Правовое обеспечение экономической безопасности


Правовое обеспечение экономической безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕчЕнИЕ

экономической безопасности российской федерации в пограничном пространстве*

с.н. булашов,

кандидат юридических наук, доцент

Наряду с такими важнейшими характерными чертами системы, как целостность, наличие ядра, наличие элементного состава, взаимосвязей между элементами, структуры и функций, одним из важнейших признаков является наличие цели, ради которой эта система формируется. Цель должна служить ориентиром, заставляющим власть из множества возможных решений принимать только те, которые направлены на ее реализацию. В ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Таким образом, состояние безопасности присутствует тогда, когда в полной мере обеспечиваются национальные интересы. Причем национальные интересы по вполне понятным причинам в разные исторические периоды становления государств изменяются, не представляют собой раз и навсегда определенную данность. Интерес — это осознанная потребность. Сердцевину национальных интересов составляют осознанные обществом и государством жизненно важные потребности личности, общества и государства. Сегодня для России, где 30 миллионов россиян находятся на грани физического выживания, среди иных видов важнейшую роль стала играть экономическая безопасность.

Вопросам реализации экономических интересов в деятельности органов государственной власти в нынешних условиях должно уделяться основное внимание. «Основы пограничной политики», определив дефиницию «пограничная безопасность», не вполне обоснованно ограничили

*Окончание. Начало см. в журнале «Национальные интересы: приоритеты и безопасность» № 2 (5) за 2006 г.

ее безопасностью личности, общества и государства в пограничном пространстве. На практике это приводит к недооценке пограничной безопасности во всех сферах ее обеспечения. В современных условиях роль пограничной безопасности в укреплении национальной, и особенно экономической безопасности, значительно шире, и к тому же не ограничивается тем пограничным пространством, контуры которого обозначены в Основах пограничной политики. Это требует выделения экономических интересов России в качестве стратегических ориентиров формирования конституционно-правового режима границы на нынешнем этапе ее исторического пути, ведет к осознанию изменения роли пограничной безопасности в структуре национальной безопасности. В Основах пограничной политики об этом не говорится. Потребности, интересы личности, общества и государства (национальные интересы) должны входить важнейшей составной частью в механизм конституционно-правового режима государственной границы, определять его направленность.

Реализация стратегии различных аспектов национальной безопасности Российской Федерации требует адекватных мер со стороны государства. У каждого государства в процессе исторического развития возникают проблемы, от успешного разрешения которых в той или иной степени зависит его будущее. В таких условиях власть обязана производить мобилизацию всех ресурсов для разрешения появляющихся проблем. Экономическая безопасность России в нынешних условиях приобрела решающее значение для обеспечения государственной и общественной безопасности.

Концепция безопасности в российском государстве должна быть синтезом государственной и общественной безопасности. В итоге безопасность становится универсальной системой взаим-

- 37

ной защиты прав и интересов личности, общества и государства. При этом если брать за основу конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл и направленность деятельности органов власти, то государственная безопасность выступает средством, а общественная безопасность — целью защиты жизненно важных интересов граждан.

Конституция Российской Федерации называет жизненно важные интересы России в пограничном пространстве: суверенитет, целостность государственной территории, суверенитет России над территориальным морем, воздушным пространством, исключительной экономической зоной и континентальным шельфом Российской Федерации и другие.

Однако необходимо иметь в виду следующее

— в нынешних условиях угроза прямого военного нападения не исключена, однако остро она не стоит. Традиционные представления о ведении войн исключительно посредством применения оружия меняются. Тех же целей можно добиться посредством ведения экономической и информационной войн. Именно такие войны сегодня ведутся против России и Белоруссии. Жертвой таких войн стал в значительной степени и Советский Союз. СССР превратился в огромный испытательный полигон, где оттачивались формы и методы ведения экономической войны. Классическим образцом разрушения советской экономики может служить американская стратегическая оборонная инициатива. Сегодня эта стратегия продолжается уже по отношению к России. Создаются новые невоенные, экономические средства ведения экономических боев, такие как: «информационный удар», «подрыв финансовой стабильности», «ресурсный голод» и др. И линия фронта в этой экономической войне проходит именно через государственную границу. Здесь происходит обескровливание национальной экономики посредством контрабандного вывоза национальных ресурсов. Здесь осуществляется ввоз наркотических средств, недоброкачественных продуктов питания и др. Еще пример

— очень эффективно осуществляет экономическую экспансию и политику разрушения перерабатывающих заводов в Сибири (свинцового концентрата, в частности)1 Китай, постепенно превращая этот регион в свой сырьевой придаток.

В российско-китайских отношениях остается немало неразрешенных проблем. В Китае

ускоренными темпами ведутся работы по созданию и обустройству свободных экономических зон (СЭЗ) на границе с Россией в районах городов Маньчжурия, Хэйха, Фуюань, Суйфыньхэ, Хунгунь. Наряду с созданием СЭЗ китайской стороной на правительственном уровне прорабатываются вопросы об образовании на территории России этнических районов компактного проживания выходцев из Китая, насыщения российского рынка китайской рабочей силой. Серьезные опасения начинает вызывать экономическая экспансия Китая, особенно в приграничных районах Сибири и Дальнего Востока. Дело в том, что даже не обладая собственными ресурсами, КНР усиленно развивает на своей территории обрабатывающие производства, эта деятельность дотируется государством. В результате перерабатывающие заводы имеют возможность покупать сырье по более высоким ценам, чем такие же предприятия по российскую сторону границы, а продавать — дешевле. В результате российские перерабатывающие заводы вынуждены останавливаться, а китайцы начинают диктовать цены на закупаемое ими сырье. Все гениальное просто. В этом просматривается государственная политика КНР. В 1984 г. КНР приняла доктрину, которая различает государственные границы и стратеги-ческие2. Согласно этой доктрине государственная граница незыблема, а стратегическая граница простирается далеко за ее пределы. Думаю, что проблема возможности потери российских территорий за Уралом и превращения этих районов в сырьевой придаток соседнего государства еще не до конца осознана российским обществом. В будущем это закономерно приведет к появлению конфликтных ситуаций на государственной границе Российской Федерации, к ослаблению ее конституционно-правового режима.

В России на самом высоком уровне поставлена задача «интеграции в мировое сообщество». Но в каком же качестве? Надо очень скрупулезно просчитать все плюсы и минусы такой интеграции. Пока не будет полной ясности, следует замедлить темпы такой интеграции. И важнейшим барьером на пути непродуманных действий должна стать государственная граница, ее конституционно-правовой режим. Именно здесь, как в фокусе, оказалась сконцентрированной вся сумма угроз безопасности России.

Власть должна переосмыслить спектр угроз. Все интеллектуальные, экономические, военные

1 В. Никифорук. Великая китайская труба.// Российская газета. 30 ноября 2005 г.

38 -

2 Д.Макаров. Задушит ли Китай Россию в объятиях? // Аргументы и факты. № 38. 2005.

возможности для этого у нас пока еще есть! В настоящее время, увы, Россия в результате отсутствия продуманной национальной экономической политики выступает в скрытой, косвенной форме в качестве донора наиболее развитых стран мира, прежде всего США, способствует финансированию их Вооруженных Сил, все больше и больше ослабляясвои. Размещая Стабилизационныйфонд за рубежом, инвестируем тем самым экономику США! И это при заверениях, что очередного дефолта не будет. Зачем же создавать столь мощный финансовый амортизатор при отсутствии угрозы дефолта? Тем более что ни Стабилизационный фонд может укрепить Россию, а лишь развитие экономики, которая задыхается от отсутствия инвестиций. Особенно непонятны действия Правительства РФ в связи с тем, что одновременно с созданием Стабилизационного фонда берутся зарубежные кредиты. Где же логика?

В концепции Национальной безопасности Российской Федерации определено, что «национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономических и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации». Там же установлено, что «угрозы национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере обусловлены:

экономической, демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на российскую территорию;

активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных террористических организаций...».

Недостаточно четкие, расплывчатые, без расстановки акцентов предложения, не позволяющие выделить главное!

Теснейшим образом связана с экономической безопасностью и зависит от нее безопасность политическая. Известный ученый В. Кузнецов дает такое определение политической безопасности: «совокупность мер по выявлению, предупреждению и устранению тех факторов, которые могут нанести ущерб политическим интересам страны, народа, общества, граждан, обусловить политический регресс и даже политическую гибель государства, а также превратить политику из созидательно-конструктивной в разрушительную

силу страны; защита политических целей, идеалов, ценностей, интересов страны, народа, общества, граждан; сохранение существующего конституционного строя, политической и социальной стабильности».3 По смыслу закона, безопасность — это не совокупность мер, а состояние защищенности в контексте рассматриваемой проблемы, политических институтов.

В условиях мировых геополитических реалий XXI века, для сохранения российской государственности, обеспечения безопасности и территориальной целостности современной России исключительно велика роль внутриполитических процессов, позиция руководства страны в их регулировании. Это обусловливает значение власти, ее авторитета, уровня воздействия на все стороны жизни народа, в том числе на обеспечение безопасности страны.

Обеспечение безопасности страны связано прежде всего с укреплением политической безопасности и стабильности России. Это обеспечивается посредством нормативно-правового закрепления таких политических отношений, форм власти, механизмов государственного управления, способов деятельности, выдвижения во власть политических лидеров и сил, которые обеспечили бы наиболее эффективное решение проблем преодоления кризиса, последующего устойчивого развития страны и укрепления ее суверенитета.

Политическая система — как сложный, динамичный механизм, она должна выражать интересы различных социальных групп, обеспечивать управление делами всего общества. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике, взаимосвязь граждан и государства. Осуществляемый государством надзор и контроль за деятельностью политической системы общества проводится в целях охраны прав и свобод граждан, иных лиц, а также выявления и пресечения нарушений действующего законодательства.

Политическая система России в значительной мере определяется принятой в 1993 г. Конституцией РФ. Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым социальным государством с республиканской формой правления. Единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Важно подчеркнуть, что политическая система РФ строится не по национальному

3 Кузнецов В. Социология безопасности. Программа учебного

курса.// Безопасность Евразии, №3(9), 2002.

признаку, а с учетом наличия в России многонационального населения, проживающего в основном по периметру российских границ. Федеральная российская политическая система выражает волю и интересы всех народов, проживающих на территории РФ.4

Существенным элементом российской политической системы является наличие в ее составе различных политических партий, общественно-политических движений, избирательных политических блоков и союзов. Конституция России провозглашает политическое многообразие и многопартийность.

Ядром политической системы Российской Федерации выступает само государство. Оно призвано быть не только самостоятельным субъектом политических отношений, выполнять возложенные на него задачи по управлению делами общества, но и создавать необходимые условия для реального обеспечения конституционных принципов организации и деятельности политической системы, реального действия политических прав и свобод граждан России.

Государство обладает монопольным правом в рамках контролируемой им территории на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, издание законов, нормативных актов, обязательных для всего населения, взимания налогов, различных платежей, право контроля за соблюдением законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения. И для этого государство обладает системой органов. В пограничном пространстве в настоящее время функционируют с той или иной степенью активности 18 министерств и ведомств.

Материально-природной основой политического сообщества является территория, в соединении с государством она превращается в социально-политическое пространство. Социальное в том смысле, что составляет среду для жизнедеятельности данного сообщества. Политическое — в смысле пространственных границ действия государственной власти.

В целом под политическими опасностями понимаются социальные явления, процессы и действия, которые способны подорвать власть и правовой порядок в стране, вызвать хаос, междоусобицы и конфликты, потерю национальной независимости, ослабить и разрушить государство, лишить граждан политических прав и свобод,

свести на нет возможности народа, общества, оппозиции воздействовать на власть. Как показывает опыт последних десятилетий, эти опасности в своем большинстве сконцентрировались и проявляются именно в пограничном пространстве.

По мнению ряда ученых, наблюдающих за политической жизнью в современной России, суть переживаемого Россией кризиса власти включает в себя:

1) превращение государственных институтов в нечто самодовлеющее, оторванное от общества, нацеленное на самосохранение и тем самым обреченное на постоянную борьбу со своим народом;

2) неумение и нежелание властных структур не только ограничивать себя в пользу общества, но даже признавать его право на свободное развитие;

3) полное нежелание государства предоставить право общественного контроля над собой, более того, абсолютная убежденность власти в своем праве (и даже долге) самому держать общество под постоянным жестким контролем;

4) подмена интересов народа и страны корпоративными интересами правящих политических и экономических элит.5

Особенно все это характерно для пограничного пространства России.

Для успешности усилий практически по всем направлениям, о которых шла речь выше, требуются серьезные, ответственные политические решения. По мнению некоторых политиков, главная проблема здесь заключается в том, что политический механизм в нашем государстве в его нынешнем виде не исполняет своей основной роли — создания и поддержания социально ориентированной, преследующей достижение общественных целей системы управления страной.

Политические институты недостаточно эффективно выполняют возложенные на них общественные функции. Правительство осуществляет в пограничном пространстве деятельность, часто непонятную обществу, не воспринимаемую им. Законодатели могут, конечно, критиковать правительство, могут даже давать ему советы, но повлиять на его действия, не говоря уже о его персональном составе, практически не в состоянии.

Законодательная деятельность Федерального собрания также имеет свою специфику. Поскольку значительная часть проектов законодательных

4 Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. Общая и прикладная политология // Уч.пособие. М., МГСУ. 1997.

5 М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. Основы обеспечения безопасности России.//ЗАО «Издательство «Экономика». 2003.

актов носит либо частный, либо формальный характер, обсуждение законопроектов в парламенте и внесение в них поправок слабо сказываются на реальном состоянии дел в обществе6.

Отношение к единству и целостности современной России должно быть основано на осознании властью своей ответственности перед нынешним и будущим поколениями многонационального народа нашей страны.

Российское общество находится в одном из самых глубоких социально-политических кризисов в своей истории. Уровень недоверия россиян к ходу радикально-модернизационных реформ не снижается. Это касается в полной мере пограничного пространства. Например, совершенно непонятными являются предложения Минэкономразвития России о ликвидации на государственной границе фитосанитарных пунктов.

При этом если до 1991 г. ключ к пониманию событий в стране находился в сфере политических отношений, то сейчас он неизбежно сместился в

6 Г. Явлинский. Какую экономику и какое общество мы собираемся построить и как этого добиться // Вопросы экономики. 2004. № 4. С. 22-23.

узел социально-экономических и межнациональных отношений, которые особенно сильны в пограничном пространстве. Центр тяжести многих вопросов, которые предстоит решать, находится именно здесь, в том числе вопросы обеспечения национальной безопасности России.

Государственные органы и структуры по мере возможности пытаются обеспечить национальную безопасность всеми имеющимися в их распоряжении средствами — политическими, экономическими, правовыми, организационными, но судя по результатам последних реформ, это у них мало получается. Общество все больше приходит к выводу о неспособности власти самостоятельно встать на позиции защиты большинства своих граждан, однако действенный механизм влияния на власть не создан. В этих условиях необходимым является срочное принятие закона, обеспечивающего реализацию принципа народного суверенитета. В противном случае есть риск, что обстановка может выйти из-под контроля и начнет развиваться по тбилисско-украинско-кир-гизскому сценариям...

Правовое обеспечение экономической безопасности - презентация онлайн

ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ЗНАНИЙ, А КАЧЕСТВО ИХ. МОЖНО ЗНАТЬ ОЧЕНЬ МНОГОЕ, НЕ ЗНАЯ САМОГО НУЖНОГОКРЮКОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ Контакты:

E-mail: [email protected]

Тел.: +7-915-148-08-88ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ к. ю. н., Крюков Владимир ВасильевичТема лекции: Законодательство Российской Федерации об обеспечении экономической безопасности Опасность — объективно существующая возможность негативного воздействия на общество, личность, государство, природную среду, предприятие, в результате которого им может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий их состояние, придающий их развитию нежелательные динамику или параметры. Опасность — вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения вреда кому-либо, чему-либо, определяемая наличиемКлассификация опасности может быть следующая. 1. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий (вызов, угроза, риск). 2. В соответствии с причинно-следственной обусловленностью: причиняющая ущерб непосредственно здоровью и жизни личностей (граждан); делающая это косвенно вследствие сокращения или опустошения территории и разрушения уклада духовной и общественной жизни. 3. По источникам возникновения опасности: естественно-природная; техногенная; социальная. 4. По степени вероятности: реальная; потенциальная. 5. По уровню (размаху и масштабам возможных негативных последствий): международная (глобальные и региональные в смысле регионов мира); национальная, локальная (или региональная в смысле регионов страны); частная (фирм и личности). 6. По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.Угроза — наиболее конкретная и непосредственная форма опасности или совокупность условий и факторов, создающих опасность для интересов государства, общества, предприятий, личности, а также национальных ценностей и национального образа жизни. Угрозы — это негативные изменения во внешней политической, экономической или природной среде, которые наносят ощутимый реальный либо потенциальный ущерб государству в целом, его структурным элементам и непосредственно жизненным, политическим, экономическим интересам граждан России. Угрозы можно классифицировать по различным признакам, в том числе: — по видам человеческой деятельности (политические, экономические, социальные, правовые, военные, экологические, демографические, научные, технологические, интеллектуальные, информационные и т.п.); — по источнику (внутренние — источник находится на территории России, внешние — источник расположен заОпределение экономической безопасности «Экономическая безопасность — это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Это состояние экономических, юридических, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научнотехническое и социальное развитие». «Экономическая безопасность — состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития». «Экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества».Национальная экономическая безопасность (НЭБ) — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал. Национальная безопасность — защищенность жизненно важных интересов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образаФедеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» Основным документом, регулирующим вопросы обеспечения безопасности граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Предшествующий Закон РФ «О безопасности» был принят 5 марта 1992 г. и некоторые его пункты перестали отвечать требованиям современной действительности. Закон о безопасности предусматривает изменения по вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности России, и вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности личности.Документом устанавливается содержание деятельности в этой сфере. С этой целью определяются соответствующие полномочия и функции Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ, федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, а также муниципалитетов. Закон закрепляет за гражданами и общественными объединениями право на участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности. Наиболее важной частью Закона о безопасности можно назвать основные принципы обеспечения безопасности, которые регламентирует документ, а именно: соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексность применения органами власти политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности; приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности и взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности. В новом законопроекте предусмотрены 11 направлений деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной и экологической безопасности, а также безопасности личности.К новым положениям, представленным в Законе о безопасности, можно отнести также ст. 7 «Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности». В Законе говорится, что международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Определены основные цели международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. В гл. 2 разграничены полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности. Глава 3 посвящена Совету Безопасности: регламентированы его статус, основные задачи и функции, впервые определен статус Секретаря Совета Безопасности.Общие положения закона Статья 1. Предмет регулирования настоящего Феде-рального закона. Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).Статья 3. Содержание деятельности по обеспечению безопасности. Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: 1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; 2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; 3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности; 4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; 5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; 6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; 7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; 8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; 9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; 10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; 11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Полномочия Президента РФ в области обеспечения безопасности 1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности; 2) утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности; 3) формирует и возглавляет Совет Безопасности; 4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет; 5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения; 6) принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации: а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму; 7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с обеспечением защиты: а) информации и государственной тайны; б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности. Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности. Статья 13. Совет Безопасности. Статья 14. Основные задачи и функции Совета Безопасности. Статья 15. Состав Совета Безопасности. Статья 16. Секретарь Совета Безопасности. Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности. Статья 18. Решения Совета Безопасности.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года Данная Стратегия утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Реализация Стратегии призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации. Стратегия содержит шесть разделов: I. Общие положения. II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития. III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты. IV. Обеспечение национальной безопасности. V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии. VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года — официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. В Российской Федерации в целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизниОпределены основные направления обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности.В Стратегии определены и используются следующие основные понятия: — «национальная безопасность» — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства; — «национальные интересы Российской Федерации» — совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства; — «угроза национальной безопасности» — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства; — «стратегические национальные приоритеты» — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности; — «система обеспечения национальной безопасности» — силы и средства обеспечения национальной безопасности;НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В разделе определены следующие национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу: — развитие демократии и гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной экономики; — обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; — превращение Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ Национальные приоритеты устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу: — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения; — экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал; — наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства; — экология живых систем и рациональное природопользование и др.Экономический рост Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности. Основными стратегическими целями обеспечения национальной безопасности согласно Стратегии являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран — лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах. Обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, совершенствования финансовой и банковской системы в Российской Федерации и др. Важным аспектом экономического роста является энергетическая безопасность. Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества, эффективное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности отечественных производителей, предотвращение возможного дефицита топливноэнергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения.Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации Включает четыре основных раздела. I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ. II. Угрозы экономической безопасности РФ. III.Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности РФ. IV. Меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности: 1. Мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности РФ. 2. Разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности РФ. 3. Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности РФ.Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности РФ. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (далее — Государственная стратегия) является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие трипять лет. Цель Государственной стратегии — обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военнополитической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.Объектами экономической безопасности РФ являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности. Государственная стратегия включает в себя: 1) характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу; 2) определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности РФ; 3) формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.Угрозы экономической безопасности РФ. 1. 2. 3. 4. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности Деформированность структуры российской экономики Возрастание неравномерности социальноэкономического развития регионов Криминализация общества и хозяйственной деятельностиДля определения критериев и параметров, отвечающих требованиям экономической безопасности РФ, необходимо учитывать следующее. 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства. 2. Приемлемый уровень жизни населения и возможность его сохранения. 3. Устойчивость финансовой системы, определяемую уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты 4. Рациональную структуру внешней торговли, обеспечивающую доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок 5. Поддержание научного потенциала страны и сохранение ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса 6. Сохранение единого экономического пространства и широких межрегиональных экономических отношений 7. Создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности 8. Определение и обеспечение необходимого государственного регулирования экономических процессов, способного гарантировать нормальное функционирование рыночной экономики как в обычных, так и в экстремальных условияхИные ФЗ в области обеспечения экономической безопасности 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г. № Пр-1387. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности». Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17). Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730—1 «О государственной границе Российской Федерации» и др.ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ - Что такое экономическая безопасность; в чем состоит ее предмет, объект и основное содержания - Какие вопросы экономической безопасности содержатся в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года? - В чем состоит основное значение Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации? - Какие Вы знаете государственные органы обеспечения экономической безопасности? - Какая роль в обеспечении экономической безопасности принадлежит Совету Безопасности Российской Федерации? 1. 2. 3. 4. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ Понятие, предмет, содержание и объекты экономической безопасности. Вопросы экономической безопасности в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Методы обеспечения экономической безопасности.

Правовое обеспечение экономической безопасности предприятия - презентация онлайн

«Правовое обеспечение экономической безопасности предприятия»Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности. Для каждого предприятия «внешние» и «внутренние» угрозы сугубо индивидуальны. Вместе с тем, указанные категории включают отдельные элементы, которые приемлемы практически к любому субъекту хозяйственной деятельности.К внешним угрозам и дестабилизирующим факторам можно отнести противоправную деятельность криминальных структур, конкурентов, фирм и частных лиц, занимающихся промышленным шпионажем либо мошенничеством, несостоятельных деловых партнеров, ранее уволенных за различные проступки сотрудников предприятия, а также правонарушения со стороны коррумпированных элементов из числа представителей контролирующих и правоохранительных органов. К внутренним угрозам и дестабилизирующим факторам относятся действия или бездействия (в том числе умышленные и неумышленные) сотрудников предприятия, противоречащие интересам его коммерческой деятельности, следствием которых могут быть нанесение экономического ущерба компании, утечка или утрата информационных ресурсов (в том числе сведений, составляющих коммерческую тайну и / или конфиденциальную информацию), подрыв ее делового имиджа в бизнескругах, возникновение проблем во взаимоотношениях с реальными и потенциальными партнерами (вплоть до утраты важных контрактов), конфликтных ситуаций с представителями криминальной среды, конкурентами, контролирующими и правоохранительными органами, производственный травматизм или гибель персонала и т.д.Задачи. Принципы построения. Основные элементы Количественный и качественный анализ перечисленных выше угроз позволяет сделать вывод о том, что надежная защита экономики любой компании возможна только при комплексном и системном подходе к ее организации. В связи с этим в лексиконе профессионалов, занимающихся обеспечением безопасности бизнеса коммерческих структур, появился термин «система экономической безопасности» предприятия. Системой экономической безопасности предприятия (СЭБ) является комплекс организационно-управленческих, нормативно-правовых, режимных, технических, профилактических и пропагандистских мер, направленных на качественную реализацию защиты интересов предприятия от внешних и внутренних угроз.К числу основных задач СЭБ любой коммерческой структуры относятся: – защита законных прав и интересов предприятия и его сотрудников; – сбор, анализ, оценка данных и прогнозирование развития обстановки; – изучение партнеров, клиентов, конкурентов, кандидатов на работу в компании; – своевременное выявление возможных устремлений к предприятию и его сотрудникам со стороны источников внешних угроз безопасности; – недопущение проникновения на предприятие структур экономической разведки конкурентов, организованной преступности и отдельных лиц с противоправными намерениями; – противодействие техническому проникновению в преступных целях; – выявление, предупреждение и пресечение возможной противоправной и иной негативной деятельности сотрудников предприятия в ущерб его безопасности; – защита сотрудников предприятия от насильственных посягательств; – обеспечение сохранности материальных ценностей и сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия; – добывание необходимой информации для выработки наиболее оптимальных управленческих решений по вопросам стратегии и тактики экономической деятельности компании; – физическая и техническая охрана зданий, сооружений, территории и транспортных средств; – формирование среди населения и деловых партнеров благоприятного мнения о предприятии, способствующего реализации планов экономической деятельности и уставных целей; – возмещение материального и морального ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий организаций и отдельных лиц; – контроль за эффективностью функционирования системы безопасности, совершенствование ее элементов.Построение СЭБ предприятия должно осуществляться на основе соблюдения принципов: – законности; – прав и свобод граждан; – централизованного управления; – компетентности; – конфиденциальности; – разумной достаточности, соответствия внешним и внутренним угрозам безопасности; – комплексного использования сил и средств; – самостоятельности и ответственности за обеспечение безопасности; – передовой материально-технической оснащенности; – корпоративной этики; – координации и взаимодействия с органами власти и управления.К основным элементам СЭБ предприятия относятся: 1) защита коммерческой тайны и конфиденциальной информации; 2) компьютерная безопасность; 3) внутренняя безопасность; 4) безопасность зданий и сооружений; 5) физическая безопасность; 6) техническая безопасность; 7) безопасность связи; 8) безопасность хозяйственно-договорной деятельности; 9) безопасность перевозок грузов и лиц; 10) безопасность рекламных, культурных, массовых мероприятий, деловых встреч и переговоров; 11) противопожарная безопасность; 12) экологическая безопасность; 13) радиационно-химическая безопасность; 14) конкурентная разведка; 15) информационно-аналитическая работа; 16) пропагандистское обеспечение, социально-психологическая, предупредительнопрофилактическая работа среди персонала и его обучение по вопросам экономической безопасности; 17) экспертная проверка механизма системы безопасности.Для юридически правильного, эффективного и всестороннего использования СЭБ в защите интересов предприятия от всех видов недоброжелателей требования по обеспечению безопасности бизнеса принципы излагаются в соответствующих приказах руководителя, трудовых договорах с сотрудниками и их должностных обязанностях, специальных инструкциях, положениях, контрактах с деловыми партнерами и т.д. После чего доводятся до персонала под роспись в процессе занятий и инструктажей. Все основные положения политики безопасности должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, состав и содержание которых определяются спецификой объекта. Однако, как правило, ни одна организация не может обойтись без положений о коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети, правил, разграничивающих доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах, правил допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка критичной информации, порядка проведения служебного расследования по факту нарушения правил безопасности и т.д.Разработанные документы определяют функции, необходимые для организации работы администрации предприятия и службы безопасности, а также контрольно-проверочные и другие специальные функции, осуществляемые ими в процессе деятельности. Основными функциями являются: • административно-распорядительная – подготовка решений по поддержанию режимов безопасности и конфиденциальности; определению положений, прав, обязанностей и ответственности должностных лиц по вопросам безопасности, а также по осуществлению представительских функций предприятия в данной области ее деятельности; • хозяйственно-распорядительная – определение (совместно с другими подразделениями предприятия) ресурсов, необходимых для решения задач по обеспечению безопасности предприятия, подготовка и проведение мероприятий организационно – технического и правового характера, направленных на сохранность его собственности, в том числе интеллектуальной; • учетно-контрольная – определение критически важных направлений финансово-экономической, производственно – коммерческой и других видов деятельности, подлежащих защите, а также возможных каналов утечки информации и других угроз финансовой стабильности и устойчивости предприятия, оценка источников их возникновения; налаживание действенного контроля;• организационно-техническая – создание организационной структуры СБ, а также других структур по отдельным направлениям работы (защита информации, экономическая безопасность); организация взаимодействия между отдельными структурными подразделениями предприятия, способствующими достижению целей политики безопасности; • планово-производственная – разработка комплексных программ и отдельных планов обеспечения безопасности предприятия, подготовка и проведение соответствующих мероприятий; • материально-техническая – направляемая на материально – техническое и технологическое обеспечение деятельности СБ, оснащение ее специальной техникой; • научно-методическая – накопление и распространение передового опыта в области обеспечения безопасности; организация обучения сотрудников других подразделений (в необходимом им объеме); • информационно-аналитическая – сбор, накопление и обработка данных, относящихся к сфере безопасности, создание и использование необходимых для этого технических и методических средств.При анализе финансового состояния предприятия (фирмы) представляет также интерес показатель вероятности банкротства Z, который отражает финансовую устойчивость предприятия (фирмы). Он оценивается по следующей формуле: Оборотные активы Нераспреде ленная прибыль Z 1,2 1,4 Абсолютные активы Абсолютные активы Рыночная стоимость обычных и привилегированных акций 0,6 Абсолютные активы Доход от основной деятельности Доход от продаж 3,3 1,0 . Абсолютные активы Абсолютные активы В зависимости от величины показателя Z определяется вероятность банкротства предприятия (фирмы): до 1,8 — очень высокая; 1,81—2,7 — высокая, 2,71—3,0 — возможная; более 3 — очень низкая. Если получено низкое значение Z, то это следует понимать как сигнал опасности, показывающий необходимость более глубокого анализа причин, вызвавших снижение этого показателя экономической безопасности предприятия (фирмы).Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности. Соответственно, роль подразделения, ответственного за проведение данной работы на предприятии, выполняющего функции соблюдения правил политики безопасности и плана защиты, управления средствами защиты, контроля за правильностью их эксплуатации, выявления попыток и фактов нарушений и принятия мер по их нейтрализации, также выходит на первый план. Ослабление практически любой составляющей инфраструктуры предприятия непосредственно отражается на его безопасности, поэтому процесс управления предприятием находятся в тесной взаимосвязи с вопросами безопасности.- В чем состоит система мер правового характера по обеспечению экономической безопасности предприятия. - Какие проблемы правового обеспечения экономической безопасности российских предприятий вы видите? - Как влияет уставная деятельность предприятий на прогнозирование их банкротства?1. Показатели финансовой безопасности предприятия. 2. Признаки несостоятельности (банкротства) предприятия. 3. Прогнозирование банкротства предприятия. 4. Ключевые правовые вопросы, связанные с банкротством предприятия?


Смотрите также