Занятие по пожарной безопасности в старшей группе


Конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Правила пожарной безопасности для детей 5-6 лет».

Цель: Формировать у детей понятие “пожарная безопасность”. Дать знания о причинах возникновения пожара. Закрепить знания детей правил пожарной безопасности в доме. Упражнять в умении создавать сюжетный рисунок на заданную тему.

Оборудование: иллюстрации, плакаты на противопожарную тематику, картинки электроприборов (чайник, утюг, фен, магнитофон); альбомный лист формата А4, карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, тут какая - то посылка, давайте посмотрим, что в ней! (Берет письмо, кончик конверта у него обгоревший): Какое необычное письмо, здесь написано: «Правила пожарной безопасности».

Начинает читать:

Спички - лучшая игрушка

Для скучающих детей.

Папин галстук, машин паспорт -

Вот и маленький костер.

Если тапочки подкинуть

Или веник подложить

Можно целый стул зажарить,

В тумбочке сварить уху.

Если взрослые куда-то

Спички спрятали от вас,

Объясните им, что спички

Для пожара вам нужны.

Чтобы самовозгоранья

В доме не произошло,

Выходя из помещенья

Уноси с собой утюг.

Пылесос, электроплитку,

Телевизор и торшер

Лучше, с лампочками вместе,

Вынести в соседний двор.

А еще надежней будет

Перерезать провода,

Чтоб во всем твоем районе

Сразу вырубился свет.

Тут уж можешь быть уверен

Ты почти наверняка,

Что от самовозгоранья

Дом надежно уберег.

(Григорий Остер «Вредные советы»)

Воспитатель: Какие странные советы даются в этом письме? Разве так нужно поступать, чтобы не было пожара? Посмотрите на эти электроприборы. Можно их все забрать с собой. Удобно будет ходить? Что нужно сделать, чтобы эти электроприборы не стали источником пожара? Что может случиться, если мы поступим со спичками так, как здесь написано? (Ответы детей). Это вредные советы. Давайте вспомним настоящие правила пожарной безопасности.

Воспитатель демонстрирует иллюстрации, дети вместе с педагогом формулируют правила:

При пожаре звони 101.

Во время пожара нельзя прятаться в шкафу и под кроватью.

Не бойся пожарных и слушайся их.

Нельзя играть со спичками.

Уходя из дома, выключай все электроприборы.

Фейерверки и бенгальские огни могут зажигать только взрослые.

Не подходи близко к огню.

Нельзя бросать в огонь предметы.

При пожаре в подъезде никогда не заходи в лифт.

Воспитатель: Правила очень простые, их легко запомнить. Если случится пожар, эти правила могут спасти вас.

Физкультминутка “Не ошибись”

Воспитатель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны прыгнуть и хлопнуть в ладоши : пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, каска, пожарный рукав, ноты, огонь, спички, 01, бинт

Воспитатель: Ребята, я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, о ком беседа?

Дети: О пожарном.

Воспитатель: А как вы догадались?

Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

Воспитатель: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне. А скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно, когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Смелым, отважным, храбрым, умным.

Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?

Дети: Ленивых, трусливых, слабых.

Воспитатель: Почему возникают пожары?

Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Где могут возникнуть пожары?

Дети: На земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: Правильно. Если возник пожар, то по какому номеру телефона нужно звонить?

Дети: 101.

Воспитатель: А что еще нужно сообщить по телефону?

Дети: Город, адрес, фамилию, что горит.

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:

Кротким пленником годами,

Я живу внутри печи.

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне, всегда поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

Дети: Это огонь.

Воспитатель: Правильно ребята! Чтобы запомнить правила пожарной безопасности, давайте мы нарисуем рисунки ко всем правилам и организуем выставку наших работ. (Дети рисуют рисунки).

Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе на тему: Профессия пожарного

Конспект НОД по пожарной безопасности в старшей группе на тему:

«Профессия пожарного»

Цель: Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:Образовательные: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре. Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

Развивающие:Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. Развивать умение вызывать пожарного по телефону.

Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Воспитывать у детей ответственность за шалость с огнем.

Интегрируемые образовательные области:

Познание: Продолжать знакомить с номером 01, по которому надо звонить, если случился пожар.

Закреплять представления об огне, умение определять его стороны для человека, знания о пожароопасных предметах и последствиях игры с ними. Развивать мышление, память, речь, умение отвечать на вопросы, познавательную активность.

Коммуникация: Закреплять у детей представление об огне. Упражнять в определении хороших и плохих сторон огня для жизни человека. Продолжать формировать понятие огня как друга и как врага для человека. Дать представление о возникновении и роли огня в жизни человека.

Социализация: Упражнять в умении задавать и отвечать на вопросы, внимательно слушать собеседника. Развивать выдержку, память, диалогическую речь.

Чтение художественной литературы: Развивать логическое мышление при отгадывании загадок.

Труд: Обобщать знания детей с профессией пожарного. Закреплять представления детей об особенностях данной профессии, предметах – помощниках, орудиях труда при тушении пожара. Закрепить понятие об опасности профессии пожарного. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание, мышление, речь.

Здоровье: Обобщить знания детей об огне, его положительной и отрицательной сторонах. Дать представления о пользе огня для людей – на огне готовят пищу, огонь защищает от диких зверей в лесу, огонь согреет в непогоду, на огне готовят травяные отвары для лечения и т.д. Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.

Демонстрационный материал: воздушный красный шар, картины с с пожарной техникой- машины, вертолеты, катер, картины по правилам пожарной безопасности.

Методические приемы: рассматривание иллюстраций, чтение песенки пожарного, загадка об огне, игра « Если возник пожар».

Словарная работа: каска, брезент, сигнальный шар, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.

Предварительная работа: целевая прогулка в пожарное депо, рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений, беседы: « Почему огонь полезен и опасен», « Пожар» , « Это не игрушки- это опасно», конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг», дидактические и подвижные игры .

Воспитатель: Ребята послушайте загадку:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит!

Он от злости ест дрова,

Может, час, а может , два

Ты его рукой не тронь-

Искусает всю ладонь.

Дети: Огонь

Воспитатель: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?

Дети: Огонь враг, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.

Воспитатель: Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют, не ссорится с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Неужели огонь всегда злой?

Предположения детей.

Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?

Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.

Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.

Почему возникают пожары?

Предположения детей.

Воспитатель: Скажите, как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров?

Дети: Пожарные.

Воспитатель: Что вы знаете о форме пожарного?

Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне.

Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!

Ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар-это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной.

Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.

Воспитатель: Молодцы! А теперь послушайте песенку пожарного:

Называюсь я пожарным,

Укротителем огня.

Злой огонь и дым угарный

Отступают от меня.

Мы, пожарные, - герои!

Нам огонь послушен.

Если вспыхнет он порою-

Будет вмиг потушен!

Пусть ревет пожар, бушуя,

Как свечу его тушу я!

Для борьбы с огнем коварным

Я не зря зовусь пожарным!

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар».

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Воспитатель: Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с пожаром

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь –

Ребенок: Пожар (Передача шара)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре

У кого пожар Ребенок: В квартире. (Передача шара)

Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил Ребенок: Утюг (Передача шара)

Воспитатель: Красный отблеск побежал,

Кто со спичками Ребенок: Играл (Передача шара)

Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг Ребенок: Листву. (Передача шара)

Воспитатель: Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые Ребенок: Предметы. (Передача шара)

Воспитатель: Помнит каждый гражданин

Этот номер - Ребенок: Ноль один (Передача шара)

Воспитатель: Дым увидел – не зевай

И пожарных Ребенок: Вызывай!

Воспитатель: Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность.

Где может возникнуть пожар?

Дети: Пожар может возникнуть на земле, в воздухе, на воде.

Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?

Дети: Пожарные приезжают на специальных пожарных машинах.

Воспитатель: Верно! В их распоряжении специально оснащенные пожарные машины. Они ярко-красного цвета со складной лестницей на крыше и большими огнетушителями. Когда они мчатся по улице, то все другие машины уступают им дорогу, заслышав громкий звук пожарной сирены.

А если случился пожар на воде или в воздухе?

Предположения детей.

Воспитатель: У пожарных есть различная техника - пожарные машины, вертолеты, катера.

Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

Дети: По номеру 01.

Воспитатель: Что нужно сообщить пожарным по телефону?

Предположения детей.

Воспитатель: Пожарным нужно сообщить адрес, фамилию, что горит, номер телефона.

А чего нельзя делать, если случился пожар?

Дети: Если случился пожар .нельзя оставаться в квартире. Комнате, прятаться под кроватью. В шкафах. Нужно быстро выбежать на улицу и т.д.

Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?

Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т.д.

Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?

Дети: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитатель: Правильно. Так какие правила пожарной безопасности должны знать дети?

Предположения детей.

Воспитатель: Чтобы не случился пожар детям нельзя:

-брать в руки спички, зажигалку;

-разжигать и оставлять без присмотра костер;

-включать газ и электроприборы в отсутствии взрослых;

-жечь тополиный пух;

- не влезать предметами в розетку.

Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, что кто-то играет в опасные игры с огнем.

Подведение итогов беседы:

- Какие беды приносят пожары?

- Кто проходит на помощь во время пожара?

- О чем нужно знать и помнить, чтобы не было пожара?

- Как вызвать пожарную команду по телефону?

Список литературы:

1.Белая К.Ю, Зимоника В.Н. « Как обеспечить безопасность дошкольников»// К.Ю. Белая, « Пожар» и « Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96

2.. Волчкова В. Н, Степанова Н. В « Конспекты занятий в старшей группе группе детского сада» - Воронеж, 2009.

3.Зубченко В.А.,Башкатова Т.А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В.А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с.65.

4.Степанов В.А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15

5.Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.

Познавательное занятие по пожарной безопасности в старшей группе «Как спастись от пожара»

Задачи занятия: расширять знания детей о правилах пожарной безопасности; учить правильно действовать во время пожара, вызывать службу спасения; развивать физические способности; формировать умение анализировать и делать умозаключения; воспитывать уважение к героической профессии спасателя.

Материал: куклы, мягкие игрушки, предметные картинки, жёлтая и красная корзины, 2 детских телефона, 2 кубика, 2 дуги, 2 скамейки, карточки с точечным рисунком, простые карандаши.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель (В.). Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в город Опасность на улицу Будь Осторожен. А с чем нам нужно быть осторожными, мы сейчас узнаем.

В маленьком домишке живут шалунишки

И они весь денёк добывают огонёк. (Спички.)

Вы догадались, что это? (Ответы детей.) Верно. А почему со спичками нужно быть осторожными? (Ответы детей.) Ну что же, вы всё знаете и, значит, нам можно отправляться в путь.

Дети строятся паровозиком и с песней отправляются к следующей станции. На ковре за столиком сидят куклы и мягкие игрушки.

В. А вот и наша первая остановка. Посмотрите внимательно и скажите, что вы здесь видите? (Ответы детей.) Верно, игрушки устроили пир. Вроде никакой опасности. (Находит спички и листок бумаги.) Это наши знакомые, а с ними и записка. Прочитаем?

Садятся на ковёр и читают.

В. У маленькой Таи

Сегодня приём,

Гостей собирает

Игрушечный дом.

К подъезду машины

С гудками рулят,

Во фраках пингвины

В машинах сидят.

Идут из колясок

Нарядные куклы,

У модниц от тряски

Рассыпались букли.

Вразвалку пришёл

Олимпийский медведь:

Садитесь за стол

И не надо реветь!

Готовит хозяйка

Различные блюда,

Капроновый зайка

Разносит посуду.

С капустой пирог

С нетерпением ждут

Хромой носорог

И двугорбый верблюд.

Открыты конфорки

Четыре подряд —

Печётся в духовке

Пирог для зверят.

Огнём угрожая,

Дымится плита,

В квартире у Таи

Случилась беда!

Пылает клеёнка

И скатерть дымит.

«Спасайте ребёнка», —

Соседка кричит.

Из магазина

С предчувствием мама.

Промчалась машина

Пожарная прямо.

По улице Смольной

В тот самый район,

Где газ самовольно

Ребёнком включён.

В дыму потерялась,

Где Таю искать?

С испуга забралась

Она под кровать.

Пожарный в спецовке

И в шлеме большом

С завидной сноровкой

Воюет с огнём.

Собой защищая

От пламени жара,

Он девочку Таю

Выносит с пожара.

От радости плачут

И мама, и дочь,

И снова задача:

Как куклам помочь?

Сдаётся огонь

Под напором воды,

Ребят он не тронет,

Не будет беды.

Но помните, дети,

И ночью и днём,

И ныне и впредь

Не шалите с огнём!

Л. Короткевич

Какая беда случилась у Таи? Из-за чего возник пожар? Что сделала Тая, когда он начался? Что должна была сделать? (Позвонить в пожарную службу, позвать на помощь взрослых.) По какому телефону нужно звонить? (101.) Что надо сообщать пожарным? (Имя, домашний адрес, где и что горит.)

Игра «Звонок в пожарную часть».

Выбираются двое детей: один из них — пожарный, другой — пострадавший. Они демонстрируют с помощью детских телефонов звонок при возникновении пожара. Игра повторяется 2 раза.

В. Пожарных мы научились вызывать и теперь можем отправляться дальше. Что пожелаем Тае? (Не играть с огнём.)

Дети снова строятся паровозиком и «едут» дальше.

В. Ой, смотрите, на дороге завал. Что здесь произошло?

Появляется пожарный.

Пожарный. Здравствуйте, ребята! Узнали меня? (Да, пожарный.) Хотел рассказать о том, чем можно тушить огонь, но налетел ураган и всё разбросал, смешались все предметы. Не знаю, что делать. (Показывает на стол, где разбросаны предметные картинки.)

В. Ребята, давайте поможем. Дети становятся вокруг стола и просматривают картинки: предметы пожаротушения складывают в красную корзину, остальные — в жёлтую.

Пожарный. Спасибо вам, ребята. Вы очень хорошо справились. Прямо настоящая пожарная бригада. (У пожарного звонит телефон, он берёт трубку.) Что? Где беда? Что горит? Едем, едем… Ребята, звонил кот Василий. Горит кошкин дом, нужно срочно ехать спасать гостей. Поможете мне?

Дети с пожарным переходят к следующей станции, делятся на две команды.

Пожарный. На кубике в огне сидят игрушки. Чтобы их спасти, нужно: подлезть под дугу, перешагнуть через кубик, проползти по скамейке, взять одну игрушку и так же вернуться.

Игра «Тушим пожар».

Пожарный. Все игрушки спасены. Вы оказались смелыми и ловкими. Я вручаю вам удостоверение о том, что вы зачислены в детскую бригаду пожарных.

В. Спасибо, до свидания. А нам пора дальше.

Дети строятся паровозиком и едут дальше.

В. Вот наша следующая остановка, она обозначена большим знаком. Что это за знак? (на картинке «вопросительный знак») Он о чём-то нас спрашивает. Посмотрим, о чём… (Находит конверт.) Предлагает поиграть в игру «Добавь слово». Я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять недостающие слова. Это не просто стихи, это правила, как избежать пожара.

Со спичками игры опасны всегда,

От маленькой искры большая… (беда).

Если вдруг пожар возник, ты обязан в тот же миг

В часть пожарным позвонить, о пожаре… (сообщить).

Выпал на пол уголёк, деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой, а залей его… (водой).

Если младшие сестрички зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички… (отобрать).

Раскалился если вдруг металлический утюг,

Что должны вы сделать, детки?

Вынуть вилку из… (розетки).

Если вдруг огонь в квартире, мы пожарным позвоним.

Знают взрослые и дети: номер службы… (101).

Чтобы лучше запомнить этот важный для каждого номер, мы его запишем, а дома повесим возле телефона.

Воспитатель раздаёт карточки с точечным рисунком номера 101. Дети обводят номер по точкам карандашами.

В. На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, с кем мы сегодня встречались и о чём говорили. (О причинах пожаров, о спасении и вызове службы «101», о том, как можно справиться с пожаром и предотвратить его, проводили тренировку спасения пострадавших.)

Л. Радкевич


Смотрите также