Перспективный план по формированию основ безопасности в средней группе
Перспективный план по основам безопасности жизнедеятельности детей в средней группе
Перспективный план по основам безопасности жизнедеятельности в средней группе
Работа с детьми
Работа с родителями
Сентябрь
Ребенок и природа. «Съедобные и несъедобные грибы». Цель: научить детей различать грибы (съедобные и несъедобные по внешнему виду, уточнить их названия. Ребёнок на улице. «Знакомство с улицей». Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди. В других находятся учреждения - магазины, школа, почта. Машины движутся по проезжей части улицы.
Ребенок дома. Сказка о Спичке и добром огне. Цель: познакомить детей с пожарной машиной. Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов, испуга и других проблем, связанных с огнем.
Консультация для родителей «Съедобные и несъедобные грибы».
Октябрь
Ребенок и другие люди. «Как правильно общаться с врачом». Цель: научить обращаться к взрослым при возникновении ощущения плохого самочувствия и правильно рассказать о том, что именно и как его беспокоит В совместной деятельности во время с-р игры «Больница».
Ребёнок на улице. Знакомство с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице. Цель: познакомить детей с некоторыми правилами для пешеходов, с понятиями: пешеход, наземный, подземный переход.
Познакомить детей со светофором, назначением каждого цвета. Выявить имеющиеся у детей сведения о светофоре.
Знакомство с игровым персонажем « Светик – трёхцветик».
Ребенок дома. Детям нужно это знать. Правила пожарной безопасности. Цель: познакомить детей с формой пожарного.
Пополнить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Больница».
Ноябрь
Ребёнок и другие люди. «О несовпадении приятной внешности и добрых намерений». Цель: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях. Беседа. На примере худ. произведений «Золушка».
Ребёнок и природа. «Контакты с животными». Цель: объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
Ребёнок на улице. «Светик - трёхцветик» - по сигналу светофора. Цель: закрепить имеющиеся представления о светофоре, его назначении и принципе действия. Развивать интерес к ПДД, Познакомить детей с работой регулировщика на улице.
Ребенок дома. Пожар в квартире. Цель: познакомить детей с профессией пожарного. Знакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Диспут «Надо ли объяснять детям, как вести себя с незнакомыми людьми».
Декабрь
Ребенок и природа. «Бережное отношение к живой природе». Цель: воспитывать бережное отношение к природе; приучать без напоминания кормить зимой птиц, не ломать ветки. Проводится во время прогулок, в совместной деятельности воспитателя с детьми. Здоровье ребёнка
Ребёнок дома. «Противопожарные предметы». Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнём.
Ребёнок на улице. «Бегут машины в ряд» на чём люди ездят (Виды городского транспорта). Цель: познакомить детей с 2-х сторонним и односторонним движением. Познакомить с некоторыми дорожными знаками. Закрепить у детей названия городского транспорта (автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль).
Консультация для родителей «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!» - о соблюдении правил пожарной безопасности.
Январь
Ребенок и здоровье. «Микробы и вирусы». Цель: научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены.
Ребёнок на улице. «Бульвар дорожных знаков». Сами не видят, а другим указывают. Цель: продолжить знакомить детей с дорожными знаками, с их назначением. Учить запоминать знаки. Обратить особое внимание детей на пешеходную разметку «зебра». Д/и «Какой это знак?»
Ребенок дома. Огонь. Чем опасен дым? Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Консультация «Погода, организм и здоровье».
февраль
Здоровье ребёнка. «Отношение к больному человеку». Цель: воспитывать в детях чувства сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям. Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
Ребенок дома. «Торопышка, не спеши». Правила поведения на улице. Пешеход. Цель: познакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, дать понятия: пешеход, наземный, подземный переход, проезжая часть, тротуар. Учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Учить правильно вести себя на улице.
«Если на улице нет светофора». Цель: знакомство детей с правилами переходы через дорогу, где нет светофора. Закрепить правила поведения пешехода на улице. Продолжать учить детей обращать внимание на дорожные знаки. Воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает: лес, постройки.
Ребенок дома. «Осторожно – электроприборы!». Загадки по правилам пожарной безопасности. Цель: учить правильно, пользоваться электроприборами. Уточнить знания детей.
Консультация «Здоровый образ жизни семьи».
март
Ребёнок на улице. «Игры во дворе». Цель: познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома. Научить их необходимым мерам предосторожности.
Ребенок дома. «Осторожно – электроприборы!». Загадки по правилам пожарной безопасности. Цель: учить правильно, пользоваться электроприборами. Уточнить знания детей.
Ребенок дома. Викторина по пожарной безопасности. Цель: уточнить и закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
Беседа «безопасность в Вашем доме. Почему происходят несчастные случаи.
апрель
Ребёнок на улице. «Безопасность поведения на улице». Цель: учить детей правилам поведения на улице; уточнить, где можно, а где нельзя играть.
«Виды транспорта». Закрепление видов городского транспорта, правила поведения в нём. Цель: дать представление об особенностях движения троллейбуса, автобуса, трамвая: Троллейбус движется с помощью электричества; автобус заправляется бензином, трамвай движется по рельсам.
Ребенок дома. Кухня – не место для игр. Сказка «Пир мышей». Цель: объяснить детям, почему они не должны играть на кухне.
Ребёнок и другие люди. «Если чужой приходит в дом». Цель: научить детей правильно себя вести в случае, если в дом приходит незнакомец
Беседа «Что должны знать дети».
Поговорим о соблюдении правил поведения на улице, дома.
май
Ребенок дома. Беседа «Что можно, а что нельзя». «Использование и хранение опасных предметов». Цель: дать детям представление, что существует много предметов, которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.
Ребёнок на улице. «Хочу всё знать» - закрепление знаний о правилах дорожного движения. Цель: закрепить конкретные знания о правилах поведения на улице города и посёлка. Уточнить знания, кто регулирует движение транспорта на улицах. Закрепить знания дорожных знаков.
Ребенок дома. Закрепление знаний о профессии пожарных.
Цель: продолжать учить детей беречь лес. Закрепить правила поведения в лесу, правила пожарной безопасности.
Разработать перечень рекомендаций для родителей по ОБЖ:
- при выходе из дома;
- при движении по тротуару;
- готовясь перейти дорогу.
Перспективное планирование по безопасностидля средней группы
Перспективное планирование по формированию основ безопасности в средней группе
До свиданье, лето,Здравствуй детский сад!
Экскурсия «Перекресток». Цель: знакомить с правилами перехода улицы.
Прогулка по групповой комнате- знакомство с правилами поведения в групповых помещениях.
«Как ты шёл в детский сад» -беседа во время экскурсии к перекрестку
Школа, школьные принадлежности (игрушки)
Моделирование ситуации «Играем на дороге». Цель: знакомить с тем, чем опасны игры на проезжей части дороги.
Д/и «Островок безопасности» Цель:развивать внимание , закреплять правила безопасности
д/и «Так- не так».
«Собери знак». «Исправь ошибку». Цель: развивать внимание.
Осень
Моделирование ситуации: -найди дорогу в группу; - если ты потерялся (учить называть свои ф.и., домашний адрес).- подай ножницы, карандаш ( учить правилам безопасного обращения с ножницами)
Рассматривание картинок из серии «Как избежать неприятностей дома?» - с чтением стихов.
Ситуации — загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения.
Одежда, головные уборы, обувь
«Девочка чумазая» А. Барто
Одеваемся по погоде
д\и «Одень куклу Катю
Огород, овощи
Рассказ вос-ля «Витамины и полезные продукты» -рассказать о
пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
«Таблетки растут на ветке. таблетки растут на грядке»
Г. Зайцев «Крепкие зубы»,
Фрукты, сад
«Фрукты полезны взрослым и детям»
Почему нужно мыть фрукты перед едой
Осторожно, ветки
Лес, ягоды, грибы
Не всяк грибок клади в кузовок»
«Такие разные Букашки» -формировать навыки осторожности при встрече насекомыми, незнакомыми растениями и грибами.
Моделирование ситуаций на тему «Зная азбуку «Ау» - я в лесу не пропаду
«Если ты вдруг потерялся» -закрепление знаний о том, к кому можно обратиться за помощью, знания своего домашнего адреса.
Хлеб
Безопасность в нашей группе» закрепление знаний о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности.
«О личной гигиене дома и в детском саду.
Если дома я один - учить как вести себя, если дома остался
Родная страна
«Как мы играем с друзьями в игрушки»
Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок. Цель: обогащать знания детей о безопасном поведении в доме.
Это не игрушки, это опасно. Цель: закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками
Театр
Как вести себя в театре
Ситуации — загадки (картины)— учить оценивать ситуации правильного и неправильного поведения.
«Как ребята переходили улицу»- закреплять навыки правильного поведения на улице
Мое здоровье, спорт
«Если кто-то заболел» - закрепить знания о том, что при серьёзной травме необходимо вызвать врача «скорой помощи», позвонив по номеру «03» .поупражняться в вызове врача.
К. Чуковский «Мойдодыр»,
-учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.
Игра «Можно- нельзя»
Чистота и здоровье»-развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
Продукты питания
Л. Зильберг «Полезные продукты» - учить внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя
Д\И «Опасно-не опасно»
Игра «Съедобное- несъедобное»
Домашние птицы
Правила обращения с птицами
д\и сложи картинку
«Опасные ситуации контактов с дом. птицами». Цель: дать сведения о мерах к птицах, осторожного обращения с птицами.
Зимующие птицы
«Осторожно, мороз!»
«Кто такие незнакомцы?»
«Осторожно,лед!»
Зима. Зимние забавы
Рассматривание иллюстраций по пдд.
Рассматривание книжек – малышек
«Я и мои родители – грамотные пешеходы и водители»
Игра «Учим Мишутку правильно вести себя в группе». Цель: закрепление правил поведения в групповых помещениях
Домашние животные и их детеныши
- уточнять и расширять представления детей о домашних животных
«Собаки и кошки- наши друзья» . Цель: учить правильно обращаться с
Животными
Сказка «Как собака друга искала»
«Мой четвероногий друг»
Рассматривание альбомов (фото)
«Собаки», «Кошки» -
знакомить с различными породами животных.
Рассматривание картин « Кошка с котятами», «Собака со щенятами»
Дикие животные
« Спички - невелички». Цель: формировать понимание какую опасность представляют спички ( неосторожное обращение может привести к пожару) Разучивание поговорки
Ситуативный разговор: «О правилах поведения за столом», «о правилах поведения друг с другом», «Правила безопасности во время прогулки»
Сюжетная картина «Пожарная машина спешит на помощь» Цель: закреплять знания о назначении пожарной машины;
рассматривание игрушки «Пожарная машина» - развивать зрительное внимание.
Новый год
П/и «Вода и пламя» - развивать навыки бега, приседания, прыжка, реакцию на сигнал.
Беседа на тему «Что может испортить
новогодний праздник»
Сказки «Соломинка, уголь и боб». Цель: показать как неосторожное обращение с огнём может привести к беде.
Животные разных стран
д/и «Игра-дело серьезное» - упражнять в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими
можно играть.
• «Опасные ситуации контактов с животными». Цель: дать сведения о мерах к животным, осторожного обращения с животными.
Фольклорные праздники
Безопасность в нашей группе» закрепление знаний о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности.
«О личной гигиене дома и в детском саду.
Если дома я один - учить как вести себя, если дома остался
Игрушки
«Как мы играем с друзьями в игрушки»
Каждый маленький ребенок должен знать это с пелёнок. Цель: обогащать знания детей о безопасном поведении в доме.
Это не игрушки, это опасно. Цель: закреплять правило: не балуйся дома со спичками и зажигалками
Орудия труда и инструменты
Д\и «Назови правильно» -уточнить знания об овощах, фруктах, их качествах(цвет, вкус, форма, запах), закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
«Источники опасности» - закрепить знания о предметах, которые могут быть объектами возникновения опасности, учить выбирать картинки предметов по описанной ситуации.
д/и «Чего не стало»
развивать внимание, учить правильно называть предмет, называть для чего он нужен.
на развитие умения оценивать ситуацию правильного и неправильного поведения на улице.
«В мире опасных предметов»
(инструменты)
Моя семья
д/и «Так- не так».
«Собери знак». «Исправь ошибку». Цель: развивать внимание.
С/р «Семья»
д/и «Найди четвёртый лишний» Цель: развивать логическое мышление.
«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми»
Профессии
Чтение стихов к картинкам «Как избежать неприятностей»
Рассматривание иллюстраций к сказкам К. Чуковского «Мойдодыр», Айболит»
Всем ребятам нужно знать как по улице шагать.
С/р игра «Ветеринарная лечебница». Цель: закреплять знания о профессиональных действиях ветеринара, учить объясняться в
игре, распределять роли.
Транспорт. ПДД
С. Еремеев «Правила движения»
Н. Калинина
«Как ребята переходили улицу»- закреплять навыки правильного поведения на улице
Т. Волгина « Два друга»
Д/и «Сложи машину»(2-3 части)- Цель: развивать интерес к технике, зрительное внимание
Наша армия родная
Обучение приёмам самообороны:
закричать, убежать и тд,,
Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.)
Ситуативный разговор о правилах поведения за столом
Творческая игра «Автобус» -упражнять в навыках правильного поведения в транспорте, способствовать формированию культуры речевого общения.
Весна, перелетные птицы
я в лесу не пропаду»
Экскурсия в парк —учить находить и узнавать
Мамин праздник
«От шалости до беды — один шаг»
«Три брата» - показать, что огонь может приносить не только вред, но и пользу.
Дом, мебель
С/р игра «Семья». Цель: упражнять в проигрывании сюжета «Пожар в доме» продолжать учить ролевому диалогу.
Посуда
«В мире опасных предметов» (посуда)
Чтение «Федорино горе»
Безопасная посуда
Бытовая техника
поступил?». Цель: знакомство с правилами обращения со спичками, электроприборами.
Обсуждение этюдов «Опасные предметы в руках ребенка» Цель: знакомить детей с правилами безопасного поведения с различными предметами, электроприборами.
Земля. Космос
Рассматривание демонстрационных картин «Как избежать неприятностей»
-учить правилам поведения во время стихийного бедствия
Рассматривание картин из серии «Уроки безопасности» -учить правильно поступать при возникновение ЧС.
«Спички в нашем доме»- закрепить знания о том, какую опасность представляет неосторожное обращение со спичками.
Комнатные растения
Как обращаться с комн. растениями
Ситуация:
Незнакомый человек приглашает покататься (угощает конфетой, яблоком и т.д.)
Ситуативный разговор о правилах поведения за столом
Подводный мир
Правила поведения на воде
Если ты порезался
д\и что лишнее
рассматривание картин чего нельзя делать на воде
День Победы
Экскурсия по улице — закреплять знание о правилах поведения на улице и в общественных местах. Иллюстраций из пособия
Обыгрывание ситуации «Путешествие по улице»
К. Чуковский «Путаница». Цель: развивать чувство юмора, закреплять знания об осторожном обращении со спичками
Цветы на лугу
В. Рождественский Подорожник»
Чтение стихов, загадок о растениях, насекомых
формировать бережное
отношение к природе.
Насекомые
Осторожно, пчела
Ситуация « Доктор»
д\и чего не стало
Лето красное пришло.
До свидания детский сад!
В. Клименко «Зайка- велосипедист» . Цель: закреплять навыки правильного поведения на улице
Рассматривание иллюстраций
«Как избежать неприятностей». Цель: формировать навыки безопасных игр с мячом, езде на велосипеде.
Рассматривание картинок на тему «Можно — нельзя» - добиваться
осознанности понимания опасности в определённых ситуациях (игры во дворе, у дороги и т. д.)
Перспективное планирование по теме: «Формирование основ безопасности и норм поведения в чрезвычайных ситуациях у детей дошкольного возраста» Средняя группа
Перспективное планирование по теме:
«Формирование основ безопасности и норм поведения в чрезвычайных ситуациях у детей дошкольного возраста»
Средняя группа
I квартал
Неделя
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
I
Занятие.
Художественная литература.
Чтение книги В.Гринько «Безопасность детей»
Рассмотрение иллюстраций: Запрещающие правила пожарной безопасности.
Игровая ситуация
«Если ты дома один...» Домашний адрес, телефон.
II
Д/и
с использованием иллюстрированных картинок
«Мухомор и не только...»
Иллюстрированная
беседа:
Бездомные животные. Откуда они берутся Правила общения с ними.
Обсуждение стихотворения К.Чуковского «Путаница»
III
Индивидуальный
диалог
«Кто может быть моим другом?»
Занятие.
Ознакомление с окружающим. (Работаем вместе с
родителями)
«Зебра», светофор, регулировщик - наши друзья на дороге. Загадки, стихи, пословицы. Вручение родителям
анкет и памяток.
Раскрашивание
Опасность от электроприборов. Выключатели и розетки.
IV
Пешеходный переход
к перекрестку
Обсуждение ситуаций: «Катание на велосипеде и игры с мячом возле дороги»
Игровая ситуация
с использованием игрушек «Я больной»
Д/и
«Зайчик капризничает» Плохое настроение. Почему так бывает?
II квартал
Неделя
Декабрь
Январь
Февраль
I
Занятие.
Ознакомление с окружающим. Можно ли
что-то брать у незнакомого человека, или давать ему? Как с ним разговаривать? Разыгрывание ситуаций.
СХД
с рассказами детей по своим рисункам «Друзья наши меньшие» Как себя вести с чужими животными?
Практические упражнения на площадке.
«Сосулька под крышей. Что в этом опасного?»
Гололедица, как уберечься от падения?
II
Рассмотрение стенда. Острые, мелкие и другие опасные предметы.
Игры и упражнения во дворе.
Катаемся на санках безопасно.
Беседа
Мороз «кусается».
Можно ли языком, мокрыми руками дотрагиваться до металла на морозе? Обморожение, переохлаждение.
III
Индивидуальные диалоги.
Что мы боимся? Расскажи о своих страхах и больше не вспоминай о них.
Экскурсия в комнату безопасности.
Пожарные на защите жизни и здоровья людей.
Экскурсия к пищеблоку. Внимание! Будьте осторожны: острое, горячее, опасное...
IV
Игровые ситуации
в уголке безопасности движения.
Падение возле дороги.
Занятие
ознакомления с окружающим. Конфликты: как их предупредить? Решение ситуаций на игровом материале с участием детей.
Игра
«Мы едем в автобусе» Правила поведения в транспорте.
III квартал
Неделя
Март
Апрель
Май
I
Диалог.
Беседа
Опасные предметы в руках у ребенка:
разбилось стекло
разлился горячий
чай
рассыпался какой- то порошок и т.д.
Экскурсия
в мед. кабинет дошкольного учреждения Лечимся безопасно!
Индивидуальная работа
Различные падения (на ровном месте, с высоты, в глубину), физические упражнения
«Учимся падать».
II
Сюжетно-ролевая игра «Автомобилисты»
Игра
«Принимаем гостей». Пользование вилкой, стеклянной посудой. Горячее.
Тематический утренник «Зеленый огонек» с участием курсантов милицейского ВУЗа.
III
Просмотр диафильма
«Кот Леопольд»
Давайте жить дружно!
Занятие.
Физкультура.
Действия во время возникновения пожара. Упражнения и соревнования.
Занятие.
Рисование.
«Едем на море», «Развлечения на воде» - детские фантазии в рисунках. Беседа по рисункам.
IV
Развлечение. Представление - опера силами детей подготовительной группы «Спичка-малышка». Анкетирование и
вручение памяток родителям.
Настольная игра
с иллюстрациями. Ядовитые ягоды, грибы и растения.
Индивидуальные
диалоги
Электроприборы, опасность для малышей.