Единый урок безопасности в сети интернет


Уважаемые коллеги!

Информационные технологии активно внедряются в нашу жизнь, поэтому государство уделяет большое внимание развитию информационных технологий и развитию информационного общества.В 2013 году в Совете Федерации была создана наша Временная комиссия по развитию информационного общества, с деятельностью которой образовательное сообщество во многом благодаря нашей инициативе о проведении Единого урока по безопасности в сети Интернет.

Каждый год мы сталкивались с запросами от коллег-педагогов о необходимости создания сетевой площадки, которая бы позволила нам, законодателям, и федеральным органам власти общаться с напрямую: получить реальную картину о работе на местах, привлекать к обсуждению и доработке различных документов и программ, дать возможность предложить свои идеи, которые сейчас не доходят до нас.

19 декабря 2016 года я подписала положение о создании при Временной комиссии Совета Федерации развитию информационного общества Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитании, который стал первым в России сетевым экспертным сообществом при федеральных органах власти и обладает различными функциями.Приглашаю вас принять участие в работе Экспертного совета и я надеюсь, мы сможем решить многие вопросы и проблемы, накопившиеся в системе образования нашей страны.

Учитель истории, сенатор Совета Федерации, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, глава Временной комиссии по развитию информационного общества

Бокова Людмила Николаевна

Подробнее об Экспертном совете 

«Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (1-4 класс)

«Единый урок по безопасности в сети «Интернет» (1-4 класс)

Подготовила и провела: учитель нач.классов Колупаева Т.Н.

 

Этапы урока

Деятельность учителя /Деятельность учеников – сценарий презентации

1.       

Правила ДД – Правила безопасности в Интернете

Здравствуйте, ребята!

 Все вы знаете, что в обычной жизни есть правила, соблюдая которые мы можем быть в безопасности!  

Клик 1 (Картинка Светофор и зебра ).

Ребята, скажите, пожалуйста, есть ли какие-то правила, связанные с этими картинками? 

 Дети отвечают: Правила дорожного движения! Клик 2

 Приведите примеры этих правил

Дети отвечают: нельзя идти на красный свет и т.д

Совершенно верно!

 А для чего нужны эти правила?

 Дети отвечают: Чтобы быть в безопасности, остаться живым и т.д.

 Правильно! Сегодня мы с вами поговорим о других правилах и знаках, сохраняющих нашу безопасность, когда мы используем такой предмет, как  …Клик  (Переходим на следующий слайд)

2.       

Компьютер – интернет

Компьютер

Клик 1

Ребята, расскажите, пожалуйста, что есть в вашем компьютере, как и для чего вы его используете? 

Дети отвечают: Игры, книги, фильмы. и т.д. (вар 2 - могут ответить, что «интернет» )

Клик 2

Правильно! Там могут быть фильмы, игры, музыка, книги! А также  в вашем компьютере наверняка есть интернет! 

/(Если дети отвечают «интернет»)   Как вы уже сказали – так же в компьютере может быть интернет!

Именно о нем мы сегодня поговорим!

 Клик (Переходим к следующему слайду)

3.       

Знакомство с помощником

Сегодня на уроке у нас будет помощник. Подумайте, какой значок вы очень часто видите в интернете? 

Клик 1-  (Интернет собачка).

Часто мы встречаем значок, похожий на букву «а», а некоторые считают, что этот  знак похож на собачку, свернувшуюся колобком.  Клик 2  Сегодня на  нашем уроке у нас как раз будет помощник, на которого похож наш интернет значок!

 Эту собачку зовут Онлайка!

Она  познакомит нас с несколькими важными  правилами поведения в интернете. 

Клик (Переходим к следующему слайду)

4.       

Интернет – сеть

Появляется сеть   

Клик 1 Лайка: Что это?

Дети отвечают : сеть паука, паутина , и т.д

Верно! Это сеть или паутина.

Клик 2Лайка: Из чего состоит сеть паука?

Дети отвечают: нити

Правильно! Как мы с вами видим, нити, соединяясь друг с другом – образуют сеть. Клик 3  Точно так же и в интернете, компьютеры, соединяются друг с другом  по всему миру. Давайте  мы представим , что компьютеры соединены невидимыми нитями.

Получается картинка, очень похожая на сеть, в которой компьютеры обмениваются информацией. Поэтому интернет часто называют сетью, или всемирной паутиной.

Клик (Переходим к следующему слайду)

5.

Интернет – сеть ! (Правила)

Клик 1

Все компьютеры, которые подключены к интернету – сразу становятся связаны друг с другом.Клик 2.  Любая информация,  попадающая в  интернет,  может быть доступна не только нам, но и всему миру.

Клик 3

Подумай о том, что ты публикуешь в интернете. Это увидит весь мир! При необходимости пояснить на примерах, что это может касаться фотографий, комментариев и любых личных данных.

Клик 4 Родители  помогут тебе разобраться в этой сети.

Клик (Переходим к следующему слайду)

6.       

Интернет – информация.

Клик 1

Интернет – это мир, в котором есть  совершенно разная информация.

Клик 2

Что такое информация?

Дети отвечают (..)

Клик 3 Информация – это, прежде всего, предоставление каких-либо новых знаний или фактов о чем-либо. 

Клик 4  Информация может быть хорошей или плохой, (Клик 5) верной  или  ложной

Клик 6

Давайте разберемся, что это значит на следующих примерах :

Клик (Переходим к следующему слайду)

7.       

Практика – Источник информации ( хорошие и плохие сайты)

У нашей Онлайки заболела лапка. Как вы думаете, к кому ей лучше обратиться : Клик 1 К Ай-болиту или Бабе –Яге?

Дети отвечают: К Ай-болиту!

Клик 2 Давайте выберем правильный ответ!

Учитель вместе с детьми выбирает правильный ответ, нажав кнопкой мыши на верный квадратик. Затем он нажимает на неверный, чтобы показать детям  результат выбора. (Оба клика на белых полях обязательны, порядок любой)

Все правильно!  Лайке лучше обратиться к доктору, т.к он обладает верной информацией, о том, как помочь ей, например, он выпишет правильное лекарство!  А Баба-яга, подсказав неправильный рецепт, может дать зелье  вместо лекарства и навредить!

Клик 3 Теперь ты видишь, кто передал тебе верную информацию!

Клик 4 Давайте посмотрим на такой же пример, но только в интернете!

 Клик (Переходим к следующему слайду)

8.       

Поисковик

 (Картинка www.)

Кто искал что-то в интернете? И что вы для этого делали? Как вы искали это?

(Учитель наводит  учеников на ответ «Поисковик»)

Клик 1 Правильно! Чтобы найти что-то в интернете мы используем поисковик.

Попробуем им воспользоваться. Только что мы лечили лапку Онлайке. Давайте представим, что теперь мы решили сами найти ответ через интернет.  Если мы зададим в  строке поиска вопрос: «Как вылечить лапу собаке» -Клик 2  

Мы получим много разных ответов . Например, такие:  Клик 3

- Заморозить лапу собаке,  перемотать лапу клейкой лентой, выгнать собаку из дома, само пройдет. Как вы думаете это правильные ответы? Дети отвечают: Нет!

Кто может дать такой совет?

Дети отвечают: Баба-яга, плохие люди.Клик 4 – Баба-яга

И как мы с вами видим, это является неверной или опасной для Онлайки информацией.

Но есть и другие ответы – Клик 5

Посоветоваться с мамой, сходить к ветеринару

Кто может дать такой совет?

Дети отвечают: Доктор Ай-болит,  хорошие люди.

Клик 6 – Айболит

А вот эти ответы уже верны!

Клик 7

Чтобы сразу определить, какая информация не навредит нам и нашим близким – советуйся с родителями, которые  научат тебя выбирать верный вариант.

Клик (Переходим к следующему слайду)

9.   

Социальная сеть

Мы уже говорили о том, что Интернет – это сеть, в которой компьютеры связаны между собой.

За каждым компьютером сидит живой человек.  

Клик 1

Получается, что люди тоже связаны между собой в одну сеть. Такие сети называют социальными. Кто знает, что есть в социальной сети? Кто уже пользовался ей?

Дети отвечают (..)

Но люди бывают разными. Иногда встречаются хулиганы. Клик 2 Хулиганы встречаются и в социальных сетях.

Давайте разберемся, как это возможно.

Клик 3  В чем опасность общения с незнакомцем на улице?

Дети отвечают:  Это может быть грабитель, он может причинить вред.

Учитель подводит к выводу: Все вы знаете , что нужно быть осторожными с незнакомыми. Не отвечать на лишние вопросы (Где живешь и т.д.)

В интернете нужно соблюдать такие же правила, как и на улице – не рассказывать, где живешь и т.д.  Клик 4

Незнакомец в интернете и незнакомец на улице одинаково опасны!

Клик 5

Помни, всё, что ты отправляешь в интернет – может видеть весь мир, а не только твои близкие и  друзья.  Подумай, хочешь ли ты этого?

Клик 7

Посоветуйся с родителями, прежде чем совершить какое-либо действие в этой сети.  Клик (Переходим к следующему слайду)

10.   

Вирус и Антивирус

Клик 1

Используя интернет, наш компьютер может заболеть, а точнее получить компьютерный вирус.  И ему точно так же, как и нам с вами (если мы заболеем) – Клик 2 потребуется помощь доктора и  лекарство. Лекарство для компьютера называется антивирус. Клик 3

Попросите родителей установить антивирус на ваш компьютер. Он поможет защитить компьютер от вирусов  и даже  вылечить его, если он заражен. 

  Клик (Переходим к следующему слайду)

11.   

Мошенник в интернете

Если в игре или на интернет-странице тебя просят:

•       Указать номер твоего  мобильного телефона

•       Отправить смс или позвонить на незнакомый номер

•       Перевести деньги на чей-то номер

•       Скачать файл или перейти по ссылке

Клик 1

Знай,  это может быть ловушка! 

Клик 2

Так работают Интернет – мошенники .Часто они используют платные номера, вирусы, опасные сайты для того, чтобы украсть твои деньги.

Будь осторожен!

  Клик (Переходим к следующему слайду)

12.   

Мобильный интернет

Что общего между телефоном и компьютером?

Компьютер с каждым днем становится все меньше, а телефон все умнее и уже напоминает компьютер. 

И на телефоне, и на планшетном компьютере мы пользуемся мобильным интернетом.

 Клик 1 Мобильный телефон, в отличии от компьютера, может принимать смс и звонить.

Клик 2 Если вы получили СМС или звонок с незнакомого номера – Клик 3  Будьте осторожны, ведь это может быть мошенник.

Клик 4 Посоветуйся с  родителями!

Клик (Переходим к следующему слайду)

13.   

Цени свое время

Как мы уже сегодня говорили,  жизнь в интернете очень похожа на обычную жизнь, но помни, что интернет никогда не сможет заменить тебе настоящее общение с близкими и друзьями, книги и  развлечения. 

Клик 1

Старайся больше времени проводить с теми, кто тебя окружают в жизни без интернета.

Клик 2

А на интернет трать не больше 20-30 минут в день.

 Клик (Переходим к следующему слайду)

14.   

Заключительная часть (Закрепление знаний)

1.                  Когда ты выходишь на дорогу – ты соблюдаешь правила дорожного движения, чтобы сохранить свою жизнь в безопасности. Точно так же, важно соблюдать правила безопасности в интернете , чтобы заботиться о себе, своих близких и твоем помощнике – компьютере.

2.                  Все компьютеры, которые  подключены к  интернету – сразу становятся связанны друг с другом, поэтому,  любая информация, которая есть в интернете доступна не только нам, но и всему миру. Прежде чем сказать что-то или сделать – хорошо подумай и посоветуйся с близкими.

3.                  Если ты ищешь какую-либо информацию в интернете – помни, что не всему можно верить. Чтобы не навредить себе и своим близким – пользуйся компьютером вместе с родителями.

15.   

Заключительная часть (Закрепление знаний)

4.                  Как и мы с вами иногда болеем, так и компьютер может получить болезнь, а точнее «вирус». Пользуйся интернетом вместе с родителями.  Они помогут тебе защитить компьютер специальным лекарством – «антивирусом» и подскажут, на какой сайт заходить можно, а на какой опасно.

5.                  Помни, что отправив смс на какой либо не известный номер интернет –мошенники могут забрать твои деньги или даже информацию о тебе. Советуйся с близкими – и вы вместе примете верное решение!

6.                  Старайся больше времени проводить со своими родителями и близкими людьми!

Конспект Единого Всероссийского урока "Безопасность в сети Интернет "Дети в Интернете"

Министерство образования и науки Московской области

Серпуховский муниципальный район

МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»

Единый урок

«Безопасность в сети Интернет

«Дети в Интернете»

Подготовила:

Федотова Софья Николаевна,

учитель информатики 1 квалификационной категории.

с. Липицы

2015 г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Единого Всероссийского урока

«Безопасность в сети Интернет «Дети в Интернете»

Целевая аудитория: учащиеся 8-11 классов

Цель урока: обеспечение информационной безопасности обучающихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.

Задачи:

  • изучение информированность пользователей о безопасной работе в Сети интернет;

  • знакомство с правилами безопасной работы в сети интернет;

  • ориентироваться в информационном пространстве; способствовать

ответственному использованию online-технологий;

  • формирование информационной культуры обучающихся, умения

самостоятельно находить нужную информацию, пользуясь web-ресурсами;

воспитание дисциплинированности при работе в сети.

Ожидаемые результаты:

-формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования  Интернета;

-повышение осведомленности детей о позитивном  контенте  сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;

- повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Интернет – польза или вред. Как правильно вести себя в сети Интернет

  3. Просмотр фильма Рубена Казаряна «Дети в Интернете»

  4. Физ. минутка

  5. Диспут – обсуждение фильма

  6. Подведение итогов

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 – 3 мин)

Проверка готовности класса к уроку. Учитель и ученики приветствуют друг друга. Проверка отсутствующих.

  1. Интернет – польза или вред. Как правильно вести себя в сети Интернет. (беседа о правилах работы за компьютером и использования Интернета). (5-7 мин)

Учитель: Мы с Вами живем в эпоху современных информационных технологий. Каждый из нас постоянно использует компьютеры и мобильные телефоны. Ну и конечно никто из Вас не обходится без использования глобальной сети Интернет. Без этого достижения человеческого ума мы уже не представляем себе жизни.

Скажите мне, пожалуйста, а какими услугами сети Интернет Вы пользуетесь?

Ответы учащихся: поисковые системы для поиска различной информации, электронная почта, интернет- магазины, он- лайн платежи, социальные сети.

Учитель: Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни,

Расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность

доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах

компьютерах во всем мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров

получи доступ к вашему компьютеру. А как Вы думаете, всегда ли использование Интернета несет нам пользу?

Ответы учащихся: услуги Интернета очень полезная вещь, но иногда случаются и неприятности.

Учитель: А какие проблемы могут возникнуть у нас при работе в глобальной сети?

Ответы учащихся: компьютер и Интернет, так затягивают нас, что мы забываем про все на свете. А это приводит к не выученным урокам, не выполненным поручениям. Длительное сидение за компьютером вредит здоровью, болят глаза, искривляется позвоночник, мы мало дышим воздухом и мало двигаемся.

При работе в Интернете есть большая опасность заразить компьютер вирусами.

При покупке через Интернет – магазин, или при выполнении он – лайн платежей можно стать жертвами Интернет - мошенников.

Учитель: все названное Вами очень верно. Для того, чтобы избежать этих проблем необходимо соблюдать правила работы за компьютером и в сети. Работа за компьютером не должна превышать допустимых норм, в перерывах необходимо менять образ деятельности, т.е. пойти погулять, помочь родителям по дому, поиграть в подвижные игры. Для обеспечения безопасности компьютера от вирусов, необходимо устанавливать специальное программное обеспечение, не заходить на незнакомые и подозрительные сайты. Для совершения оплаты за товары и услуги через Интернет, лучше иметь отдельную банковскую карту.

Среди используемых услуг Интернета Вы все назвали посещение различных социальных сетей, и эта услуга является наиболее востребованной. Что бы подробнее познакомится с бедами, которые могут таиться за социальными сетями и неэтичным использованием сети Интернет, я предлагаю Вам посмотреть фильм Рубена Казаряна «Дети в Интернете».

  1. Просмотр фильма (20 мин)

  2. Физ. Минутка «Собери рукопожатия» (1 мин)

Учитель предлагает учащимся пожать руку одноклассникам, нужно за 1 минуту пожать как можно больше рук.

  1. Диспут – обсуждение фильма (10-12 мин)

Учитель: мы только, что посмотрели фильм, а теперь давайте поговорим о нем.

Что случилось с главным героем фильма и почему? А с Вами или Вашими знакомыми случалось ли что-нибудь похожее? Как Вы поступили в этой ситуации?

Школьники отвечая на вопросы учителя, делятся впечатлением о фильме, обмениваются мнением о ситуации. Рассказывают примеры из личной жизни. Дают оценку главному герою, комментируют личные факты друг друга.

Учитель: мы с Вами на физ.минутке пожимали друг другу руки не просто так.

- кому сколько человек удалось поприветствовать? У кого-то возник

психологический дискомфорт? Если – да, то чем он был вызван?

Общаясь в интернете, мы очень часто добавляем незнакомых людей. В свои социальные сети и общаемся с ними. Мы не знаем про них ничего, только их Ники. Как много информации про человека мы можем узнать От Ника или рукопожатия? Однако очень важно знать, что есть рядом люди, готовые выслушать, оказать поддержку, помочь в трудную минуту.

  1. Подведение итогов урока (2-3 мин)

Интернет – это новая среда взаимодействия людей. В ней новое звучание приобретают многие правила и закономерности, известные людям с давних времен. Попробую сформулировать некоторые простые рекомендации, используя хорошо известные образы.

Современный интернет – это не только обширная, но и настраиваемая среда обитания! В нем хорошо тому, кто может обустроить в нем Собственное пространство и научиться управлять им. Записывайте свои впечатления в блог, создавайте галереи своих фотографий и видео. Включайте в друзья людей, которым вы доверяете. Тогда вместо бессмысленного блуждания по сети ваше интернет-общение будет приносить пользу.

И помните, интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – сеть тоже может быть опасна!

Подводя итог урока, учитель оценивает активность работы учащихся.

Ссылка на видеофильм:

https://www.youtube.com/watch?v=wKPDBwmcrgA

ФОТООТЧЕТ С УРОКОВ

Единый урок "Безопасность в сети интернет" для 2-4 классов

Единый урок на тему:

Безопасность в сети Интернет.

Подготовила:

учитель начальных классов ОШ № 7 г.Тореза

Чепурная Т.С

Цель:

  • ознакомить с основными правилами пользования интернета.

  • Расширить представление детей об интернете.

  • Формировать основы коммуникативной грамотности, чувства ответственности за своё поведение.

  • Сформировать у учащихся понятия о принципах безопасного поведения в сети Интернет.

  • Обеспечить информационную безопасность ребенка при обращении к ресурсам Интернет.

  • Воспитывать внимательное отношение к информационным ресурсам.

Оборудование:

  • презентация сказки «Золотые правила безопасности в Интернете».

  • Памятки для учащихся «Основные правила преимущества использования Интернет».

  • Советы для детей о пользовании Интернет.

Ход урока

  1. Организационный момент – готовность учащихся к работе.

  2. Сообщение темы урока

Сегодня во всех школах проходит урок медиа-безопасности.

- Что значит слово «безопасность»? (ответы детей).

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз. Положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь или чему-нибудь.

3. Работа по теме урока

- Что вы понимаете под угрозой?

Угроза – запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло.

(После обсуждения на доске появляется определение).

- Откуда может исходить угроза? (ответы детей)

(от взрослых, сверстников при личном общении, через мобильную связь, через ИНТЕРНЕТ).

В последние десять лет Интернет вторгся в нашу жизнь и изменил наше общество. Но при всех своих преимуществах он таит потенциальную опасность. Часто в ИНТЕРНЕТЕ встречаются материалы, которые противоречат закону, нарушают права и достоинство человека.

Наш урок направлен на то, чтобы помочь вам сориентироваться в ИНТЕРНЕТЕ, научиться извлекать из общения с ним пользу. Мы поговорим с вами о том, как защититься от ИНТЕРНЕТ-угроз, о безопасности, бдительности, познакомимся с правилами сетевого общения.

3.1. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку-задание, на выполнение задания дается 5-6 минут. Ответы дети формулируют на листах. Затем идет обсуждение.

1. Что такое Интернет для вас? (дети высказываются). После обсуждения на доске появляются таблички («Средство для поиска информации», «Место, где можно играть», «Большой магазин», «Источник учебной информации», «Средство для поиска друзей, место общения»).

2. Какие угрозы вас могут ожидать при работе в сети Итернет?

(1. Угроза заражения вредоносным ПО. 2. Доступ к нежелательной информации. 3. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты. 4. Неконтролируемые покупки).

3. Назовите несколько правил безопасности при работе в сети Интернет.

(Не сообщайте свой электронный адрес никому, кроме людей, которым доверяете. Тщательно обдумайте, какую информацию о себе загружать в Итернет. Осторожно подходите к выбору друзей, не принимайте все заявки подряд для количества. Не открывайте доступ к своим личным страничкам незнакомым людям. Обязательно установите антивирус, обновляйте их базы. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;)

Основные правила на доске: 1. Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. 2. Нельзя сообщать свои личные данные. 3. Установите антивирус. 4. НЕ запускайте неизвестные файлы. 5. НЕ открывайте письма от незнакомцев.

3.2. Назовите правила общения в сети ИНТЕРНЕТ.

1) Первое, главное и основное правило – поступайте в Интернете так, как хотите, чтобы поступали с вами.

2) Соблюдайте культуру общения в чатах, на форумах и при личной переписке. Нельзя грубить, хамить

3) Не публикуйте сведения о других людях без их согласия.

4) При заимствовании чужих материалов (изображений, текстов и другого) давайте ссылку на автора.

5) Не выдавайте себя за других людей.

6) Не отправляйте сообщение, если не готовы повторить его в лицо этому человеку в реальной жизни.

7) Оформляйте свои сообщения и послания грамотно.

8) Не рассылайте пользователям ненужную им информацию.

9) Нельзя размещать в своем профиле социальной сети чужие фотографии без разрешения этого человека. Если бы он хотел их кому-то показать, непременно выложил бы в Сеть сам.

4. Подведение итогов.

- Что вы узнали для себя нового о безопасной работе в сети Интернет?

- Если информация, полученная сегодня на уроке, для вас полезная, нужная – поднимите жёлтый смайлик, если вы знаете всё, о чем сегодня говорили и применяете эти правила – зеленый смайлик.

Основные правила для школьников

начальных классов

Вы должны это знать:

  • Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

  • Прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.

  • Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.

  • Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели фотографии Вас, Ваших друзей или Вашей семьи.

  • Не встречайтесь без родителей с людьми из Интернета вживую. В Интернете многие люди рассказывают о себе неправду.

  • Общаясь в Интернете» будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.

  • Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.


Смотрите также