Проблемы экономической безопасности россии


Вопрос 1. Экономическая безопасность России и проблемы её обеспечения.

В самом общем понимании экономическая безопасность России – это состояние защищённости экономической основы её конституционного строя от внутренних и внешних угроз.

Первоначальные представления об экономической безопасности современной России формировали видные отечественные учёные-экономисты. Такая необходимость была обусловлена переходом экономики страны к работе в рыночных условиях.

В частности, академик Л.И. Абалкин в 1994 году определял экономическую безопасность как состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно, решать социальные задачи; при этом государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику1.

Экономическая безопасность – это также важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Экономическая безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности, её материальным фундаментом. Составными элементами экономической безопасности являются:

- независимость национальной экономической политики;

- стабильность экономического развития страны;

- устойчивость экономики к неблагоприятным воздействиям;

- способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию2.

Правовую основу экономической безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента и Правительства РФ, законы и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативноые акты органов местного самоуправления.

Согласно Конституции РФ (ст.ст. 8, 9) экономическую основу конституционного строя формируют следующие её элементы:

- единое экономическое пространство;

- свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

- поддержка конкуренции;

- свобода экономической деятельности;

- признание равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы;

- защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Статья 34 Конституции Российской Федерации декларирует право на свободу предпринимательства – свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В сочетании с правом частной собственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики.

В качестве субъектов обеспечения экономической безопасности выступают:

- Президент Российской Федерации как гарант Конституции РФ, уполномоченный вырабатывать основы внутренней и внешней политики государства;

- Федеральное Собрание Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации, функциональные и отраслевые министерства, федеральные службы и федеральные агентства;

- налоговые службы;

- таможенные службы;

- банки;

- биржи;

- страховые компании;

- производители и продавцы продуктов, работ, услуг;

- общества потребителей.

В качестве объектов обеспечения экономической безопасности (защиты их интересов) выступает народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности.

Распад СССР сопровождался кризисными явлениями в экономике, обусловленными двумя главными причинами: разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками в составе СССР и переходом экономики из плановой в рыночную. Отражая кризисное состояние российской экономики, Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997 год – первая редакция, 2000 год – вторая редакция) перечисляла основные признаки этого кризисного состояния:

- существенное сокращение внутреннего валового продукта

- снижение инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала

- стагнация аграрного сектора

- разбалансирование банковской системы, рост внешнего и внутреннего государственного долга

- тенденция к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках – продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости3.

Концепция объявляла обеспечение национальной безопасности и защиту интересов России в экономической сфере приоритетными направлениями политики государства.

В течение последнего десятилетия для экономики страны был характерен рост. Однако этот рост сохранял по-прежнему однобокий, преимущественно сырьевой характер. Низкими темпами создаются и развиваются современные отрасли производства. Как следствие Россия по-прежнему в разы отстаёт от передовых стран по уровню производительности труда и темпам её роста. Мировой финансово-экономический кризис продемонстрировал уязвимость отечественной экономики от внешних угроз, вызвал очередной спад производства и в Российской Федерации. Развивающийся в Западной Европе новый виток кризиса несёт в себе очередные угрозы экономике России.

Россия остро нуждается в модернизации своей экономики, превращении её в экономику знаний, инновационную экономику4.

Экономическую безопасность страны формируют следующие базовые элементы:

- безопасность финансовой системы;

- безопасность бизнеса;

- энергетическая безопасность;

- продовольственная безопасность.

Безопасность финансовой системы состоит в её способности:

а) стабильно и устойчиво обеспечивать финансовыми ресурсами основных участников легальной экономической деятельности (банковскую систему; бюджетную сферу – органы государственной власти, образование, культуру, правоохранительные органы, оборону; хозяйствующих субъектов всех форм собственности);

б) обеспечивать стабильность денежного обращения;

в) противостоять угрозам финансового кризиса, дефолта;

г) эффективно противостоять криминальному расслоению финансовых потоков.

Современной России в 90-е годы прошлого столетия пришлось преодолеть глубокий кризис финансовой системы в связи с трансформацией плановой экономики в рыночную. Острый дефицит финансовых ресурсов привёл к нарушению устойчивости денежного обращения, многие предприятия расплачивались друг с другом и со своими работниками производимой продукцией. Галопирующая инфляция «съела» денежные накопления основной массы населения, возникла угроза голода в значительной части регионов России5. В 1998 году страна пережила дефолт6. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте.

К моменту принятия Стратегии национальной безопасности (май 2009 года) остановлено падение уровня и качества жизни российских граждан, решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики.

Обеспечена стабильность денежного обращения: в соответствии с Конституцией РФ рубль реально стал единственной легальной платёжной единицей на всей территории страны.

Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 годов продемонстрировал неспособность и неготовность финансовых систем большинства государств противостоять массовым угрозам неплатежей. Отсутствие должных денежных запасов (ликвидности) в банковских структурах привело к массовому разорению многих физических и юридических лиц – заёмщиков кредитов, пострадали и некоторые банки, вынужденные в условиях кризиса объявить себя банкротами.

Россия, благодаря накопленным средствам Стабилизационного фонда, избежала привлечения заёмных средств для поддержания ликвидности в своей банковской системе.

Принято законодательство, ориентированное на противодействие криминальному расслоению финансовых потоков7. Однако изжить проблемы непрофессионального финансового менеджмента, «откатов» при совершении сделок с участием государственных финансовых ресурсов не удалось. По данным Счётной палаты РФ, только установленные проверками нарушения расходования бюджетных средств в 2011 году составили 718, 5 миллиардов рублей. Сюда входят:

1) нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных актов бюджетного законодательства - 356,3 млрд.рублей, в том числе предоставление бюджетных инвестиций по объектам, не включённым в адресную инвестиционную программу, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, принятие бюджетных обязательств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств;

2) нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - 238,5 млрд.рублей, в том числе заключение договоров без проведения конкурсных процедур, неправомерное завышение стоимости контрактов;

3) нарушения Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учёта и отчётности, - 65,5 млрд.рублей, в том числе искажение бюджетной отчётности, отсутствие учёта хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учёта и в регистрах бухгалтерского учёта;

4) нарушения при распоряжении и управлении государственной собственностью - 15,6 млрд.рублей, в том числе невнесение сведений об объектах недвижимости в реестр федерального имущества и в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) прочие финансовые нарушения - 41,4 млрд.рублей, в том числе нарушения условий соглашений о предоставлении средств субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование федеральных целевых программ;

6) нецелевое использование бюджетных средств - 1,2 млрд. рублей, в том числе оплата за счёт федерального бюджета мероприятий, финансирование которых должно осуществляться за счёт внебюджетных средств8.

Безопасность бизнеса – важный показатель здоровья национальной экономики и её привлекательности для отечественных и иностранных инвесторов.

Под безопасностью бизнеса понимают его защищённость от внутренних и внешних угроз.

Защищённость отдельного субъекта экономической деятельности от внутренних угроз – проблема самого субъекта экономической деятельности, тогда как безопасность экономической деятельности в целом, в масштабах всей страны – задача и обязанность государства, поскольку безопасность бизнеса является одним из существенных факторов, определяющих темпы экономического развития страны, роста её экономической мощи.

В советский период главным «бизнесменом» было государство: в его руках сосредоточивались основные средства производства, государство по своему усмотрению распоряжалось результатами экономической деятельности хозяйствующих субъектов (государственная командно-административная экономика). Государство же всей своей мощью обеспечивало и безопасность собственного «бизнеса».

Переход к рыночным отношениям потребовал формулирования и применения новых принципов обеспечения безопасности бизнеса. Эти принципы в форме гарантий (равенства и защиты различных форм собственности, единого экономического пространства, защиты конкуренции, единой денежной единицы и т.д.) сформулировала Конституция Российской Федерации.

Первое десятилетие становления рыночной экономики в нашей стране (девяностые годы прошлого столетия) исследователи и аналитики определяют как период экономического хаоса: практически бесконтрольно шёл процесс перераспределения прежде государственной собственности, деятельность хозяйственных структур находилась по преимуществу под контролем криминальных структур, а не закона и государства. В полный рост встал вопрос о безопасности бизнеса как необходимом условии экономической безопасности и безопасности государства в целом. Очевидной задачей становилась разработка правовых основ предпринимательской деятельности и обеспечение защиты этой деятельности не только средствами закона, но и силой соответствующих правоохранительных структур, действующих в рамках формируемого правового поля.

Правовую основу экономической деятельности в современной России формирует Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Гражданский кодекс, Гражданский процессуальный кодекс.

Правовую основу безопасности бизнеса составляет административное, хозяйственное и уголовное право.

Особого внимания к себе и поддержки требует малое и среднее предпринимательство – как экономическая функция, решающая важную социальную задачу формирования «среднего класса». Специально принятый Федеральный закон9 формирует правовые основы и инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Созданная к настоящему времени правовая база, безусловно, способствует повышению безопасности российского бизнеса. Задача состоит в том, чтобы вывести в легальное пространство остатки «теневой» экономики – наследства «лихих» 90-х годов.

Энергетическая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и национальной безопасности в целом. Это связано с тем, что вся современная экономика, транспорт, связь, функционирование объектов обороны, а также жизнедеятельность людей связаны с интенсивным потреблением энергетических ресурсов.

Российский топливно-энергетический комплекс – это около 12 процентов мировой торговли нефтью, углем и практически четверть мировой торговли газом, четвертое место в мире по производству электроэнергии. Энергетический сектор дает почти треть валового внутреннего продукта страны.

В Российской Федерации приняты законы, регулирующие отдельные вопросы энергосбережения и энергетической безопасности10, однако отсутствует системный подход к решению всей совокупности проблем, связанных с обеспечением энергетической безопасности страны.

В целях ликвидации указанного пробела Президент РФ Л.А. Медведев предложил Правительству РФ разработать Доктрину энергетической безопасности Российской Федерации.

Рассматривая энергобезопасность в качестве гарантии суверенного развития нации, Президент сформулировал ключевые идеи этой доктрины. Доктрина должна предусматривать решение следующих вопросов:

- обеспечение устойчивого и долгосрочного снабжения страны энергоресурсами, формирование резервов этих ресурсов;

- разработка рациональной схемы обеспечения энергоресурсами регионов России;

- создание условий для роста инвестиций, направленных на технологическое обновление ТЭК, преодоление отставания технологического уровня российского топливно-энергетического комплекса; цель – модернизация отрасли, ликвидация сбоев в энергоснабжении, в теплоснабжении, предупреждение техногенных аварий;

- активное развитие гидроэнергетики и других виды нетопливной энергетики, как наиболее экономичных и экологически чистых, расширение строительства в регионах энергетических объектов с использованием местных ресурсов, в том числе на возобновляемых и альтернативных источниках энергии;

- инновационная модернизация отрасли, формирование так называемых технологических платформ и интеллектуальных электрических сетей, применение в энергетических технологиях наноматериалов, использование наших суперкомпьютеров, для того чтобы правильным образом разносить энергетические потоки;

- обеспечение экологической безопасности, определение порядка быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации производственного, природного характера;

- создание системы наземно-космического мониторинга экологических и геодинамических процессов, особенно в районах освоения крупных и уникальных месторождений;

- совершенствование системы обучения современным технологиям;

- диверсификация экспортных энергетических потоков;

- охрана энергетических объектов от террористических посягательств.

Продовольственная безопасность не менее важна для государства и граждан, чем безопасность энергетическая.

Наличие продовольственных ресурсов надлежащего объёма, ассортимента и качества при их доступности гражданам является важным показателем качества жизни населения страны.

Вопросы продовольственной безопасности – предмет утверждённой Президентом РФ в 2010 году Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации11.

Доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Доктрина формулирует понятие продовольственной безопасности: продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором:

- обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации

- гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объёмах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения её государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путём гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием.

Гарантией достижения стратегической цели является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Пути укрепления экономической безопасности на современном этапе определены в Стратегиинациональной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Этому, в частности, будет способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста посредством разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая:

- проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики;

- стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Противодействию угрозам экономической безопасности будет способствовать также совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики

Главной проблемой современной России в продовольственной сфере остаётся высокий уровень зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок.

studfiles.net

Проблемы экономической безопасности Российской Федерации

Тема

Проблемы экономической безопасности Российской Федерации

Тип Курсовая работа
Количество страниц 34
Язык работы Русский язык
Дата загрузки 2015-01-02 18:41:27
Размер файла 61.47 кб
Количество скачиваний 509
Экономика Аргентины

... 70-х дефицит увеличился и составил 14% от объема ВВП, а в начале 80-х превысил 15% уровень. После возвращения к конституционной демократии в 1983, требования о контороле за инфляцией привели к созданию четырех проектов программ п ...

Внешнеэкономические связи Российской Федерации на примере Северо-Западного и Дальневосточного регионов

... вля. Именно на этой форме я остановлюсь в своем реферате. Важным фактором, влияющим как на содержание и формы вхождения России в мировые хозяйственные связи, так и на развитие единого рыночного пространства внутри страны, становится расширение ...

Газовая промышленность России

... на Дальнем Востоке, 3.4 трлн.м3 (13.2 %) - в Средней Азии и в Казахстане. На 1 января 1980 года потенциальные запасы природного газа составляли 80-85 трлн.м3, разведанные - 34.3 трлн.м3. Причем запасы увеличились главным образом благодаря отк ...

Газовая промышленность

... в. Поэтому решающий критерий разработки месторождений - экономический. Надо решить, какое именно из имеющихся месторождений целесообразно и наиболее эффективно разрабатывать. Роль отдельных видов топлива в экономике России ме ...

Расчет себестоимости продукции и ее влияние на финансовые результаты деятельности организации

... льности предприятия 2.4 Экономические факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции Заключение Список использованных источников Введение Финансовый анализ – важнейший инструмент финансового менеджмента и аудита. Финансовый анализ вы ...

© Copyright 2012-2018, Все права защищены.

www.sesiya.ru

Проблемы экономической безопасности России (стр. 1 из 6)

Курсовая работа

На тему: Проблемы экономической безопасности России

Содержание

Введение

1.Современное состояние развития проблем экономической безопасности

1.1 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности

1.2. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности

2. Прикладные аспекты экономической безопасности

2.1 Методика определения ключевых проблем экономической безопасности: исторический аспект

2.2. Глобализация как угроза экономическому суверенитету государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Исследование проблем экономической безопасности России, по праву, заняло в настоящее время ведущее место в работе российских научно-исследовательских и аналитических центров. Этой теме посвящается значительное число авторских статей, монографий, коллективных исследований[1] . В сущности, современное социально-экономической положение России таково, что, какое бы исследование в той или иной сфере ни предпринимали российские экономисты, они не могут не затронуть проблем экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность имеет различные структурные уровни. Речь идет об экономической безопасности государства, общества, предприятия, личности. Все эти уровни образуют усложненную экономическую систему, которая не парит в безвоздушном пространстве, а имеет твердое основание - экономическое пространство.

Экономическое пространство является основанием современной экономической системы, обладая при этом относительной самостоятельностью. Экономическая роль пространства, его неоднородность, дробность и в прежние времена учитывалась при анализе условий образования дифференциальной земельной ренты, что выражалось в конкретных стоимостных величинах.

Цель курсовой работы – Определение места и роли экономической безопасности в системе развития современной системы хозяйствования.

Нельзя забывать, что пространство в паре со временем являются основополагающими философскими категориями, природа которых пока не изучена досконально.

1.Современное состояние развития проблем экономической безопасности

1.1 Ключевые тенденции проблематики экономической безопасности

В основе повышенного внимания к проблеме экономической безопасности России лежат объективные процессы и явления, происходящие в национальной экономике и в российском обществе, а также в глобальной экономике и в международных экономических отношениях. К наиболее важным таким процессам и явлениям представляется целесообразным отнести, в том числе, следующие.

Во-первых, экономический эксперимент 90-х годов в России своей главной целью имел передел собственности и контроля над национальными природными ресурсами и материальной базой общественного производства. В целом, вполне понятно, что для быстрого достижения этой цели в ходе приватизации единственно эффективным средством было выбрано разрушение государственной системы управления, так как именно государство являлось основным держателем собственности на условия и средства производства.

Все это привело к тому, что экономические реформы носили преимущественно разрушительный, а не созидательный характер. Россия установила своеобразный рекорд продолжительности и глубины экономического спада в мирное время. К началу нового века социально-экономические проблемы России приобрели настолько острый характер, что изменение внутренней и внешней экономической политики стало не вопросом дискуссий экономистов и политологов, а вопросом сохранения российского государства на экономической и политической карте мира. Как известно, руководством Китая, например, в качестве приоритетов реформ были выбраны цели достижения экономического роста за счет преимущественного развития производства товаров длительного пользования. Естественно, это сопровождалось структурным переделом собственности в той степени, в какой это отвечало основным целям развития без разрушения национальной системы управления.

Национальные интересы, вопросы экономической безопасности государства были и остаются определяющими в комплексе реформ, проводимых в Китае. В результате, КНР продемонстрировала рекордные темпы экономического роста, стала одной из движущих сил и стабилизирующим фактором мировой экономики. Все страны мира, практически без исключения, оказались буквально «завалены» китайскими товарами, а китайская диаспора за рубежом заняла прочные позиции в местных деловых кругах не только развивающихся, но и промышленно развитых стран. В отличие от многих именно эта страна устояла в развернувшемся в 1997-1998 гг. мировом финансовом кризисе.

Во-вторых, в результате смены руководства России на рубеже веков проблема экономической безопасности государства из декларативной и конъюнктурной стала постепенно превращаться в вопрос практической экономической политики государства. Это послужило толчком для проведения новых исследований и разработки практических подходов к обеспечению национальной безопасности в различных сферах, в том числе и безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-третьих, процесс начала относительной финансово-экономической стабилизации в России, наблюдаемый в настоящее время, как представляется, отражает завершение некоторого переходного этапа дерегулирования национальной экономики. В определенной степени основной раздел государственной собственности уже произошел, и предпринимательство в большей степени становится заинтересованным в сохранении сложившегося положения, в стабилизации и закреплении достигнутого. Новые радикальные изменения и общественные катаклизмы уже не отвечают интересам предпринимательства, ибо они могут нарушить нормальный производственный процесс, ухудшить сбыт продукции и услуг, и, самое главное, могут угрожать новым радикальным переделом собственности.

В сложившейся ситуации российские предприниматели все в большей степени сами становятся заинтересованными в закреплении своего положения в условиях регулируемого рынка, при совершенствовании законодательной базы предпринимательства, защите личности, имущественных прав, иными словами, в реализации государством своих принципиальных задач обеспечения экономической безопасности финансово-хозяйственной деятельности.

В-четвертых, произошло явное разочарование результатами реформ в среде экономистов и политологов из числа «реформаторов», стоявших у истоков начала экономических преобразований. Таким образом, не только большинство населения, которое осталось «за бортом» рыночных реформ, но и значительная часть российской научной элиты стала критически оценивать результаты проводившегося в стране экономического эксперимента. Спрос на экономический и политический «радикальный либерализм» был крайне высок на этапе разрушения существовавшей системы государственного управления и осуществления приватизации. Однако, как и при других происходивших в истории социальных потрясениях, идеологи радикальных реформ оказались лишними после завершения передела национального богатства. В этих условиях в российской экономической литературе усилилось критическое осмысление проводившихся реформ, все большее внимание стало уделяться роли государства в экономике и проблемам обеспечения национальной экономической безопасности.

В-пятых, глобализация мировой экономики и международных производственных отношений ставит под вопрос сохранение национально-государственной формы организации экономических систем[2] . Российское предпринимательство, получив прямой выход на мировые рынки, во многих случаях сталкивается не просто с отдельными конкурентными компаниями, а с государственно-монополистическими структурами, противостоять которым в одиночку они оказываются неспособными.

О том, что в процессе глобализации обостряется проблема национальных интересов и экономической безопасности государства, свидетельствуют такие тенденции, как осуществление в явных и скрытых формах государственной поддержки национального бизнеса на мировых рынках; расширение и увеличение числа зон национальных интересов ведущих стран мира, в первую очередь США; активное исследование проблем обеспечения безопасности национальных интересов зарубежными политологами и экономистами.

Можно было бы продолжить перечисление объективных процессов, лежащих в основе усилившегося в последнее время внимания к проблеме экономической безопасности России. Однако и перечисленные выше тенденции, и ведущиеся российскими учеными и специалистами исследования свидетельствуют о том, что сама проблема не надумана, а вполне конкретна.

1.2. Фактор глобализации национальной и экономической безопасности

В обширной литературе по всему спектру проблематики государственной, национальной и экономической безопасности пока не получил должного освещения фактор глобализации, который трактуется в основном как очередная ступень линейного развития международного разделения труда. И в современной экономической литературе встречаются рассуждения о сравнительных издержках и сравнительных преимуществах различных вариантов разделения труда между странами. Предполагается, что оно по-прежнему развертывается на основе принципа взаимной выгоды и взаимозависимости и не так давно последним словом в теории международных отношений была концепция взаимозависимости наций и государств в системе мирового хозяйства.

Однако, опыт мирового, или, как его обозначали в литературе, «азиатского» кризиса 1997-1998 гг., хотя это кризис не региональный, а системный, свидетельствует, что организованное крупными финансовыми спекулянтами бегство капитала, обанкротившее динамично развивающиеся страны азиатского региона, изменило конфигурацию мировой экономики, выводя на поверхность деструктивную роль мирового финансового капитала.

mirznanii.com

Проблемы экономической безопасности России (стр. 2 из 6)

Примеров множество, но можно привести только один — более чем печальную судьбу Индонезии, которая имела задел отраслей высоких технологий на XXI век и реально могла занять достойное место среди развитых стран. Одномоментный уход капитала в виде портфельных инвестиций разорил страну, вызвал острейшие социальные конфликты и даже раздел территории.

На подобных примерах можно оценить всю степень риска для национальных экономик, который связан с фактором глобализации. Имея это в виду, страна должна быть готова к упреждающим действиям в целях обеспечении своей экономической безопасности.

При этом необходимо правильно определить вектор таких действий. Некоторые специалисты считают особым дестабилизирующим фактором вероятное снижение мировых цен на экспортируемое сырье, как на основной источник валютных поступлений в страну[3] . Однако экономические угрозы в значительно большей степени для нашей страны, как и для многих других, в настоящее время идут от нестабильности валютных и финансовых рынков. Это уже не взаимозависимость, а зависимость внутри системы мирового хозяйства, ввиду ее структурной разбалансированности.

Фактор глобализации нарушил относительное равновесие системы мирового хозяйства, взаимозависимость ее структурных элементов и компонентов.

Качественным отличием глобальной системы от прежней традиционной модели международных экономических отношений, является ее структурная асимметрия не только за счет гипертрофии ее финансового сегмента, но и его отрыва от системы ввиду исключительной мобильности портфельных инвестиций.

Специалисты в связи с этим указывают на угрозу для экономической безопасности страны внезапно вспыхивающих финансовых эпидемий: «Таким образом, речь идет о формировании качественно новых процессов, делающих ситуацию все менее управляемой традиционным набором рычагов. Эта тенденция усиливается и особенностями поведения операторов рынка, действие которых могут быть спровоцированы шагами некоторых крупных участников (так называемое поведение толпы ― herd behavior). Отсюда ― угроза распространения финансовых эпидемий, часто основанных на субъективных настроениях рынка. Именно эти обстоятельства заставляют многих экономистов и практиков (П.Кругман, Дж.Бхагвати, Дж.Сорос и др.) говорить о необходимости ограничить мобильность капиталов, уменьшить дестабилизирующие возможности «горячих» краткосрочных денег»[4] .

Следуя старой схеме, можно предположить, что мобильность капитала составляет инвестиционный потенциал для материального производства, что конкурентный механизм свободного перелива капиталов является основой модернизации производства. Так и было до той поры, пока финансовый капитал был функционально связан с производительным капиталом.

Однако с некоторых пор действует другая схема. Несмотря на краткий исторический срок её реализации, уже накоплен материал для подведения некоторых итогов.

Конечно, новая ситуация требует глубоких научных исследований, выводящих к успешной хозяйственной практике, способной обеспечить экономическую безопасность страны на всех её структурных уровнях.

2. Прикладные аспекты экономической безопасности

2.1 Методика определения ключевых проблем экономической безопасности

Актуальность, сложность и новизна проблемы экономической безопасности и безопасности ее финансовой составляющей в условиях глобализации предполагает сочетание эмпирического анализа с реализацией научного потенциала методологии и теории.

Глубокие структурные изменения в системе экономических отношений в нашей стране вполне закономерно дали мощный импульс к развитию конкретных прикладных работ по всему спектру рыночных отношений, их структуре и инфраструктуре. Нашим ученым, специалистам, практикам пришлось на ходу овладевать как новой экономической лексикой, так и новыми подходами к реальным экономическим процессам.

Вопросы методологии и теории, были отодвинуты на задний план и еще дальше, возможно, из-за их сомнительного «марксистского» происхождения. Поколения молодых кандидатов экономических наук разбираются в сложностях банковского дела, но полагают, что методология и методика одно и то же. Но если в прикладных экономических исследованиях, может быть, и можно ограничиться методиками, то для квалифицированного определения природы таких сложных явлений, как экономическая безопасность, необходимо использовать в комплексе и метод, и теорию.

В качестве метода в данной работе, предпринята попытка использовать универсальные принципы системного подхода.

Проблематика экономической безопасности уже активно разрабатывается в нашей стране, создан солидный базис для ее дальнейшего теоретического осмысления, предложен ряд определений. Но, как представляется, проделанная работа преимущественно носит аналитический характер. Предмет изучен по частям, и пришло время от частного перейти к общему, т.е. произвести синтез. Результатом синтеза исследуемый предмет - экономическая безопасность - предстанет как целое, а целое, как следует из общей теории систем, есть взаимосвязанное множество[5] .

Применительно к экономической безопасности это можно представить как взаимосвязанное множество хозяйственных отношений в пределах большой системы, организованной по принципу иерархии, т.е. соподчинения одних структурных элементов системы другим.

Основное свойство системы - ее целостность. Это значит, что система не является простой совокупностью ее элементов, их арифметической суммой. Ее качественная определенность зависит от прочности взаимодействия, сцепления ее составных частей. Если из системы выпадают отдельные элементы, то она не уменьшается, а разрушается.

Следствием целостности системы является интегративность. Интегративность составляет основной закон любой системы - технологической, биологической, культурной, военной, социальной, экономической. Интегративность системы в абстрактной форме выражается в несводимости частей системы к их сумме, которая, больше слагаемых.

На языке экономики это означает, что система через взаимодействие ее частей создает дополнительную производительную силу, которая больше производительной силы ее взятых в отдельности частей.

Положительная динамика экономической системы характеризуется натуральными и денежными, абсолютными и относительными показателями и свидетельствует о ее экономической безопасности.

Экономическая безопасность - динамичный интегральный показатель целостности экономической системы.

Экономическая безопасность относится к разряду сложных экономических категорий, в этом качестве она отражает взаимосвязи и взаимозависимости большой экономической системы. Эту систему можно характеризовать с различной степенью абстракции в соответствии с методологическим принципом восхождения от абстрактного к конкретному. Поэтому предложенное определение в силу своей абстрактности развертывается в целый ряд других, более конкретных определений в качестве необходимого приближения к современным реалиям российской экономики.

Тем не менее, разобраться в сложившейся ситуации в постоянно реформируемой экономике (хотя давно пора остановиться хотя бы для того, чтобы понять, в какой экономической системе мы находимся) с минимальными издержками можно, используя наработки теории, тем самым, осуществляя переход от методологического к концептуальным принципам исследования.

Однако, если в качестве метода исследования наука выработала универсальные принципы системного подхода, то такими универсальными принципами современная экономическая наука не располагает. Напротив, она распадается на различные школы, направления, которые предлагают противоречивые концепции, объясняющие одни и те же экономические явления и процессы зачастую с противоположных позиций.

В последние годы стало распространяться мнение о кризисе экономической теории в целом. Как в нашей стране, так и на Западе экономическая теория оказалась несостоятельной при решении проблем переходных постсоциалистических экономик. Например, прогноз инфляции для России оказался заниженным в десятки тысяч раз, приватизация не привела к появлению эффективного собственника. Правда, претензии в данном случае нужно предъявлять экономистам либерального направления. Известные западные экономисты альтернативных направлений - покойный В.Леонтьев, К.Эрроу, Дж.Тобин и др. - критически отнеслись к рекомендациям экспертов, близких к Международному валютному фонду, для которых главное - убрать государство из экономики, тогда как экономисты, близкие к институциональному направлению, считают, что в период радикальной структурной перестройки экономики регулирующая роль государства должна не ослабляться, а усиливаться.

В пределах данного исследования нет возможности остановиться на данном вопросе специально. Однако и уходить от него в сторону некорректно ввиду необходимости обратиться к теории.

Реформирование экономики нашей страны осуществлялось и осуществляется по либеральной модели, и его неудачи, по крайней мере, на Западе, объясняют противоположно: сторонники экономического либерализма ― тем, что государство продолжает вмешиваться в экономику, а их оппоненты ― тем, что государство устранилось от регулирования сложных экономических процессов, что, в конечном счете, привело к угрозе потери его экономической безопасности.

В 2001 году в США было опубликовано исследование, выполненное под эгидой американского независимого исследовательского Института мира под красноречивым названием «Трагедия российских реформ», в котором последовательно проводится тезис о том, что реформы были бы эффективными в экономическом и социальном отношениях, если бы осуществлялись иначе, демократично, с учетом интересов населения страны, ее экономической безопасности[6] .

mirznanii.com


Смотрите также