Система обеспечения национальной безопасности


Вопрос 4. Система обеспечения национальной безопасности России.

Понятие системы обеспечения национальной безопасности имеет две трактовки – общую и узкую (специальную).

В широком понимании система обеспечения национальной безопасности – это совокупность политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разрабатываемых в рамках стратегического планирования и имеющих целью эффективную защиту национальных интересов Российской Федерации31.

В узком (специальном) понимании систему обеспечения национальной безопасности составляют силы и средства обеспечения национальной безопасности32.

В состав сил обеспечения национальной безопасности входят:

- Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба;

- федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

В качестве средств обеспечения национальной безопасности Стратегия называет технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

Стратегия не раскрывает в деталях структуру силовых органов. Из анализа нормативно-правовой базы следует, что в перечень субъектов деятельности в сфере национальной безопасности входят:

- Президент Российской Федерации как гарант конституции и главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации;

- органы государственной власти Российской Федерации;

- органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

- органы местного самоуправления;

- граждане Российской Федерации (схема).

Теория национальной безопасности группирует органы государственной власти, участвующие в обеспечении национальной безопасности, по семи основным направлениям их деятельности.

1. Органы внешней  безопасности Российской Федерации. В состав этой группы органов входят:

- Министерство иностранных дел Российской Федерации;

- Министерство обороны Российской Федерации;

- Служба внешней разведки.

Схема. Организационная структура

системы национальной безопасности России

2. Органы внутренней  безопасности. Внутреннюю безопасность Российской Федерации обеспечивают:

- Министерство внутренних дел России (вместе с входящими в его состав внутренними войсками и подведомственной ему Федеральной миграционной службой)33;

- Федеральная служба безопасности (вместе с входящей в её состав Федеральной пограничной службой);

- Федеральная служба охраны;

- Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба);

- Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;

- Прокуратура Российской Федерации;

- Министерство юстиции Российской Федерации (вместе с подведомственными ему Федеральной миграционной службой и Федеральной службой исполнения наказаний);

Руководство органами внешней и внутренней безопасности осуществляет Президент Российской Федерации34

3. Органы экономической  безопасности. В состав органов, обеспечивающих экономическую  безопасность России, входят:

- Министерство экономического развития Российской Федерации;

- Министерство финансов Российской Федерации;

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации;

- Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;

- Министерство транспорта Российской Федерации;

- Министерство энергетики Российской Федерации;

- Министерство регионального развития Российской Федерации;

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральная служба по тарифам;

- Федеральная служба по финансовому мониторингу;

- Федеральная служба по финансовым рынкам.

4. Органы экологической и техносферной  безопасности. В состав данной группы органов входят:

- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий35;

- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

5. В качестве органа демографической  безопасности выступает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

6. Органы информационной и информационно-технологической безопасности. В состав данной группы органов входят:

-  Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

- Федеральное космическое агентство.

7. В состав органов, ответственных за безопасность в духовной сфере, входят:

- Министерство культуры Российской Федерации;

- Министерство образования и науки Российской Федерации;

- Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.

В деятельности всех перечисленных выше органов государственной власти присутствуют:

- Федеральное Собрание Российской Федерации – через принимаемые им законы, аналитическую работу, выполняемую комитетами и комиссиями палат в процессе подготовки и рассмотрения проектов законов, а также проведении парламентских слушаний по вопросам национальной безопасности;

- Президент Российской Федерации – в качестве гаранта Конституции Российской Федерации, в обязанность которого входит выработка внутренней и внешней политики в сфере национальной безопасности;

- федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Федерации – реализуя установленные законом функции в сфере национальной безопасности;

- органы местного самоуправления – участвующие в деятельности по обеспечению национальной безопасности в координации с органами государственной власти;

- граждане, наделённые обязанностями по обеспечению национальной безопасности в соответствии с законом;

- Прокуратура Российской Федерации, исполняющая установленную законом функцию надзора за соблюдением законности в сфере национальной безопасности;

- органы судебной системы, реализующие установленные законом меры ответственности за правонарушения в сфере национальной безопасности.

Правовую основу функционирования системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы.

Конкретные функции, реализуемые органами исполнительной власти в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, закрепляются положениями об этих органах, утверждаемыми Президентом или Правительством Российской Федерации.

1.Национальная безопасность и система обеспечения национальной безопасности.

НБ – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которая позволяет обеспечить достойный уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность, устойчивой развитие РФ, оборону и безопасность РФ.

Система обеспечения национальной безопасности РФ - целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Она проявляется в определении политическим руководством страны целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Главной целью обеспечения национальной безопасности России является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, создающего благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключающего опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Данная цель достигается путем решения целого ряда задач. Основными из них являются:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

- реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

- обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

- укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

- предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

- предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф.

2.Опсные природные явления на территории рф.

ЧС природные – обстановка, возникающая в результаты стихийного природного бедствия и повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окр среде.

Источники: 1) геофизические – событие, происходящее в гидро-, лито-, атмосфере из за геофизических факторов, которое могут оказать поражающее воздействие на все.

Землетрясение- сейсмическое явление, кот возникает в рез-е внезапных смещений и разрывов в зем коре или в верхней части коры, передав на большое расстояние.

Вулкан – геолог образование, возникает на земной коре, потом на поверхность выливается лава, обломки горных пород, горячие газы.

2) геологические – событие происход-ее в рез деят геолог процессов, возникших в хем коре под действием различ природ или геодинам факторов.

Оползень- скользящее смещение грунтовых и горных пород вниз по склону гор и оврагов.

Сели- потом с оч большой концетр. Минерал частиц, гор пород, гор рек. Вызывается ливнями или таянием снегов

3)Метеорологические- прир процессы и явл-я, возникн в атмосфере под возникн прир факторов.

Буря- длит, оч сильный ветер(20м/с)

Лавина-быстро, внезап движение снега или льда вниз.

Смерч- сильный маломасштабный атмос ветер до 100 м.

4) Морские гидрологические- сильное колебание ур моря.

Циклон- атмос выбор огромного диаметра.

Цунами- морские волны из-за сдвига вверх или вниз участков морского дна при подвод или предреж землетряс-ии.

Шторм- длит оч сильный ветер 20м/с.

5) Гидрологические- последствия от действий факторов, оказ-их возд-ие на все.

Наводнение- затопление местности из-за повыш ур воды в реке или водоохран.

Подтопления- повыш подзем вод.

6) Прир пожары- неконтроль процесса горения, стихийно возникающий и распрост-ия в прир среде.

1)С 2009 года и по сей день на Камчатке происходит извержение одного из самых высоких вулканов в Евразии – Ключевской Сопки. .2) Последствия быстрой изменчивости климатических условий на всей планете проявляются в росте повторяемости опасных гидрометеорологических явлений (паводки, ураганы, шквалы, град, засуха, сильные ливни и др.) и в увеличении неблагоприятных резких изменений погоды, которые приводят к огромному социально-экономическому ущербу, непосредственно влияют на эффективность деятельности таких жизненно важных секторов экономики, как энергетика, сельское хозяйство, водопользование и водопотребление, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство.

Глава 2. Система обеспечения национальной безопасности иее основные функции

      Статья 7. Система обеспечения национальной безопасности

       1. Систему обеспечения национальной безопасности образуют взаимодействующие между собой силы ее обеспечения, иные государственные органы и организации, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности человека и гражданина, общества и государства.       2. Граждане Республики Казахстан участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.

      Статья 8. Основные функции системы обеспечениянациональной безопасности

      Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:       1) определение национальных интересов Республики Казахстан;       2) определение целей, задач и основных направлений обеспечения национальной безопасности;       3) выявление, анализ, оценка и прогнозирование угроз национальной безопасности;       4) разработка и осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности;       5) продвижение политических инициатив, направленных на укрепление международной безопасности;       6) содержание в постоянной готовности сил обеспечения национальной безопасности;       7) участие в обеспечении международной и региональной безопасности в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

      Статья 9. Силы обеспечения национальной безопасности

      1. К силам обеспечения национальной безопасности относятся:       1) специальные государственные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную деятельность, а также комплекс правовых и организационных мер, направленных на обеспечение безопасности охраняемых лиц и объектов;       2) Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан;       3) органы внутренних дел, финансовой полиции, государственной противопожарной службы, таможенные органы и аварийно-спасательные службы.       2. Обеспечение национальной безопасности является обязательным для всех государственных органов и должностных лиц государства в соответствии с полномочиями, установленными законодательством.       3. Силы обеспечения национальной безопасности и иные государственные органы взаимодействуют между собой, реализуют совместные меры по защите национальных интересов Республики Казахстан и взаимно информируют друг друга по вопросам, относящимся к их компетенции.

Глава 3. Полномочия президента, совета безопасности,парламента, правительства, судов, государственныхорганов республики казахстан в областиобеспечения национальной безопасности

      Статья 10. Полномочия Президента Республики Казахстан

      Президент Республики Казахстан:       1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;       2) обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти в области защиты национальных интересов страны;       3) издает акты по вопросам обеспечения национальной безопасности;       4) образует и возглавляет Совет Безопасности, определяет его задачи и полномочия;       5) утверждает Стратегию национальной безопасности Республики Казахстан, а также иные стратегические и программные документы в области обеспечения национальной безопасности;       6) осуществляет другие полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан.

      Статья 11. Полномочия Совета Безопасности РеспубликиКазахстан

      1. Совет Безопасности Республики Казахстан является консультативно-совещательным органом при Президенте Республики Казахстан.       2. Полномочия, организация и порядок деятельности Совета Безопасности определяются Президентом Республики Казахстан.

      Статья 12. Полномочия Парламента Республики Казахстан

      Парламент Республики Казахстан осуществляет свои полномочия в области национальной безопасности в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.

      Статья 13. Полномочия Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:       1) вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечивает исполнение законов в области национальной безопасности;       2) разрабатывает основные направления обеспечения национальной безопасности и организует их осуществление, в том числе организует разработку и реализацию Стратегии национальной безопасности;       3) руководит деятельностью министерств, иных центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности;       4) формирует перечни:       стратегических объектов, переданных в уставный капитал и (или) находящихся в собственности национальных холдингов и (или) национальных компаний либо их аффилиированных лиц, а также иных юридических лиц с участием государства;       стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилиированных с государством, а также физических лиц;       5) образует при Правительстве Республики Казахстан комиссию по стратегическим объектам;       6) принимает решение о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу национальной безопасности, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций Комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан;       7) осуществляет иные полномочия по вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан.

      Статья 14. Полномочия судов Республики Казахстан

      Суды:       1) обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, исполнение Конституции, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, а также международных договоров Республики Казахстан;       2) отправляют правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, посягающих на безопасность человека и гражданина, общества и государства.

      Статья 15. Полномочия государственных органов РеспубликиКазахстан

      1. Обеспечение национальной безопасности осуществляется государственными органами в пределах установленной законодательством Республики Казахстан компетенции:       1) органы национальной безопасности – непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, осуществляющие контрразведывательную деятельность по защите конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, охрану государственной границы, поддержание и обеспечение правительственной связью, а также межведомственную координацию деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму;       2) уполномоченный орган в сфере внешней разведки – непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан государственный орган, осуществляющий разведывательную деятельность в целях обеспечения соответствующей информацией Президента, Парламент и Правительство Республики Казахстан, государственные органы и государственные организации Республики Казахстан, а также содействия реализации политики руководства государства в политической, военно-политической, финансово-экономической, научно-технической, гуманитарной, экологической и иных областях, затрагивающих национальные интересы Республики Казахстан;       3) Служба охраны Президента Республики Казахстан – непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан специальный государственный орган, обеспечивающий безопасность охраняемых лиц и объектов, являющийся организующим и координирующим органом по вопросам обеспечения безопасности охраняемых лиц;       4) органы финансовой полиции – непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики Казахстан специальные государственные органы, осуществляющие предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных и иных противоправных посягательств на права человека и гражданина, интересы общества и государства в сфере экономической и финансовой деятельности, борьбы с коррупцией;       5) органы внутренних дел – исполнительные органы, осуществляющие охрану общественного порядка, борьбу с преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, неконтролируемой миграцией, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, организующие исполнение уголовных наказаний, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению общественной безопасности;       6) Министерство обороны – центральный исполнительный орган, поддерживающий и обеспечивающий обороноспособность государства, постоянную боевую и мобилизационную готовность Вооруженных Сил, осуществляющий в пределах своей компетенции внешнюю разведку, противодействие терроризму и экстремизму, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению военной безопасности;       7) уполномоченный орган в сфере внешней политики – центральный исполнительный орган, обеспечивающий дипломатическими средствами и методами реализацию внешнеполитического курса, усилий Республики Казахстан по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, укрепление международного авторитета Казахстана, защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан, ее политических, торгово-экономических и иных интересов во взаимоотношениях с другими государствами и на международной арене, прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Казахстан за рубежом, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению международной безопасности;       8) уполномоченный орган в области связи и информации - центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование, развитие и обеспечение безопасности единого информационного пространства и инфраструктуры связи Республики Казахстан, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению безопасности информационного пространства;       9) уполномоченный орган в сфере обеспечения информационной безопасности разрабатывает правовые, административные и иные меры по обеспечению информационной безопасности, осуществляет контроль их реализации и соблюдения, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению информационной безопасности;       10) уполномоченный орган в области охраны окружающей среды – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по вопросам разработки и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования;       11) уполномоченный орган в сфере государственного планирования – центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование основных приоритетов социально-экономического развития Республики Казахстан, государственной политики в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, обеспечивающий регулирование и развитие внутренней и внешней торговли, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению экономической безопасности в пределах установленной законодательством компетенции;       12) уполномоченный орган в области развития агропромышленного комплекса – центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в области развития агропромышленного комплекса;       13) уполномоченный орган в сфере транспорта и коммуникаций – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство транспортно-коммуникационной отраслью, а также в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию;       14) уполномоченный орган в области финансов – центральный исполнительный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма, обеспечивающий соблюдение налогового, таможенного и бюджетного законодательства, рациональное использование и сохранность государственного имущества, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению финансовой безопасности;       15) уполномоченный орган в сфере индустрии и индустриально-инновационного развития – центральный исполнительный орган, обеспечивающий индустриально-инновационное и научно-техническое развитие промышленности и производства в экономике страны;       16) уполномоченный орган в области энергетики – центральный исполнительный орган, обеспечивающий удовлетворение потребностей экономики в энергии и энергоресурсах, развитие топливно-энергетического комплекса, а также межведомственную координацию деятельности по обеспечению энергетической безопасности;       17) уполномоченный орган в области чрезвычайных ситуаций – центральный исполнительный орган, осуществляющий формирование государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, межотраслевой координации в области пожарной и промышленной безопасности, формирования и развития государственного материального резерва, обеспечения функционирования и дальнейшего развития государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации предупреждения и тушения пожаров;       18) органы юстиции – исполнительные органы, поддерживающие режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и организаций;       19) уполномоченный орган в области социальной защиты населения – центральный исполнительный орган, обеспечивающий соблюдение законности и укрепление согласия в социальных и трудовых отношениях, занятости населения;       20) уполномоченный орган в области культуры – центральный исполнительный орган, обеспечивающий сохранение историко-культурных и духовно-нравственных ценностей общества, динамичное развитие государственного и других языков, укрепление внутриполитической стабильности и межэтнического согласия;       21) уполномоченный орган в области образования и науки – центральный исполнительный орган, обеспечивающий предоставление качественного и доступного образования, устойчивое развитие казахстанской науки, реализацию государственной молодежной политики, защиту прав и законных интересов детей;       22) уполномоченный орган в области здравоохранения - центральный исполнительный орган, обеспечивающий охрану здоровья населения, защиту от распространения особо опасных и карантинных инфекционных заболеваний, удовлетворение потребностей граждан в эффективных, качественных и доступных лекарственных средствах;       23) уполномоченный орган в области туризма, физической культуры и спорта – центральный исполнительный орган, обеспечивающий развитие туризма, массового спорта в Казахстане, укрепление физической культуры населения страны;       24) уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами – центральный исполнительный орган, обеспечивающий рациональное использование и охрану земель, соблюдение земельного законодательства;       25) уполномоченный орган в области государственной статистики – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство, а также межотраслевую координацию в области государственной статистики в пределах своей компетенции;       26) уполномоченный орган в области защиты конкуренции – центральный исполнительный орган, обеспечивающий предупреждение, выявление и пресечение правонарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан;       27) уполномоченный орган по изучению и использованию недр – центральный исполнительный орган, обеспечивающий реализацию государственной политики и контроль в сфере геологического изучения, рационального и комплексного использования недр, а также иные функции в сфере недропользования, установленные законодательством Республики Казахстан;       28) уполномоченный орган по делам религий – центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности;       29) Национальный Банк Республики Казахстан – центральный банк Республики Казахстан, подотчетный Президенту Республики Казахстан, содействующий обеспечению стабильности финансовой системы;       30) Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета – непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан высший орган внешнего государственного финансового контроля, обеспечивающий выявление, устранение и недопущение нарушений бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан при использовании бюджетных средств, государственного имущества, в том числе Национального фонда Республики Казахстан и активов Национального Банка Республики Казахстан, а также осуществляющий контроль за полнотой и своевременностью поступлений в республиканский бюджет, эффективности налогового и таможенного администрирования.       2. Государственные органы Республики Казахстан в пределах своей компетенции:       1) руководят деятельностью подведомственных организаций по планированию и проведению мероприятий по обеспечению национальной безопасности;       2) вносят предложения по совершенствованию системы национальной безопасности;       3) обеспечивают соблюдение законов и иных нормативных правовых актов в области национальной безопасности;       4) с соблюдением законодательства в области защиты государственных секретов информируют население о состоянии национальной безопасности и принимаемых мерах по ее обеспечению, ведут пропагандистскую и контрпропагандистскую деятельность;       5) привлекают к соответствующей ответственности должностных лиц, государственных служащих, действия (или бездействие) которых приводят к нарушению национальных интересов, угрозе национальной безопасности Республики Казахстан.

      Статья 16. Полномочия местных представительных иисполнительных органов Республики Казахстан

      Местные представительные и исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) в пределах установленных законодательством Республики Казахстан компетенций:       1) принимают меры и организуют работу по обеспечению национальной безопасности в соответствующих административно–территориальных единицах;       2) обеспечивают сохранность мобилизационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан.

Государственная система обеспечения национальной безопасности России

УДК 338.246

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

А. В. Кожуховский Научный руководитель - Н. В. Юрковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

Проведено комплексное исследование государственной системы обеспечения национальной безопасности России, рассмотрены национальные интересы России на современном этапе развития в области космической деятельности.

Ключевые слова: безопасность, национальная, обеспечение, система, государство. STATE SYSTEM OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF RUSSIA

A. V. Kozhukhovskiy Scientific supervisor - N. V. Yurkovets

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

A comprehensive study of the state of Russia's national security , considered national interests of Russia at the present stage of development in the field of space activities.

Keywords: security, national, ensuring, system, state.

Национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Система национальной безопасности включает соблюдение баланса интересов всех субъектов: личности, общества и государства, и их взаимную ответственность за обеспечение безопасности [1].

Современные угрозы безопасности для любого общества носят комплексные характер. Зачастую их трудно разделить на внутренние и внешние, экономические и политические [2]. Защита национальных интересов подразумевает создание системы национальной безопасности [3].

Государство является главным субъектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам [4].

Национальная безопасность как социальная система исследуется теоретическими методами, среди которых приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный анализ. Понимание сущности, видение структурных и функциональных компонентов общей системы способствует методологической обоснованности исследований проблем национальной безопасности. Исторический аспект зарождения и развития системы национальной безопасности способствует выявлению ее общих закономерностей, а также специфики их преломлений в различных условиях.

Особенностью системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства, законодательное закрепление основных принципов и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы.

Секция «Промышленнаябезопасность»

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере национальной безопасности и интересов России на современном этапе развития общества.

Исследование данной темы позволило из анализа угроз национальной безопасности сделать вывод, что главнее из них в настоящее время и в перспективе носят преимущественно внутренний характер и сосредоточены во внутриполитической, экономической, социальной, экономической, информационной и духовной сферах. Развитие качественно новых отношений с ведущими государствами мира и практическое отсутствие угрозы крупномасштабной агрессии против России при сохранении ее ядерного потенциала сдерживания позволяют перераспределить ресурсы государства и общества для решения в первоочередном порядке острых внутренних проблем.

Исследования, проведённые в ходе работы:

1) изучена история развития правоохранительных органов, обеспечивающих национальную безопасность;

2) раскрыты понятие и сущность национальной безопасности;

3) проанализированы компоненты, составляющие национальную безопасность;

4) выявлены угрозы национальной безопасности России, их виды и формы;

5) рассмотрена система органов, обеспечивающих национальную безопасность.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в области космической деятельности.

В соответствии с гл. 1 разд. IV Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее - Стратегия) основными угрозами военной безопасности России на современном этапе ее развития является, прежде всего, политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего, в стратегических ядерных силах, распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки [5].

Гл. 1 разд. IV Стратегии имеет непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности (деятельность силовых структур). При этом термин «национальная оборона» не соответствует общепринятому «военная безопасность» (Военная доктрина Российской Федерации [6]), а «государственная и общественная безопасность» не определена, её связь и соотношение с национальной безопасностью не прописаны. В начальной части раздела должна быть представлена вся система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (основные субъекты и взаимодействие между ними, управление, а также ценности, принципы, нормы, требования как основа функционирования и развития). И только затем - отдельные элементы системы, причём в субординированном и во взаимосвязанном виде.

В Стратегии непременно должно быть уделено внимание необходимости мобилизации всего общества и государства перед лицом нарастающих угроз, сплочению всех граждан, как духовно, идеологически, так и в процессе реальных дел, конкретного участия в ускоренном повышении уровня национальной безопасности - важнейшего условия сохранения суверенитета и целостности России, возрождения её как великой державы.

Результаты комплексного исследования государственной системы обеспечения национальной безопасности России.

1. Очевидной представляется необходимость принятия Федерального закона «О правоохранительной службе», который на законодательной основе позволил требовать от правоохранительных органов участия в обеспечении национальной безопасности присущими им средствами и методами. Существующие же акты должны быть приведены в единую систему, нормы которой провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью, а обязанность по их защите вменяют всему государству в лице его аппарата, а не только федеральным органам государственной власти.

2. Представляется целесообразным законодательно расширить возможности участия институтов гражданского общества в рассматриваемой сфере деятельности, из взаимодействия с силами обеспечения национальной безопасности. Нормы действующего законодательства, закрепляя данное взаимодействие в качестве базового принципа обеспечения безопасности, тем не менее, не устанавливают форм и методов такого участия. Правовой статус общественных формирований применительно к сфере национальной безопасности вообще не определен, и практический механизм их участия, а также участия граждан в реализации рассматриваемого направления государственной политики также отсутствует.

Таким образом, комплексно-правовое совершенствование системы обеспечения национальной безопасности будет способствовать более конструктивной реализации национальных интересов и

стратегических национальных приоритетов России. Практическое воплощение предлагаемых мер обеспечит развитие конституционно-правового механизма государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в рамках приоритетной обязанности государства.

Также следует отметить, что система обеспечения национальной безопасности остро нуждается в разработке научно-методических основ своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Библиографические ссылки

1. Бабурин С. Н., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты : монография. М. : Магистр : Инфра-М, 2012. С. 112.

2. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : монография / Ю. И. Авдеев, С. В. Аленкин, В. В. Алешин и др. / под ред. проф. А. В. Опалева. М. : Юнити-ДАНА, 2012. С. 414.

3. Климова В. Н. Роль государства в обеспечении национальной безопасности. М. : Инфра-М, 2013.С. 154.

4. Логунов А. Б. Региональная и национальная безопасность : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Вуз. учебник : Инфра-М, 2011. С. 217.

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

6. О Военной доктрине Российской Федерации : Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 // Собр. законодательства РФ. 2010. № 7. Ст. 724.

© Кожуховский А. В., 2015


Смотрите также