Правила техники безопасности в кабинете химии


Техника безопасности в кабинете химии

Техника безопасности для учащихся в кабинете химии .

!

Соблюдение настоящих требований обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

Учащиеся могут находиться в кабинете

только в присутствии учителя.

Пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещается.

Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.

Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.

Перед работой внимательно выслушай инструктаж учителя!!!

Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраивать игры.

В кабинете химии

запрещается

принимать пищу

и напитки.

Это, друг, химкабинет,

Для еды условий нет!!!

В работе

запрещается

Проводить

Устранять

самостоятельно

неполадки в

оборудовании

самостоятельно

опыты,

не предусмотренные

в работе

Обо всех

разлитых

и рассыпанных

реактивах

Сообщи

учителю

или лаборанту

При получении

травм

или при плохом

самочувствии

Обо всех

неполадках

в работе

оборудования

Голова вдруг закружилась,

Руки будто не твои.

Если это вдруг случилось,

Ты учителю скажи!!!

По окончании практической работы учащиеся должны помыть руки с мылом.

Блок 2. Работа с веществами и растворами.

Помни: щелочь и кислота

Вмиг прожгут одежду всем.

Будь внимателен ты с ними

И работай без проблем!!!

Запрещается вносить в кабинет

и выносить из кабинета вещества и оборудование.

Наливать

и

насыпать

вещества нужно только

над столом.

Твердые сыпучие реактивы запрещено брать руками .

Их измельчение производится с помощью пестика в ступке.

Запрещается!!!

Излишек

реактива

ссыпать (выливать)

обратно

в банку (склянку)

Выливать в канализацию

отработанные

растворы.

Собирайте остатки

веществ в специально

предназначенную посуду

Химические вещества

НЕЛЬЗЯ

пробовать на вкус!!!

При определении запаха запрещается наклоняться над ним. Нужно легкими движениями руки направить пар или газ к носу и осторожно вдыхать.

При встряхивании пробирки ее отверстие нельзя закрывать пальцем

Блок 3. Обращение с нагревательными приборами, нагревание.

Нагреваешь

на печке ты –

от неё не отходи!!!

И про спиртовку не забывай –

колпачком её закрывай!!!

Зажигать спиртовку

разрешается только спичкой.

Запрещается

наклоняться

над

горящей

спиртовкой.

Зажигание одной

спиртовки

от другой

Гасите спиртовку

только

накрывая пламя

колпачком или крышкой

Передача

зажженной

спиртовки

  • Перед нагреванием заполнять пробирку жидкостью более чем на 1/3 часть ;
  • Отверстие пробирки при нагревании направлять на себя и других;
  • В ходе нагревания

заглядывать в сосуд

и наклоняться над ним.

Необходимо начинать со слабого нагревания сосуда.

Пробирку нагревайте сначала всю,

а только затем ту часть,

где находится вещество.

Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы!!!

Блок 4. Сборка приборов, их крепление.

При сборке прибора из стекла запрещается применять повышенное усилие .

!

Вероятность

ранения рук

пропорциональна усилию, приложенному к стеклянной детали.

Приготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.

Пробирки и приборы на их основе надо закреплять у отверстия пробирки, а не на её середине.

Необходимо быть внимательными при работе с прибором,

где используется электрический ток . По окончанию опыта сразу же отключить его.

Блок 5. Оказание первой медицинской помощи в кабинете химии.

Во всех случаях

после оказания

первой медицинской помощи

следует обратиться

в медицинское учреждение!!!

Отравление газами.

Чистый воздух

и покой;

В тяжелых

случаях - кислород

Ожоги.

При любом ожоге

запрещается пользоваться

жирами для обработки

обожженного участка

и красящими веществами

(йодная настойка,

бриллиантовая зелень).

Место ожога обрабатывают

этиловым спиртом и накладывают

сухую стерильную повязку.

!

Отравление кислотами.

Выпить 4-5

стаканов

теплой воды

и вызвать

рвоту.

Сделать два

промывания

желудка чистой

теплой водой.

Общий объем

жидкости

не менее 6 литров.

При порезах.

Необходимо остановить

кровотечение.

Кожу вокруг раны

обеззараживают

йодной настойкой .

Закрывают рану

стерильной салфеткой

и перебинтовывают.

Отравление щелочами .

Выпить 4-5

стаканов

теплой воды

и вызвать рвоту.

Выпить

2%-ный раствор

уксусной кислоты.

Сделать два промывания

желудка чистой

теплой водой.

Общий объем жидкости

не менее 6 литров.

Попадание на кожу

растворов кислот и щелочей .

Стряхнуть

видимые

капли раствора

Смыть остальное

широкой струей

воды.

Блок 6. Проверка первичных знаний по технике безопасности в кабинете химии для учащихся.

  • Если во время занятий в кабинете химии

что-то загорится, то нужно

ожидать указаний учителя.

2. Если ученик во время занятий почувствует

себя плохо, то он должен

обратиться к учителю или лаборанту.

3. Если в кабинете химии возникла паника

из-за какой-то чрезвычайной ситуации,

то ученик должен

спокойно ожидать указания учителя.

4. При получении какой-либо травмы

учащийся должен

немедленно сообщить учителю

или лаборанту.

5. Может ли учащийся находиться в кабинете химии до звонка на урок?

А . Может, если там находится учитель или лаборант

Б . Может, если у него есть на это разрешение

В . Вход в кабинет разрешен только после звонка

6. В каком случае учащийся может находиться в лаборантской кабинета химии?

А . Учащимся запрещено там бывать

Б . С разрешения преподавателя

В . Только когда попросит лаборант

7. До какой высоты наполняют пробирки жидкостью перед нагреванием?

А . На одну треть

Б . Наполовину

В . На три четверти

8. Следует ли мыть руки после того, как закончились занятия в кабинете химии?

А . Обязательно вымыть

Б . Не следует

В . Только по указанию учителя

9. Каким образом надо останавливать кровотечение?

А . Зажать рану рукой

Б. Забинтовать рану

В . Пережать кровеносный сосуд

11. Почему нельзя брать электроприборы влажными руками?

А . Они могут выскользнуть из рук

Б. Электрическая проводимость кожи повышается и можно получить удар током

В . На приборе останутся трудносмываемые пятна

12. Почему, готовя раствор серной кислоты, необходимо лить кислоту в воду?

А . Произойдет разбрызгивание капель кислоты

Б. Кислоты всегда меньше, чем воды

В . Можно лить и воду в кислоту

13. При попадании на кожу едких жидкостей

в первую очередь нужно стряхнуть капли.

14. При попадании едкой жидкости в глаза

их нужно промыть чистой водой.

15. При термическом ожоге в первую очередь

учащийся должен

полить место ожога холодной водой.

16. Как только ученик получил прибор

для работы он обязан

проверить его исправность

Сердца ваши пусть будут смелыми ,

А руки пусть будут умелыми ,

Движения их будут быстрыми,

А помыслы только чистыми .

Инструкция по охране труда для учащихся в кабинете химии

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Васькино

УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от «____» _______________ 20___ г.

Директор школы ________________

Ф.З. Валиев

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного

коми­тета школы ___________

«____»______________ 20____ г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
  2. Учащиеся могут находиться в кабинете только в присутствии учителя; пребывание учащихся в помещении лаборантской не допускается.
  3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время экс­перимента допускается только с разрешения учителя.
  4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.
  5. Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя.
  6. Не допускается загромождение проходов портфелями и сумка­ми.
  7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблю­дать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следо­вать правилам техники безопасности.
  8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь и устраи­вать игры.
  9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии во время его проветривания.

II. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

  1. Перед проведением экспериментальной работы каждый уча­щийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопча­тобумажной ткани, застёгиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата — ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.
  2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жид­костей до температуры кипения, использованием разъедаю­щих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).
  3. Учащиеся, имеющие длинные волосы, не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более — с открытым огнем.
  4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащи­еся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения предстоящей работы.
  5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учи­теля по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж по технике безопасности перед практической работой регистрируется, собствен­норучно учащимися в тетрадях для практических работ. Те­кущий инструктаж перед лабораторной работой не регистри­руется.
  6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут толь­ко с разрешения учителя.

III. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

  1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
  2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны нахо­диться на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.
  3. При выполнении лабораторных и практических работ учащи­еся должны неукоснительно соблюдать правила техники, бе­зопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.
  4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы лёгким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.
  5. При выполнении лабораторных работ учащиеся должны точ­но повторять действия учителя, показывающего, как нужно правильно проводить эксперимент.
  6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.
  7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедлен­но прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобнов­ление работы возможно только с разрешения учителя.
  8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опы­ты, не предусмотренные в данной работе.
  9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.
  10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся долж­ны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.
  11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, элек­тросети и т.п. учащиеся обязаны сообщить учителю или лабо­ранту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять не­исправности.
  12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
  13. Во время работы учащимся запрещается переходить на другое рабочее место без разрешения учителя.
  14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудо­вание с незадействованных на данный момент рабочих мест.
  15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу ка­кие-либо вещи (учебники, тетради, ручки и др.).
  16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагрева­тельные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

IV. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

  1. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии с указаниями учителя.
  2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданные в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола и закрыть их. Запрещается убирать в ящики грязную посуду, ее необходимо сдать учите­лю или лаборанту.
  3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.
  4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необ­ходимо отдельно от остального нательного белья.

V. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не до­пускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Зав. кабинетом химии

____________________ В.В. Сазонов

«СОГЛАСОВАНО»

Ответственный за охрану труда

и тех­нику безопасности

________________________

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии 5 (стр. 3 из 11)

12. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы со спиралью.

13. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по химической природе.

14. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих их необходимое количество для данного эксперимента, а растворов – концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного размещения допускаются только реактивы и растворы набора типа НРП, утвержденного министерством просвещения РФ.

IV. Требования безопасности по окончанию работы

1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.

2. отработанные растворы реактивов слить в специальную стеклянную тару с крышкой, емкость не менее 3 л.

3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.

4. Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.

5. Тщательно вымыть руки с мылом.

6. Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.

V. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. В случае разбитой лабораторной посуды не собирать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

2. Уборку разлитых и рассыпанных реактивов производить, руководствуясь требованиями инструкции по безопасной работе с соответствующими химическими реактивами.

3. В случае с разлитой легковоспламеняющейся жидкостью немедленно сообщить в ближайшую пожарную часть и приступить с тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

4. При получении травмы немедленно оказать первую медицинскую помощь пострадавшему. Сообщить об этом администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Зав. кабинетом химии

_____________________________

(Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за охрану труда и технику безопасности

_____________________________

(Ф.И.О.)

Приложение 3

Управление образования г. Белгород

Средняя общеобразовательная школа № ___

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № _______________

________________________________

(Ф.И.О.)

«____» ___________________20 ___ г.

УТВЕРЖДЕНО:

Постановлением профсоюзного комитета школы № ________

От «____» ________________20 ___г.

Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете химии

I. Общие положения

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.

2. Учащиеся могут находиться в кабинете химии только в присутствии учителя: пребывание учащихся в помещении лаборантской запрещено.

3. Присутствие посторонних лиц в кабинете химии во время эксперимента допускается только с разрешения учителя.

4. В кабинете химии запрещается принимать пищу и напитки.

5. Учащимся запрещается вносить в кабинет и выносить из него любые вещества без разрешения учителя.

6. Не допускается загромождение прохода портфелями и сумками.

7. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочих местах, а также четко следовать правилам безопасности.

8. Учащимся запрещается бегать по кабинету, шуметь, устраивать игры.

9. Не допускается нахождение учащихся в кабинете химии при его проветривании.

10. Учащиеся, присутствующие на лабораторной или практической работе без халата, непосредственно к проведению эксперимента не допускаются.

II. Требования безопасности перед началом работы

1. Перед проведением экспериментальной работы, каждый учащийся должен надеть халат. Халат должен быть из хлопчатобумажной ткани, застегиваться только спереди, манжеты рукавов должны быть на пуговицах. Длина халата – ниже колен. Стирать халат, испачканный химическими реактивами необходимо отдельно от другого белья.

2. При проведении эксперимента, связанного с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, учащиеся должны пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя).

3. Учащиеся, имеющие длинные волосы не должны оставлять их в распущенном виде, чтобы исключить возможность их соприкосновения с лабораторным оборудованием, реактивами и тем более - с открытым огнем.

4. Прежде, чем приступить к выполнению эксперимента, учащиеся должны по учебнику или инструктивной карточке изучить и уяснить порядок выполнения данной работы.

5. Учащиеся обязаны внимательно выслушать инструктаж учителя по технике безопасности в соответствии с особенностями предстоящей работы. Текущий инструктаж перед лабораторной работой не регистрируется.

6. Приступать к проведению эксперимента учащиеся могут только с разрешения учителя.

III. Требования безопасности во время работы

1. Во время работы в кабинете химии учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находится на своих рабочих местах или пересесть по указанию учителя на другое, более безопасное место.

3. При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники безопасности, следить, чтобы не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

4. Никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус! Нюхать вещества можно, лишь осторожно направляя на себя их пары или газы легким движением руки, а не наклоняясь к сосуду и не вдыхая полной грудью.

5. При выполнении лабораторной работы учащиеся должны точно повторять действия учителя, показывающего как нужно правильно проводить эксперимент.

6. Подготовленный к работе прибор учащиеся должны показать учителю или лаборанту.

7. По первому требованию учителя учащиеся обязаны немедленно прекратить выполнение работы (эксперимента). Возобновление работы возможно только с разрешения учителя.

8. Учащимся запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные в данной работе.

9. Учащимся запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости.

10. Обо всех разлитых и рассыпанных реактивах учащиеся должны немедленно сообщить учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно убирать любые вещества.

11. Обо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т.п. учащиеся должны сообщать учителю или лаборанту. Учащимся запрещается самостоятельно устранять неисправности.

12. При получении травм (порезы, ожоги и т.п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.

13.Во время работы учащимся запрещается переходить на другие рабочие места

14. Учащимся запрещается брать вещества и какое-либо оборудование с незадействованных на данный момент рабочих мест.

15. Недопустимо во время работы перебрасывать друг другу какие-либо вещи (учебники, тетради, ручки).

16. Запрещается оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы, а также зажигать горелки и спиртовки без надобности.

IV. Требования безопасности по окончанию работы

1. Уборка рабочих мест по окончанию работы производится в соответствии с указанием учителя.

2. Учащиеся должны привести в порядок свое рабочее место, сдать учителю или лаборанту дополнительные реактивы и оборудование, выданное в лотке, удостовериться в наличии порядка в обоих ящиках рабочего стола.

3. По окончании лабораторной и практической работ учащиеся обязаны вымыть руки с мылом.

4. Стирать халат, испачканный химическими реактивами, необходимо отдельно от остального нательного белья.

V. Аварийные ситуации

При возникновении аварийных ситуаций во время занятий в кабинете химии (пожар, появление посторонних запахов), не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.

Зав. кабинетом химии

_____________________________

(Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Ответственный за охрану труда и технику безопасности

_____________________________

(Ф.И.О.)

Приложение 4

Указания по проведению инструктажа по технике безопасности

1 . Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда.

2. В соответствии с ГОСТом 12.0.004—79 «Организация обучения работающих безопасности труда» инструктаж подразделяется на:

- вводный (на первом уроке химии);

- первичный на рабочем месте;

- повторный;

- внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);

- текущий (перед производством лабораторных и практических работ).

3. Вводный инструктаж для учащихся проводит заведующий кабинетом или учитель химии. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.

Вводный инструктаж для учителя, лаборанта и студентов-практикантов проводит директор школы (его заместитель по учебно-воспитательной работе), о чем делается запись в журнале установленной формы с проверкой усвоения знаний.

4. Первичный инструктаж индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций.


Смотрите также