Угрозы национальной безопасности россии


9. Угрозы национальной безопасности рф

Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. [1]

В зависимости от источников, угрозы можно подразделить на 2 вида:

Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества. Без заинтересованности иностранных государств в ослаблении и даже разрушении СССР, проявившейся в подталкивании оппозиции к радикальным требованиям, внутренние угрозы не могли бы войти в критическую фазу.

Внешние угрозы на первый взгляд, отражая текущее состояние мировой экономики, не подрывают основ ее развития. Это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); большой внешний государственный долг и увеличение корпоративного долга, чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами. Однако продолжительность их действия и расширение спектра взаимодействия угроз ведут к отставанию России от зарубежных стран в темпах роста экономики, конкурентоспособности и благосостояния граждан. Наиболее чувствительны к внутренним и внешним угрозам политические оппозиционные движения и партии. Как политически активная часть общества, они перерабатывают информационные сигналы опасностей, которые угрожают благоприятному развитию общества и его процветанию в будущем.

Классификация внутренних угроз национальной безопасности, их сущность:

*попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

*планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

*создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;

*незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

*широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;

*деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Внешние угрозы национальной безопасности

*развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;

*территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;

*вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;

*наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;

*вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;

*действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

*дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Международная ситуация, состояние отечественной экономики, социальная поляризация российского общества и обострение межнациональных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Внутренние угрозы обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего долга, тенденцией преобладания в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а также импорта оборудования, продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой ее передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом оборонной мощи государства.

Угрозой безопасности России в социальной сфере является расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы, усиление социальной напряженности. Нарастание негативных проявлений в социальной сфере ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ, ухудшении здоровья людей.

Последствиями глубокого социального кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшение экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Эта угроза для России особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Есть тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ.

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риски катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Негативные процессы в экономике лежат в основе центробежных устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно- технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем, способствует нарастанию угрозы нарушения единства правового пространства страны и даже ее территориальной целостности.

Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных формирований, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма и регионального сепаратизма, религиозного экстремизма и создают благоприятные условия для возникновения конфликтов.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей провоцируют усиление напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеральному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Единое правовое пространство страны размывается в результате отступления от принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми актами и нормами субъектов России, недостаточной отлаженности государственного управления на различных уровнях, что является фактором, отрицательно влияющим на состояние национальной безопасности страны.

Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствует затягивание процесса реформирования военной организации и оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативно-правовой базы. На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах России, критически низком уровне их оперативной и боевой подготовки, недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой и приводит, в целом, к ослаблению оборонной безопасности Российской Федерации.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции, распространению политического экстремизма.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.

Терроризм в России обретает многоплановый характер и представляет серьезную угрозу безопасности государства. Международными террористами против России развязана открытая кампания по дестабилизации ситуации на Северном Кавказе и отторжению этого региона от России, что создает прямую угрозу территориальной целостности государства.

Угроза терроризма и организованной преступности нарастает вследствие масштабного, зачастую конфликтного изменения форм собственности, обострение борьбы за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Низкая эффективность профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

Основные ВНЕШНИЕ угрозы национальной безопасности России обусловлены следующими факторами:

  • стремлением принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего, ООН и ОБСЕ;

  • опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

  • укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего, расширением НАТО на восток;

  • возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз;

  • продолжающимся распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;

  • усилением центробежных процессов в СНГ;

  • возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы России и внешних границ СНГ;

  • территориальными притязаниями к России.

Совокупность этих факторов может представлять угрозу суверенитету и территориальной целостности России, включая возможность прямой военной агрессии против нее.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров многополярного мира.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых военных действий без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники новых поколений могут привести к качественно новому этапу гонки вооружений и существенным образом повлиять на формы и способы военных действий.

В пограничной сфере угрозы безопасности и интересам России обусловлены:

  • незавершенностью международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации и разграничения национальной территории с рядом сопредельных государств;

  • расширением экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии сопредельных государств на российскую территорию;

  • активизацией деятельности трансграничной организованной преступности по контрабанде материальных ценностей, наркотиков, оружия, расхищению природных ресурсов, а также зарубежных террористических организаций;

  • нестабильностью обстановки в приграничных регионах России вследствие снижения жизненного уровня населения, этнических, межконфессиональных и иных конфликтов.

Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций. Имеют место также целенаправленные попытки вмешательства иностранных государств во внутренние дела России.

К числу прямых угроз национальной безопасности относятся также сепаратизм и локальные вооруженные конфликты.

Серьезную опасность представляют: стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции “информационных войн”, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов или получения несанкционированного доступа к ним.

5. Угрозы национальной безопасности.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основные внешние угрозы:

  1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

  2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

  3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

  4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

  5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

  6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

  7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

  8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

  9. деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

  10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

  11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

  12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

  13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

  14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы:

  1. попытки насильственного изменения конституционного строя;

  2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

  3. деятельность незаконных вооруженных формирований;

  4. незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

  5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

  6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы:

  1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

  2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

  3. международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

  4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

  5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

  6. деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП). Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3. Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5. Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере:

  • сокращение наукоемких производств;

  • снижение инвестиционной и инновационной активности;

  • разрушение научно-технического потенциала страны;

  • увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

  • увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

  • формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

Угрозы национальной безопасности России в военной области

  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

  • создание группировок войск (сил) вблизи границ России и ее союзников, которые могут представлять собой потенциальную военную опасность;

  • возникновение и эскалация вооруженных конфликтов вблизи границ России и ее союзников;

  • ввод иностранных войск без санкции Совета Безопасности ООН на территории сопредельных и дружественных с Россией государств;

  • создание, оснащение и подготовка вооруженных формирований и групп для действий на территории России и ее союзников;

  • нападения (вооруженные провокации) на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств;

  • ведение враждебных по отношению к России и ее союзникам информационных действий;

  • нарушение системы международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

  • усиление гонки вооружений, а также технологический отрыв ряда ведущих держав мира в создании ВВТ;

  • распространение ядерного и других видов оружия массового пора-жения, средств его доставки и технологий производства.

Таблица 7

Совокупность военных угроз

ЗАПАД:

  1. Активизация деятельности НАТО по закреплению ведущей роли в регионе.

  2. Адаптация новых членов альянса.

  3. Дальнейшая переориентация государств Центральной, Восточной Европы и Балтии на Запад.

  4. Попытка США ослабить ООН и ОБСЕ, укрепить и расширить военные блоки.

Западное СН:

  • планируемое США размещение группировки своих войск в государствах, граничащих с Россией;

  • целенаправленная и скоординированная деятельность стран НАТО по ослаблению позиций России;

  • усиление военного потенциала Польши;

  • дискриминационная политика по отношению к русскоязычному населению, проводимая Латвией, Литвой и Эстонией.

Северо-Западное СН:

  • сохранение конфликтного потенциала в районе Шпицбергена;

  • проведение США и НАТО политики, направленной на ослабление связей Калининградской области с федеральным центром;

  • дискриминационная политика по отношению к русскоязычному населению, проводимая Латвией и Эстонией;

  • территориальные притязания со стороны отдельных стран к России и Белоруссии.

Юго-Западное СН:

  • стремление США и Турции усилить свое влияние в Закавказье, особенно в Каспийском нефтедобывающем районе;

  • деятельность международного терроризма, опирающегося на чеченские бандформирования;

  • возможное возобновление вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе;

  • возможное обострение межэтнических вооруженных конфликтов (грузино-абхазского, грузино-осетинского и осетино-ингушского).

ЮГ

  1. Нестабильность ситуации в Центрально-азиатских Республиках СНГ.

  2. Активизация распространения исламского экстремизма.

Центрально-Азиатское СН:

  • создание и поддержание вблизи границ России управляемых кризисов и локальных конфликтов;

  • активизация деятельности исламских экстремистов в среднеазиатских республиках СНГ;

  • экспансия идей радикального ислама и международного терроризма;

  • распространение наркотиков и неконтролируемая миграция;

  • переориентация ряда региональных государств в сторону США и Турции.

ВОСТОК

  1. Усиление соперничества за лидерство между США, Японией и Китаем.

  2. Беспрецедентный рост экономической мощи Китая и его экономическое сближение с Японией.

Сибирское и Дальневосточное СН:

  • усиливающаяся демографическая и экономическая экспансия Китая в приграничные районы РФ, создание их этнических диаспор;

  • территориальные притязания Японии к России;

  • сохранение конфликтного потенциала между Россией и США по вопросу разграничения экономической зоны в районе северо-восточного шельфа Берингова моря;

  • деятельность исламских экстремистов в среднеазиатских государствах СНГ.

    • стратегическая доктрина США, предусматривающая переход НАТО к практике силовых действий вне зоны ответственности блока и без санкций Совета безопасности ООН;

    • ввод иностранных войск без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН на территорию сопредельных и дружественных России государств;

  • развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;

  • территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

  • осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;

  • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

  • демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

  • наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

  • нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах

наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзники прилегающих к их территории морских водах;

Таблица 8

Сравнительная численность ВС РФ и НАТО

Россия

США

ОВС НАТО в европейской зоне

Численность, тыс. чел

1 037

2 254,1

2 381,5

в том числе

Сухопутные войска

395

1035

1627,5

ВВС

170

541

497,5

ВМФ

142

678,1

256,5

Боевые танки

22 950

Боевые бронированные машины

26 990

6 989

27 558

Полевая артиллерия

30 045

4 806

10 936

Вертолеты

1 815

4 947

1 176

Боевые самолеты

2 481

3 591

4 786

  • расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Рос­сийской Федерации или ее союзников;

  • деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Фе­дерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объек­ты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

  • действия, препятствующие работе российских систем государст­венного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

  • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

  • дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

  • увеличивающийся технологический отрыв ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружения и военной техники нового поколения;

  • распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения.

  • активизация деятельности на территории Российской Федерации иностранных спец. служб и общественных организаций под их прикрытием.

Серьезные опасности связаны и с распространением оружия массового поражения. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.

Российская Федерация однозначно выступает за укрепление режима нераспространения без каких либо изъятий, на основе международного права. Известно, что силовые методы редко приносят искомый результат, а их последствия подчас становятся страшнее изначальной угрозы.

Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий является разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире. Между тем на фоне такой острейшей угрозы, как международный терроризм, ключевые вопросы разоруженческой тематики фактически выпали из глобальной повестки, в то время как говорить о конце гонки вооружений преждевременно.

Более того, маховик гонки вооружений сегодня раскручивается, и она сама реально выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала так называемых дестабилизирующих видов оружия.

До сих пор не обеспечены гарантии невывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Существует потенциальная угроза создания и распространения ядерных зарядов малой мощности. Кроме того, в средствах массовой информации, в экспертных кругах уже обсуждаются планы использования межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками. Пуск такой ракеты может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая полномасштабный ответный удар с использованием стратегических ядерных сил.

При этом далеко не все в мире смогли уйти от стереотипов блокового мышления и предрассудков, доставшихся нам от эпохи глобальной конфронтации. Не смогли, несмотря на то что в мире произошли кардинальные перемены. И это тоже серьезно мешает находить адекватные и солидарные ответы на общие проблемы.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в между­народной сфере проявляются через попытки других государств противо­действовать укреплению России как одного из влиятельных центров фор­мирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в дейс­твиях, направленных на нарушение территориальной целостности Рос­сийской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, рели­гиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ.

Исходным моментом в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе мирового сообщества, свободный доступ к жизненно важным экономико-стратегическим зонам и коммуникациям и другие.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз, которые формируются в результате того или иного развития военно-политической обстановки и могут проявляться в политической, военно-политической и силовой формах.

К особому понятию трансграничные угрозы относятся политические, военно-политические или силовые угрозы интересам и безопасности Российской Федерации, которые совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, возможным участникам и т.д.) являются внешними. Значение трансграничных угроз для безопасности РФ и для российского военного планирования будет иметь тенденцию к возрастанию. К числу таких угроз можно отнести:

  • создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других госу­дарств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

  • деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

  • трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противоза­конную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

  • ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

  • международный терроризм в случае, если деятельность международных террористов напрямую затрагивает безопасность РФ;

  • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей Вооруженных Сил и осуществляется совместно с другими силовыми структурами, а также с соответствующими органами стран-союзников РФ.

Действия по пресечению такого рода угроз осуществляются с учетом положений международного и гуманитарного права, исходя из примата интересов национальной безопасности РФ и российского законодательства. На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то же время, с учетом изменений геополитической обстановки с мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Российское военное планирование в области строительства и применения Вооруженных Сил РФ в первой половине XXIбудет определяться также существованием ряда факторов неопределенности. Под фактором неопределенности понимается ситуация, конфликт или процесс политического или военно-политического свойства, развитие которого может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетном для интересов России регионе или создать прямую угрозу безопасности РФ. Однако сам характер факторов неопределенности исключает возможность формулирования однозначного прогноза их развития. Данное обстоятельство превращает факторы неопределенности в особую категорию военного планирования для российских Вооруженных Сил.

В качестве факторов неопределенности выделяются:

Снижение роли СБ ООН, формальное и фактическое лишение его прерогатив по санкционированию применения военной силы в мире. Расширение практики применения военной силы в политических или экономических целях на основании национального решения, существенно уменьшит значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизит порог применения Вооруженных Сил. Это может потребовать от России серьезной корректировки планов военного строительства и развертывания войск. Таким образом, сохранение за Советом Безопасности ООН полномочий по санкционированию применения военной силы в мире рассматривается в качестве важнейшего инструмента сохранения международной стабильности.

Возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Отмечены попытки вернуть ядерное оружие в спектр допустимых военных инструментов за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений «прорывных» научно-технических разработок, превращающих ядерное оружие в относительно «чистое», применение которого не имеет столь значительных негативных последствий, как применение более ранних видов ядерного оружия. Проведение в ряде стран подобных НИОКР и принятие политических решений о возможности их расширенного финансирования рассматриваются в Министерстве обороны РФ как фактор, способный серьезно изменить мировую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос о возможности точечного применения ядерного вооружения в региональных конфликтах против военных и гражданских целей с целью уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объектов гражданской инфраструктуры. Понижение порога применения ядерного оружия на оперативно-тактическом и тактическом уровнях, девальвирующее значение обычных вооруженных сил и вооружений, превращает угрозу применения ядерного оружия из политической в военно-политическую. Это потребует от России перестройки системы управления войсками и создания потенциала сдерживания, возможно, не только за счет изменения ядерной политики, но и путем готовности к осуществлению асимметричных мер.

Возможность усиления процессов распространения ОМП, включая ядерные технологии, и средств доставки. Расширение практики применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может спровоцировать большую востребованность оружия массового поражения, включая ядерное, среди региональных центров силы, стремящихся создать инструмент сдерживания. Помимо общей дестабилизации международной обстановки это будет иметь и целый ряд военно-прикладных последствий. Появление в региональных балансах сил ядерного фактора с обеих сторон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для России этот процесс, в случае полномасштабной реализации, создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разработки и применения ОМП в региональных конфликтах как на политическом, так и на военно-техническом уровне.

Перспективы и направленность развития Шанхайской организации по сотрудничеству. В настоящее время Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и западной части Дальневосточного региона. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала данной структуры Россия будет иметь на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях зону мира и стабильности, исключающую возникновение крупномасштабной военной угрозы, которой России придется противостоять в одиночку. В случае же, если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. Это естественным образом может внести коррективы в российское военное планирование, а также в принципы развертывания группировок сил и средств частей постоянной готовности.

Возможные направления развития процесса расширения НАТО. В случае трансформации НАТО в политическую организацию с исторически сформировавшимся военным потенциалом, процесс расширения Альянса на восток будет оставаться в рамках политического диалога с Россией относительно условий дальнейшего взаимодействия. В этом диалоге неизбежно будут возникать сложности, связанные с условиями интеграции новых стран-членов в Альянс и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за отсутствие антироссийских компонентов не только в военном планировании, но и в политических декларациях стран-членов Альянса. В противном случае партнерство России и НАТО лишено функционального смысла. Однако в случае, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с преимущественно наступательной военной доктриной, особенно на фоне ослабления роли СБ ООН в принятии решения о применении силы, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил с внесением в спектр возможных действий элементов превентивной стратегии при возникновении угрозы для РФ. Тем более такой перестройки потребует развертывание группировок иностранных войск на территории пограничных с Россией государств. Не исключается и изменение российской ядерной стратегии, и повышение значимости тактического ядерного оружия для обеспечения стабильности на Западном стратегическом направлении.

Даже беглый анализ существующих угроз национальной безопасности России, с учетом имеющихся факторов неопределенности, показывает степень изменений, произошедших в мире за последнее десятилетие. Очевидно, что, наряду с переменами в области военно-политических форм и методов, существенно модифицировался характер непосредственно военного, боевого противостояния, учет которых необходим при оценке перспектив обеспечения национальной безопасности в России.

Заведующий кафедрой экстремальной и военной медицины

П. КОЛЕСНИЧЕНКО

i


Смотрите также