагрузок, что характеризует условия их профессиональной деятельно­сти как экстремальные. Исследование индивидуально-психологических осо­бенностей личности сотрудников УИС, изменяющихся под влиянием экстре­мальной ситуации, показало, что определенные свойства психологической под­готовки оказывают непосредственное влияние на эффективность и результа­тивность деятельности в различных неблагоприятных ситуациях.

Достаточно широко проблема влияния индивидуально -психологических особенностей личности на профессиональную деятельность человека в слож­ных условиях рассмотрена в психологических исследованиях В.Н. Коновало­ва, А.Г. Маклакова, В.А. Пономаренко, А.Н. Тихонова. Особый интерес представляют результаты исследований психологической подготовки со­трудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных ус­ловиях В.С. Карпова, Ю.А. Кашубы, А.И. Папкина, В.Н. Смирнова, В.Д. Ту­манова, Н.Г. Хохловой.

Психологический элемент в системе личной безопасности предполагает также профессионально-психологическую подготовленность сотрудника к дей­ствиям в опасных условиях, которая зависит от психологического потенциала каждого отдельного сотрудника. Именно этот потенциал обеспечивает надеж­ную деятельность сотрудника и его личную безопасность.

По мнению А.И. Папкина, структурно-психологический потенциал обра­зуется из следующих элементов:

индивидуальная профессиональная концепция (субъективное видение службы, своего положения, профессиональной подготовленности для выполне­ния служебных обязанностей);

морально-психологические качества (чувство профессионального долга и чести, честности, справедливости, гуманности);

познавательные и интеллектуальные качества (внимательность, профес­сиональная память, профессиональное мышление);

эмоционально-волевые качества (решительность, настойчивость, само­обладание, выдержка, уверенность в своих силах, отзывчивость);

коммуникативные качества сотрудника, способствующие обучению и взаимодействию (готовность к помощи, сочувствие, обязательность) и затруд­няющие общение (недоверчивость, вспыльчивость).

Отметим, что психологический потенциал у каждого сотрудника раз­ный, так как он зависит в том числе от обучения и воспитания. Крайне нега­тивное явление, наблюдаемое у сотрудников УИС, - это профессиональная деформация, которая возникает вследствие недостаточной устойчивости к ок­ружающей среде (осужденным), субкультуре осужденных (жаргон, правила поведения) и др. Итогом профессиональной деформации могут стать вступле­ние в неслужебные отношения с осужденными, коррупция, совершение долж­ностных преступлений. Профессиональная деформация не только изменяет отношения сотрудников УИС к правонарушителям, но и может влиять на из­менение мотивации безопасного поведения, снижая степень заботы сотрудни­ков о личной безопасности. В данном случае человек начинает больше наде­яться на случай, везение, переоценивать свою профессиональную выучку. К сожалению, эти обстоятельства могут привести к необоснованному риску и непрофессиональной халатности в поведении сотрудников, которые способны повлечь за собой серьезные последствия.

Необходимо также выделить нередко встречающиеся у сотрудника УИС качества, которые облегчают противоправные действия осужденных или про­воцируют нападение. Речь идет о так называемых виктимных качествах (от лат. victima - жертва). К ним можно отнести следующие качества: излишнюю до­верчивость, неосторожность, легкомыслие, агрессивность, алчность, жадность, внушаемость, недисциплинированность, самонадеянность и др. Известно, что в качестве потерпевших от криминальных нападений и несчастных случаев вы­ступают люди, которые считали вероятным, либо допускали возможность стать жертвой[2]. В силу этого обстоятельства у них на сознательном и особенно на подсознательном уровнях функционирования психики возникало допущение (то есть определенная степень готовности, несознательное согласие) оказаться в роли жертвы. Кроме того, частое «застревание» на мыслях об опасности ведет к развитию страха и, как следствие, хронического стресса, снижающего уровень

трудоспособности сотрудника УИС и степень личной готовности к эффектив­ным и надежным действиям в опасных ситуациях.

В то же время наблюдения показывают, что полное игнорирование опас­ности, умышленное блокирование мыслей о ней, о проблеме самозащиты пред­ставляют иную крайне отрицательную позицию сотрудника УИС. Формирова­ние у сотрудников УИС осмотрительности и бдительности, установки к разум­ному и обоснованному риску и преодолению риска приведет к более эффектив­ным и надежным действиям в различных опасных ситуациях.

Изложенное говорит лишь об одном - формирование психологической подготовленности сотрудников имеет крайне важной значение.

При изучении проблемы обеспечения личной безопасности сотрудника УИС в первую очередь стоит обратить внимание на исследования, посвященные проблеме педагогических основ обеспечения личной безопасности А.В. Буданова. По его мнению, педагогический элемент в системе обеспечения личной безо­пасности сотрудников УИС свидетельствует о связи личной безопасности с профессиональной подготовленностью, которая достигается в ходе обучения сотрудников и получения личного опыта в процессе службы.

Согласно разработкам А.В. Буданова, система форм обучения определя­ется логикой: информировать - убедить - научить действию. Преобладающие формы (помимо лекций, бесед и дискуссий) - практические занятия, игры, уче­ния. Обучение будет тем более эффективным, чем больше процесс его будет перерастать в целостный и пролонгированный педагогический тренинг, в ходе которого формируются соответствующие профессиональные установки и при­вычки, усваиваются необходимые знания, навыки и умения[3].

В своих работах А.В. Буданов отводит отдельное место управляющему элементу системы, он рекомендует учить руководителей структурных подраз­делений «менеджменту безопасности»: как обеспечивать безопасность персо­нала, каковы возможности ее повышения, как проводить занятия и учить такти­ке, методам и приемам самообеспечения личной безопасности.

Одним из наиболее востребованных в настоящее время приемов личной безопасности является предупреждение конфликтных ситуаций между персоналом ИУ и содержащихся в нем осужденных. Своевременное выявление конфликтных ситуаций, нахождение оптимальных способов их урегулирования имеют важное практическое значение и способны существенным образом снизить уровень случа­ев нападения на персонал ИУ. Для подавляющей части «тюремного населения» в представителях администрации персонифицируется обезличенная система право­охранительных органов, ставшая главным источником их несчастий и унизитель­ного положения. Взаимосочетание этих факторов, наряду со специфическими усло­виями служебной деятельности сотрудников, повышает вероятность возникновения конфликтных ситуаций и инцидентов, в том числе представляющих угрозу для их жизни и здоровья[4]. Указанные обстоятельства предъявляют определенные требова­ния к коммуникативным способностям сотрудников.

Для превенции конфликтных ситуаций и профилактики агрессивных дей­ствий со стороны осужденных сотрудникам ИУ следует придерживаться опре­деленных правил, своего рода профессионально-этических стандартов обраще­ния с осужденными. Основная задача этих стандартов заключается в уважи­тельном отношении к осужденным и завоевании тем самым уважительного от­ношения с их стороны к сотрудникам.

В связи с этим организации психологической подготовки и развитию коммуникативных навыков должно придаваться особое значение в общей сис­теме мероприятий по повышению профессионального мастерства сотрудников. Прежде всего это относится к умению поддерживать конструктивное взаимо­действие в различных ситуациях и ослаблять эмоциональную напряженность, которая возникает при осуществлении воспитательных мероприятий с теми и иными категориями осужденных.

Организация профессиональной подготовка сотрудников УИС к обес­печению личной безопасности. Важное место в обеспечении личной безопас­ности сотрудников занимает обучение безопасным способам несения службы и применению средств безопасности. Обучение различных категорий персонала должно дифференцироваться. Так, при организации данного обучения особое внимание следует уделить практической направленности, умению выполнять конкретные функции в условиях осложненной оперативной обстановки.

При организации профессиональной подготовки сотрудников наибольшее внимание стоит уделить специальной подготовке, направленной на формирова­ние готовности выполнения служебных задач, в том числе в экстремальных ус­ловиях.

Специальная подготовка сотрудников организуется и проводится с целью изучения специальных вопросов, отражающих деятельность тех или иных структурных подразделений учреждения, органа УИС с целью познания алго­ритма их действия в различных ситуациях.

Обязательными составляющими процесса подготовки должны стать со­временные достижения науки в изучаемой области, передовой опыт учрежде­ний УИС, зарубежный опыт.

Для обеспечения личной безопасности сотрудник УИС должен знать пра­вила использования и приемы эксплуатации различных технических специаль­ных средств, таких как: технические средства охраны, досмотра и контроля, средства связи и вооружения, средства экипировки и снаряжения, средства на­блюдения и др. Комплексное и грамотное использование ИТСО сотрудниками УИС в процессе деятельности ИУ, как показывает практика, обеспечивает их безопасность.

В настоящее время нормативным документом, определяющим порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава УИС, является приказ Минюста России от 27 августа 2012 г. № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготов­ки сотрудников уголовно-исполнительной системы».

Анализируя данный нормативный документ можно сказать, что профес­сиональная подготовка представляет собой организацию целенаправленного процесса, направленного на овладение и постоянное совершенствование со­трудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на УИС.

Профессиональная подготовка сотрудников УИС ставит перед собой ог­ромный круг задач, важнейшими из которых являются обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в повседневной деятельности, при чрезвычайных обстоятельствах и в экстре­мальных условиях служебной деятельности, поддержание у сотрудников по­стоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, а также поддержание у них постоянной готовности к действиям в условиях, свя­занных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельно­го оружия.

Сотрудник УИС в своей профессиональной деятельности обязан приме­нять знания из всех областей, в связи с этим и профессиональная подготовка охватывает огромный массив информации. По нашему мнению, классифици­рующим признаком для систематизации этого знания должен стать критерий специфики служебной деятельности разных отделов и служб, который позволит разделить всю подготовку на две группы: общая профессиональная (общая пра­вовая подготовка, общая техническая подготовка, строевая подготовка, подго­товка по гражданской обороне) и специальная профессиональная (специальная правовая подготовка, специальная техническая подготовка, профессиональная психологическая подготовка).

В зависимости от уровня подготовки сотрудника УИС и с целью даль­нейшего совершенствования его знаний и умений профессиональная подготов­ка включает следующие виды обучения:

подготовка курсантов и слушателей в период обучения в образователь­ных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России;

специальное первоначальное обучение;

профессиональная переподготовка, повышение квалификации;

обучение в процессе служебной деятельности.

Личная безопасность сотрудников УИС в значительной мере зависит от степени общей профессиональной подготовки, психолого-педагогической ком­петентности, профессионального опыта, физической подготовки, эффективно­сти специального обучения стратегии, тактике, приемам обеспечения личной безопасности.

Указанные средства обеспечения безопасности в ИУ являются взаимо­проникающими средствами и образуют единую систему. Обеспечение безопас­ности в ИУ без какого-либо из них невозможно и должно осуществляться толь­ко с применением этих средств в системе.

Первоочередными и наиболее важными в обеспечении личной безопасно­сти персонала ИУ являются правила поведения при обращении с осужденными. В 1991 г. М.А. Громов сформулировал основополагающие правила поведения в Памятке по мерам безопасности работников ИТУ[5]. Даже через двадцать лет они (с небольшими коррективами) сохраняют свою актуальность. Выделим основ­ные положения:

взаимоотношения сотрудников ИУ с осужденными определяются целями исправления осужденных и основываются на строжайшем соблюдении законности;

сотрудникам запрещается вступать с осужденными и их родственника­ми в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством;

сотрудники ИУ обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии[6];

осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ, вста­вая, обращаться к ним на «Вы», называя «гражданин», «гражданка», и далее по званию либо по занимаемой должности;

при нарушении осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ со­трудник должен решительно потребовать от осужденного прекратить наруше­ние, а при необходимости задержать и сопроводить в дежурную часть учрежде­ния. Если осужденный, несмотря на предупреждение, не выполняет законные требования представителя администрации, а обстановка (скопление группы осужденных или иное обстоятельство) не позволяет доставить его в дежурную часть, то сотрудник после повторного требования о прекращении нарушения, должен запомнить его личность и незамедлительно доложить о случившемся дежурному по ИУ. Задержание в этом случае проводится группой сотрудников дежурной смены под руководством дежурного по ИУ;

при задержании осужденных в состоянии алкогольного опьянения со­труднику необходимо проявить сдержанность, чтобы не вызвать агрессивных действий с их стороны. При изоляции данных нарушителей необходимо прояв­лять максимально возможную степень безопасности, а также производить это как это возможно скрытно, чтобы не вызвать с его стороны провокационных действий, рассчитанных на очевидцев. После задержания нарушителей стоит немедленно обыскать на предмет наличия у них оружия, других запрещенных предметов, а также предметов, которые могут явиться вещественным доказа­тельством. При оказании физического сопротивления или отказе следовать в отведенное для изоляции место к осужденному могут применяться специаль­ные средства в соответствии с Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об уч­реждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения сво­боды»;

при проведении личного обыска осужденного во время задержания при совершении преступления ему предлагается поднять руки вверх и расставить ноги на предельную ширину. Обыскивающие становятся сзади обыскиваемого и проводят обыск последовательно сверху вниз. В отдельных случаях, когда имеется предположение о наличии у обыскиваемого оружия, ему предлагается упереться руками в стену и отойти от нее на максимально возможное расстоя­ние, расставив ноги. В целях безопасности обыск в этих случаях проводится не менее чем двумя сотрудниками. Особую осторожность стоит уделять при орга­низации и проведении обысковых мероприятий у осужденных, стоящих на профилактическом учете как склонных к нападению на представителей адми­нистрации. В целях обеспечения безопасности персонала ИУ при проведении плановых обысковых мероприятий сведения о нахождении лица на профилак­тическом учете обысковая группа должна получать на подготовительном этапе обыскового мероприятия.

Кроме указанных правил поведения, необходимо выделить комплекс пас­сивных мер обеспечения личной безопасности на рабочем месте:

сотрудник ИУ не должен оставлять ключи от личного кабинета в дос­тупных для осужденных местах;

сотрудник ИУ при выходе из личного кабинета должен закрывать его, даже в случаях, когда отлучается на несколько минут;

сотрудник ИУ не должен оставлять незнакомых лиц и случайных посе­тителей одних в служебном кабинете.

Особое внимание следует уделить проведению личных приемов осуж­денных. Так, при проведении подобных мероприятий сотрудник ИУ в обяза­тельном порядке должен убрать с рабочего стола острые и колющие предметы. Эти меры позволят исключить возможность внезапного нападения с целью за­хвата его в качестве заложника.

Рассматривая проблему обеспечения личной безопасности нельзя не упо­мянуть и про организацию деятельности по обеспечению безопасности за пре­делами ИУ. На наш взгляд, данный аспект становится все более актуальным. Однако, как ни странно, ему уделено очень мало внимания. Так, в 2012 г. выне­сено 37 постановлений о применении мер безопасности в отношении 37 со­трудников УИС и 28 их близких и членов семей.

Остановимся на основных видах личных угроз сотрудникам и действиям при их появлении.

Угрозы по телефону. Сотрудник УИС по роду своей деятельности дол­жен быть готов к возможности поступления угроз по телефону. Основная зада­ча в такой момент выяснить от преступника как можно больше информации для дальнейшей его идентификации, то есть причины и мотив угрозы, по возмож­ности определить номер абонента и записать разговор. Надо обратить внимание на характер звонка, прислушаться к посторонним звукам, возможно разговор преступником ведется из автомобиля или из другого города.

Очень важны следующие детали:

слова произносились: быстро или медленно, внятно или нет, с заикани­ем, с акцентом, дефектами речи или иными особенностями;

манера говорить: спокойная и уверенная, невнятная и бессвязная, вежливая или непристойная, озлобленная или равнодушная, эмоциональная или бесцветная;

наличие посторонних шумов, сопровождавших разговор: другой голос, подсказывавший, что говорить, тишина или шум станков, машин, телефонных разговоров, транспорта (поезд, уличный шум, гул метро).

После состоявшегося разговора необходимо в письменной форме зафиксиро­вать характерные черты, которые удалось заметить. В случае подобных угроз важна оперативность действий, так как преступник может перемещаться и уточнить его местоположение в дальнейшем может быть затруднительным. Естественно, о по­ступившей угрозе следует доложить рапортом непосредственному руководителю.

Угрозы в письменной форме и по почте. При получении такого рода угроз крайне важно принять меры по сохранению возможных отпечатков паль­цев рук на бумаге (конверте). Для этого следует вложить письмо в плотно за­крываемый полиэтиленовый пакет в целях последующего проведения графиче­ской, дактилоскопической и одорологической экспертиз.

Крайнюю осторожность надо проявлять при получении бандеролей, посы­лок и других почтовых отправлений. Первое, на что стоит обратить внимание, это внешний вид получаемого предмета (наличие адреса отправителя, стан­дартность упаковки, необычность размеров бандероли). При появлении подоз­рений о наличии в почтовом отправлении самодельных взрывчатых устройств или других вложений (отравляющих, сильнодействующих веществ) следует немедленно обратиться в специальные подразделения и доложить своему непо­средственному руководству.

Меры безопасности на улице. График несения службы многих сотруд­ников УИС и возвращение их домой в позднее время суток заставляют уделить внимание вопросам личной безопасности на улицах.

В целях собственной безопасности от преступных посягательств на улице сотруднику УИС рекомендуется:

определить несколько вариантов маршрутов движения на службу и об­ратно, стараться почаще менять их;

знать местонахождение подразделений правоохранительных органов, расположенных в районе места жительства и по маршруту движения, а также телефонные номера дежурных служб;

знать расположение опасных в криминогенном отношении мест, где не­обходимо быть предельно осторожным и внимательным;

для обеспечения собственной безопасности необходимо следовать мар­шрутом через людные и хорошо освещенные места, избегая передвижения че­рез густо засаженные скверы, заброшенные здания и другие места, где возмож­но внезапное нападение. В темных и плохо освещенных кварталах желательно передвигаться посередине улицы;

ходить по тротуару следует лицом к направлению уличного движения автотранспорта;

не подходить близко к стенам зданий, дверям подъездов, огибать угол дома следует, увеличив радиус;

разговаривая по телефону, повернуться лицом к прохожим, чтобы из­бежать нападения сзади;

при преследовании необходимо ускорить движение, перейти на другую сторону улицы или к многолюдным местам; запомнить преследователей, и с помощью полиции или иных лиц (в соответствии с обстановкой) задержать их;

при угрозе физической расправы во время встречи с неизвестными ли­цами действовать по обстановке, по возможности постараться установить при­чины и мотивы угрозы, запомнить приметы угрожавших, заявить об угрозе в отделение полиции, по прибытии на службу подробным рапортом доложить о происшедшем руководству ИУ;

при угрозе кому-либо из членов семьи сотрудника необходимо подроб­но опросить их о характере угрозы, приметах угрожавших лиц, выяснить, свя­зана ли угроза с профессиональной деятельностью сотрудника.

Обо всех случаях угроз сотрудник УИС обязан своевременно доложить рапортом (по телефону) руководству учреждения с подробным изложением происшедшего.

На основе этого можно указать, что подготовка сотрудника УИС к обеспе­чению личной безопасности - это состояние знаний, умений и навыков, выра­жающихся в их поведении - защите от различных угроз и опасных посягательств.

Таким образом, организация подготовки сотрудника УИС к обеспечению личной безопасности складывается и следующих элементов - психологической, педагогической, физической, профессиональной подготовки и представляет со­бой сформированный комплекс знаний и умений, направленных на защищен­ность жизни и здоровья человека, его целей и интересов от опасных воздейст­вий в сфере профессиональной деятельности.

Организация деятельности по обеспечению безопасности близких со­трудников УИС. Безопасность членов семей сотрудников гарантируется зако­нодательством Российской Федерации. Статья 33 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» также определяет, что в интересах обеспечения членов семей сотрудников не допускается обнародование в средствах массовой ин­формации сведений о месте жительства сотрудников УИС.

Более конкретно система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких определена Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». В соответствии с данным Федеральным законом близкими сотрудников УИС следует считать близких родственников, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоро­вье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятство­вать законной деятельности сотрудников УИС либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Следовательно, к числу близких могут быть отнесены и иные лица, с ко­торыми, например, защищаемое лицо не состоит в формальных родственных отношениях, но в судьбе которых оно заинтересовано иногда больше, чем в судьбе родственников (невеста, жених, друг, воспитатель и т. д.). В связи с этим угроза в адрес этих лиц может глубоко обеспокоить соответствующее лицо и вызвать страх за их судьбу.

Согласно указанного ранее Федерального закона в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц в органах внутренних дел, органах Федеральной службы безопасности, учреждениях и органах УИС, таможенных органах, ор­ганах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве­ществ и федеральных органах государственной охраны создаются в установ­ленном порядке специальные подразделения.

В УИС функции по обеспечению безопасности сотрудников и членов их семей возложены на сотрудников подразделений собственной безопасности, занимающихся вопросами координации и руководства, и сотрудников подраз­делений специального назначения территориальных органов УИС, являющихся непосредственными исполнителями мер безопасности.

Служба собственной безопасности является относительно новой, она бы­ла организована в целях совершенствования деятельности ФСИН России и осуществления мер по дальнейшему реформированию УИС. Началом ее функ­ционирования можно назвать введение должности начальника управления соб­ственной безопасности в центральном аппарате ФСИН России Указом Прези­дента Российской Федерации от 31 октября 2009 г. № 1229.

В настоящее время данная служба выполняет довольно широкий спектр задач, среди которых одной из приоритетных является обеспечение государст­венной защиты работников УИС и федеральных государственных граждан­ских служащих ФСИН России и членов их семей, а также выявление в учреж­дениях и органах УИС причин и условий невыполнения требований собствен­ной безопасности, нарушения режима секретности, способных привести к утечке информации, возникновению угроз безопасности работников и объек­тов УИС.

При обеспечении государственной защиты сотрудников учреждений и органов УИС сотрудниками подразделений собственной безопасности ФСИН России осуществляется организация, координация и контроль, а также непо­средственное участие в мероприятиях по обеспечению личной безопасности со­трудников УИС и выявлению угрозоносителей.

При организации и выборе применяемых мер безопасности сотрудники подразделений собственной безопасности индивидуально, учитывая в каждом случае характер и степень угроз, поступивших в адрес сотрудников УИС и их близких, избирают необходимые виды мер безопасности.

Особый акцент в своей работе подразделения собственной безопасности ФСИН России делают на профилактику, принятие предупредительных мер.

Для обеспечения состояния защищенности жизни, здоровья и имущества защищаемых лиц органами, обеспечивающими безопасность от угроз крими­нального характера, с учетом конкретных обстоятельств могут применяться ме­ры безопасности, которые определены ст. 5 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоох­ранительных и контролирующих органов»:

личная охрана, охрана жилища и имущества;

выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и опо­вещения об опасности;

временное помещение в безопасное место;

обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

переселение на другое место жительства;

замена документов, изменение внешности.

Согласно статистическим данным, в 2013 г. меры безопасности в 69,9 % случаях применяются в отношении сотрудников УИС и в 30,1 % случаев в отно­шении их близких (рис. 2). При этом в течение 2012-2013 гг. изменилось соотно­шение между категориями защищаемых лиц. Почти на 10 % (2012 г. - 20,5 %; 2013 г. - 30,1 %) увеличилось количество фактов применения мер государствен­ной защиты в целях обеспечения безопасности близких сотрудников УИС.

Рис. 2. Категории защищаемых лиц

Наибольшее количество лиц, в отношении которых применялись меры государственной защиты, продолжает оставаться в территориальных органах ФСИН России Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), что составля­ет 43,8 % от общего количества защищаемых лиц, к которым применяются ме­ры государственной защиты подразделениями собственной безопасности ФСИН России. Очевидной причиной этого является сложная оперативная об­становка в регионе. В других федеральных округах по оперативным учетам проходит меньшая доля защищаемых лиц: ЦФО - 19,2 %, Уральский федераль­ный округ (УФО) - 19,2 %, ПФО - 8,2 %, Южный федеральный округ (ЮФО) - 5,5 %, Северный федеральный округ (СФО) - 2,7 %, Северо-Западный феде­ральный округ (СЗФО) - 1,4 % (рис. 3). В Дальневосточном федеральном окру­ге (ДФО) меры государственной защиты в 2013 г. не применялись.

Рис. 3. Доля защищаемых лиц по федеральным округам

Согласно ведомственной статистике наиболее часто применяются сле­дующие меры безопасности: личная охрана; охрана жилища и имущества; выда­ча оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах (рис. 4). Анализ практики применения мер безопасности говорит о том, что по сравнению с предыдущим периодом увеличилось количество фактов примене­ния таких мер безопасности, как временное перемещение в безопасное место и переселение на другое место жительства. В текущем году в целях обеспечения безопасности были временно перемещены в безопасное место сотрудники и их близкие следующих органов ФСИН России: УФСИН по Волгоградской облас­ти, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также ФСИН России. Под­разделения собственной безопасности УФСИН России по Республике Дагестан применяли меру безопасности в виде перевода на другое место жительства в отношении сотрудника УИС и его близких.

Рис. 4. Виды применяемых мер безопасности

В совокупности меры безопасности в виде личной охраны, охраны жи­лища и имущества, выдачи оружия, специальных средств индивидуальной за­щиты и оповещения об опасности, а также обеспечения конфиденциальности сведений, как показано на графике (рис. 5), используются почти в 95 % случаях. Они позволяют без привлечения дополнительных бюджетных средств во мно­гих случаях эффективно обеспечить защиту жизни, здоровья и имущества за­щищаемых лиц от непосредственной угрозы. Временное перемещение в безо­пасное место, перевод на другое место работы, переселение на другое место жительства используются подразделениями собственной безопасности при на­личии необходимых условий для их качественной реализации и достижении основной цели государственной защиты.

Мера безопасности в виде замены документов, изменения внешности не применялась ни в одном территориальном органе ФСИН России. Исключи­тельность применения данной меры заложена законодателем в ст. 11 Федераль­ного закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», где гово­рится о том, что эти меры используются в исключительных случаях, когда безопасность защищаемого лица нельзя обеспечить другими мерами.

Преимущественной мерой безопасности, применяемой подразделениями собственной безопасности ФСИН России в 42 % случаев, является личная ох­рана, охрана жилища и имущества защищаемых лиц. Данная мера в зависимо­сти от характера угрозы может применяться в полном объеме либо делиться на два самостоятельных подвида, применяемых изолированно друг от друга: лич­ная охрана; охрана жилища и имущества[7].

■ Личная охрана

■ Охрана жилища и имущества

■ Выдача оружия, специальных средств индивиду- альной за ил пы

■ Вр сменное пер смещение в безопасное место

■ Обеспечение конфид енциа л ьности сведений

■ Пер евод на дру гу ю р а боту

□ Пер есел еште на дру го е место жительства

■ Замена документов, изменение внешности

Рис. 5. Распределение видов, применяемых мер безопасности

Все перечисленные меры могут применяться как отдельно друг от друга, так и в комплексе, состоящем из нескольких мер, естественно, с соблюдением условий и оснований проведения каждой конкретной меры.

Однако не все предпринимаемые меры безопасности дают положитель­ные результаты. В сентябре 2011 г. от рук бандитов погиб находящийся под го­сударственной защитой заместитель начальника УФСИН России по Республике

Дагестан полковник внутренней службы М.Р. Муртазалиев и вместе с ним его дочь, племянник и водитель (сотрудник УИС).

В целях предотвращения в будущем подобных случаев по инициативе управления собственной безопасности (УСБ) ФСИН России на базе Академии ФСИН России организованы переподготовка и повышение квалификации со­трудников, в функции которых входит обеспечение государственной защиты.

Огромную роль в реализации мер безопасности в отношении сотрудников УИС, а также их близких занимают отделы специального назначения террито­риальных органов ФСИН России. В функции отделов специального назначения (ОСН) входит проведение, в том числе во взаимодействии с правоохранитель­ными органами, мероприятий по обеспечению личной безопасности сотрудни­ков УИС и членов их семей.

Исполнение ОСН функций по обеспечению личной безопасности опреде­ленных сотрудников и членов их семей в современной обстановке становится очень актуальным. Проведенный устный опрос ряда руководителей подразде­лений специального назначения территориальных органов ФСИН России пока­зал, что более чем 80 % респондентов уверены в необходимости введения в со­став ОСН отдельной организационно-штатной структуры, главной функцией которой будет физическая защита сотрудников и членов их семей. Эта структу­ра может быть создана без расширения штатной численности ОСН, за счет спе­циальной подготовки группы сотрудников, проходящих службу в ОСН, тактике и действиям по обеспечению безопасности (физического прикрытия) сотрудни­ков и их близких. Новый подход к организации подготовки и специальному обучению бойцов ОСН для обеспечения личной безопасности сотрудников и их близких позволит значительно повысить эффективность деятельности в указан­ной сфере. Отметим, что опыт формирования подобных организационно - штатных структур в УИС уже существует. Так, в отряде специального назначе­ния УФСИН России по г. Москве «Сатурн» с 1998 г. функционирует отделение физической защиты должностных лиц, в задачи которого входит защита долж­ностных лиц Министерства юстиции РФ и других судебных работников.

Нельзя не упомянуть о том, что с правовой точки зрения использование подразделениями специального назначения и собственной безопасности специ­альных средств и оружия за территорией учреждений, исполняющих наказания, и прилегающими к ним территориями, на которых установлены режимные тре­бования, ограничено Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В связи с этим предлагаем внести изменения в ст. 28 гл. 5 «Применение физиче­ской силы, специальных средств и оружия» указанного нормативного докумен­та, где нормативно закрепить право сотрудников подразделений специального назначения и собственной безопасности применять специальные средства и оружие в случаях осуществления мер государственной защиты, предусмотрен­ных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих орга­нов», в отношении сотрудников УИС и их близких.

И все же использование ОСН это исключительная мера. Каждый сотруд­ник УИС должен отчетливо понимать, что специфика его деятельности обязы­вает проявлять постоянную бдительность не только на службе, но и дома.

Применение личной охраны, охраны жилища и имущества часто практи­куется с одновременной выдачей защищаемому лицу оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности.

Указанная мера безопасности, как показывает анализ имеющихся стати­стических данных, является одной из наиболее часто используемых мер. В те­кущем году выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности применялась в 26 % случаях (АППГ - 27,6 %).

При выдаче оружия лицам, подлежащим государственной защите, не имеющим права на ношение и хранение оружия в соответствии со своим долж­ностным положением, устанавливается особый порядок. Требования к выдаче оружия и боеприпасов, пользования ими и порядку применения оружия уста­навливаются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об ору­жии»[8] и Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 831 «О по­рядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите»[9].

Основанием для выдачи оружия и боеприпасов к нему является поста­новление органа безопасности, в котором указывается о необходимости приме­нения данной меры.

Оружие может быть выдано только лицам, которые не имеют ограниче­ний, установленных ст. 13 Федерального закона «Об оружии». Эти ограничения распространяются на лиц:

не достигших восемнадцатилетнего возраста (в исключительных случаях - шестнадцатилетнего возраста);

не представивших медицинского заключения об отсутствии противо­показаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, форма и порядок выдачи кото­рого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по выработке государственной политики и нормативно­правовому регулированию в сфере здравоохранения;

имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно;

отбывающих наказание за совершенное преступление;

совершивших повторно в течение года административное правонару­шение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, либо административное правонару­шение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ;

не имеющих постоянного места жительства;

не представивших в органы внутренних дел документов о прохожде­нии соответствующей подготовки и других, указанных в Федеральном законе «Об оружии» документов;

лишенных по решению суда права на приобретение оружия;

состоящих на учете в учреждениях здравоохранения по поводу психи­ческого заболевания, алкоголизма или наркомании.

Оружие выдается защищаемым лицам во временное пользование на пе­риод, указанный в постановлении органа безопасности.

Орган внутренних дел осуществляет оформление и выдачу защищаемым лицам разрешений на хранение и ношение оружия. В то же время на орган, обеспечивающий безопасность, возлагается обязанность проведения мероприя­тий по обучению защищаемых лиц обращению с оружием, его устройству, а также тренировочных стрельб. При этом защищаемое лицо предупреждается об ответственности за нарушение установленных правил хранения, ношения или применения оружия.

Учитывая сложность оперативной выдачи оружия лицам, не имеющим права на ношение и хранение оружия в соответствии со своим должностным положением, данная мера практически не применяется в отношении близких сотрудников УИС. В подобных случаях, как правило, применяются такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества, выдача специ­альных средств индивидуальной защиты, а также обеспечение конфиденциаль­ности сведений о защищаемом лице.

Для предупреждения совершения преступления против защищаемых лиц часто органы, обеспечивающие безопасность, применяют меру в виде обеспе­чения конфиденциальности сведений о сотрудниках УИС и их близких. В те­кущем году данная мера безопасности применялась в 26,7 % случаях (АППГ - 21,5 %). Преимущественно она исполнялась в совокупности с иными мерами безопасности, и лишь в редких случаях обеспечение конфиденциальности све­дений использовалась отдельно от других мер. В основном подразделения соб­ственной безопасности ограничивались применением меры в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице при осуществлении госу­дарственной защиты близких сотрудников УИС.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О го­сударственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контро­лирующих органов» по решению органа, обеспечивающего безопасность, мо­жет быть наложен временный запрет на выдачу данных о личности защищае­мых лиц, их месте жительства и иных сведений о них из адресных бюро, пас­портных служб, органов полиции, уполномоченных осуществлять контроль­ные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасно­сти дорожного движения, справочных служб автоматической телефонной связи и других информационно-справочных фондов, за исключением случаев, когда такие сведения выясняются в установленном порядке в связи с производством по уголовному делу.

Наложение ограничений доступа к любой информации о защищаемых лицах распространяется также на сведения, которые сотрудник УИС обязан предоставлять в соответствии со своим должностным положением. К такого рода информации можно отнести сведения о доходах, об имуществе и обяза­тельствах имущественного характера, подаваемые определенной категорией сотрудников в кадровый аппарат по месту прохождения службы. В данном слу­чае ограничение накладывается на опубликование представленных сведений в общероссийских средствах массовой информации, поскольку угрозоноситель может получить первичные данные о составе семьи сотрудника УИС и его имущественном положении, подлежащем государственной защите.

Наряду с применением организационно-правовых мер обеспечения безо­пасности защищаемого лица, немаловажное значение имеют и меры воспита­тельного воздействия на коллектив сослуживцев. По мнению практических ра­ботников подразделений собственной безопасности территориальных органов ФСИН России, одним из потенциальных источников утечки информации могут являться именно коллеги, которые могут обладать сведениями о личной жизни защищаемого лица[10].

Как указывалось ранее, еще одной мерой обеспечения личной безопасно­сти сотрудников УИС и членов их семей, согласно Закону РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», является ограничение гласности, выражающееся в том, что обеспечивается конфиденциальность сведений о сотрудниках УИС, членах их семей и не допускается ее распространение в публичном выступле­нии, СМИ сведений о месте жительства сотрудника УИС.

Данные ограничения - вынужденная мера, поскольку сотрудники УИС могут подвергаться мести, выраженной в нападении как на сотрудника, так и на членов его семьи. И тем не менее, рассматривая вопрос обеспечения безопасно­сти семей сотрудников УИС, особое внимание следует уделить тому факту, что осужденным в большинстве случаев известны лишь фамилия, имя, отчество и внешность сотрудника УИС, но не членов его семьи, на которых он может со­вершить нападение или озвучивает угрозы в их адрес. Для преступника глав­ным идентификационным признаком близких сотрудника УИС может стать ме­сто его жительства. Несмотря на то что законодатель принял меры по пресече­нию утечки такого рода персональных данных сотрудника, однако эта инфор­мация может стать известна представителям осужденных.

В свете указанных обстоятельств необходимо привить правила пассивной безопасности сотрудникам в вопросе обеспечения безопасности их жилища. Наиболее действенными и практически реализуемыми должны стать укрепле­ние входной двери квартиры, оборудование ее глазком, цепочкой и задвижкой, желательно дверь сделать открывающейся наружу и не ставить на нее снаружи прочной дверной ручки, внутреннюю дверную ручку нужно надежно закре­пить. В случае, если квартира расположена на первом или самом верхнем этаже дома и существует реальная опасность проникновения с улицы или через близ­ко расположенное окно лестничного пролета, надо оборудовать окна и двери балкона металлическими сетками или решетками.

Эти элементарные меры по обеспечению безопасности жилища могут суще­ственно повысить безопасность семьи сотрудника, сделав его более надежным.

Организация обучения и подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности не новое явление в УИС, однако ее уровень не соответст­вует реальной сложившейся в УИС ситуации. Планомерное и постоянное разви­тие и совершенствование организации указанного направления деятельности должно стать ключевым в процессе повышения безопасности персонала ИУ.

С учетом изложенного сделаем следующие выводы:

Организация профессиональной подготовки сотрудника УИС к обеспе­чению личной безопасности включает в себя три взаимосвязанных начала: фи­зическую, психологическую и профессионально подготовку.

Организация физической и огневой подготовки сотрудников УИС к обес­печению личной безопасности включает в себя:

организацию общей физической подготовки;

организацию специально-прикладной физической подготовки;

организацию огневой подготовки.

Организация психологической подготовки сотрудников УИС к обеспече­нию личной безопасности включает в себя:

организацию личностной психологической подготовки;

организацию профессиональной психологической подготовки.

Организация профессиональной подготовка сотрудников УИС к обеспе­чению личной безопасности включает в себя:

организацию общей профессиональной подготовки;

организацию специальной профессиональной подготовки.

Современная необходимость в повышении безопасности персонала ИУ требует введения в состав отделов специального назначения (ОСН) отдельной организационно-штатной структуры, главной функцией которой будет физиче­ская защита сотрудников (отделение физической защиты).

Необходимо внести изменения в ст. 28 гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и оружия» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лише­ния свободы» следующего содержания:

«Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие за пределами территорий учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территорий, на ко­торых установлены режимные требования, в случае осуществления ими мер го­сударственной защиты, предусмотренных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоох­ранительных и контролирующих органов», в отношении сотрудников учрежде­ний и органов уголовно-исполнительной системы и их близких.

[1] См.: Черпаков А. И. Организационно-правовое обеспечение физической под­готовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006.

[2] См.: Палкин А. П. Как защититься от криминала // Рос. юстиция. 2005. № 7. С.

[3] См.: Ураков И. В. Совершенствование огневой подготовки курсантов и слу­шателей образовательных учреждений МВД России (педагогический аспект) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

[4] См.: Мокрецов А. И. Предупреждение конфликтных ситуаций в среде осуж­денных : метод. пособие. М., 2006. С. 53.

[5] См.: Громов М. А., Селиверстов В. И. Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности работников исправительно-трудовых учреждений : учеб. пособие. Рязань, 1991.

[6] См.: Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений : приказ Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205.

[7] См.: Овчинников С. Указ. соч. С. 9-10.

[8] См.: Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51. Ст. 5681.

[9] См.: Собрание законодательства Рос. Федерации.1996. № 31. Ст. 3723.

[10] См.: Овчинников С. Указ. соч. С. 9-10.

etroick74.ru

Глава VI. Правовая защита и социальная поддержка работников уголовно-исполнительной системы

Статья 32. Правовая защита персонала учреждений, исполняющих наказания, и членов их семей

Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме гос. органов и должн. лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.

Статья 33. Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей

Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Статья 34. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов

На рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников уголовно-исполнительной системы законодательством РФ.

Статья 36. Предоставление социальных гарантий персоналу

Должностные оклады персонала увеличиваются:

1) в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа уголовно-исполнительной системы;

2) за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком - в размере 30 процентов;

Рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается:

1) мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными;

2) женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, направленные в командировку, пользуются правом на приобретение вне очереди проездных документов на все виды транспорта и на размещение в гостинице по командировочному удостоверению.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливаются квартирные телефоны в течение года со дня подачи заявления.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или сокращению штатов выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности службы:

менее 10 лет - в размере 5 окладов денежного содержания;

от 10 до 15 лет - в размере 10 окладов денежного содержания;

от 15 до 20 лет - в размере 15 окладов денежного содержания;

свыше 20 лет - в размере 20 окладов денежного содержания.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы, награжденным в период службы государственной наградой, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.

Статья 37. Социально-бытовое обеспечение сотрудников уголовно-исполнительной системы

Сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение из средств федерального органа уголовно-исполнительной системы выплат на первоначальное обзаведение хозяйством в размере и порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в одном из следующих случаев:

1) назначения на должность после окончания образовательного учреждения Федер. службы исполнения наказаний или Министерства внутренних дел РФ;

2) назначения на должность выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

3) в течение трех месяцев с момента заключения первого брака.

При переезде сотрудников уголовно-исполнительной системы на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы им производятся выплаты за счет средств федерального органа уголовно-исполнительной системы:

1) в размере двух окладов денежного содержания на сотрудника уголовно-исполнительной системы и половины оклада денежного содержания на каждого члена его семьи, переезжающего вместе с ним;

2) в размере твердой ставки (суточные), установленной Правительством Российской Федерации для командированных сотрудников за каждый день нахождения в пути, на сотрудника и на каждого члена его семьи, переезжающего вместе с ним.

Кроме того, сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право на перевозку всеми видами транспорта, кроме воздушного, до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое место жительства в связи с переводом на новое место службы и при увольнении из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с компенсацией затрат за счет средств федерального органа уголовно-исполнительной системы.

  1. Основания и порядок применения мер безопасности и оружия в работе исправительных учреждений.

Меры безопасности и оружие – разновидность государственного принуждения, которое по внешней форме выражается в воздействии на лиц и от которого исходит опасность.

Меры безопасности и оружие призваны обеспечивать безопасность самих осужденных, граждан, посещающих учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, безопасность охраняемых объектов, зданий и транспортных средств.

Меры безопасности и оружие могут применяться не только по отношению к осужденным, но и к иным гражданам, от которых исходит опасность для персонала, осужденных, охраняемых объектов.

Меры безопасности направлены на пресечение опасных действий осужденного, которые добровольно не прекращаются, и вследствие которых возможно наступление опасных последствий.

Порядок применения мер безопасности и оружия:

1) право применения физической силы, специальных средств и оружия принадлежит сотрудникам, которые имеют специальные звания рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы;

2) сотрудники применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территории учреждений и прилегающих к ним территориях;

3) сотрудники обязаны предупредить о намерении использования мер безопасности и оружия, предоставив осужденным и другим лицам достаточно времени для выполнения своих требований;

4) сотрудники персонала обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и другим лицам.

Физическая сила применяется в том случае, если без применения насилия иными способами невозможно устранение нарушения. Запрещается применять специальные средства и оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних;

5) сотрудники обязаны обеспечить предоставление пострадавшим медицинской помощи;

6) при применении мер безопасности и оружия сотрудники персонала докладывают своему начальнику.

Администрация учреждения или органа уголовноисполнительной системы сообщает прокурору.

Прокурор проводит проверку законности применения мер безопасности и оружия.

Сотрудники учреждений и органов имеют право применять оружие в следующих случаях:

1) для отражения нападения на сотрудника, когда его жизнь, здоровье подвергаются опасности;

2) для освобождения заложников;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни и здоровья, собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

4) для пресечения побега из-под стражи лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, заключенных под стражу.

Возможно применение специальных средств:

1) для отражения нападения на сотрудников;

2) для пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима;

3) для пресечения неправомерных действий осужденного, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

4) для пресечения попытки побега;

5) для освобождения заложников;

6) для пресечения попытки причинения вреда себе.

К специальным средствам относятся: резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия и т. д.

ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

studfiles.net

Глава VI. Правовая защита и социальная поддержка работников уголовно-исполнительной системы

Статья 32. Правовая защита персонала учреждений, исполняющих наказания, и членов их семей

Персонал, а также члены семей персонала находятся под защитой государства. Неприкосновенность личности, честь и достоинство персонала охраняются законом. Законные требования персонала обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами. Неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке.

Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то настоящим Законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 32 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 33 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 33. Гарантии личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей

Личная безопасность сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей гарантируется законодательством Российской Федерации.

В интересах обеспечения личной безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов.

Федеральный орган уголовно-исполнительной системы обязан обеспечивать сотрудников уголовно-исполнительной системы оружием и специальными средствами индивидуальной защиты для постоянного ношения и хранения по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 33 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ настоящий Закон дополнен статьей 33.1, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

Статья 33.1. Гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы

Гарантии социальной защиты сотрудников уголовно-исполнительной системы (денежное довольствие, страховые гарантии и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, право на жилищное обеспечение, право на медицинское обслуживание, гарантии в связи с прохождением службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иные гарантии) устанавливаются настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 33.1 настоящего Закона

Статья 34. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае смерти (гибели) или увечья рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов

На рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов распространяется порядок государственного страхования и возмещения ущерба в случае их смерти (гибели) или увечья, предусмотренный для сотрудников уголовно-исполнительной системы законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

О проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы см. Инструкцию, утвержденную приказом Минюста РФ от 13 апреля 2006 г. N 114

См. комментарии к статье 34 настоящего Закона

Статья 34.1. Утратила силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 34.1

Статья 35. Утратила силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст статьи 35

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в статью 36 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 36. Предоставление социальных гарантий персоналу

Должностные оклады рабочих и служащих уголовно-исполнительной системы увеличиваются:

1) в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, характера и сложности выполняемой работы - в размере от 15 до 20 процентов, а в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности - до 50 процентов по перечню должностей, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа уголовно-исполнительной системы;

ГАРАНТ:

См. приложения 1 и 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 477

2) за работу в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных, - в размере 25 процентов, а для содержания осужденных с пожизненным сроком, - в размере 30 процентов.

Рабочим и служащим учреждений, исполняющих наказания, занятым на работах с осужденными, по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации, пенсия устанавливается:

1) мужчинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, из них не менее 15 лет - на работах с осужденными;

2) женщинам - по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, из них не менее 10 лет - на работах с осужденными.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы устанавливается льготный зачет выслуги лет для назначения пенсии: два дня службы - за три, а в учреждениях, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных и осужденных с пожизненным сроком, - один день службы за два при сохранении за ними ранее установленных льгот.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы полностью засчитывается в стаж службы и выслуги лет для назначения пенсии работа в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания.

Части пятая и шестая утратили силу с 1 января 2005 г.

Информация об изменениях:

См. текст частей пятой и шестой статьи 36

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, следующие к новому месту службы или направленные в служебную командировку, пользуются правом бронирования и внеочередного получения мест в гостиницах, приобретения проездных документов на все виды транспорта по предъявлении служебного удостоверения и документов, подтверждающих факт следования к новому месту службы или нахождения в служебной командировке.

Сотрудникам уголовно-исполнительной системы квартирные телефоны устанавливаются в течение одного года со дня подачи заявления при наличии технической возможности.

Части девятая и десятая утратили силу с 1 января 2013 г.

Информация об изменениях:

См. текст частей девятой и десятой статьи 36

Сотрудники уголовно-исполнительной системы в служебных целях обеспечиваются проездными документами на все виды транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы при выполнении в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанностей по пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию и доставлению лица (лиц), подозреваемого (подозреваемых), обвиняемого (обвиняемых) в совершении преступления, административного правонарушения, осужденного (осужденных) за совершение преступления, пользуются правом проезда и провоза задержанного либо доставляемого ими лица (лиц) на всех видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения без приобретения проездных документов, а в сельской местности на попутном транспорте по предъявлении служебного удостоверения.

ГАРАНТ:

По вопросам оплаты труда гражданского персонала уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации см. Методическое пособие (утв. ГУИН Минюста РФ 14 февраля 2003 г. N 18/54-110)

См. комментарии к статье 36 настоящего Закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ статья 37 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 37. Единовременная выплата сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, на первоначальное обзаведение хозяйством

Сотрудники учреждений, исполняющих наказания, имеют право на получение за счет средств федерального органа уголовно-исполнительной системы единовременной выплаты на первоначальное обзаведение хозяйством в размере до трех окладов денежного содержания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в одном из следующих случаев:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 1 статьи 37 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1) назначение на должность после окончания образовательной организации федерального органа уголовно-исполнительной системы или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 2 статьи 37 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2) назначение на должность выпускников государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования;

3) в течение трех месяцев со дня заключения первого брака.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 37 настоящего Закона

stydopedia.ru


Смотрите также