Правила безопасности в крановом хозяйстве


Охрана труда и БЖД

Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предусмотрено назначение в цехах, на участках, эксплуатирующих краны, лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Лицом, ответственным за исправное состояние грузоподъечных кранов, назначается инженерно-технический работник (помощник начальника цеха по оборудованию, механик, мастер кранового хозяйства цеха), которому подчинен персонал, обслуживающий краны. Ответственность за исправное состояние кранов должна быть возложена только на одного человека. В паспорт крана до его регистрации в органах Госгортехнадзора должны быть внесены: фамилия, имя и отчество ответственного, номер и дата приказа о его назначении и личная подпись. Все эти данные вносятся в паспорт крана каждый раз при временном назначении нового ответственного лица.

Лица, ответственные за исправное состояние грузоподъемных кранов, назначаются приказом по предприятию из числа наиболее опытных, квалифицированных инженерно-технических работников, аттестованных комиссией под председательством инспектора Госгортехнадзора, оценивающей знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Правил технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий»; в части, касающейся электрооборудования кранов,— «Инструкции для лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов», «Инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации кранов», производственных инструкций и обслуживаемых кранами технологических процессов, а также получивших соответствующее удостоверение.

Прямая обязанность указанных лиц — обеспечивать исправное состояние кранов, выполнять требования перечисленных выше инструкций, в том числе: а) содержать грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и подкрановые пути (если их содержание не возложено на других работников) в исправном состоянии путем систематических осмотров и ремонтов в установленные графиком сроки и контролировать правильное ведение журнала периодических осмотров и своевременно устранять выявленные неисправности, а также регулярно лично осматривать грузоподъемные краны, подкрановые пути, съемные грузозахватные приспособления и тару; б) обслуживать и ремонтировать грузоподъемные краны обученными и аттестованными работниками, имеющими необходимые знания и достаточные навыки для выполнения возложенных на них работ, а также проверять их знания не реже чем через 12 месяцев и систематически проводить инструктаж персонала; проверять, соблюдают ли они Правила и инструкции; в) останавливать объекты для ремонта в соответствии с rpaфиком; r) выполнять предписания местных органов Госгортехнадзора и лица, осуществляющего надзор за кранами на данном предприятии (организации); д) хранить паспорта и техническую документацию на грузоподъемные краны, съемные грузозахватные приспособления и тару, вести журналы аттестации и периодически проверять знания персонала; е) следить, чтобы краны обслуживались постоянно закрепленными работниками, не допускать переход крановщиков с одного крана на другой без ведома ответственного лица и установленного Правилами порядка; ж) полно и точно выполнять разработанную на предприятии инструкцию о «Бирочной системе»; з) обеспечивать порядок ввода в эксплуатацию новых кранов; и) принимать все предусмотренные Правилами и указанными выше инструкциями меры для проведения технического ; освидетельствования кранов и испытания их грузом и соответственно отражать в акте результаты; к) обеспечить порядок закрепления за кранами ремонтного персонала, разрабатывать графики осмотров и ремонтов, снабжать крановщиков вахтенными журналами, а ремонтников— журналами для записей результатов осмотров; л) следить за наличием на рабочих местах схем безопасной строповки .грузов и обеспечивать стропальщиков исправными грузозахватными приспособлениями и тарой; м) запрещать работу крана при неисправностях или нарушениях, установленных Правилами.

Ниже приводится перечень технической документации по надзору за правильным содержанием и эксплуатацией грузоподъемных механизмов, съемных грузозахватных приспособлений, подкрановых сооружений, порядок их периодических осмотров, который рекомендуется для внедрения на предприятиях: 1. Паспорт и шнуровая книга на каждый грузоподъемный механизм — по установленному образцу. 2. Журнал периодических осмотров грузоподъемных механизмов и подкрановых путей

Осмотры проводятся по специальному графику слесарями и монтерами не реже одного раза в 10 дней; мастерами — не реже двух раз в месяц для разливочных кранов н не реже одного раза в месяц — для всех остальных; механиком и энергетиком цеха,— не реже одного раза в месяц для разливочных кранов и, один раз в 2 месяца — для остальных. 3. График осмотра подкрановых сооружений разрабатывается главным механиком предприятия из расчета осмотров не реже одного раза в 6 месяцев. Он же контролирует его выполнение.

Выписки из указанного графика направляются механикам цехов для исполнения. Осмотр проводит комиссия в составе механика цеха, инженера по зданиям и сооружениям и мастера: по кранам: Оформляется актом, который хранится в, отделе главного механика и и цехе.

Осмотр подкрановых путей мостовых кранов проводится по графику мастером не реже одного раза в месяц, механиком не реже одного раза в 3 месяца. 4. Журнал периодических осмотров и ремонтов-съемных грузозахватных приспособлений и тары

Осмотр грузозахватных приспособлений проводится не реже а) через каждые 6 месяцев при осмотре траверс; б) через месяц при осмотре клешей и других захватов; в) через каждые 10 дней при осмотре стропов и тары.

Приспособления, составными частями которых, являются цепи и канаты, должны осматриваться не реже одного раза в 10 дней.

При изготовлении новых съемных грузозахватных приспособлений и после их ремонта в журнал заносится специальная запись с указанием номера сертификата, разрывного усилия пепи, каната, фактического коэффициента запаса прочности, даты испытания и веса испытываемого груза. Запись подтверждается подписью лица, проводившего испытание. Полезная информация:

Подробно о правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов

Организации, работающие в сфере строительства, в своей деятельности должны учитывать «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Этот документ должны принимать во внимание и другие компании, если их деятельность связана с перемещением тяжестей.

Все положения, касающиеся эксплуатации таких устройств, вынесены в отдельный документ. Техника должна быть обязательно зарегистрирована в технадзоре, только после этого на ней можно осуществлять перемещение грузов. Регистрации подлежат следующие категории машин:

  1. Спецтехника всех типов, за исключением тех установок, о которых речь пойдет ниже.
  2. Экскаваторы, оборудованные с крюком.
  3. Электрические тележки, которые передвигаются по рельсовым путям, проложенным на земле. Такие машины оборудованы кабиной, они используются для перемещения предметов.

В правилах указаны обязанности ответственного за безопасное производство работ кранами. Отдельно стоит сказать о грузоподъемных установках, которые не нужно регистрировать в технадзоре. К ним можно отнести следующую технику:

  1. Системы, оборудованные с ручным приводом. Установки, у которых в качестве подъемного механизма используется пневматический цилиндр.
  2. Устройства грузоподъемностью до 10 т. Сюда можно отнести системы мостового типа, консольные краны. Управление осуществляется с помощью кнопочного аппарата, который подвешен на установке, либо путем использования стационарного пульта.
  3. Механизмы переставные, которые используются для монтажа конструкций на устанавливаемом сооружении.

Все перечисленные выше системы не нужно ставить на учет в органах технадзора, но их необходимо регистрировать на предприятиях, где их эксплуатируют. Кроме того, учету подлежат электрические тали и грузозахватные приспособления, которые предназначены для того, чтобы осуществлять подъем груза на высоту, а также их тара. Регистрацией должно заниматься лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. На предприятии обязательно должен быть такой специалист.

Вернуться к оглавлению

Как проводят осмотр

Многих начинающих крановщиков интересует ответ на вопрос, почему запрещается резко поднимать груз подъемным краном? На этот вопрос им ответит любой опытный специалист. Кроме того, информацию можно самостоятельно найти в правилах. Полезно узнать, какие действия при падении груза должен предпринять крановщик.

Безопасная эксплуатация крана не может быть гарантирована без осмотра, он получил название технического освидетельствования. Обследование того, как это происходит, должно осуществляться не реже 1 раза в 3 года. Именно такой срок считается оптимальным. Техника безопасности при работе с краном должна соблюдаться неукоснительно, тогда на промышленной площадке не будет травм.

Полному внеочередному осмотру подвергаются установки в следующих случаях:

  1. Мастер должен осмотреть установку на предмет безопасности, если с завода-изготовителя пришло новое стрелковое оборудование.
  2. Был выполнен капитальный ремонт подъемного механизма, либо он был заменен новым.
  3. Была выполнена замена несущих канатов. Это же было сделано с вантовыми канатами.
  4. Портальный был перемещен на новое место работы. В этом случае техника безопасности при работе на автокране должна быть соблюдена.
  5. После перемещения механизма на новое место.
  6. После реконструкции. Об этом сказано в 36-й главе «Правил безопасности грузоподъемных кранов».
  7. Работа крана после замены крановой подвески либо замены узлов. В этом случае полный внеочередной осмотр необходимо выполнить обязательно.

Не нужно делать техническое освидетельствование, если были установлены вставки стрелы. Не требуется осмотр, если замене подлежал стрелковый либо другой канат. Несмотря на это, нужно внимательно проверить то, как была сделана запасовка. Необходимо посмотреть, надежно ли закреплены канаты. Нужно обязательно сделать обтяжку канатов, для этого используют рабочие грузы. Работу стоит поручить сотруднику, который несет ответственность за техническое состояние машин.

Крановщик должен быть проинструктирован. Особого внимания требует подъем груза двумя кранами, ведь такие работы представляют повышенную опасность. Лучше всего использовать механизмы мостового типа. В этом случае перемещение может быть выполнено как с использованием траверсы, так и без нее.

Есть и другие варианты, они основаны на применении других установок. Если предприятие имеет самоходный механизм либо башенную установку, то взаимодействие двух кранов должно быть описано в проекте или технологической карте. Их разработкой должна заниматься специализированная организация.

Вернуться к оглавлению

Как проводят проверку механизмов

Процедура частичного технического освидетельствования состоит из следующих шагов:

  1. Проверка того, в каком состоянии находятся все металлические части конструкции.
  2. Осмотр кабины. Проверка прочности ограждений, обследование площадок и лестниц.
  3. Проверка технического состояния крюка, осмотр его подвески.
  4. Изучение того, в каком состоянии находятся канаты, прочно ли они закреплены.
  5. Проверка заземления. Есть ли противовес, оборудован ли стрелковый кран балластом. В каком состоянии находится гибкий кабель.

После завершения осмотра нужно проверить работу крана без груза. После этого следует проверить тормозную систему, освещение. Кроме того, обследованию подлежит электрооборудование. Важно проверить аппарат управления и систему сигнализации.

Если перед специалистом стоит задача выполнить полный осмотр, грузоподъемную машину нужно подвергнуть динамическим испытаниям. Выполняется подробное исследование работы всех систем, осуществляется статистическая проверка. Для последней должна быть правильно выбрана нагрузка, которая на 25% превышает грузоподъемность установки. Такие испытания проводят для того, чтобы проверить прочность узлов системы, а также ее отдельных элементов. А стрелковые системы в результате испытаний будут проверены на устойчивость.

После подвешивания груза необходимо засечь 10 минут. Если за это время груз не опустится на землю, то считается, что кран прошел испытания. Специалист должен осмотреть механизм. Трещин и других дефектов быть не должно.

Для проведения динамических испытаний используют груз, который на 10% превышает грузоподъемность системы. Техническое освидетельствование осуществляет ИТР, который является ответственным по надзору за грузоподъемными машинами. Это сотрудник, ответственный за исправное состояние грузоподъемных кранов. Результаты освидетельствования следует внести в паспорт установки. Кроме того, необходимо указать дату следующего осмотра.

Когда освидетельствование будет выполнено, кран допускают к эксплуатации. Разрешение может выдать инспектор Гостехнадзора либо ответственное лицо на предприятии.

Вернуться к оглавлению

На что обратить внимание

При перемещении грузов важно определить условия работы. Речь идет об установлении границ опасной зоны. На этой территории могут проявиться опасные факторы, с которыми связана работа на кране. Площадка должна быть отмечена знаками, оповещающими о работе грузоподъемного механизма. Рабочие должны быть предупреждены о возможной опасности.

Как работать на автокране? Рабочий должен строго следовать инструкции. Крановщик не должен перемещать предметы, масса которых не известна. Нельзя перегружать механизм. При манипуляциях на стреловом механизме необходимо учитывать то, в каком положении находятся опоры, насколько можно выдвинуть грузозахватный механизм.

Какие грузы запрещается поднимать краном? В этом случае речь идет о предметах, засыпанных землей либо пристывших к поверхности. Нельзя работать при большой скорости ветра. Запрещено поднимать людей либо выполнять краном те работы, для которых он не предназначен.

Особого внимания требует работа крана вблизи ЛЭП, на это стоит обратить пристальное внимание.

Вернуться к оглавлению

Заключение

Подробная информация о безопасной эксплуатации механизмов содержится в специальных документах, крановщик должен изучить действующие правила эксплуатации кранов. Все грузоподъемные приспособления перед началом эксплуатации должны пройти освидетельствование. Они подлежат учету в технадзоре либо они должны быть зарегистрированы на предприятии.

Охрана труда и БЖД

Не менее важно при зацепке листового, профильного металла, труб; других грузов, особенно тяжеловесных или сложной конфигурации, использовать предназначенные только для этой цели чалочные средства по схеме, утвержденной на данном предприятии.

Пренебрежение этими требованиями, использование случайних стропов служит причиной аварий, обрыва и падения грузов с высоты.

При установке на специальный стенд для электронаплавочных работ крупной тяжеловесной детали. не были использованы обеспечивающие безопасное. выполнение работ захваты, изготовленные для этой цели и находившиеся на рабочем месте. Руководитель производства нарушил установленный порядок, разрешил использовать для обвязки груза случайные канаты. Канат оборвался, и многотонная деталь упала на пол цеха.

Большая часть несчастных случаев — следствие нарушения требований правил, запрещающих опускать или поднимать грузы с кузовов автомобилей, полувагонов, если в них есть люди.

На одном из предприятий при погрузке на железнодорожную платформу грузоподъемным краном контейнера с поковкой произошел несчастный случай со стропальщиком, выполнявшим эти работы. Оставаясь в Опасной зоне на автосцепке, он дал команду о подъеме груза. Кранмщица, не потребовав ухода стропальщика из вагона в безопасное место, привела кран в движение.

В результате при кантовке контейнеров стропальщик упал с платформы и поковка травмировала его.

Одно из обязательных условий безопасной эксплуатации кранов — подъем и перемещение грузов в пределах установленной грузоподъемности. Нарушение этого требования Правил приводит к самым тяжелым последствиям. Электромостовой кран может разрушиться вследствие перегруза. Разрушение обычно происходит в момент максимальной нагрузки — прохождения через центр фермы моста тележки с грузом, значительно превышающим грузоподъемность крана. При расследовании такой аварии установили, что сопутствующей причиной был так же низкий контроль за состоянием крана и то, что он продолжал работу, имея значительные трещины на конструкции фермы.

На первый взгляд, зацепка грузов, отличающаяся от более сложной их строповки, менее опасна. Однако и эта операция, как и всякая другая, связанная с эксплуатацией кранов, требует от зацепщика предельного внимания, четкости и взаимопонимания с крановщиком. Любая ошибка, допущенная стропальщиком, зацепщиком, должна пресекаться, вплоть до остановки крана крановщиком, который находится на высоте и хорошо видит место работы и действия подкранового рабочего. В этом— залог безаварийной и безопасной работы.

Если груз цепляют два рабочих, одного из них следует назначать старшим, подающим команду крановщику только после договоренности со вторым рабочим об окончании зацепки. При этом оба рабочих после отцепки груза, установленного на стеллаж, рольганг и т. п., обязательно (нарушение этого требования приводило к тяжелейшим последствиям) должны вывести подымающиеся серьги, кольца и другие грузозахватные органы на высоту за пределы груза во избежание случайной зацепки за исго и опрокидывания.

Правилами категорически запрещается провозить грузы над работающими людьми и, соответственно, всем работающим на ходиться в тех местах, над которыми кран перевозит груз.

Крановщик обязан сигналом предупреждать людей о движении крана с грузом. Если по какой-либо причине путь неосвобождается, он должен остановить кран. Невыполнение этого требования может привести к несчастным случаям.

В одном из механосборочных цехов при сборке шлаковоза кран за две монтажные петли поднял деталь — защитный щит, механизма. В результате некачественной приварки одна из петель оборвалась. 'Под действием динамической нагрузки оборвалась и вторая, и щит упал. При этом была травмирована станочница.

В другом случае кран перевозил отливку. Для транспортировки отливки были использованы не соответствующие по длине чалочные приспособления, в результате чего груз перемещался на, минимальной высоте. Проходы и рабочие места цеха были загромождены литьем и горелой землей, поэтому стропальщик не сопровождал груз и не мог видеть его передвижения. На пути транспортировки груза отливкой был травмирован обрубщик.

Особая ответственность возлагается на лиц, выполняющих работы по транспортировке жидкого металла. Перед подъемом ковша для приема плавки крановщик обязан проследить за надежностью обхвата крюками траверсы шеек цапф, а также за тем, чтобЫ не был поврежден стопориый механизм. Для проверки надежности тормозов ковш с жидким металлом или другим передельным грузом должен быть поднят на высоту не более 100 мм. Транспортировка осуществляется медленно, без раскачки — во избежание выплеска шлака или металла. Учитывая повышенную опасность работ с жидким металлом, крановщику разливочного крана запрещается выполнять одновременно движения в двух направлениях (подъем и передвижение ковша краном или тележкой, совмещение движений тележкой и мостом). Одновременная работа двумя механизмами разрешается только при кантовке ковша для заливки чугуна в печи или сливе шлака после разливки металла. Эта работа должна вестись с особой осторожностью.

При обслуживании крана двумя рабочими — крановщиком и его помощником — ни один из них не имеет права отлучаться с крана или возвращаться, не предупредив об этом другого.

В одном из металлургических цехов крановщик передал управление своему помощнику и ушел на перерыв. Возвратившись в цех и не предупредив помощника, он йерешел за ограждение и стал подниматься по торцевой балке на мост. В это время помощник, не. заметив его, привел кран в движение. Крановщик был зажат между торцевой'балкой и подкрановой колонной.

Четко, со строгим соблюдением требований Правил должна быть организована работа двумя кранами, которая допускается в исключительных случаях и под непосредственным руководством лица, ответственного за ее безопасность. Работа стреловыми кранами может быть разрешена только в соответствии с проектом (планом) ее организации, разрабатываемым для каждого отдельного случая специальной организацией или предприятием. В таком проекте (плане) приводят схемы строповки, перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержатся требования к подготовке и состоянию пути и другие указания по безопасному выполнению работ. При этом грузовые канаты должны сохранять вертикальное положение, а нагрузка, приходящаяся на каждый кран, не должна превышать их грузоподъемности.

Нередко встречаются и многие другие нарушения, когда стропальщики и крановщики (иногда по указанию руководящих нми лиц) пытаются кранами вытаскивать предметы, засыпанные землей, залитые бетоном, металлом или примерзшие к земле, освобождать защемленные грузом чалочные канаты, цепи, выполнять другие подобные операции; допускают на кран посторонних лиц, даже во время его движения, поднимают грузы при косом натяжении каната, а также грузы, находящиеся в неустойчивом положении или когда на них пребывают люди, подтягивают грузы по земле, полу вагонов, тележки или вагонетки без применения направляющих блоков. Часто краны эксплуатируются с неисправными приборами безопасности и тормозами. Все эти и другие нарушения могут иметь серьезные последствия.

Практика убедительно показывает, что безопасная работа зависит, прежде всего, от того, как относятся к своим важнейшим обязанностям и выполнению основного документа — «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» — лица, ответственные за это дело. Поэтому, наряду с дальнейшим совершенствованием техники и повышением уровня подготовки кадров, главное в борьбе с,авариями и травматизмом — повышецие дисциплины, ответственности за порученное дело, строгое соблюдение правил эксплуатации и техники безопасности руководителями и рабочими, занятыми в крановом хозяйстве предприятий. Полезная информация:

Охрана труда и БЖД

5. Журнал осмотра грузовых канатов

Грузовые канаты осматриваются по графику не реже одного раза в 10 дней специально назначенным лицом, ответственным за исправное состояние кранов.

При замене грузовых канатов механизмы испытываются грузом, после чего делается запись в шнуровой книге, где указываются диаметр каната, номер сертификата, разрывное усилие и фактический коэффициент запаса прочности, вес груза. Запись подтверждается также подписью лица, ответственного за исправное состояние грузоподъемного крана. 6. Журнал учета проверки знаний персонала, обслуживающего краны 7. Журнал проверки знании и практических навыков крaновщиков и их помощников

Журнал ведется лицом, ответственным за исправное состояние кранов. Выписка из журнала за его подписью, утвержденная начальником цеха, передается начальнику смены. 8. Журнал приема и сдачи смен

Все указанные журналы должны быть пронумерованы и скреплены подписью лица, ответственного за их ведение.

Лица, ответственные за исправное состояние кранов, обязаны контролировать ведение журналов осмотра и своевременно устранять отмеченные в них недостатки.

Лицо, ответственное за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами, назначается из числа начальников смен, мастеров и других руководителей в порядке и с соблюдением всех требований, относящихся к назначению лиц, ответственных за исправное состояние кранов, с аттестацией в комиссии и получением соответствующего удостоверения и повторной проверкой знаний один раз в 3 года.

Лицо, ответственное за безопасное выполнение работ по перемещению грузов кранами, обязано обеспечить строжайшее соблюдение Правил и требований типовых и местных инструкций, определяющих обязанности лиц, выполняющих эти работы, в том числе: а) не допускать к обслуживанию кранов необученных и неаттестованных работников; определять нужное количество стропальщиков, а также необходимость назначения сигнальщиков при работе крана; б) следить за выполнением крановщиками и стропальщиками производственных инструкций и в случае необходимости на рабочем месте инструктировать их по безопасному выполнению предстоящей работы, обращая особое внимание на опасности перегрузки крана, на правильность обвязки и зацепки грузов, на безопасность погрузки и разгрузки полувагонов и платформ, на соблюдение стропальщиками личной, безопасности; в) не допускать использования немаркированных, неисправных и не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахватных приспособлений и тары; г) указывать крановщикам и стропальщикам место, порядок складирования грузов, их габариты; д) обеспечить выполнение установленного Правилами порядка о выполнении работ по нарядам-допускам; е) непосредственно руководить работой по подъему и перемещению груза двумя или несколькими кранами (если для этого не выделено специальное лицо из числа ИТР) в соответствии с разработанными для этих работ условиями (ПОР, технологическая карта); ж) разрешать возникающие между крановщиками и стропальщиками разногласия по ведению работ; з) разбирать с.работниками, обслуживающими краны, случаи нарушений правил безопасности; воспитывать у них чувство ответственности за безопасное перемещение грузов кранами, и) ходатайствовать перед руководством цеха (предприятия) о привлечении к ответственности нарушителей Правил; к) при авариях и несчастных случаях, связанных с эксплуатацией кранов, немедленно принимать меры по оказанию пострадавшим медицинской помощи и извещать администрацию о происшествии, а также сохранять-обстановку до прихода представителя технадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей и не нарушает обычного порядка производства.

Регистрация. Грузоподъемные краны, на которые распространяются «Правила устройства и безопасной эксплуатации кранов», разделяются на две группы.

К первой группе относятся краны всех типов, которые перед пуском в работу должны быть зарегистрированы в местных органах Госгортехнадзора, без чего эксплуатация их не разрешается.

Ко второй группе относятся грузоподъемные краны, которые пе подлежат регистрации в Госгрртехнадзоре. Эту группу составляют краны всех типов с ручным приводом, а также краны, управляемые с пола (однобалочные краны мостового типа и др.), грузоподъемностью до 10 т.

Перечисленные во второй группе краны, вспомогательные грузозахватные приспособления и тара регистрируются на предприятиях с индивидуальным номером и заносятся в журнал учета.

Краны, подлежащие регистрации в органах Государственного надзора, должны быть зарегистрированы до прохождения технического освидетельствования. Регистрация ведется на основании письменного заявления предприятия и паспорта на регистрируемый кран.

Меры противопожарной безопасности. Пожары на кранах. в большинстве случаев возникают от самовозгорания, загорания обтирочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, часто от невыполнения элементарных требований противопожарной безопасности.

На одном из предприятий при окраске электромостового крана, перед предъявлением его инспектору Госгортехнадзора, рабочие-монтажники получили тяжелые ожоги тела в результате того, что пары растворителя и нитроглицерина воспламенились. Этот несчастный случай произошел вследствие того, что руководители работ и лица, осуществляющие противопожарный надзор, не обеспечили должную организацию производства при использовании легковоспламеняющихся веществ, а также потому, что в зоне покраски курили.

Одна из причин пожаров - неудовлетворительный надзор за электрооборудованием и проводами, отопительными приборами, что приводит к короткому замыканию, перегрузкам, образованию электрических искр и загоранию.

Смазочные и обтирочные материалы на кранах должны храниться в металлических ящиках, укрепленных в удобных местах. Количество этих материалов не должно превышать суточ- ной потребности. Использованные обтирочные материалы должны убираться с крана каждую смену.

Огнетушители, сухой песок и другие средства тушения пожара должны всегда находиться в определенных местах, своевременно контролироваться и быть всегда в исправном состоянии и готовыми к действию.

При возникновении пожара в первую очередь выключается аварийный рубильник. После этого вызывается пожарная команда и принимаются меры для ликвидации пожара своими силами.

Запрещается применение огнетушителей-пекогонов, так как выбрасываемая ими струя пены при контакте с проводами или электрооборудованием может служить проводником тока.

Электрические отопительные приборы в кабине крана всегда подключаются после главного рубильника. Их установка на кранах разрешается только при их технической исправности и с ведома пожарного надзора.

Полезная информация:


Смотрите также