Основы обеспечения радиационной безопасности


Реферат: Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральным законом «О радиационной безопасности населения», НРБ-99 и действующими санитарными правилами.

Контроль за реализацией основных принципов должен осуществляться путем проверки выполнения следующих требований:

1. Принцип обоснования должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации (приложение 1).

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

2. Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных НРБ-99), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов

В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством.

3. Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» и НРБ-99 индивидуальных пределов доз и других нормативов радиационной безопасности, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

4. Для контроля за эффективными и эквивалентными дозами облучения, регламентированными НРБ-99, вводится система дополнительных производных нормативов от пределов доз в виде допустимых значений: мощности дозы, годового поступления радионуклидов в организм и других показателей.

Поскольку производные нормативы при техногенном облучении рассчитаны для однофакторного воздействия и каждый из них исчерпывает весь предел дозы, то их использование должно быть основано на условии непревышения единицы суммой отношений всех контролируемых величин к их допустимым значениям.

5. Для предупреждения использования установленного для населения предела дозы только на один техногенный источник излучения или на ограниченное их количество должны применяться квоты на основные техногенные источники облучения.

Обоснование значений квот должно содержаться в проектах радиационных объектов. Рекомендации по установлению квот приведены в приложении 2.

Оценка состояния радиационной безопасности

1. Оценка действующей системы обеспечения радиационной безопасности в организации и в каждом регионе должна основываться на следующих основных показателях, предусмотренных Федеральным законом «О радиационной безопасности населения»:

— характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

— анализе обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

— вероятности радиационных аварий и их масштабе;

— степени готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

— анализе доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

— числе лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

2. Все вышеуказанные показатели необходимо представить в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, характеризующих уровень обеспечения радиационной безопасности работников данной организации или населения территории, которые разработаны и утверждены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Анализ данных, приведенных в радиационно-гигиенических паспортах организаций и территорий, следует проводить путем сопоставления их с требованиями НРБ-99 и настоящих Правил, с данными предыдущих лет и с аналогичными показателями других организаций и территорий.

4. Для оценки состояния радиационной безопасности используется показатель радиационного риска. В наибольшей степени этот риск характеризует суммарная накопленная эффективная доза от всех источников излучения. Значимость каждого источника излучения следует оценивать по его вкладу в суммарную эффективную дозу.

Пути обеспечения радиационной безопасности

1. Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

— качества проекта радиационного объекта;

— обоснованного выбора района и площадки для размещения радиационного объекта;

— физической защиты источников излучения;

— зонирования территории вокруг наиболее опасных объектов и внутри них;

— санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками — условий эксплуатации технологических систем; излучения;

— санитарно-эпидемиологической оценки изделий и технологий;

— наличия системы радиационного контроля;

— планирования и проведения мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения при нормальной работе объекта, его реконструкции и выводе из эксплуатации;

— повышения радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

2. Радиационная безопасность персонала обеспечивается:

— ограничениями допуска к работе с источниками излучения по возрасту, полу, состоянию здоровья, уровню предыдущего облучения и другим показателям;

— знанием и соблюдением правил работы с источниками излучения;

— достаточностью защитных барьеров, экранов и расстояния от источников излучения, а также ограничением времени работы с источниками излучения;

— созданием условий труда, отвечающих требованиям НРБ-99 и настоящих Правил;

— применением индивидуальных средств защиты;

— соблюдением установленных контрольных уровней;

— организацией радиационного контроля;

— организацией системы информации о радиационной обстановке;

— проведением эффективных мероприятий по защите персонала при планировании повышенного облучения в случае угрозы и возникновении аварии.

3. Радиационная безопасность населения обеспечивается:

— созданием условий жизнедеятельности людей, отвечающих требованиям НРБ-99 и настоящих Правил;

— установлением квот на облучение от разных источников излучения;

— организацией радиационного контроля;

— эффективностью планирования и проведения мероприятий по радиационной защите в нормальных условиях и в случае радиационной аварии;

— организацией системы информации о радиационной обстановке.

4. При разработке мероприятий по снижению доз облучения персонала и населения следует исходить из следующих основных положений:

— индивидуальные дозы должны в первую очередь снижаться там, где они превышают допустимый уровень облучения;

— мероприятия по коллективной защите людей в первую очередь должны осуществляться в отношении тех источников излучения, где возможно достичь наибольшего снижения коллективной дозы облучения при минимальных затратах;

— снижение доз от каждого источника излучения должно, прежде всего, достигаться за счет уменьшения облучения критических групп для этого источника излучения.

5. Применение радиоактивных веществ в различных областях хозяйства путем их введения в вырабатываемую продукцию (независимо от физического состояния продукции) разрешается при наличии санитарно- эпидемиологического заключения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Общие требования к контролю за радиационной безопасностью

1. Радиационный контроль охватывает все основные виды воздействия ионизирующего излучения на человека, перечисленные в п. 1.3 НРБ-99.

2. Целью радиационного контроля является получение информации об индивидуальных и коллективных дозах облучения персонала, пациентов и населения при всех условиях жизнедеятельности человека, а также сведений о всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку.

3. Объектами радиационного контроля являются:

— персонал групп А и Б при воздействии на них ионизирующего излучения в производственных условиях;

— пациенты при выполнении медицинских рентгенорадиологических процедур;

— население при воздействии на него природных и техногенных источников излучения;

— среда обитания человека.

4. Контроль за радиационной безопасностью в организации, где планируется обращение с источниками излучения, разрабатывается на стадии проектирования. В разделе «Радиационный контроль» определяются виды и объем радиометрического и дозиметрического контроля, перечень необходимых радиометрических и дозиметрических приборов, вспомогательного оборудования, размещение стационарных приборов и точек постоянного и периодического контроля, состав необходимых помещений, а также штат работников, осуществляющих радиационный контроль. На проект необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Контроль за радиационной безопасностью, определенный проектом, уточняется в зависимости от конкретной радиационной обстановки в данной организации и на прилегающей территории, и согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. В организации, в зависимости от объема и характера работ, производственный контроль за радиационной безопасностью осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за радиационную безопасность, прошедшим специальную подготовку.

6. Производственный контроль за радиационной безопасностью в организации, где происходит облучение работников природными источниками излучения в дозе более 1 мЗв в год, также осуществляется специальной службой или лицом, ответственным за радиационную безопасность.

7. Порядок проведения производственного контроля за радиационной безопасностью специальной службой (или лицом, ответственным за радиационную безопасность), определяющий ее задачи с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ, согласовывается с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

8. Радиационный контроль организаций и территорий предусматривает проведение контроля и учета индивидуальных доз облучения работников (персонала) и населения. Регистрация доз облучения персонала и населения должна проводиться в соответствии с единой государственной системой контроля и учета доз облучения.

9. Средства измерений должны применяться по назначению и периодически проходить поверку, калибровку и сличение в установленном порядке.

10. Анализ результатов производственного контроля за радиационной безопасностью осуществляется в каждой организации и результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий.

11. Данные контроля за радиационной безопасностью используются для оценки радиационной обстановки, установления контрольных уровней, разработки мероприятий по снижению доз облучения и оценки их эффективности, ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий.

12. Для лиц, у которых накопленная доза от одного из основных видов облучения (по п. 1.3 НРБ-99) превышает 0,5 Зв, должна, по возможности, проводиться реконструкция (восстановление) доз от остальных видов облучения.

Поставка, учет, хранение и перевозка источников излучения

1. Поставка организациям источников излучения и изделий, содержащих их, проводится по заказам-заявкам (рекомендуемая форма указана в приложении 5). Поставка источников излучения, предназначенных для градуировки и поверки дозиметрической и радиометрической аппаратуры, проводится без специальных разрешений, если их характеристики соответствуют требованиям п. 1.8 Правил.

2. Передача из одной организации в другую источников излучения и указанных изделий с характеристиками, превышающими значения, указанные в п. 1.8 Правил, производится с обязательной информацией органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора по месту нахождения как передающей, так и принимающей источники излучения организации.

3. Согласование и регистрация заказов-заявок на получение, передачу источников излучения и изделий, их содержащих, разрешается только для организаций, имеющих лицензию на деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения.

4. Организация, получившая источники излучения, извещает об этом органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в 10- дневный срок.

5. Эксплуатирующая организация обеспечивает сохранность источников излучения и должна обеспечить такие условия получения, хранения, использования и списания с учета всех источников излучения, при которых исключается возможность их утраты или бесконтрольного использования.

6. Лицо, назначенное ответственным за учет и хранение источников излучения, осуществляет регулирование их приема и передачи по установленным формам (приложения 6 — 8).

7. Все поступившие в организацию источники излучения должны учитываться в приходно-расходном журнале, а сопроводительные документы должны передаваться в бухгалтерию для оприходования.

8. Радионуклидные источники излучения учитываются по радионуклиду, наименованию препарата, фасовке и активности, указанным в сопроводительных документах. Приборы, аппараты и установки, в которых используются радионуклидные источники излучения, учитываются по наименованиям и заводским номерам с указанием активности и номера каждого источника излучения, входящего в комплект.

Генераторы короткоживущих радионуклидов учитываются по их наименованиям и заводским номерам с указанием номинальной активности материнского нуклида.

Устройства, генерирующие ионизирующее излучение, учитываются по наименованиям, заводским номерам и году выпуска.

9. Радионуклиды, полученные в организации с помощью генераторов, ускорителей, ядерных реакторов и т.п., учитываются по фасовкам, препаратам и активностям в приходно-расходном журнале.

10. Источники излучения выдаются ответственным лицом из мест хранения по требованиям с письменного разрешения руководителя организации или лица, им уполномоченного (приложение 6). Выдача и возврат источников излучения регистрируется в приходно-расходном журнале

В случае увольнения (перевода) лиц, допущенных к работам с источниками излучения, администрация принимает по акту все числящиеся за ними источники излучения.

11. Расходование радионуклидов, используемых в открытом виде, оформляется внутренними актами, составляемыми исполнителями работ с участием лиц, ответственных за учет и хранение источников излучения и за производственный радиационный контроль. Акты утверждаются администрацией организации и служат основанием для учета движения радиоактивных веществ (приложение 8).

12. Ежегодно комиссия, назначенная руководителем организации, производит инвентаризацию радиоактивных веществ, радиоизотопных приборов, аппаратов, установок. В случае обнаружения хищений и потерь источников излучения администрации следует немедленно информировать вышестоящую организацию, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

13. Источники излучения, не находящиеся в работе, должны храниться в специально отведенных местах или в оборудованных хранилищах, обеспечивающих их сохранность и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Активность радионуклидов, находящихся в хранилище, не должна превышать значений, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении.

14. При создании временных хранилищ вне территории организации, в т.ч. для гамма-дефектоскопических аппаратов, используемых в полевых условиях, необходимо иметь санитарно-эпидемиологическое заключение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора на соответствие условий работы с источниками излучения (физическими факторами воздействия на человека) санитарным правилам. Мощность дозы на наружной поверхности такого хранилища или его ограждения, исключающего доступ посторонних лиц, не должна превышать 1,0 мкГр/ч.

Временное хранение упаковок с радиоактивными веществами на открытых площадках и общих складах транспортных организаций допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие санитарным правилам.

15. Специально оборудованные помещения-хранилища должны, как правило, размещаться на уровне нижних отметок здания (незатопляемый подвал, 1 этаж).

16. Отделка и оборудование помещения для хранения открытых источников излучения должны отвечать требованиям, предъявляемым к помещениям для работ соответствующего класса, но не ниже II класса.

17. Устройства для хранения радионуклидных источников излучения (ниши, колодцы, сейфы) должны быть сконструированы так, чтобы при закладке или извлечении отдельных источников излучения персонал не подвергался облучению от остальных источников излучения. Дверцы секций и упаковки с радионуклидами (контейнеры и др.) должны легко открываться и иметь отчетливую маркировку с указанием наименования радионуклида и его активности. Лицо, ответственное за учет и хранение источников излучения, должно иметь карту-схему их размещения в хранилище.

Стеклянные емкости, содержащие радиоактивные жидкости, должны быть помещены в металлические или пластмассовые упаковки.

18. Радионуклиды, при хранении которых возможно выделение радиоактивных газов, паров или аэрозолей, должны храниться в вытяжных шкафах, боксах, камерах, с очистными фильтрами на вентсистемах, в закрытых сосудах, выполненных из несгораемых материалов, с отводом образующихся газов.

Хранилище должно быть оборудовано круглосуточно работающей вытяжной вентиляцией.

При хранении радиоактивных веществ с высокой активностью должна предусматриваться система их охлаждения. При хранении делящихся материалов должны быть обеспечены меры ядерной безопасности. При хранении легко воспламеняющихся или взрывоопасных материалов должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие их взрыво- и пожаробезопасность.

19. Радионуклидные источники излучения, не пригодные для дальнейшего использования, должны своевременно списываться и сдаваться на переработку или захоронение. Копия акта о приеме источников излучения на захоронение передается в органы государственного санитарно- эпидемиологического надзора.

20. Транспортирование радионуклидных источников внутри помещений, а также на территории организации должно производиться в контейнерах и упаковках на специальных транспортных средствах, с учетом физического состояния источников излучения, их активности, вида излучения, габаритов и массы упаковки, с соблюдением условий безопасности.

21. Транспортные средства, специально предназначенные для перевозки радиоактивных веществ и ядерных материалов за пределами организации, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (приложение 9). Требования безопасности при транспортировании радионуклидных источников за пределами организации регламентируются отдельными санитарными правилами.

22. Уровни радиоактивного загрязнения поверхности транспортных средств не должны превышать значений, приведенных в таблице 3.5.1.

Допустимые уровни

радиоактивного загрязнения поверхности транспортных средств, част/(см2 х мин)

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

| | Вид загрязнения |

| |———————————————————————————————————————————————————|

|Объект загрязнения | Снимаемое | Неснимаемое |

| | (нефиксированное) | (фиксированное) |

| | | |

| |—————————————————————————|—————————————————————————|

| | Альфа- | Бета- | Альфа- | Бета- |

| | активные | активные | активные | активные |

| |радионуклиды|радионуклиды|радионуклиды|радионуклиды|

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Наружная | Не | Не | Не | 200 |

|поверхность |допускается |допускается |регламенти- | |

|охранной тары | | руется | |

|контейнера | | | | |

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Наружная | Не | Не | Не | 200 |

|поверхность |допускается |допускается |регламенти- | |

|вагона-контейнера | | | руется | |

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Внутренняя | 1,0 | 100 | Не | 2000 |

|поверхность | | |регламенти- | |

|охранной тары | | руется | |

|контейнера | | | | |

|———————————————————|————————————|————————————|————————————|————————————|

|Наружная | 1,0 | 100 | Не | 2000 |

|поверхность | | |регламенти- | |

|транспортного | | | руется | |

|контейнера | | | | |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

3.6. Вывод из эксплуатации радиационных объектов (источников излучения)

1. Решение о продлении срока эксплуатации или выводе радиационного объекта (источника излучения) из эксплуатации, а также выбор его варианта принимаются после комплексного обследования радиационного и технического состояния технологических систем и оборудования, строительных конструкций и прилегающей территории объекта.

2. На радиационных объектах I категории не позднее, чем за 5 лет до назначенного срока окончания эксплуатации, должен быть разработан детальный проект вывода из эксплуатации всего объекта или отдельной его части, согласованный с органами государственного надзора за радиационной безопасностью. Для объектов II категории проект вывода из эксплуатации должен быть разработан не позднее, чем за 3 года до окончания срока эксплуатации, а для объектов III категории — за 1 год.

3. В проекте вывода радиационного объекта из эксплуатации должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению безопасности на различных этапах вывода его из эксплуатации: остановке, консервации, демонтаже, перепрофилировании, ликвидации или захоронении, а также при проведении ремонтных работ.

4. Проект вывода из эксплуатации радиационного объекта должен содержать:

— подготовку необходимого оборудования для проведения демонтажных работ;

— методы и средства дезактивации демонтируемого оборудования;

— порядок утилизации радиоактивных отходов.

5. При выводе радиационного объекта из эксплуатации следует оценить ожидаемые индивидуальные и коллективные дозы облучения персонала и населения.

6. Работы по выводу радиационных объектов из эксплуатации должны выполняться специально подготовленным персоналом объекта или персоналом других организаций, имеющих соответствующую лицензию. В необходимых случаях подготовка персонала должна проводиться на макетах и тренажерах, имитирующих основные операции предстоящих работ.

7. Вопрос о возможном продлении срока эксплуатации источников излучения должен решаться комиссией в составе представителей организации, использующей источник излучения, и органов государственного надзора за радиационной безопасностью, а при необходимости и представителей предприятия-изготовителя. В заключении комиссией определяются возможность, условия и срок дальнейшего использования источника излучения.

www.ronl.ru

Основы нормирования в области обеспечения радиационной безопасности персонала - online presentation

Введение 6.1. Принципы и критерии обеспечения радиационной безопасности. 6.2. Система регулирования радиационной безопасности персонала. 6.3. Нормирование облучения профессиональных работников: ограничение вредности. 6.4. Регламентирование деятельности профессиональных работников: ограничение опасности. Заключение 2Практика НКДАР ООН МКРЗ Наука Нормы МАГАТЭ Национальные нормы 3Главная задача безопасности – защита людей и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Для гарантии функционирования предприятий и проведения работ с соблюдением норм безопасности, которые реально достижимы, необходимо принимать меры по контролю радиационного воздействия на людей и выбросов радиоактивных материалов; • по снижению вероятности событий, которые могут привести к потере контроля над источником излучения; • по ликвидации последствий подобных событий, если они все-таки произошли. 4Цель защиты предотвращать возникновение детерминированных эффектов у отдельных лиц путем поддержания доз на уровне ниже соответствующего порога и обеспечивать, чтобы принимались все разумные меры с целью уменьшения возникновения стохастических эффектов у населения в настоящее время и в будущем. Цель безопасности обеспечить защиту отдельных лиц, общества и окружающей среды от нанесения им вреда путем создания и поддержания эффективных средств защиты против радиологических опасностей, связанных с источниками. 56 1. ПРИНЦИП ОБОСНОВАНИЯ: запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным облучением. 2. ПРИНЦИП НОРМИРОВАНИЯ: непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников излучения. 3. ПРИНЦИП ОПТИМИЗАЦИИ: источники излучения должны быть обеспечены наилучшими имеющимися мерами защиты и безопасности так, чтобы величина и вероятность облучения и число людей, подвергающихся облучению, сохранялись на разумно достижимом низком уровне с учетом экономических и социальных факторов и чтобы дозы облучения и связанные с ними риски были ограничены. 71. Облучение от источников излучения, которые не являются частью практической деятельности, должно быть снижено путем вмешательства, если это вмешательство оправданно, а меры вмешательства должны быть оптимизированы. 2. Юридическое лицо, получившее разрешение на осуществление практической деятельности, при которой используется источник излучения, должно нести основную ответственность за защиту и безопасность. 3. С тем, чтобы компенсировать возможные отказы мер защиты или безопасности, в проект и регламенты по эксплуатации источников излучения должны быть включены меры глубокоэшелонированной защиты. 4. Следует внедрять культуру безопасности, которая определяет позицию всех организаций и поведение отдельных лиц, имеющих дело с источниками излучения, в вопросах защиты и безопасности. 8ВРЕДНОСТЬ ОПАСНОСТЬ Нормальное облучение Потенциальное облучение Нормальная (контролируемая) практика Происшествия, аварии Мониторинг облучения Анализ безопасности Ограничение доз облучения Ограничение риска 910 Анализируя ЗАВЕРШЕННОЕ ОБЛУЧЕНИЕ, управляя ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ОБЛУЧЕНИЕМ, ограничить величину и вероятность ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ОБЛУЧЕНИЯ. 11Оценка состояния радиационной безопасности человека в Предел дозы результате проведения планируемой деятельности Обеспечение радиационной Граничная защиты человека и безопасности доза источника при планировании контролируемой деятельности Обеспечение радиационной защиты человека в ситуации Контрольный планируемого, существующего, уровень аварийного и медицинского облучения 12Безопасность источника Безопасность человека Граничная доза и контрольный уровень Предел дозы 13Предел дозы Оценка состояния радиационной безопасности по значению законченного облучения от всех регулируемых источников в ситуации планируемого облучения 14Граничная доза (квота) Ограничение будущего планируемого облучения для обеспечения радиационной безопасности при планировании регулируемой практики и облучения от отдельного регулируемого источника в ситуации планируемого облучения 15Контрольный уровень Ограничение текущего облучения для обеспечения радиационной безопасности при осуществлении регулируемой практики и облучения от отдельного регулируемого источника в ситуации планируемого облучения или существующего облучения 16Ограничение годовой эффективной дозы Ограничение годовой дозы облучения органа 1718 Область регулированияИсключение из области регулирования безопасности. Изъятие из области регулирования безопасности. Освобождение из области регулирования безопасности. Установление регулирующего контроля посредством вмешательства. 19ТИП Искусственный КЛАСС Изъятый Техногенный Природный Природный (нетехногенный) Изъятый Исключительный 2021 22 Требования Норм и Правил не распространяются на космическое излучение на поверхности Земли и внутреннее облучение человека, создаваемое природным калием, на которые практически невозможно влиять; на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними – индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв; – индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике не более 15 мЗв; – коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы. 23Классификация профессиональных работников ПЕРСОНАЛ – лица из числа работников предприятия, работающие на территории его санитарно-защитной зоны: группа А персонала – работающие с техногенными источниками излучения; группа Б персонала – находящиеся по условиям работы в сфере воздействия техногенных источников. 24Год 1948 1954 1960 1969 1976 1996 1996 1999 Нормативный документ Общие санитарные нормы и правила по охране здоровья работающих с РВ Санитарные нормы проектирования предприятий и лабораторий Санитарные правила работы с РВ и ИИИ № 333-60 Нормы радиационной безопасности НРБ-69 Нормы радиационной безопасности НРБ-76 Закон о радиационной безопасности населения № 3-Ф3 Нормы радиационной безопасности НРБ-96 Нормы радиационной безопасности НРБ-99 Предел 30 Р 15 Р 5 бэр 5 бэр 5 бэр 20 мЗв 20 мЗв 20 мЗв 25Работнику приписывается величина дозы, которую получил бы «стандартный работник», выполняющий ту же работу в тех же условиях. 26Нормируемая величина Годовая Годовая усредненная за Эффективная любые последовательные 5 лет доза Накопленная за период трудовой деятельности Годовая доза в хрусталике Эквивалентная Годовая доза в коже доза Годовая доза в кистях и стопах Месячная доза на поверхности нижней части области живота женщин в возрасте до 45 лет Предел 50 мЗв 20 мЗв 1000 мЗв 150 мЗв 500 мЗв 500 мЗв 1 мЗв 27Нормируемая величина Граничное значение Эффективная доза повышенного облучения Эквивалентная доза повышенного облучения хрусталика глаза 200 мЗв Эквивалентная доза повышенного облучения кожи 2000 мЗв Эквивалентная доза повышенного облучения кистей и стоп 2000 мЗв 600 мЗв 28Практическая деятельность Любая деятельность, при осуществлении которой – вводятся дополнительные источники облучения, – создаются дополнительные пути облучения, – увеличивается число людей, подвергающихся облучению, – изменяется структура путей облучения от существующих источников так, что увеличивается либо само облучение, либо вероятность облучения людей, либо число облучаемых людей. 29• Классификация по потенциальной опасности радиационных объектов (сложных источников излучения, таких как ядерные реакторы, установки для обращения с радиоактивными отходами и т.п.) – 4 класса. • Классификация по потенциальной опасности отдельных видов работ с открытыми источниками излучения – 3 класса. • Классификация рабочих мест по потенциальной вредности и опасности условий труда – 6 классов. 30Любое действие, приводящее – к выводу источников облучения или – к пресечению путей облучения, или – к уменьшению числа облучаемых людей, или – к изменению структуры путей облучения от существующих источников так, что предотвращается или уменьшается либо само облучение, либо вероятность облучения людей, либо число облучаемых людей. 3132 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ФЗ «О радиационной безопасности населения» Санитарные правила и нормы Гигиенические нормативы Рекомендации Методические указания Методические указания по методам контроля Законы ФЗ «Об использовании атомной энергии» Нормативные документы Руководства Отраслевые стандарты Федеральные нормы Технические регламенты Рекомендации ГОСТ ОСТ 33

en.ppt-online.org

Международная система обеспечения радиационной безопасности. Основы Российской системы обеспечения радиационной безопасности.

Безопасность обращения с радиоактивными веществами обеспечивается соблюдением норм и правил, которые являются итогом многочисленных научных исследований и учитывают опыт практической деятельности.

Исследования в области обеспечения радиационной безопасности инициируются как в рамках национальных проектов, так и международными организациями, которые объединяют десятки и даже сотни стран и отражают интересы этих стран не столько в области использования ядерных и радиационных технологий как таковых, а в первую очередь в области здравоохранения, продовольствия, охраны труда. Полученные данные обсуждаются, систематизируются, подвергаются сравнительному анализу, уточняются, проходят дополнительные экспертные оценки, и в итоге вырабатываются рекомендации, методики, руководства и нормативные документы, отражающие все сферы и этапы применения ядерных и радиационных технологий - от добычи урана и транспортирования радиоактивных веществ до использования в медицине и обращения с РАО. На эти международные документы опираются национальные законодательные и надзорные органы, создающие нормативно-правовую базу и организационную структуру обеспечения радиационной безопасности в конкретной стране.

Так, в начале 90-х был подвергнут очередному детальному рассмотрению весь накопленный в мире материал по биологическому воздействию ионизирующего излучения. В этой работе принимали участие ведущие эксперты и международные организации:

НКДАР ООН — Научный комитет по действию атомной радиации Организации Объединенных Наций - United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation (UN SCEAR, http://www.unscear.org). Создан в 1955 году в рамках ООН для изучения эффектов облучения, связанных с ним рисков, консолидации и анализа всего мирового опыта в этой области. Раз в несколько лет публикует итоги работы, содержащие самые подробные и разносторонние оценки воздействия разных доз радиации от всех известных источников ионизирующего излучения, их опасности для населения. Объединяет специалистов из 21 страны. Правительства и организации во всем мире полагаются на данные НКДАР как на научное основание для оценки радиационного риска, обоснования защиты от облучения, требований безопасности и регулирования использования источников ионизирующего излучения.

МКРЗ - Международная комиссия по радиологической защите - International Commission on Radiological Protection (ICRP, http://www.icrp.org). Это неправительственная научная организация, основанная в 1928 году Международным обществом по радиологии (ISR, профессиональное общество врачей радиологов). Исторически первая в мире организация и наиболее авторитетная, публикует рекомендации по обеспечению безопасности во всех сферах деятельности человека, связанных с воздействием ионизирующего излучения, как в повседневной жизни населения, так и в профессиональной области (промышленности, науке, медицине и т. д.). С учетом этих рекомендаций, являющихся на сегодня наиболее надежными и признанными, построены практически все национальные, в том числе российские, нормативные документы, регламентирующие облучение человека, Авторитет МКРЗ обусловлен беспрецедентным опытом и бесспорным профессионализмом и независимостью работающих в ней экспертов.

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии - International Atomic Energy Agency (IAEA, http:// www.iaea.org). Учреждено в 1957 году в качестве межправительственной организации в системе ООН. Одна из основных уставных функций - построение международной нормативно-правовой системы, гарантирующей безопасность в ядерной сфере. Членами МАГАТЭ являются 130 стран.

Мандат Агентства включает три главные задачи: содействие в обеспечении ядерной и радиационной безопасности во всех странах, нераспространение ядерного оружия развитие ядерных технологий для удовлетворения потребностей человечества, в том числе оказание помощи развивающимся странам при соблюдении принципов экологической безопасности. С 1989 по 1998 год Агентство в целях укрепления системы радиационной безопасности осуществило 1330 проектов в 97 развивающихся странах. На МАГАТЭ возложена особая ответственность в рамках Организации Объединенных Наций - оно является единственной организацией, специально уполномоченной своим Уставом устанавливать международные нормы по защите здоровья от радиации и контролировать их выполнение.

МЭС - Мировой (всемирный) энергетический совет -World Energy Council (WEC, www.worldenergy.org) - независимая неправительственная международная организация, объединяющая около 100 стран, которая в сотрудничестве с другими международными организациями проводит анализ глобальных, региональных и локальных проблем обеспечения энергией (все источники) и связанных с ними вопросов. Имеет 75-летнюю историю. В качестве подведения итогов своей деятельности проводит раз в три года Мировой энергетический конгресс, является одной из передовых и самых авторитетных организаций в области энергетики в мире.

МЭА ОЭСР - Международное энергетическое агентство Организации экономического сотрудничества и развития -International Energy Agency (IEA/OECD, www.iea.org). Создано в 1974 году с целью решения проблем обеспечения производства энергии, особенно обеспечения поставок нефти. В настоящее время МЭА в равной мере уделяет внимание вопросу совмещения производства энергии с сохранением окружающей среды. Объединяет 26 государств и считается одним из надежных источников информация и прогнозов в области энергетики.

АЯЭ ОЭСР - Агентство по ядерной энергии ОЭСР -Nuclear Energy Agency (NEA/OECD, http://www.nea.fr). Специализированная межправительственная организация в рамках Организации экономического сотрудничества и развития, миссия которого заключается в обеспечении безопасного развития в сфере невоенного применения ядерной энергии. АЯЭ осуществляет взаимодействие с другими международными организациями и координацию национальных программ, опираясь на мировые научные, технологические и юридические информационные ресурсы и совместный опыт. Это помогает государствам-членам (28 стран в Европе, Северной Америке и Тихоокеанском регионе) проводить более качественную и обоснованную экспертизу (экологическую, техническую, экономическую) проектов и предприятий в своих странах.

Кроме этих организаций в работе приняли участие:

- Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);

- Международная организация труда (МОТ);

- Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Результатом работы стал принятый совместно документ «Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками излучения» (1996 год), которые послужили основой, в том числе и российской нормативной базы.

В принятии решений и документов, касающихся природоохранной деятельности, в том числе в области использования ядерной энергии, участвуют и другие крупные международные организации, например, такие, как ЮНЕП и ЮНЕСКО.

В России обеспечение радиационной и ядерной безопасности основывается на Федеральных законах:

- Об использовании атомной энергии. Этот Закон является фундаментом атомного российского права и определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности.

- О радиационной безопасности населения. Закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности (РБ) населения в целях охраны его здоровья В Законе сформулированы принципы обеспечения РБ, определены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и общественных объединений, определена ответственность за невыполнение требований к обеспечению РБ. Во исполнение этого закона выпущены постановление Правительства РФ и приказ Минздрава РФ, предусматривающие создание в РФ единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения населения.

- Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии. Закон устанавливает административную ответственность организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии, он призван способствовать повышению эффективности государственного регулирования безопасности, направлен на усиление защиты здоровья и жизни людей, охраны окружающей среды.

— О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия.



infopedia.su

Лекция 1. Основные требования к обеспечению радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ)

Лекция 1. Основные требования к обеспечению радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ)

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.. 3

1. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ: 3

2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 3

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 3

4. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИИИ.. 4

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИИИ.. 4

5.1. Нормы радиационной безопасности распространяются на следующие источники ионизирующего излучения: 4

5.2. Для обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников излучения необходимо руководствоваться основными принципами: 4

5.3. Требования НРБ-99/2009 не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними: 4

6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5

6.1. Основные принципы радиационной безопасности: 5

6.1.1. Принцип обоснования (приложение 1 ОСПОРБ-99). 5

6.1.2. Принцип оптимизации. 6

6.1.3. Принцип нормирования (ограничения максимальных доз) 7

7. Оценка состояния радиационной безопасности. 7

8. Радиационный контроль определяет: 7

9. Объекты радиационного контроля. 8

10. Радиационный контроль за радиационной безопасностью.. 8

11. Пути обеспечения радиационной безопасности ИИИ.. 8

12. Основные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения 9

13. Основные пределы доз. 10

Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение требований радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ) 11

1. Нормативно-правовое обеспечение радиационной безопасности России при эксплуатации источников ионизирующего излучения. 11

2. Нормативно-правовое обеспечение радиационной безопасности России при эксплуатации источников ионизирующего излучения. 11

3. Нормативно-правовая деятельность международных организаций. 11

4. Область применения ОСПОРБ-99. 11

5. Содержание ОСПОРБ-99. 12

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

При эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ), которым относятся

1. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ:

Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность населения реализуется в виде радиационного контроля.

Контроль радиационный - получение информации о радиационной обстановке в организации, в окружающей среде и об уровнях облучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль).

Целью радиационного контроля является получение информации:

- об индивидуальных и коллективных дозах облучения персонала, пациентов и населения при всех условиях жизнедеятельности человека,

- сведений о всех регламентируемых величинах, характеризующих радиационную обстановку

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

- ФЗ «Об охране окружающей среды»

- ФЗ «Об использовании атомной энергии»

- ФЗ «О радиационной безопасности»

- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 г.;

- Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01.96 г.;

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ

Основные требования к обеспечению радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения определены в документах:

- «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99/2010);

- «Нормы радиационной безопасности» (НРБ—99/2009)

- Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами (СПОРО-2002)

- Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)

ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИИИ

Радиационная безопасность на радиационно-опасном объекте и вокруг него обеспечивается за счет:

▪качества проекта радиационного объекта; ▪физической защиты источников излучения; ▪санитарно-эпидемиологической оценки и лицензирования деятельности с источниками излучения; ▪наличие системы радиационного контроля; ▪планирование и проведение мероприятий по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения;

▪повышение радиационно-гигиенической грамотности персонала и населения.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИИИ

Радиационный контроль охватывает все основные виды воздействия ионизирующего излучения на человека, перечисленные в п. 1.3 НРБ-99/2009.

5.1. Нормы радиационной безопасности распространяются на следующие источники ионизирующего излучения:

- Техногенные источники за счёт нормальной эксплуатации техногенных источников излучения;

- Природные источники;

- Техногенные источники в результате радиационной аварии;

- Медицинские источники.

5.2. Для обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников излучения необходимо руководствоваться основными принципами:

- непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников излучения (принцип нормирования);

- запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным облучением (принцип обоснования);

- поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника излучения (принцип оптимизации).

5.3. Требования НРБ-99/2009 не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними:

- индивидуальную годовую эффективную дозу не более 10 мкЗв;

- коллективную эффективную годовую дозу не более 1 чел.-Зв, либо когда при коллективной дозе более 1 чел.-Зв оценка по принципу оптимизации показывает нецелесообразность снижения коллективной дозы;

- индивидуальную годовую эквивалентную дозу в коже не более 50 мЗв и в хрусталике глаза не более 15 мЗв.

Требования Норм не распространяются также на космическое излучение на поверхности Земли и внутреннее облучение человека, создаваемое природным калием, на которые практически невозможно влиять.

Принцип обоснования (приложение 1 ОСПОРБ-99).

Приложение 1

Практическая реализация основных принципов радиационной безопасности

Принцип обоснования

В наиболее простых ситуациях проверка принципа обоснования осуществляется путем сравнения пользы и вреда:

(1)

где Х - польза от применения источника излучения или условий облучения, за вычетом всех затрат на создание и эксплуатацию источника излучения или условий облучения, кроме затрат на радиационную защиту; Y1 - затраты на все меры защиты; Y2 - вред, наносимый здоровью людей и окружающей среде от облучения, не устраненного защитными мерами.

Разница между пользой (X) и суммой вреда (Y1 + Y2) должна быть больше нуля, а при наличии альтернативных способов достижения пользы (X) эта разница должна быть еще и максимальной. В случае, когда невозможно достичь превышения пользы над вредом, принимается решение о неприемлемости использования данного вида источника излучения.

Должны учитываться аспекты технической и экологической безопасности.

Проверка соблюдения принципа обоснования, связанная со взвешиванием пользы и вреда от источника излучения, когда чаще всего польза и вред измеряются через различные показатели, не ограничивается только радиологическими критериями, а включает социальные, экономические, психологические и другие факторы.

Для различных источников излучения и условий облучения конкретные величины пользы имеют свои особенности (произведенная энергия от АЭС, диагностическая и другая информация, добытые природные ресурсы, обеспеченность жилищем и т.д.). Их следует, по возможности, свести к обобщенному выражению пользы для сопоставления с возможным ущербом от облучения за одинаковые отрезки времени в виде сокращения числа чел.-лет жизни. При этом принимается, что облучение в коллективной эффективной дозе в 1 чел.-Зв приводит к потере 1 чел.-года жизни.

Приоритет отдается показателям здоровья по сравнению с экономическими выгодами.

Медико-социальное обоснование соотношения польза-вред может быть сделано на основе количественных и качественных показателей пользы и вреда для здоровья от деятельности, связанной с облучением.

Для количественной оценки следует использовать неравенство:

(2)

где Y2 - имеет то же значение, что и в формуле (1), Y0 - вред для здоровья в результате отказа от данного вида деятельности, связанной с облучением.

Качественная оценка может быть выполнена с помощью формулы:

где Z - интенсивность воздействия вредных факторов в результате деятельности, связанной с облучением; Z0 - вредные факторы, воздействующие на персонал или население при отказе от деятельности, связанной с облучением; DZ и DZ0 - допустимая интенсивность воздействия факторов Z и Z0.

Принцип оптимизации

• предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных НРБ-99/2009), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов (приложение 1);

• В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством.

Принцип оптимизации (приложение 1 ОСПОРБ-99)

Реализация принципа оптимизации должна осуществляться каждый раз, когда планируется проведение защитных мероприятий. Ответственным за реализацию этого принципа является служба или лица, ответственные за организацию радиационной безопасности на объектах или территориях, где возникает необходимость в радиационной защите.

В условиях нормальной эксплуатации источника излучения или условий облучения оптимизация (совершенствование защиты) должна осуществляться при уровнях облучения в диапазоне от соответствующих пределов доз до достижения пренебрежимо малого уровня - 10 мкЗв в год индивидуальной дозы.

Реализация принципа оптимизации, как и принципа обоснования, должна осуществляться по специальным методическим указаниям, утверждаемым федеральными органами государственного надзора за радиационной безопасностью, а до их издания - путем проведения радиационно-гигиенической экспертизы обосновывающих документов. При этом согласно НРБ-99/2009 минимальным расходом на совершенствование защиты, снижающей эффективную дозу на 1 человеко-зиверт, считается расход, равный одному годовому душевому национальному доходу (величина альфа, принятая в международных рекомендациях).

Основные пределы доз

Нормируемые величины* Пределы доз
персонал (группа А)** Население
Эффективная доза 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год
Эквивалентная доза за год в хрусталике глаза*** коже**** кистях и стопах 150 мЗв 500 мЗв 500 мЗв 15 мЗв 50 мЗв 50 мЗв

• * Допускается одновременное облучение до указанных пределов по всем нормируемым величинам.

• ** Основные пределы доз, как и все остальные допустимые уровни воздействия персонала группы Б, равны 1/4 значений для персонала группы А. Далее в тексте все нормативные значения для категории персонал приводятся только для группы А.

• *** Относится к дозе на глубине 300 мг/см2.

• **** Относится к среднему по площади в 1 см2 значению в базальном слое кожи толщиной 5 мг/см2 под покровным слоем толщиной 5 мг/см2 . На ладонях толщина покровного слоя - 40 мг/см2. Указанным пределом допускается облучение всей кожи человека при условии, что в пределах усредненного облучения любого 1 см2 площади кожи этот предел не будет превышен. Предел дозы при облучении кожи лица обеспечивает непревышение предела дозы на хрусталик от бета-частиц.

Очень Важно!!!

Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенном измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов.

Содержание ОСПОРБ-99

1.Область применения

2.Общие положения

2.1.Основные принципы обеспечения радиационной безопасности

2.2.Оценка состояния радиационной безопасности

2.3.Пути обеспечения радиационной безопасности

2.4.Общие требования к контролю за радиационной безопасностью

3.Радиационная безопасность персонала и населения при эксплуатации техногенных источников излучения

3.1. Классификация радиационных объектов по потенциальной опасности

3.2.Размещение радиационных объектов

3.3.Организация работ с источниками излучения

3.4.Поставка и хранение источников излучения

3.5 Работа с открытыми и закрытыми источниками излучения

3.6.Санпропускники и саншлюзы

3.7.Обращение с загрязненными материалами и радиоактивными отходами

3.8.Методы и средства индивидуальной защиты и гигиены

4.Радиационная безопасность при медицинском излучении

5.Радиационная безопасность при воздействии природных источников излучения

6.Радиационная безопасность при радиационных авариях

7.Медицинское обеспечение радиационной безопасности

8.Санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности

Приложения

Лекция 1. Основные требования к обеспечению радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ)

ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.. 3

1. РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ: 3

2. НОРМАТИВНАЯ БАЗА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 3

3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ.. 3

4. ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИИИ.. 4

5. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИИИ.. 4

5.1. Нормы радиационной безопасности распространяются на следующие источники ионизирующего излучения: 4

5.2. Для обеспечения радиационной безопасности при нормальной эксплуатации источников излучения необходимо руководствоваться основными принципами: 4

5.3. Требования НРБ-99/2009 не распространяются на источники излучения, создающие при любых условиях обращения с ними: 4

6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5

6.1. Основные принципы радиационной безопасности: 5

6.1.1. Принцип обоснования (приложение 1 ОСПОРБ-99). 5

6.1.2. Принцип оптимизации. 6

6.1.3. Принцип нормирования (ограничения максимальных доз) 7

7. Оценка состояния радиационной безопасности. 7

8. Радиационный контроль определяет: 7

9. Объекты радиационного контроля. 8

10. Радиационный контроль за радиационной безопасностью.. 8

11. Пути обеспечения радиационной безопасности ИИИ.. 8

12. Основные органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения 9

13. Основные пределы доз. 10

Тема 2. Нормативно-правовое обеспечение требований радиационной безопасности при эксплуатации источников ионизирующего излучения (ИИИ) 11

1. Нормативно-правовое обеспечение радиационной безопасности России при эксплуатации источников ионизирующего излучения. 11

2. Нормативно-правовое обеспечение радиационной безопасности России при эксплуатации источников ионизирующего излучения. 11

3. Нормативно-правовая деятельность международных организаций. 11

4. Область применения ОСПОРБ-99. 11

5. Содержание ОСПОРБ-99. 12

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru


Смотрите также