Основы безопасности управления транспортным средством


Основы управления транспортными средствами и безопасность движения

Под послеаварийной безопасностью транспортного средства понимаются его свойства в случае аварии не препятствовать эва­куации людей, не наносить травм при эвакуации и после нее. Ос­новными мерами послеаварийной безопасности являются проти­вопожарные мероприятия, мероприятия по эвакуации людей, ава­рийная сигнализация.Наиболее тяжелым последствием дорожно – транспортного происшествия является возгорание автомобиля. Чаще всего воз­горание происходит при тяжелых происшествиях, таких как стол­кновение автомобилей, наезды на неподвижные препятствия, а также опрокидывание. Несмотря на небольшую вероятность воз­горания (0,03 –1,2% от общего количества происшествий), их по­следствия тяжелейшие. Они вызывают почти полное разрушение автомобиля и при невозможности эвакуации – гибель людей, В таких происшествиях топливо выливается из поврежденно­го бака или из заливной горловины. Возгорание происходит от горячих деталей системы выпуска отработавших газов, от искры при неисправной системе зажигания или возникшей от трения де­талей кузова об дорогу или о кузов другого автомобиля. Могут быть и другие причины возгорания.

Под экологической безопасностью транспортного средства по­нимается его свойство снижать степень отрицательного воздей­ствия на окружающую среду. Экологическая безопасность охва­тывает все стороны использования автомобиля. Ниже перечисле­ны основные аспекты экологии, связанные с эксплуатацией авто­мобиля.

Потеря полезной площади земли. Земля, необходимая для дви­жения и стоянки автомобилей, исключается из пользования дру­гих отраслей народного хозяйства. Общая протяженность миро­вой сети автомобильных дорог с твердым покрытием превышает 10 млн км, что означает потерю площади свыше 30 млн га. Расши­рение улиц и площадей приводит к «увеличению территорий горо­дов и удлинению всех коммуникаций. В городах с развитой до­рожной сетью и предприятиями автосервиса площади, отведен­ные для движения и стоянок автомобилей, занимают до 70 % всей территории. Кроме того, огромные территории занимают заводы по производству и ремонту автомобилей, службы обеспечения функционирования автомобильного транспорта: АЗС, СТО, кем­пинги и т.д.

Загрязнение атмосферы. Основная масса вредных примесей, рассеянных в атмосфере, является результатом эксплуатации ав­томобилей. Двигатель средней мощности выбрасывает в атмос­феру за один день эксплуатации около 10 м' отработавших газов, в состав которых входит окись углерода, углеводороды, окислы азота и многие другие токсичные вещества.

В нашей стране установлены следующие нормы среднесуточ­ных предельно допустимых концентраций токсичных веществ ватмосфере:– углеводороды – 0,0015 г/м;– окись углерода – 0,0010 г/м;– двуокись азота – 0,00004 г/м.

Использование природных ресурсов. На производство и экплуатацию автомобилей используются миллионы тонн высококаче­ственных материалов, что приводит к истощению их природных запасов. При экспоненциальном росте потреблении энергии на душу населения, характерном для промышленно развитых стpaн, скоро наступит такой момент, когда существующие источники энергии не смогут удовлетворить потребности человека. Значительная доля потребляемой энергии расходуется автомобилями, к.п.д. двигателей которых составляет 0,3 0,35, Следовательно, 65 – 70% энергетического потенциала не используется.

Шум и вибрация. Уровень шума, длительно переносимым чело­веком без вредных последствий, составляем 80 – 90 дБ На улицах крупных городов и промышленных центров уровень шума дости­гает 120– 130 дБ. Колебания почвы, вызванные движением авто­мобилей, пагубно сказываются на зданиях и сооружениях. Для защиты человека от пагубного влиянии шума транспортных средств применяют различные приемы: совершенствование конструкции автомобилей, шумозащитные сооружения и зеленые на­саждения вдоль оживленных городских магистралей, организация такого режима движения, когда уровень шума наименьший.

Уничтожение флоры и фауны. Автомобили, работающие вне дорог, уплотняют верхний слой почвы, разрушая растительный покров. Бензин и масла, пролитые на почву, приводят к гибели растений. Окислы свинца, содержащиеся в отработанных газах автомобилей, заражают придорожные деревья и кустарники. Пло­ды фруктовых деревьев и кустов, растущие вблизи дорог с интен­сивным движением, нельзя употреблять в пищу. Ядовиты и цве­ты, растущие на разделительных полосах и на обочинах. Под ко­лесами автомобилей ежегодно погибают тысячи животных, мил­лионы птиц, бесчисленное множество насекомых.

Радиопомехи. При работе системы зажигания автомобильно­го двигателя создаются радиопомехи. Для их подавления в систе­мах зажигания предусматриваются специальные устройства. Пра­вила дорожного движения запрещают эксплуатацию транспорт­ных средств с неисправной системой подавления радиопомех.

3. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

3.1 Особенности профессиональной деятельности водителяМежду двумя основными участниками дорожного движения – человеком–пешеходом и человеком – водителем – есть существен­ное различие: когда человек становится водителем, то он попада­ет в условия, генетически не свойственные человеку. Главным фактором здесь является увеличение скорости движения в 10 и более раз по сравнению со скоростью пешехода. Это ведет к по­вышению скорости поступления информации, с которой должны справляться органы чувств человека, скорости ее переработки – принятия и реализации решения, с которыми должны справлять­ся двигательные реакции человека. Водитель в транспортном по­токе, в отличие от пешехода, вынужден действовать в навязанном ему темпе, без возможности остановиться, при необратимости принимаемых им решений и тяжести последствия ошибок. Поэтому нельзя считать случайным, что первое место среди причин ДТП занимает превышение скорости водителем, допустимой или целе­сообразной при данных условиях.Человек – водитель почти лишен средств общения и для него стер­ты индивидуальные особенности других водителей. Человек – пеше­ход выполняет при ходьбе естественные движения, а для человека – водителя типичны однообразные рабочие движения с умеренной физической нагрузкой при вынужденной малоподвижной позе, в которой он пребывает все часы работы. Эти и другие отличия во­дитель должен преодолеть или адаптироваться к ним в процессе обучения и накопления профессиональных навыков и опыта.Дорожное движение – это непрерывное возникновение групп из подсистем «водитель – автомобиль – дорога» и «пешеход – до­рога», участники которых случайны, а действия их взаимосвяза­ны, взаимообусловлены, требуют слаженности и взаимопонима­ния.Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во – первых, водитель должен работать эффективно, т.е., используя эксплуатационные качества автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во – вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности дви­жения, т.е. работать надежно. В простых дорожных условиях, ког­да отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.Надежность водителя зависит от его профессиональной при­годности, подготовленности и работоспособности. Пригодность зависит от состояния здоровья водителя, его психофизиологичес­ких и личностных особенностей. Подготовленность определяется наличием у водителя специальных знаний и навыков. Работоспо­собность водителя – это состояние, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью.

Прием информации. Основная информация (до 95%) поступает к водителю по зрительному каналу. Поле зрения водителя меня­ется и зависит от плотности транспортного потока и скорости движения. Считается, что водитель в состоянии наблюла п. на рас­стоянии 600 м, если местность открытая, а интенсивность движе­ния малая. В условиях городских улиц это расстояние падает в 10 и более раз.

Водитель может сосредотачивать внимание на каком либо од­ном факторе, учитывая остальные, одновременно происходящие явления, лишь в той или иной степени. Большое значение имеет скорость движения, ее увеличение уменьшает зону сосредоточе­ния взгляда водителя. При скорости 20 км/ч угол зрения водителя в горизонтальной плоскости составляет ±18°, а при скорости 80 км/ч уменьшается до 4 – 5°. Это обусловливает снижение надежности водителя, поскольку для него возрастает вероятность нео­жиданного изменения дорожной ситуации. Подобный результат дает и увеличение плотности транспортного потока, когда слеже­ние за идущим впереди автомобилем может в значительной сте­пени поглощать внимание водителя.

Движение в транспортных потоках высокой плотности явля­ется другой крайностью. Водитель находится в режиме высокой бдительности, готовности к немедленным действиям. Как след­ствие, время реакции, например, сокращается вдвое. Однако ожи­дание аварийной ситуации может вызвать чувство тревоги, так называемую эмоцию тревожного ожидания, которая в конце кон­цов приводит к сильному нервному утомлению.Естественно, что избыток информации о дорожно – транспорт­ной ситуации снижает надежность водителя: он не успевает охва­тить ситуацию, осмыслить информацию, принять правильное ре­шение. Все это повышает вероятность появления отказа.

3.2. Надежность водителя и её составляющие

Психологи под на­дежностью водителя понимают его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение все­го рабочего времени. К основным факторам, определяющим на­дежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Надежность водителя – это свойство сохранить параметры функционировании в пределах, обеспечивающих безопасность движения и соответствующих режимам движения и усло­виям использовании автомобиля. Надежность водителя – это слож­ное свойство, определяемое более простыми: безотказностью, вос­станавливаемостью, сохраняемостью, долговечностью. Остано­вимся на них более подробно.

Безотказность водители это свойство сохранять работоспо­собность в пределах установленных норм рабочего времени (ра­бочего дня) исчисляемою к часах. Безотказность водителя изме­няется в течение рабочего дня различным образом. Например, водитель 1 (рис.3.1,а) имеет более высокую вероятность рв бе­зотказной работы в начале рабочего дня, чем водитель 2. Однако к концу рабочего дня (ко времени t) эта вероятность становится меньше допустимой рв, так что надежность водителя 2 оказывает­ся более высокой.

Продолжительность рабочего дня для водителя может быть различной, но в качестве предельной некоторые исследователи рекомендуют продолжительность 11–12 часов.

По психофизиологической оценке состояния водителей, пер­вые 1,5 – 2,5 часа работы происходит «врабатываемость» орга­низма, после которой наступает период наибольшей работоспо­собности. В период «врабатываемости» вероятность безотказной работы водителя понижена. Водители могут неправильно оцени­вать уровень своей работоспособности, совершать рискованные маневры. Первые признаки снижения работоспособности появ­ляются через 4–5 часов и, постепенно нарастая, становятся зна­чительными после 6–8 часов работы. За счет компенсаторных механизмов организма определенный уровень работоспособнос­ти поддерживается до 9 – 10 часов работы. После этого компенса­торные возможности организма иссякают и происходит быстрое снижение работоспособности до уровня, недопустимого с точки зрения безопасности движения, или появляется сонливость.
а) б)
в)
Рис. 3.1. Изменение вероятности безотказной работы водителя в течении: а – рабочего дня; б – недели; в – всего срока водительской деятельности.
Эта общая схема может изменяться в зависимости от ряда при­чин: возраста и состояния здоровья водителя, чередования рабо­ты и отдыха, вида транспортного средства, фактического време­ни пребывания за рулем автомобиля (например, обследование показало, что водитель грузового автомобиля, работающего в городе, был занят вождением фактически 5,5 ч, а водитель такси –23% рабочего времени провел в ожидании пассажиров на стоян­ке).При управлении автомобилем в течении 7–12 часов водители совершают ДТП (вследствие засыпания) примерно в два раза чаще, чем при длительности работы до 7 часов. При пребывании за ру­лем свыше 12 часов число ДТП по той же причине увеличивается в 9 раз.

Восстанавливаемость – это свойство водителя восстанавливать свою работоспособность после установленных перерывов в работе. Восстанавливаемость имеет большое значение для обеспече­ния надежности деятельности профессиональных водителей.

Неполноценный отдых сказывается на уровне безотказности водителя в следующий рабочий день: почти у половины отмеча­ется появление сонливости во время вождения; водители, спящие перед сменой менее 6 часов, отмечают снижение внимания к кон­цу смены в 2,5 раза чаще, чем при продолжительности сна 8 ча­сов.Восстанавливаемость работоспособ­ности водителя, при прочих равных условиях, в различные дни недели неодинакова: при работе в одну смену в первые дни неде­ли она меньше – происходит «врабатываемость» организма, по­добно тому, как это наблюдается в течение рабочего дня.Примерные кривые изменения вероятности безотказной рабо­ты водителя в течение недели при ежедневной работе в одну смену и недоиспользовании обеденного перерыва приведены на (рис. 3.1,б).

Профессиональная долговечность – свойство водителя сохранять работоспособность до наступления предельного состояния (вы­ход на пенсию, переход на другую работу) с необходимыми пере­рывами, обусловленными режимом труда и отдыхи. Таким обра­зом, долговечность водителя относится к времени функциониро­вания t, исчисляемому обычно в годах (рис.3.1,в).

Момент наступления предельного состояния, т.е. величину профессиональной долговечности, устанавливает часто сам водитель. Если он считает, что оно наступило, то прекращает работать и ме­няет профессию, иногда задолго до пенсионного возраста.

Сохраняемость – свойство водителя сохранять параметры фун­кционирования после длительных перерывов в трудовой деятель­ности.

После длительных перерывов в вождении по тем или иным причинам происходит незаметная для водителя потеря професси­ональных навыков в управлении или их дестабилизация точка F на (рис. 3.1, в).

3.3. Факторы влияющие на надежность водителя

Надежность деятельности водителя зависит от многочислен­ных факторов. Однако ряд проведенных исследований позволяет выделить три главных фактора: возраст, алкогольное или нарко­тическое опьянение и отношение к своей профессии.

Возраст. Изменение возраста водителя определяет две тенденции, влия­ющие на качество вождения. Будем их оценивать по относитель­ному числу ДТП (пот), представляющему собой число ДТП отне­сенное к суммарному пробегу автомобилей за определенный срок. Одна из тенденций – неопытность и азарт молодого водителя, приводящие к увеличению числа ДТП, по мере накопления опы­та, т.е. увеличения параметра возраст водителя (кривая 1 рис. 3.2,а). Другая тенденция – это возможность молодых водителей принимать решения (латентный период) и реализовывать их (мо­торный период) в более короткие сроки. Это объясняется возмож­ностью быстро принимать и перерабатывать информацию о ДТС, умением «читать» ДТС, т.е. предвидеть ее развитие и от способ­ности к быстрым действиям. С увеличением возраста водителя с некоторого момента моторный период начинает расти, и накоп­ленный за годы опыт вождения перестает компенсировать этот (рост кривая 2). Возрастная характеристика водителей – суммар­ная кривая 3 – имеет четко выраженные минимум и максимум при малом и значительном возрасте водителя.

На возрастной характеристике водителей можно выделить сле­дующие характерные точки: A, D – максимум ДТП и О – минимум ДТП; кроме того, точки В и С определяют границы приемлемого повышения уровня ДТП по сравнению с минимальным. Возраст­ная характеристика водителя позволяет определить не только воз­растные интервалы «безопасного водителя», но коэффициенты опасности, показывающие, во сколько раз увеличивается число ДТП при том или ином возрасте водителя (например, пд или nD) по сравнению с лучшими для них показателями (nmin).

Выделим по возрастной характеристике водителей три интер­вала: младший опасный возраст LбI – Lmin, характеризуемый коэф­фициентом опасности для точки А: k1=nA : nmin; «безопасный возраст», т.е.Lб2 – Lб1, характеризуемый минимумом числа ДТП nmm и возрастом z6; старший опасный возраст Lmax – L62, характеризуе­мый коэффициентом опасности для точки D: k2 = nD : nmin

а) б)
Рис. 3.2. Возрастные характеристики водителей: а – общая; б – средняя; МОВ и СОВ – соответственно младший и старший опасный возраст; БВ – безопасный возраст.
Установлено, что нижняя гра­ница безопасного возраста водителей мужчин 26 – 34 года (тяже­лые ДТП), для женщин – водителей безопасный возраст наступает уже с 23 – 27 лет. Возраст, когда число ДТП достигнет минимума, наступает сравнительно поздно и составляет 45 – 53 года у мужчин и 36 – 43 года у женщин. Это совпадает с наблюдаемым па практи­ке возрастом наиболее надежных и безопасных водителей.

РАЗДЕЛ 2.2. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. Оценка необходимости поездки в сложившихся дорожных условиях движения: в светлое или темное время суток, в условиях недостаточной видимости, различной интенсивности движения, в различных условиях состояния дорожного покрытия и т.д. Выбор маршрута движения и оценка времени для поездки. Примеры типичных мотивов рискованного поведения при планировании поездок. Доводы в пользу управления рисками.

Влияние дорожных условий на безопасность движения. Виды и классификация автомобильных дорог. Обустройство дорог. Основные элементы безопасности дороги. Понятие о коэффициенте сцепления шин с дорогой. Изменение коэффициента сцепления в зависимости от состояния дороги, погодных и метеорологических условий.

Понятие о дорожно-транспортном происшествии. Виды дорожно-транспортных происшествий. Причины и условия возникновения дорожно-транспортных происшествий. Распределение аварийности по сезонам, дням недели, времени суток, категориям дорог, видам транспортных средств и другим факторам.

Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством

Три основных зоны осмотра дороги впереди: дальняя (30–120 секунд), средняя (12–15 секунд) и ближняя (4–6 секунд). Использование дальней зоны осмотра для получения предварительной информации об особенностях обстановки на дороге, средней для определения степени опасности объекта и ближней для перехода к защитным действиям. Особенности наблюдения за обстановкой в населенных пунктах и при движении по загородным дорогам. Навыки осмотра дороги сзади при движении передним и задним ходом, при торможении, перед поворотом, перестроением и обгоном. Контролирование обстановки сбоку через боковые зеркала заднего вида и поворотом головы. Преимущества боковых зеркал заднего вида панорамного типа. Способ отработки навыка осмотра контрольно-измерительных приборов. Алгоритм осмотра прилегающих дорог при проезде перекрестков.

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. Формирование безопасного

пространства вокруг транспортного средства при разных скоростях движения

Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. Уровни допускаемого риска при выборе дистанции. Время и пространство, требуемые на торможение и остановку при различных скоростях и условиях движения. Безопасный боковой интервал. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства в различных условиях движения (по интенсивности, скорости потока, состояния дороги и метеорологических условий) и при остановке. Способы минимизации и разделения опасности. Принятие компромиссных решений в сложных дорожных ситуациях.

Тема 7. Техника управления транспортным средством

Посадка водителя за рулем. Использование регулировок положения сиденья и органов управления для принятия оптимальной рабочей позы.

Контроль за соблюдением безопасности при перевозке пассажиров, включая детей и животных.

Назначение органов управления, приборов и индикаторов. Действия водителя по применению: световых и звуковых сигналов; включению систем очистки, обдува и обогрева стекол; очистки фар; включению аварийной сигнализации, регулирования систем обеспечения комфортности. Действия при аварийных показаниях приборов.

Приемы действия органами управления. Техника руления.

Пуск двигателя. Прогрев двигателя.

Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.

Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.

Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

Особенности управления транспортным средством при наличии АБС.

Специфика управления транспортным средством с АКПП. Приемы действия органами управления АКПП. Выбор режима работы АКПП при движении на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог.

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перек­рестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения, вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участ­кам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях

Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства.

Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади.

Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления.

Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Практические занятия:

· Тормозные качества автомобиля и построение диаграммы торможения;

· Определение скорости автомобиля по тормозному пути с учетом дорожных и погодных условий, и состояния автомобиля;

· Определение скорости автомобиля, в зависимости от его устойчивости;

· Исследование правильности действий участников ДТП, в случаях ДТП, связанных с наездом на пешехода.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Контрольная работа включает ответы на семь теоретических, два практических вопроса и решение задач 5 типов. Перепишите в тетрадь поставленный вопрос, затем сделайте заголовок: «Ответ на вопрос № ….». Каждый новый вопрос и ответ на него начинайте с новой страницы.

Перед выполнением задания внимательно изучите вопросы и уясните их содержание. Изучите необходимый материал соответствующей темы, подробно ознакомьтесь с ГОСТами, инструкциями и руководящими документами.

Отвечать на вопрос нужно технически грамотно, конкретно. Не допускается дословное переписывание текста из учебника. Ответы необходимо сопровождать требуемыми схемами, рисунками с соответствующими подписями и возможными исключениями из Правил.

Задание, выбирается по двум последним цифрам зачетной книжки (далее з.к.):

· № задания, две последние цифры з.к. по отношению к «50»:

o пример, № 2008-1342, выполняется задание №42;

o - № 2008-1478, выполняется задание №28 (78 – 50 = 28);

· №№ задач, две последние цифры: последняя цифра з.к. номера задач в типах, предпоследняя цифра марка автомобиля для задачи.

После выполнения работы приведите список использованной литературы, в соответствии с ГОСТом, поставьте свою подпись и дату выполнения задания.

После получения контрольной работы с проверки необходимо уточнить или доработать содержание ответов с учетом замечаний, указанных в рецензии. Доработанные ответы нужно представить в тетради после рецензии под заголовком: «Дополнения по ответам контрольного задания».

Экзаменационные вопросы по Основам управления транспортным средством, безопасность движения и оказание первой медицинской помощи

Основы управления транспортным средством, безопасность движения и оказание первой медицинской помощи

составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта НПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии 190631.01 «Автомеханик»

Экзаменационный материал содержит 25билетов по 3 вопроса в каждом.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ К БИЛЕТАМ

по ПМ 02, МДК.02.02 Основы управления транспортным средством, безопасность

движения и оказание первой медицинской помощи

  1. Необходимо перевезти груз, размеры которого выступает за габариты транспортного средства более чем на один метр. Предложите возможные вари­анты перевозки груза.

  2. При движении в плотном потоке Вы заметили сзади транспортное средство, движущееся на слишком малой дистанции. Опишите ситуации, которые могут привести к ДТП в данном случае. Как следует поступить, чтобы обеспечить безопасность движения?

  3. При движении на автомобиле вышла из строя система указателей поворота. Опишите действия водителя в данной ситуации.

  4. В результате дорожно-транспортного происшествия пассажир повредил ногу. Возникло подозрение на перелом ноги. Перечислите действия водителя в данной ситуации.

  5. Вас остановил сотрудник дорожной полиции. Опишите последовательность Ваших действий, перечислите документы, которые необходимые предоставить для проверки.

  6. Вы, как водитель, стали участником дорожно - транспортного происшествия. Составить схему ваших действий.

  7. Вы обнаружили на своём автомобиле повышенный износ резины. Спрогно­зируйте последствия, к которым может привезти данный фактор. Перечислите действия по устранению неисправности.

  8. В результате дорожно-транспортного происшествия пострадали люди. На месте ДТП случайно оказался медицинский работник, который установил необходимость срочной транспортировки одного из пострадавших в травмпункт. Можно ли использовать транспортное средство участника ДТП для транспортировки пострадавшего в данном случае.

  9. Для перевозки груза используется два автомобиля одинаковой марки, но один автомобиль эксплуатируется с прицепом. Проведите сравнительный ана­лиз эксплуатационных характеристик автомобилей.

  10. При движении на грузовом автомобиле перевозимый Вами груз сместил­ся к краям грузовой платформы. Какой должна быть последовательность Ва­ших действий в данном случае?

  11. Участок дороги имеет крутой поворот. Какие факторы могут привести к ДТП при движении автомобиля на этом участке дороги. Предложите возмож­ные варианты действий водителя для предотвращения опасных последствий.

  12. При резком торможении автомобиля у пассажир получил травму (вывих конечности). Каков порядок оказания первой медицинской помощи?

  13. Водитель перевозит груз, представляющий повышенную опасность для окружающих. Перечислите меры, которые необходимо предпринять для предотвращения опасных последствий транспортировки.

  14. При движении автомобиля произошел отказ двигателя, вследствие чего автомобиль остановился в зоне действия знака «Остановка запрещена». Со­ставьте последовательность действий водителя в данной ситуации.

  15. Классифицируйте ДТП по видам и категориям.

  16. Проанализируйте уровень аварийности по различным факторам.

  17. Назовите особенности аварийности в городах и вне населенных пунктов.

  18. Назовите организации, осуществляющие контроль за безопас­ностью движения.

  19. Перечислите причины ДТП.

  20. Опишите действия водителя при возникновении пожара.

  21. Опишите действия водителя при технической неисправности автомобиля.

  22. Опишите действия водителя при совершении пассажирами пра­вонарушений.

  23. Опишите действия водителя при обнаружении бесхозных сумок и предметов, огнестрельных и взрывчатых предметов.

  24. Опишите действия водителя при захвате заложников.

  25. Назовите основные органы управления автомобилем и укажите их размещение.

  26. Перечислите требования к рабочему месту водителя.

  27. Назовите этапы занятия рабочего места водителя.

  28. Опишите последовательность действий водителя при пуске и остановке двигателя.

  29. Опишите последовательность действий органами управления при трогании с места, разгоне, торможении, переключении пе­редач, маневрировании.

  30. Опишите влияние квалификации, образования, стажа работы и возраста на надежность водителя.

  31. Опишите влияние дисциплинарной и эмоциональной устойчи­вости, выносливости, самообладания на надежность водителя.

  32. Опишите влияние ощущения и восприятия на надежность води­теля.

  33. Дайте понятие о реакции водителя.

  34. Перечислите приемы самоконтроля и регулирования психофи­зиологического состояния.

  35. Назовите пути решения социальной задачи повышения транс­портной дисциплины водителей.

  36. Назовите причины отрицательно влияющие на безопасность и надежность водителя.

  37. Опишите формы недисциплинированного поведения водителей.

  38. Опишите влияние агрессивного стиля вождения на вероятность возникновения ДТП.

  39. Охарактеризуйте отрицательное влияние алкоголя на самооцен­ку водителя и стиль его вождения.

  40. Опишите упреждающий, защитный (корректный) стиль вожде­ния.

  41. Охарактеризуйте типичные дорожно-транспортные ситуации, которые могут спровоцировать негативную реакцию водителя.

  42. Дайте понятие активной, пассивной и послеаварийной безопас­ности автомобиля.

  43. Дайте определение понятию торможение, тормозной и остано­вочный путь.

  44. Назовите причины нарушения устойчивости автомобиля.

  45. Назовите способы прекращения занос автомобиля.

  46. Опишите особенности управления заднеприводным и передне­приводным автомобилем.

  47. Назовите элементы автомобильных дорог.

  48. Опишите влияние дорожных условий на безопасность движе­ния.

  49. Охарактеризуйте опасные участки автомобильных дорог.

  50. Опишите особенности пользования дорогами в различных по­годно-климатических условиях.

  51. Опишите процесс прямолинейного движения и маневрирования в транспортном потоке.

  52. Назовите меры безопасности при управлении автомобилем в транспортном потоке.

  53. Охарактеризуйте процесс разбора типичных дорожно­-транспортных ситуаций, возникающих при движении в транс­портном потоке.

  54. Опишите принципы безопасного трогания с места, прямоли­нейного движения, поворота и разворота в ограниченном про­странстве.

  55. Опишите применение заднего хода при развороте.

  56. Охарактеризуйте процесс маневрирование при постановке ав­томобиля на стоянку.

  57. Охарактеризуйте процесс движение на подъеме: остановка и начало движения.

  58. Назовите типичные ошибки при маневрировании.

  59. Назовите особенности проезда мостов, эстакад, путепровод, транспортных развязок.

  60. Опишите процесс управления автомобилем при буксировке меха­нического транспортного средства.

  61. Назовите особенности управления автомобилем с прицепом.

  62. Назовите особенности управления автомобилем при движении в колонне.

  63. Назовите правила и приемы вождения автомобиля по дорогам без усовершенствованного покрытия.

  64. Опишите приемы преодоления канав, водных преград.

  65. Перечислите правила управления автомобилем на дорогах при пониженном коэффициенте сцепления.

  66. Опишите особенности движения по скользкой дороге на поворо­тах, при трогании с места и торможении.

  67. Опишите приемы управления при заносе.

  68. Опишите особенности безопасного управления автомобилем при движении в темное время суток и в условиях недостаточной ви­димости.

  69. Назовите меры по предотвращению ослепления водителей встречных и попутных транспортных средств.

  70. Когда следует проводить сердечно-легочную реанимацию пострадавшего?

  71. Какие сведения необходимо сообщить диспетчеру для вызова «Скорой помощи» при ДТП?

  72. Как следует расположить руки на грудной клетке пострадавшего при выполнении непрямого массажа сердца?

  73. В чем заключается первая помощь пострадавшему, находящемуся в сознании, при повреждении позвоночника?

  74. При открытом переломе конечностей, сопровождающимся кровотечением, первую помощь начинают:

  75. Какова первая помощь при травме волосистой части головы?

  76. При потере пострадавшим сознания и наличии пульса на сонной артерии для оказания первой помощи его необходимо уложить:

  77. На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?

  78. О каких травмах у пострадавшего может свидетельствовать поза «лягушки» (ноги согнуты в коленях и разведены, а стопы развернуты подошвами друг к другу) и какую первую помощь необходимо при этом оказать?

  79. Как определить наличие пульса на сонной артерии пострадавшего?

  80. Что необходимо сделать для извлечения инородного тела, попавшего в дыхательные пути пострадавшего?

  81. Каковы признаки кровотечения из крупной артерии и первая помощь при ее ранении?

  82. Разрешено ли давать пострадавшему, находящемуся в бессознательном состоянии, лекарственные средства?

  83. Как остановить кровотечение при ранении вены и некрупных артерий?

  84. Каким образом оказать первую помощь при ранении, полученном в результате ДТП?

  85. Как обеспечить поддержание и восстановление проходимости дыхательных путей пострадавшего при подготовке к проведению сердечно-легочной реанимации?

  86. Как оказывается первая помощь при переломах конечностей, если отсутствуют транспортные шины и подручные средства для их изготовления?

  87. Какова первая помощь при наличии признаков термического ожога второй степени (покраснение и отек кожи, образование на месте ожога пузырей, наполненных жидкостью, сильная боль)?

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством» (стр. 1 из 2)

Методические рекомендации к разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством»

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках оператора, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы , которыми они руководствуются.

Цель раздела – психологическая подготовка водителя, т.е. целенаправленное формирование психических свойств, необходимых для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи раздела:

1 – формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;

2 – обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);

3 – создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

Технократический подход к подготовке водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

На наш взгляд в данном разделе необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому курсанту определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям. Первая – обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д. Вторая стратегия – для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

Работа с группой по разделу « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему курсант пришел в автошколу. Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения. Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления. Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив - удовлетворение потребностей в мобильности.

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии труда водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз - по обычной методике, второй - с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управлении автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Отдельное внимание необходимо уделить вопросам психофизиологических половозрастных особенностей, например, женщины-водителя, начинающего водителя в возрасте до 22 лет и после 45 лет. Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

Тема 2 - «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента. На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды. Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

Тема 3 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме практических тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

Однако времени отведенного на данную тему явно недостаточно - за два часа можно лишь рассказать теорию. Для тренинговых занятий нужно как минимум 6-8 часов.

На наш взгляд, 6 часов для изучения всего раздела « Психологические основы безопасного управления транспортным средством» недостаточно. Необходимо увеличить время как минимум в два раза – до 12 часов.

Таким образом, в результате изучения данного раздела курсант должен осознать, что для того, чтобы научиться водить автомобиль, недостаточно изучить Правила дорожного движения и освоить техники вождения автомобиля в различных дорожных и погодных условиях. Научиться водить автомобиль означает приобрести новые психофизиологические качества, новые привычки, новую культуру, изменить свой образ жизни, осознать меру своей ответственности, своей человеческой и социальной зрелости.

В заключении, хотелось бы отметить, что все возможности применения психологических подходов при подготовке водителей трудно даже представить, психологическая подготовка - сильнейший ресурс, который до сих пор задействован слабо.

Для решения данной проблемы преподаватель, который будет читать данный раздел, должен владеть достаточным уровнем знаний и умений в области педагогики и психологии. При отсутствии таких знаний нужно пройти дополнительную подготовку.

В качестве методических пособий по данному разделу можно использовать:

1. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2004. – 48 с.

2. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., ЕвсееваЕ.И., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. - Новосибирск, 2007. – 66 с.


Смотрите также