Понятие радиационной безопасности населения


Понятие радиационной безопасности населения.

Основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения определяет Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. «О радиационной безопасности населения». Данный Закон направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения. В соответствии со статьей 1 указанного Закона радиационная безопасность населения — это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

К функциям государства в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

- определение государственной политики и ее реализация;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов, контроль за их соблюдением;

- разработка, утверждение и реализация соответствующих программ;

- определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

- установление порядка определения видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

- установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу, а также имуществу юридического лица в результате радиационной аварии;

- создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления, в том числе контроля и учета доз облучения населения, и др.

Государственное управление в области обеспечения ра­диационной безопасности населения осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС) во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами. Кроме того, государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населения осуществляется в установленном порядке Минздравом, Проматомнадзором, Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, в соответствии с предоставленными этим органам государственного управления полномочиями.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы выполняют в области обеспечения радиационной безопасности населения различные функции. Так, Минздрав обеспечивает разработку, утверждение и введение в действие соответствующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, а также осуществляет государственный надзор за их соблюдением (государственный санитарный надзор), создает единую государственную систему контроля и учета доз облучения населения и обеспечивает ее функционирование. Проматомнадзор производит анализ состояния технической и радиационной безопасности радиационно опасных производств и объектов, проводит техническую экспертизу проектной и проектно-технической документации, хода строительства радиационно опасных производств и объектов, транспортных средств, перевозящих источники ионизирующего излучения, на соответствие требованиям радиационной безопасности, производит в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, представляющих потенциальную радиационную опасность. Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляет разработку и реализацию республиканских целевых и научно-технических программ, направленных на снижение отрицательного воздействия радиоактивного загрязнения, организует функционирование единой системы информирования населения об уровнях загрязнения территорий радиоактивными веществами, о степени загрязненности радионуклидами пищевых продуктов и других товаров народного потребления, требованиях радиационной безопасности. В организации обеспечения радиационной безопасности на­селения важное место отводится местным исполнительным и распорядительным органам. Они рассматривают и согласовывают предложения о размещении на соответствующей территории радиационно опасных объектов, участвуют в проведении экспертизы проектов размещения, реконструкции и строительства объектов, использующих источники ионизирующего излучения, и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными материа­лами, в том числе с отходами, а также в приемке в эксплуатацию таких объектов, организуют информирование населения об уровнях загрязнения территорий радиоактивными веществами, степени загрязненности радионуклидами пищевых продуктов и других товаров народного потребления, требованиях радиационной безопасности при возникновении радиационных аварий, разрабатывают и организуют выполнение территориальных мероприятий по радиационной защите населения при чрезвычайных ситуациях.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения сверх установленных нормативов, выполнения гражданами и пользователем источников ионизирующего излучения требований по обеспечению радиационной безопасности. Кроме того, граждане, общественные объединения имеют право на получение от пользователя источников ионизирующего излучения полной, достоверной и своевременной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности в пределах выполняемых ими функций.

Общественные объединения в соответствии с действу­ющим законодательством вправе осуществлять контроль за соблюдением норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Граждане, проживающие на территории зоны наблюдения, где существует возможность превышения установленных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населения» основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Вместе с тем граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны:

- соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

- принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

- выполнять требования государственных органов, осуществляющих управление, надзор и контроль в области радиационной безопасности.

Ликвидация последствий радиационных аварий на территории Республики Беларусь осуществляется в рамках Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 1993 г. и соответствующих планов мероприятий по защите работников (персонала) и населения от таких аварий и их последствий.



40. Понятие, принципы радиационной безопасности населения.

Радиационная безопасность — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровьявоздействия ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.

  • Принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного облучением. Должен применяться на стадии принятия решения уполномоченными органами при проектировании новых источников излучения и радиационных объектов, выдаче лицензий и утверждении нормативно-технической документации на использование источников излучения, а также при изменении условий их эксплуатации.

В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.

  • Принцип оптимизации предусматривает поддержание на возможно низком и достижимом уровне как индивидуальных (ниже пределов, установленных действующими нормами), так и коллективных доз облучения, с учетом социальных и экономических факторов. В условиях радиационной аварии, когда вместо пределов доз действуют более высокие уровни вмешательства, принцип оптимизации должен применяться к защитному мероприятию с учетом предотвращаемой дозы облучения и ущерба, связанного с вмешательством. Также известен, в том числе в международной практике[1], как принцип ALARA(ALARP).

  • Принцип нормирования, требующий непревышения установленных Федеральными законами РФ и действующими нормами РБ индивидуальных пределов доз и других нормативов РБ, должен соблюдаться всеми организациями и лицами, от которых зависит уровень облучения людей.

41. Понятие, состав, виды экологических правонарушений

Экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. Так экологическое правонарушение определяется в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

 Приведенное определение представляется неточным. При характеристике экологического правонарушения необходимо обратить внимание на следующие два обстоятельства. Первое касается того, что экологически значимое противоправное деяние не всегда должно быть виновным. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный источником повышенной опасности, должен быть компенсирован независимо от вины причинителя. Второе обстоятельство связано с тем, что совершение экологического правонарушения не всегда сопровождается причинением вреда. В определенных условиях вред мог не наступить, но была реальная угроза его наступления. Например, после выполнения агрохимических работ оставшиеся агрохимикаты были оставлены в поле на хранение, вместо перевозки их в хранилище, как этого требуют соответствующие правила. При определенных обстоятельствах (если бы пошел дождь или оставленные химикаты были съедены животными) мог быть причинен существенный экологический вред.

Часто экологическое правонарушение проявляется в нарушении законных прав и интересов гражданина или иного субъекта экологического права. Например, может быть нарушено право гражданина на получение достоверной, полной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

С учетом сказанного экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

онарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся под ее юрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии

Б) Определение режимов радиационной защиты (радиационной безопасности) населения.

Для обеспечения радиационной безопасности населения вводятся режимы радиационной защиты (в военное время), или радиационной безопасности (в мирное время при аварии на радиационно-опасном объекте).

Режим радиационной безопасности (РРБ) – это обязательный порядок и организация деятельности подразделений ликвидации радиационной аварии, а также поведения населения в зоне аварии с целью максимального снижения радиационного воздействия. РРБ вводится в мирное время при авариях на РОО с выбросом РВ.

Этот режим обеспечивается:

установлением особого порядка доступа в зону аварии;

зонированием района аварии;

проведением АСДНР;

осуществлением радиационного контроля в зонах и на выходе в «чистую» зону;

обеспечением спецодеждой, средствами индивидуальной защиты;

организацией индивидуального дозиметрического контроля;

проведением специальной обработки;

организацией обращения с радиоактивными отходами.

Основой для определения соответствующего сложившейся радиационной обстановке РРБ являются «Критерии для принятия неотложных решений в начальный период аварийной ситуации», изложенные в НРБ-99.

Если уровень облучения не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связанных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения.

Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты принимается с учетом конкретной обстановки и местных условий.

Критерии для принятия неотложных решений в начальный период аварийной ситуации

Меры защиты

Предотвращаемая доза за первые 10 суток

уровень А

уровень Б

Укрытие

5 мГр

(0,5 рад)

50 мГр

(5 рад)

Эвакуация

50 мГр

(5 рад)

500 мГр

(50 рад)

Если облучение достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельности населения.

в) проведение специальных медицинских профилактических мероприятий

Для повышения устойчивости организма к воздействию ионизирующих излучений или снижения тяжесть клинического течения лучевой болезни применяют специальные радиозащитные медицинские препараты.

В качестве радиозащитных средств применяются радиопротекторы. Такими являются цистамин (находится в аптечке индивидуальной АИ-2 под индексом РС-1) и йодистый калий (РС-2).

Профилактический прием РС-1 существенно уменьшает поражающий эффект радиации (в 1,8 раза), значительно снижает тяжесть лучевой болезни.

Из различных источников внутреннего облучения людей ведущая роль принадлежит радиоактивному йоду, попадающему внутрь в первые дни после взрыва (аварии на РОО) вместе с воздухом, а в последующем - с водой и продуктами питания. Это приводит к накоплению радиоактивного йода в щитовидной железе, поэтому обоснована необходимость ее фармохимической защиты. Такая защита достигается путем проведения йодной профилактики или, иначе говоря, насыщения железы стабильным йодом, содержащимся в РС-2 (в виде йодистого калия - KI) .

Сущность йодной профилактики заключается в следующем.

Для своего нормального функционирования (т.е. для генерации гормона L-тироксина) щитовидная железа поглощает такой микроэлемент, как йод, причем в определенных дозах в пересчете на сутки. Организм человека в целом и щитовидная железа в частности не различают стабильные и радиоактивные изотопы микроэлементов. В зоне РАЗМ (особенно в течение первых суток после аварии на РОО с выбросом РВ в атмосферу) создается высокая концентрация радиоактивного изотопа йода – йода-131, в том числе в приземном слое атмосферы в парообразном состоянии. Щитовидная железа человека, находящегося в этой зоне без надежных СИЗ, будет поглощать радиоактивный йод-131.

Однако, если предварительно или одновременно с поступлением йода-131 внутрь организма насытить железу стабильным йодом (J-127) (т.е. принять необходимую дозу йодистого калия или другого йодсодержащего препарата), то она в течение определенного времени (одна таблетка KI насыщает железу на одни сутки) не будет поглощать йод-131.

Но, учитывая небольшой срок хранения аптечек АИ-2 (4 года), можно применять 5% настойку йода или раствор Люголя в соответствии со следующими рекомендациями Министерства здравоохранения РФ

Йодистый калий - применяют в таблетках в следующих дозах: детям до 2-х лет по 0,040 г на прием вместе с водой, киселем, чаем; детям от 2-х лет и старше, а также взрослым -по 0,125 г 1 раз в день.

5% настойка йода применяется взрослыми и подростками старше 14 лет по 44 капли 1 раз в день или по 22 капли 2 раза в день после еды на 1/2 стакана молока или воды. Детям от 5-ти лет и старше 5% настойку йода применять по 22 капли 1 раз в день или по 10 капель 2 раза в день на 1/2 стакана молока. Детям до 5 лет настойку йода внутрь не назначают, а применяют в виде 2,5% настойки путем нанесения на кожу предплечий и голеней тампоном.

Раствор Люголя применяется взрослыми и подростками старше 14 лет по 22 капли 1 раз в день или по 10 капель 3 раза в день. Детям от 5 лет и старше - по 10 капель 1 раз в день, или 5-8 капель 2 раза в день на 1/2 стакана молока или воды. Детям до 5 лет раствор люголя не назначается.

Запасы того или другого создаются из расчета приема в течение 7 дней (для всего населения).

Защитный эффект этих препаратов максимален в случае предварительного или одновременного с поступлением радиойода их приема. При более позднем проведении йодной профилактики эффективность ее падает:

Время приема препаратов

стабильного йода

Во сколько раз снижается потенциальная доза облучения щитовидной железы

За шесть часов до ингаляции

В 100 раз

Во время ингаляции

В 90 раз

Через два часа после разового поступления

В 10 раз

Через 6 часов после разового поступления

В 2 раза

Однократный прием стабильного йода обеспечивает высокий защитный эффект в течение 24 часов. Для поддержания такого уровня защиты в условиях длительного поступления в организм радиоактивного йода необходимы повторные приемы таких препаратов.

открытая библиотека учебной информации

Основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населœения определяет Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 ᴦ. «О радиационной безопасности населœения». Данный Закон направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья людей от вредного воздействия ионизирующего излучения. В соответствии со статьей 1 указанного Закона радиационная безопасность населœения — это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного воздействия ионизирующего излучения.

К функциям государства в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

- определœение государственной политики и ее реализация;

- разработка и принятие нормативно-правовых актов, контроль за их соблюдением;

- разработка, утверждение и реализация соответствующих программ;

- определœение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

- установление порядка определœения видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинœения вреда здоровью граждан и убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

- установление порядка возмещения причинœенных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу, а также имуществу юридического лица в результате радиационной аварии;

- создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления, в том числе контроля и учета доз облучения населœения, и др.

Государственное управление в области обеспечения ра­диационной безопасности населœения осуществляется Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС) во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами. Вместе с тем, государственное регулирование в области обеспечения радиационной безопасности населœения осуществляется в установленном порядке Минздравом, Проматомнадзором, Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь, в соответствии с предоставленными этим органам государственного управления полномочиями.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы выполняют в области обеспечения радиационной безопасности населœения различные функции. Так, Минздрав обеспечивает разработку, утверждение и введение в действие соответствующих санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, а также осуществляет государственный надзор за их соблюдением (государственный санитарный надзор), создает единую государственную систему контроля и учета доз облучения населœения и обеспечивает ее функционирование. Проматомнадзор производит анализ состояния технической и радиационной безопасности радиационно опасных производств и объектов, проводит техническую экспертизу проектной и проектно-технической документации, хода строительства радиационно опасных производств и объектов, транспортных средств, перевозящих источники ионизирующего излучения, на соответствие требованиям радиационной безопасности, производит в установленном порядке выдачу специальных разрешений (лицензий) на осуществление видов деятельности, представляющих потенциальную радиационную опасность. Комитетом по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС осуществляет разработку и реализацию республиканских целœевых и научно-технических программ, направленных на снижение отрицательного воздействия радиоактивного загрязнения, организует функционирование единой системы информирования населœения об уровнях загрязнения территорий радиоактивными веществами, о степени загрязненности радионуклидами пищевых продуктов и других товаров народного потребления, требованиях радиационной безопасности. В организации обеспечения радиационной безопасности на­селœения важное место отводится местным исполнительным и распорядительным органам. Οʜᴎ рассматривают и согласовывают предложения о размещении на соответствующей территории радиационно опасных объектов, принимают участие в проведении экспертизы проектов размещения, реконструкции и строительства объектов, использующих источники ионизирующего излучения, и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными материа­лами, в том числе с отходами, а также в приемке в эксплуатацию таких объектов, организуют информирование населœения об уровнях загрязнения территорий радиоактивными веществами, степени загрязненности радионуклидами пищевых продуктов и других товаров народного потребления, требованиях радиационной безопасности при возникновении радиационных аварий, разрабатывают и организуют выполнение территориальных мероприятий по радиационной защите населœения при чрезвычайных ситуациях.

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения сверх установленных нормативов, выполнения гражданами и пользователœем источников ионизирующего излучения требований по обеспечению радиационной безопасности. Вместе с тем, граждане, общественные объединœения имеют право на получение от пользователя источников ионизирующего излучения полной, достоверной и своевременной информации о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности в пределах выполняемых ими функций.

Общественные объединœения в соответствии с действу­ющим законодательством вправе осуществлять контроль за соблюдением норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.

Граждане, проживающие на территории зоны наблюдения, где существует возможность превышения установленных Законом Республики Беларусь «О радиационной безопасности населœения» базовых пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Вместе с тем граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства обязаны:

- соблюдать требования по обеспечению радиационной безопасности;

- принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

- выполнять требования государственных органов, осуществляющих управление, надзор и контроль в области радиационной безопасности.

Ликвидация последствий радиационных аварий на территории Республики Беларусь осуществляется в рамках Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 1993 ᴦ. и соответствующих планов мероприятий по защите работников (персонала) и населœения от таких аварий и их последствий.

Читайте также

  • - Понятие радиационной безопасности населения.

    Основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения определяет Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. «О радиационной безопасности населения». Данный Закон направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья... [читать подробенее]

  • - Понятие радиационной безопасности населения.

    Основы правового регулирования в области обеспечения радиационной безопасности населения определяет Закон Республики Беларусь от 5 января 1998 г. «О радиационной безопасности населения». Данный Закон направлен на создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья... [читать подробенее]


  • Смотрите также