Основные правила обеспечения радиационной безопасности


Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (оспорб - 99)

1. Область применения

1.1. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (далее - Правила) устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения (далее - источников излучения), на которые распространяется действие НРБ-99.

1.2. Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

1.3. Правила распространяются на все организации, проектирующие, добывающие, производящие, хранящие, использующие, транспортирующие, перерабатывающие и захоранивающие радиоактивные вещества и другие источники излучения, организации, осуществляющие монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также организации, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными источниками излучения, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами.

1.4. Правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов.

1.5. Настоящими Правилами должны руководствоваться в своей работе органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности (далее - органы надзора за радиационной безопасностью), специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью.

1.6. Нормативные правовые акты в области обеспечения радиационной безопасности, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные правила не должны противоречить положениям настоящих Правил.

1.7. Источники излучения подлежат обязательному учету и контролю. От радиационного контроля и учета полностью освобождаются:

- электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение с максимальной энергией не более 5 кэВ;

- другие электрофизические устройства, генерирующие ионизирующее излучение, в условиях нормальной эксплуатации которых мощность эквивалентной дозы в любой доступной точке на расстоянии 0,1 м от поверхности аппаратуры не превышает 1,0 мкЗв/ч;

- продукция, товары, содержащие радионуклиды, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значения, приведенные в п. 1.4 НРБ-99.

1.8. Организациям, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области обращения с источниками излучения, необходимо иметь специальное разрешение (лицензию) на право проведения этих работ, выданное органами, уполномоченными на ведение лицензирования.

Разрешение на работу с источниками излучения не требуется в случаях, если:

- используются продукция, товары, перечисленные в п. 1.7 Правил;

- на рабочем месте: удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности (МЗУА) или активность радионуклида в открытом источнике излучения меньше минимально значимой активности (МЗА), приведенных в приложении П-4 НРБ-99, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их табличным значениям меньше 1; а в организации: общая активность радионуклидов в открытых источниках излучения не превышает более чем в 10 раз МЗА или сумму отношений активности разных радионуклидов к их табличным значениям, приведенным в приложении П-4 НРБ-99;

- мощность эквивалентной дозы в любой точке, находящейся на расстоянии 0,1 м от поверхности закрытого радионуклидного источника излучения, не превышает 1,0 мкЗв/ч над фоном. При этом должна быть обеспечена надежная герметизация находящихся внутри устройства радиоактивных веществ, а его нормативно-техническая документация иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Основные положения ОСПОРБ-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности»

Требования по обеспечению радиационной безопасности населения распространяются на регулируемые природные источники излучения: изотопы радона и продукты их распада в воздухе помещений, гамма-излучение природных радионуклидов, содержащихся в строительных изделиях, природные радионуклиды в питьевой воде, удобрениях и полезных ископаемых.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации планируют и проводят работы по оценке и снижению уровней облучения населения природными источниками излучения. Сведения об уровнях облучения населения природными источниками излучения заносятся в радиационно-гигиенические паспорта территорий.

Относительную степень радиационной безопасности населения характеризуют следующие значения эффективных доз от природных источников излучения:

- менее 2 мЗв/год - облучение не превышает средних значений доз для населения страны от природных источников излучения;

- от 2 до 5 мЗв/год - повышенное облучение;

- более 5 мЗв/год - высокое облучение.

Мероприятия по снижению высоких уровней облучения должны осуществляться в первоочередном порядке.

При выборе участков территорий под строительство жилых домов и здании социально-бытовою назначения предпочтительны участки с гамма-фоном, не превышающим 0,3 мкГр/ч и плотностью потока радона с поверхности грунта не более 80 мБк/(м2хс). При отводе для строительства здания участка с плотностью потока радона более 80 мБк/(м2хс) в проекте здания должна быть предусмотрена система защиты от радона (монолитная бетонная подушка, улучшенная изоляция перекрытия подвального помещения и др.). Необходимость радонозащитных мероприятий при плотности потока радона с поверхности грунта менее 80 мБк/(м2хс) определяется в каждом отдельном случае по согласованию с органом государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Государственный надзор за выполнением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при обеспечении радиационной безопасности в жилых домах и зданиях социально-бытового назначения при их строительстве, реконструкции, сдаче в эксплуатацию и при эксплуатации осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

На каждый источник централизованного питьевого водоснабжения населения должно оформляться санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие требованиям радиационной безопасности. Контроль за содержанием радионуклидов в питьевой воде осуществляет организация, обеспечивающая водоснабжение населения. Порядок контроля устанавливается по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. При содержании радионуклидов в воде действующих источников водоснабжения выше уровней вмешательства (НРБ-99) следует принять меры по изысканию альтернативных источников. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Значения удельной активности природных радионуклидов в фосфорных удобрениях и мелиорантах должны приводиться поставщиками в сопроводительном документе, копию которого организация-получатель должна передавать в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Контроль за содержанием природных радионуклидов в стройматериалах и изделиях осуществляет организация-производитель. Значения удельной активности природных радионуклидов должны указываться в сопроводительной документации (паспорте) на каждую партию материалов и изделий. Возможность и условия использования материалов и изделий, содержащих природные радионуклиды, для которых в НРБ-99 не установлены нормативы, определяются специальным нормативным документом федерального органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Медицинское обеспечение радиационной безопасности персонала и населения, подвергающихся облучению, включает медицинские обследования (медосмотр), профилактику заболеваний, а в случае необходимости, лечение и реабилитацию лиц, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья.

Все работающие с источниками ионизирующего излучения (персонал группы А) должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в соответствии со ст.34 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации. Работники, отказывающиеся от прохождения профилактических Медицинских осмотров, не допускаются к работе.При выполнении определенных видов деятельности в области использования атомной энергии в соответствии со ст. 27 Федерального закона “Об использовании атомной энергии” требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований, перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространены данные противопоказания, определяются Правительством Российской Федерации.

Лица, проживающие в населенных пунктах, для которых установлен статус зон радиоактивного загрязнения, проходят медицинское обследование в порядке, установленном законодательством.

При выявлении в состоянии здоровья лиц из персонала отклонений, препятствующих продолжению работы с источниками излучения, вопрос о временном или постоянном переводе этих лиц на работу вне контакта с ионизирующим излучением решается в каждом конкретном случае индивидуально, с учетом санитарно-гигиенической характеристики условий труда, стойкости и тяжести выявленной патологии, а также социальных мотивов.

При периодических медицинских осмотрах должны выявляться лица, требующие лечения, лица с высокой степенью риска возникновения радиационно- зависимых заболеваний, в отношении которых должна осуществляться система мер профилактики. Лица с выявленными заболеваниями должны быть направлены на амбулаторное или стационарное лечение, а при необходимости и на реабилитацию.

В медицинском учреждении, обслуживающем организацию, где проводятся работы с источниками излучения, на случай аварийного облучения должны быть: приборы радиационного контроля; средства дезактивации кожных покровов, ожогов и ран (при работах с радиоактивными веществами в открытом виде); средства ускорения выведения радионуклидов из организма; радиопротекторы.

Медицинское обследование лиц из населения, подвергшихся за год облучению в эффективной дозе более 200 мЗв или с накопленной дозой более 500 мЗв от одного из основных источников облучения, или 1000 мЗв от всех источников облучения, организуется территориальным управлением здравоохранения.

В целях оценки влияния ионизирующего излучения на здоровье персонала и населения Министерством здравоохранения Российской Федерации ведется государственный радиационно-эпидемиологический регистр, порядок организации которого определяется Правительством Российской Федерации.

Причинно-следственные связи заболеваний, инвалидности или смерти с профессиональной деятельностью или аварийным облучением устанавливаются экспертными советами и другими органами, определяемыми Правительством Российской Федерации.

Для укрепления здоровья персонала и населения, подвергшегося значительному облучению, следует включать в рацион питания пищевые добавки с антиканцерогенным и иммунопротекторным действием, рекомендованные к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации. Необходимо также проводить интенсивную пропаганду здорового образа жизни, противодействовать распространению вредных привычек.

Ситуационный разбор задачи

Город С. расположен на территории, загрязненной в результате аварии на АЭС. В городе проживают 56 тыс. чел., большая часть из которых имеют квартиры в домах городского типа и садово-огородные участки преимущественно на северных и северо-западных окраинах жилой зоны. В центральной части города расположены ТЭС и домостроительньий комбинат, работающие на местном сырье, добываемом в карьерах в 10 км севернее и в 25 км восточнее города. Через город проходят крупные железнодорожная и автомагистраль, протекает река (источник питьевого водоснабжения). К городу с востока и юго-востока примыкают обширные лесные массивы. Почвы в районе дерново-подзолистые и песчаные. Агропромышленный сектор представлен молочно товарной фермой, птицеводческим комплексом, овощеводческим хозяйством. На индивидуальных участках население выращивает в основном картофель и другие овощи, садовые ягоды, яблоки. Распределение местных и завозных продуктов, а также концентрация в местной продукции радионуклидов представлены

Структура и качество пищевых продуктов в г.С.

Продукты   Местные,%   Завозные,%   Цезий -137 Кu/кг (Кu/л) ВДУ Цезия -137 Кu/кг (Кu/л)
Молоко 2,5∙ 10 -8 1∙ 10 -8
Масло сливочное 1,5 ∙ 10 -8 1∙ 10 -8
Мясо 2,1∙ 10 -8 1,6∙ 10 -8
Птица 4,0∙ 10 -8 1,6∙ 10 -8
Рыба 5,6∙ 10 -8 1,6∙ 10 -8
Яйца 3,2∙ 10 -8 1,6∙ 10 -8
Овощи 2,2∙ 10 -8 1,6∙ 10 -8
Грибы 5,6 ∙ 10 -8 1,6∙ 10 -8

Задание. Оцените экологический статус жителей города С. (в том числе источники радиоактивного загрязнения, пути инкорпорации радионуклидов). Дайте медицинское заключение о возможности использования местных продуктов питания на основании содержания в них остаточных количеств радионуклидов и потенциальной деконтаминационной эффективности различных способов кулинарной обработки.

Пример решения. Экологический статус жителей города С. неблагоприятный. Все биосферные среды (вода, воздух, почва) и, следовательно, местное продовольственное сырье загрязнено радионуклидами. Добыча топливного и производственного сырья в зоне загрязнения и его использование (ТЭС и домостроительный комбинат) усугубляет экологическую ситуацию за счет усиления активности циркуляции радионуклидов в биосфере. Этому же способствует движение транспорта, который, в свою очередь, обеспечивает дополнительную чужеродную (химическую) нагрузку. Река и лесные массивы также считаются загрязненными и их использование населением (рыболовство, собирательство, охота) потенциально опасно из-за радиоактивного загрязнения добываемого сырья.

Радионуклиды могут поступать в организм жителей города С. с воздухом, водой и, главным образом, с местными продуктами питания. На качество продовольственного сырья будут негативно влиять тип почв (дерново-подзолистые и песчаные почвы, максимально отдающие радионуклиды садово-огородных участков в черте города и непосредственной близости от промышленной зоны и ее транспортных коммуникаций. Дополнительного анализа требует взаимное расположение сельскохозяйственных и промышленных объектов с позиции розы ветров.

Ряд местных продуктов не соответствует гигиеническим требованиям (при сравнении остаточных количеств цезия-137 с ВДУ). Исходя из этого, следует в рамках медицинской пропаганды категорически не рекомендовать использование грибов (превышение ВДУ в 35 раз), рыбы (превышение ВДУ в 3,5 раза) и яиц (превышение ВДУ в 2 раза), полученных на данной территории. Местное молоко (превышение ВДУ в 2,5 раза) можно использовать для целей питания только после переработки на творог, сметану, сыр, сливки или масло. Птица (превышение ВДУ в 2,5 раза), мясо и овощи (превышение ВДУ на 30 %) могут быть использованы после предварительной кулинарной обработки (например, отваривания, а для птицы - отваривания с предварительным вымачиванием).

Исходя из соотношения местных и завозных продуктов, особое внимание необходимо уделить предоставлению качественных молока, птицы и яиц (за счет завозных продуктов) в первую очередь для организации рационального питания детей, беременных, кормящих и в лечебно оздоровительных учреждениях.

Улучшению качества (безопасности) местного продовольствия, несомненно, будут способствовать выделение новых земель под садово-огородные участки (взамен старых, расположенных крайне неудачно), перепрофилирование местных промышленных объектов, перевод местного птицеводческого хозяйства полностью на завозные (чистые) корма. Населению не рекомендуется выращивать бобовые, разводить птицу и рыбу, а также заниматься сбором грибов и ягод в прилегающих лесах. Все получаемое продовольствие должно каждый сезон подвергаться контрольному дозиметрированию.

Вопросы к семинарскому занятию по разделу

«Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения»

1.Физические свойства атмосферного воздуха, влияние на организм: высоких и низких температур; высокой и низкой влажности; скорости движения воздуха; атмосферного давления; электрического состояния.

2.Комплексное влияние физических свойств воздуха на терморегуляцию организма.

3.Гигиеническое нормирование микроклимата. Профилактика перегреваний и переохлаждений.

4.Понятие о погоде, климате. Влияние погодных условий на здоровье человека. Метеолабильность.

5.Проблемы акклиматизации. Гигиенические мероприятия, способствующие акклиматизации на севере и юге. Особенности акклиматизации детей и подростков.

6.Газовый состав атмосферного воздуха и его влияние на жизнедеятельность организма.

7.Происхождение и источники атмосферных загрязнений, их влияние на здоровье населения.

8.Гигиеническое значение дисперсности, растворимости, химического состава промышленных выбросов. Токсические туманы. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе.

9.Система мероприятий по санитарной охране атмосферного воздуха: законодательные, технологические, планировочные и санитарно-технические.

10. Солнечная радиация. Характеристика отдельных областей спектра: инфракрасной, видимой, ультрафиолетовой. Их влияние на организм.

11. Естественное освещение, зависимость от внешних и внутренних факторов. Понятие о световом климате.

12. Показатели гигиенической оценки естественного освещения (КЕО, СК, УП, УО, КЗ). Нормирование.

13. Гигиенические требования к освещению. Оценка искусственного освещения, нормирование.

14. Физиологическое и гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления.

15. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели безопасности, безвредности, органолептики. Нормативные документы.

16. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Проблемы загрязнения, процессы самоочищения. Санитарная охрана.

17. Выбор источников водоснабжения для городских и сельских мест, больниц, детских лагерей отдыха. Нормативные документы.

18. Децентрализованное водоснабжение. Устройство и содержание колодцев. Их очистка и дезинфекция. Хлорирование воды в колодцах. Санитарная охрана. Нормативные документы.

19. Основные методы улучшения качества воды. Способы очистки и обеззараживания.

20. Хлорирование воды, механизм бактерицидного действия хлора. Варианты хлорирования, недостатки хлорирования.

21. Специальные методы улучшения качества воды. Цель и способы достижения.

22. Гигиенические требования к качеству питьевой воды в полевых условиях. Табельные коллективные средства очистки и обеззараживания воды. Их характеристика.

23. Выбор места, устройство и содержание пунктов полевого водоснабжения. Проведение дезактивации, дегазации и обеззараживания воды.

24. Индивидуальные подручные и табельные средства очистки и обеззараживания воды в полевых условиях.

25. Характеристика основных видов радиоактивных излучений (α, β, γ, рентгеновского). Биологическое действие ионизирующих излучений.

26. Понятие естественного и искусственного радиационного фона. Природные и искусственные источники внешнего и внутреннего облучения. Понятие открытых и закрытых источников.

27. Понятие «радиотоксичность». Причины и роль биологических цепей в загрязнении объектов внешней среды. Санитарная оценка степени загрязнения внешней среды радиоактивными веществами.

28. Нормы радиационной безопасности (НРБ). Величины допустимых содержаний в объектах внешней среды (вода, воздух и др.). Приборы для измерения и оценки загрязнений.

ЛИТЕРАТУРА

1.Агаджанян Н.А., Воложин А.И., Евстафьева Е.В. Экология человека и концепция выживания. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 240с.

2.Окружающая среда и здоровье человека /Под ред. А.В. Шаброва, В.Г.Маймулова СПб., 1993 -176с.

3.Здоровье населения и химическое загрязнение окружающей среды в России. М., 1994.-83с.

4.Экология, окружающая среда и человек /Под ред. Ю.В.Новикова.- М., 2003. – 560с.

5.Медицинская экология: учеб. Пособие для студентов высш.учебн. заведений /Под ред. А.А.Королева. –М., 2003.-192с.

6.Программа по гигиене с основами экологии человека и гигиеной детей и подростков (для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений).- М.: Всероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. – 1999. – 32с.

7.Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник. – М.: Медицина, 2001. – 384с.

8.Гигиена /Под ред. акад. РАМН Г.И.Румянцева. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.-608с.

9.Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека, под редакцией Ю.П.Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999.-423с.

10. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П.Пивоваров, В.В.Королик, Л.С.Зиневич – М: Академия, 2004.-528с.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,1999.

2.Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», 1999.

3.Федеральный закон «Об использовании атомной энергии».

4.Водный кодекс РФ, 2001.

5.ОСПОРБ-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности».

6.НРБ-99 «Нормы радиационной безопасности. Ионизирующее излучение, Радиационная безопасность».

7.Строительные нормы и правила (СНиП 2.08.02-89)

8. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1074 – 01 «Питьевая вода».

9. Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1175 - 02. «Санитарная охрана источников».

10.СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества».

11.Гигиенические требования к качеству водоисточников при централизованном водоснабжении ГОСТ 2761 – 84.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..............................................3

Гигиеническая оценка воздушной среды…………………………………………….......................5

Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного

освещения помещений…………………………………………………………………………………15

Гигиеническая оценка качества питьевой воды………………………………… …….................26

Выбор источников водоснабжения. Методы улучшения качества питьевой воды…………..39

Гигиена водоснабжения организованных коллективов в экстремальных условиях…………53

Санитарная экспертиза объектов окружающей среды на загрязнение радиоактивными веществами………………………………………………………………………………................................62

Вопросы к семинару по разделу «Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения»………………………………………………………………………………………..71

Литература………………………………………………………………………………………………..72

Список нормативных документов……………………………………………………………………..72



СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. № 40) (Аннотация) - Аварии на радиационно опасных объектах - РОССИЙСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО АНАЛИЗА РИСКОВ

ОСНОВНЫЕ  САНИТАРНЫЕ  ПРАВИЛА

ОБЕСПЕЧЕНИЯ  РАДИАЦИОННОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ

ОСПОРБ-99/2010

САНИТАРНЫЕ  ПРАВИЛА  И  НОРМАТИВЫ

СП 2.6.1.2612-10

(Аннотация)

Основные санитарные правила и нормативы обеспечения радиационной безопасности (далее - Правила) утверждены и введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 26.04.2010 № 40. В документ внесены изменения № 1, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.09.2013 № 43.

Санитарные правила ОСПОРБ 99/2010 являются новым изданием ОСПОРБ 99, частично переработанным и дополненным.

Правила устанавливают требования по защите людей от вредного радиационного воздействия при всех условиях облучения от источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ), на которые распространяется действие СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» (далее - НРБ-99/2009).

Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

Правила являются обязательными при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, перепрофилировании и выводе из эксплуатации радиационных объектов.

Правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:

- проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других ИИИ;

- сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;

- монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

- радиационный контроль техногенных ИИИ.

Правила также распространяются на юридических и физических лиц, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными ИИИ, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами.

Правилами должны руководствоваться в своей работе органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также иные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль в области обеспечения радиационной безопасности, специальные службы, осуществляющие контроль за безопасностью.

Содержание:

I. Область применения

II. Общие положения

2.1. Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

2.2. Оценка состояния радиационной безопасности

2.3. Пути обеспечения радиационной безопасности

2.4. Общие требования к радиационному контролю

2.5. Требования к администрации и персоналу радиационного объекта

III. Радиационная безопасность персонала и населения при эксплуатации техногенных источников излучения

3.1. Классификация радиационных объектов по потенциальной радиационной опасности

3.2. Размещение радиационных объектов и зонирование территорий

3.3. Проектирование радиационных объектов

3.4. Организация работ с источниками излучения

3.5. Поставка, учет, хранение и транспортирование источников излучения

3.6. Вывод из эксплуатации радиационных объектов и источников излучения

3.7. Работа с закрытыми радионуклидными источниками и устройствами, генерирующими ионизирующее излучение

3.8. Работа с открытыми источниками излучения (радиоактивными веществами)

3.9. Санитарно-технические системы обеспечения работ с открытыми источниками излучения

3.10. Санпропускники и саншлюзы

3.11. Обращение с материалами и изделиями, загрязненными или содержащими техногенные радионуклиды

3.12. Обращение с радиоактивными отходами

3.13. Радиационный контроль при работе с техногенными источниками излучения

3.14. Методы и средства индивидуальной защиты и личной гигиены персонала

IV. Радиационная безопасность при медицинском облучении

V. Радиационная безопасность при воздействии природных источников излучения

5.1. Облучение населения

5.2. Облучение работников

VI. Радиационная безопасность при радиационных авариях

Приложение 1. Практическая реализация основных принципов радиационной безопасности

Принцип обоснования

Принцип оптимизации

Приложение 2. Заявка на поставку источников ионизирующего излучения

Приложение 3. Удельные активности техногенных радионуклидов, при которых допускается неограниченное использование твердых материалов

Приложение 4. Допустимые удельные активности основных долгоживущих радионуклидов для неограниченного использования металлов и изделий на их основе

Приложение 5 (справочное). Предельные значения удельной и объемной активностей радионуклидов в отходах для отнесения их к радиоактивным отходам

Приложение 6 (справочное). Активности радионуклидов в закрытых радионуклидных источниках, при превышении которых на обращение с источником необходима лицензия (минимально лицензируемая активность - МЛА)

Приложение 7 (справочное). Нормативные ссылки

Приложение 8 (справочное). Термины и определения

Полная версия документа


Смотрите также