256 фз о безопасности объектов топливно энергетического комплекса
ФЗ о безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года
Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий;
2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта;
3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства;
4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса;
5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения;
6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса;
7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов;
8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта;
12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;
13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса;
14) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз;
3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса;
4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса;
6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
7) осуществление контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса
1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются:
1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса;
2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса;
3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса;
4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса;
5) наличие на объекте уязвимых мест.
2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса:
1) объекты высокой категории опасности;
2) объекты средней категории опасности;
3) объекты низкой категории опасности.
3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, определяемым Президентом Российской Федерации (далее - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).
Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.
2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации.
4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса
1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства.
2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса;
2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства.
3. Обеспечение физической защиты строящегося объекта топливно-энергетического комплекса, который после ввода в эксплуатацию будет отнесен к объектам высокой категории опасности, должно осуществляться на стадии строительства.
4. Для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасности объекта топливно-энергетического комплекса.
Статья 10. Требования к персоналу, обеспечивающему безопасность объектов топливно-энергетического комплекса
1. На работу, непосредственно связанную с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, не принимаются лица:
1) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет.
2. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Статья 11. Обеспечение безопасности информационных систем объектов топливно-энергетического комплекса
1. В целях обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса субъекты топливно-энергетического комплекса создают на этих объектах системы защиты информации и информационно-телекоммуникационных сетей от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования информации и иных неправомерных действий и обеспечивают функционирование таких систем. Создание таких систем предусматривает планирование и реализацию комплекса технических и организационных мер, обеспечивающих в том числе антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Информация о системах, указанных в части 1 настоящей статьи, является информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами. Указанная информация вносится в паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 12. Права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса имеют право:
1) в установленном порядке получать от уполномоченного федерального органа исполнительной власти информацию в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
2) вносить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предложения об обеспечении безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
3) привлекать для обеспечения физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса подразделения и (или) организации, указанные в части 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, имеющие право приобретать и использовать гражданское, служебное огнестрельное оружие, боевое ручное стрелковое оружие, а также специальные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, направленные на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
2. Субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны:
1) незамедлительно информировать в порядке, установленном органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах топливно-энергетического комплекса;
2) выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти об устранении нарушений требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса;
3) оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства, а также в ликвидации их последствий, установлении причин и условий их совершения;
4) осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций;
5) обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
3. Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
Нарушение должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, субъектами топливно-энергетического комплекса, организациями, выполняющими работы и предоставляющими услуги по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, иными организациями, а также гражданами требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Ответственность за причинение вреда в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса
Гражданско-правовую ответственность за причинение вреда физическим и юридическим лицам, а также государству в результате совершения акта незаконного вмешательства на объекте топливно-энергетического комплекса несет субъект топливно-энергетического комплекса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 15. Страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объекте топливно-энергетического комплекса
Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц в результате аварии на объекте топливно-энергетического комплекса, возникшей в связи с террористическим актом или диверсией.
Статья 16. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса
1. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса.
2. Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса за счет иных источников средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Особенности обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса
1. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами системы газоснабжения, и организации, эксплуатирующие такие объекты, кроме мер, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обязаны обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций на таких объектах.
2. Субъект топливно-энергетического комплекса, владеющий на праве собственности или ином законном праве объектом системы газоснабжения, и организация, эксплуатирующая такой объект, обеспечивают его готовность к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
3. Требования обеспечения безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей определяются органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму.
Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 7, 10, 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 года.
Президент Российской Федерации
Д. Медведев
Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 163-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3455; Федерального закона от 20 апреля 2014 г. N 75-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 16, ст. 1832; Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 42, ст. 5615; Федерального закона от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 11, ст. 1495; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160; Федерального закона от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 28, ст. 4558) Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) акт незаконного вмешательства - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт или покушение на его совершение, угрожающее безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждение или уничтожение имущества либо создавшее угрозу наступления таких последствий; 2) антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта; 3) безопасность объектов топливно-энергетического комплекса - состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства; 4) инженерно-технические средства охраны - технические средства охраны и инженерно-технические средства защиты объекта топливно-энергетического комплекса, предназначенные для предотвращения несанкционированного проникновения на объект топливно-энергетического комплекса или выявления несанкционированных действий в отношении объекта топливно-энергетического комплекса; 5) критически важные объекты топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса, нарушение или прекращение функционирования которых приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или административно-территориальной единицы, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения; 6) критические элементы объекта топливно-энергетического комплекса - потенциально опасные элементы (участки) объекта топливно-энергетического комплекса, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта топливно-энергетического комплекса, его повреждению или к аварии на объекте топливно-энергетического комплекса; 7) линейные объекты топливно-энергетического комплекса - система линейно-протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов; 8) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 9) объекты топливно-энергетического комплекса (далее также - объекты) - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; 10) охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса - здания, строения, сооружения, иные объекты топливно-энергетического комплекса, а также прилегающие к ним территории и акватории в пределах границ, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 11) паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - документ, содержащий информацию об обеспечении антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса и план мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта; 12) потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями; 13) субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса; 14) требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 3. Цели и задачи обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства. 2. Основными задачами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса; 2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства и предупреждение таких угроз; 3) категорирование объектов топливно-энергетического комплекса; 4) разработка и реализация требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 5) разработка и реализация мер по созданию системы физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса; 6) подготовка специалистов в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 7) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (в ред. Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 42, ст. 5615; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160); 8) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 4. Принципы обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Основными принципами обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются: 1) законность; 2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства; 3) взаимная ответственность личности, общества и государства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса; 4) непрерывность; 5) интеграция в международные системы безопасности; 6) взаимодействие субъектов топливно-энергетического комплекса, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 7) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса. Статья 5. Категорирование объектов топливно-энергетического комплекса 1. Для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов. При проведении категорирования учитываются: 1) информация о том, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным объектом топливно-энергетического комплекса для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса; 2) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте топливно-энергетического комплекса; 3) наличие критических элементов объекта топливно-энергетического комплекса; 4) наличие потенциально опасных участков объекта топливно-энергетического комплекса; 5) наличие на объекте уязвимых мест. 2. С учетом того, является ли объект топливно-энергетического комплекса критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта топливно-энергетического комплекса устанавливаются три категории объектов топливно-энергетического комплекса: 1) объекты высокой категории опасности; 2) объекты средней категории опасности; 3) объекты низкой категории опасности. 3. Исходные данные для проведения категорирования объекта, порядок его проведения и критерии категорирования устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления. 5. По окончании категорирования объекты включаются в реестр объектов топливно-энергетического комплекса, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Порядок формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса определяется Правительством Российской Федерации. Статья 6. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 2. В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. 3. Объекты топливно-энергетического комплекса, обеспечение безопасности которых осуществляется исключительно подразделениями и (или) организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, и (или) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, определяются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160). 4. Федеральный государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти) (в ред. Федерального закона от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 11, ст. 1495; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4160). Статья 7. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса 1. Требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса. 2. Субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, которые отнесены к объектам высокой категории опасности, не могут передавать в аренду или иное пользование здания, строения, сооружения, их части, входящие в состав объектов топливно-энергетического комплекса, а также земельные участки, на которых размещены эти объекты, для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 3. Субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций. Статья 8. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса 1. Субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. 2. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона. 3. В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса отражаются характеристика объекта, возможные последствия в результате совершения акта незаконного вмешательства, категория объекта, состояние системы его инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации. 4. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти. 5. Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса утверждается руководителем субъекта топливно-энергетического комплекса по согласованию с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона. 6. Информация, содержащаяся в паспортах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, является информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. 7. Паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса подлежат актуализации в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Статья 9. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса 1. Система физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса представляет собой совокупность направленных на предотвращение актов незаконного вмешательства организационных, административных и правовых мер, инженерно-технических средств охраны и действий подразделений охраны, имеющих в своем распоряжении гражданское, служебное оружие и специальные средства. 2. Обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: 1) предотвращение несанкционированного проникновения наФЗ-256 «О безопасности объектов ТЭК» с изменениями
Федеральный закон 256 ФЗ регламентирует соблюдение предписаний по безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Определяются правовые и организационные аспекты в данной сфере с учетом противодействия несанкционированному вмешательству в сопутствующие системы.
Предписываются полномочия федеральных и региональных органов власти, а также права и обязанности физических и юридических лиц. Действие ФЗ 256 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не распространяется на атомную энергетику.
Общие положения Федерального закона 256
Федеральный закон 256 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» принят Госдумой 6 июля 2011. В силу документ вступил 25 октября того же года, отдельные положения стали действующими с 1 января 2012.
С момента подписания документ дорабатывался и оптимизировался. Вносимые изменения направлены на актуализацию документа с общей правовой базой законодательства РФ. Определенные поправки ориентированы на устранение неточностей и двоякого толкования. Последние коррективы в редакцию Закона об охране ТЭК были внесены 6 июля 2016.
Документ не имеет разделения на главы. Статьи Закона о безопасности объектов ТЭК представлены общим списком и ориентированы на решение следующих вопросов:
- определение цели принятия и предмета регулирования;
- установление значений и понятий, используемых законодательством в данной сфере;
- предписание целей и задач в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
- принципы, на которых основывается действие данного закона;
- классификация объектов, ориентированная на выявление необходимых мер по обеспечению их безопасности;
- порядок соблюдения и обеспечения охраны топливно-энергетического комплекса и требования к ней;
- составление и оформление паспорта по охране ТЭК;
- организация системы физической защиты и ведомственная охрана;
- требования, предъявляемые к персоналу;
- обеспечение защиты информационных систем;
- права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса;
- определение ответственности за нарушение предписаний закона, а также за причинение ущерба посредством несанкционированного вмешательства;
- страхование ответственности на случай террористических угроз;
- финансирование мер, предпринимаемых для обеспечения безопасности объектов ТЭК.
Для углубленного изучения данного закона следует обратить внимание на его принципы:
- соблюдение законности и порядка;
- соблюдение интересов личности, общества, государства и баланса между ними;
- взаимная ответственность субъектов защиты и их взаимодействие с органами власти;
- непрерывность в обеспечении охраны ТЭК;
- взаимодействие с международными системами безопасности;
- обеспечение антитеррористической защиты.
По закону 256 ФЗ категорирование объектов ТЭК осуществляется по следующим показателям:
- уровень критической важности для всей инфраструктуры и жизнеобеспечения системы;
- потенциальные экономические и социальные последствия аварии с учетом ее масштабов;
- наличие критических элементов и потенциально важных участков для общей безопасности объектов ТЭК;
- уровень уязвимости.
Согласно указанным критериям закон выделяет объекты высокой, средней и низкой опасности. Соответственно присвоенным категориям предпринимаются и меры, направленные на сохранность и безопасность указанных элементов ТЭК.
К закону также прилагается форма паспорта, оформляемая в отношении топливно-энергетического комплекса. Предписывается утвержденный образец, в который вносится информация о категоризации, степени важности, уязвимости и требуемой защиты.
Изменения, внесенные в ФЗ «О безопасности объектов ТЭК»
Последние поправки в Закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» были внесены 6 июля 2016. По ним скорректирована редакция следующих положений:
- в пункте 7 части 2 статьи 3 и части 4 статьи 6 формулировка о государственном надзоре дополнена уточнением о федеральном уровне контроля;
- в части 3 статьи 6, в ч 4 ст 9, в статье 10 и в п 2 части 1 ст 12 слова «внутренних дел» заменены формулировкой «вневедомственной охраны»;
- в приложении слова «органами внутренних дел» заменены на «войсками национальной гвардии Российской Федерации».
Скачать ФЗ 256
Скачать Федеральный закон 256 ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» можно по ссылке. Документ представлен в последней редакции с изменениями, актуальными на 2017 год. Закон будет востребован для должностных лиц, занятых в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК. Также редакция данного правового акта может использоваться юристами для изучения законодательства или для использования его предписаний в своей практике.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):Закон о безопасности объектов ТЭК в последней редакции
Федеральный закон 256 о безопасности ТЭК актуален для собственников, которым принадлежат настоящие категории комплексов. Настоящий закон регулирует правоотношения в описанной сфере и регламентирует процессы улучшения безопасности ТЭК. В нем оформлены полномочия не только сотрудников комплексов, но и должностных лиц, осуществляющих проверку исполнения положений законодательства РФ.
Описание 256 ФЗ
Федеральный закон о безопасности ТЭК был принят Государственной Думой 6 июля 2011 года, а одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года. Последние изменения в него были внесены 6 июля 2016 года. ФЗ 256 содержит 18 статей и 1 приложение. Этот закон регламентирует процессы и правовые основы в деятельности по мерам безопасности топливно-энергетических комплексов для предотвращения стороннего вмешательства. Также закон регулирует и контролирует полномочия органов по контролю над настоящей сферой и определяет права и обязанности лиц, имеющих в собственности ТЭК. Закон не распространяется на атомные станции.
Читайте также: ФЗ 16 в новой редакции. Подробности здесь:
Краткое содержание Федерального закона номер 256 о безопасности объектов топливно-энергетических комплексов:
- 1 ст. – описана сфера, на которую влияет настоящий закон;
- 2 ст. – дан список понятий и терминов и их определения, используемые в законе;
- 3 ст. – перечислены и описаны цели и задачи, по которым ориентируются сотрудники для соблюдения мер по защите комплексов;
- 4 ст. – оформлены основные принципы и нюансы осуществления деятельности и мер безопасности на ТЭК;
- 5 ст. – описаны способы и процессы разделения топливно-энергетических комплексов и перечислены их основные виды и категории;
- 6 ст. – оформлен процесс обеспечения безопасности и повышения эффективности защиты в описываемой области;
- 7 ст. – перечислены и описаны требования и условия для обеспечения безопасности ТЭК и меры предосторожности против террористических актов;
- 8 ст. – предоставлена форма паспорта безопасности комплекса, описан процесс его получения;
- 9 ст. – оформлены устройства, механизмы и программы для физической защиты ТЭК;
- 10 ст. – перечислены и описаны условия и требования к работникам ТЭК для обеспечения должной защиты собственной жизни и здоровья и имущества, находящего на работе;
- 11 ст. – оформлены сведения о процессах и способах обеспечения защиты и безопасности информационных систем комплексов;
- 12 ст. – дан список с пояснениями прав и обязанностей субъектов, находящихся на территории топливно-энергетических комплексов;
- 13 ст. – оформлена ответственность за нарушения условий, требований и положений настоящего закона;
- 14 ст. – оформлена ответственность за совершение акта незаконного вмешательства или вторжения на территорию ТЭК, за причинение вреда имуществу или комплексу;
- 15 ст. – страхование по желанию владельца ТЭК или обязательное страхование комплекса, жизни работников и имущества;
- 16 ст. – экономическая составляющая мер безопасности для защиты комплекса, бюджет и финансирование;
- 17 ст. – особенности и нюансы мер по защите специального оборудования, такого как газоснабжение и линейные объекты;
- 18 ст. – дата и процесс вступления в силу описываемого закона.
В приложении к закону представлена форма паспорта безопасности объекта ТЭК, который обязательно должен оформить и зарегистрировать собственник зданий.
Читайте здесь об основных положениях Федерального закона №116.
Федеральный закон 256 делит комплексы топливно-энергетической деятельности на следующие категории:
- Отдельно оформляются виды ТЭК по уровню важности для систем жизнеобеспечения и инфраструктуры;
- Категория комплексов по уровню уязвимости;
- ТЭК, на территории которых находятся критические элементы и участки, потенциально нуждающиеся в повышенном внимании сотрудников безопасности;
- Категория комплексов с рассчитанными последствиями после аварии в социальной сфере и области экономики.
Кроме перечисленных категорий, лица, занимающиеся безопасностью описанных объектов, делят их на критерии оценки. Существуют критерии низкой, средней и высокой опасности. К каждому комплексу определенного критерия применяются соответствующие меры безопасности и защиты.
Последние изменения
Последние изменения в закон о безопасности ТЭК были внесены 6 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 374.
Изменения произошли в статье 3, части 2, пункте 7 и в статье 6, части 4. В этих статьях оформлены списки целей, задач и деятельности, по обеспечению защиты ТЭК. В списках оформлена информация, что контроль и надзор за работой сотрудников, исполнением обязательств, исполнением условий и требований закона происходит на федеральном уровне.
В статье 6, части 3, статье 9, части 4, статье 10 и статье 12, части 1 была изменена формулировка фразы «внутренних дел». Согласно изменениям, полномочиями обладают теперь не органы внутренних дел, а органы вневедомственной охраны.
Изменения произошли и в приложении закона. В нем исполнением обязательств начиная с даты принятия поправок, то есть с 6 июля 2016 года, занимаются не органы внутренних дел, а военнослужащие, относящиеся к нац. гвардии России.
Скачать текст закона о безопасности объектов ТЭК
Топливно-энергетические комплексы обладают повышенными рисками аварийных ситуаций, поэтому необходим четкий контроль соблюдения мер безопасности. Владельцы и собственники такого вида объектов обязаны защищать жизнь и здоровье сотрудников, повышать эффективность защиты имущества и самих объектов. По этим причинам был принят соответствующий закон. Для лучшего понимания систем безопасности и полномочий проверяющих рекомендуется ознакомиться с текстом настоящего закона.
Скачать Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» можно по ссылке.
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):