Островок безопасности на дороге для чего нужен


Зачем нужны островки безопасности?

Как мы знаем, в развитых городах Европы крайне мало внеуличных переходов. Пешеходы переходят проезжую часть, как люди, по земле. Однако не смотря на частое пересечение траекторий движения машин и пешеходов, в европейских странах удается добиваться низкой смертности! У нас же не смотря на большое количество под- и надземных переходов, пешеходная смертность… вы сами знаете.

Как же европейцам удается обезопасить людей, переходящих дорогу? Ответ прост: переходы в Европе заметные для водителей и удобные для пешеходов, что в результате и определяет безопасность. Добиваются они этого с помощью лежачих полицейских, тротуарных выступов с запретом парковки, подсветкой переходов, продуманной настройкой светофоров и использованием островков безопасности. О последних я и хочу сегодня поговорить.

Функции островков У нас почему-то к островкам безопасности сложилось отношение исключительно как к месту отдыха для пожилых людей, которые не в состоянии перейти улицу за один приём. На самом деле, это не единственная и далеко не главная их функция.

Основная цель островка безопасности  — разбить переход через улицу на две части, в каждой из которых пешеход следит только за одним направлением движения. Ему не нужно мотать головой туда-сюда, прогнозируя безопасность перехода. Посмотрел налево — дошел до островка, посмотрел направо, дошел до тротуара.

Также островки снижают скорость автомобилей, так как полоса движения сужается и немного смещается в сторону. Он делает безопаснее левые повороты на перекрестках, уменьшая радиус поворота. Конечно, в этом случае нужно не перестараться и не сделать радиус меньше, чем удобно общественному транспорту. 12-15 метров будет вполне достаточно. Подробнее об этом можно прочитать у Владимира Злоказова.

Дополнительную гарантию снижения скорости можно получить, приподняв проезжую часть напротив островка с плавным въездом-съездом, рассчитанным на 30-40 км/ч. Это, конечно, решение для локальных улиц, не требующих большой пропускной способности. Зато такая комбинация обеспечит почти 100%-ную безопасность, не говоря о том, что так будет еще удобнее для пешеходов.

Как ни странно, но островок может даже повысить пропускную способность перекрестка или участка улицы, имеющего только пешеходный светофор.

В первом случае этого можно добиться более сложным пофазником с множеством коротких фаз. То есть, светофор будет переключаться через короткие промежутки времени, а не как у нас любят: типа полторы минуты едем, 20 секунд стоим. А, например, по 10 секунд пешеходам каждые 45 секунд цикла. В случае с островками уже не нужно заботиться о тех, кто не успеет перейти дорогу за одну фазу, то есть не нужно прибавлять в пешеходную фазу 5 секунд, как делают сейчас. Не успеют — подождут на островке. А чтобы долго не пришлось ждать и должны быть короткие интервалы между фазами. Естественно, это все надо просчитывать в каждом конкретном случае. Возможно, где-то будет лучше оставить все как есть, если пешеходные потоки редкие, но с высокой концентрацией тихоходных бабушек, например, у поликлиники, собеса, сбербанка и магазина шоколадных конфет 🙂

Во втором случае, например на дорогах 1+1 или 2+2 со спокойным движением и немногочисленными пешеходами, можно после создания островка вообще убрать светофор. Тогда пешеходам вообще не придется ждать зеленого сигнала, а водители не будут стоять зря на красный, глядя на пустой переход. Если пешеходов все-таки много и они идут сплошным потоком (например, возле выхода из метро), то светофор нужен, чтобы какое-то время и пешеходы подождали, пропустив машины.

Также островки удобны в случае «закрытых» левых поворотов с дополнительной полосой. Когда крайняя левая полоса заканчивается островком,  можно спокойно ждать проезда встречных машин, не мешая автомобилям твоего направления, двигающимся прямо.

Еще с помощью островков можно канализировать потоки. Удобная штука на широких перекрестках. Она не только разбивает переход через множество полос на несколько частей, но и позволяет независимо настраивать светофор на каждом отрезке. Например пешеходов на поворотном «канале» пускать каждые 30 секунд, а на основном светофоре каждую минуту. Таким образом, можно подкопить пешеходов на островке для перехода через основную проезжую часть. Ну а канализирование потоков само по себе благо, физически запрещающее странные маневры вроде поворота направо из левой полосы (и наоборот). Таким образом, островки могут прилично повысить пропускную способность перекрестков и уменьшить аварийность на них.

Благодаря островкам появляется место для установки знаков, светофоров, которые в свою очередь еще больше повышают заметность перехода. Когда посреди дороги вырастает столб или знак, это трудно не заметить издалека.

Идеальный островок должен удовлетворять нескольким параметрам:

— минимум 2 метра шириной. Это необходима для велосипедистов и родителей с колясками. Советские ГОСТы говорят о полутора метрах, но их явно не хватит для велосипеда. Так что лучше два, с запасом;

— поверхность должна быть нескользящей, лучше, если это будет плитка. Не только ради лучшего сцепления, но и ради ощущения пешеходов, что они стоят на своей территории, а не на отгороженном куске проезжей части, как например любят делать в Америке;

— по краям должны быть установлены защитные столбики. Не нужно городить конструкцию с 30-сантиметровыми бордюрами, как у нас записано в нормах, видимо, «защищающими» от удара грузовика на скорости 100 км/ч. Светоотражающие столбики будут решать задачу заметности островка и пассивно обезопасят пешеходов от наездов. Парадокс в том, что чем менее защищенным будет островок (в разумных пределах), тем внимательнее будут водители. Это как с Большой Дмитровкой в Москве. Сделали бы проезжую часть в другом уровне и с бордюрами — гоняли бы. Сделали в одном уровне и со столбиками — скорость была бы 40-50 км/ч. А без столбиков, когда пешеходы ходят совсем рядом, разгоняться страшно;

— полосы рядом с островком сужаются до 3-3,25 метров. Ничего страшного в этом нет. Проехать на 80 км/ч по такой полосе будет не комфортно, а на 40-60 вполне (что для города самое то);

— если на переходе остается светофор, то он обязательно должен быть с обратным отсчетом. Стоять даже на идеальном островке посреди потока всё-таки не очень приятно, поэтому когда пешеход смотрит на красный свет и, при этом, движение не интенсивное — ему захочется перебежать. С таймером он будет спокойно ждать. Конечно, при условии, что ждать нужно не больше 20-30 секунд (а не как у нас пока делают по полторы минуты).

В общем, нужно делать, учиться, брать примеры у прогрессивных зарубежных коллег.

Надеюсь, что в обозримом будущем у нас появятся и вот такие островки:

а лучше — такие:

Вы уже хотите такой островок безопасности возле своего дома?

А вот уже реализованный замечательный пример островков на площади у Политехнического музея (у Маросейки):

Почему же в наших городах так мало островков безопасности? По российским нормам от края островка до борта проезжей части должно быть не менее 7 метров.

Что делать?

В российские нормативы необходимо внести дополнения и рекомендации по применению островков безопасности на пешеходных переходах и перекрестках. Островки необходимо применять на всех типах дорог и городских улиц, за исключением магистралей.

Такие островки обеспечат правильный радиус поворота транспортных средств, защитят пешеходов и, в конечном счете, снизят скорость автомобилей, что приведет к повышению безопасности движения и уменьшению аварийности.

***

Автор: Александр Шумский

По материалам «Пробок.нет»: Островки безопасности и Как сделать российские дороги удобнее

Что такое «островок безопасности» и можно ли автомобилистам им пользоваться

Островки безопасности на дорогах России давно получили звание места, используемого пожилыми людьми для отдыха во время перехода улицы.

Основная задача островов безопасности — разделение пешеходного перехода на две части, находясь на каждой из которых пешеход может следить за конкретным направлением движения транспортных средств.

Соответственно, отпадает необходимость мотать головой в разные стороны, пытаясь уловить безопасный для перехода момент.

Наличие подобных островков сужает полосу движения, что снижает скорость движущихся автомобилей. Левые повороты становятся безопаснее, поскольку их радиус сокращается.

Гарантом снижения скорости автомобильного потока является поднятие проезжей части напротив островка безопасности с обустройством плавных въездов и съездов, которые рассчитаны на приблизительную скорость в 30-40 км/ч.

Такое решение оптимально для локальных улиц, которые не требуют высокой загруженности. Однако подобная комбинация обеспечивает практически стопроцентную безопасность для пешеходов.

В сочетании с пешеходным светофором островок безопасности может повысить пропускную способность улицы или перекрестка.

В случае с улицей добиться увеличения пропускной способности можно за счет изменения работы светофоров: они должны переключаться через небольшие временные промежутки, к примеру, каждые 45 секунд по 10 секунд на переход пешеходов.

При размещенных островках безопасности можно не переживать о тех пешеходах, которые не успели за раз перейти всю трассу – они смогут дождаться следующей фазы цикла на островке.

В случае с перекрестками наличие островка безопасности может вовсе исключить необходимость в светофоре. В такой ситуации водителям больше не придется ожидать переключения красного, а пешеходам – дожидаться зеленого сигнала. При высокой загруженности пешеходных переходов необходимость в светофоре остается неизменной.

Нередко островки безопасности используются при «закрытых» левых поворотах с дополнительной полосой. Если крайняя левая полоса заканчивается островком, то можно дожидаться проезда встречного потока, не мешая при этом попутному.

Потоки автомобилей можно разделять на отдельные каналы при помощи островков. На широких перекрестках такая возможность невероятно удобна и позволяет разбить переход через несколько полос и настроить светофор для каждого отрезка отдельно.

В результате размещение островков безопасности позволяет повысить пропускную способность перекрестков и снизить количество аварий на них.

Островки безопасности должны выполняться в соответствии с определенными требованиями:

• Минимальная ширина – 2 метра. Такие параметры устанавливаются специально для родителей с колясками и велосипедистов. Согласно Советским ГОСТам ширина островка должна составлять полтора метра, однако впоследствии ее увеличили до двух;

• Поверхность островка должна быть выполнена из нескользящего материала;

• По краям устанавливаются защитные столбики;

• В непосредственной близости от островка полосы сужаются до 3-3,5 метров;

• При наличии светофора на переходе он должен обязательно оснащаться обратным отсчетом.

Наличие таймера обладает немалым психологическим воздействием на пешехода, поскольку при его отсутствии и малом потоке он может попытаться перейти дорогу на красный свет.

Несмотря на то, что в теории ПДД островки безопасности должны иметься на дорогах, в России они встречаются крайне редко. Объясняется это ГОСТами, в которых указано, что расстояние до островка должно составлять минимум 10.5 метров.

Соответственно, столь широкие трассы встречаются далеко не в каждом городе нашей необъятной.

Изначально требование, заставляющее ограничиваться 10,5 метрами от бордюра, является нерациональным. По этой причине минимальное расстояние должно быть сокращено до 3-4 метров с учетом общественного транспорта, однако вряд ли в ГОСТы будут вноситься необходимые изменения.

Согласно ПДД, заезжать и стоять на островках безопасности автовладельцам запрещается и карается штрафом.

Впрочем, прямого запрета на остановку транспортного средства на островке безопасности нет, однако если брать во внимание тот факт, что такой участок предназначен для пешеходов, то автомобили не могут останавливаться на нем.

В случае со стоянкой на островке безопасности владельцу транспортного средства может быть выписан штраф в размере полутора тысяч рублей.

В большинстве случаев такие участки располагаются в местах объединения транспортных потоков, соответственно, останавливать на нем автомобиль запрещается из-за близкого расположения перекрестка.

Зачем нужны островки безопасности

Зачем нужны островки безопасностиproboknetJuly 9th, 2015Несмотря на то что в европейских городах мало подземных переходов и люди, в основном, пересекают проезжую часть по земле, пешеходов там сбивают крайне редко. Смертельный исход наездов на людей там так же мал. У нас же строят все большее и большее количество внеуличных переходов, однако, пешеходная смертность не уменьшается.Как же европейцам удается обезопасить людей, пересекающих дорогу? Ответ прост: большинство переходов обустроены островками безопасности. Посмотрите, на улице всего по одной полосе в каждую сторону, а островок все равно имеется.

фото mostovoyСравните с Москвой:

Безобразие? Конечно! Чтобы обезопасить пешеходов, у нас бросаются в другую крайность: тотальное строительство подземных переходов. Уже через одну полосу делать стали.

Часто приходится читать в комментариях, что пешеходам надо физически запретить (с помощью строительства заборов) переходить улицы по земле. Даже если признать эту позицию правильной, её невозможно реализовать. Никаких денег не хватит для выкапывания такого количества подземных переходов.Поэтому для любого человека переход даже тихой улочки может закончиться летальным исходом:Как можно было бы избежать смерти пешехода в таком случае? Можно построить над или подземный переход за 150-200 миллионов рублей, или сделать островок безопасности, оборудованный проитивоударным столбиком. Наезд автомобиля на него выглядит примерно так:

Дело, конечно, не в том, что мы заменяем жертву-пешехода на жертву-водителя. Если бы каждый переход и каждый перекресток был оборудован островками безопасности, автомобилисты бы не стали гонять как сумасшедшие по улицам.Ведь островки безопасности являются мерой успокоения трафика, что снижает скорости и приводит к равномерности потока. Полосы рядом с островком сужаются до 3-3,25 метров. Ничего страшного в этом нет. Проехать на 80 км/ч по такой полосе будет не комфортно, а на 40-50 вполне.

Островки безопасности на перекрестках уменьшают радиус поворота и заставляют водителя снижать скорость.

Максимально убирая пешеходов под землю, мы приходим к ситуации, когда автомобилисты начинают считать себя единственными участниками дорожного движения. Причем они перестают замечать не только пешеходов, но и другие машины. Автомобилистам островки безопасности нужны не меньше. Необходимость снижать скорость перед перекрестком, оборудованным островками безопасности, сильно уменьшит желание некоторых летчиков проскакивать светофор не краснеющий желтый.

Вот так недорогие островки безопасности могут сохранить множество жизней. Но вместо этого пешеходов загоняют под землю, а против автомобилистов развешивают тысячи камер.

Можно ли останавливаться на островках безопасности? — DRIVE2

Ответ редакцииДвижение по полосам строго регламентируется правилами. Сплошная белая линия законодательно превращена в табу. Под страхом лишения водительских прав заезжать за нее запрещено, в особенности при обгонах на двуполостных дорогах. Но как быть, если полосы разделяет «островок безопасности»?Как ни странно, но термин «островок безопасности» не достаточно хорошо прописан в правилах дорожного движения. Это не встречная дорога и не обочина, а нейтральное пространство, изолированное от движения транспортных средств с помощью белых полос. Обозначается островок наклонными полосами белого цвета. И если внимательно вчитываться в правила, то запрета на остановку внутри этих пространств нет. Вот что гласит текст пункта 12.4:«Остановка запрещается на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов.на полосе для велосипедистов».

Другими словами, прямого запрета остановки на «островке безопасности» мы не встречаем. А если можно останавливаться, то встает вопрос, а насколько долго разрешено там стоять. Правилами прописано, что стоянка считается таковой, если машина находится без движения свыше 5 минут. Но многие умудряются оставлять автомобили на гораздо больший срок, превращая часть дороги в парковку.

Наиболее часто островки рисуются рядом с круговыми перекрестками или на других сложных пересечениях полос движения. И машины, брошенные водителями в таких местах, зачастую закрывают обзор для других участников движения.Для борьбы не только с парковкой, но и с остановкой в кабинетах ГИБДД было решено использовать универсальный пункт ПДД 12.16 часть 1. «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги». За пересечение любой сплошной линии полагается штраф в 500 рублей.

Такое наказание обычно и выписывают водителям, отважившимся пересекать нейтральные зоны дорог.

Во многих местах столицы над островками перед съездами с крупных магистралей установлены даже камеры видеофиксации, которые призваны помимо прочего штрафовать и за проезд по островку. Если водитель хоть одним колесом задел ограничивающую белую линию, то он может рассчитывать на штраф.

Другое дело, что правила пока никак не регламентируют эвакуацию брошенных на островках машин. Но это ненадолго.www.aif.ru/auto/gibdd/moz…ps%3A%2F%2Fzen.yandex.com


Смотрите также