Белая к ю формирование основ безопасности у дошкольников


Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей

Электронная библиотека » Ксения Белая » скачать книгу Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей

  • Просмотров: 1691

    Свадьбы не будет

    Анна и Сергей Литвиновы

    Наконец-то Надя Митрофанова дождалась – любимый Дима сделал ей предложение! И сразу же…

  • Просмотров: 1408

    Орёл и Дракон

    Ник Перумов

    Никто не верил, что этот день придёт, но он настал – День Гнева, День Рагнарёка, День…

  • Просмотров: 1195

    Призрачный ученик

    Николай Метельский

    Эта книга о младенце, что родился драблом – магом-калекой, неспособным творить…

  • Просмотров: 947

    Ключ от Шестимирья

    Екатерина Елизарова

    Как быть, если родители внезапно пропали, а ты сама оказалась неизвестно где? Вместо…

  • Просмотров: 840

    Беглец

    Генри Олди

    Ойкумена на пороге войны. Три могучие цивилизации стягивают боевые флотилии к месту…

  • Просмотров: 735

    Хиппи

    Пауло Коэльо

    «Все, о чем повествуется здесь, было прожито и пережито мной лично». Так начинается роман…

  • Просмотров: 664

    Чужой среди своих

    Виктор Тюрин

    Жизнь этого человека так бы и закончилась в двадцать первом веке, но что-то пошло не так,…

  • Просмотров: 607

    Ветана. Дар исцеления

    Галина Гончарова

    Когда людям плохо – разве может маг жизни остаться в стороне? Нет, никогда! Ведь уже…

  • Просмотров: 544

    Прощание на Поцелуевом мосту

    Екатерина Островская

    Убийство известного политика Дмитрия Захаровича Иноземцева потрясло город и поставило…

  • Просмотров: 487

    Лузер

    Олег Данильченко

    Жизнь у каждого складывается по-разному. Кому-то фартит, а кого-то записывает в…

  • Просмотров: 464

    Это слово – Убийство

    Энтони Горовиц

    Читатели и критики единодушны: Горовиц способен создать мощный детектив в любых…

  • Просмотров: 448

    Города под парусами. Рифы Времени

    Алексей Калугин

    Путь трехмачтового города Корнстон лежит к Рифам Времени, преодолеть которые еще никому…

  • Просмотров: 414

    Роза для Палача

    Франциска Вудворт

    Каждый из нас носит маску. Любимый жених может оказаться подлым изменником, случайный…

  • Просмотров: 407

    Господарство Псковское

    Владимир Малыгин

    Забыли люди старый покон, отринули своих богов. Вот и живут теперь по чужим законам,…

  • Просмотров: 406

    Двенадцать

    Джастин Кронин

    Перед вами вторая часть трилогии Джастина Кронина «Перерождение». Прошло сто лет с…

  • Просмотров: 405

    Черный вдовец

    Мика Ртуть

    Даже если ты лорд и далеко не безобидный мальчик, это не мешает судьбе подкидывать…

  • Просмотров: 400

    Убийство в стиле «Хайли лайки»

    Дарья Калинина

    Честно говоря, отправившись с соседом Борисом в пансионат с поэтическим названием…

  • Просмотров: 397

    Посол на подмене

    Ольга Воскресенская

    Не везет белавским послам в Таримане – прямо мор какой-то! Вопрос о границах не решен,…

  • Просмотров: 382

    Укротитель: Поводырь чудовищ. Защитник…

    Григорий Шаргородский

    Сын известного дрессировщика Владислав Воронов всегда мечтал продолжить дело отца, но он…

  • Просмотров: 380

    Отбор с сюрпризом

    Ольга Валентеева

    Двенадцать кандидатов готовы сражаться за руку принцессы Элизы, чтобы занять престол…

  • Просмотров: 366

    Ричард Длинные Руки. Удар в спину

    Гай Орловский

    Несерьезное с виду дело оказалось крохотной вершинкой огромного айсберга. А императорское…

  • Просмотров: 336

    Великолепный тур, или Помолвка по…

    Ольга Пашнина

    Позвольте представиться! Меня зовут Хелми, и я – сотрудник агентства магического туризма…

  • Просмотров: 330

    Скайрим. Таинства

    Коллектив авторов

    Очередной том путеводителя по миру невероятно популярной игры «The Elder Scrolls V:…

  • Просмотров: 298

    Я оставлю свет включенным

    Александра Миронова

    Выдавая себя за погибшую сестру, Глафира с четырьмя племянниками скрывается в деревне,…

iknigi.net

К. Ю. Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей

   В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:   «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:   • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;   • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;   • передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;   • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».   При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:   • развивающего образования;   • научной обоснованности и практической применяемости;   • полноты, необходимости и достаточности;   • единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;   • учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.   Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.   Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.   Автор данного пособия К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей» / К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и пособие для работы с дошкольниками «Твоя безопасность» широко используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений.   В течение четырех лет в журнале «Дошкольник. Младший школьник» К. Ю. Белая вела рубрику «Кодекс семейной безопасности», где родителям и педагогам предлагалось поразмышлять над одной из тем, касающихся основ безопасности и излагались методы работы с дошкольниками по этой непростой образовательной области. Пособие К. Ю. Белой «Тематический словарь в картинках „Я и моя безопасность”» («Школьная Пресса», 2010), предназначенное для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т. д.   На протяжении десяти лет К. Ю. Белая ведет семинары и спецкурсы для педагогов ДОУ по проблемам организации работы с дошкольниками – «Основы безопасности».    Данное пособие посвящено очень важной и актуальной теме: безопасности ребенка.   Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.   Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.   Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:   • оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);   • сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);   • сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).   Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:   • стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;   • недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.   Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:   • опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);   • опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);   • опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;   • опасности на природе.   Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.   Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.   В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела:   1) безопасность собственной жизнедеятельности;   2) бережем свое здоровье;   3) безопасность на дорогах и улицах;   4) безопасный отдых на природе.   В содержании каждого раздела выделены темы, которые мы считаем основными (обязательными), но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона.   Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др.   Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды.   В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять.   В рубрике «Размышляем вместе с взрослыми» речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе формирования у ребенка навыков безопасного поведения; даются некоторые практические советы.   Несмотря на то что пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен какой-либо одной проблеме, все вместе они позволяют выработать у ребенка подсознательную привычку в соблюдении безопасности; каждый следующий раздел дополняет предыдущий.   Рекомендации, данные в книге, могут показаться несколько однообразными, но это объясняется тем, что один и тот же совет применим к различным ситуациям.    • Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.   • Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.   • Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.   • Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.   • Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:   – источники опасности;   – возможные угрожающие ситуации;   – меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;   – приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.   Автор надеется, что данное пособие поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.    Знакомство детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членов семьи, рассматривание семейного альбома, составление фотоальбомов по темам (путешествия, экскурсии, отдых), создание родословной семьи – генеалогического древа. Составление родословной способствует сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории семьи способствует воспитанию у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем лучших качеств предков.   Ребенок растет и воспитывается в семье и первые сведения о членах семьи, о их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад. Теплые, дружелюбные отношения формируют у ребенка чувство семейной защищенности.   Известно, что психологическая безопасность малыша зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии малыша. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.   • Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.   • Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.   • Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.   • Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.   • Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.   • Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.   • Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.   • Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.   • Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.   • Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.   • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.   Один из важных вопросов ознакомления с семьей: в каком возрасте следует знакомить ребенка с понятием родства?   Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально и связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка.   Чтобы понять, кто кому кем приходится, дошкольнику зачастую нужно встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим – в 6—7 лет. Поначалу слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей, – «мама», «папа», «деда» (дедушка). Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4—5 лет и старше уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму – мамой, бабушку – бабушкой, папу – папой, а дедушку – дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.    – Давай вспомним, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.   Бабушка – бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.   Дедушка – дедуля, дедуся, дединька.   Мама – мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.   Папа – папочка, папенька, батюшка, тятенька.   Сын – сынок, сынишка, сынуля, сыночек.   Дочка – доченька, дочушка.   Брат – братик, братец, братишка.   Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.   Дядя – дядюшка, дяденька.   Тетя – тетушка, тетенька.   Крестные – это вторые родители, они заботятся о своих духовных детях, помогают родителям в решении проблем, возникающих у крестников, могут заменить ребенку родителей, если он остался сиротой.   Каждый член семьи несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь перед другими членами семьи. В трудную минуту семья всегда поможет в беде.

   Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках.

   О своей семье, своем роде можно рассказать как словами, так и рисунком.

   Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

   Предки – родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).   Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.   Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.    – Как ты думаешь, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)   – Как ты думаешь, все семьи одинаковые? Если они разные, то чем различаются? (Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)   – Какой должна быть семья? Какие слова, определения можно подобрать к слову семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)   – Назови имена всех членов твоей семьи.   – Расскажи, какие обязанности имеет каждый член твоей семьи. Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности? Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить?  

   Правила поведения и общения с окружающими людьми, родными, друзьями, посторонними:

   • Будь приветлив и доброжелателен к людям.   • Учись понимать эмоциональное состояние другого человека.   • Учись рассказывать близким людям о своих чувствах, выражая их в мимике и жестах.   • Чаще улыбайся, так как улыбка обладает волшебной силой – все плохое превращает в хорошее.   • Учись дружить, мириться и договариваться со сверстниками.   – Обсуди эти правила с взрослыми.   – Объясни, почему нужно следовать этим правилам.   – Нарисуй портреты членов твоей семьи или семейный портрет.    Вся семья вместе – и душа на месте.   Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.   Русский человек без родни не живет.   Нет лучше дружка, как родная матушка.   Семья ладом полна.    Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму.   Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.   В беседе с ребенком на эту тему выделите две группы предметов быта:   • предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и др.);   • предметы, которыми ребенка следует научить пользоваться (нож, иголка, ножницы).   Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.    – В твоей квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. Подумай и объясни выражение «Каждой вещи – свое место».   Если важные и нужные предметы разбросаны где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.   Давай поиграем: я буду называть предметы, а ты – рассказывать о правилах их использования. А если ты не сможешь рассказать о каком-то предмете, мы сделаем это вместе.   – Столовые приборы (нож, вилка).   – Домашняя аптечка (лекарства, витамины).   – Инструменты (пила, молоток, шило, гвозди), предметы для рукоделия (игла, ножницы, булавки).   – Электроприборы (утюг, кофемолка, пылесос, электрочайник).    – Какие предметы называются «электроприборы»? Назови их.   – Какими электроприборами тебе нельзя самостоятельно пользоваться?   – Для чего в доме нужны розетки? Объясни, почему опасно играть с розеткой.   – Для чего в доме нужна аптечка? Что в ней хранится?   – Как взрослые узнают, какое лекарство находится в том или ином флаконе?   Закончи предложения:

   – Мама мелет кофе в… (кофемолке).

   – Белье стирает… (стиральная машина).   – Яйца для пирога взбивают… (миксером).   – Сестра гладит белье… (утюгом).  

   Правила безопасного поведения дома:

   • Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.   • Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.   • Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.   • Нельзя играть со спичками и зажигалками.  Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы)    Зубы есть, а рот не нужен. (Пила)    У моего АнтошкиТолько шляпка да железная ножка.

(Гвоздь)

   Если острием упрется —Сразу дырочка найдется.

(Шило)

   Я иголкина подружка,Только нет у меня ушка.

(Булавка)

   Не желаю я молчать,Дайте вволю постучать!И стучит он день-деньскойСвоей железной головой.

(Молоток)

   Ей набили мясом рот,И она его жует!Жует, но не глотает —В тарелку отправляет.

(Мясорубка)

     Предложите ребенку взять красные бумажные кружки и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными. Пусть ребенок пояснит свои действия.   Затем разложите кружки по своему усмотрению и снова попросите ребенка объяснить, чем тот или иной предмет или место опасны.    Конечно, невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно и доходчиво объяснять ему, где, когда и как он может встретиться с опасностью.   Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).   Телефон и почта – наши незаменимые помощники в общении и связи с окружающим миром. Вместе с тем они являются для незнакомцев легким способом добраться до вас и ваших детей, поэтому так важно научить детей безопасному пользованию почтой и телефоном.   Если ребенок уже знает цифры, можно предложить ему поиграть. Перед ребенком лежат карточки.   Каждая карточка поделена на две части, в одной части написано слово (мама, папа, бабушка, соседи, пожар, полиция, скорая помощь), а вторая часть пустая – в ней нужно написать соответствующий номер телефона.    – Когда люди изобрели почту и телефон, они назвали их «незаменимыми помощниками». Как ты думаешь, почему? Телефон дает возможность практически мгновенно получить помощь. Подумай и приведи примеры, когда на помощь может прийти телефон, а когда – почта.   – Тебе, наверное, уже известно, что с помощью почты можно поздравлять родственников и знакомых с праздником, получать журналы, газеты и письма. Представь, что ты отправляешь поздравительную открытку в другой город. Нарисуй открытку. Составь рассказ о том, как будешь ее отправлять.

   – Что нужно указать на конверте? (Адрес и почтовый индекс, свой и того, кому отправляешь поздравление.)

   – Что еще обязательно должно быть на конверте, чтобы письмо с поздравлением дошло до адресата? (Почтовая марка.)  

   Правила безопасного поведения дома:

   • Если в твою квартиру позвонил человек, якобы неправильно набравший номер, не называй незнакомцу свое имя и фамилию, просто скажи: «Вы ошиблись номером» – и повесь трубку.   • Если в твою квартиру позвонил незнакомый человек, не отвечай на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о своей семье. Лучше попроси перезвонить позже или спроси, не нужно ли что-нибудь передать.   • Если ваш почтовый ящик находится в подъезде на первом этаже и тебе поручили забирать поступившую корреспонденцию, то лучше это делать днем или вместе со знакомыми взрослыми.   • Если почтовый ящик закреплен на двери вашей квартиры, не спеши к нему, как только услышишь, что в ящик что-то опустили. Лучше дождись прихода взрослых.   • В твоей квартире есть окна и, возможно, балкон. Есть простое правило, которое надо знать и никогда не нарушать – нельзя высовываться из окна, перегибаться через подоконник или перила балкона. Это опасно!    Давай поразмышляем над тем, что может случиться, если нарушаются простые правила безопасного поведения.   – Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который забрался на подоконник?   – Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который тянется к плите, на которой готовится еда?   – Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который залез высоко, чтобы достать коробку?   – В жизни человека, может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения.   Закончи предложения:

   – При пожаре помогут… (пожарные).

   – При тяжелом заболевании помогут… (врачи «Скорой помощи»).   – Тонущего человека спасает… (спасатель на воде).   – При обрушении дома или любом несчастном случае на помощь придут… (спасатели МЧС).    В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, есть ли уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации. Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь – в играх, разговорах, беседах, – формируя у него навыки безопасного самостоятельного правильного поведения.   Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сумеет проявить смекалку и выдержку.   Главное условие безопасности малыша – это доверие к родным. Ребенок должен не бояться рассказывать родителям обо всем, что с ним произошло, и ничего от них не скрывать. Достичь этого можно, создав в семье теплую, доверительную атмосферу.  

   Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного:

   • Чтобы «сократить» время, в течение которого ребенок будет находиться дома без присмотра, желательно подыскать ему какое-нибудь безопасное занятие (рисование, чтение, игры).   • Ребенок не должен пускать в дом посторонних. Даже его друг в ваше отсутствие может зайти к нему только в том случае, если вы лично дали на это разрешение, – для этого правила не должно быть исключений.   • Позвонившему по телефону незнакомцу ребенок не должен говорить, что он дома один.   • Следует убрать подальше от детских рук и любопытных глаз лекарства, ножи, другие опасные предметы.   • Следует установить для дошкольника четкие правила поведения, обсудить и разъяснить их суть, а не вводить правила в приказном порядке.    – Вспомни сказку «Волк и семеро козлят». Расскажи, на какие хитрости пошел волк, чтобы обмануть козлят. Объясни, почему волка можно назвать «злоумышленником», а козлят – «доверчивыми».   К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например в форму полицейского. Их тоже можно назвать «злоумышленниками». Ты, конечно, понимаешь, как опасно впустить в дом такого человека. Как надо поступить, что сказать, если в дверь постучались, когда взрослых нет дома и ты остался один?   Что ты ответишь, если:   – слесарь пришел ремонтировать кран;   – почтальон принес срочную телеграмму;   – полицейский пришел проверить сигнализацию;   – гость приехал из другого города;   – женщина просит вызвать по телефону «Скорую помощь».

   Запомни! Если ты дома один, в тревожной ситуации, ты можешь позвонить родителям, в полицию, в «Скорую помощь» или близким людям.

   Запиши и запомни номера телефонов:   • рабочие телефоны мамы и папы;   • телефон полиции;   • телефон пожарной охраны;   • телефон «Скорой помощи»;   • телефон близких людей.   Играя во дворе, ты часто видишь, как к дому подъезжают разные машины. Что бы ты ответил незнакомым людям, если бы они предложили тебя подвезти?

   Запомни! Даже если тебя насильно пытаются увести или посадить в машину, не теряйся, зови на помощь, вырывайся, громко кричи: «Помогите! Дядя чужой!» Таким образом ты обратишь внимание на себя прохожих и тебя спасут.

   

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

thelib.ru

Читать онлайн - Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей - К. Ю. Белая

В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) определены основные цели и задачи образовательной области «Безопасность»:

«Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

• передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям».

При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:

• развивающего образования;

• научной обоснованности и практической применяемости;

• полноты, необходимости и достаточности;

• единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

• учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.

Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения? Попытаемся ответить на этот вопрос.

Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель образовательной области «Безопасность» – подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде – природной, техногенной и социальной. В школах с первого класса введен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.

Автор данного пособия К. Ю. Белая уделяет много внимания теме безопасности жизнедеятельности, считая ее всегда актуальной. Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей» / К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и пособие для работы с дошкольниками «Твоя безопасность» широко используются воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

В течение четырех лет в журнале «Дошкольник. Младший школьник» К. Ю. Белая вела рубрику «Кодекс семейной безопасности», где родителям и педагогам предлагалось поразмышлять над одной из тем, касающихся основ безопасности и излагались методы работы с дошкольниками по этой непростой образовательной области. Пособие К. Ю. Белой «Тематический словарь в картинках „Я и моя безопасность”» («Школьная Пресса», 2010), предназначенное для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского сада и семьи, способствует формированию у дошкольников навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях: на природе, в доме, при несчастных случаях, пожаре и т. д.

На протяжении десяти лет К. Ю. Белая ведет семинары и спецкурсы для педагогов ДОУ по проблемам организации работы с дошкольниками – «Основы безопасности».

Введение

Данное пособие посвящено очень важной и актуальной теме: безопасности ребенка.

Задача пособия – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, каким образом, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.

Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.

Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:

• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);

• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);

• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).

Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:

• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка-дошкольника:

• опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

• опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

• опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

• опасности на природе.

Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать.

Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

В данном пособии предлагаются материалы для бесед с детьми, условно разделенные на четыре раздела:

1) безопасность собственной жизнедеятельности;

2) бережем свое здоровье;

3) безопасность на дорогах и улицах;

4) безопасный отдых на природе.

В содержании каждого раздела выделены темы, которые мы считаем основными (обязательными), но педагоги и родители могут самостоятельно разработать дополнительные темы с учетом специфики и особенностей региона.

Материал по каждой теме раскрывается в рубриках: «О чем рассказать ребенку», «Вопросы и задания», «Загадки» и др.

Следует помнить, что дети лучше запоминают материал, если им интересно или когда они выполняют какое-то задание, например, рисуют, отгадывают загадки, решают кроссворды.

В структуре отдельных тем выделяются «Правила безопасного поведения», которые ребенок должен запомнить, знать и выполнять.

В рубрике «Размышляем вместе с взрослыми» речь идет о проблемах, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе формирования у ребенка навыков безопасного поведения; даются некоторые практические советы.

Несмотря на то что пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен какой-либо одной проблеме, все вместе они позволяют выработать у ребенка подсознательную привычку в соблюдении безопасности; каждый следующий раздел дополняет предыдущий.

Рекомендации, данные в книге, могут показаться несколько однообразными, но это объясняется тем, что один и тот же совет применим к различным ситуациям.

Методические рекомендации по работе с детьми

• Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях.

• Задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка.

• Помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей.

• Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному заданию он может вернуться позже.

• Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:

– источники опасности;

– возможные угрожающие ситуации;

– меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;

– приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.

Автор надеется, что данное пособие поможет сформировать у дошкольников опыт безопасного поведения, который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости – действовать.

Раздел «Безопасность собственной жизнедеятельности»

Тема «Взаимная забота и помощь в семье»

Размышляем вместе с взрослыми

Знакомство детей дошкольного возраста с семьей как с явлением общественной жизни должно идти постепенно, с использованием разнообразных форм работы (рассказ о семейных традициях, о трудовой деятельности и профессиях взрослых членов семьи, рассматривание семейного альбома, составление фотоальбомов по темам (путешествия, экскурсии, отдых), создание родословной семьи – генеалогического древа. Составление родословной способствует сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории семьи способствует воспитанию у ребенка гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем лучших качеств предков.

Ребенок растет и воспитывается в семье и первые сведения о членах семьи, о их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад. Теплые, дружелюбные отношения формируют у ребенка чувство семейной защищенности.

Известно, что психологическая безопасность малыша зависит от доброго слова, оказанной поддержки, понимания и сочувствия со стороны взрослых. А невнимание, несдержанность и тем более грубость губительно сказываются на психике и на личностном развитии малыша. Родители должны понимать, как ребенок реагирует на то, что его окружает.

• Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

• Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

• Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.

• Если ребенка часто стыдят – он учится чувствовать себя виноватым.

• Если к ребенку часто снисходительны – он учится быть терпеливым.

• Если ребенка часто подбадривают – он учится быть уверенным в себе.

• Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.

• Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости.

• Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.

• Если ребенка часто одобряют – он учится к себе хорошо относиться.

• Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Один из важных вопросов ознакомления с семьей: в каком возрасте следует знакомить ребенка с понятием родства?

Усвоение терминов и отношений родства происходит сугубо индивидуально и связано с личностными психологическими особенностями развития ребенка.

Чтобы понять, кто кому кем приходится, дошкольнику зачастую нужно встать на позицию другого. Одним детям это удается сделать в 3 года, другим – в 6—7 лет. Поначалу слова, обозначающие отношения родства, воспринимаются ребенком как своего рода личные имена, обозначающие конкретных людей, – «мама», «папа», «деда» (дедушка). Отношения родства осознаются им как некая принадлежность. Дети 4—5 лет и старше уже довольно хорошо ориентируются в родственных отношениях, однако, определяя их, руководствуются чаще всего возрастом. Дошкольники часто полагают, что дочь или сын – это обязательно дети, а дедушка и бабушка – это пожилые люди. Ребенок старшего дошкольного возраста правильно называет свою маму – мамой, бабушку – бабушкой, папу – папой, а дедушку – дедушкой, но это вовсе не всегда означает, что он понимает, что для его мамы мамой является бабушка.

О чем рассказать ребенку

– Давай вспомним, как называют членов семьи, и перечислим ласковые обращения к ним.

Бабушка – бабуля, бабуленька, бабулечка, бабусенька, бабушенька.

Дедушка – дедуля, дедуся, дединька.

Мама – мамочка, мамуля, мамулечка, матушка, маменька, мамушка, мамуся.

Папа – папочка, папенька, батюшка, тятенька.

Сын – сынок, сынишка, сынуля, сыночек.

Дочка – доченька, дочушка.

Брат – братик, братец, братишка.

Сестра – сестренка, сестричка, сестрица, сестренька.

Дядя – дядюшка, дяденька.

Тетя – тетушка, тетенька.

Крестные – это вторые родители, они заботятся о своих духовных детях, помогают родителям в решении проблем, возникающих у крестников, могут заменить ребенку родителей, если он остался сиротой.

Каждый член семьи несет ответственность за свое поведение, за свою жизнь перед другими членами семьи. В трудную минуту семья всегда поможет в беде.

Родословная – это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках.

О своей семье, своем роде можно рассказать как словами, так и рисунком.

Род – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

Предки – родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).

Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.

Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Вопросы и задания

– Как ты думаешь, что такое семья? (Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно, говорят друг с другом ласково.)

– Как ты думаешь, все семьи одинаковые? Если они разные, то чем различаются? (Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах, в разных квартирах.)

– Какой должна быть семья? Какие слова, определения можно подобрать к слову семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)

– Назови имена всех членов твоей семьи.

– Расскажи, какие обязанности имеет каждый член твоей семьи. Расскажи, как ты помогаешь маме по дому. Что входит в твои обязанности? Какие твои поступки или действия, на твой взгляд, могут обрадовать маму, огорчить, удивить, рассердить?

Правила поведения и общения с окружающими людьми, родными, друзьями, посторонними:

• Будь приветлив и доброжелателен к людям.

• Учись понимать эмоциональное состояние другого человека.

• Учись рассказывать близким людям о своих чувствах, выражая их в мимике и жестах.

• Чаще улыбайся, так как улыбка обладает волшебной силой – все плохое превращает в хорошее.

• Учись дружить, мириться и договариваться со сверстниками.

– Обсуди эти правила с взрослыми.

– Объясни, почему нужно следовать этим правилам.

– Нарисуй портреты членов твоей семьи или семейный портрет.

Пословицы

Вся семья вместе – и душа на месте.

Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.

Русский человек без родни не живет.

Нет лучше дружка, как родная матушка.

Семья ладом полна.

Тема «Опасные предметы»

Размышляем вместе с взрослыми

Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму.

Необходимо сформировать у дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая различные ситуации, объясняя причины категорических запретов.

В беседе с ребенком на эту тему выделите две группы предметов быта:

• предметы, которыми ребенку категорически запрещается пользоваться (спички, кухонная плита и др.);

• предметы, которыми ребенка следует научить пользоваться (нож, иголка, ножницы).

Правилам безопасного обращения с предметами должны неукоснительно следовать сами взрослые, так как личный пример – самый действенный метод воспитания.

О чем рассказать ребенку

– В твоей квартире всегда уютно и красиво, потому что все члены семьи следят за чистотой и порядком в доме. Подумай и объясни выражение «Каждой вещи – свое место».

Если важные и нужные предметы разбросаны где попало, то в доме беспорядок. Каждый предмет имеет свое назначение и тот, кто им пользуется, должен соблюдать правила безопасного обращения. Многие полезные и необходимые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и даже стать причиной беды.

Давай поиграем: я буду называть предметы, а ты – рассказывать о правилах их использования. А если ты не сможешь рассказать о каком-то предмете, мы сделаем это вместе.

– Столовые приборы (нож, вилка).

– Домашняя аптечка (лекарства, витамины).

– Инструменты (пила, молоток, шило, гвозди), предметы для рукоделия (игла, ножницы, булавки).

– Электроприборы (утюг, кофемолка, пылесос, электрочайник).

Вопросы и задания

– Какие предметы называются «электроприборы»? Назови их.

– Какими электроприборами тебе нельзя самостоятельно пользоваться?

– Для чего в доме нужны розетки? Объясни, почему опасно играть с розеткой.

– Для чего в доме нужна аптечка? Что в ней хранится?

– Как взрослые узнают, какое лекарство находится в том или ином флаконе?

Закончи предложения:

– Мама мелет кофе в… (кофемолке).

– Белье стирает… (стиральная машина).

– Яйца для пирога взбивают… (миксером).

– Сестра гладит белье… (утюгом).

Правила безопасного поведения дома:

• Порядок в доме поддерживают не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на место.

• Нельзя брать без разрешения взрослых острые, колющие и режущие предметы (ножницы, нож, иголка, гвозди, кнопки и др.) или играть с ними.

• Утюг, пылесос, телевизор, лампы и другие электроприборы нельзя включать без разрешения взрослых, трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку.

• Нельзя играть со спичками и зажигалками.

Загадки
 

Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы)

   

Зубы есть, а рот не нужен. (Пила)

   

У моего Антошки

Только шляпка да железная ножка.

(Гвоздь)

   

Если острием упрется —

Сразу дырочка найдется.

(Шило)

   

Я иголкина подружка,

Только нет у меня ушка.

(Булавка)

   

Не желаю я молчать,

Дайте вволю постучать!

И стучит он день-деньской

Своей железной головой.

(Молоток)

   

Ей набили мясом рот,

И она его жует!

Жует, но не глотает —

В тарелку отправляет.

(Мясорубка)

 
Игра

Предложите ребенку взять красные бумажные кружки и обойти квартиру, раскладывая их рядом с опасными предметами или в тех местах, которые, по его мнению, являются травмоопасными. Пусть ребенок пояснит свои действия.

Затем разложите кружки по своему усмотрению и снова попросите ребенка объяснить, чем тот или иной предмет или место опасны.

Тема «Опасные ситуации дома»

Размышляем вместе с взрослыми

Конечно, невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно и доходчиво объяснять ему, где, когда и как он может встретиться с опасностью.

Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная газовая или электрическая плита).

Телефон и почта – наши незаменимые помощники в общении и связи с окружающим миром. Вместе с тем они являются для незнакомцев легким способом добраться до вас и ваших детей, поэтому так важно научить детей безопасному пользованию почтой и телефоном.

Если ребенок уже знает цифры, можно предложить ему поиграть. Перед ребенком лежат карточки.

Каждая карточка поделена на две части, в одной части написано слово (мама, папа, бабушка, соседи, пожар, полиция, скорая помощь), а вторая часть пустая – в ней нужно написать соответствующий номер телефона.

Вопросы и задания

– Когда люди изобрели почту и телефон, они назвали их «незаменимыми помощниками». Как ты думаешь, почему? Телефон дает возможность практически мгновенно получить помощь. Подумай и приведи примеры, когда на помощь может прийти телефон, а когда – почта.

– Тебе, наверное, уже известно, что с помощью почты можно поздравлять родственников и знакомых с праздником, получать журналы, газеты и письма. Представь, что ты отправляешь поздравительную открытку в другой город. Нарисуй открытку. Составь рассказ о том, как будешь ее отправлять.

– Что нужно указать на конверте? (Адрес и почтовый индекс, свой и того, кому отправляешь поздравление.)

– Что еще обязательно должно быть на конверте, чтобы письмо с поздравлением дошло до адресата? (Почтовая марка.)

Правила безопасного поведения дома:

• Если в твою квартиру позвонил человек, якобы неправильно набравший номер, не называй незнакомцу свое имя и фамилию, просто скажи: «Вы ошиблись номером» – и повесь трубку.

• Если в твою квартиру позвонил незнакомый человек, не отвечай на его вопросы, не говори, что ты находишься дома один, не рассказывай о своей семье. Лучше попроси перезвонить позже или спроси, не нужно ли что-нибудь передать.

• Если ваш почтовый ящик находится в подъезде на первом этаже и тебе поручили забирать поступившую корреспонденцию, то лучше это делать днем или вместе со знакомыми взрослыми.

• Если почтовый ящик закреплен на двери вашей квартиры, не спеши к нему, как только услышишь, что в ящик что-то опустили. Лучше дождись прихода взрослых.

• В твоей квартире есть окна и, возможно, балкон. Есть простое правило, которое надо знать и никогда не нарушать – нельзя высовываться из окна, перегибаться через подоконник или перила балкона. Это опасно!

Вопросы и задания

Давай поразмышляем над тем, что может случиться, если нарушаются простые правила безопасного поведения.

– Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который забрался на подоконник?

– Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который тянется к плите, на которой готовится еда?

– Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который залез высоко, чтобы достать коробку?

– В жизни человека, может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения.

Закончи предложения:

– При пожаре помогут… (пожарные).

– При тяжелом заболевании помогут… (врачи «Скорой помощи»).

– Тонущего человека спасает… (спасатель на воде).

– При обрушении дома или любом несчастном случае на помощь придут… (спасатели МЧС).

Тема «Один дома»

Размышляем вместе с взрослыми

В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, есть ли уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации. Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь – в играх, разговорах, беседах, – формируя у него навыки безопасного самостоятельного правильного поведения.

Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сумеет проявить смекалку и выдержку.

Главное условие безопасности малыша – это доверие к родным. Ребенок должен не бояться рассказывать родителям обо всем, что с ним произошло, и ничего от них не скрывать. Достичь этого можно, создав в семье теплую, доверительную атмосферу.

Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного:

• Чтобы «сократить» время, в течение которого ребенок будет находиться дома без присмотра, желательно подыскать ему какое-нибудь безопасное занятие (рисование, чтение, игры).

• Ребенок не должен пускать в дом посторонних. Даже его друг в ваше отсутствие может зайти к нему только в том случае, если вы лично дали на это разрешение, – для этого правила не должно быть исключений.

• Позвонившему по телефону незнакомцу ребенок не должен говорить, что он дома один.

• Следует убрать подальше от детских рук и любопытных глаз лекарства, ножи, другие опасные предметы.

• Следует установить для дошкольника четкие правила поведения, обсудить и разъяснить их суть, а не вводить правила в приказном порядке.

О чем рассказать ребенку

– Вспомни сказку «Волк и семеро козлят». Расскажи, на какие хитрости пошел волк, чтобы обмануть козлят. Объясни, почему волка можно назвать «злоумышленником», а козлят – «доверчивыми».

К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например в форму полицейского. Их тоже можно назвать «злоумышленниками». Ты, конечно, понимаешь, как опасно впустить в дом такого человека. Как надо поступить, что сказать, если в дверь постучались, когда взрослых нет дома и ты остался один?

Что ты ответишь, если:

– слесарь пришел ремонтировать кран;

– почтальон принес срочную телеграмму;

– полицейский пришел проверить сигнализацию;

– гость приехал из другого города;

– женщина просит вызвать по телефону «Скорую помощь».

Запомни! Если ты дома один, в тревожной ситуации, ты можешь позвонить родителям, в полицию, в «Скорую помощь» или близким людям.

Запиши и запомни номера телефонов:

• рабочие телефоны мамы и папы;

• телефон полиции;

• телефон пожарной охраны;

• телефон «Скорой помощи»;

• телефон близких людей.

Играя во дворе, ты часто видишь, как к дому подъезжают разные машины. Что бы ты ответил незнакомым людям, если бы они предложили тебя подвезти?

Запомни! Даже если тебя насильно пытаются увести или посадить в машину, не теряйся, зови на помощь, вырывайся, громко кричи: «Помогите! Дядя чужой!» Таким образом ты обратишь внимание на себя прохожих и тебя спасут.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст читать здесь

lib.rin.ru

Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей

Давай поразмышляем над тем, что может случиться, если нарушаются простые правила безопасного поведения.

– Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который забрался на подоконник?

– Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который тянется к плите, на которой готовится еда?

– Как ты думаешь, что может случиться с мальчиком, который залез высоко, чтобы достать коробку?

– В жизни человека, может произойти несчастье, и всегда ему на помощь приходят службы спасения.

Закончи предложения:

– При пожаре помогут… (пожарные).

– При тяжелом заболевании помогут… (врачи «Скорой помощи»).

– Тонущего человека спасает… (спасатель на воде).

– При обрушении дома или любом несчастном случае на помощь придут… (спасатели МЧС).

Тема «Один дома»

Размышляем вместе с взрослыми

В каждой семье наступает момент, когда взрослые решают, достаточно ли подготовлен ребенок, чтобы остаться дома одному, есть ли уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации. Важно заранее объяснить ребенку, как следует себя вести, но делать это не напрямую, а исподволь – в играх, разговорах, беседах, – формируя у него навыки безопасного самостоятельного правильного поведения.

Невозможно исключить такие ситуации, когда ребенок вынужден остаться один дома, потерялся на улице или оказался один на один с чужими людьми, имеющими злые умыслы. Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Необходимо научить ребенка правильно вести себя в таких случаях. Подготовленный ребенок в сложной ситуации сумеет проявить смекалку и выдержку.

Главное условие безопасности малыша – это доверие к родным. Ребенок должен не бояться рассказывать родителям обо всем, что с ним произошло, и ничего от них не скрывать. Достичь этого можно, создав в семье теплую, доверительную атмосферу.

Советы родителям, которые вынуждены оставлять ребенка дома одного:

• Чтобы «сократить» время, в течение которого ребенок будет находиться дома без присмотра, желательно подыскать ему какое-нибудь безопасное занятие (рисование, чтение, игры).

• Ребенок не должен пускать в дом посторонних. Даже его друг в ваше отсутствие может зайти к нему только в том случае, если вы лично дали на это разрешение, – для этого правила не должно быть исключений.

• Позвонившему по телефону незнакомцу ребенок не должен говорить, что он дома один.

• Следует убрать подальше от детских рук и любопытных глаз лекарства, ножи, другие опасные предметы.

• Следует установить для дошкольника четкие правила поведения, обсудить и разъяснить их суть, а не вводить правила в приказном порядке.

О чем рассказать ребенку

– Вспомни сказку «Волк и семеро козлят». Расскажи, на какие хитрости пошел волк, чтобы обмануть козлят. Объясни, почему волка можно назвать «злоумышленником», а козлят – «доверчивыми».

К сожалению, есть люди, которые не хотят работать. Они очень хитры, могут кем-то притвориться, даже переодеться, например в форму полицейского. Их тоже можно назвать «злоумышленниками». Ты, конечно, понимаешь, как опасно впустить в дом такого человека. Как надо поступить, что сказать, если в дверь постучались, когда взрослых нет дома и ты остался один?

Что ты ответишь, если:

– слесарь пришел ремонтировать кран;

– почтальон принес срочную телеграмму;

– полицейский пришел проверить сигнализацию;

– гость приехал из другого города;

– женщина просит вызвать по телефону «Скорую помощь».

Запомни! Если ты дома один, в тревожной ситуации, ты можешь позвонить родителям, в полицию, в «Скорую помощь» или близким людям.

Запиши и запомни номера телефонов:

• рабочие телефоны мамы и папы;

• телефон полиции;

• телефон пожарной охраны;

• телефон «Скорой помощи»;

• телефон близких людей.

Играя во дворе, ты часто видишь, как к дому подъезжают разные машины. Что бы ты ответил незнакомым людям, если бы они предложили тебя подвезти?

Запомни! Даже если тебя насильно пытаются увести или посадить в машину, не теряйся, зови на помощь, вырывайся, громко кричи: «Помогите! Дядя чужой!» Таким образом ты обратишь внимание на себя прохожих и тебя спасут.

Тема «Если ребенок потерялся»

Размышляем вместе с взрослыми

С появлением в городах больших торговых центров все чаше отмечаются случаи, когда родители теряют своего ребенка в лабиринтах ярких, красочных отделов с множеством товаров. В этих случаях растерянность и страх как взрослого, так и ребенка часто приводят к их неадекватному поведению. И здесь очень важно правильно повести себя.

Учитывая возможность подобной ситуации, необходимо объяснять ребенку, к кому он должен обращаться за помощью, если потерялся. Прочитайте ребенку сказки «Маша и медведь», «Кто сказал мяу?», рассказ Л. Толстого «Дети в роще» и др. Обязательно побеседуйте с ребенком о прочитанном, выясните, почему потерялся герой произведения и как он себя вел.

Придумайте различные ситуации на тему «Потерялся» и обсудите их с ребенком.

Во время прогулки поиграйте с ребенком, предложив ему найти дорогу к дому. Пусть он ведет вас и объясняет, как он это делает.

О чем рассказать ребенку

– Вспомни, какие сказки и произведения, в которых герой потерялся, тебе читали. В жизни тоже может произойти ситуация, когда теряется ребенок. В этом случае главное – помнить, что взрослые обязательно придут на помощь, если правильно рассказать, что произошло.

Случалась ли с тобой ситуация, когда ты потерялся или заблудился? Что ты при этом чувствовал? Как выходил из положения? Что делал?

Подумай и ответь на вопросы.

– Почему лучше обращаться к человеку в форме: продавцу, полицейскому, военному?

– Для чего нужно знать свой адрес и телефон?

Если ты потерялся в магазине, где вы с мамой делали покупки, то надо уметь рассказать, как выглядит твоя мама.

Правила безопасного поведения, если ты потерялся:

• Не плачь, не убегай. Мама тебя найдет.

• Остановись, посмотри по сторонам. Может быть, ты увидишь того, кого ищешь.

• Осмотрись и подумай, к кому безопасно обратиться за помощью.

• Запомни свою фамилию, выучи наизусть адрес и телефон.

Задания

– Нарисуй портрет своей мамы. Расскажи, как выглядит твоя мама (цвет волос, прическа, глаза, губы и т. д.). Это поможет тебе описать маму взрослому, к которому ты обратился за помощью, и отыскать ее.

– Как ты будешь искать свой дом, если потерялся на улице? Вспомни и расскажи, что находится рядом с твоим домом. Допиши слова:

АПТЕ__ __.

МЕТ__ __.

КИНОТ__ __ __ __.

ШК__ __ __.

МАГА__ __ __.

ПОЧ__ __.

Тема «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!»

Размышляем вместе с взрослыми

В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Но предотвращение пожаров, нередко возникающих из-за шалостей детей, – часто в наших руках. Разрешение этой проблемы требует скоординированных действий педагогов и родителей. Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна, хотя многие ребята знают об опасности таких игр и умеют различать «добрый» и «злой» огонь.

Прочитайте ребенку книгу С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», рассмотрите иллюстрации, побеседуйте о прочитанном.

Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров, важно познакомить его с мерами пожарной безопасности, сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем.

О чем рассказать ребенку

– Очень давно человек научился добывать огонь и использовать силу огня, чтобы греться, готовить пищу, заставлять работать машины. Но одновременно человек узнал и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города.

Подумай и расскажи, что может стать причиной пожара (неисправные электроприборы, незатушенный окурок, игры со спичками и зажигалкой, петардами, не выключенный из розетки утюг).

В жизни человека электроприборы являются помощниками, и в каждой квартире их очень много.

Если ты знаешь, как действуют эти приборы, – объясни или послушай рассказ.

Электрический ток бежит по проводам и заставляет работать все электроприборы. Электрический ток – наш помощник. Если его не будет, мы не сможем смотреть телевизор, сушить волосы феном, слушать музыку. Но электрический ток может быть опасным и даже вызвать пожар.

Правила пользования электроприборами:

• Если ты почувствовал запах горелой резины, увидел задымившийся проводок или заметил, что розетка или вилка электрического шнура при работе нагреваются, немедленно сообщи об этом взрослым, попроси вызвать мастера-электрика.

• Не забывай выключать электроприборы из розетки. Причиной пожара может стать наша забывчивость, невнимательность, торопливость.

Ты, наверное, знаешь, что есть вещества, которые могут легко загореться. Это легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, керосин, нефть. Эти вещества следует держать подальше от огня, так как они могут мгновенно вспыхнуть. Погасить горящие нефть, бензин или керосин водой невозможно – эти жидкости легче воды, поэтому они продолжают гореть, всплыв на поверхность воды. Как ты думаешь, чем их можно потушить? Их тушат песком или специальной смесью. Люди придумали специальные приборы – огнетушители, которые есть в каждом учреждении, в транспорте и пр.

Огнеопасны и такие жидкости, как лаки, краски, ацетон, спирт, жидкие масла. Обращаться с этими веществами следует очень осторожно. Их нельзя хранить в кухне и на балконе.

Как ты думаешь, почему? Правильно, на кухне горит газ на плите, здесь часто зажигают спички. А на балкон может залететь непотушенный окурок с другого балкона, кусочек неразорвавшейся петарды во время праздничного салюта. Придя в соприкосновение с горючими жидкостями, они могут вызвать пожар или даже взрыв. Такие пожароопасные жидкости хранят в специальных бутылках, банках в металлических шкафчиках, подальше от огня.

Вопросы и задания

– Когда огонь можно назвать «Огонь – наш друг»?

– Когда мы говорим «Огонь – наш враг»?

– Перечисли, что может стать причиной пожара.

– Какие горючие жидкости ты знаешь?

– Почему бензин, керосин, нефть не тушат водой?

– Что тушат водой?

– Почему горючие вещества нельзя хранить на кухне?

– Почему горючие вещества нельзя хранить на балконе?

Пословицы

От искры сыр-бор загорается.

Огонь не вода – охватит, не выплывешь.

Не шути с огнем, обожжешься.

Загадки

Если дом горит, тогда

Пригодится нам… (вода).

Он горючий, он летучий,Для машин необходим,Но опасным он бываетИ пожары вызывает,

Называется… (бензин).

Невелик коробок,А пожар приволок.

(Коробок спичек)

Тема «О правилах пожарной безопасности»

Размышляем вместе с взрослыми

В процессе знакомства дошкольников с социальной действительностью обязательно следует рассказывать им о правилах пожарной безопасности. Используйте наиболее яркие сюжеты из литературных произведений и мультфильмов.

Из бесед, художественных произведений, сказок дети узнают об опасностях игр со спичками, зажигалками, петардами, бенгальскими огнями, о правилах пожарной безопасности.

О чем рассказать ребенку

– Ты уже знаешь, что огонь очень нужен людям, но обращаться с ним следует осторожно, чтобы не произошел пожар. Пожар – это большая беда, которая может случиться где угодно: в квартире, загородном доме, на природе. Давай вспомним, что может стать причиной пожара.

Очень опасны лесные пожары. Лесной пожар может случиться от молнии при грозе, но это происходит редко. Чаще причиной лесных пожаров являются брошенные человеком горящая спичка или непотушенная сигарета, незатушенный костер. Небольшое пламя можно затоптать ногами или засыпать землей. С большими лесными пожарами справляются пожарные, использующие специальную технику, самолеты и вертолеты.

Испытав силу огня и большие беды, которые оставляет после себя пожар, люди придумали правила пожарной безопасности, знание и соблюдение которых обязательны для всех.

Создана специальная Государственная противопожарная служба. Людей, которые борются с пожарами, называют пожарными. Профессия пожарного очень почетна и уважаема. Представители этой профессии – смелые и отважные люди, их награждают почетными званиями и наградами.

Правила пожарной безопасности:

• Не играй со спичками и зажигалками – это может стать причиной пожара.

• Нельзя сушить вещи над плитой, они могут загореться.

• Ни в коем случае не зажигай дома фейерверки, свечи или бенгальские огни (это лучше делать на улице и только вместе с взрослыми).

• В деревне или на даче без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу. От выпавшего уголька может загореться дом.

• В лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать траву, ветки, устраивать костер.

• Если дом наполнился дымом, надо открыть входную дверь.

• Обязательно следует оповестить о пожаре соседей.

• Нельзя заливать горящие электроприборы водой. Сначала нужно обесточить их – отключить от сети, а затем накрыть горящий предмет плотным одеялом.

• При первых признаках пожара нужно позвонить по номеру телефона «01».

Вопросы

– Как называются людей, которые борются с пожарами?

– Почему работу пожарного называют опасной?

– Чем отличается пожарная машина от обычного автомобиля?

– Если в доме случился пожар, каким образом можно вызвать пожарных?

Загадки

Он красив и ярко-красен,Но он жгуч, горяч, опасен!

(Огонь)

Шипит и злится,Воды боится.

(Огонь)

Маленький конек,Вместо гривы – огонек.

(Спички)

Мчится кран со стрелойНа большой машине,Чтоб смогла пожар любойПогасить дружина.

(Пожарная команда)

Накормишь – живет,Напоишь – умрет.

(Огонь)

С огнем бороться мы должны —Мы очень людям всем нужны,С водою мы напарники,

Так кто же мы?.. (пожарные).

Я мохнатый, я кудлатый,Я зимой над каждой хатой,Но нигде, нигде меняНе бывает без огня

(Дым)

Тема «Правила поведения при пожаре»

Размышляем вместе с взрослыми

Пожар – ситуация, оказавшись в которой каждый может растеряться, запаниковать. При знакомстве дошкольника с правилами поведения при пожаре необходимо учитывать, что дети непредсказуемы, непоследовательны и не знают очень многих вещей. Например, сильно испугавшись, ребенок может спрятаться в шкафу, под кроватью и не откликаться на зов.

Малыш должен усвоить элементарные правила поведения при возникновении пожара, запомнить, что нужно и чего нельзя делать.

О чем рассказать ребенку

– Ты, конечно, знаешь, что все в мире обозначается словами, которые ты слышишь, а скоро научишься их читать и писать. Есть слова, которые не обозначают предметы или явления, но играют большую роль в жизни человека. Ты часто их слышишь: «можно», «нельзя», «правила». Подумай и объясни, для чего нужны эти слова; приведи примеры, когда ты их слышал или сам употреблял в речи.

Человек придумал и установил много правил для удобства и безопасности в каждой конкретной ситуации. Сегодня мы поговорим о правилах поведения при пожаре. Эти правила необходимо знать, даже если тебе никогда не придется столкнуться с этой опасной ситуацией.

Как ты понимаешь выражение: «С огнем не играй, пожар не затевай»? Назови причины, по которым может возникнуть пожар.

Правила поведения при пожаре:

• Если произошел пожар, нужно сразу позвонить по телефону «01» и сообщить о пожаре, указав точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, этаж).

• Если есть возможность выйти из квартиры, следует оповестить о пожаре соседей, позвать на помощь.

• Если в комнате много дыма, дышать легче внизу, лежа на полу, но ни в коем случае нельзя прятаться под кроватью или в шкафу.

• Если невозможно выйти из квартиры через дверь, можно воспользоваться балконной пожарной лестницей или оставаться на балконе, плотно закрыв за собой дверь, в ожидании помощи.

Вопросы и задания

– Попробуй объяснить правила безопасности при пожаре.

– Представь, что мальчик оказался в помещении, где возник пожар. Что он должен сделать? (Позвонить по телефону «01» и позвать на помощь.) Что мальчик должен сказать, позвонив по телефону «01»? (Он должен сказать, что дома пожар, и назвать свой адрес.) А ты знаешь свой адрес? Назови его.

– Если в помещении нет телефона или он не работает, нужно открыть окно и позвать на помощь. Но становиться на подоконник нельзя – можно потерять равновесие. Что может при этом произойти? Сформулируй правило. (Вылезать из окна нельзя – можно упасть.)

– Запомни – в ожидании спасателей можно стоять возле окна или на балконе, плотно прикрыв за собой дверь. Горячий воздух, например дым, легче холодного. Он поднимается вверх, а внизу остается холодный воздух, им легче дышать. Сформулируй правило. (В задымленной комнате легче дышать лежа на полу.)

– В комнату вошли родители или спасатели. Они не могут найти мальчика, так как он спрятался. Сформулируй правило. (Во время пожара нельзя прятаться.)

– Запомни: когда придут спасатели (пожарные), не пугайся и выполняй все их указания. Если ты попал в больницу, обязательно сообщи об этом родителям, чтобы они не волновались.

Загадки

Если дым валит клубами,Пламя бьется языками,И огонь везде, и жар.

Это бедствие… (пожар).

Маленький конек,Вместо гривы – огонек.

(Спички)

Тема «Правила поведения на воде»

Размышляем вместе с взрослыми

В летнее время года игры на воде – очень полезное и веселое времяпрепровождение. Для вашего спокойствия как можно раньше научите ребенка плавать. И тем не менее, пока ребенок находится в воде, не оставляйте его без присмотра. Желательно, чтобы тот, кто следит за ребенком, сам умел плавать.

Беседуйте с ребенком о соблюдении правил безопасности на воде, объясняя ему различные ситуации и предлагая меры предосторожности.

О чем рассказать ребенку

– В летнее время купание в водоемах (река, озеро) и в море – одно из любимейших занятий детей и взрослых. Вспомни и расскажи, где ты купался прошлым летом.

Часто во время купания дети, играя, брызгаются, хватают друг друга за ноги и руки, толкаются, ныряют – это опасно, так как можно захлебнуться и утонуть. В играх на воде надо быть очень внимательным.

В природе много водоемов, но не все они пригодны для купания. Существует санитарная служба, которая выдает разрешение на открытие купального сезона. Для этого берут пробы воды на анализ, проверяют оснащенность пляжа всем необходимым. Обычно на пляжах, где купаются люди, дежурят спасатели, готовые прийти на помощь тонущему человеку. У них есть специальное снаряжение, и они обучены правилам оказания помощи на воде.

Но есть места, где нет специально оборудованных пляжей и дежурных спасателей, например река или лесное озеро. Купаясь в таких местах, нужно соблюдать правила поведения на воде. Если ты не умеешь плавать, то пользуйся надувным кругом. Но помни, что круг может проколоться или сдуться, поэтому лучше далеко не заплывать. И обязательно учись держаться на воде и плавать!

Правила безопасного поведения на воде:

• Входить в воду, плавать, играть в воде можно, если рядом с тобой кто-нибудь из взрослых.

• Если ты не умеешь плавать, не заплывай далеко от берега даже на надувном круге.

• Если ты только учишься плавать, то не заходи в воду глубже, чем по пояс.

• Нельзя долго купаться, даже если вода кажется очень теплой – можно переохладиться и в результате заболеть.

• Нельзя прыгать в воду с берега в незнакомом месте – неизвестно, что может оказаться на дне.

• Во время купания с друзьями не хватайте друг друга за ноги и за руки.

• Нельзя наклоняться низко над водой, а тем более тянуться за уплывающей игрушкой – можно упасть в воду.

• Будь очень осторожен, если находишься у воды (играешь, ловишь рыбу).

• Если гроза застала тебя в пруду озере или реке – немедленно выходи на берег.

Загадка

Солнце печет.Липа цветет.Рожь поспевает.Когда это бывает?

(Летом)

Тема «Небезопасные зимние забавы»

Размышляем вместе с взрослыми

Существует множество увлекательных и полезных игр и занятий для детей в зимнее время года – катание с горки, катание на коньках на катке, игры в снежки. Но без должной организации прогулки и без присмотра за детьми зимние забавы могут оказаться травмо– и даже смертельно опасными для дошкольников.

Главное, что необходимо помнить родителям, – ребенок должен постоянно находиться в поле вашего внимания, особенно если он катается с ледяной горки или на катке.

Снежную или ледяную горку необходимо подготовить: освободить от коряг, камней, проследить, чтобы спуск не выходил на проезжую часть или на водоем с неокрепшим льдом. На катке во время массового катания недопустимо играть в хоккей и выходить на лед с предметами, представляющими опасность при падении.

О чем рассказать ребенку

– Зима – чудесное время года! Зимой замерзают все водоемы, в которых мы купались летом. Какие зимние игры и виды спорта ты знаешь?

Дети любят кататься на ледяных горках и по льду на коньках. В начале зимы, когда лед еще не окреп, выходить на него нельзя. Даже в сильные морозы находясь на льду водоема, надо помнить правила безопасности:

• в начале зимы лед наиболее тонкий и легко ломается со звонким треском, выходить на него опасно;

• в начале весны лед ломается бесшумно, и выходить на него также опасно;

• лучше двигаться по льду по тропинкам и оставленным следам, с помощью палки прощупывая перед собой путь.

iknigi.net


Смотрите также