Радиационная безопасность на предприятии


3 Основные принципы организации обеспечения радиационной безопасности в отрасли и на предприятиях

3.1 В соответствии с НРБ-99 главной целью радиационной безопасности при использовании атомной энергии на предприятиях судостроительной промышленности является охрана здоровья персонала и населения от вредного воздействия ионизирующего излучения путем соблюдения основных принципов и норм радиационной безопасности без необоснованных ограничений полезной деятельности предприятий и персонала.

Радиационная безопасность персонала считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные законодательством Российской Федерации, федеральными и ведомственными нормативными документами и настоящим Руководством.

3.2 Для обеспечения радиационной безопасности персонала необходимо руководствоваться следующими основными принципами:

3.2.1 Принцип нормирования – не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения персонала от всех источников излучения.

3.2.2 Принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным облучением.

3.2.3 Принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника излучения.

3.3 Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности в судостроительной промышленности осуществляется федеральным органом исполнительной власти – Федеральным агентством по промышленности (далее Роспром), специально уполномоченным на это Правительством Российской Федерации.

3.4 Радиационная безопасность в судостроительной промышленности обеспечивается:

3.4.1Управлением судостроительной промышленности Роспрома путем:

- проведения государственной научно-технической, инвестиционной и структурной политики в области использования атомной энергии;

- осуществления централизованного управления подведомственными предприятиями в области обеспечения радиационной безопасности;

- организации выполнения предприятиями мер по обеспечению РБ ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных веществ в процессе разработки, испытания, эксплуатации, утилизации ЯЭУ;

- разработки нормативных документов по безопасности в области использования атомной энергии по видам деятельности, осуществляемым предприятиями судостроительной промышленности;

- контроля на предприятиях состояния обеспечения РБ ядерных установок, радиационных источников, радиоактивных веществ;

- признания Роспромом пригодности предприятий (соискателей лицензий) эксплуатировать ядерную установку, радиационный источник или пункт хранения и осуществлять собственными силами или с привлечением других организаций деятельность по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, а также деятельность по обращению с ЯМ и РВ;

- согласования заявлений предприятий, находящихся в ведении Роспрома, о выдаче или продлении срока действия лицензий на осуществление ими деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях;

- выдачи работникам предприятий разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии на ЯЭУ военного назначения;

- проведения анализа состояния РБ на предприятиях, обмена опытом и доведения до предприятий законодательной и нормативной информации;

- участия в разработке и реализации федеральных целевых программ в области использования атомной энергии;

- выполнения других функций в соответствии с положением об органе управления.

Часть своих функций руководство судостроительной промышленности осуществляет через Отраслевой центр научно-методического обеспечения организации ЯРБ (ОЦ ЯРБ).

3.4.2 ОЦ ЯРБ осуществляет следующие функции в установленной сфере деятельности:

- осуществляет научно-методическое руководство деятельностью предприятий по обеспечению и контролю радиационной безопасности при выполнении работ в области использования атомной энергии;

- проводит анализ и системную оценку состояния радиационной безопасности при выполнении работ в области использования атомной энергии;

- готовит предложения по разработке нормативных документов по радиационной безопасности при выполнении работ в области использования атомной энергии;

- рассматривает и представляет на согласование Роспрому документы, обосновывающие радиационную безопасность корабельных и судовых ядерных энергетических установок.

Совместно с Роспромом участвует в работе комиссий:

- по контролю на предприятиях состояния радиационной безопасности при выполнении работ в области использования атомной энергии;

- по проверке знаний работников предприятий норм и правил по радиационной безопасности при выполнении работ в области использования атомной энергии;

- по расследованию радиационных аварий, аварийных ситуаций и инцидентов, происшедших на предприятиях при выполнении работ в области использования атомной энергии.

3.4.3 Предприятиями:

- соблюдением требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности;

- проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического и образовательного характера;

- информированием персонала о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности.

- наличием системы ответственности должностных лиц предприятий за организацию, обеспечение и контроль РБ.

3.5 Вся разрабатываемая в отрасли и на предприятиях документация по видам деятельности, на которые распространяется настоящее Руководство, должна соответствовать требованиям действующих федеральных законов и нормативных правовых актов, норм, правил и гигиенических нормативов, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, настоящего Руководства, распорядительных, инструктивных, методических и других действующих в отрасли нормативных документов в части обеспечения радиационной безопасности.

Ведомственные нормативные документы, а также нормативная, методическая и организационно-техническая документация, разработанная предприятиями отрасли и имеющая отраслевое или межотраслевое значение в части обеспечения радиационной безопасности, должна быть согласована с ОЦ ЯРБ и утверждена руководством судостроительной промышленности. После утверждения экземпляр документа должен быть предоставлен в адрес Отраслевого центра.

3.5.1 Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии вступают в силу с даты их опубликования в официальном печатном органе, если иное не оговорено в этих нормах и правилах или в постановлениях (приказах) об их утверждении. Руководство судостроительной промышленности своим приказом (распоряжением) вводит в действие федеральные нормы и правила и, при необходимости, с привлечением ОЦ ЯРБ разрабатывает перечень мероприятий по их внедрению в отрасли.

Проекты законодательных и нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также других организационно-нормативных документов по радиационной безопасности министерств и ведомств, касающиеся деятельности предприятий судостроительной промышленности, должны быть направлены руководству судостроительной промышленности на заключение. Руководство судостроительной промышленности, при необходимости, направляет данные проекты в ОЦ ЯРБ для рассмотрения и выдачи предложений по проектам представленных документов и рекомендаций по их внедрению на предприятиях.

Организационно-нормативные документы по радиационной безопасности должны быть введены в действие или внедрены в отрасли руководством судостроительной промышленности. В необходимых случаях должен быть определен перечень предприятий, на которые распространяется действие вводимого или внедряемого документа.

3.5.2 ОЦ ЯРБ разрабатывает перечень нормативных документов по обеспечению радиационной безопасности для предприятий судостроительной промышленности, которые должны использоваться предприятиями при осуществлении различных видов деятельности в области использования атомной энергии. Данный перечень может содержать также в качестве справочного материала перечень основных федеральных и ведомственных документов по промышленной, пожарной безопасности и т.д., связанных с безопасным использованием атомной энергии.

На предприятиях применительно к решаемым производственным задачам должен быть разработан свой перечень основных нормативных документов по ЯРБ, согласованный с ОЦ ЯРБ и утвержденный руководителем предприятия (организации).

3.5.3 Предприятия имеют право внедрять у себя руководящие документы по радиационной безопасности других министерств и ведомств при выполнении предприятиями работ по заказу этих ведомств.

3.6 Проведение предприятиями определенных видов работ в области использования атомной энергии должно осуществляться на основании лицензий, выдаваемых федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на это Правительством Российской Федерации.

3.7 На предприятиях, осуществляющих деятельность с использованием источников излучения, должен проводиться производственный контроль за радиационной безопасностью.

Производственный контроль за радиационной безопасностью осуществляется штатной структурой предприятия – отделом ядерной и радиационной безопасности.

3.7.1 В проектных, конструкторских и технологических организациях должен проводиться контроль за соответствием проектной документации требованиям радиационной безопасности, который осуществляется лицами (лицом), ответственными (ответственным) за радиационную безопасность или ЯРБ.

3.7.2 На предприятиях должно быть разработано, утверждено и введено в действие Положение об отделе (службе) ЯРБ (РБ) или Положение о лице, ответственном за РБ (ЯРБ), которое согласовывается с ОЦ ЯРБ.

Руководители всех структурных подразделений предприятия в вопросах обеспечения требований радиационной безопасности должны выполнять указания начальника отдела (службы) ЯРБ или лица, ответственного за РБ (ЯРБ).

Представителям отдела ЯРБ для выполнения их функциональных обязанностей по осуществлению производственного контроля за радиационной безопасностью должен быть обеспечен допуск на все радиационно-опасные объекты предприятия, помещения ЗСР и смежные помещения, в том числе на корабли и суда с ЯЭУ, суда АТО других министерств и ведомств, находящихся на территории предприятия или на которых персонал предприятия осуществляет работы в ЗСР или с источниками излучения.

3.8 На предприятии должна быть разработана, согласована с ОЦ ЯРБ и утверждена руководителем предприятия «Организационная схема обеспечения и контроля ядерной и радиационной безопасности», в которой отражается ответственность должностных лиц предприятия за организацию и выполнение требований радиационной (и ядерной - при необходимости) безопасности (приложение Б).

При этом персональная ответственность за организацию выполнения и контроля соблюдения установленных требований радиационной безопасности возлагается на руководителя предприятия.

Объем ответственности, изложенный в «Организационной схеме …», должен быть отражен в должностных инструкциях персонала.

3.9 Подготовка персонала и проверка знаний по вопросам РБ при выполнении работ в области использования атомной энергии должна проводиться в соответствии с действующим ведомственным Руководством.

Одной из важнейших задач подготовки работников предприятий в области радиационной безопасности является формирование и поддержание на высоком уровне культуры безопасности.

3.10 Устанавливаются следующие категории облучаемых лиц, подвергающихся воздействию ионизирующего излучения при осуществлении предприятиями судостроительной промышленности деятельности с применением источников излучения:

- персонал - лица, работающие с техногенными источниками излучения (группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере их воздействия (группа Б);

- все население, включая лиц из персонала, вне сферы и условий их производственной деятельности.

3.11 Для категорий облучаемых лиц устанавливаются три класса нормативов:

- основные пределы доз;

- допустимые уровни монофакторного воздействия, являющиеся производными от основных пределов доз;

- контрольные уровни.

Основные дозовые пределы и допустимые уровни устанавливаются законодательными актами и федеральными нормативными документами и приведены в соответствующих разделах НРБ-99. Контрольные уровни разрабатываются на предприятиях, выполняющих работы с источниками излучения, и согласовываются с соответствующими региональными ( № 58 и № 120) и межрегиональным (№99) управлениями Федерального медико-биологического агентства.

3.12 Организация обращения с радиоактивными отходами на предприятиях должна соответствовать требованиям действующих федеральных и ведомственных норм и правил.

3.13 Организация транспортировки радиоактивных веществ за пределами территории предприятия должна соответствовать требованиям специальных норм и правил.

3.14 На предприятиях должна быть создана и функционировать система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, соответствующая требованиям нормативных федеральных и ведомственных документов, а также должен вестись технологический учет их наличия и движения.

3.15 Регистрация доз облучения персонала должна проводиться в соответствии с единой государственной системой контроля и учета доз облучения.

3.16 В судостроительной промышленности и на предприятиях должна быть создана и функционировать ведомственная АСКРО. Порядок создания и функционирования ведомственной АСКРО определяется федеральными и отраслевыми документами.

3.17 Радионуклиды как потенциальные источники внутреннего облучения разделяются по степени радиационной опасности на четыре группы в зависимости от МЗА: А, Б, В, Г. Принадлежность радионуклида к группе радиационной опасности устанавливается в соответствии с приложением П-4 НРБ-99.

Все работы с использованием открытых ИИИ разделяются на три класса. Класс работ устанавливается по таблице 3.8.1 ОСПОРБ-99 [1] в зависимости от группы радиационной опасности радионуклида и его активности на рабочем месте.

3.18 При планировании и осуществлении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятию решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий руководством судостроительной промышленности и предприятиями должна проводиться на основании годовых отчетов по установленной в судостроительной промышленности форме оценка состояния радиационной безопасности. Годовые отчеты состояния ЯРБ предприятиями представляются в Управление судостроительной промышленности, ФМБА России и ОЦ ЯРБ.

Предприятия, ведущие работы с радиационными источниками, ежегодно заносят результаты оценки состояния радиационной безопасности в радиационно-гигиенические паспорта, один экземпляр которого представляется в ОЦ ЯРБ.

Порядок оформления и ведения радиационно-гигиенических паспортов определяется Правительством Российской Федерации.

3.19 Для всех радиационно-опасных объектов и радиационных объектов в целом должна быть определена категория объекта по его потенциальной радиационной опасности для населения. Категория объекта устанавливается на этапе его проектирования по согласованию с органами государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности. Для действующих объектов категории устанавливаются администрацией объекта по согласованию с соответствующими региональными ( № 58 и № 120) и межрегиональным (№99) управлениями ФМБА России.

Повышение квалификации «Ответственный за обеспечение радиационной безопасности на предприятии», 72 часа

Описание        Дополнительная информация

Учебный план и программа повышения квалификации по курсу «Радиационная безопасность и радиационный контроль» специализация «Ответственный за обеспечение радиационной безопасности на предприятии» рассчитаны на руководящих работников предприятий (главные инженеры, заместители главных инженеров, заместители директоров), которые впоследствии могут быть назначены приказом на должность ответственного за обеспечение радиационной безопасности.

В обязанности ответственных за радиационную безопасность входит взаимодействие с контролирующими органами (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору), составление отчетности, организация финансирования радиационной безопасности на предприятии, утверждение инструкций и другие работы, не связанные непосредственно с измерениями и работой с приборами.

Режим обучения:  

Очно/заочная форма обучения

Дистанционная форма обучения

  • Срок обучения - 72 часа.
  • Форма обучения - с отрывом от производства, без отрыва от производства.
  • Режим занятий - 8 часов в день.

Обучение по электронным материалам в системе дистанционного обучения LEARN.KursKPK.

Обучение предполагает самостоятельное изучение материалов , тестирование по результатам обучения. 

Технические требования к ПК  

Категория слушателей

Главные инженеры, заместители главных инженеров, заместители директоров

Цель программы:
Приобретение слушателями знаний об организации радиационного контроля, выполнении требований радиационной безопасности на объектах и в организациях, использующих источники ионизирующего излучения, изучение нормативно-технической документации и регламентирующих требований при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения (ИИИ).

Выдаваемые документы: удостоверение о повышении квалификации

Обучение осуществляется согласно Федеральному закону № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральному закону № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральному закону РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 г.).

Продолжительность обучения – 72 ч.

В результате освоения программы слушатели должны приобрести знания об организации радиационного контроля, выполнении требований радиационной безопасности на объектах и в организациях, использующих источники ионизирующего излучения, получить навыки работы с радиометрической и спектрометрической аппаратурой.

Виды занятий – лекции.

Квалификационный экзамен проводится в конце установленного срока обучения. При успешной сдаче квалификационного экзамена выдается удостоверение или свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

Учебный план и программа снабжены перечнем нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, списком рекомендуемой литературы.

По всем интересующим вопросам можно получить консультацию у сотрудников центра по телефону:8-800-234-18-38, (343) 302-28-38 Екатеринбург, 8-982-764-79-35 Тюмень, (3842) 75-50-53 Кемерово, 8-914-227-32-43 Якутия, 8-999-63-999-49 Краснодар.

Вы также можете скачать форму заявки и после заполнения отправить нам на e-mail: [email protected]

Кому нужно обучение по радиационной безопасности?

Обучение по радиационной безопасности с последующей проверкой является обязательным для сотрудников при работе с источниками радиационного излучения. Повышение квалификации с последующей проверкой знаний и выдачей удостоверений по радиационной безопасности проводится каждые 5 лет. Стоимость может варьироваться в зависимости от учебного центра и количества обучаемых и в среднем составляет 6500 рублей.

Радиационная безопасность представляет собой комплекс мер, целью которых выступает защита человека и окружающей среды от негативного воздействия при выполнении работ с источниками радиационного излучения на предприятиях и в организациях. В данное направление обучения также входит и радиационный контроль, основная задача которого заключается в отслеживании фактического уровня излучаемой радиации и его соответствие установленным законодательством нормативам.

Основанием для изучения данного курса выступает Закон №3-ФЗ от 09.01.1996 г «О радиационной безопасности населения». Если опираться на его требования, то во всех организациях, ведущих работу с оборудованием, являющимся источником опасного радиационного излучения, то есть осуществляющих его эксплуатацию, хранение или обслуживание, в обязательном порядке (приказом по предприятию) должно быть назначено ответственное лицо, которое помимо высшего или средне специального образования, также должно быть обучено по курсу радиационной безопасности.

Помимо вышеуказанного закона, правовое регулирование в вопросах обеспечения радиационной безопасности обеспечивается такими нормативными документами, как ОСПОРБ-99/2010 и НРБ-99/2009.

Для чего необходимо обучение по радиационной безопасности сотрудникам предприятий?

В целом, обучение необходимо предприятиям для соблюдения требований нормативных и законодательных актов РФ, обеспечения безопасности сотрудников, а также благоприятной среды с точки зрения ее экологии и пригодности для жизнедеятельности. Повышение квалификации специалистов по данному вопросу, также позволит избежать внештатных аварийных ситуаций, связанных с опасным ионизирующим излучением. Кроме того, грамотно организованная система безопасности от воздействия радиации на предприятии положительно скажется на имидже компании и поможет избежать крупных штрафов при проведении проверок государственных органов.

Стоимость данного направления обучения составляет от 6500 рублей. Продолжительность курса занимает не более 72 часов. При этом важным моментом является то, что обучение проходит дистанционно, а значит не требует отрыва сотрудников от их непосредственной производственной деятельности. Это позволяет экономить не только временные, но и финансовые затраты, возможные при вынужденном простое производства во время отсутствия на рабочем месте ключевого сотрудника.

Удостоверения по повышению квалификации по радиационной безопасности действуют 5 лет.

Сведения о требованиях, предъявляемых к слушателям курса.

Категория слушателей включает в себя лиц, получивших высшее или средне специальное образование. Как правило, это ответственные в вопросах обеспечения радиационной безопасности на предприятии либо те, кто часто контактируют с опасными приборами и оборудованием по роду своей деятельности. Это могут быть руководители и специалисты предприятий в лице инженерно-технического персонала, а также работников служб радиационной безопасности и контроля, персонал лабораторий радиационного контроля.

Также данное направление обучения будет значимым и для сотрудников медицинских учреждений (санаториев, поликлиник, больниц). Так, например, в медицинских организациях наиболее подверженными риску контакта с ионизирующими излучениями лицами являются врачи-рентгенологи, лаборанты рентгенологических кабинетов.

Помимо медицины источники излучения радиации могут эксплуатироваться в различных отраслях промышленности, например, в металлургической, горной, химической, в строительстве и т.д. На таких предприятиях наиболее часто встречающимися источниками радиационного излучения являются радиоизотопные приборы и аппараты дефектоскопии.

Основные задачи обучения.

Основной задачей, которая ставится при реализации обучающего курса по радиационной безопасности, является повышение квалификации сотрудников или актуализация и совершенствование уже имеющихся знаний в рамках присвоенной ранее квалификации.

Также к основным задачам обучения можно отнести:

  • повышение знаний сотрудников предприятий в вопросах обеспечения радиационной безопасности в целом;
  • ознакомление обучающихся с существующими способами и средствами индивидуального дозиметрического и радиационного контроля;
  • осведомление слушателей о существующих законодательных требованиях и нормах в области обеспечения радиационной безопасности;
  • обучение аудитории практическим навыкам работы с приборами, осуществляющими радиационный контроль.

Состав обучающей программы.

Состав лекционных занятий охватывает следующие темы и разделы:

  1. Общие сведения о радиоактивности. Раздел содержит в себе основные применяемые термины, определения и понятия, сведения об ионизирующих излучениях и их взаимодействии с веществом, а также способах мониторинга и контроля подобного рода воздействий.
  2. Основы спектрометрии – методы измерения активности, а также общие сведения об аппаратном обеспечении радиометрических измерений и отборе необходимых пробных образцов. Также тема охватывает вопросы обеспечения охраны труда на объектах с повышенным риском радиационной опасности.
  3. Дозиметрия – общие понятия и применяемое для контроля оборудование.
  4. Общие сведения о законодательных требованиях и нормах, применяемых к объектам, использующим опасные приборы и технологии, а также к метрологическому обеспечению контроля радиоактивных излучений.
  5. Общие сведения о происхождении, распространении, воздействии на человека и нормировании изотопов радона и продуктов их распада. Тема затронет также вопросы о радиоактивных отходах, основах радиоэкологии и биологического действия радиации на человека.
  6. Обеспечение радиационной безопасности в медицинских учреждениях. Действующее санитарное законодательство в области обеспечения радиационной безопасности. В тему войдут вопросы оценки радиационной обстановки в помещениях, ее нормирование и способы защиты. Для медицинского персонала – возможные источники излучения радиации при осуществлении медицинской деятельности, осуществление защиты персонала ЛПУ. Также в тему войдут вопросы безопасного применения рентгеновского оборудования, обеспечения безопасности сотрудников медицинских организаций и пациентов.
  7. Законодательные требования по обеспечению радиационной безопасности населения РФ. В тему войдут вопросы гигиенического нормирования излучения, способы осуществления Государственного контроля радиационной обстановки, радиационная паспортизация и лицензирование предприятий, а также методы обеспечения радиационной безопасности населения в районах действия радиационных объектов.
  8. Последняя тема обучающего курса охватывает вопросы квалификационных требований к персоналу, осуществляющего свою деятельность на объектах радиационной опасности, требования к необходимости и периодичности прохождения ими соответствующего обучения, вопросы организации службы радиационной безопасности на предприятии

Что следует после завершения обучения.

По окончании прохождения обучающей программы всем обучившимся руководителям специалистам необходимо пройти проверку знаний по радиационной безопасности. При его успешной сдаче, выдается свидетельство или удостоверение (сертификат) установленного образца сроком на 5 лет. При окончании срока действия выданного ранее свидетельства курсы требуется изучить заново. За такой длительный период времени могут значительно измениться законодательные и нормативные требования, предъявляемые к организации радиационной безопасности.

Ответственность.

В случае несоответствия знаний ответственных на предприятиях за радиационную безопасность лиц, возможно нарушение ими законодательно установленных нормативов, что может стать следствием радиационных аварий, способных нанести значительный вред состоянию экологии, здоровью сотрудников и населения региона. В таком случае, «Кодексом об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность, которая при возникновении радиационной аварии на объекте, может обернуться приостановлением деятельности предприятия (ст. 3.12 КоАП), а также временным запретом на ее осуществление (ст. 27.16 КоАП).

В случае нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно стать 6.3 КоАП размер штрафа может составить от 10 до 20 тысяч рублей, или также обернуться приостановлением деятельности объекта на срок до 90 суток.

Персонал службы радиационной безопасности

14.3.1. В зависимости от объемов выполняемых в учреждении работ дозиметрический контроль осуществляется либо штатной службой РБ, либо специально выделенным лицом, либо сторонней организацией, имеющей соответствующее разрешение учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы МЗ Украины. Численность службы устанавливается таким образом, чтобы обеспечить эффективный контроль в каждой смене, а также в СЗЗ и ЗН.

14.3.2. Персонал службы РБ (ответственное за дозиметрический контроль лицо) назначается из числа сотрудников, прошедших специальную подготовку. Администрация учреждения несет ответственность за регулярное повышение квалификации персонала службы радиационной безопасности (ответственного за дозиметрический контроль лица).

14.3.3. Руководитель службы радиационной безопасности предприятия, учреждения (ответственное за дозиметрический контроль лицо) назначается администрацией учреждения из числа лиц, прошедших курс обучения радиационной безопасности во время работы с источниками данного типа и имеющие опыт работы с ними.

14.4.1. Дозиметрический контроль облучения населения для предприятий I и II категорий включает:

при нормальной эксплуатации:

мониторинг сбросов и выбросов;

контроль за сбором, удалением, хранением и захоронением твердых и жидких радиоактивных отходов;

контроль уровней загрязнения объектов внешней среды за пределами предприятия (в пределах СЗЗ и ЗН);

оценку уровней облучения населения на основании расчета доз облучения критических групп;

в случае радиационной аварии:

усиленный мониторинг радиационных показателей в зоне аварии объектов внешней среды и облучения населения в соответствии с аварийными планами учреждения;

прогноз доз облучения населения;

поддержку принятия решений о вмешательстве.

14.4.2. Дозиметрический контроль персонала в зависимости от особенностей технологии и характера работ включает:

мониторинг радиационно-гигиенических параметров на рабочих местах, в помещениях, на промплощадке, СЗЗ и ЗН;

ИДКперсонала;

систему оперативного и долгосрочного планирования, учета и хранения индивидуальных доз облучения персонала.

14.4.3. Мониторинг производственной среды (МПС) в зависимости от характера осуществляемых работ, включает:

контроль мощности дозы рентгеновского и гамма-излучения, плотности потоков бета-частиц, нейтронов и других видов ионизирующих излучений на рабочих местах, в смежных помещениях, на промплощадке предприятия;

контроль уровня загрязнения радиоактивными веществами рабочих поверхностей оборудования и помещений, транспортных средств;

контроль объемной активности радиоактивных газов и аэрозолей в воздухе, а также контроль запыленности воздуха рабочих и других помещений предприятия и на промплощадке (мониторинг воздушной среды);

контроль сбора, удаления и обезвреживания твердых и жидких радиоактивных отходов;

контроль уровней загрязнения объектов на территории предприятия.

      1. В учреждениях I и II категорий мониторинг производственной среды должен включать технические средства:

непрерывного контроля на основе данных стационарных автоматизированных технических средств;

контроля на основе данных индивидуальных, передвижных или подвижных технических средств;

лабораторного анализа на основе данных стационарной лабораторной аппаратуры, средств отбора и подготовки проб для анализа.

      1. Автоматизированные системы должны обеспечивать контроль, регистрацию, отображение, сбор, обработку, анализ получаемой информации и прогноз состояния контролируемых параметров.

14.4.6. В помещениях, где ведутся работы с радионуклидными источниками, имеющими керма-эквивалент выше 1 мГрм2с‑1, с источниками нейтронов, у которых выход нейтронов более 109 нейтр.с‑1, с делящимися материалами в количествах, при которых возможно возникновение самопроизвольной цепной реакции деления, на ядерных реакторах и критических сборках, а также в тех рабочих зонах, где радиационная обстановка при проведении работ может существенно изменяться, необходимо устанавливать приборы радиационного мониторинга с автоматическими звуковыми и световыми сигнализирующими устройствами. При этом следует предусматривать сигнализацию нормального, предупредительного и аварийного уровней. Персонал, работающий в указанных выше условиях, должен быть обеспечен индивидуальными аварийными дозиметрами с звуковой и световой сигнализацией.

14.4.7. Мониторинг воздушной среды обязателен во всех тех случаях, когда в нормальных или аварийных условиях возможно ингаляционное поступление радионуклидов, приводящее к годовой эффективной дозе свыше 1 мЗв.

14.4.8. ИДК, в зависимости от характера работ, включает:

ИДК внешнего облучения за счет бета-излучения, нейтронов, рентгеновского, гамма-излучения с использованием индивидуальных дозиметров;

ИДК внутреннего облучения, который проводится на основе данных прямых и косвенных биофизических измерений.

14.4.9. Система сбора и интерпретации данных мониторинга производственной среды и данных биофизических измерений (биопроб) должна позволять:

идентифицировать каждый случай, когда поступление радионуклидов в организм работающего превысило или могло превысить контрольный уровень, установленный администрацией предприятия по согласованию с учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службыМЗ Украины для предприятия в целом, либо для отдельных технологий, рабочих мест;

рассчитывать величину поступления радиоактивных веществ в организм;

рассчитывать эффективную дозу внутреннего облучения для каждого из идентифицированных случаев поступления;

рассчитывать индивидуальную эффективную годовую дозу внутреннего облучения персонала и/или населения.

ИДК в конкретных для каждого случая объемах является обязательным для лиц из числа персонала (категория А), у которых суммарная годовая эффективная доза может достигать 10 мЗвгод-1 (в нормальных или аварийных условиях). ИДК на АЭС обязателен для всех лиц, посещающих зону строгого режима.

14.4.10. ИДК внутреннего облучения обязателен для лиц из числа персонала, у которых годовая ожидаемая доза внутреннего облучения, связанная с их профессиональной деятельностью, в нормальных или аварийных условиях может превосходить 1 мЗв. Для целей дозиметрического контроля должны применяться методы биофизических измерений и данные данные мониторинга рабочих мест.

14.4.11. ИДК внешнего локального и общего облучения с использованием индивидуальных дозиметров должен проводиться для женщин детородного возраста (до 45 лет), которые относятся к категории А, независимо от ожидаемой дозы облучения.

14.4.12. Контроль за облучением персонала категории Б осуществляется, как правило, путем наблюдения за мощностью дозы внешнего облучения на рабочих местах и объемной активностью радионуклидов в воздухе рабочих помещений. При необходимости количество контролируемых параметров может быть увеличено.

14.4.13. В обязательном порядке ИДК должен проводиться для всех категорий медицинского персонала, деятельность которого связана с использованием закрытых и открытых ИИИ.


Смотрите также