Правила пожарной безопасности в школе 5 класс


Правила пожарной безопасности (5 класс)

5 класс Правила пожарной безопасности. Вариант №1

1. Что необходимо сделать, если в квартире начался пожар? Укажите правильные ответы в необходимой последовательности:

а) попытаться потушить огонь, используя первичные средства пожаротушения;

б) открыть окно для удаления дыма;

в) немедленно покинуть помещение, плотно закрыв за собой дверь;

г) позвать на помощь взрослых;

д) если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану и сообщить о пожаре.

2. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

а) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;

б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни;

в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней;

г) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком;

д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;

е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу;

ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;

з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком.

3. Вы пьете чай, смотрите телевизор. Дверь комнаты закрыта. Вдруг вы почувствовали запах дыма. Открыв дверь, вы увидели что с кухни валит дым и уже начинает заполнять всю квартиру. Дышать практически невозможно:

а) вбежать или заглянуть на кухню и посмотреть что горит;

б) быстро вернуться обратно и закрыть дверь в комнату;

в) пригнувшись выходить из квартиры;

г) подойти к телефону и вызвать пожарных;

д) взять шарф или просто кусок ткани, чтобы сделать повязку на лицо, если есть возможность, смочить ее водой и прижать к лицу так, чтобы она закрывала нос и рот;

е) налить воды в чайник и начать тушить;

ж) зайти к соседям и вызвать пожарных.

4. Вы идете вечером из школы и замечаете, что из подвала вашего дома идет дым, и из него выбегают дети. Выберите правильный вариант действий:

а) подойти и спросить, что там дымит;

б) войти внутрь и посмотреть, что горит;

в) пойти домой и позвонить в пожарную охрану.

5. Вы сидите дома и слушаете музыку. Через некоторое время из розетки, в которую вы включили магнитофон, начинает идти дым, и она трещит. Вилка не вытаскивается. Ваши действия:

а) взять отвертку и починить розетку;

б) позвонить родителям;

в) обрезать провод;

г) отключить электричество;

д) взять чайник с водой и залить дымящуюся розетку;

е) открыть окно, чтобы было чем дышать;

ж) накрыть магнитофон плотным пледом и полить сверху водой (если он дымится).

5 класс Правила пожарной безопасности. Вариант №2

1. Определите из приведенных ниже основные причины пожаров в жилых зданиях:

а) нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами;

б) отсутствие первичных средств пожаротушения;

в) неосторожное обращение с огнем;

г) неисправность внутренних пожарных кранов;

д) нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей;

е) беспечность и небрежность при обращении с огнем;

ж) неисправность телефонной связи;

з) утечка газа;

и) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;

к) неисправность системы водоснабжения.

2. Во время просмотра телепередачи загорелся телевизор. Что необходимо сделать в этом случае? Ваши действия:

а) взять ведро с водой и залить пламя;

б) обесточить телевизор или полностью отключить электропитание в квартире;

в) сообщить о возгорании в пожарную охрану;

г) если телевизор взорвался, и пожар усилился, открыть окно и попытаться сбить пламя;

д) если пожар усилился, покинуть помещение, закрыв двери и окна;

е) если после отключения телевизор продолжает гореть, накрыть его плотной тканью.

3. Придя вечером из школы, вы обнаружили, что из-под двери вашей квартиры идет дым. Ваши действия:

а) войти в квартиру и узнать причину задымления;

б) взять у соседей ведро и потушить огонь;

в) пойти к соседям и позвонить 01;

г) позвонить родителям.

4. Основные правила пожарной безопасности:

а) пользоваться неисправными электроприборами;

б) не играть с открытым огнем;

в) не оставлять без присмотра зажженные газовые конфорки;

г) пользоваться без разрешения взрослых горючими и легковоспламеняющимися жидкостями;

д) соблюдать меры безопасности при обращении с пиротехническими изделиями;

е) украшать елку самодельными электрогирляндами.

5. Что запрещается делать при пожаре в квартире? Выберите правильные ответы:

а) при увеличении концентрации дыма передвигаться пригнувшись или ползком;

б) при выходе по незадымленной лестнице держаться за стены и поручни;

в) выпрыгивать из окна, спускаться по водосточным трубам при помощи простыней;

г) выходить через задымленную лестничную площадку и пользоваться лифтом;

д) открывать двери и окна и тушить огонь до вызова пожарной охраны;

е) сообщать о пожаре в пожарную охрану, пока об этом не сообщено родителям на работу;

ж) гасить водой включенные в сеть электроприборы;

з) при эвакуации из задымленного помещения пользоваться переносным карманным фонариком.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект урока для 5 класса "Правила пожарной безопасности"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 73

«ЛОМОНОСОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект урока ОБЖ

для 5 класса по теме:

«Правила пожарной безопасности»

Разработала:

Федорова Анастасия Павловна

учитель ОБЖ

Санкт-Петербург

2017 год

Класс: 5 класс

Тема: Правила пожарной безопасности

Форма урока: усвоение новых знаний

Тип урока: урок открытия новых знаний, закрепление умений и навыков.

Цель урока: создать условия для усвоения обучающимися знаний пожарной безопасности в быту и формирования навыков грамотного поведения в пожароопасных ситуациях.

Задачи урока:

  • проанализировать основные причины возникновения пожаров в повседневной жизни;

  • рассмотреть основные правила пожарной безопасности;

  • изучить правила личной безопасности при пожаре в быту.

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь анализировать причины пожароопасных ситуаций;

  • знать основные правила пожарной безопасности;

  • составлять алгоритм своих действий в пожароопасных ситуациях;

метапредметные:

  • регулятивные – уметь самостоятельно определять цель урока, ставить и формулировать задачи, оценивать успешность усвоения;

  • коммуникативные – уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • познавательные – уметь искать и отбирать необходимую информацию в учебной литературе, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;

личностные:

  • уметь определять мотивы учебной деятельности;

  • соблюдать правила безопасного поведения в повседневной жизни.

Ход урока:

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места. Приветствие. Отметка отсутствующих. Организация внимания класса.

2. Повторение пройденного материала

В жизни человека огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, ракеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь может быть не только другом. Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем?

(К возникновению пожара).

На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением понятия «пожар». Давайте попробуем его восстановить – и в нашей памяти, и на слайде. Посмотрите, все слова перепутались местами. Расставьте их в правильном порядке и назовите определение понятия.

(Пожар - неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни людей.)

Назовите наиболее распространенные причины возникновения пожаров в домах и квартирах.

(Неосторожное обращение с огнем, игры со спичками, оставленные без присмотра электроприборы, короткое замыкание и перегрузка электросети, неосторожное обращение с пиротехническими изделиями и др.)

3. Формулировка темы урока

Обратите внимание на фразу на слайде: «Пожар легче не допустить, чем тушить». Как вы понимаете смысл этой фразы?

(Лучшая защита от пожара – его предотвращение.)

Попробуйте продолжить фразу «Чтобы предотвратить возникновение пожара, необходимо...»

(Примерные ответы: знать причины пожара; не допускать опасных ситуаций; быть внимательными; выполнять правила безопасного поведения; выполнять правила пожарной безопасности и др.)

Мне очень понравился вариант «выполнять правила пожарной безопасности». В названии нашего предмета также есть слово «безопасность». И мы с вами уже изучили некоторые правила безопасного поведения в разных ситуациях.

Сегодня мы познакомимся с правилами пожарной безопасности. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетрадь.

4. Изучение нового материала

Личная безопасность любого человека начинается с его собственных действий. Так же и с правилами пожарной безопасности. Если представить правила пожарной безопасности в виде схемы, мы получим следующий вариант:

  1. Соблюдение повседневных правил пожарной безопасности.

  2. Знание служб пожарной безопасности

  3. Знание средств пожаротушения и способов борьбы с огнем.

  4. Знание правил выхода из горящего помещения и эвакуации.

Несоблюдение норм безопасного поведения в повседневной жизни провидит к возникновению пожаров, а также осложнению действий человека при пожаре.

Сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеоролик о правилах безопасного поведения. Во время просмотра мы обратим внимание на следующие вопросы: ребята, сидящие на местах 1 варианта должны запомнить правильные действия пожарной безопасности, на местах 2 варианта – возможные ошибки и неправильные действия. Итак, смотрим.

(Просмотр видеоролика.)

Итак, прошу вас назвать:

1) правильные действия при пожарной опасности

2) ошибки и неправильные действия

Таким образом, почему важно знать правила безопасного поведения при пожаре?

(Чтобы не оказаться в опасной ситуации, чтобы спастись, не получить травм, помочь работе спасателей.)

Для того, чтобы выполнять правила безопасного поведения – их необходимо изучить. Сейчас мы с вами поделимся на небольшие группы (по 3-4 человека) для выполнения задания. Перед вами на партах распечатки с приведенными правилами безопасного поведения. Ваша задача ознакомиться с раздаточным материалом (приложение 1), разделить предложенные действия на две группы – противопожарное поведение и поведение при пожаре – и записать эти действия себе в тетради. Можно представить в виде таблицы, списка или просто записи в строчку, на ваше усмотрение. Время на работу – 10 (15) минут. Приступаем к работе.

(Учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека, получают раздаточный материал, в процессе совместной беседы выполняют поставленные задания.)

Итак, давайте проверим себя. Прошу каждую нечетную группу (1, 3, 5 и т.д.) назвать правила противопожарного поведения, а четные группы (2, 4, 6 и т.д.) называют правила поведения при пожаре.

(Ответы:

1. Правила противопожарного поведения:

  • Не играйте со спичками, не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;

  • Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;

  • Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;

  • Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

  • Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;

  • Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

2. Правила поведения при пожаре:

  • Попытаться потушить возгорание подручными или специальными средствами. Накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

  • Не бояться позвать на помощь взрослых, даже если вы являетесь виновником пожара;

  • Если не удалось потушить, то немедленно покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики);

  • Из горящего помещения выходить ползком наощупь, максимально пригнувшись к полу, закрыв лицо (рот и нос) влажной тканью;

  • Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону – 01, по сотовому -112.

  • Сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона. Ждать и выполнять указания диспетчера.)

Физкультпауза:

Чтобы быть в форме, чтобы оперативно и правильно действовать при пожаре, необходимо соблюдать правила здорового образа жизни, одним из которых является физическая активность. Вот сейчас мы с вами немного подвигаемся!

Прошу вас встать в проходе рядом с партами и повторять движения за мной.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Отлично! Теперь, с новыми силами мы можем продолжить изучение материала.

Первое действие по защите человека и его имущества от пожара – потушить место или источник возгорания. Вспомните схему – «треугольник огня» - которую мы с вами изучали на прошлом уроке. Заполните пропуски в схеме:

горючее вещество + окислитель (воздух) + источник воспламенения = горение

Что можно сделать, чтобы потушить огонь?

(Залить водой, засыпать землей, снегом, песком, накрыть негорючей тканью, использовать огнетушитель и др.)

Современное средство тушения пожаров – различные типы огнетушителей. Их используют для тушения самых различных веществ и предметов. Огнетушители различаются по составу, типу устройства и назначению:

1. Углекислотные - для тушения возгораний различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.

2. Порошковые - для тушения различных горючих веществ, электроустановок, находящихся под напряжением.

3. Воздушно-пенные - для тушения различных горючих веществ.

(Записывают типы огнетушителей в тетради.)

Также мы используем подручные средства – те предметы и вещества, которые есть рядом с нами, которые можно использовать для тушения пожара. Приведите примеры подручных средств тушения пожара, которые мы можем увидеть в себя в квартире/комнате/учебном кабинете.

(Земля в цветах, плотные шторы и покрывала, вода из под крана и др.).

Главная задача – потушить пламя и предотвратить поступление кислорода. Без этих элементов процесс горения невозможен.

Для обеспечения безопасности следует покинуть опасную зону. Этот процесс называется эвакуацией. Эвакуация проводится во время опасной ситуации или заблаговременно. Для заблаговременной подготовки на случай пожара или взрыва на предприятиях и в учреждениях, в том числе и в школах, разрабатываются планы эвакуации людей и спасения имущества и вывешиваются на видном месте.

Вспомните, есть ли такие планы в нашей гимназии? Где они вывешены?

(Есть, они весят в коридорах на каждом этаже).

Что на них изображено?

(План этажа, места расположения огнетушителей, аварийных телефонов, пути выхода с этажа и из здания.)

При составлении плана эвакуации учреждения учитываются следующие показатели:

  • Определяются основные и запасные выходы;

  • Подготавливаются наружные и внутренние лестницы;

  • Приводятся в готовность средства оповещения – звонки, сигнализация;

  • Приводятся в готовность средства пожаротушения.

Защитой населения от пожаров и борьбой с пожарами в нашей стране занимается пожарная служба. Назовите номера телефонов, по которым мы можем вызвать пожарную службу.

(01 или 112).

Как вы думаете, что необходимо сказать оператору, как правильно построить свое обращение?

(Нужно назвать свое имя и фамилию, точный адрес местонахождения, объяснить, что произошло, выполнять указания диспетчера.)

Давайте представим следующую ситуацию. В кабинете 30 нашей гимназии возникло возгорание. Опишите вариант беседы с диспетчером пожарной службы. (возможен вариант обыгрывания ситуации в парах или в виде сценки). В помощь для вас на слайде представлен примерный алгоритм построения вызова пожарной службы.

(Добрый день. Меня зовут Смирнов Евгений, я ученик 8 класса. В гимназии 73 Выборгского района по адресу пр. Энгельса 115-2 возник пожар, на третьей этаже в кабинете 30. В кабинете установления компьютеры, есть горючие материалы. Учащиеся вышли из кабинете в безопасную зону.)

Скажите, к каким последствиям может привести ложный вызов, неправильное название адреса или описания ситуации?

(К гибели или травмированию людей, порче имущества; пожарные могут не успеть на реальное место пожара.)

5. Закрепление материала.

Итак, давайте проверим себя и ответим на ряд вопросов по теме урока. Объясните, почему нельзя:

  • не прятаться в шкафы, под кровати и другие места (вас могут там не найти, мы можете оказаться в ловушке);

  • открывать окна, двери, форточки, разбивать стекла в окнах (образуется дополнительный приток воздуха, который является окислителем для процесса горения);

  • тушить водой электрические приборы (вода хорошо проводит электричество);

  • пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (горячий воздух обжигает легкие, а дым очень токсичен);

  • использовать лифт (он может отключиться, вы окажетесь в ловушке);

  • спускаться с верхних этажей по водосточным трубам и стоякам с помощью простыней и веревок (вы можете сорваться, труба может отвалиться);

  • открывать двери, окна и выпрыгивать из них (это может привести к травме или гибели человека).

Давайте отработаем наши действия в случае возникновения пожара. На слайде будут появляться описания ситуаций, ваша задача – описать порядок действий в данной ситуации с точки зрения пожарной безопасности.

1. При просмотре телепередачи пропало изображение, а из телевизора пошёл дым. Опишите порядок действий.

2. Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенной сверху зажигалки начали гореть различные вещи. Опишите порядок действий.

3. Вы с улицы вошли в подъезд и ощутили сильный запах дыма. Опишите порядок действий.

4. От горящей конфорки газовой плиты загорелось полотенце? Опишите порядок действий.

Хорошо, молодцы!

6. Подведение итогов

В заключение нашего урока мне хотелось бы вернуться к цитате, с которой мы познакомились в его начале - «Пожар легче не допустить, чем тушить». Как мы теперь можем охарактеризовать эту цитату? Что поможет нам с вами предотвратить возникновение пожара или снизить его силу, что поможет защитить жизнь и здоровье человека, его имущество?

(Знание правил противопожарного поведения, правил поведения при пожаре, средств и способов тушения пожара, порядка вызова пожарной службы).

Таким образом, мы можем с вами сделать вывод, что правила пожарной безопасности начинаются с уровня подготовки каждого из нас. Если каждый из нас будет выполнять эти правила, то пожаров станет гораздо меньше, а последствия будут не настолько страшными.

7. Оценивание работы на уроке

Сегодня на уроке вы активно работали. Те из ребят, кто давал точные правильные ответы, делал четко сформулированные выводы, получали жетоны.

Я попрошу поднять руки тех, кто набрал 3 и более жетонов. Поздравляю, вы были сегодня очень активны и получаете за свою работу оценку «отлично». Жетоны прошу отдать.

Теперь попрошу поднять руки тех, кто получил 2 жетона. Вы хорошо работали на уроке, оценка «четыре». Жетоны прошу отдать.

Те, кто получил по одному жетону, смогут доработать на следующем уроке. Прошу вас сохранить жетоны в своих тетрадях.

8. Рефлексия

Ребята, какую цель мы ставили перед собой на уроке?

(Познакомиться с основами правила безопасного поведения при пожаре.)

Как вы считаете, достигли мы этой цели?

(Ответы учащихся.)

Скажите, помогут ли вам полученные знания в жизни? Насколько они важны для вас и ваших близких?

(Ответы учащихся.)

9. Домашнее задание

Сейчас прошу вас открыть дневники и записать домашнее задание.

Используя материал урока и материал учебника (стр. 38-40), составьте план эвакуации из вашего дома на случай возникновения пожара – в письменной форме и в виде схемы.

Есть ли вопросы по домашнему заданию?

10. Заключение

На этом наш урок заканчивается.

Благодарю вас за активную работу! Будьте осторожны и внимательны!

До свидания.

Приложение 1

Правила пожарной безопасности

  • Сообщить точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона. Ждать и выполнять указания диспетчера.

  • Не играйте со спичками, не устраивайте игр с огнем вблизи строений, в сараях, на чердаках и в подвалах домов;

  • Соблюдайте меры пожарной безопасности при пользовании пиротехническими изделиями;

  • Соблюдайте меры предосторожности при пользовании газовой плитой; ею лучше пользоваться, когда дома есть взрослые.

  • Если не удалось потушить, то немедленно покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики);

  • Не нагревайте на огне незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны;

  • Не оставляйте без присмотра включенные электронагревательные приборы;

  • Не оставляйте без присмотра включенный телевизор; при любом нарушении его работы немедленно отключите его от сети, вынув вилку из розетки;

  • Попытаться потушить возгорание подручными или специальными средствами. Накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

  • Не бояться позвать на помощь взрослых, даже если вы являетесь виновником пожара;

  • Из горящего помещения выходить ползком наощупь, максимально пригнувшись к полу, закрыв лицо (рот и нос) влажной тканью;

  • Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону – 01, по сотовому -112.

infourok.ru

Пожар. Правила пожарной безопасности. 5 класс. Выполнил учитель ОБЖ МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тёпло-Огарёвского района Тульской области Козырь Юрий Дмитриевич. - презентация

1 Пожар. Правила пожарной безопасности. 5 класс. Выполнил учитель ОБЖ МКОУ «Нарышкинская СОШ» Тёпло-Огарёвского района Тульской области Козырь Юрий Дмитриевич.

2 Тысячи лет назад люди научились добывать огонь. Он был и остаётся одним из первых помощников человека. Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Огонь костра, огонь в печи, огонь газовой горелки человек использует и сегодня.

3 Но если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло. В России ежегодно возникает более 300 тысяч пожаров, при которых погибает более тысяч человек. Свыше 80% пожаров возникает в жилых домах, дачных и садовых домиках. При этом примерно каждый шестой пожар в жилых домах происходит по вине детей.

4 Опасные факторы пожара, воздействующие на людей: -открытый огонь, -температура среды, -токсичные продукты горения, -потеря видимости вследствие задымления, -понижение концентрации кислорода.

5 Причины пожаров. -Неосторожное обращение с огнём. -Нарушение правил безопасности при пользовании электробытовыми и электронагревательными приборами. -Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей. -Утечка газа. -Беспечность, небрежность и просто недисциплинированность при обращении с огнём. -Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями.

6 Что делать, если в квартире начался пожар? Не бояться позвать на помощь взрослых. Если возможно, покинуть помещение, проверив, не остались ли в квартире те, кто не может выбраться сам (маленькие дети, больные, старики). Если нет взрослых, позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщив точный адрес, что и где горит, свою фамилию и номер телефона.

7 Чего нельзя делать при возгорании в квартире? Не начинайте тушить огонь до вызова пожарных (за это время может разгореться большой пожар). Не пытайтесь выйти через задымлённую лестничную клетку (горячий воздух обжигает лёгкие, а дым очень токсичен). Не пользуйтесь лифтом. Не спускайтесь по водосточным трубам и стоякам либо при помощи простыней и верёвок, если в этом нет острой необходимости (падение при отсутствии особых навыков почти всегда неизбежно).

8 Чего нельзя делать при возгорании в квартире? Не открывайте окна и двери (это увеличит приток кислорода). Не выпрыгивайте из окон (статистика показывает, что каждый второй прыжок с 4 этажа и выше смертелен). Не гасите водой включённые в сеть электроприборы (может произойти замыкание).

9 Можно ли самим потушить огонь? Иногда можно. Вызвав пожарных, загоревшуюся занавеску можно просто сорвать и бросить на пол, набросить сверху плотную ткань, а потом залить водой. Огонь не может гореть без доступа воздуха – на этом основано большинство способов тушения пожара. Но не надо переоценивать свои силы: нельзя долго бороться с огнём, так как можно надышаться дымом и потерять сознание.

10 Основное правило тушения огня заключается в следующем: накройте горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выходите из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

11

12 Если на вас надвигается огненный вал. Не мешкая падайте, закрыв голову влажной тканью (руками или одеждой). В этот момент не дышите, чтобы не получить ожог внутренних органов.

13

14 Основные признаки возгорания телевизора. Длительная работа включенного телевизора без присмотра. Попадание различных предметов в отверстие задней панели (как правило, по вине детей). Установка телевизора у батареи отопления, в мебельной стенке, в результате чего оноплохо охлаждается (может произойти разрыв оболочки электро-лучевой трубки и после потрескивания появиться синеватый дым).

15

16 Огнестойкость зданий. Возможность возникновения пожара в зданиях и особенно масштабы распространения огня в них зависят от того, из каких строительных конструкций и материалов они сделаны, каковы размеры зданий и их планировка.

17 Строительные конструкции бывают. Стальные. Железобетонные. Каменные. Деревянные. Пластмассовые.

18 Средства пожаротушения. Внутренние пожарные краны. Огнетушители. Пожарные щиты.

19

20 Виды огнетушителей.

21 Правила пользования ОХП Поднести огнетушитель к очагу пожара. 2.Прочистить спрыск (шпилькой, иголкой). 3.Поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180 градусов. 4.Направить струю на очаг загорания.

22 Правила пользования углекислотным огнетушителем. Сорвать пломбу. Выдернуть чеку. Направить раструб на пламя. Нажать на рычаг.

23 При тушении пожара углекислотным огнетушителем не допускается. Держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз. Прикасаться оголёнными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до минус градусов. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе чем на 1 метр к электроустановке и пламени.

24 Огнетушители приводят в действие и используют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, размещённой на корпусе устройства.

25 Источники: В.В.Поляков, М.И.Кузнецов, В.В.Марков, В.Н.Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 класс. Дрофа. Москва 2013;

www.myshared.ru

Конспект урока "Пожарная безопасность" 5 класс

Тема: «Пожарная безопасность» (слайд 1).

Цель:

  • познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

Задачи:

  • Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;

  • Учить соблюдать правила пожарной безопасности;

  • Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.

  • научить соблюдать их;

  • довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;

  • отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;

  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Используемые технологии:

- здоровьесберегающие

- технология проблемного обучения;

- ИКТ

Методы:

  • наглядно-иллюстративный;

  • частично-поисковый;

  • диалог;

  • игра.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация к уроку.

Класс делится на три группы

Введение материала по цели занятия

У:– Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,

Бережёт родную школу от огня?

Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых и строительный забор?

Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке,

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл?

– Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём О пожарной безопасности. (Слайд 2)

Давайте попробуем дать определения-ассоциации слову огонь ( Слайд № 3)

– У:– У вас на столах лежат листки, каждый из вас даст определение когда Огонь друг а когда враг?» А затем вы вместе сделаем вывод (Слайд№4)

Вступительная беседа учителя

У:– Ребята, сегодня у нас необычный гость – это Огонь. Давайте послушаем о чем он нам расскажет.

Огонь: Я, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге вы нередко забываете. А ведь с моей помощью совершается много полезных дел. Я верно служу в повседневном быту и на производстве. Я обеспечивает людей теплом и светом. (Слайд 5,6)У: - Ведь огонь нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня летают реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятника героям.(Слайд 7)

А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

Огонь . Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то я-огонь могу стать страшным, коварным врагом. Я унесу миллионы человеческих жизней, сотру с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. (Слайд 8)

Злой огонь – огонь пожара. Злой огонь – огонь войны. От безжалостного жара Дни темны, поля черны. Жители земного шара,Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

У: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Огонь может быть другом , но если огонь вырвет из под контроля он превращается в пожар (Слайд9)

Ребята, что такое пожар? (неконтролируемое горение)

У: Отчего возникает пожар? Варианты ответов детей: (это могут быть спички, электроприборы, печь, бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса, газ)

У:–. В статистических данных, опубликованных в Санкт-Петербурге в 1912 году, подчеркивается, что деревни России почти полностью выгорали каждую четверть века. За полвека, с 1860 по 1910, только в европейской части России было официально зарегистрировано 2 миллиона пожаров, которыми уничтожено свыше 6,5 миллионов крестьянских дворов, чем причинен ущерб на несколько миллиардов рублей золотом.

Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть целый дом, а то и улица, поселок или даже город. Москва, например, полностью или частично выгорала около 60 раз. Почему это происходило? (Много было деревянных построек)

– Теперь дома каменные, но выгорают они также стремительно. Отчего? (Появились легковоспламеняющиеся предметы)

– Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?

Анализ ситуаций

1.Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?

2.Дети играли у сарая с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?

За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим. Как не допустить возникновения пожара?

Учитель. Наш друг – огонь приготовил для вас загадки. Попробуйте отгадать их

Загадки.

В маленьком амбаре лежит сто пожаров.

(Спички)

Стоит столбом, горит огнём:ни жару,ни пару,

ни угольев.

(Свеча)

И мала,И зла,Чуть свечу,А иногда так упаду,

Что много горя принесу.

(Искра)

Красненький петушокПо улице бежит.

(Пожар)

Жевать - не жую,А всё поедаю.

(Огонь)

Учитель: – Какие причины возникновения пожара вам известны?

Причины пожара.

  • неосторожное обращение с огнём;

  • нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

  • замыкание электропроводки;

  • оставленные костры;

  • утечка газа;

  • оставленная свечка;

  • невнимательность в обращении с пиротехническими средствами.

Огонь: Не играй, дружок, со спичкой!Помни ты: она мала,Но от спички-невеличкиМожет дом сгореть дотла.То, что спичка не игрушка,знает каждый, знают все.Не давайте спички детям,

а то быть большой беде

Учитель. Нам девочки приготовили песню, давайте ее послушаем

Девочки исполняют песню об огне и пожарах.

Опасные спутники огня.

  1. Ядовитый дым.

  2. Высокая температура.

  3. Плохая видимость.

  4. Паника и растерянность.

  5. Поражение электрическим током.

  6. Обрушение конструкций.

Каждый из нас, заметивший пожар, должен немедленно сообщить об этом в пожарную часть. Назовите номер телефона пожарной части.

Если вдруг пожар возник,То звонить обязан вмиг,Как и всякий гражданин

В часть к пожарным “01”.

Вызов по телефону пожарной команды.

Если где-то задымится,Если что-то загорится,По тревоге как один,Позвоним по 01.И ближайшему районуПозвоним по телефону.Где горит и что горит,

И кто об этом говорит!

Задача каждого суметь грамотно сообщить о пожаре.

 назвать адрес, где горит;

 свой номер телефона;

 свою фамилию;

 на каком этаже горит;

 как лучше подъехать к дому;

 сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

С огнём бороться мы должны,С водою мы напарники.Мы очень людям всем нужны,

Так кто же мы?

(Пожарники).

Объясни пословицу.

Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.

Пожар снежком не погасишь.

Затопила печку, а сама на крылечко.

Правила безопасного поведения при пожарах.

Запишите себе в тетрадях правила поведения при пожарах.

А теперь давайте сравним и посмотрим что каждый из вас забыл написать.

  • Немедленно покинуть здание, используя для этого основные и запасные выходы.

  • Оповестить окружающих об опасности.

  • Сообщить о пожаре в пожарную часть.

  • Если очаг пожара небольшой, до прибытия пожарной команды попытайтесь потушить его имеющимися подручными средствами.

  • Сохраняйте самообладание, способность быстро оценивать обстановку и принимать правильные решения.

  • Проходя через горящие помещения, накройтесь с головой мокрой материей, через задымлённые помещения двигайтесь ползком или пригнувшись – меньше вероятность задохнуться в дыму.

  • Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать, а постарайтесь сбить пламя, перекатываясь на полу, или, если есть возможность, затушить водой.

  • Для защиты от продуктов горения дышите через влажный платок, ткань.

  • При выходе из здания по задымлённой лестнице продвигайтесь вдоль стены.

  • Если горит электропроводка, обесточьте её, после чего попытайтесь потушить горящие элементы.

Проверь себя.

Как нужно покидать сильно задымлённую квартиру?

  1. Двигаться в полный рост.

  2. Перемещаться пригнувшись.

  3. Двигаться в полный рост, накинув на голову увлажнённую ткань.

При приготовлении пищи загорелся жир на сковороде. Ваши действия?

  1. Выключите газ. Сковороду плотно накроете крышкой.

  2. Накинете на сковороду влажную ткань.

  3. Зальёте сковороду водой.

Погасло пламя в горелке. Ваши действия.

  1. Попытаетесь сразу же вновь зажечь газ.

  2. Перекроете газ, а затем попытаетесь вновь зажечь его.

  3. Перекроете газ. Откроете форточку и спустя какое-то время вновь зажжёте газ.

Пожар распространяется на мебель и другие предметы, а комната начинает наполняться дымом. Как вы поступите?

  1. Как можно быстрее покинете комнату.

  2. Попытаетесь потушить пожар.

  3. Соберете ценные вещи, украшения и покинете комнату.

Теперь я вижу, что вы знаете, что с огнем шутить опасно и всегда будете выполнять правила пожарной безопасности.

Правила пожарные без запинки знайте,Правила пожарные строго соблюдайте!Утром, вечером и днем

Осторожен будь с огнем!

Домашнее задание: нарисовать плакат на альбомном листе по пожарной безопасности. Мы с вами оформим стенд «Пожарная безопасность»

infourok.ru


Смотрите также