Независимая оценка рисков пожарной безопасности


Независимая оценка пожарного риска - как выполнять аудит

Федеральный закон №123-Ф3 имеет отдельные положения относительно проведения независимой оценки рисков пожарной безопасности на разных типах объектов. Аудит нужен для проверки соответствия мер по предупреждению и тушению пожара возможным рискам в конкретном здании (берется во внимание этажность, материалы, хранящиеся вещества, количество персонала и пр.). Для оценки привлекаются независимые организации, имеющие сертификат от МЧС. Ряд законов регламентирует основания для проведения аудита, устанавливает лиц, имеющих право его выполнять, порядок процедуры и штрафы за несоблюдение требований ПБ.

Для чего нужна независимая оценка пожарного риска

Согласно закону №123-Ф3 каждое здание должно оснащаться системой пожарной безопасности, которая отвечает существующим рискам и пожарным нормам для этой категории. Для подтверждения соответствия уровня организации мероприятий предъявляемым требованиям необходимо привлекать экспертов. Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности позволяет доказать соответствие условий и принятых мер по обеспечению ПБ существующему законодательству и нормативным актам.

Во время проведения процедуры обследуется объект, анализируются условия и действующие меры по предупреждению возгорания, организации эвакуации и систем первичного пожаротушения. Определяется эффективность каждой стороны системы и сопоставляется с возможными рисками для здоровья и жизни людей. При проведении процедуры составляется документ, подтверждающий ее выполнение. Срок действия заключения варьирует от 1 до 3 лет, что зависит от вида аудита и степени рисков на объекте.

Грамотный расчет пожарного риска помогает правильно подобрать оборудование и средства для предотвращения или тушения пожаров в только что построенных зданиях. В действующих объектах аудит доказывает, что принятые меры являются достаточными и полностью соответствуют существующим рискам, а это поможет избежать затрат на покупку дорогостоящих систем. Пока не истек срок заключения (1-3 года), юридическое лицо освобождено от плановых проверок, поскольку считается, что у него все соблюдено на должном уровне. Штрафы в этот период от пожарных инстанций тоже не налагаются.

Кто имеет право проводить оценку рисков

Постановление Правительства №304 от 7 апреля 2009 г указывает кто имеет право провести независимую оценку пожарного риска объекта. Ни компания-подрядчик, ни сам застройщик и будущий владелец здания не могут выполнять эту процедуру самостоятельно. Подготовить примерные расчеты пожарного риска могут компании устанавливающие противопожарное оборудование, но выдавать заключение они тоже не имеют права. Для этого привлекаются независимые аудиторы, аккредитованные МЧС и имеющие соответствующую лицензию.

Национальный союз организаций по обеспечению пожарной безопасности ведет реестр таких проверяющих, что помогает установить законность и право осуществлять подобную деятельность каждого юридического лица. Цена проверки и подсчетов риска формируется в зависимости от класса пожарной опасности здания, его этажности, планировки, количества персонала и посетителей.

Стоимость формируется и на основании необходимости в дополнительной разработке противопожарных мероприятий, модели расчетного времени для эвакуации, способа построения полей опасных факторов. Если при проверке органом ГПН были выявлены нарушения, то они тоже берутся в расчет при аудите, чтобы оценка была максимально правильной, но это стоит дороже.

Основание для проведения независимой оценки пожарного риска

Нормативными документами, по которым проводится аудит пожарной безопасности, служат «Методики» утвержденные Приказом №382 от 30 июня 2009 г и Приказом МЧС №404 от 10 июля 2009 г. Выбор методики зависит от особенностей здания, но оба метода соответствуют требованиям Постановления Правительства №87 от 16 февраля 2008 г и согласованы с Законом №123-Ф3.

Основанием для проведения оценки рисков служат следующие случаи:

  • Проектирование новых зданий и сооружений.
  • Модернизация существующей системы ПБ с внесением изменений в оборудование.
  • Перепланировка здания (добавление комнат, складов, хранение новых материалов с другим классом горючести).
  • Разработка пожарной декларации.
  • Возникновение трудно устранимых нарушений, предписанных контролирующим органом (например, построить второй запасной выход на верхнем этаже здания).
  • Разработка специфических технических условий для производства.
  • Личная заинтересованность владельца здания в удостоверении, что все находится на должном уровне в плане пожарной безопасности, особенно если в сооружении хранятся большие материальные ценности.

Пожарному аудиту подлежат все типы зданий, в которых люди находятся постоянно или временно. Сюда включаются: театры, банки, офисы компаний и госучреждений, образовательные центры, медицинские заведения, гостиничные комплекты, торговые центры, склады и производственные объекты.

Порядок проведения независимой оценки пожарного риска

Для оказания услуги по независимой оценке пожарного риска нанимается аккредитованный эксперт и заключается договор. В документе прописываются программа выполнения проверки, состав группы задействованных специалистов и другие подробности. В назначенное время выполняются все технические мероприятия, заполняются бумаги и выдается заключение.

Экспертная организация подает копию оценки в структурное подразделение МЧС, отвечающее за надзор в этой территории. Сведения об оценке рисков поступают в отдел не позднее 5 рабочих дней. Оригинал заключения и комплект подтверждающих документов передаются Заказчику.

Сама процедура аудита и выявления соответствия объекта существующим рискам включает в себя следующие действия:

  1. Анализ документации связанной с пожарными рисками в здании (проект, декларация, бумаги на хранящиеся в нем материалы).
  2. Обследование помещений, путей эвакуации, средств пассивной безопасности, состояния коммуникаций для тушения пожара, сложности передвижения во время эвакуации, достаточность запасных выходов и т. д.
  3. Выявления потенциально опасных мест, где может произойти возгорание, и оценка влияния на людей и материальные ценности негативных факторов.
  4. Проведение экспертиз с настоящими испытаниями (в случаях, которые установлены нормативными документами) и осуществления расчетов для выведения точного пожарного риска.
  5. Если организация ПБ на объекте полностью соответствует существующим рискам, то подготавливается заключение о независимой оценке пожарного риска, где описываются выводы экспертов. В случае обнаружения невыполнения мер по ПБ разрабатываются предложения о внесении изменений на объекте для полного соответствия требованиям пожарной безопасности.

Какие сведения вносятся в аудиторское заключение

Заключение выглядит в форме отчета и может содержать до 70 страниц, в зависимости от масштабов здания и количества возможных рисков. Любой образец независимой оценки пожарного риска содержит на титульной странице адрес проверяемого объекта и его название, а также краткое содержание документа на второй странице. В заключении всегда указываются:

  • Название экспертной организации выполняющей аудит. Данные договора, на основании которого была произведена оценка рисков. Суть применяемого метода для аудита и основные расчетные зависимости.
  • Подробное описание объекта, в котором выполнялась проверка на соответствие.
  • Построение расчетной модели (включает чертежи и эскизы зданий и его частей).
  • Данные экспертов и должностных лиц, задействованных в процессе.
  • Перечень выполненных работ и их результаты. Выбор и формулировка сценария возгорания. Расчет времени от начала пожара до полной блокировки путей для эвакуации. Возможные варианты развития пожара и его распространение.
  • Определение вероятности эвакуации и подсчет необходимого для этого времени исходя из количества персонала и посетителей в пиковые часы загрузки здания. Уровни обеспечения безопасности людей.
  • Список используемых нормативных документов и справочной информации. Выводы. Подпись директора аудиторской организации и печати.

Польза от проведения независимой оценки

Кроме личной уверенности в соответствии здания нормам пожарной безопасности и вероятным рискам независимая оценка дает и другую пользу. Согласно Приказу МЧС №644 от 30 ноября 2016 г, если у владельца объекта имеется заключение о пожарном аудите, то органы ГПН не могут проводить в нем плановые проверки без заранее составленного годового плана. Срок освобождения от государственного контроля зависит от категории риска сооружения.

Во время оценки можно задать все интересующие вопросы экспертам и получить подробные консультации по конкретному объекту, что поможет лучше понимать как организовать пожарную безопасность на высоком уровне. Полное соответствие разработанных мер существующим рискам освобождает от вероятных штрафов, которые согласно статье 20.4 КоАП РФ варьируют от 2000 до 30000 рублей, в зависимости от формы юридического лица.

Компания ТРИО оказывает услуги по независимой оценке пожарных рисков в Москве на всех типах объектов. У нас имеются необходимые разрешения от МЧС и сертифицированное оборудование для выполнения этой деятельности. Наш персонал прошел углубленное обучение и способен качественно работать в короткие сроки, чтобы быстро произвести аудит здания и подготовить необходимые документы. Сотрудничество с нами избавит от государственных проверок и штрафов, а также поможет поддерживать пожарную безопасность на высоком уровне.

Независимая оценка пожарного риска как новый подход к обеспечению пожарной безопасности

Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности установлены статьей 144 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

         Одной из таких форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности является независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит).

         Порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009                № 304 утверждены «Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

         Основанием для проведения независимой оценки пожарного риска является заключение договорных отношений между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска и имеющей соответствующую аккредитацию в территориальном органе МЧС России по субъекту Российской Федерации.

         Независимая оценка пожарного риска включает следующее:

  • анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
  • обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
  • в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», - расчетов по оценке пожарного риска;
  • подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

         Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения с рекомендациями о принятии мер, которое подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившей независимую оценку пожарного риска.

         Утвержденное заключение о независимой оценке пожарного на объекте защиты в течении 5 дней направляется в органы государственного пожарного надзора МЧС России для учета и регистрации.

         Одновременно с этим, имеются и ограничения для проведения независимой оценки пожарного риска на объекте защиты экспертной организацией в следующих случаях:

  • Ø на объекте защиты этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
  • Ø объект защиты принадлежит экспертной организации на праве собственности или ином законном основании.

         В соответствии с Административным регламентом МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, в случае поступления заключения независимой оценки пожарного риска до утверждения ежегодного плана проверок в орган государственного пожарного надзора проверки в отношении таких объектов защиты планируются:

         по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;

         по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации  от 23.11.2009 № 944.

         При этом объектам, отнесенным к категориям значительного, среднего, умеренного риска может быть присвоена категория на ступень ниже при соблюдении определенных  условий, одним из которых является проведение пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности. В тоже время, указанным объектам  может быть присвоена категория на ступень выше по результатам  проведения пожарного аудита объекта защиты (независимой оценки пожарного риска) с выводом о невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности.

Спасибо, Ваш комментарий принят!

Оценка пожарных рисков

Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) предполагает оценку соответствия зданий, сооружений и прочих конструкций требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности.

В рамках проведения аудита пожарной безопасности, в случае отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, проводится расчет пожарного риска.

При грамотно проведенном расчете пожарного риска можно снизить расходы, сэкономив денежные средства на монтаже дорогостоящих систем пожарной защиты. При этом уровень пожарной безопасности на объекте собственника не снизится. Пожарный аудит позволяет доказать ГПН, что требования ПБ соблюдены в достаточном объеме, так как при соответствии пожарного риска допустимым значениям пожарная безопасность здания, сооружения и других типов строений считается полностью обеспеченной. Так как ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. (с изменениями от 29.07.2017 г.) обязателен к соблюдению на всех объектах РФ вне зависимости от даты начала эксплуатации, расчет и оценку пожарных рисков можно проводить для любых зданий, строений и сооружений.

Скачайте реестр проверок субъектов предпринимательства 2018 г.

Последовательность работ Анализируем пожарную опасность объекта Проводим оценку риска  Разрабатываем мероприятия по устранению Снижаем расходы

В случае соответствия объекта требованиям пожарной безопасности регистрируем заключение и освобождаем от плановых проверок.

Нормативные документы Штрафы за нарушения пожарной безопасности
  1. ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации № 272 от 31.03.2009 г. «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации № 304 от 7.04.2009 г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».
  4. Приказ МЧС РФ № 382 от 30.06.2009 г. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
  5. Приказ МЧС РФ № 404 от 10.07.2009 г. «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах».

При выявлении нарушений требований пожарной безопасности (ПБ) к эвакуационным и аварийным выходам, путям эвакуации, системам автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения людей и управления эвакуацией или противодымной защиты зданий инспектор ГПН выдает предписание об устранении нарушений и накладывает административное наказание в виде штрафа. В соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ изменился размер штрафов:

  • для юр.лиц в размере 150000-200000 рублей;

  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – 20000-30000 рублей;

  • для должностных лиц – 6000-15000 рублей;

  • для граждан – 2000-3000 рублей.

Срок оказания услуги - от 7 дней,а окончательная ее стоимость формируется при получении информации:

  • о классе пожарной опасности (требуются данные о функциональном назначении строения);
  • этажности анализируемого объекта;
  • планировке помещений с экспликацией;
  • нарушениях пожарной безопасности, выявленных Госпожнадзором и указанных в предписании (при проведении проверки органом ГПН).

Обстоятельства для проведения расчета пожарного риска

Расчет пожарного риска требуется в следующих случаях:

  • при проектировании зданий, строений и сооружений;
  • разработке декларации пожарной безопасности;
  • наличии неустранимых или трудноустранимых нарушений требований пожарной безопасности (например, при необходимости создания второго эвакуационного выхода, монтажа дорогостоящей системы пожаротушения и проч.);
  • разработке специальных ТУ;
  • заинтересованности собственника объекта или ответственного лица в пожарной безопасности здания или сооружения и квалифицированной оценке обстановки.

Преимущества своевременной оценки пожарных рисков

Избежание плановых проверок и штрафных санкций от органов государственного пожарного надзора. Согласно Приказу МЧС №644 от 30.11.2016 г., при получении заключения по независимой оценке пожарного риска до утверждения ежегодного плана проверок органом ГПН объект освобождается от плановых проверок на срок, установленный для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска.

Сокращение затрат. На основании ФЗ № 123 от 22.07.2008 г. при наличии ряда условий возможно снижение уровня требований пожарной безопасности к объекту, в том числе отказ от необходимости устройства второго эвакуационного выхода и прочее.

Получение консультаций и обмен опытом с высококвалифицированными экспертами в течение всего срока действия заключения. При заказе наших услуг собственник и ответственные за пожарную безопасность объекта лица получают развернутую объективную оценку уровня ПБ. В большинстве случаев при наличии заключения по независимой оценке пожарного риска требования сотрудников ГПН выполнять не обязательно, так как возможно обосновать расчетом пожарного риска.

Наше предложение Анализ степени пожарной безопасности объекта Сокращение затрат на выполнение требований ГПН Проверка эффективности систем пожарной безопасности объекта

Консультирование и выработка максимально эффективных решений

  • Увеличение изначально оговоренной стоимости. Если услуги предлагаются по очень низкой цене, возможно, потом потребуется оплачивать по завышенной ставке все дополнительные действия по оценке пожарной безопасности.
  • Несогласованное заключение по оценке пожарных рисков МЧС, т. е. отсутствие ответа от сотрудников МЧС о правильности и достаточности выполненных работ.
  • Некомпетентность специалистов. Органы государственной власти ужесточают требования пожарной безопасности и ответственность за их нарушения. При несоблюдении установленных законодательством регламентов штрафы, согласно КоАП ст. 19.5, ст. 20.4, составляют до 400 000 рублей, а, как известно, 90% объектов имеют нарушения пожарной безопасности.

Заключение, выдаваемое нашей компанией вне зависимости от категории риска объекта действует три года.

Независимая оценка рисков в области обеспечения пожарной безопасности

В системе профилактических противопожарных мероприятий важное место занимает оценка того, в какой степени исследуемый объект подвергается риску в данной области. Правильный расчет повышает возможность того, что пожар не состоится. В этой связи заказывать подобные услуги нужно в надежных, опытных компаниях с тем, чтобы специалисты успели вовремя предсказать опасность и предотвратить ее.

Кто оценивает риски в области пожарной безопасности

Оценка рисков (или аудит) в области пожарной безопасности – это детальное обследование объекта, включая прилегающую к нему территорию, и определение насколько он соответствует принятым нормам пожарной безопасности.

Итогом такого аудита является справка или заключение, выдаваемая в качестве отчета клиенту. В ней содержатся сведения, касающиеся:

  • найденных нарушений по пожарной безопасности (ПБ) объекта;
  • мероприятия, которые следует предпринять для устранения нарушений;
  • полного соответствия требованиям ПБ при условии, что нарушений не обнаружено.

Экспертное заключение имеет по закону 3-х-летний срок действия, который может быть пересмотрен в некоторых случаях, например, при изменении существующих на момент проверки требований по ПБ либо если изменяются условия, влияющие на соответствие объекта требованиям. Другие ситуации оговариваются сторонами при заключении договора.

Выполняют независимую оценку рисков экспертные организации, получившие разрешение на проведение подобных работ, после заключения договора.

Цели независимого пожарного аудита

Независимую оценку рисков ПБ проводят для того, чтобы:

  • повысить безопасность людей, ценного имущества, территорий и зданий;
  • снизить нагрузку с госорганов, отвечающих за проверку уровня пожарной безопасности объектов;
  • обеспечить прозрачность процесса проверки.

Объекты, подлежащие обследованию

В соответствии с нормативами оценка рисков в области ПБ должна обязательно иметь место на таких объектах, которые имеют отношение к пожаро-, взрывоопасным химическим веществам, а именно:

  • используют их;
  • производят;
  • перерабатывают;
  • хранят;
  • транспортируют.

Оценку рисков также проходят объекты, призванные обеспечивать нормальную жизнедеятельность людей, в частности, те здания, где могут присутствовать массовые скопления народа и в случае пожара возникает ЧС.

Этапы оценивания рисков пожарной безопасности объекта

Комплексная оценка, проводимая специалистами, состоит из таких видов работ:

  1. Предварительное обследование объекта.
  2. Собственно оценивание полученных данных. Включает первичный анализ состояния объекта касательно ПБ; затем расчеты риска (или рисков) возникновения пожара и, наконец, разработку рекомендаций по борьбе с выявленными нарушениями с установлением конкретных сроков проведения мероприятий. Проверяется также соответствие документальной части по ПБ фактическому состоянию, а также наличие всех необходимых документов по части пожарной безопасности. Специалисты анализируют насколько подготовлены теоретически руководство и персонал объекта к возникновению ЧС, состояние, в котором пребывают средства тушения и другие противопожарные системы на объекте, обладает ли заказчик ресурсами, необходимыми для того, чтобы успешно ликвидировать последствия возможного пожара и т. д.
  3. Формирование окончательного заключения и выдача документа.
  4. Последующий контроль за выполнением рекомендаций по устранению нарушений.

Для чего Вам нужен пожарный аудит

Пожарный аудит – необходимый и очень важный вид услуг, позволяющий не просто получить реальную информацию о том, на каком уровне находится ПБ объекта, но и сэкономить клиенту на установке ненужных противопожарных систем в том случае, если при расчете пожарного риска они не вошли в состав рисковых величин.

К другим плюсам работ по оценке рисков пожарной безопасности можно отнести:

  • выключение объекта из плановых обязательных проверок ПБ на несколько лет (3 года);
  • получение страховки при возникновении пожара, при этом тарифы по страховому полису значительно снижаются;
  • получение оптимальных указаний по установке противопожарной системы на объекте;
  • при выявлении нарушений компания-исполнитель не только не штрафует заказчика, но и, наоборот, помогает снизить риски пожаров и найти для этого наиболее подходящие решения.

Заказывая работы по пожарному аудиту, Вы заранее обеспечиваете безопасность на территории своего объекта.


Смотрите также