Приборы и устройства безопасности грузоподъемных кранов


2.5. Приборы и устройства безопасности

Классификация по конструкции

Прибор безопасности - техническое устройство электронного типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или их предупреждения.

Устройство безопасности - техническое устройство механического, электрического, гидравлического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на кране и предназначенное для отключения механизмов в аварийных ситуациях или для предупреждения крановщика (машиниста) об аварийной ситуации.

Классификация по назначению

Ограничитель -устройство, автоматически отключающее и/или переключающее на пониженную скорость привод механизма в аварийных ситуациях.

Ограничитель рабочего движения- ограничитель, который вызывает остановку и/или ограничение рабочих движений крана.

Регистратор параметров работы крана -устройство, регистрирующее параметры работы крана.

Указатель -устройство, информирующее крановщика (машиниста) и обслуживающий персонал об условиях работы крана.

Устройство предохранительное -механическое устройство для защиты крана в аварийных ситуациях.

Буфер - устройство для смягчения удара.

Захват противоугонный - устройство для удержания крана от передвижения вдоль кранового (рельсового) пути в нерабочем состоянии под действием ветра.

п.п.

Приборы и устройства безопасности

Мостовые краны

Башенные краны

Стреловые краны

1.

Ограничитель грузоподъемности.

±

+

+

2.

Регистратор параметров работы крана.

+

+

3.

Координатная защита.

+

+

4.

Звуковой сигнал

+

+

+

5.

Ограничители рабочих движений:

- механизма подъема ГЗО в его крайних верхнем и нижнем положениях;

- ограничитель механизма изменения вылета;

- ограничитель механизма передвижения крана;

- ограничитель механизма передвижения грузовой тележки;

а также должны быть установлены при необходимости ограничения хода любого механизма:

- поворота;

- выдвижения телескопических секций стрелы;

- подъема кабины.

+

+

+

штабел

+

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Ограничитель перекоса.

КК, МП

-

-

7.

Реле обрыва фаз.

+

+

+

8.

Блокировка люка, двери.

+

+

-

9.

Указатель грузоподъемности.

+

+

10.

Указатель угла наклона крана (креномер, сигнализатор)

+

11.

Анемометр

КК>16 м

Н>15 м

12.

Противоугонные устройства.

КК

+

13.

Буферные устройства.

+

+

14.

Опорные детали.

+

+

-

15.

Упоры.

-

+

+

16.

Ключ-марка.

+

17.

Ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов на безопасном расстоянии от крана до проводов ЛЭП.

+

Раздел 3. Грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах - Все для МГСУ - Учебный портал для студентов.

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах

Безопасность труда на объектах городского строительства и хозяйства при использовании кранов и подъемников.Учебно-методическое, практическое и справочное пособие.Авторы: Ройтман В.М.,  Умнякова Н.П., Чернышева О.И.Москва 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

3.3. Обеспечение безопасности труда в опасных зонах работы кранов и подъемников.3.3.1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах.     Приборы и устройства безопасности предназначены для автоматического отключения агрегатов и механизмов крана при отклонении какого-либо параметра, характеризующего режим работы оборудования, за пределы допустимых значений.К основным приборам и устройствам безопасности, устанавливаемым на грузоподъемных кранах, относятся (рис. 3.7):
  • ограничители грузоподъемности (грузового момента);
  • ограничители вылеты стрелы;
  • концевые выключатели;
  • ограничители подъема крюка;
  • ограничители поворота вращающейся части крана;
  • анемометр;
  • противоугонные устройства, выносные опоры, тормоза, ограждение, галереи, площадки и лестницы.
     Ограничитель передвижения башенного крана предназначен для автоматического отключения привода механизма крана при подходе его к движущимися частями установленных ограничений. Для этой цели служит концевой выключатель 10 (рис.3.9.). При подходе крана до ограничения пути его движения рычаг концевого выключателя 10 достигает инвентарной путевой линейки 11 (рис.3.7.) и происходит отключение двигателя.     Ограничители передвижения крана должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения происходило на расстоянии не мене тормозного пути до тупикового упора.

     Для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана на концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5м) должны быть установлены тупиковые упоры 12 (рис.3.7.).

     Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным. При установке тупиковых упоров необходимо учитывать расстояние от концов пути, габариты тупиковых упоров, расстояние между спаренными тупиковыми упорами для тяжелых кранов и расстояние между тупиковыми упорами и габаритами крана, находящегося на крайней стоянке у тупикового упора.

     Ограничители вылета стрелы служат для автоматического отключения механизма обеспечивающего изменение вылета стрелы 5 (рис.3.7.) при достижении стрелой максимального или минимального рабочего вылета.

     Ограничитель высоты подъёма крюка 3, 4 (рис. 3.7.) служит для автоматического отключения механизма подъёма крюка при подходе его к верхнему крайнему положению. Этот ограничитель состоит из выключателя 4 и груза 3 с двумя направляющими скобами, в которые заведены ветви грузового каната. Когда грузовая подвеска упирается в груз 3 и поднимает его, освобожденный от груза рычаг выключателя 4, размыкает контакты электрического питания механизма подъёма крюка.     Ограничитель поворота 7 (рис.3.7.) вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращение поворотной части крана в одну сторону более двух раз, в целях предотвращения обрыва токоведущих проводов, когда одни концы этих проводов закрепляются на ходовой раме, а другие – на поворотной части крана.     Анемометр 1 (рис.3.7.) предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой работа прекращается, и включаются аварийные устройства. Анемометр 1 соединен с приборной панелью в кабине крановщика. Система световой и звуковой сигнализации 6 реагирует на увеличение силы ветра до предельно допустимой величины и на превышение скорости ветра допустимой величины.

Рис. 3.7. Приборы и устройства, обеспечивающие безопасную работу башенного крана.1 – анемометр; 2 - датчик – усилий ограничителя грузоподъёмности; 3 – груз ограничителя подъёма крюка; 4 – выключатель ограничителя высоты подъёма крюка; 5 – датчик угла подъёма стрелы; 6 – звуковой сигнал; 7 – концевой выключатель ограничителя поворота башни; 8 – панель сигнализации ограничителя; 9 – релейный блок ограничителя грузоподъёмности; 10 – концевой выключатель ограничителя передвижения крана; 11 – инвентарная путевая линейка; 12 – тупиковый упор.

Просмотров: 28215 / Добавил: mgsu / Дата: 07.09.2011 / Комментарии: 0
Всего комментариев: 0

Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?

· ограничитель грузоподъемности;

· ограничители рабочих движений для автоматической остановки механизмов подъема грузозахватного органа в его крайнем верх­

нем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;

· ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий

электропередачи (ЛЭП). Устанавливаются на стреловых кранах;

· регистратор параметров работы крана;

· координатная защита для предотвращения столкновения с препят­ствиями в стесненных условиях работы. Устанавливается на стре­ловых и башенных кранах;

· звуковой сигнал;

· указатель грузоподъемности, соответствующей вылету;

· указатель угла наклона крана (креномер).Устанавливается на стреловых кранах;

· анемометр — указатель скорости ветра, автоматически включа­ющий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана. Устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах;

· противоугонные устройства. Устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе. В качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и кли­новые упоры.

ВНИМАНИЕ! Категорически запрещается работа крана при неисправных или отключенных приборах безопасности.

В каком случае ограничитель грузоподъемности выключает механизмы крана?

Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъем­ности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема и изменения вылета. Отключение происходит при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вы­лета:

более чем на 15 % — для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т•м включительно;

более чем на 10 % — для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т•м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничи­тель грузоподъемности таких кранов не должен допускать перегруз­ку более чем на 25 %.

После срабатывания ограничителя грузоподъемности возможно опу­скание груза и уменьшение вылета.

Как работает ограничитель механизма подъема?

Ограничитель механизма подъема груза предназначен для автомати­ческой остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозах­ватного органа.

Рис. 2.9. Устройства безопасности кранов:

а — ограничитель механизма подъема; б — указатель грузоподъемности; 1 — крюковая подвеска; 2 — груз; 3 — концевой выключатель; 4 — стрела; 5 — шкала; 6 — стрелка

Ограничителем является концевой выключатель 3 (рис. 2.9, а), элект­рические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза 2. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска 1 поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъема.

Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не ме­нее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъем он может быть включен на опускание.

Как определить грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета?

Согласно производственной инструкции стропальщик должен уметь определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зави­симости от вылета и положения выносных опор.

На кранах с гибкой подвеской стрелового оборудования указатель грузоподъемности (рис. 2.9, б) устанавливают в нижней части стрелы 4. Такой указатель имеет стрелку 6, которая всегда располагается в вер­тикальном положении независимо от угла наклона стрелы. Стрелка указывает значение грузоподъемности на шкале 5, соответствующее данному вылету и положению выносных опор.

Современные стреловые краны с жесткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъемности, который располагает­ся в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъемность крана на данном вылете у крановщика.

Приборы и устройства безопасности кранов

Категория:

   Грузоподъемные краны предприятий

Приборы и устройства безопасности кранов

С целью предупреждения самопроизвольного движения козлового крана (работающего на открытом воздухе) по рельсовому пути под действием силы ветра или его повреждения кран оборудуют противоугонными устройствами. Под противоугонным устройством понимают механизм, предназначенный для удержания крана на месте стоянки при воздействии ветра (ГОСТ 1451—77).

По принципу действия противоугонные захваты разделяют на стопорные (фиксаторы), соединяющие кран с неподвижной опорой посредством закладных деталей, крюков и выдвижных упоров; остановы (нажимного типа), действие которых основано на создании сил трения между головкой рельса и заторможенным колесом крана, и клещевые, зажимающие своими рабочими поверхностями боковые грани головки рельса.

Рис. 99. Противоугонное устройство

Именно последние, в силу простоты конструкции и высокой надежности в работе, получили широкое применение.

По типу привода противоугонные клещевые устройства подразделяют на ручные и машинные (с электроприводом), а по характеру приложения нагрузки — на устройства с постоянным и переменным по величине усилием удержания крана и соответственно с плоскими или эксцентричными рабочими поверхностями. Устройства с ручным приводом замыкает крановщик в принудительном порядке, тогда как машинный привод предусматривает как принудительное, так и автоматическое замыкание при поступлении сигнала от анемометра.

Простая конструкция противоугонного клещевого устройства с ручным приводом, плоскими рабочими поверхностями и постоянным усилием удержания крана показана на рис. 99.

Устройство состоит из двух симметричных стальных рычагов, шарнирно соединенных серьгой и установленных на ходовой тележке крана. Нижние (короткие) концы рычагов снабжены сменными плоскими губками, взаимодействующими с боковыми гранями головки рельса, а в верхних закреплены гайки. Последние имеют правую и левую внутреннюю резьбу и связаны с ходовым винтом, при вращении которого гайки поступательно в противоположные стороны передвигаются вдоль оси винта, сжимая или разжимая крановый рельс. Ходовой винт получает вращение от привода через цепную передачу. Рабочий ход рычагов ограничивает конечный выключатель.

Для предупреждения возможного угона козлового крана ветром и его опрокидывания, а также оповещения крановщика звуковым сигналом об опасных для работы скорости (давления) ветра Правила по кранам рекомендуют устанавливать на краны грузоподъемностью более 8 т специальные приборы — анемометры (от греческих слов «анемос» — ветер и «метрео»—измеряю). При опасной для работы грузоподъемного крана скорости ветра крановщик обязан прекратить работу, отключить кран от электросети и закрепить его за рельсы кранового пути имеющимися противоугонными устройствами.

Анемометр — прибор для измерения мгновенной скорости ветра, измеряющий кроме скорости продолжительность порывов ветра, предназначен для включения аварийного звукового (светового) сигнала оповещения крановщика, а в отдельных случаях и для автоматического включения приводов противоугонных устройств.

Наибольшее распространение получил сигнальный анемометр М-95 Рижского опытного завода гидрометеорологических приборов, датчик которого измеряет силу ветра вне зависимости от направления последнего.

Для предотвращения возможных аварийных ситуаций, связанных с разрушением ходовых колес и их валов (осей), все краны оснащают опорными деталями. Опорные детали (жесткие элементы металлоконструкции) рассчитывают на наибольшую возможную нагрузку и устанавливают на расстоянии не более 20 мм от головок рельсов, что позволяет уменьшить динамические нагрузки на кран в случае разрушения деталей ходовых колес. Такими же опорными деталями оборудуют грузовые тележки кранов. Передвижные электрические тали опорными деталями, как правило, не оснащают.

Кроме опорных деталей перед ходовыми колесами кранов должны быть установлены предохранительные щитки, исключающие возможность попадания посторонних предметов под колеса и сход крана с рельсов. Зазор между предохранительными щитками и головкой рельса не должен превышать 10 мм. Иногда опорные детали и предохранительные щитки объединяют конструктивно.

В соответствии с требованиями Правил по кранам и СНиП II1-4—80 грузовые крюки кранов и чалочные стропов должны иметь предохранительные замки, предотвращающие самопроизвольную расстроповку .перемещаемого груза. Конструкции и размеры предохранительных замков регламентированы требованиями ГОСТ 12840—80. Ловители — устройства безопасности, автоматически затормаживающие и останавливающие кабину управления на колонне крана-штабелера при возникновении любой неисправности в механизме подъема груза крана. Ловители конструктивно выполнены вместе с ограничителем скорости опускания кабины и срабатывают не только при обрыве грузового каната, но и когда скорость опускания кабины управления превысит допустимую величину (1,15…1,4 от номинальной величины, но не менее 0,7 м/с).

Работа ловителя основана на создании силы трения между взаимодействующими поверхностями грузоподъемника и направляющих колонны. По конструкции различают механические ловители: клиновые, роликовые, эксцентриковые, применяемые при скорости движения кабины менее 1 м/с и обеспечивающие остановку кабины (посадку на ловители). Во избежание аварийных ситуаций при попытке установки груза в занятую ячейку стеллажа применяют различные устройства в виде щупа или выдвижного рычага, воздействующего на конечный выключатель при натыкании на ранее установленный груз, отключающего механизм выдвижения грузозахватного устройства и возвращающего его в исходное положение. На пульт оператора поступает соответствующий сигнал,на основании которого оператор переадресовывает груз.

В открытых и полуоткрытых кабинах комплектовочных стеллажных кранов-штабелеров, не имеющих передней стенки и дверей, необходимо фиксировать положение крановщика, работающего стоя, в пределах пола кабины во время выполнения краном рабочих движений. Для этого пульт управления краном выполняют из двух частей, закрепленных в кабине слева и справа. В торцы обеих рукояток управления вмонтированы блок-контакты, замыкающие цепь управления крана. Выполнение краном рабочих движений возможно только при одновременном нажатии на оба блок-контакта; при этом крановщик обязательно должен находиться между пультами управления.

Поскольку краны-штабелеры работают в интенсивном режиме, их дополнительно комплектуют различными приборами и устройствами безопасности: блокировкой, не допускающей одновременного включения механизмов выдвижения грузозахватного устройства и подъема груза (передвижения крана); устройствами, контролирующими наличие и положение груза на грузозахватном устройстве, натяжение каната ограничителя скорости опускания кабины, срабатывание ловителей и пр.

Читать далее: Основные правила подъема и перемещения грузов кранами

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Смотрите также