Обеспечение пожарной безопасности в организации


Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях и в организациях

Нормативные правовые акты по пожарной безопасности   

 

       Законодательство Российской Федерации  о пожарной безопасности включает в  себя:    Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ (в ред. федерального закона от 18.10. 2007 г. № 230-ФЗ);    Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Федеральный закон от 22.07.2008 г. №123-ФЗ;    Правила пожарной безопасности  в Российской Федерации (ППБ 01-03), введенные в действие приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313;    Правила пожарной безопасности являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, их работниками, а также гражданами.    Своды правил:    СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;    СП 2.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты;    СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности;    СП 4.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;    СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования;    СП 6.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности;    СП 7.13130.2009. Отопление, вентиляция и кондиционирование;    СП 8.13130.2009. Источники наружного противопожарного водоснабжения;    СП 9.13130.2009. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации;    СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты.  Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности;    СП 12.13130.2009. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности;    Строительные нормы и правила:    СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;    СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».    Требования пожарной безопасности к населенным пунктам, зданиям для проживания людей, научным, дошкольным и образовательным учреждениям, культурно-просветительным и зрелищным учреждениям, объектам торговли, лечебным учреждениям, промышленным предприятиям, объектам сельскохозяйственного производства, объектам транспорта, автозаправочным комплексам и станциям, при транспортировании взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов.    

Основные причины пожаров в зданиях и производственных сооружениях  

 

         Условиями возникновения пожаров являются: 

         Организационные мероприятия включают в себя: - назначение должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность в организации;       - образование горючей среды;    - образование в горючей среде источников зажигания.    Наиболее частые причины возникновения пожаров:    - неосторожное обращение с огнем;    - неисправность производственного оборудования;    - нарушение технологического процесса производства;    - нарушение правил пожарной безопасности при проведении огневых работ;    - самовозгорание веществ и материалов;    - нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования;    - нарушение правил устройства и эксплуатации печей.    Согласно ГОСТ 12.1.004-91 «Пожарная безопасность. Общие требования» предотвращение пожара должно достигаться следующими мерами, исключающими образование горючей среды и образование источника зажигания:    - максимальное применение негорючих материалов и веществ;    - удаление пожароопасных отходов производства;    - применение устройств защиты производственного оборудования с горючими веществами от повреждений и аварий;    - применение оборудования, при эксплуатации которого не образуются источники зажигания;

   - ликвидация условий для теплового, химического самовозгорания веществ, материалов и изделий.      

    Обязанности и права организаций и их работников в области пожарной безопасности            Согласно ст. 37 Закона «О пожарной безопасности в РФ» организации  имеют право:    - создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;    - вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;    - проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, произошедших на предприятиях;    - устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;    - получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.     При этом организации обязаны:    - соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;    - разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;    - проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;    - включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;    - содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;    - создавать и содержать в соответствии с установленными нормами органы управления и подразделения пожарной охраны, в том числе на основе договоров с Государственной противопожарной службой;    - оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;    - предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства, горюче - смазочные материалы, а также продукты питания и места отдыха для личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожаров, и привлеченных к тушению пожаров сил;    - обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;    - предоставлять по требованию должностных лиц Государственной противопожарной службы сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на их территориях пожарах и их последствиях;    - незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;    - содействовать деятельности добровольных пожарных.    Согласно разделу 1 Правил пожарной безопасности в РФ работники организаций должны:    - соблюдать на производстве требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;    - выполнять меры предосторожности при пользовании газовыми приборами, предметами бытовой химии, проведении работ с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, другими опасными в пожарном отношении веществами, материалами и оборудованием;

   - в случае обнаружения пожара сообщить о нем в подразделение пожарной охраны и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.

    Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности         - установление противопожарного режима в организации;    - разработку инструкций о мерах противопожарной безопасности для каждого взрывопожарного и пожарного участка;    - обучение работников правилам пожарной безопасности;    - организацию пожарной охраны.    Из раздела 1 (п.п.8,10) Правил пожарной безопасности следует, что руководители организаций или индивидуальные предприниматели имеют право назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ и в силу действующих нормативных правовых и иных актов должны выполнять соответствующие правила пожарной безопасности либо обеспечивать их соблюдение на определенных участках работ.    Руководители, а также должностные лица организаций, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны разрабатывать противопожарные мероприятия и обеспечивать их выполнение.    С целью выполнения своих обязанностей ответственные лица:    -  разрабатывают противопожарный режим организации;    - разрабатывают инструкции о мерах противопожарной безопасности;    - организуют обучение и  проведение инструктажей с персоналом по требованиям противопожарной безопасности;    - организуют техническое обслуживание противопожарных средств.    Руководители организаций, на территории которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества, должны сообщать подразделениям пожарной охраны данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на этих предприятиях.    Согласно п.15 Правил пожарной безопасности  в каждой организации распорядительным документом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:    - определены и оборудованы места для курения;    - определены места и допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;    - установлен порядок уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;    - определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня.    Кроме того,  должны быть регламентированы:    - порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;    - порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;    - действия работников при обнаружении пожара;

   - определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение.

    Обучение работников организаций по предупреждению и тушению пожаров              Обучение мерам пожарной безопасности работников организации проводится  администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ст. 25 закона «О пожарной безопасности») и  приказа МЧС от 12 декабря 2007   N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной  безопасности работников организаций».    Все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем (п.7 Правил).    Противопожарный  инструктаж  проводится с целью доведения до работников  организаций  основных  требований  пожарной     безопасности, изучения пожарной  опасности  технологических  процессов    производств и оборудования, средств противопожарной защиты,  а  также  их    действий в случае возникновения пожара.    Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по  специальным  программам  обучения   мерам пожарной  безопасности  работников  организаций  (далее  - специальные программы) и  в  порядке,  определяемом  администрацией   (собственником) организации (далее - руководитель организации).    При проведении противопожарного  инструктажа  следует   учитывать специфику деятельности организации.    По характеру и  времени  проведения  противопожарный   инструктаж подразделяется на:  вводный,  первичный  на  рабочем  месте,   повторный, внеплановый и целевой.    Вводный противопожарный  инструктаж  в  организации   проводится руководителем  организации или  лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.    Примерный   перечень   вопросов   для    проведения    первичного противопожарного инструктажа приведен в приложении 2  приказа МЧС от 12 декабря 2007   N 645.    После проведения инструктажей работник должен знать:    - правила пользования электроустановками и электроприборами;    - правила хранения легковоспламеняющихся веществ;    - порядок оповещения и  схему эвакуации при пожаре;    - места расположения огнетушителей и других средств тушения пожаров и правила пользования ими;    - обязанности и действия при пожаре.    Обязанности работника по соблюдению требований пожарной безопасности должны быть отражены в их должностных инструкциях или инструкциях по охране труда (выполняемой работе).    Инструкции о мерах пожарной безопасности должны разрабатываться на основе Правил пожарной безопасности, нормативных правовых, нормативных технических и других документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования (из Приложения 1 к Правилам).    В инструкциях о мерах пожарной безопасности необходимо отражать следующие вопросы:    - порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;    - мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;    - порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;    - места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;    - порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;    - предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;    - обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:    - правила вызова пожарной охраны;    - порядок аварийной остановки технологического оборудования;    - порядок отключения вентиляции и электрооборудования;    - правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;    - порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;    - порядок осмотра и приведения в пожаро-взрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).    Для объектов с ночным пребыванием людей в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.    Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную  безопасность,  обучаются  пожарно-техническому    минимуму в объеме знаний требований нормативных  правовых  актов,   регламентирующих пожарную  безопасность,  в  части  противопожарного  режима,     пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а   также приемов и действий при возникновении пожара в  организации,   позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.    Кроме того, обучение  пожарно-техническому  минимуму  по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:    - руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;    - работники, ответственные за  пожарную  безопасность    организаций и проведение противопожарного инструктажа;    - руководители первичных организаций добровольной пожарной охраны;    - руководители загородных  оздоровительных  учреждений  для    детей и подростков;    - работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;    - водители  пожарных  автомобилей  и  мотористы   мотопомп     детских оздоровительных учреждений;

   - иные категории работников (граждан) по решению руководителя.

    Порядок действий при пожаре              Общий порядок действий при пожаре установлен Правилами пожарной безопасности (п.п. 109 - 111). В каждой организации порядок действий при пожаре определяется также локальной инструкцией о мерах противопожарной безопасности.     Каждый работник при обнаружении пожара, признаков горения, задымления, запаха гари, повышения температуры и т.п. должен немедленно сообщить об этом по телефону (в пожарную охрану).    Руководители и должностные лица организаций, назначенные в установленном порядке ответственными за обеспечение пожарной безопасности, по прибытии к месту пожара должны:    - сообщить о возникновении пожара в пожарную охрану, поставить в известность руководство и дежурные службы объекта;    - в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасание, используя для этого все имеющиеся силы и средства;    - проверить включение в работу автоматических систем противопожарной защиты (оповещения людей о пожаре, пожаротушения, противодымной защиты);    - при необходимости отключить электроэнергию (за исключением систем противопожарной защиты), остановить работу транспортирующих устройств, агрегатов, аппаратов, перекрыть сырьевые, газовые, паровые и водяные коммуникации, остановить работу систем вентиляции в аварийном и смежном с ним помещениях, выполнить другие мероприятия, способствующие предотвращению развития пожара и задымления помещений здания;    - прекратить все работы в здании (если это допустимо по технологическому процессу производства), кроме работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;    - удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;    - осуществить общее руководство по тушению пожара (с учетом специфических особенностей объекта) до прибытия подразделения пожарной охраны;    - обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара; - одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;    - организовать встречу подразделений пожарной охраны и оказать помощь в выборе кратчайшего пути для подъезда к очагу пожара;    - сообщать подразделениям пожарной охраны, привлекаемым для тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ, сведения о перерабатываемых или хранящихся на объекте опасных (взрывоопасных), взрывчатых, сильнодействующих ядовитых веществах, необходимые для обеспечения безопасности личного состава.

   По прибытии пожарного подразделения руководитель организации (или лицо, его замещающее) информирует руководителя тушения пожара о конструктивных и технологических особенностях объекта, прилегающих строений и сооружений, количестве и пожароопасных свойствах хранимых и применяемых веществ, материалов, изделий и других сведениях, необходимых для успешной ликвидации пожара, а также организует привлечение сил и средств объекта к осуществлению необходимых мероприятий, связанных с ликвидацией пожара и предупреждением его развития.  

    Организация государственной противопожарной службы            Согласно ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды: 

   - государственная противопожарная служба;    - ведомственная пожарная охрана;    - добровольная пожарная охрана;    - объединения пожарной охраны.    Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве самостоятельной оперативной службы.    Должностные лица Государственной службы имеют право:    - проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;    - участвовать с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов;    - рассматривать и согласовывать в части соблюдения требований пожарной  безопасности проектно-сметную документацию на  строительство, капитальный ремонт,  реконструкцию, расширение и техническое переоснащение зданий и объектов;    - давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для  исполнения  предписания  по  устранению  нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной  безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров  (работ, услуг), не  соответствующих требованиям пожарной безопасности;    -  налагать административные взыскания  на  граждан и  юридических лиц за  нарушение  требований пожарной безопасности.      Объектовые подразделения Государственной противопожарной службы могут выполнять функции пожарной охраны организаций (по договорам).    Функции пожарной охраны в организациях могут выполнять также ведомственная пожарная охрана и дружины добровольной пожарной охраны.    Ведомственная пожарная охрана. Статьей 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что Федеральные органы исполнительной власти, предприятия в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

   Порядок организации ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

    Государственный контроль пожарной безопасности              Порядок осуществления государственного контроля определен  Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08. 2001  № 134-ФЗ и Инструкцией по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС  от 17.03.2003 №132.    Мероприятие по контролю - совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.    Объект контроля (надзора) - деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению обязательных требований в области пожарной безопасности, в том числе на их имущественном комплексе (или его части), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество.    Согласно ст. 7 134-ФЗ мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).    В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются:    - номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;    - наименование органа государственного контроля (надзора);    - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;    - наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;    - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;    - правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;    - дата начала и окончания мероприятия по контролю.    Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.    Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.    Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.    В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.    В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.    Закон предусматривает плановые мероприятия по контролю и внеплановые проверки.    Плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено не более чем один раз в два года.    Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.    Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:    -получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или  нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;    -возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;    -обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.    Государственные инспекторы ГПН обязаны:    - проводить мероприятия по контролю на основании и в соответствии с распоряжениями (приказами) руководителей органов ГПН о проведении мероприятий по контролю;    - посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения (приказа) руководителя органа ГПН о проведении мероприятия по контролю;    - не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;    - предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки, необходимую информацию;    - знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо их представителей с результатами мероприятий по контролю.    При проведении мероприятий по контролю государственные инспекторы не вправе:    - проверять выполнение требований, не относящихся к области пожарной безопасности и компетенции органа ГПН, от имени которого действуют должностные лица;    - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении проверки должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;    - требовать предоставление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;    - требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;    - распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;    -  превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.    За нарушение требований пожарной безопасности должностные лица Государственной противопожарной службы могут привлечь нарушителей к административной ответственности согласно Кодексу об административных правонарушениях.    Производство по делам об административных правонарушениях - деятельность государственных инспекторов по привлечению юридических лиц, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к административной ответственности (предупреждению, административному штрафу) за административные правонарушения в области пожарной безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.  

Обеспечение пожарной безопасности в организации

Обеспечение пожарной безопасности в организации

Основные законодательные акты и нормативные документы:

1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции Федерального закона РФ от 27.12.1995 г. № 211-Ф. 2. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Введены в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313. 3. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормы и правила (СНиП, нормы пожарной безопасности (НПБ) и др. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 2) субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными правовыми актами. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется через нормативные правовые акты, а нормативное регулирование - через нормативные документы. Согласно ст. 20 Федерального закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Виды нормативных правовых документов

При проектировании, строительстве и эксплуатации зданий, сооружений, технологических установок необходимо учитывать требования пожарной безопасности, изложенные в ряде нормативных правовых документов (государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, инструкции и т. п.). Названные документы можно классифицировать как общие, т. е. государственные, обязательные для всех министерств и ведомств, объединений и отдельных предприятий и отраслевые, разработанные на основе государственных законодательных и иных актов. Эти документы, в свою очередь, разделяются по своему назначению. Например, Правила пожарной безопасности (ПБ), обобщающие требования различных документов, подлежат соблюдению и исполнению на всех стадиях производственной, коммерческой и другой деятельности. При проектировании объектов к основным документам можно отнести строительные нормы и правила (СНиП), а при их эксплуатации - правила, инструкции и т. п. Требования законодательных актов и нормативных правовых документов должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Права, обязанности и ответственность руководителей, должностных лиц и граждан в области пожарной безопасности

Права и обязанности руководителей и должностных лиц

В соответствии со ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организаций имеют право: — вносить в органы государственной власти и органы местного само управления предложения по обеспечению пожарной безопасности; — проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожа ров, происшедших на предприятиях; — устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; — получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений по жарной охраны.

Обязанности руководителей

Ответственность за пожарную безопасность организации возлагается на руководителей организации. Руководители организации обязаны назначить должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных объектов (цехов, участков, лабораторий, складов и т. п.). В обязанности руководителей организаций входят: — организация пожарной охраны объекта; — организация обучения рабочих и служащих правилам пожарной безопасности; — разработка перспективных планов внедрения пожаротушения и мероприятий по повышению уровня пожарной безопасности предприятия; — разработка инструкций о порядке работы с пожароопасными веществами и материалами, а также инструкций о соблюдении противопожарного режима и о действиях людей при возникшем пожаре и др.; — применение средств наглядной агитации по обеспечению пожарной безопасности и т. п. В помощь пожарной охране на каждом предприятии организуются добровольные пожарные дружины (ДПД) и пожарно-технические комиссии (ПТК).

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право: — на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара; — на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке установ ленном действующим законодательством; — участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; — получение информации по вопросам пожарной безопасности от органов управления и подразделений пожарной охраны. Граждане обязаны:

— соблюдать требования пожарной безопасности; — иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности; — при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану; — до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров; — оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров; — выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Ответственность должностных и других лиц за соблюдение требований и правил пожарной безопасности

Ответственность должностных и других лиц за соблюдение пожарной безопасности регулируется ст. 38 и 39 Федерального закона «О пожарной безопасности», а также Уголовным и другими кодексами РФ. При этом может налагаться дисциплинарная, административная, материальная или уголовная ответственность. Так, например, ст. 219 УК предусматривает наложение штрафа от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, либо лишение свободы на различные сроки, права занимать определенные должности за нарушение правил пожарной безопасности лицами, ответственными за их выполнение, если оно повлекло возникновение пожара, причинившего вред здоровью людей, крупный ущерб или иные тяжкие последствия. Также предусматривается ответственность за уничтожение или повреждение имущества (ст. 167 и 168 УК) в результате неосторожного обращения с огнем, за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях, государственных, кооперативных и иных организациях. Кроме того, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности предусматривает наложение штрафа на граждан.

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в организациях

Издание приказов и распоряжений, ведение документации в организации

С целью профилактики и систематического контроля за состоянием пожарной безопасности должны быть изданы следующие приказы и распоряжения: — о назначении ответственных лиц за противопожарное состояние предприятий, цехов, участков, помещений; — об утверждении плана противопожарных мероприятий; — о порядке и сроках прохождения противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму с указанием перечня цехов или профессий, работники которых должны проходить обучение по программе пожарно-технического минимума, а также должностных лиц, на которых возлагается проведение инструктажей и занятий в организации. Соответственно на предприятии должна вестись регистрация приказов, распоряжений, протоколов обучения, журналов противопожарных инструктажей, предписаний государственных инспекторов и т. п.

Планирование мероприятий по профилактике и тушению пожаров

Планированию предшествует анализ противопожарного состояния объекта с учетом пожаров и возгораний, если они имели место на объекте, а также пожаров, происшедших на аналогичных и других предприятиях. Планы должны содержать следующие графы: номера планируемых мероприятий по порядку, их наименование, сроки выполнения, ответственный исполнитель и отметка о выполнении. Планы могут иметь разделы: организационный, пожарно-профилактический и финансовый. Примерное содержание перспективного плана: 1. Понижение пожаровзрывоопасности технологических процессов и производственного оборудования; 2. Автоматизация и механизация технологических линий; 3. Оснащение зданий и помещений автоматическими устройствами обнаружения и тушения пожаров; 4. Замена горючих моющих средств на пожаробезопасные; 5. Расширение сетей наружного и внешнего противопожарных водопроводов, увеличение количества пожарных гидрантов, кранов; 6. Повышение огнестойкости зданий, помещений и отдельных строительных конструкций, замена горючих перекрытий на негорючие. Годовой план должен включать определенный объем перспективного плана, мероприятия по предписаниям инспекторов Госпожнадзора, пожарно-технической комиссии. В оперативный план включаются вновь возникающие задачи, например, выполнение требований новых руководящий документов в области пожарной безопасности, мероприятия по устранению возникающих пожаро- и взрывоопасных факторов и др.

Организация противопожарного режима в организации

В соответствии с Правилами пожарной безопасности ППБ 01-03 в каждой организации приказом должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности режим, в том числе: — определены и оборудованы места для курения; — определены места и допустимое количество единовременно находя щихся в помещении сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; — установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; — установлен порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ; — установлен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; — определены действия работников при обнаружении пожара; — определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначены ответственные за их проведение. Во всех производственных и административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местах должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны. Правила применения на территории предприятий открытого огня, проезда транспорта, допустимость курения и проведения пожароопасных работ устанавливаются общеобъектовыми инструкциями о мерах пожарной безопасности. В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов), при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Разработка планов эвакуации на случай пожара

Для предотвращения воздействия на людей опасных и вредных факторов пожара, организованного движения людей при эвакуации, выносе материальных ценностей, в зданиях предусматриваются эвакуационные пути и выходы. Для каждого этажа и здания составляется план эвакуации людей и материальных ценностей. Количество эвакуационных выходов из зданий, помещений и с каждого этажа зданий принимается по расчету, но обычно должно быть не менее двух. При составлении плана эвакуации принимается во внимание необходимое время эвакуации, категория производства и объем помещения. Требования к устройству путей эвакуации и эвакуационных выходов из зданий и помещений изложены в соответствующих СНиП. После утверждения плана эвакуации нужно практически его отработать по подаче команд, вызову пожарных подразделений, оповещению о пожаре, открыванию выходов и выводу людей из помещений.

Организация пожарной охраны в организациях

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: 1) Государственная противопожарная охрана; 2) Ведомственная противопожарная охрана; 3) Добровольная противопожарная охрана; 4) Объединения противопожарной охраны. Основными задачами пожарной охраны являются: — организация предупреждения пожаров; — тушение и ликвидация пожаров. В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» (ст. 37) организации имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств. Однако, в соответствии с нормами НПБ 201-96, пожарная охрана в обязательном порядке создается в организациях, перечень и проектная производственная характеристика которых приведены в этом документе. К этим организациям относятся крупные предприятия и объекты нефтегазовой и нефтеперерабатывающей, химической, электрической, машиностроительной промышленности, а также крупные базы, склады. Пожарная охрана должна быть создана также и в учебных заведениях с количеством учащихся (студентов) 10 тысяч и более, при театрах, цирках с залами на 600 и более мест, выставочных комплексах, гостиницах, кемпингах, мотелях и др. Пожарная охрана организаций содержится за их счет. В нормах НПБ 201-96 изложены порядок организации пожарной охраны, требования к личному составу, комплектованию и содержанию пожарной техники.

Организация пожарно-технической комиссии

Пожарно-технические комиссии (ПТК) организаций, как показал опыт, могут оказывать существенную помощь администрации. Для успешной работы ПТК необходимо определить состав, основные задачи, программу и порядок работы этой комиссии. Состав ПТК, ее полномочия объявляются приказом руководителя предприятия, руководство работой возлагается на главного инженера (заместителя). В организациях помимо головной (объектовой) могут создаваться цеховые ПТК из трех-пяти человек. Это специализированные секции, занимающиеся разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на снижение пожарной опасности технологических процессов, производственного оборудования. В состав одной из секций могут входить начальники производств, сотрудники технологических отделов, специалисты различных лабораторий. Для обеспечения пожарной безопасности электроустановок может быть сформирована своя секция, руководимая главным энергетиком организации. При необходимости может быть создана еще одна секция - для контроля за соблюдением противопожарных требований строительных норм и правил при новом строительстве, реконструкции производственных цехов, зданий и сооружений. В состав этой комиссии должны включаться специалисты отдела капитального строительства, ремонтно-строительных цехов, а также работник пожарной охраны, специализирующийся в этой области.

Организация добровольной пожарной дружины

В соответствии с Федеральным законом о пожарной безопасности в каждой организации создаются добровольные пожарные дружины (ДПД), руководство которыми возлагается на руководителей предприятий и организаций. Для организации и деятельности ДПД необходимо: — наличие приказа руководителя объекта о создании ДПД; — наличие заявления о приеме в ДПД; — наличие табеля боевого расчета членов ДПД; — страхование членов ДПД от несчастного случая; — обеспеченность комплектом спецодежды (членам ДПД, входящим в состав расчета на автонасосах и мотопомпах должны выдаваться брезентовые куртки, брюки, рукавицы, сапоги, ватные телогрейки и брюки); —рекомендуется составление графика дежурств членов ДПД. Периодически необходимо проведение учений с проверкой времени сбора членов ДПД, знания ими своих обязанностей на случай пожара, расположения источников водоснабжения и первичных средств пожаротушения, умения ими пользоваться и организовать эвакуацию людей и имущества из зданий, умения тушить агрегаты, находящиеся под напряжением. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О пожарной безопасности» для эффективной работы членов ДПД предусматривается материальное и моральное стимулирование. Структура и количественный состав ДПД зависит от категории опасности производства и численности работающих. Исходя из этого, может быть сформирована объектовая и цеховые ДПД.

Организация инструктажей и обучения работников мерам пожарной безопасности

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» ответственность за организацию и проведение обучения возлагается на руководителей организаций. В организации создается постоянно действующая комиссия по обучению и проверке знаний работников по вопросам законодательства, правилам и мерам пожарной безопасности. Председатель и члены комиссии должны предварительно пройти обучение в специализированном учебном центре, имеющем лицензию на осуществление этой деятельности и получить удостоверение установленной формы о проверке знаний. Аттестованные члены комиссии могут осуществлять обучение своих работников и соответствующую проверку знаний. Для обучения работников пожароопасных участков целесообразно привлекать специалистов пожарной охраны (инспекторов). При этом должны быть разработаны программы обучения для этих категорий работников. Согласно Правилам пожарной безопасности (п. 7) все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем. В соответствии с ГОСТ 12.0.004 Системы стандартов безопасности труда по характеру и времени проведения инструктажа подразделяются на следующие виды: — вводный; — первичный на рабочем месте; — повторный; — внеплановый; — целевой. Содержание и периодичность проведения инструктажей устанавливает руководство организации. О проведении всех видов противопожарных инструктажей делается запись в журналах регистрации инструктажей с росписью инструктируемого и инструктирующего. Целевой инструктаж может фиксироваться в другом документе, разрешающем производство названных работ.

Разработка инструкций о мерах пожарной безопасности

В соответствии с Правилами пожарной безопасности необходимо иметь следующие инструкции: — общеобъектовую, цеховую для участков или помещений о мерах пожарной безопасности и действиях в случае возникновения пожара; — по техническому содержанию и эксплуатации противопожарной автоматики; — о совместном хранении пожароопасных химических веществ и материалов; — о действиях охраны предприятия в случае возникновения пожара и др. Общеобъектовые и цеховые инструкции по обеспечению пожарной безопасности должны быть разработаны с учетом требований ГОСТ 12.1.004-91 «ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования», Правил ППБ 01—03, строительных норм и правил, и других нормативных документов, содержащих требования пожарной безопасности, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, технологических процессов и производственного оборудования.

Обеспечение пожарной безопасности в организации. Порядок размещения первичных пожаротушений - презентация онлайн

Подготовила учащаяся II курса группы 4491 Базарова КаринаПравовое регулирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности в Республике Беларусь Обеспечение пожарной безопасности является обязанностью руководителей, соответствующих должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также граждан. Основным законодательным актом по обеспечению пожарной безопасности на территории Республики Беларусь является Закон РБ от 15.06.1993 № 2403-ХII «О пожарной безопасности», (далее - Закон № 2403-ХII). Деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируется и другими актами законодательства Республики Беларусь, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами. Для обеспечения пожарной безопасности в организации, а также компетентного взаимодействия с органами государственного пожарного надзора необходимо знать и руководствоваться основополагающими нормативными документами системы противопожарного нормирования и стандартизации, которые представлены в таблице.Основополагающие документы системы противопожарного нормирования и стандартизации Документ Обозначение 1. межгосударственные строительные нормы Межгосударственные 2. межгосударственные стандарты нормативные 3. межгосударственные своды правил по технические документы. проектированию и строительству 4. руководящие документы МСН ГОСТ МСП 1. нормы пожарной безопасности (примечание) 2. правила пожарной безопасности Государственные (примечание) нормативные 3. технические кодексы установившейся технические документы. практики 4. строительные нормы 5. государственные стандарты 6. руководящие документы в строительстве 7. руководящие документы 8. технические условия 9. пособия к строительным нормам НПБ РД ППБ ТКП СНБ СТБ РДС РД ТУ ППрава и обязанности органов государственного пожарного надзора Органы государственного пожарного надзора (их перечень приведен в постановлении МЧС РБ от 15.02.2010 № 6 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора») осуществляют надзор за соблюдением республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, учреждениями и предприятиями, субъектами хозяйствования, их должностными лицами и гражданами требований законодательства о пожарной безопасности. Органы государственного пожарного надзора при осуществлении своих функций руководствуются Конституцией Республики Беларусь и другими актами законодательства. Обязанности и права органов государственного пожарного надзора изложены соответственно в ст.35 и 36 Закона № 2403-ХII. Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются представителями власти. При исполнении своих служебных обязанностей они руководствуются Законом № 2403-XII и подотчетны только вышестоящим должностным лицам органов государственного пожарного надзора. В сельской местности работники государственного пожарного надзора имеют право бесплатно пользоваться всеми видами общественного транспорта (кроме такси). При исполнении служебных обязанностей должностные лица органов государственного пожарного надзора в пределах своих полномочий имеют право беспрепятственно проходить на территорию и объекты организаций, а также в жилые помещения для выполнения надзорных функций по предписанию на их выполнение и при наличии служебного удостоверения.Меры пожарной безопасности, предъявляемые к содержанию территории организацииСоблюдение требований, норм, правил и стандартов пожарной безопасности позволяет свести к минимуму вероятность возникновения пожаров по неосторожности при обращении с огнем, курении, снизить возможность распространения горения, сохранить жизнь и здоровье людей, свести до минимума материальные потери. Вопросы соблюдения установленного противопожарного режима содержания территории объектов, противопожарных разрывов и других противопожарных норм определены ППБ РБ 1.01-94 и отраслевыми правилами пожарной безопасности. Эффективной мерой против распространения пожаров являются противопожарные разрывы и преграды, а также продуманная внутренняя планировка зданий и устройство различных противопожарных преград и отсеков, изолированных несгораемыми конструкциями. Противопожарные разрывы между открытыми складами, зданиями и сооружениями, проезды и подъезды к зданиям должны отвечать требованиям соответствующих отраслевых норм и правил пожарной безопасности. Противопожарные разрывы между производственными зданиями. устанавливаются в зависимости от степени огнестойкости одного и другого здания. При любых вариантах расстановки транспорта, в т.ч. для разгрузки и погрузки различных грузов, проезд для движения пожарных машин должен оставаться свободным.По всем зданиям и сооружениям должен быть обеспечен свободный доступ. Не допускается загромождать проезды и подъезды к зданиям и пожарным водоисточникам. Дороги и полосы для проезда пожарных автомобилей должны быть с покрытием и уклоном для отвода поверхностных вод. Посадка деревьев и кустарников в пределах полосы не допускается. Территория организаций, имеющих пожароопасные и взрывоопасные участки, должна охраняться. Въезд на такую территорию следует допускать только при наличии специального пропуска. Железнодорожные переезды и переходы на территории организации должны быть свободными для пропуска пожарных автомобилей и иметь сплошные настилы на уровне с головками рельсов. Оставлять на железнодорожных переездах подвижной состав запрещается. При проведении ремонтных и других работ на дорогах необходимо устанавливать указатели направления объезда или устраивать через ремонтируемые участки переезды шириной не менее 3,5 м. Территорию организации следует обозначить предупредительными знаками безопасности согласно СТБ 1392-2003 «Система стандартов пожарной безопасности. Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденного постановлением Госстандарта РБ от 28.04.2003 № 22, и плакатами по безопасному проведению работ. На въезде на территорию вывешивается схема движения транспорта, размещения пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения. Указатели пожарных водоисточников в темное время суток должны быть освещены. Для курения, разведения костров и применения открытого огня следует отводить специальные места. Выбор таких мест согласовывается с местными органами государственного пожарного надзора.Порядок размещения первичных пожаротушений Производственные, административные, вспомогательные и складские здания, сооружения и помещения, а также открытые производственные площадки или участки должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами, устанавливаемыми отраслевыми правилами пожарной безопасности. К первичным средствам пожаротушения относятся все виды переносных и передвижных огнетушителей, оборудование пожарных кранов, ящики с порошковыми составами (песок, перлит и т.п.), а также огнестойкие ткани (асбестовое полотно, кошма, войлок и т.п.). Первичные средства пожаротушения должны размещаться в легкодоступных местах и не должны быть помехой и препятствием при эвакуации персонала из помещений. Допускается установка огнетушителей в тумбах или шкафах, конструкция которых должна позволять визуально определить тип огнетушителя и осуществить быстрый доступ к нему для использования при пожаре. Запрещается использование пожарного инвентаря и других средств пожаротушения для хозяйственных, производственных и других нужд. Кроме прямого назначения разрешается использовать средства пожаротушения при ликвидации стихийных бедствий и катастроф, а также при обучении персонала и добровольных пожарных формирований объекта. За нарушение этих положений должностные или иные лица несут ответственность вплоть до уголовной в соответствии с действующим законодательством.Одиночное размещение огнетушителей допускается в небольших помещениях. Размещение огнетушителей и пожарного инвентаря, а также их количество не определяется проектом, а устанавливается руководством соответствующих подразделений объекта или организаций, на основании отраслевых правил пожарной безопасности и норм расчета первичных средств пожаротушения. ПОЖАРНЫЕ ЩИТЫ ПЕРВИЧНЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ Пожарные щиты предназначены для концентрации и размещения в определенном месте ручных огнетушителей, немеханизированного пожарного инвентаря и инструмента, применяемого при ликвидации загорании на объектах, в складских помещениях и на строительных площадках. Дверцы должны быть опломбированы и открываться без ключа и больших усилий. Крепление средств пожаротушения и инвентаря на щитах должно обеспечивать быстрое их снятие без специальных приспособлений или инструмента.Огнетушители Огнетушители бывают переносные и передвижные. К переносным огнетушителям относятся все их типы с массой до 20 кг. Огнетушители с большим объемом заряда (с массой не менее 20, но не более 400 кг; могут иметь одну или несколько емкостей с огнетушащим веществом) относятся к передвижным, их корпуса устанавливаются на специальные тележки. По виду применяемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на: 1.водные (0В); 2.порошковые (ОП); 3.пенные, которые, в свою очередь, делятся на: воздушно-пенные (ОВП); химические пенные (ОХП); газовые, которые подразделяются на: углекислотные (ОУ); хладоновые (ОХ); комбинированные. Наибольшее распространение на газокомпрессорных станциях получили газовые и порошковые огнетушители. Пенные и водные огнетушители такого широкого применения на объектах предприятия не получили и поэтому в данной инструкции не рассматриваются. По принципу вытеснения огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на: 1.закачные; 2.с баллоном сжатого или сжиженного газа; 3.с газогенерирующим элементом; 4.с термическим элементом; 5.с эжектором.

Обеспечение пожарной безопасности.

Руководитель любого предприятия обязан знать, как обеспечить на территории организации пожарную безопасность. Система пожарной безопасности предприятия - это комплекс организационных мер и технических средств, направленных на предотвращение пожароопасных ситуаций и ликвидацию ущерба от пожаров.

Противопожарные мероприятия включат в себя издание руководителем организации документа об обеспечении на предприятии пожарной безопасности. Этот приказ приводит в действия положения и инструкции, обеспечивающие максимальную эффективность пожароопасной защиты располагающихся на территории зданий и помещений и особенно взрывоопасных и пожароопасных участков на них. Также руководителем организации назначается лицо, ответственное за пожарную безопасность территории.

Другие документы, регламентирующими безопасность в случае пожара на предприятии, - это инструкции о мероприятиях по пожарной безопасности. Эти инструкции разрабатываются на основании действующих нормативов и правил безопасности (стандартов, строительных и технологических норм проектирования, установки оборудования).

Инструкциями устанавливаются основные положения по противопожарной защите на предприятии. На основе этих документов на территории организации создаются технические условия для успешного пожаротушения.

Инструкции бывают следующих видов:

• общеобъектовая инструкция - инструкция о мерах по пожарной безопасности на всём предприятии;

• инструкции для конкретных зданий, сооружений и производственных процессов;

• инструкции по безопасному осуществлению временных пожароопасных или взрывоопасных работ, ведущихся на предприятии (сварочных, строительно-монтажных и др.);

Разработку инструкций осуществляется отделом по пожарной безопасности или лицом, ответственным за безопасность предприятия. Утверждает инструкции руководитель, который согласовывает данные документы со службой охраны труда. Инструкции вводятся в приказном порядке.

Инструкции должны отражать следующие вопросы:

• содержание территории в надлежащем порядке, в том числе, путей эвакуации;

• принятие мер по пожарной безопасности во время проведения технологических процессов, при эксплуатации оборудования и проведении пожароопасных работ;

• правила и порядок хранения и перевозки взрыво- и пожароопасных материалов на территории предприятия;

• места, отведённые под курение, применение открытого огня и работ с использованием воспламеняющихся материалов;

• правила хранения и дальнейшего удаления горючих материалов;

• содержание и хранение спецодежды;

• предельные значения измерительных приборов, отклонения от которых потенциально опасны для возникновения пожара;

Работники предприятия должны быть проинструктированы о действиях во время пожара.

Работники организации должны знать:

• правила вызова пожарных;

• правила аварийной остановки оборудования;

• порядок отключения электрооборудования и вентиляции;

• правила использования средств для тушения пожара и автоматических пожарных установок;

• правила эвакуации горючих и воспламеняющихся веществ и материально ценных вещей;

• порядок приведение в безопасное состояние помещений предприятия;

Противопожарный инструктаж работников предприятия осуществляется лицами, ответственными за пожарную безопасность. Каждый работник должен изучить инструкции по противопожарным действиям и ответить на вопросы ответственного лица по технике безопасности. В специальный документ вносится подпись об ознакомлении сотрудника с правилами пожарной безопасности.

Каждое предприятие должно быть обеспечено аварийными выходами из здания на случай пожара. О наличии и расположении выходов должны информировать специальные таблички и надписи. Для полноценного контроля за ситуацией на предприятиях нужно устанавливать пожарную сигнализацию, предназначенную для своевременного обнаружения источников открытого огня и задымления помещения и включения средств противодымной и противопожарной защиты.

В помещениях организаций в специально отведённых, легко доступных местах должны быть установлены первичные средства пожаротушения - переносные средства, применяющиеся для борьбы с пожаром на начальных стадиях его развития.

К таким средствам относятся ёмкости с огнетушащими средствами (песком, водой), ручной пожарный инструмент (топоры, багры, лопаты и крюки), пожарные краны со стволом и рукавом на внутреннем пожарном водопроводе. Также помещения должны быть оснащены исправными огнетушителями, к которым прилагаются понятные инструкции.

В каждом помещении предприятия на доступных местах должны быть размещены схемы плана эвакуации персонала при возникновении пожара. За несоблюдение норм пожарной безопасности (курение в неустановленном месте, несоблюдения правил эксплуатации электроприборов и оборудования) к любому сотруднику организации или предприятия могут быть применены административные санкции.


Смотрите также