Паспорт безопасности объекта топливно энергетического комплекса


ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТЭК: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ОБЯЗАЛОВКА?

Федеральный закон № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» вступил в силу 1 января 2012 года. Серьёзным толчком к его разработке и принятию послужили авария на Саяно-Шушенской ГЭС и нападение террористов на Баксанскую ГЭС. Среди прочего закон предписывает каждому предприятию ТЭК разработать свой Паспорт безопасности. Что это за документ и зачем он нужен, корреспонденту нашего журнала рассказал Президент Группы компаний «Городское бюро экспертизы собственности » Игорь Гаянович ГАРИПОВ.

– Игорь Гаянович, что собой представляет Паспорт безопасности объекта ТЭК, какую информацию он содержит?

– Паспорт безопасности, разрабатывающийся для объекта топливно-энергетического комплекса, – это документ, который отражает реальное состояние системы безопасности объекта и её соответствие требованиям современного законодательства. В Паспорте содержится следующая информация об объекте: размер территории, какие здания и сооружениях там находятся; об опасных веществах, обращающихся на объекте; о том, как организована охрана и защита объекта, какие для этого используются инженерно-технические средства. Кроме того, в нём прописывается категория объекта по степени его опасности – низкая, средняя либо высокая, а также перечисляются мероприятия, направленные на повышение уровня защищённости объекта, которые планируется осуществить. К Паспорту прилагаются графические материалы – план территории объекта, где обозначены его критические элементы, план охраны и обороны, где наносятся сведения о расположении сил охраны объекта, возможные направления проникновения нарушителей, места их укрытия, маршруты отхода, рубежи перехвата нарушителей силами охраны и т.п.

– То есть, если до этого охрана объекта ТЭК была организована, скажем так, не очень серьёзно, то теперь для получения Паспорта этому предприятию волей- неволей придётся обращаться в структуру, специализирующуюся на безопасности, для усиления охраны объекта, закупать дополнительно средства охраны. Похоже, что требование обязательной разработки предприятиями ТЭК Паспорта безопасности пролоббировали представители именно этих структур?

– Охране предприятий ТЭК и раньше уделялось повышенное внимание. Ведь топливно-энергетический комплекс включает в себя стратегически важные для национальной безопасности объекты, надёжная работа которых обеспечивает население нашей огромной страны электроэнергией и теплом, а значит, влияет практически на все сферы жизни. Другое дело, что был период, когда об этом как-то подзабыли, и именно на безопасности стали экономить. Но ряд печальных событий, произошедших не только на наших, российских объектах ТЭК, но и за рубежом, заставили нас вспомнить слегка подзабытое. Именно поэтому в 2011 году Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», направленный на повышение защищённости объектов ТЭК за счёт выполнения ряда требований, одним из которых как раз и является разработка Паспорта безопасности. Данная работа направлена именно на выявление слабых мест и недостатков существующих систем безопасности, что в дальнейшем позволит их реконструировать и модернизировать. И делается это отнюдь не из-за лоббирования коммерческих интересов фирм-производителей различных инженерно-технических систем охраны или предоставляющих охранные услуги. В первую очередь преследуется цель комплексного охвата каждого объектов ТЭК системой безопасности, предотвращающей любую возможности незаконного проникновения, начиная от ограждения территории, и заканчивая информационной безопасностью компьютерных сетей и многими организационными моментами. Поэтому наличие на объекте качественно разработанного Паспорта безопасности позволит минимизировать любые риски наиболее целесообразным способом. И в этом заинтересованы все, в том числе и мы с вами.

– Скажите, Игорь Гаянович, а сам субъект ТЭК может разработать Паспорт безопасности или в любом случае необходимо обращаться в бюро экспертизы?

– Да, разработать Паспорт субъект топливно-энергетического комплекса может самостоятельно или с привлечением на договорной основе сторонней организации, имеющей лицензию ФСБ РФ на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Но чаще всего руководство таких предприятий предпочитают доверить разработку Паспорта безопасности профессионалам, то есть организациям, имеющим не только необходимые допуски и лицензии, но и опыт работ по составлению аналогичных документов.

– Как долго разрабатывается и оформляется Паспорт безопасности?

– Разработка Паспортов безопасности объекта ТЭК состоит из нескольких этапов. Сначала мы проводим детальное обследование объекта. На этом этапе необходимо выявить критические элементы, т.е. потенциально опасные зоны или участки, вероятность совершения акта незаконного вмешательства (АНВ), действие которых приведёт к прекращению нормального функционирования объекта ТЭК, его повреждению или к аварии. Далее, для каждого критического элемента рассматриваются различные сценарии совершения АНВ, которые могут быть осуществлены как с участием взрывчатых веществ, так и в результате чисто технического вмешательства в работу объекта. При этом учитывается как возможность совершения такого действия одним злоумышленником, например, из числа персонала, так и вторжение группы злоумышленников на территорию объекта и совершение ими неправомерных действий.

Затем, следуя стандартной процедуре, осуществляется расчёт последствий в результате совершения взрывов различной силы. Для этого используется специализированное программное обеспечение, которое позволяет определить мощность взрывной волны, а также степени разрушения тех или иных конструкций, количество погибших и пострадавших в зависимости от этой мощности. И уже на основе полученных данных оценивается возможный ущерб.

Полученное максимальное значение ущерба и количество пострадавших является основой для присвоения объекту ТЭК категории по степени его опасности. Это один из наиболее важных моментов в разработке Паспорта, к которому мы относимся предельно внимательно. Здесь не должно быть ошибок, так как присвоенная категория будет определять степень защищённости, которую впоследствии владелец объекта должен будет обеспечить. Результатом первого этапа является оформление Акта категорирования объекта ТЭК. К Акту категорирования прилагается расчётно-пояснительная записка, содержащая все этапы производимых расчётов, представленные в виде таблиц и графиков, из которых следуют закономерные выводы.

Следующим этапом является составление Акта обследования. В этом документе излагается подробная информация и проводится глубокий качественный анализ организации охраны на объекте – структура охраны, организация пропускного режима, сведения об инженерно-технических средствах – сигнализации, системе видеонаблюдения, связи, освещения и тому подобные вопросы. В процессе такого обследования проверяется соответствие качества охраны объекта требованиям Федерального закона «О безопасности объектов ТЭК» и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. №458. По результатам анализа выявленных несоответствий составляется перечень мероприятий, направленных на совершенствование защиты объекта до требуемого законодательством уровня. Затем на основе Акта категорирования и Акта обследования составляется сам Паспорт.

– И всё же, каковы конкретные сроки составления Паспортов безопасности объектов ТЭК?

– Сроки выполнения работы зависят от категории объекта, т.е. чем выше категория, тем больше предусмотрено на объекте мероприятий и технических систем, которые должны быть учтены при составлении Паспорта и актов. Конечно, при большом объёме работы привлекаются дополнительные специалисты, что позволяет ускорить скорость работы, но в среднем, время выполнения такой услуги – от одного месяца до полугода с учётом всех согласований на каждом этапе разработки всего пакета документов.

– Скажите, пожалуйста, Игорь Гаянович, могут ли возникнуть сложности в процессе разработки Паспортов, и какие документы должно предоставить руководство предприятия, обратившегося в ГБЭС с просьбой о его разработке?

– Основная сложность – сбор исходной информации об объекте. Это самая кропотливая и ёмкая часть работы. Для обследования и сбора необходимых сведений наши специалисты всегда выезжают непосредственно на объекты, чтобы получить информацию из первых уст, т.е. увидеть обустройство различных охранных систем, пообщаться с персоналом, ответственным за безопасность объекта, собрать необходимые документы. Как правило, мы запрашиваем, при наличии, декларации промышленной безопасности, паспорта безопасности опасных объектов, паспорта антитеррористической защищённости, результаты анализа уязвимости, договора с охранными службами, обслуживающими организациями, арендаторами и т.д. Главное, что здесь помогает, это качественно составленные опросники, чтобы не упустить из вида ни одной детали.

– Несут ли какую-либо ответственность руководители предприятий ТЭК, у которых отсутствует Паспорт безопасности?

– Да, несут. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют Паспорта безопасности объектов ТЭК, согласно положений ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Согласно этому закону, отсутствие Паспорта безопасности объекта ТЭК является правонарушением. В случае его выявления ответственное лицо наказывается, в соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса влечёт за собой наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трёх лет.

– Спасибо большое, Игорь Гаянович, за содержательную беседу и за предоставленную вами нашим читателям информацию!

Группа компаний «ГБЭС»107076, г. Москва, Колодезный пер., д. 3, стр. 23тел: +7 (495) 781 5929+7 (495) 665 0289 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.www.gbes.ru

Паспорт безопасности тэк

Разработка и согласование Паспортов безопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК)

 Консалтинговая компания БКО специализируется на разработке паспортов безопасности, в том числе и паспортов безопасности ТЭК.

Данный документ представляет собой содержание данных на объекте ТЭК об обеспечении антитеррористической защищенности и плана мероприятий. Данный документ разрабатывают специалисты специализирующиеся на работе в топливно-энергетической сфере.

Мы готовы оказать Вам содействие в разработке и согласовании данного паспорта безопасности объекта ТЭК.

Сроки и этапы разработки документа:

  1. Получение исходных данных и разработка– до 45 рабочих дней;
  2. Согласование – до 30 рабочих дней;

При разработке паспортов безопасности наши специалисты руководствуются следующими нормативно-правовыми документами:

  • ФЗ от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму»
  • ФЗ от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
  • Указ Президента Российской Федерации от 13.09.2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»
  • Приказ Минпромторга России от 03.03.2009 г. №94 «Об утверждении рекомендаций по антитеррористической защищенности объектов промышленности»
  • Постановление Правительства РФ от 5.05.2012. № 458 «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно – энергетического комплекса»;
  • Постановление Правительства РФ от 5.05.2012. № 459 «Об утверждении положения  об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно – энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования»;
  • Постановление Правительства РФ от 5.05.2012. № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно – энергетического комплекса».

Практический опыт и особенности разработки Паспорта безопасности ТЭК. Правильно и надежно.

Что будет содержать документ?

В первом разделе паспорта безопасности содержатся общие сведения об объекте, такие как:

—        Основная территория

—        Объекты вне основной территории

—        Сведения о персонале объекта

—        Режим работы объекта

—        Первоначальная балансовая стоимость ОПФ

—        Износ ОПФ

—        Наличие на объекте подразделения по защите государственной тайны и соблюдение требований режима секретности

—        Характеристика местности и природно-климатические условия

—        Наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий

—        Размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям

—        Сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте

Заполнение первого раздела паспорта безопасности как правило не вызывает вопросов, Дальнейшие разделы как правило вызывают затруднение без обладания определенными знаниями и навыками.

Раздел 2. Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта включает 3 подпункта.

Первая таблица содержит следующие данные – наименование производственно-технологического процесса, наименование потенциально-опасного участка объекта, количество работающих, конструктивные и технологические элементы, характер возможной чрезвычайной ситуации.

К потенциально опасным участкам ТЭК относятся объекты ТЭК, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению ЧС с опасными социально-экономическими последствиями.

Потенциально опасные участки ТЭК — объекты ТЭК (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению ЧС с опасными социально-экономическими последствиями.

 В качестве примера заполнения таблицы рассмотрении такой производственно-технологический процесс как мазутное хозяйство, соответственно потенциально опасный участок – мазутонасосная, количество работающих – условно 2, конструктивные и технологические элементы – насосы, трубопроводы и т.д.

Критерии категорирования объектов ТЭК

Характер возможной чрезвычайной ситуации для каждого потенциально опасного участка определяется по показателям возможных последствий. В таблице первые 2 строки приведены в соответствии с проектом постановления правительства РФ. На третьей строке проведена аналогия с классификацией ЧС, принятая в постановлении Правительства РФ от 21.05. 2007 г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Второй подпункт раздела 2 модели нарушителя.

Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта.

Модель нарушителя характеризуется:

  • типом нарушителя (внутренний, внешний)
  • целями, которые могут преследовать нарушители каждого типа (захват заложников, взрыв)
  • мотивацией действий (идеологические соображения, материальная выгода, шантаж, психотропные вещества)
  • количественным составом (террористическая группа (3-20 чел.), групповой нарушитель (2 чел), одиночный нарушитель)
  • вооружением и оснащенностью
  • осведомленностью о технологических особенностях объекта, его уязвимых местах и системах физической защиты
  • квалифицированностью и подготовленностью участников к совершению террористического акта
  • тактикой действий и сценариями совершения ТА (насильственная, обманная,  скрытная, комбинированная)
  • способами проникновения и передвижения по территории объекта

В качестве примера можно привести внешнего нарушителя — специально подготовленный террорист-смертник, не имеющий санкционированного доступа на территорию объекта. Целью такого нарушителя является совершение террористического акта. Данный тип нарушителя руководствуется идеологическими или религиозными мотивами и может действовать под воздействием психотропных препаратов.

Такой нарушитель характеризуется:

− низким уровнем осведомленности о системе физической защиты объекта и его критических элементах, однако, не исключается возможность того, что данный нарушитель действует по заранее спланированному сценарию;

− высокой вероятностью наличия огнестрельного оружия;

− наличием взрывного устройства, предназначенного для совершения террористического акта;

− низкой вероятностью использования автотранспорта;

− высокой подготовленностью к преодолению физических барьеров.

Наиболее вероятная тактика действий — скрытное или обманное (с использованием поддельных документов) проникновение на территорию объекта к предметам охраны. Рекомендуется исходить из того, что нарушитель готов к самопожертвованию.

Анализ уязвимости производственно-технологического процесса и выявление критических элементов объекта

После определения потенциально опасных участков приступаем к выявлению критических элементов объекта.

Критические элементы объекта ТЭК — потенциально опасные элементы (участки) объекта ТЭК, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта ТЭК, его повреждению или к аварии на объекте ТЭК

Критические элементы объекта выявляются из общего числа потенциально опасных участков в следующем порядке:

− проводится оценка критических элементов по масштабу ЧС;

− оценивается взаимовлияние критических элементов друг на друга;

− выявляются совокупности критических элементов по принципу территориальной близости, которые рассматриваются как единый критический элемент;

− исследуется уязвимость критических элементов в террористическом отношении;

− проводится сравнительный анализ всех критических элементов объекта по максимальной опасности и уязвимости;

− наиболее опасные по масштабу ЧС и уязвимые в террористическом отношении критические элементы заносятся в таблицу.

Оценка времени террористического акта

Проверка эффективности охраны объекта и его критических элементов заключается в проверке выполнения тактической задачи по предотвращению террористического акта по отношению к критическим элементам и проводится путем временного анализа действий сил охраны и нарушителя.

Тактическая задача по пресечению ТА достигается при выполнении условия время действий группы немедленного реагирования меньше чем время действий нарушителя.

Время действий нарушителя (Тн) складываются из следующих составляющих:

Тн =Тпреод + Тдвиж +Тта

Тпреод — время преодоления запретной зоны периметра (после появления сигнала тревоги)

Тдвиж — время движения к критическому элементу

Тта — время подготовки ТА

Общее время действий группы немедленного реагирования (ГНР) определяется:

Т0=Тсбор+Тдвиж+Тблок

Т0 — общее время действий охраны

Тсбор  — время сбора и вооружения

Тдвиж — время движения ГНР от места дислокации до критического элемента

Тблок — время, необходимое ГНР для прикрытия критического элемента

Тактическая задача по пресечению ТА достигается при выполнении

условия:

Тн > Т0

Раздел 3 паспорта безопасности —  Оценка социально-экономических последствий террористического акта на объекте

Людские потери для выявленных критических элементов объекта оцениваются по зонам поражения возможных аварий.

Второй подпункт третьего раздела экономический ущерб.

Основными показателями собственного экономического ущерба являются:

  • величина ущерба в абсолютных величинах основным производственным фондам объекта в целом, в том числе зданиям (сооружениям) и оборудованию
  • потери прибыли от недовыпуска продукции
  • стоимость потерь готовой продукции
  • стоимость потерь материальных ресурсов и производственных запасов
  • стоимость выплат и доплат рабочим и служащим за время простоя объекта или отдельных его звеньев
  • стоимость утраченных нематериальных активов, научно-технической документации, программно-математического обеспечения ЭВМ
  • потери, связанные с изменением качества (товарного вида) продукции
  • затраты на ликвидацию ЧС и ее последствий на объекте
  • стоимостная оценка ущерба, причиняемого окружающей среде
  • стоимость мероприятий по ликвидации последствий ЧС и по восстановлению окружающей среды

В качестве составляющих ущерба принято учитывать:

− собственный экономический ущерб;

− сторонний экономический ущерб.

Для определения показателей экономического ущерба используются такие документы и исходные данные как производственная мощность объекта по выпуску продукции заданной номенклатуры по валу и по каждому виду продукции, балансовая стоимость всего объекта и каждого из его элементов, характеристика полей поражающих факторов пожаров при горении различных материалов, продолжительность восстановления объекта в зависимости от объемов строительно-монтажных работ, затраты  на восстановление здоровья, а также денежные и иные компенсации людям, пораженным в ЧС в результате террористического акта.

Раздел 4. Присвоение объекту категории по степени потенциальной опасности.

Категория объекта по степени потенциальной опасности (высокая, средняя или низкая в соответствии с проектом постановления правительства) определяется по наивысшему показателю.

Разделы 5,6,7 содержат данные об организации охраны, пропускного режима, наличии и характеристиках пожарной, охранной сигнализации, системе видеонаблюдения и т.д.

Раздел 8. Оценка антитеррористической защищенности.

Целью проведения работ по данному разделу является анализ и оценка достаточности защиты объектов для определения способности системы физической защиты объекта противостоять принятым для данного типа объекта угрозам и действиям нарушителей.

Оценка антитеррористической защищенности

Рубежи защиты (задержания) это:

  1. замкнутые ограждения периметра объекта, проходы и проезды через которые оснащены укрепленными в инженерном отношении контрольно-пропускными пунктами
  2. замкнутые ограждения внутренних охраняемых зон открытых производственных площадок, проходы и проезды через которые оснащены круглосуточными постами охраны, защищенными от стрелкового оружия
  3. внешние наружные стены и перекрытия капитальных зданий и сооружений, защита окон и оконных проемов, укрепленные двери и дверные проемы, защита технологических отверстий коммуникаций, в том числе шахты лифтов, вентиляции, канализации и т.п.
  4. капитальные стены и перекрытия внутренних охраняемых зон зданий и сооружений, защита окон и оконных проемов, укрепленные двери и дверные проемы, защита технологических отверстий коммуникаций
  5. сторожевые собаки на подвижной привязи, используемые для создания дополнительного рубежа защиты периметра объекта
  6. укрепленные места развертывания сил быстрого реагирования (будка, окоп, бронеколпак, огневая точка и т.п.), которые предназначены для прикрытия подходов к проходам во внутренние охраняемые зоны (ворота, двери)

К рубежам обнаружения относятся:

  1. периметральная сигнализация
  2. охранная сигнализация, в том числе охранно-пожарная
  3. система видеонаблюдения
  4. система охранного освещения
  5. система управления и контроля доступа
  6. устройства обнаружения несанкционированного проноса (провоза) металлических предметов, взрывчатых веществ, ядерных или радиоактивных материалов

Существует 3 основных способа предотвращения террористического акта

  1. прикрытие то есть развертывание сил реагирования охраны в месте проникновения к критическому элементу до момента появления там нарушителей
  2. сдерживание действия сил охраны, препятствующие прорыву нарушителей к своим целям до прибытия основных сил правоохранительных органов, в том числе войсковых.
  3. поиск, захват или ликвидация нарушителей

Мероприятия по защите критических разных уровней защищенности элементов

Объект считается защищенным при выполнении следующих условий:

1) для всех критических элементов выполняются требуемые мероприятия по защите в соответствии с установленными для них уровнями защищенности;

2) для критических элементов в соответствии с установленными для них уровнями защищенности выполняется задача предотвращения несанкционированных действий силами охраны.

Приложения к паспорту

1. Ситуационный план объекта с обозначением его критических элементов (коммуникации, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений или их частей), содержащий все изменения его строительной части

2. План и схема охраны объекта с указанием контрольно-пропускных пунктов, постов охраны, инженерно-технических средств и уязвимых мест

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса

Паспорт безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, включенного в реестр объектов ТЭК в Минэнерго и в реестр ОПО в Ростехнадзоре. 

Объекты ТЭК – это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения (склады ГСМ и т.п.), тепло- и газоснабжения.

Паспорта безопасности объектов ТЭК разрабатываются на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 г. № 459 «Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования» и в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

На объект ТЭК разрабатывается единый Паспорт безопасности (включается в реестр), если все расположенные на его территории здания, строения, сооружения и наружные установки находятся на праве собственности (ином законном основании) у одного лица. В обратном случае рекомендуется разрабатывать паспорт на каждый объект ТЭК отдельно. 

Порядок внесения объекта в реестр Минэнерго и получения Паспорта безопасности ТЭК

Для получения Паспорта безопасности объектов ТЭК (а также включения в реестр объектов ТЭК) необходимо пройти следующие этапы:

  • формирование уполномоченным органом исполнительной власти (УОИВ) субъекта РФ перечня объектов, подлежащих  категорированию;
  • проведение и рассмотрение на заседании антитеррористической комиссии (АТК) субъекта РФ перечня объектов,  подлежащих  категорированию;
  • представление АТК перечня объектов ТЭК на утверждение высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • утверждение перечня объектов высшим должностным лицом субъекта РФ;
  • направление УОИВ уведомления о включении объектов ТЭК в перечень объектов ТЭК, подлежащих категорированию;
  • получение субъектом ТЭК уведомления о включении объекта в перечень объектов ТЭК, подлежащих  категорированию;
  • формирование комиссии по категорированию объекта;
  • проведение и присвоение комиссией категории опасности объекта ТЭК;
  • оформление акта категорирования.
  1. Обследование объекта по антитеррористической защищенности:
  • оценка комиссией антитеррористической защищенности объекта;
  • оформление акта обследования;
  • представление актов обследования в АТК субъекта РФ (в 3 экз.) и в Минэнерго РФ (в 4 экз.).
  1. Формирование по результатам оценки АТК плана (задания) на проектирование (перевооружение, реконструкцию, модернизацию) инженерно-технических средств защиты объекта.
  2. Оформление по результатам категорирования и обследования Паспорта безопасности объекта ТЭК.
  3. Оформление приложения к Паспорту: план и схемы охраны, а также ситуационный план объекта.
  4. Оформление плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности.
  5. Согласование Паспорта с АТК субъекта РФ.
  6. Утверждение Паспорта руководителем субъекта ТЭК.
  7. Руководитель субъекта ТЭК уведомляет в письменной форме УОИВ с копией паспорта (в течение 5 дней со дня утверждения).
  8. УОИВ направляет в Минэнерго уведомление о включении (или внесения изменений) категорированного объекта в реестр объектов ТЭК  (в течение 5 дней со дня согласования с АТК).
  9. Минэнерго РФ направляет уведомление руководителю субъекта ТЭК о включении объекта в реестр (в течение 5 дней с момента его внесения в реестр).

Необходимой документацией на разработку Паспорта безопасности ТЭК является акт обследования и акт категорирования. Это одно из основных отличий Паспорта безопасности ТЭК от паспорта безопасности ОПО.

Согласование и утверждение Паспорта безопасности ТЭК

Паспорт безопасности ТЭК утверждается руководителем субъекта ТЭК по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте РФ (антитеррористическая комиссия субъекта).

Срок действия паспорта безопасности ТЭК

Каждые 3 года субъект ТЭК  обязан уведомлять в письменной форме территориальный орган МВД РФ по субъектам РФ, а также соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел РФ, об отсутствии оснований для проведения актуализации Паспорта безопасности. 

Актуализация Паспорта безопасности осуществляется при изменении:

  • основного вида деятельности объекта;
  • общей площади и периметра территории объекта;
  • количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте;
  • моделей нарушителей в отношении объекта;
  • базовых угроз для критических элементов объекта;
  • компонентов организации охраны и защиты объекта.

Паспорт безопасности объектов ТЭК

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон № 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».Согласно положения п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ) на каждое предприятие топливно-энергетического комплекса (ТЭК) должен быть составлен Паспорт безопасности объекта ТЭК.Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта ТЭК и план мероприятий об обеспечении антитерроритсической защищенности объекта.Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах.В Паспорте содержится следующая информация об объекте:1) характеристика объекта,2) возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства;3) организация охраны и защиты объекта, используемые инженерно-технические средства;4) категория объекта по степени его опасности – низкая, средняя, либо высокая;5) мероприятия, направленные на повышение уровня защищённости объекта, которые планируется осуществить;6) графические материалы – план территории объекта, где обозначены его критические элементы, план охраны и обороны, где наносятся сведения о расположении сил охраны объекта, возможные направления проникновения нарушителей, места их укрытия, маршруты отхода, рубежи перехвата нарушителей силами охраны и т.п.Разработка Паспортов безопасности объекта ТЭК состоит из нескольких этапов:1) обследование объекта для выявления критических элементов, т.е. потенциально опасных зон или участков, вероятность совершения акта незаконного вмешательства, действие которых приведёт к прекращению нормального функционирования объекта ТЭК, его повреждению или к аварии.2) рассмотрение различных сценариев совершения актов незаконного вмешательства. При этом учитывается возможность совершения такого действия одним злоумышленником (например, из числа персонала), а также вторжение группы злоумышленников на территорию объекта и совершение ими неправомерных действий.3) расчёт последствий в результате совершения взрывов различной силы. На основе полученных данных оценивается возможный ущерб.4) присвоения объекту ТЭК категории по степени его опасности с оформлением Акта категорирования объекта ТЭК.5) составление Акта обследования. В этом документе излагается подробная информация и проводится глубокий анализ организации охраны на объекте – структура охраны, организация пропускного режима, сведения об инженерно-технических средствах – сигнализации, системе видеонаблюдения, связи, освещения и тому подобные вопросы. В процессе такого обследования проверяется соответствие качества охраны объекта требованиям Федерального закона «О безопасности объектов ТЭК» и Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 458.6) составление перечня мероприятий, направленных на совершенствование защиты объекта до требуемого законодательством уровня.7) составление Паспорта безопасности объекта ТЭК.8) согласование разработанного Паспорта.Разработка паспорта безопасности объекта, регулируется следующими нормативными актами:1) Федеральный закон № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» (в ред. от 31.12.2014 г. № 505-ФЗ);2) Федеральный закон № 256-ФЗ от 21.07.2011 г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ);3) Указ Президента Российской Федерации от 13.09.2004 г. № 1167 «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»;4) Приказ Минпромторга России от 03.03.2009 г. № 94 «Об утверждении рекомендаций по антитеррористической защищенности объектов промышленности»;5) Постановление Правительства РФ от 05.05.2012. № 458 «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно – энергетического комплекса»;6) Постановление Правительства РФ от 05.05.2012. № 459 «Об утверждении положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно – энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования»;7) Постановление Правительства РФ от 05.05.2012. № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса» (в ред. от 16.04.2015 г.).


Смотрите также