Организация безопасности дорожного движения


Глава 2. Организация обеспечения безопасности дорожного движения в жилом секторе.

Многофункциональный жилой комплекс является современной формой организации жилой среды города, в которой наиболее полно реализуются потребности человека в жилье, работе, отдыхе и общении. 

Жилой комплекс  – это сложный градостроительный объект, включающий в себя различные по назначению, функционирующие независимо друг от друга группы помещений: жилые, общественные и административные учреждения, гаражи ,автостоянки, элементы благоустройства и озеленения объединенные единым композиционно-планировочным замыслом. Функциональное содержание жилищного комплекса, его величина, плотность застройки, типология жилища зависит от конкретных градостроительных условий его размещения и требований потребителей.1

Отдельно существует группа специализированных жилых комплексов, социальное содержание которых требует закрытых и полузакрытых форм обслуживания: молодежные жилые комплексы, дома-комплексы для инвалидов и престарелых, общежития.

Также жилые комплексы в соответствии с Региональной классификацией жилой недвижимости (г.Белгорода) классифицируются по их качественным характеристикам (конструктив, строительные характеристики объекта; архитектурные, планировочные решения; характеристика автопарковок; используемые инженерные системы; инфраструктура предприятий торговли и услуг и др.).

В жилом комплексе должно быть обеспечено полноценное удовлетворение потребностей жителей разнообразными видами общественного обслуживания: это учреждения образования (школы и дошкольные образовательные учреждения), наиболее массовых видов культурной деятельности и досуга, торгово-бытовые, физкультурно-оздоровительные.

Жилые комплексы также делятся на четыре класса:

  1. жилые комплексы класса «элит»;

  2. жилые комплексы класса «бизнес»;

  3. жилые комплексы класса «комфорт»;

  4. жилые комплексы класса «эконом».1

В благоустройстве жилой среды большое значение имеют площадки различного назначения: для игр детей, отдыха взрослых, занятий физкультурой и спортивными играми подростков и взрослого населения, хозяйственных площадок и открыт ых автостоянок. Размеры площадок определяются расчетом по удельным показателям 

Главным принципом организации жилых районов и микрорайонов является создание высокого уровня условий жизни населения, т.е. организация быта и общественной жизни. Эти процессы тесно связаны друг с другом, так что расположение жилья определяется его тяготением к обслуживающим учреждениям повседневного пользования. Эта социальная основа стала определяющей при пространственной организации селитебной территории, основными повторяющимися структурными элементами которой являются жилые районы и микрорайоны..

На территории жилых районов и микрорайонов выделяют зоны, застраиваемые зданиями различного назначения, жилую, культурно-бытовых учреждений (общественные центры), школьную, дошкольных учреждений, спортивную, кратковременного отдыха и хозяйственную. Характер зонирования и состав зон зависят от конкретных условий местности строительства .

Границами территории жилого района служат магистральные улицы, скоростные автодороги с защитными полосами, железнодорожные полотна, зеленые массивы, реки, водоемы,овраги, неудобные для застройки земли и т.п.

Характер функциональной объемно-пространственной организации групп может быть:

замкнутый — жилая территория служит для продолжения функций жилища (площадки для отдыха взрослых и игр детей, занятий физкультурой. хозяйственные площадки);

полузамкнутый — выделена часть жилой территории, как бы продолжающая жилище;

дом-комплекс — одно крупное здание, включающее учреждения повседневного пользования, с которыми жилище связано внутренними горизонтальными и вертикальными коммуникациями. Объемы зданий в последнем случае не замыкают пространство, оставляя его открытым.1

Необходимость создания раскрытых или замкнутых пространств зависит от реального соотношения потребностей в их обособлении или связи с окружением, но ни при каких обстоятельствах микрорайон не должен превращаться в сумму замкнутых частей, нарушающих его функциональное единство.

На территориях микрорайонов местный уровень обслуживания населения обеспечивается учреждениями повседневного пользования, включающими: детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы, аптеки, магазины повседневного спроса, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, учреждения массовой культуры и спорта, отделения Сбербанка.

В жилых районах размешают учреждения периодического пользования кинотеатры, клубы, спортивные залы, библиотеки, промтоварные и продовольственные магазины с широким ассортиментом товаров, рестораны, комбинаты бытового обслуживания, ателье пошива одежды, парикмахерские, поликлиники, отделения связи. При этом следует учитывать наличие близко расположенных учреждений городского значения в жилых районах, расположенных в удалении от общественных городских центров, допускается расширять состав учреждений обслуживания, размещая в них дополнительные виды услуг и увеличивая ассортимент товаров.

В составе жилищно-эксплуатационных организаций микрорайона предусматривают клубные помещения, помещения для занятий физической культурой, общественных организаций, опорного пункта полиции, диспетчерского пункта инженерного обслуживания микрорайона. В составе жилищно-эксплуатационных организаций жилого района располагают помещения управления, гаражи, склады и мастерские..

Местная улично-дорожная сеть ,организация транспортно-пешеходных коммуникаций внутри межмагистральной территории должна быть организована система пешеходной и транспортной связи групп жилых домов и общественных учреждений микрорайона с магистральными улицами. Эта система должна соответствовать общему композиционному замыслу планировки и пространственном) решению жилой застройки и включать в себя жилые улицы и микрорайонные проезды .В плане проезды строятся по кольцевой, тупиковой и смешанной схемам .1

Тупики, отходящие от улиц или основных проездов и служащие для подъезда к домам, могут определять группировку построек. Принцип «двойной гребенки» позволяет полностью отделить внутреннюю систему пешеходных дорог от проездов .Так жилые корпуса, стоящие по периметру микрорайона, образуют систему подъездных тупиков и закрытых двориков.

Внутренние пешеходные дороги при этом полностью изолируются.

Систему проездов следует связывать с размещением входов в жилые и общественные здания; по возможности не допускать сквозных проездов через территорию микрорайона, а при трассировке проездов большой протяженности предусматривать их криволинейные очертания для ограничения скорости движения автомобилей; трассировать основные проезды без пересечения с пешеходными дорогами и аллеями, направленными от групп жилых домов к зданиям школ и детских дошкольных учреждений.

Частые въезды и выезды из микрорайонов на магистральные улицы нежелательны, поскольку тормозят скорость движения городского транспорта, нарушают его безопасность. Однако въезды на территорию, а также сквозные проезды в многосекционных домах большой протяженности следует размещать на расстоянии не более 300 м друг от друга (в реконструируемых районах с периметральной застройкой — не более 180 м) для обеспечения оперативногг доступа служб экстренной помощи (медицинской, аварийной, при пожаре и др). 1

Микрорайонные проезды, примыкающие к проезжим частям жилых и магистральных улиц, должны иметь две полосы движения (так называемые основные проезды шириной 5,5 м). Их примыкание к магистралям допускается располагать на расстоянии не менее 50 м от стоп-линии перекрестка.

Вдоль проезжих частей основных и второстепенных проездов устраиваются тротуары шириной соответственно 1,0 и 0,75 м. Тротуары следует устраивать приподнятыми над уровнем проездов на 15 см, а на подходах к школам и детским дошкольным учреждениям — в одном уровне с устройством рампы.2

На территориях жилого, общественного и рекреационного назначения необходимо предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок, для чего устраиваются пологие пандусы.

Для обеспечения требований пожарной безопасности проезды проектируются исходя из условий беспрепятственного подъезда пожарных машин к зданиям и гидрантам и доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. При застройке домами 9 этажей и выше с тех сторон здании, где не требуется устройство постоянных подъездов, должны предусматриваться пожарные проезды шириной 3,5 м.1

Пешеходные аллеи и дороги вместе с тротуарами улиц и проездов , реализуют единую сеть пешеходных сообщений микрорайона. Их прокладывают за пределами дворов групп жилых домов по направлению основных пешеходных связей по наиболее коротким путям.

Пешеходные дорожки предусматривают для связи озелененных пространств микрорайонов и элементов благоустройства в пределах дворов групп жилых домов.

Организация парковок личных транспортных средств в жилых районах и микрорайонах в комплексе с жилой застройкой и системой проездов необходимо проектировать стоянки для автомобилей (автостоянки) в виде зданий, сооружений и открытых площадок. Выбор типов автостоянок зависит от общего архитектурно-градостроительного решения окружающей застройки, с учетом территориальных возможностей и гидрогеологических особенностей (для подземных сооружений). Требуемое количество машино-мест составляет не менее 90гг расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей, которое зависит от уровня обеспеченности жителей личными транспортными .На территории микрорайонов в подземном пространстве следует предусматривать меся для хранения автомобилей из расчета не менее 25 машино-мест на 1000 жителей.

Открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей допускается предусматривать в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами. Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать в радиусе доступности не более 800 м от мест жительства автовладельцев, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой — не более 1500 м; на территориях малоэтажной застройки низкой интенсивности — не более 200 м. Жилая среда не должна оставаться маловыразительной, что часто бывает при формальном размещении хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок. 1

В жилом секторе особое внимание уделяется проектированию дорог, так как дорожное полотно должно обеспечивать безопасность дорожного движения. При проектировании, строительстве и реконструкции дорог не допускается снижение капитальных затрат за счет инженерных решений, отрицательно влияющих на безопасность дорожного движения.

В Правилах дорожного движения существует целый раздел, регулирующий движение на придворных территориях . Жилая зона обозначается соответствующими знаками ,однако в настоящее время встречаются в России достаточно редко.

Говоря об обеспечение безопасности дорожного движения в жилых зонах, то на лицо ряд существенных правонарушений . Сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, поэтому за соблюдением правил там никто не следит. В большинстве случаев это приводит к тому, что водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.

Естественно, на дворовых территориях действуют все те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:

Стоянка с работающим двигателем запрещена.

Запрещена стоянка грузовых автомобилей.

На дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. 

При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения. Сквозной проезд через жилую зону или дворы правилами запрещен.

Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД). При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории, не отличаются от штрафов для других мест, т.е. движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.1

При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.

Запрещена в жилой зоне учебная езда.2

От слаженной работы сотрудников ГИБДД, участкового уполномоченного полиции от их мониторинга зависит соблюдение правил дорожного движения. Их активное взаимодействие уменьшит количество совершенных ДТП в жилом секторе ,поскольку значительное число наездов на пешеходов, в частности, детей и граждан пожилого возраста совершается в близи дворовой территории. Поскольку дети и пожилые граждане являются более уязвимы в силу своего возраста, а также из-за невнимательности. Дети часто нарушая меры безопасности играют в неотведенных для этого мест, пожилые же граждане нарушают правила дорожного движения переходя проезжую часть вне пешеходного перехода. Также водители сами пренебрегают правилами дорожного движения не соблюдая скоростной режим, не обращают на знаки установленные вблизи школ, детских садов, дворовой территории, говорящие о возможном появлении детей.

Жилой сектор является опасной зоной для пешеходов, поскольку она является слепой и не просматриваемой территории как для водителя, так и для пешехода. В следствии того, что из-за перегруженности и необорудованности стоянок граждане оставляют свои транспортные средства в неположенных для этого местах, чем сами нарушают правила дорожного движения. Однако же зная эту проблему сотрудники ГИБДД, УУП, ЖКХ не принимают никаких мер по устранению данной проблемы.

Подводя вывод по данному вопросу необходимо отметить , что свободные пространства в городской застройке издавна служили путями передвижения и местами, где протекала общественная жизнь населения, — это улицы и площади города .Роль свободных пространств а жилых районах особенно велика, так как объемные средства архитектурной композиции ограниченны .Именно поэтому разнообразие систем свободных пространств, отражающих местные климатические и ландшафтные особенности, играет решающую роль в архитектурной организации жилых районов.

Жилой район — сложный организм, включающий в себя различные объекты жилые дома, благоустройства и озеленения. Этот состав архитектурных объемов и пространств жилого комплекса определяет характер, масштаб и пластику его форм. 1

Важным объектом жилого сектора являются дороги, которые соединяют объекты жилые дома, школы, детские учреждения, общественные и торговые центры. Проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.1

Но не только дороги должны соответствовать стандартам ,но и жилые секторы должны отвечать всем требованиям и правилам градостроительства. Также сотрудники ГИБДД, УУП полиции должны более серьезно относиться к проблеме безопасности дорожного движения в жилом секторе, поскольку граждане заблуждаются, считая что ДТП в дворовой территории маловероятно и теряют бдительность

2.2. Профилактические и юрисдикционные полномочия ГИБДД МВД России в сфере обеспечения БДД в жилом секторе.

Профилактика в сфере обеспечения БДД складывается из падзора и контроля.

Основная нагрузка по осуществлению надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД, составляющей три четверти всего личного состава Госавтоинспекции. Эта служба систематически наблюдает за соответствием поведения граждан, использующих транспортные средства и дороги, требованиям Правил дорожного движения, принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений.

Дорожно-патрульная служба ГИБДД осуществляет также такие важные функции, как розыск угнанных, похищенных автомототранспортных средств, транспортных средств участников ДТП, скрывшихся с мест происшествия, и дознание по делам о дорожно-транспортных происшествиях.

Силы дорожно-патрульной службы ГИБДД сведены в строевые подразделения – специализированные полки, отдельные батальоны, роты, взвода дорожно-патрульной службы (на уровне ГИБДД МВД, ГУВД, УМВД); роты, взвода, группы ДПС ГИБДД (на уровне ОМВД).

К важнейшим способам несения дорожно-патрульной службы относятся: наблюдение за дорожным движением, контроль за дорожными условиями, техническим состоянием транспортных средств, поведением участников дорожного движения, предупреждение их противоправных действий, пресечение противоправных действий, регулирование дорожного движения. Наблюдение как один из основных способов дорожно-патрульной службы состоит в оценке должностными лицами ГИБДД состояния дорожного покрытия, интенсивности движения транспортных средств и т.п. По итогам наблюдения применяются те или иные способы обеспечения безопасности дорожного движения и определяются места и формы несения службы. Наблюдение может осуществляться с помощью технических средств (спутниковая связь, радары, оптические приборы, телемониторы, иная специальная техника), а также визуально.

Под контролем поведения участников дорожного движения, технического состояния транспортных средств и дорожных условий понимаются сбор и обработка информации, оперативное реагирование на изменение дорожной обстановки, неправомерное поведение водителей, пешеходов, иных участников движения.

В зависимости от состояния дороги, интенсивности дорожного движения применяется:

– открытый контроль, осуществляемый должностными лицами ГИБДД в форменной одежде со специальным снаряжением на автомобилях или мотоциклах, имеющих соответствующую окраску и оборудование;– скрытый контроль, проводимый как правило, на обычных автомобилях без специальной окраски и опознавательных знаков, оборудованных специальными средствами, радаром, радиостанцией и т.п.;

– смешанный контроль, применяемый инспекторским составом в форменной и гражданской одежде одновременно на нескольких автомобилях, один из которых имеет обычную окраску, а другие – специальную.1

Предупреждение правонарушений на дороге состоит в воздействии на поведение участников дорожного движения путем долговременного присутствия инспектора ДПС на определенном маршруте, участке движения, в местах, где он хорошо виден. Предупреждение может проводиться как с помощью дорожных знаков, специальных жестов или сигналов, так и устного обращения к водителям и пешеходам через громкоговорящую связь. В последнее время в отдельных регионах в целях профилактики ДТП подразделения дорожно-патрульной службы стали использовать макеты автомобилей со специальной окраской, их устанавливают, а затем перемещают через определенное время на другие участки дороги.1

Пресечение противоправных действий состоит в применении инспектором ДПС мер административного принуждения к нарушителю правил дорожного движения в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Суть регулирования (организации) дорожного движения заключается в том, чтобы рекомендовать, обязать или запретить его участникам производить те или иные действия в интересах обеспечения определенной скорости и безопасности движения. Регулирование дорожного движения осуществляется путем распорядительных действий (жестов) инспекторского состава ГИБДД, а также с помощью дорожных знаков, указателей, светофоров и различных систем управления ими, разметки проезжей части, соответствующего устройства улиц и дорог.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»2четко оговаривает права и обязанности участников дорожного движения. Они имеютправо:

– свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и их должностных лиц достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;

– получать информацию от соответствующих должностных лиц о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;

– получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

– на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при ДТП от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными правовыми актами или требованиями, предусмотренными в выданной им лицензии, возложена обязанность оказывать такую помощь;

– на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате ДТП;

– обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.1

Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.

Участники дорожного движения обязаны выполнять требования данного закона и издаваемых в соответствии с ним нормативных правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Основные формы надзора за дорожным движением составляют:

– пешее патрулирование, патрулирование на автомобилях, мотоциклах, вертолетах;

– несение службы на стационарных постах, контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах, специальных постах ДПС;

– использование автоматических устройств контроля дорожного движения и фиксирования правонарушений. Именно ДПС ГИБДД представляет собой основную силу, воздействующую на нарушителей Правил дорожного движения.1

Большую помощь в розыске похищенных автомобилей, предупреждении и пресечении нарушений установленных правил поведения на дорогах оказывают автоматизированные системы контроля (АСК), которые могут документировать в кратчайшие сроки большое количество транспортных средств, пересекающих границы стационарных постов, районов или населенных пунктов.

Согласно закону проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог, их состояния установленным нормам и правилам удостоверяется актами приемки дороги и актами контрольных осмотров либо обследований дорог.2Для осуществления этой работы в составе ГИБДД создана и действует служба дорожной инспекции и организации движения, цель деятельности которой состоит в совершенствовании организации дорожного движения, исключении дорожного фактора как условия дорожно-транспортного происшествия. Указанная служба руководствуется Наставлением по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным Приказом МВД России от 8 июня 1999 г. № 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»3. Подразделения организации движения и дорожной инспекции решают в основном инженерно-технические вопросы, касающиеся дорог и улиц.

В этой связи на нее возлагается решение основной задачи – осуществление государственного контроля и надзора в процессе проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации дорог и улиц, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и иных объектов, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, которые она решает во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекцией, юридическими и физическими лицами, со средствами массовой информации.

В рамках своей компетенции подразделения дорожной инспекции вправе:

– выдавать заключения на представленные для согласования проекты на строительство, реконструкцию и ремонт дорог, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, других объектов на дороге;

– согласовывать проекты организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах;

– участвовать в реализации возлагаемых на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;

– осуществлять согласование разрешений на распространение наружной рекламы и размещение иных объектов в пределах дорог и улиц, в полосе отвода и придорожной зоне дорог;

– запрашивать и получать в установленном порядке от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;

– докладывать главным государственным инспекторам безопасности дорожного движения о необходимости выдачи должностным лицам обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае невыполнения предписаний составлять протоколы и привлекать к административной ответственности;

– участвовать в проведении мероприятий по временному ограничению или запрещению дорожного движения на участках дорог и улиц, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии;

– осуществлять движение общественного транспорта по установленным маршрутам при несоблюдении необходимых требований нормативных правовых актов и технических норм, ремонтно-строительных и других работ;

– изменять организацию дорожного движения на отдельных участках дорог и улиц, железнодорожных переездах, если проводятся массовые мероприятия либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения.

Служба организации дорожного движения активно участвует в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов и технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносит предложения по их совершенствованию, а также научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, их внедрения в практическую деятельность ГИБДД.

Должностные лица ГИБДД наделены административно-юрисдикционными полномочиями и для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право:

1. запрашивать и получать от организаций, независимо от формы собственности и должностных лиц, сведения о соблюдении ими нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;

2. давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности;

3. предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;

4. временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных предусмотренных случаях;

5. запрещать или приостанавливать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

6. запрещать при несоблюдении требований нормативных правовласти обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов;

7. запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств при наличии определенных неисправностей, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр;

8. останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз;

9. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;

10. составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания;

11. осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и осмотр грузов, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях актов в об административных правонарушениях;

12. осуществлять в предусмотренных КоАП РФ случаях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места и др.1

Согласно законодательным нормативным актам, основное предназначение Государственной инспекции безопасности дорожного движения - это обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Подразделения ГИБДД МВД России во взаимодействии с другими органами государственной власти и управления, опираясь на имеющиеся в их распоряжении формы и методы деятельности, осуществляют регистрационный учет транспортных средств, прием квалификационных экзаменов и выдачу водительских удостоверений; контроль за выполнением юридическими, должностными лицами установленных для них правил и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения; осуществляют дознание по делам в сфере нарушений правил эксплуатации транспортных средств, учет показателей БДД, целенаправленную агитационно-пропагандистскую политику и т.д.; осуществляют административную юрисдикцию в отношении юридических, должностных лиц, при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, а также в отношении непосредственных участников дорожного движения.

Организация дорожного движения - это... Что такое Организация дорожного движения?

Организация Дорожного Движения (ОДД) — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, направленный на обеспечение безопасности дорожного движения.

Одним из видов ОДД является проектная деятельность по оптимизации дорожного движения автотранспорта и пешеходов. Дорожное проектирование используется при строительстве новых, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ старых дорог. Часто ОДД применяется для снижения аварийности на опасных дорожных участках.

Схематические объекты

Пример схемы организации дорожного движения

Схема ОДД включает в себя:

Все элементы управления дорожным движением имеют на схеме свои условные обозначения.

Меры для снижения транспортной нагрузки на города

Световое табло со сменной информацией.

Стратегия развития транспорта в крупных мегаполисах, как правило, направлена на предоставление конкурентных преимуществ общественному транспорту по отношению к личному автотранспорту и на снижение использования автомобиля в городе. В соответствии с зарубежной практикой применяют следующие решения:

  • Зонирование территории города. В крупных городах выделяются исторические районы, территории высокой деловой активности и плотной жилой застройки, внутри которых устанавливаются разные ограничения. Так, в Париже реализуется программа «Центр без автомобиля».
  • Введение платы за использование личного автомобиля в городе. За въезд в городскую черту, проезд по магистрали, парковку и т. д. устанавливается плата, размер которой зависит от удаленности от центра и времени (увеличивается в часы пик). Для реализации этого метода необходимо решить целый ряд проблем с перехватывающими парковками, пересадочными узлами, организацией движения общественного транспорта, способами оплаты.
  • Развитие внеуличной дорожной сети. Создание сети внеуличных скоростных городских магистралей, обладающей высокой пропускной способностью, требует значительных затрат времени и средств, но является самым эффективным решением транспортных проблем города.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.
  • Информирование участников движения о транспортной ситуации и маршрутах объезда перегруженных участков с помощью многопозиционных дорожных знаков, световых табло со сменной информацией, радио и пр.

Правовое регулирование

Нормативную базу составляют: международные правовые акты (в рамках ООН, либо ЕС, СНГ, ШОС) и национальное законодательство. На международном уровне, прежде всего, это Международная конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах.

в России

В РФ нет единого закона о дорожном движении, хотя необходимость его создания неоднократно обсуждалась, начиная с 2006 года [2], [3], [4], [5]. Проектирование ОДД осуществляется на основании различных нормативных актов[1] в области безопасности движения. Основополагающими являются:

  • статья 21 Федерального закона от 10 января 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[2].
  • ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»[3].
  • ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»[4].
  • ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры»[5].
  • ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования[6].
  • а также региональные нормативные акты.

в зарубежных странах

Опыт зарубежных стран различен. Так, в Болгарии, Дании, Испании, Украине, Финляндии отношения в сфере организации и безопасности дорожного движения регулируются единственным законом.

В ряде стран — Норвегии, Германии, Швеции и др. — наряду с основным законом о дорожном движении, регулирующим вопросы ОДД, действует ряд других, направленных на обеспечение безопасности на дорогах. В Эстонии помимо основного приняты законы в отношении каждого вида транспорта.

В Австралии и Франции все вопросы, связанные с организацией движения и обеспечением безопасности на дорогах регулируются правилами дорожного движения.

Заказчики и исполнители

Заказчиками такого вида проектирования, в зависимости от типа дороги, могут являться Федеральное дорожное агентство, органы муниципальной власти, частные владельцы. Исполнителями выступают компании, занимающиеся профессиональным дорожным проектированием. Компании могут как проектировать схему участка вместе с самим производством работ на нем, так и специализироваться только на проектировании. Так как проект ОДД нуждается в согласовании с Госавтоинспекцией МВД России, то это требование так же выполняет компания-исполнитель.

Литература

  1. Ноздричев А. В. Методические указания к выполнению курсового проекта для студентов специальности 240400. — Курган: Издательство КГУ, 2003
  2. Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М: Транспорт, 2001—247 с.
  3. Кременец Ю. А. Технические средства организации дорожного движения. — Москва, ИКЦ «Академкнига», 2005

Примечания

  • Дорога
  • Проектирование
  • Устойчивый транспорт

1.3. Нормативно-правовое регулирование в области организации и безопасности дорожного движения

Обеспечение безопасного движения на автомобильных дорогах - комплексная общегосударственная задача. Ее решением занимаются несколько министерств и ведомств: МВД России, Минтранс России, МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минобрнауки России, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) и некоторые другие, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящие в совокупности в систему обеспечения безопасности дорожного движения, деятельность которых с 2004 г. координирует МВД России.

Непосредственно движение на дороге и его контроль организует ГИБДД МВД России, а техническое обеспечение безопасности движения входит в обязанности Федерального дорожного агентства Минтранса России и государственных дорожных органов регионов России.

Основополагающее значение в области безопасности дорожного движения имеет Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции федеральных законов от 02.03.1999 № 41-ФЗ, от 25.04.2002 № 41-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ), осуществляющий единое правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которое направлено на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

Закон регламентирует основные термины, принципы, государственную политику в области обеспечения безопасности дорожного движения: основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, права и обязанности всех участников в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и многие другие основополагающие аспекты деятельности.

Нормативным актом, определяющим единый порядок дорожного движения на территории России, являются Правила дорожного движения Российской Федерации, последняя редакция которых действует с 2008 г.

Важную группу нормативов составляют государственные стандарты (ГОСТы), устанавливающие технические требования по обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности.

В ГОСТах регламентируются требования к техническим средствам организации дорожного движения (дорожным знакам, разметке, светофорам и т.д.), конструктивной безопасности транспортных средств, токсичным выбросам транспортных средств и уровню шума, производимого транспортными средствами.

Строительные нормы и правила (СНиП) содержат требования по обеспечению безопасности дорожного движения к автомобильным дорогам и искусственным сооружениям (мостам, путепроводам и т.п.).

Отраслевые нормативы по обеспечению безопасности дорожного движения (документы министерств и ведомств) затрагивают деятельность всех структур системы обеспечения безопасности дорожного движения:

права и обязанности органов контроля и надзора в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, функции и обязанности различных организаций транспортно-дорожного комплекса, должностных лиц по предупреждению ДТП, порядок учета ДТП, требования к медицинскому обеспечению, эксплуатации транспортных средств и т.д.

Международным нормативным документом в области организации дорожного движения является Конвенция о дорожном движении (заключена в г. Вене 08.11.1968), в которой содержатся общие положения и термины по организации дорожного движения, требования к транспортным средствам, водителям, порядок выдачи и образцы водительских удостоверений и условия их использования.

Конвенция о дорожных знаках и сигналах (заключена в г. Вене 08.11.1968) регламентирует общие требования к дорожным знакам, сигналам, указателям, разметке дорог.

Конвенции являются документами, определяющими обязательные для выполнения требования подписавшими их сторонами. Помимо Конвенций, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных наций (ЕЭК ООН) разрабатывает Правила, Директивы и Определения, которые конкретизируют определенные требования к уровню безопасности дорожного движения.

Перечень нормативных правовых и нормативно-технических документов по организации дорожного движения приведен в Приложении 1.

Основы организации и безопасности дорожного движения (стр. 1 из 3)

Контрольная работа

Выполнил студент ДИТИН С.В.

Вологодский государственный технический университет

г. Череповец 2006 г.

ГИБДД-задачи и основные направления работы.

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.

В выполнение задач и функций, возложенных на органы внутренних дел

значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами.

В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного

движения, в которой вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной.

Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении системы в этой деятельности, в которой нашли бы своё определённое место каждое ведомство организация, предприятие, должностное лицо и каждый человек, имеющий отношение к обеспечению безопасности дорожного движения.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще

до появления автомобиля, но только с его рождением встала перед обществом со всей остротой.

Вместе с положительным значением автомобилизации возрастала и угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью

на дорогах. В этих условиях особое значение принимала деятельность по предупреждению гибели людей и получения ими увечий в результате ДТП. Особая роль в этом принадлежит Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Днем рождения Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года - дата выхода Постановления Совета Народных Комиссаров № 1182.

1. Организация и тактика надзора за соблюдением ПДД

Становление и развитие России на современном этапе невозможно представить без все нарастающего процесса внедрения и использования автотранспорта во всех сферах народнохозяйственного комплекса.

Поэтому за последние 5 лет президентом и правительством РФ приняты

меры направленные на усиление контроля в сфере обеспечения безопасности

дорожного движения.

Так, в положении о Государственной автомобильной инспекции МВД

РФ, утверждённом постановлением правительства РФ от 15 июня 1998 года

№7111 определена главная задача ГИБДД, которая заключается в обеспечении соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями, независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан, повышения пропускной способности автотранспортных средств.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На Государственную инспекцию возлагается следующие обязанности:

а) контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми в частности, устанавливаются требования:

к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического

транспорта, к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения, к конструкции и техническому состоянию находящиеся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним, к перевозкам в пределах компетенции Государственной инспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Основным нормативным актом, определяющим требования к безопасности дорожного движения, являются правила дорожного движения, контроль за

соблюдением которых возложен на ДПС. Основная задача данной службы -

обеспечение безопасности дорожного движения, которое обеспечивается ее силами: специализированными полками, отдельными батальонами, отдельными ротами, отдельными выводами. В составе горрайорганов внутренних дел создаются роты, взводы, в том числе моторизованные, или группы дорожного, движения.

2. Государственный надзор за автотранспортом.

Приказом МВД РФ утверждены «правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной автомобильной инспекции, в соответствии с которыми устанавливается единый на всей территории Российской Федерации, порядок государственной регистрации в Государственной автомобильной инспекции автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих организациям (в том числе предприятиям, учреждениям) независимо от организационно-правовых

форм, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства, включая транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и временно ввезенные в Российскую Федерацию на срок более 6 месяцев, а также регистрации залога транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД.

В ГИБДД не регистрируются транспортные средства, изготовленные

из составных частей, предметов оборудования, запасных частей, принадлежностей, которые не прошли сертификацию на соответствие действующим в Российской Федерации правилам, нормативам и стандартам в порядке, установленном Системой сертификации ГОСТ РФ, утвержденной Постановлением Госстандарта России от 31 марта 1993 г. N 71.

3. Надзор за техническим состоянием АМТС

В соответствии с Указом президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» от 15 июня 1998г. надзор за техническим состоянием АМТС осуществляется в двух направлениях:

Первое направление – в соответствии с Положением о ГИБДД участвует

в разработке правил, стандартов и других нормативов безопасности на

конструкции автомототранспортных средств и контролирует их соблюдение

всеми предприятиями, учреждениями, организациями отдельными гражданами.

Контроль осуществляется на всех стадиях разработки конструкции — как при составлении технического задания и проектной документации, так и при проведении испытаний новых образцов автомототранспорта, ибо безопасность конструкции – это один из основных аспектов международных норм, определяющих требования к современному автомобилю.

Второе направление — контроль за, технической исправностью автомототранспорта, находящегося в эксплуатации. В процессе осуществления данного вида контроля подразделения ГИБДД проверяют деятельность предприятий, учреждений и организаций, а также министерств и ведомств по выполнению ими мероприятий, направленных на поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии.

В контроле за конструкцией и техническим состоянием находящихся в

эксплуатации транспортных средств осуществляются:

- проверка документов;

- проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих

требования к конструкции и техническому состоянию транспортных средств;

- оформление результатов контроля.

Перечень документов, которые подлежат проверке при контроле за конструкцией и техническим состоянием находящихся в эксплуатации транспортных средств, определяются соответствующими нормативными правовыми актами:

- при осуществлении регистрационных действий - Правилами регистрации автомототранспортных средств в Государственной инспекции безопасности дорожного движения и инструкцией о порядке производства работ по регистрации транспортных средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения;

- при проведении государственного технического осмотра - Правилами

проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;

- при надзоре за дорожным движением - Правилами дорожного движения

Российской Федерации.

Проверка соблюдения нормативных правовых актов, устанавливающих

требования к конструкции транспортных средств, проводится путем осмотра

транспортных средств.

4. Контроль за подготовкой водительских кадров

Современный уровень автомобилизации, повышение интенсивности

транспортных потоков, проблемы в оптимальной организации дорожного движения, высокий уровень аварийности требуют более высокого уровня подготовки водительский кадров. Основными формами контроля за подготовкой водительских кадров, осуществляемого регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД, являются:

— регистрация учебных организаций, осуществляющих подготовку водительских кадров и контроль, за ходом этой подготовки,

— прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам практического вождения транспортных средств;

— выдача удостоверений на право управления транспортными средствами различных категорий.

Лица, желающие получить квалификацию водителя, должны пройти:

специальное медицинское обследование; обязательное обучение в школах или на курсах по подготовке водителей; безупречно знать Правила дорожного движения; иметь необходимые практические навыки вождения соответствующего транспортного средства.


Смотрите также