Окружающий мир 3 класс экологическая безопасность


Конспект и презентация по окружающему миру 3 класс на тему "Экологическая безопасность"

Экологическая безопасность

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для обобщения, конкретизации, углубления и систематизации знаний о природе; установления взаимосвязи между природой и трудовой деятельностью человека; обучения анализу материала, формулировке выводов; ознакомления учащихся с терминами: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».

Развивающая: способствовать развитию стремления глубже познавать окружающий мир и совершенствованию во всех видах экологической деятельности; расширению круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ; развитию речи, мышления; обогащению словарного запаса.

Воспитательная: содействовать воспитанию гуманной, творческой личности; бережного отношения к окружающей природе, к своему краю.

Оборудование: бытовой фильтр, вата, песок, воронка, промокательная бумага, стакан с «грязной» водой, пустой стакан; карточки для индивидуальной работы, для работы в парах; фотографии: Земля; мусор, свалки; лесные массивы; тесты.

Сценарий урока

I. Организация начала урока. Слайд 2

Какую боль мы причиняем,Когда хамим земле родной,Она теплом нам отвечаетИ ждёт с повинной головой. Леса, луга, угодья, рекиПоистине красивы и нежны,Сопровождали нас, преодолев столетия,Чтобы взошли людей ростки.

– Что может подарить нам природа ещё? (опасности.)

– Сейчас проверим, как вы поняли домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания. Слайд 3

1. Фронтальный опрос:

– Как уберечься от удара молнии?

– Как избежать отравления растениями и грибами?

– Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила?

– Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой?

2. Тестирование. (Несколько человек выполняют тест.)

Тест «Лесные опасности»

1. Выбери съедобные ягоды:

а) вороний глаз; в) волчье лыко; д) шиповник;

б) черника; г) брусника; е) ландыш.

2. Укажи ядовитые грибы:

а) лисички; в) свинушка; д) маслята;

б) мухомор; г) сыроежка; е) бледная поганка.

3. Какие насекомые жалящие? Подчеркни.

а) пчела; в) муха; д) шмель;

б) оса; г) шершень; е) бабочка.

4. Подпиши названия змей.

______________________

_____________________________

5. Выбери одежду, которую ты оденешь в лес:

а) футболка с длинными рукавами;

б) шорты;

в) кроссовки;

г) спортивные брюки;

д) купальник;

е) носки;

ж) панамка.

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.

Только ты мой дар, моё ученье. Не забудь, ты сам моё творенье!

Не прими за дань: я не раба. И у нас с тобой одна судьба!

Беседа:

– Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека? (Ответы учащихся.)

– Без чего невозможно жить на Земле? (Учащиеся приводят примеры.)

– Как вы понимаете слово «экология»? (Наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде.)

– Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Но начнём с нас.

– Послушайте экологический рассказ:

Весенний день

Был замечательный весенний день. Пятница... Уроки закончились, завтра выходной. Вася с друзьями весело бежит домой. После обеда они договорились встретиться на школьной площадке, чтобы поиграть в рыцарей.Вася так спешил, что даже не обратил внимания на просьбу бабушки: помочь убрать во дворе и вынести мусор. Когда он прибежал на площадку, друзья его уже ждали. Они стали обсуждать игру, но у них не было копий и мечей. И тут Василий предложил:- А давайте сделаем мечи из веток деревьев! Смотрите, как их здесь много. Есть из чего делать.- А что! Хорошая идея! – согласились ребята, и работа закипела: ветвиотламывались от деревьев одна за другой, безжалостно сдиралась с них кора, срывались молодые зеленые листочки. А на местах, где были ветви, сочился сок. Казалось, что деревья плакали. А ребятам было безразличны к деревьям, к тому, что они все оборванные листья побросали на землю и растоптали.Ведь они – «рыцари», их ждут турниры.Наконец оружие было готово, и началась игра. Она продолжалась несколько часов. Ребятам было очень весело. Время пролетело незаметно, и уже начало смеркаться. Друзья, наигравшись, попрощались и разбежались по домам. А по дороге домой они, не задумываясь, выбрасывали мнимые копья, мечи, даже обертки от конфет выбросили из карманов просто на землю.

Дома Вася умылся, поужинал и, пожелав бабушке доброй ночи, пошел спать.

– Перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки.

Учащиеся называют ошибки.

– Иногда в средствах массовой информации (по телевидению, в газетах, по радио) можно услышать фразы: «Плохая экология», «В этой местности хорошая экология». А раз экология – наука, может ли она быть плохой? (Правильно будет сказать: «Хорошая или плохая экологическая обстановка».)

– Сегодня на уроке мы и будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе.

– Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке. И как человек и природа взаимосвязаны между собой.

• Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня…

Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим…(Воздух)

• Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Мы говорим: она течёт;Мы говорим: она играет;Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает. (Вода)

Ни затылка, ни лица. 

Знают все, и млад и стар, 

Что она - большущий шар.

Ответ: Почва

Весь мир кормлю, а сама не ем.

Ответ: Почва

– Над какой темой мы будем сегодня работать? (Ответы учащихся.)

– Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу.

Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения.

Сегодня на уроке мы должны выяснить, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности.

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя.

– В последние годы, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем. Человек, благодаря своим интеллектуальным способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого.

Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая (показывает фотографию Земли).

А вот и другие фотографии. Посмотрите на них (показывает фотографии):

  • Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства.

  • Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе.

  • Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите.

  • Уничтожение лесов приводит к высыханию и ухудшению качества почвы, изменению климата. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни.

  • Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышите вы, люди.

  • Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха.

  • А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром.

– Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? (нет.)

2. Работа в группах.

– На столе конверты с заданиями. Вам нужно будет на них ответить.

1 группа

- как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. (Да, загрязняется окружающая среда.)

2 группа

- Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. (Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха и т. д.)

3 группа

- Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. (Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга и т. д.)

3. Проверка самостоятельной работы групп.

Учащиеся предлагают свои ответы на вопросы.

- Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. (От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь.)

– А сейчас немного отдохнём на берегу реки.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз,

Это брасс.

Одной, другой –

Это кроль.

Все, как один,

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправимся домой.

V. Продолжение изучения нового материала.

– Ребята, мы с вами ответили на основные вопросы урока: «Как человек влияет на воздух, воду, почву?».

– А как влияет природа на жизнь человека?

1. Работа по учебнику (с. 31–32).

– Рассмотрите иллюстрацию на странице 31. Расскажите, что произошло?

– Как называется передача отравляющих средств из организма в организм? (цепь.)

– Почему её назвали цепь? (последовательно передаётся от одного к другому.)

– Прочитайте текст на странице 31–32.

– Каким образом в организм человека попадают вредные вещества?

Демонстрирует схему поступления вредных веществ в организм человека.

– Получается, что человек обречён на медленное отравление.

– Подумайте, что можно сделать, чтобы спасти положение. (мнения учащихся.)

Необходимо выработать экологическую безопасность. Человек, не задумываясь, загрязняет природу. Давайте проведём опыт, который покажет, может ли вода влиять на здоровье человека.

2. Практическая работа (проведение опыта).

– Как можно очистить загрязнённую воду? (предположения учащихся.)

– А сейчас мы проведём опыт по очистке воды.

Опыт проводит ученик, используя план работы, который записан на доске.

План работы «Как очистить грязную воду»:

1) На дно воронки положи вату, на неё поочерёдно мелкие камешки, слой песка – всё накрой кружком промокательной бумаги.

2) Поставь воронку над чистым стаканом.

3) Налей в воронку «загрязнённую» воду.

– Какая вода стала после того, как её пропустили через сделанный тобою фильтр?

– Можно ли пить эту воду?

– Как защитить себя от загрязнённой воды?

Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (прыжки на правой ноге.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке. (прыжки на левой ноге.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (прыжки на месте.)

Стоп! Немного отдохнём

И домой пешком пойдём. (ходьба на месте.)

3. Работа в парах .

– Соедините начало фраз и их окончание, чтобы получились правила бережного отношения к природе:

Сортируя мусор,

• Починив подтекающий кран,

• Покупая товары со знаком вторичной переработки упаковки,

• Изучая природу,

• Охраняя растения,

…бережёшь чистую воду.

…узнаёшь, как ее сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь чистый воздух.

… сохраняешь леса.

VI. Итог урока.

– Что нового открыли для себя на уроке?

– Что такое цепь загрязнения?

– Что такое экологическая безопасность?

– А какие экологические проблемы возникают на Земле?

– Чему мы научились сегодня на уроке?

– Какой вывод мы сделаем для себя после того, как мы выполнили огромную работу по изучению таких важных тем, как «Природа», «Человек и природа», «Экологическая безопасность»? (Нужно беречь природу, соблюдать правила личной экологической безопасности, предвидеть опасность и т. д.) Природа как израненная птица кричит, просит о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. Если ты взял что-то от Земли – отдай ей. Посади дерево, почисти родник, подкорми птиц, – только тогда Земля останется такой прекрасной, как сейчас. Давайте же стараться жить так, чтобы Земля оставалась щедрой, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели сады, пели птицы. Мы должны всегда помнить слова М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

…Ты, человек, любя природу, Не жги ее напропалую

Хоть иногда её жалей. И не исчерпывай до дна.

В увеселительных походах И помни истину простую:

Не растопчи ее полей! Вас много, а она – одна!

Домашнее задание: учебник, с. 31–36 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 20.

Урок № 43.1. Экологическая безопасность», 3 класс, ФГОС

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема: что такое экологическая безопасность?

Задачи:

познакомить с экологической безопасностью.

Предметные результаты

Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные:

понимать учебную задачу и стараться её выполнить, действовать по плану.

Познавательные:

понимать учебную задачу и стремиться её выполнить.

Коммуникативные:

учебный диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные результаты

Адекватная мотивация учебной деятельности. Оценивать достижения на уроке.

Основные понятия и определения

Экологическая безопасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, что такое экологическая безопасность. Будем учиться соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни.

Вспомни, что такое экология. Что называют окружающей средой? От чего загрязняется окру­жающая среда (воздух, вода, почва)? Что люди делают для охраны чистоты воздуха и воды?

Выскажи предположения, как можно защи­титься в повседневной жизни от загрязнённого воздуха; от загрязнённой воды; от загрязняю­щих веществ в продуктах питания. Проверь се­бя по тексту учебника

Изучение нового материала

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

1.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву. Загрязняющие веще­ства движутся по цепочке. Её обычно называют цепью загрязнения.

Проследите по рисунку цепь загрязнения. При­ведите свой пример.

2.Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся загряз­няющие вещества. Может ли он при этом оста­ваться здоровым? Нет, конечно.

Рассмотрите схему. На её основе изготовьте модель «Пути поступления загрязняющих ве­ществ в организм человека».

3.Экологическая безопасность — это защита человека от вредного воздействия загрязнённой окружающей среды.

Конечно, главное для общества — не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как ты знаешь, многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удаётся.

Поэтому каждому человеку необходимо соблю­дать правила экологической безопасности.

Как защититься от загрязнённого воздуха

Попробуй взглянуть глазами эколога на дорогу, по которой ходишь от дома до школы. Если воздух здесь тяжёлый, загазованный, подумай, нет ли другой дороги. Возможно, на соседней улице движение транспорта поменьше, а зелени побольше. Пусть эта дорога немного длиннее, зато не придётся каждый раз вдыхать столько пыли и выхлопных газов.

Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Бывает, ребята увлечённо разговаривают, а из выхлопной трубы автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом

Если у тебя дома кто-нибудь из взрослых ку­рит, попроси не делать этого в квартире. Дым сигарет — опасный загрязнитель воздуха. Вооб­ще старайся не находиться в тех местах, где накурено.

Как защититься от загрязнённой воды.

О том, что в загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить из них воду, ты, конечно, знаешь. Но этого недостаточно.

В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Какое-то коли­чество вредных веществ в ней остаётся. К тому же на станции очистки воды её обычно обраба­тывают хлором — хлорируют. Это делают для уничтожения опасных бактерий. Но хлор вреден и для человека. Он остаётся в воде, и его лег­ко обнаружить по запаху. Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприят­ный запах, вкус или цвет, её надо дополнитель­но очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках.

Бытовые фильтры для очистки воды

Как защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания

Никогда не собирай яго­ды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий. В них на­капливается много вредных веществ.

Всегда тщательно мой овощи и фрукты. Это нужно не только для защиты от болезнетворных бактерий, но и для того, чтобы удалить с по­верхности овощей и фруктов остатки ядохими­катов, которыми их, возможно, обрабатывали.

Не ешь рыбу, выловленную из загрязнённой реки

Осмысление и понимание полученных знаний

Проверьте друг друга: правильно ли вы поня­ли, что такое экологическая безопасность.

Практическая работа

1.Познакомьтесь с устройством бытового фильтра

2.Проведите очистку воды с помощью быто­вого фильтра.

3.Сравните питьевую воду из крана до и по­сле очистки (по запаху, вкусу, цвету). Сделайте вывод.

Обсудим!

1.Во многих странах есть магазины, в кото­рых продаются продукты, изготовленные без применения каких-либо вредных для человека веществ. Такие продукты называют экологически чистыми. Почему многие люди покупают их, хо­тя они дороже обычных?

2.Что можно сказать о состоянии воздуха и воды в том городе (селе), где ты живёшь?

3.Представь, что вы с друзьями играете во дворе. Вдруг туда въехал автомобиль, и его во­дитель ушёл, не выключив двигатель. Как вы поступите?

Вывод

Экологическая безопасность — это защита от вредного воздействия загрязнённой окружаю­щей среды. Каждому из нас нужно соблюдать правила экологической безопасности в повсед­невной жизни.

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Какими путями в организм человека посту­пают вредные вещества из окружающей среды?

2.Что такое экологическая безопасность? 3. Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха?

4.Как защититься от загрязнённой воды? 5. Ка­кие правила экологической безопасности связа­ны с продуктами питания?

Задания для домашней работы

1.Запиши в словарик: экологическая без­опасность, цепь загрязнения, бытовой фильтр.

2.Придумай и нарисуй в рабочей тетради условные знаки к правилам экологической без­опасности.

3.Если в вашей семье пользуются бытовым фильтром для воды или собираются его приоб­рести, возьми на себя уход за фильтром. Сле­ди за его чистотой, регулярно, как написано в инструкции, меняй в фильтре картридж (очи­щающий элемент).

Презентация экологическая безопасность PPT / 1.1 Мб

  Презентация Влияние загрязнения на живые организмы PPT / 1.31 Мб

 

Презентация экология жилища PPT / 692.5 Кб

4.Презентация проекта экология родного города PPT / 3.98 Мб

5.Презентация Факторы окружающей среды, влияющие на жизнь и PPTX / 4.35 Мб

6.Презентация Проект экологическая безопасность PPT / 1.72 Мб

7.Презентация интегрированное занятие экологическая безопасн PPT / 2.04 Мб

 

8. Презентация экологический аспект сказок PPT / 2.71 Мб

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Экологическая безопасность"

Описание слайда:

Экологическая безопасность – Чтобы сберечь наш дом – планету Земля, очень важно знать и, конечно, соблюдать правила экологической безопасности. Профессор прислал телеграмму жителям Простоквашино с «Правилами экологической безопасности». А почтальон Печкин попал под дождь и некоторые слова в ней исчезли. Он просит вашей помощи. Давайте поможем восстановить текст телеграммы и узнаем правила экологической безопасности. - Вот текст телеграммы и слова-помогайки. Прочитайте текст и восстановите телеграмму. ТЕЛЕГРАММА 1.___ стой вблизи машины с работающим ____________. 2.Не оставайся в закрытом гараже во время работы ________. 3.Разводи _______, которые очищают воздух. 4.Не стой рядом с _________ людьми. 5.Нельзя купаться в ______ воде. 6.Пей только _____ воду. 7.Надевай головной убор во время __, он может быть кислотным. 8.Не собирай ______ вблизи дорог, заводов, свалок. 9.Перед едой ________ фрукты и овощи _____ водой. 10.Не ешь продукты, у которых истёк срок ________. НЕ, РАСТЕНИЯ, МАШИНЫ, ДВИГАТЕЛЕМ, ГРЯЗНОЙ, ЧИСТУЮ, КУРЯЩИМИ, ДОЖДЯ, МОЙ, ГОДНОСТИ, ЧИСТОЙ, ГРИБЫ И ЯГОДЫ.

Презентация по окружающему миру "Экологическая безопасность" (3 класс)

ТЕМА:  Экологическая безопасность.

ЦЕЛЬ:

 - дать первоначальные представления об экологии как науки бережного отношения человека к окружающей природе

- познакомить с экологической безопасностью

ЗАДАЧИ:

·                   Создать условия для открытия детьми нового для них понятия «экология»;

·                   Формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;

·                   Формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.

·       Расширять экологические знания учащихся;

·       развивать потребность гармоничного общения с природой;

·        прививать навыки экологической культуры;  потребность поддерживания собственного экологического здоровья личности.

·         Развивать речь, мышление, обогатить словарный запас.

УУД:

Личностные:   формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу

Регулятивные:       принимать и сохранять учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Познавательные:  осуществлять поиск нужной информации, пользоваться моделями и схемами, понимать информацию, представленную различными способами, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить небольшие сообщения в устной форме.

Коммуникативные:  вступать в контакт с собеседником, соблюдая нормы и правила общения, воспринимать другие мнения и позицию.

 Оборудование:ТСО – компьютер (презентация), видеофрагменты, карточки для индивидуальной работы .

Технологиии: ИКТ, групповая, парная, проблемная, личностно-ориентированная


Смотрите также