Авария инцидент промышленная безопасность определение


Понятие «Авария» и «Инцидент» в промышленной безопасности

Понятия «Авария» и «Инцидент» могут иметь отличия в определениях, что может вызывать трудности в понимании. Определения закрепляются ст. 1 ФЗ № 116 от 21.07.1997 г. Методические рекомендации и законодательные акты могут содержать расширенные формулировки, вносящие уточнения.

В чем заключается разница?

При возникновении серьезного происшествия на промышленном предприятии важно правильного определить, что произошло. Для этого существуют такие понятия:

Авария – это серьезное разрушение технических устройств и конструктивных элементов здания, которое происходит в результате точно определяемого события, такого как выброс опасных веществ, неконтролируемый взрыв.

Инцидент – отказ технически устройств или серьезное повреждение на опасном производстве. К данным ситуациям относятся отклонения от стандартного режима работы.

Основное различие заключается в том, что авария имеет более тяжелые последствия. Под ней понимают нарушение функционирования объекта в результате поломок, взрыва, разрушения конструкции. Возможны значительные жертвы и нанесение вреда здоровью сотрудников. Негативному воздействию подвергается окружающая среда.

В качестве инцидента называют нарушение стандартного функционирования производства или отклонение от технологического процесса. Здесь не бывает таких серьезных последствий, а работа восстанавливается гораздо быстрее.

Важно правильно определить и квалифицировать происшествие. Основание для отнесения к конкретной категории – причиненный ущерб. Он выражается в длительности простоя как всего предприятия, так и отдельной зоны. Как правило, аварии приводят к приостановке работ на срок от суток и более. При этом фиксируются серьезные разрушения, требующие длительных восстановительных работ.

На предприятии может случиться происшествие с признаками аварии и инцидента. В этом случае преимущественным считается отнесение к аварии до дальнейших разбирательств.

Что такое авария и инцидент на производственном объекте и как они подразделяются?

Понятия «авария», «инцидент» в различных законодательных и иных нормативных правовых актах и литературных источниках определяются с некоторыми отличиями, которые носят уточняющий характер и не меняют существа этих понятий.

Резюмируя их, под аварией следует понимать случай нарушения функционирования производственного объекта вследствие разрушения объекта в целом, его частей, устройств, систем из-за поломки, взрыва, пожара или другого подобного чрезвычайного происшествия. В ряде случаев авария сопровождается гибелью людей, причинением вреда их здоровью, окружающей среде и материальным ценностям.

Под инцидентом следует понимать случай нарушения нормального функционирования производственного объекта, отклонение от режима технологического процесса, когда при этом не произошло характерного для аварии разрушения объекта, его частей, устройств, систем.

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 363-3 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» как инцидент рассматривается нарушение положений указанного Закона, а также нормативных технических документов.

устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. Инциденты классифицируются следующим образом:

отказ I степени;

отказ II степени;

повреждение I степени;

повреждение II степени;

нарушение.

Отказы характеризуются внезапной остановкой работы технических устройств или технологических систем и отличаются характером последствий и временем прекращения функционирования производственного объекта.

Повреждения характеризуются внезапным проявлением неисправностей технических устройств или технологических систем, требующих внепланового вывода объекта в ремонт, также отличаются характером последствий, временем и затратами на их устранение.

26. Определение термина инцидент

Инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на объектах трубопроводного транспорта.

27. Гидравлический расчет нефтепровода

Целью гидравлического расчета является определение потерь напора при перемещении жидкости по трубопроводу. Полные (общие) потери напора складываются из потерь напора на трение и на преодоление разности высот трубопровода , (1)

где Н– полные потери напора в трубопроводе, м;h– потери напора на трение, м;z – разность геодезических отметок между концом и началом трубопровода, м.

, (2)

где z1– геодезическая отметка начала трубопровода;z2– геодезическая отметка конца трубопровода.

Потери напора на трение представляются двумя составляющими:

, (3)

где hл– потери напора по длине нефтепровода;hм– потери напора на местных сопротивлениях.

Потери напора являются функцией скорости движения нефти:

, (4), (5)

где – коэффициент гидравлического сопротивления;g– ускорение свободного падения, м/с2;l– длина трубопровода, м;– коэффициент местного сопротивления;– скорость течения нефти, м/с;Q– объемная производительность нефтепровода, м3/с;F– площадь поперечного сечения трубопровода, м2.

Для линейной части нефтепровода hм=(0,010,02)hл, поэтому ими можно пренебречь или принять:

. (6)

В общем случае, коэффициент гидравлического сопротивления зависит от числа Рейнольдса Reи от относительной шероховатости

, (7)

где е– абсолютная шероховатость труб;RиD– радиус и диаметр труб.

Так как гидравлическое сопротивление трубопровода зависит не только от высоты неровностей е, но и от их формы, абсолютная шероховатость не может полностью характеризовать течение нефти в трубе. В настоящее время вместо абсолютной шероховатости пользуются эквивалентнойkэ. Эквивалентная шероховатость определяется на основании гидродинамических испытаний. При расчетах нефтепроводов рекомендуется использоватьkэ = 0,10,2 мм

. (8)

Если Re < 2000 в трубопроводе наблюдается ламинарный режимтечения иявляется функцией толькоRe. В этом случае используется формула Стокса:

. (9)

При Re  3000 ламинарный режим переходит в турбулентный. В пристенном слое нефти, однако, сохраняется ламинарный подслой, покрывающий шероховатость труб. С увеличениемReтолщина подслоя уменьшается и приRe=ReI толщина подслоя становится равной е. Таким образом,при 3000  Re  ReI=f(Re)и этазона турбулентного режима получила название зоны гидравлически гладких труб:(10)

 определяется в этой зоне по формуле Блазиуса (зона Блазиуса):

(11)

Далее до ReII = 500·, имеет местозона смешанного трения, где Re = f(Re, ). В настоящее время в этой зоне  определяется из формулы Альтшуля:

. (12)

При Re  ReII влияние числа Рейнольдса становится незначительным и = f(),трубопровод переходит в квадратичную зону. По формуле Шифринсона:

. (13)

Реально МН работает в зонах смешанного трения и гидравлически гладких труб (Блазиуса).

Если в формулу Дарси-Вейсбаха (4) подставить обобщенную формулу:

(14)

то получим обобщенную формулу Лейбензона:

, (15)

где Ламинарный режим m = 1;  = 4,15 с2/м;

Зона Блазиуса m = 0,25  = 0,0246, с2/м;

Зона смешанного трения m = 0,123  = 0,0802·100,127lg(k/D)-0,627, с2/м;

Квадратичная зона m = 0  = 0,0826·, с2/м;

Графическая зависимость полных потерь напора в трубопроводе от производительности получила название характеристики Q-H. Аналитически характеристика Q-H описывается уравнением: . (16)

По данным эксплуатации нефтепровода полные потери напора могут быть определены следующим образом , (17)

(4.21)

где P1 – давление в начальной точке участка, Па; P2 – давление в конечной точке участка, Па;

Авария (происшествие) - это... Что такое Авария (происшествие)?

Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

В частности, к авариям относятся разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.

Условия возникновения и последствия аварий

Дорожно-транспортное происшествие, Донецк, Украина

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде. Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Например, аварийный ремонт судна — ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений судна, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, проведение которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места его проведения порт. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.

Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.

Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства. Аварийно-спасательное формирова́ние — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-спасательные сре́дства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

На объектах, жизненный цикл которых во многом зависит от электроснабжения, (как правило, это разнообразные заводы) предусмотрен аварийный исто́чник электроэне́ргии — источник электроэнергии, предназначенный для питания аварийного распределительного щита в случае прекращения питания от основного источника электроэнергии. Аварийный распределительный щит подаёт электроэнергию на необходимые для ликвидации аварийного состояния, смягчения последствий аварии или недопущение дальнейшего развития аварии устройства. Одним из наиболее частых применений аварийного источника электроэнергии является аварийное освеще́ние — освещение для обеспечения продолжения работы персонала (освещение безопасности) или эвакуации людей из помещения (эвакуационное освещение).

Техногенные аварии и катастрофы

В современном производстве с повышенными параметрами технологического процесса периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.

Катастрофа — если авария создает угрозу жизни или здоровья людей или вызывает человеческие жертвы она носит название — катастрофа.

Не всякая авария приводит к катастрофе, но причиной практически всех катастроф являются аварии.

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет. За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде. Хотя причиной техногенных аварий может стать стихийными бедствиями. Дефекты допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Основной причиной всех техногенных катастроф является:

  • Человеческий фактор.
  • Обученность человека.
  • Отношение человека к работе.
  • Трудовая дисциплина.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки допущенные при проектировании взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Меры предотвращения

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таки мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

  • Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены чтобы максимально исключить возможность аварии.
  • Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с их техническим назначением.
  • Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
  • Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
  • Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
  • Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.

Официальное толкование

Правовые акты

  • Пункт 1 Рекомендаций по составлению донесения о чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями (утверждённых Приказом Госкомэкологии РФ от 1.03.2000 № 120 «Об упорядочении представления территориальными органами Госкомэкологии России информации о чрезвычайных ситуациях»).
  • Статья 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ.
  • ГОСТ Р 22 0 05—94.
  • Пункты 1.3, 8 Международной конвенции по поиску и спасанию на море (САР-79) (Гамбург, 27.04.1979).
  • Статья 97 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ.
  • Пункт 8.1 МГСН 2.01—99 «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению» (утв. постановлением правительства Москвы № 138 от 23.02.1999).
  • Пункт 6 правила 3 главы Н-1 Консолидированного текста Конвенции СОЛАС-74 (Лондон, 1.11.1974).
  • Пункт 1 Указаний ГТК РФ «О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам» от 14.10.1996 № 01—4/1161.

См. также

  • Взрыв
  • Катастрофа
  • Стихийное бедствие
  • Экологический ущерб
  • Экология
  • Диспаша

Wikimedia Foundation. 2010.


Смотрите также