Работа командира по обеспечению безопасности военной службы


Деятельность командира (начальника) по обеспечению безопасности военной службы при организации основных видов деятельности войск (боевое дежурство, боевая подготовка, работы на вооружении и военной технике, несение службы суточного наряда), а также по защите личного состава от наиболее опасных (вредных) факторов военной службы (обеспечение пожарной, взрывной, химической, радиационной, экологической безопасности, электробезопасности)

Бесплатная консультация по вопросам приобретения жилья для военнослужащих

4. Соблюдение правил обращения с оружием и боеприпасами. Оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества являются неотъемлемым компонентом жизнедеятельности войск. Они представляют повышенную опасность для военнослужащих и окружающих. Исходя из этого необходимо:

- добиваться от подчиненных твердых знаний своего оружия;

- требовать от подчиненных знания и соблюдения правил и мер безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, регламентированные требованиями наставлений, руководств, инструкций;

- исключать возможность гибели или ранения военнослужащих при выполнении боевых задач, боевого дежурства, караульной и гарнизонной службы, на учебных занятиях, стрельбах и во время чистки оружия.

5. Контроль за соблюдением подчиненными правил техники безопасности при эксплуатации техники, вооружения и проведении строительных и хозяйственных работ. Жесткий контроль за строгим и точным соблюдением подчиненными правил при эксплуатации техники и вооружения является следующим направлением работы прапорщиков. Безопасность при эксплуатации и ремонте боевой, транспортной, специальной техники и вооружения, при обращении с аварийно, химически опасными веществами, проведении тактических учений, занятий по боевой подготовке, проведении строительных и хозяйственных работ должна обеспечиваться:

- правильной организацией внутренней службы;

- твердым знанием личным составом материальной части вооружения и техники, правил их эксплуатации, ремонта, обслуживания и хранения;

- содержанием в исправном состоянии вооружения и техники, средств обслуживания и ремонта;

- соблюдением требований нормативных документов, руководств и наставлений;

- твердым знанием и точным выполнением установленных правил и мер техники безопасности.

Правила безопасности должны выполняться при любых условиях независимо от каких-либо обстоятельств. Никакие обстоятельства не могут быть оправданием для нарушения техники безопасности.

Таковы основные направления деятельности командиров по сохранению жизни и здоровья своих подчиненных. Но каждое подразделение имеет свои специфические задачи, которые накладывают определенные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого при рассмотрении вопросов обеспечения безопасности военной службы в конкретном подразделении необходимо учитывать его специфику.

Таким образом, обеспечение безопасности военной службы в современных условиях является важным фактором боеготовности части и подразделения. И здесь постоянная работа по обеспечению БВС является залогом безопасной службы, способствующим сохранению жизни и здоровья своих подчиненных.

§ 8. Деятельность командира по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации

Важнейшим и наиболее емким показателем качественного состояния Вооруженных Сил Российской Федерации является высокая боевая готовность частей и подразделений. Необходимыми же условиями ее обеспечения выступают крепкая воинская дисциплина и твердый правопорядок в войсках.

Меры по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины, организации службы войск и совершенствованию воспитательной работы тесно связаны с системой практических мер по управлению обеспечением безопасности военной службы в войсках (приказ министра обороны Российской Федерации «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы» от 29 июня 1999 г. № 280).

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Право военнослужащих на здоровые и безопасные условия воинского труда является составной частью более широкого конституционного права граждан на охрану здоровья, гарантированного ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Правовую основу обеспечения безопасности определяет Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I. Значимость этого документа состоит в том, что он закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, принципиально меняет взгляды на концепцию безопасности, выдвигая на первое место основное право гражданина — на охрану жизни и здоровья.

Безопасность военной службы является одной из составляющих безопасности человека. Забота о безопасности человека активизируется и в военной сфере. Директивой министра обороны Российской Федерации от 12 июля 1997 г. № Д-10 утверждена Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, определившая объекты и субъекты безопасности военной службы, принципы ее обеспечения, угрозы безопасности военной службы и направления обеспечения безопасности военной службы.

Под безопасностью военной службы понимается такое состояние военной службы, которое обеспечивает защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение к п. 1 Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной директивой министра обороны Российской Федерации 1997 г. № Д-10).

Применительно к рассматриваемому вопросу необходимо уяснить содержание терминов, употребляемых в данной сфере отношений, где военнослужащие являются объектом безопасности военной службы, а ее субъектами — органы военного управления и воинские должностные лица, которые должны в повседневных условиях осуществлять обеспечение безопасности военной службы.

Угрозы безопасности военной службы — совокупность факторов, создающих опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Выделяются опасные физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные факторы, формирующие угрозы безопасности военной службы.

Опасные физические, химические, биологические и психофизиологические факторы классифицируются в соответствии с положениями Системы стандартов безопасности труда (ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ).

Правовое регулирование безопасности военной службы должно охватывать:

— разработку общих норм безопасности военной службы, правил техники безопасности и санитарии;

— проведение профилактических мероприятий, направленных на создание благоприятных условий военной службы, предупреждение травматизма и профессиональных заболеваний, что обеспечивается выполнением установленных требований безопасности при выполнении обязанностей военной службы, выполнением требований безопасности при создании и принятии на вооружение, на снабжение и в эксплуатацию новых образцов вооружения и военной техники;

— создание благоприятных условий военной службы и обеспечение ее безопасности в процессе исполнения военнослужащими служебных обязанностей;

— закрепление в законе дополнительных мер по безопасности военной службы отдельных категорий военнослужащих;

— осуществление регулярного государственного надзора за безопасностью военной службы.

Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации выделяет принцип приоритетности сохранения жизни и здоровья военнослужащих при организации повседневной деятельности как основополагающий принцип обеспечения безопасности военной службы в войсках.

Основными видами безопасности военной службы являются:

— безопасность боевого дежурства и боевой службы;

— безопасность боевой подготовки;

— безопасность эксплуатации вооружения и военной техники;

— безопасность специальных занятий и работ;

— безопасность несения караульной, внутренней и гарнизонной служб и др.

Направлениями обеспечения безопасности военной службы военнослужащих являются:

— правовое — подготовка соответствующих нормативных правовых актов, улучшение правоисполнительной деятельности по реализации жизненно важных интересов военнослужащих;

— социально-экономическое — совершенствование бытового обеспечения личного состава (обеспечение казарменно-жилищным фондом, торгово-бытовое, банно-прачечное обслуживание, водоснабжение);

— организационно-техническое — подготовка военнослужащих (обучение, проведение инструктажей и др.), разработка стандартов для различных видов военно-служебной деятельности;

— морально-психологическое;

— медицинское — осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за условиями жизни и быта, проведение лечебно-профилактических мероприятий и т. д.

Содержание работы по обеспечению безопасности военной службы определяется системой мероприятий, которые можно свести в несколько групп в соответствии с видами безопасности военной службы (п. IV приложения к п. 1 Концепции безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

1. Мероприятия, непосредственно направленные на поддержание крепкой воинской дисциплины в части. К ним относятся меры по обеспечению: воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств и сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов, порядка взаимоотношений между военнослужащими, строгого соблюдения ими формы одежды, правил поведения и воинской вежливости и др.

2. Мероприятия по поддержанию уставного порядка:

— установление и обеспечение точного соблюдения распорядка дня;

— правильное размещение личного состава, вооружения, боевой техники и военного имущества;

— надлежащее оборудование и поддержание порядка в казармах, караульных помещениях, на охраняемых объектах, в местах несения службы составом суточного наряда, парках и военных городках;

— регулирование движения, эксплуатация транспортных средств и организация комендантской службы; охрана и конвоирование арестованных и осужденных;

— организация участия войск в парадах, демонстрациях и митингах;

— отдание воинских почестей при погребении умерших военнослужащих, охрана памятников, могил погибших воинов и возложение венков к ним и др.

3. Мероприятия, обеспечивающие поддержание постоянной боевой готовности части. К ним относятся меры по обеспечению безопасности: боевого дежурства (боевой службы); боевой подготовки (в том числе полетов, мореплавания, а также при совершении маршей, учений, боевых стрельб (пусков), походов кораблей); эксплуатации вооружения и военной техники; специальных занятий и работ; несения караульной, внутренней (дежурной и вахтенной) и гарнизонной служб; военнослужащих, привлекаемых к работам на предприятиях; подъема подразделений и частей по тревоге; надежной охране и обороне боевых знамен, хранилищ с вооружением, боевой и другой техникой, боеприпасами и другим военным имуществом и др.

4. Мероприятия, имеющие целью обеспечение безопасности деятельности войск, организацию пожарной безопасности и охраны окружающей среды: установление требований безопасности при выполнении стрельб, вождении боевой и другой техники, проведении занятий и учений, выполнении различного вида работ, борьба с пожарами и бедствиями, экологические мероприятия и др.

В основе правового регулирования безопасности военной службы лежат положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации. К источникам правового регулирования относятся также иные акты законодательного и нормативного правового характера, регламентирующие отдельные вопросы организации службы войск; приказы и директивы министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации и командующих войсками военных округов и флотов; инструкции, положения и другие документы, разрабатываемые в войсках по вопросам организации службы войск и безопасности военной службы в соответствии с требованиями общевоинских уставов и с учетом конкретных условий службы.

Единого нормативного правового акта, регулирующего вопросы безопасности военной службы военнослужащих, не существует. В то же время действуют многочисленные инструкции, положения, уставы и наставления, регулирующие в том числе вопросы безопасности при выполнении конкретных мероприятий: учения, стрельбы, выполнение боевых задач (несение караула, боевой службы и дежурства) и т. д. Данное направление безопасности военной службы обеспечивается системой зачетов, допусков к самостоятельному управлению сложным техническим средством, инструктажей по технике безопасности при проведении различных работ.

Командир (начальник) в мирное и военное время отвечает и за безопасность военной службы (ст. 72 УВС ВС РФ).

Обязанности воинских должностных лиц по созданию здоровых и безопасных условий военной службы закреплены в уставах, положениях, инструкциях, в распорядке дня, регламенте служебного времени и других служебных документах, регламентирующих быт и условия военной службы.

Так, в соответствии с УВС ВС РФ командир (начальник) обязан принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, устанавливать необходимые требования безопасности на боевом дежурстве (боевой службе), при работах с вооружением и военной техникой, при совершении марша, при проведении учений, боевых стрельб (пусков), полетов, походов кораблей, выполнении других мероприятий, своевременно доводить эти требования безопасности до подчиненных и требовать строгого их выполнения. Перед началом занятий, работ и других мероприятий служебной деятельности командир обязан лично убедиться, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия, подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении (ст. 77 УВС ВС РФ).

Непосредственные обязанности по обеспечению безопасных условий военной службы осуществляют конкретные командиры (начальники) структурных подразделений.

Основным элементом организации обеспечения безопасности военной службы является планирование мероприятий.

Планирование безопасности военной службы осуществляется на основе решения командира и его указаний, является составной частью общего планирования повседневной деятельности воинской части на период обучения и должно осуществляться совместно с планированием боевой подготовки.

Руководство планированием осуществляет командир воинской части. Он определяет исходные данные по организации обеспечения безопасности военной службы, уточняет круг должностных лиц, привлекаемых к планированию, устанавливает количество, порядок и сроки разработки документов, направляет и контролирует работу подчиненных.

Командир части на основе глубокого изучения руководящих документов, всесторонней оценки обстановки, а также достигнутых результатов и задач, стоящих перед частью, принимает решение на организацию обеспечения безопасности военной службы. Решение должно быть принято своевременно, в полном соответствии с требованиями общевоинских уставов и других руководящих документов. Оно должно быть всесторонне обоснованным и позволять наиболее эффективно использовать возможности подчиненных для выполнения поставленных задач.

Успешное выполнение предъявленных к решению на организацию обеспечения безопасности военной службы требований, особенно его обоснованности и своевременности принятия, зависит прежде всего от глубоких знаний, а также опыта и воли командира. Однако многогранность и сложность работы командира по руководству повседневной деятельностью части объективно обусловливает необходимость привлечения к работе по выработке решения на организацию службы войск офицеров штаба и других должностных лиц.

Практика войск показывает, что работа командира и штаба может быть плодотворной лишь тогда, когда они хорошо знают все вопросы обеспечения безопасности военной службы и обладают необходимыми навыками в ее организации.

Элементы решения командира на организацию службы войск в части должны быть взаимосвязаны и объединены общим замыслом, который предусматривает, какими силами и средствами, способами, в какой последовательности и в какие сроки должны быть выполнены основные мероприятия по организации службы войск для качественного выполнения плана боевой подготовки, повышения боеготовности части. Решение командира части на организацию обеспечения безопасности военной службы, как правило, в виде отдельного документа не оформляется, однако командир части на совещании доводит до своих заместителей, начальников служб и командиров подразделений его основные элементы.

Кроме того, основные мероприятия по организации службы войск юридически оформляются включением отдельного раздела в установочный приказ на период обучения (см. подробнее § 2 гл. 2 настоящего издания).

Практика войск показывает, что от степени конкретизации положений по службе войск, их обоснованности, соответствия требованиям общевоинских уставов и других руководящих документов применительно к условиям обстановки для данной части, подразделения во многом зависят успех несения службы лицами суточного наряда и поддержание в подразделениях уставного порядка. Поэтому офицеры штаба части, приступая к разработке документов, должны в первую очередь изучить и твердо знать уставные положения, определяющие порядок их составления, перечень необходимых документов, учесть все особенности жизни, быта и боевой учебы военнослужащих воинской части.

Планирование мероприятий по обеспечению безопасности военной службы должно обеспечивать наиболее целесообразное распределение времени, сил и средств для качественного выполнения задач боевой подготовки и укрепления воинской дисциплины. Оно должно быть своевременным, ясным, гибким и реальным.

Исходными данными для планирования службы войск являются:

— требования общевоинских уставов, приказов, директив и плана мероприятий по службе войск старшего командира (начальника);

— реальное состояние воинской дисциплины, службы войск и решаемые частью задачи.

Результаты работы по планированию службы войск и обеспечению безопасности военной службы находят отражение в соответствующих документах и должны быть доведены до командиров подразделений, всего личного состава к сроку, обеспечивающему качественное проведение всех мероприятий по подготовке подразделений и отдельных военнослужащих к несению службы в составе суточного наряда, выполнению обязанностей в соответствии с требованиями общевоинских уставов и организованному началу боевой учебы военнослужащими части.

На основании «Решения командира на организацию боевой подготовки и воспитательного процесса», «Плана боевой подготовки части на соответствующий учебный год», приказа командира «Об организации боевой подготовки, внутренней и караульной служб» и указаний вышестоящего штаба штаб части планирует мероприятия службы войск и безопасности военной службы на период обучения и отображает их в «Комплексном плане по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы на период обучения».

Мероприятия службы войск и безопасности военной службы отображаются также в «Перспективном плане морально-психологического обеспечения и воспитательной работы войсковой части на период обучения», разрабатываемом органами воспитательной работы.

Важное место в работе штаба по планированию службы войск и безопасности военной службы занимают такие мероприятия, как:

— ежемесячная разработка расписания методических занятий с офицерами, прапорщиками, сержантами по службе войск и безопасности военной службы;

— разработка распорядка дня части и регламента служебного времени;

— разработка штабом предложений командиру по распределению функциональных обязанностей должностных лиц части по организации службы войск и обеспечению безопасности военной службы;

— разработка штабом части инструкций должностным лицам суточного наряда;

— разработка штабом, заместителями командира части, начальниками служб инструкций (памяток) по требованиям безопасности по всем вопросам, решаемым в ходе повседневной жизни военнослужащих части (при несении боевого дежурства, работе с вооружением и техникой, при совершении марша, проведении учений, боевых стрельб (пусков), специальных занятий или работ, при несении караульной и внутренней служб и др.).

Ряд вопросов службы войск, имеющих сложную специфику решения, отражается отдельными планами. Так, в плане противопожарной защиты части определяются состав нештатной пожарной команды, перечень помещений и пунктов работ, в которые должны назначаться пожарные расчеты, перечень зданий и сооружений, подлежащих проверке в присутствии пожарного наряда при сдаче их под охрану, порядок проведения огнеопасных работ.

Контроль за организацией и безопасностью военной службы должен быть направлен на конечный результат — улучшение состояния службы войск и безопасности военной службы в данном подразделении, части и в целом повышение боевой готовности. Суть организации контроля не только в самом факте проверки. Контроль службы войск и безопасности военной службы включает в себя:

— планирование, подготовку групп проверяющих, проведение проверки и устранение выявленных недостатков;

— анализ состояния службы войск и безопасности военной службы, разработку и издание приказов о состоянии службы войск в части, подведение итогов и проведение мероприятий, направленных на реализацию выводов по совершенствованию службы войск в части.

Организация контроля предполагает обязательную его плановость, компетентность проверяющих как в контролируемых вопросах, так и в способности их провести грамотный анализ вскрытых недостатков, выявить причины, их порождающие, и выдать практически реализуемые предложения по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Проведение проверок по вопросам, подлежащим постоянному контролю должностными лицами согласно обязанностям по занимаемой должности, должно планироваться с учетом конкретной обстановки, времени суток и года, решаемых подразделениями задач.

Обязательным элементом службы войск, подлежащим постоянному контролю, является проверка несения караульной службы. Опыт войск показывает, что проверка караула требует от проверяющего достаточно высокого уровня компетентности и ответственности и должна проводиться в строгом соответствии с требованиями УВС ВС РФ, методических рекомендаций по проверке гарнизонных и внутренних караулов воинских частей.

Для проведения периодических проверок по вопросам организации и состояния службы войск в части разрабатывается план проверки состояния подразделений и служб. При разработке планов проверок необходимо учитывать мероприятия, проводимые в данный период согласно плану боевой подготовки, а также мероприятия, проводимые вышестоящими штабами, в целях исключения дублирования проверяемых вопросов и дополнительного отрыва подчиненных от выполнения повседневных обязанностей.

При работе в подчиненных подразделениях по вопросам организации и состояния службы войск необходимо руководствоваться перечнем основных вопросов, подлежащих проверке в частях по службе войск.

Перечень вопросов, степень их детализации и объем проверки должны определяться в зависимости от ее целей, характера выполняемых проверяемым подразделением задач, состояния воинской дисциплины и службы войск, местных условий и других специфических особенностей. Необходимо учесть и то обстоятельство, что при проведении проверок по контролю за организацией и состоянием службы войск следует избегать громоздких, перенасыщенных планов работы. Рекомендуется составлять небольшой перечень проверяемых вопросов, но отрабатывать их глубоко, полностью, добиваясь разрешения всех проблем и устранения недостатков, выявленных в ходе проверки.

Наиболее объективной и эффективной формой контроля службы войск является контроль за фактическим состоянием дел командиром части, его заместителями, начальниками служб, офицерами штаба в подчиненных подразделениях. Эта форма позволяет на месте получить правильное представление о том, как понят подчиненными полученный приказ, как фактически выполняются требования общевоинских уставов, оказать квалифицированную практическую помощь в выявлении причин, порождающих имеющиеся недостатки, определении практически реализуемых мер по их устранению.

Проведенный анализ позволяет систематизировать обязанности должностных лиц по контролю за подготовкой и несением службы суточным нарядом.

Наиболее полно предъявляемым требованиям контроля отвечают комплексные проверки. Под комплексной проверкой службы войск понимается проводимая группой наиболее подготовленных офицеров штаба проверка в целях изучения организации и фактического состояния службы войск в подчиненных подразделениях и оказания практической помощи на местах по устранению выявленных недостатков.

В ходе проверки по конкретным направлениям необходимо прежде всего выяснить, за что отвечает проверяемое должностное лицо (подразделение), каковы его функциональные обязанности, правильно ли отражены в них требования уставов, наставлений, других руководящих документов.

Во время проверки не следует распылять усилия, пытаясь охватить множество вопросов. Так, при выявлении недостатков целесообразно обращать внимание не столько на их фиксацию, сколько на отыскание причин, их порождающих, на подготовку обоснованных, практически реализуемых предложений по их устранению, а главное — по их предотвращению.

Обязательным элементом комплексной проверки является оказание подчиненным практической помощи. Она может выражаться в оказании помощи по составлению плана устранения выявленных недостатков, в проведении инструкторско-методических и показных занятий, например, по методике подготовки суточного наряда и контролю за несением им службы, методике анализа и подведения итогов работы по укреплению воинской дисциплины, улучшению службы войск и др.

Результаты работы комплексной группы, как правило, фиксируются в актах, журналах учета или других документах. Но они сыграют положительную роль лишь в том случае, если их своевременно, в совокупности с данными о положении дел по службе войск из других источников, проана­лизируют соответствующие командиры и начальники, разработают конкретные мероприятия по совершенствованию организации и улучшению состояния службы войск в данном подразделении и части в целом и приступят к их реализации.

Анализ состояния безопасности военной службы должен производиться в неразрывном единстве с рассмотрением вопросов состояния воинской дисциплины и боевой готовности. Целью анализа является установление в части и подразделениях уставного порядка на основе выявления наиболее характерных недостатков по вопросам воинской дисциплины и службы войск и причин, их порождающих, раскрытия связи между проступками военнослужащих и обстоятельствами, при которых они совершены, а также определения и претворения в жизнь мероприятий по устранению и недопущению подобных недостатков и условий, способствующих их проявлению.

Завершающим этапом в работе по осуществлению контроля за организацией и состоянием службы войск и безопасностью военной службы в подчиненных подразделениях является подведение итогов.

Подведение итогов по вопросам состояния службы войск проводится, как правило, совместно с подведением итогов по вопросам состояния воинской дисциплины и боевой подготовки. Подведение итогов с рассмотрением вопросов состояния воинской дисциплины и службы войск проводится: в батальоне, полку — за месяц; в роте (группе) — за неделю; в отделении — за день.

Подведение итогов проводится со всеми категориями военнослужащих. В роте, группе, батальоне — отдельно с офицерами, прапорщиками и сержантами на служебных совещаниях, со всем личным составом — на общем собрании. В части — с командирами подразделений и их заместителями, офицерами управления части, в отдельных случаях со всем офицерским составом части — на собрании офицеров. Практика войск показывает, что с наибольшей пользой проходят подведения итогов в подразделениях, когда в них принимают участие командиры частей, представители вышестоящих штабов. Это дает им возможность получить дополнительную информацию о фактическом состоянии дел, оперативно решить вопросы, требующие вмешательства вышестоящей инстанции. Подведение итогов тщательно готовится офицерами штаба.

Материалы анализов и подведения итогов по состоянию воинской дисциплины и службы войск оформляются письменно и хранятся в штабе части в течение года. Все планирующие документы по службе войск, контрольные экземпляры инструкций должностных лиц суточного наряда, копии приказов командира части по вопросам организации службы войск учитываются установленным порядком в строевой части и хранятся в отдельном деле ведения служебного делопроизводства.

По итогам службы войск за месяц командир части делает анализ, в котором дает оценку несения внутренней и караульной служб подразделениями части, делает выводы и определяет задачи на следующий месяц. Разработанные в части документы по службе войск доводятся до всех категорий личного состава в части, их касающейся.

Задачи по службе войск на очередной месяц доводятся до офицеров и прапорщиков на совещании при подведении итогов службы войск и воинской дисциплины за месяц и уточняются еженедельно. При уточнении задач командир части вначале заслушивает командиров подразделений (начальников служб), начальника штаба части о положении дел, кратко подводит итоги за неделю, а затем определяет задачи на следующую неделю с указанием конкретных мероприятий по совершенствованию службы войск, сроков исполнения и исполнителей. Если по условиям жизни части в ходе боевой подготовки возникает необходимость изменить установленный в начале учебного года или летнего периода обучения порядок несения службы, то эти изменения объявляются приказом командира части и доводятся до всего личного состава, а их мероприятия включаются в календарные планы на каждый месяц.

[0619-ok]

Рабочий опорный конспект с планом проведения занятия см. в doc формате

1. Деятельность командира (начальника) по обеспечению безопасности военной службы при организации основных видов деятельности войск (боевое дежурство, боевая подготовка, работы на вооружении и военной технике, несение службы суточного наряда), а также по защите личного состава от наиболее опасных (вредных) факторов военной службы (обеспечение пожарной, взрывной, химической, радиационной, экологической безопасности, электробезопасности).

Уровень безопасности военной службы в воинской части (подразделении) во многом зависит от командира, от имеющихся в его распоряжении возможностей и степени профессиональной подготовленности и опыта.

Непосредственная организация безопасного выполнения задач (работ) личным составом в повседневной деятельности заключается в проведении специальных организационных мероприятий при выполнении этих задач (работ). Она проводится по этапам выполнения личным составом каждой задачи (работы) в повседневной деятельности.

При подготовке к выполнению задач (работ) командиром подразделения (руководителем занятия, работы) до личного состава доводятся требования безопасности (проводятся в том числе специальные занятия и целевые инструктажи), оценивается состояние здоровья и морально-психологическое состояние каждого военнослужащего, при необходимости проводятся устный опрос знаний и проверка навыков безопасного выполнения задачи (работы). Личный состав, заступающий на боевое дежурство (боевую службу), в караул, наряд по столовой, подвергается медицинскому осмотру; с водителями, выезжающими из парка, также проводится предрейсовый медицинский осмотр.

Проблемы обеспечения БВС детализируются в Общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ, например, в статье 81 Устава внутренней службы ВС РФ.

Меры, принимаемые командиром (начальником) по обеспечению безопасности военной службы, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.

В процессе выполнения задачи (работы) командир подразделения (руководитель занятия, работы, командир дежурных сил, начальник караула), все прямые начальники до командира соединения (части) включительно, а также начальники служб по специальности обязаны контролировать соблюдение личным составом требований безопасности. Все нарушения требований безопасности должны своевременно выявляться и пресекаться. Выполнение личным составом работ с вооружением и военной техникой, ремонтно-строительных и хозяйственных работ, проведение занятий по боевой подготовке, эксплуатация транспортных средств в случае выявления нарушений личным составом требований безопасности, которые могут привести (привели) к травме, аварии, взрыву, пожару, отравлению, должны немедленно прекращаться; с личным составом организуется внеплановый инструктаж. В случае аналогичных нарушений требований безопасности при несении боевого дежурства (боевой службы), караульной службы военнослужащие, их допустившие, отстраняются от выполнения этих задач.

Перед началом занятий, работ или других мероприятий служебной деятельности командир обязан лично убедиться, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия, а подчиненные усвоили доведенные до них требования и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении.

Правильный методический подход к выполнению этих требований в повседневной жизнедеятельности частей и подразделений возможен только при высоком уровне методического мастерства командиров и начальников всех степеней.

Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации требуют от каждого военнослужащего строгого соблюдения требований безопасности военной службы. В этих целях он обязан:

- изучать безопасные методы и приемы исполнения своих должностных и специальных обязанностей, инструктироваться по требованиям безопасности военной службы, стажироваться на месте исполнения указанных обязанностей, а также проходить проверки теоретических знаний и практических навыков по выполнению требований безопасности;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, а в необходимых случаях уметь использовать лечебно-профилактические средства и оказывать первую помощь; немедленно докладывать своему непосредственному командиру (начальнику) о любой сложившейся по вине военнослужащих ситуации, угрожающей жизни и здоровью военнослужащих, жизни, здоровью и имуществу местного населения либо причинением вреда окружающей среде, а также о каждом факте получения им или другим военнослужащим увечий (ранений, травм, контузий) при выполнении мероприятий повседневной деятельности или об ухудшении состояния своего здоровья;

- проходить в установленные сроки медицинские осмотры (обследования).

Глава 7. Безопасность военной службы

Общие положения

317. Безопасность военной службы заключается в поддержании в полку (подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).

Общими условиями обеспечения безопасности военной службы в полку (подразделении) являются:

поддержание воинской дисциплины;

обеспечение удовлетворительного морально-психологического состояния и состояния здоровья военнослужащих;

обеспечение пожарной безопасности;

соблюдение определенных настоящим Уставом правил внутреннего порядка;

обеспечение социальной защиты военнослужащих в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

обеспечение удовлетворительного санитарно-эпидемического состояния полка.

318. В целях обеспечения безопасности военной службы приказом командира полка (приложение N 9) создается постоянно действующая комиссия по безопасности военной службы под председательством одного из его заместителей, которая организует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности военной службы.

Обязанности основных должностных лиц полка по обеспечению

безопасности военной службы

319. Командир полка отвечает за безопасность военной службы в полку. В целях организации и постоянного обеспечения безопасности военной службы в дополнение к обязанностям командиров (начальников), изложенным в статьях 75-86настоящего Устава, он обязан:

выявлять, анализировать и прогнозировать опасные факторы военной службы, создающие угрозу военнослужащим, а также местному населению, его имуществу и окружающей среде при выполнении полком и его подразделениями мероприятий повседневной деятельности;

принимать решение на обеспечение безопасности военной службы, в котором определяются: меры по ограничению (нейтрализации) опасных факторов военной службы; требования безопасности при выполнении полком и его подразделениями мероприятий повседневной деятельности с учетом особенностей деятельности личного состава; комплекс обязательных к проведению организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности военной службы (статья 325настоящего Устава);

ставить задачи подчиненным командирам (начальникам) по обеспечению безопасности военной службы, руководить работой комиссии по безопасности военной службы;

осуществлять постоянный контроль за выполнением требований безопасности военной службы в ходе повседневной деятельности подразделений (служб);

определять в полку на основании типового перечня для Вооруженных Сил перечень разовых (не относящихся к должностным обязанностям военнослужащих) работ с повышенной опасностью и порядок их безопасного (безаварийного) выполнения;

обеспечивать поддержание вооружения и военной техники, зданий, сооружений, оборудования, а также мест исполнения должностных и специальных обязанностей (рабочих мест) в состоянии, соответствующем санитарным требованиям и требованиям безопасности военной службы; не реже одного раза в два года организовывать проведение в полку аттестации мест исполнения военнослужащими должностных и специальных обязанностей (рабочих мест) на их соответствие условиям военной службы в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации;

организовывать в соответствии с гарнизонным планом взаимодействия с территориальными органами гражданской обороны участие сил и средств полка в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в районе дислокации, оповещение и при необходимости эвакуацию военнослужащих и членов их семей, вооружения, военной техники и другого военного имущества;

исполнять предписания должностных лиц, осуществляющих функции контроля и надзора за соблюдением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением безопасности военной службы в полку;

организовывать расследование каждого факта причинения вреда здоровью военнослужащих либо факта, повлекшего иные тяжкие последствия в результате нарушения требований безопасности военной службы, а в случае происшествий и правонарушений, связанных с гибелью военнослужащих, их массовым заболеванием, получением военнослужащими увечий (ранений, травм, контузий) с трудопотерями или причинением вреда здоровью (гибелью) и имуществу местного населения, окружающей среде по вине военнослужащих, лично участвовать в расследовании, привлекать виновных к ответственности и принимать меры по устранению нарушений требований безопасности военной службы; незамедлительно уведомлять о происшествиях и правонарушениях, связанных с гибелью военнослужащих, их массовым заболеванием, получением военнослужащими увечий, военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции и принимать меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)

соблюдать порядок и сроки оформления документов по выплатам страховых сумм и единовременных пособий военнослужащим и членам их семей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

320. Заместители командира полка, начальники родов войск и служб, командиры подразделений и их заместители, другие должностные лица полка (подразделения) отвечают за безопасность военной службы в подчиненных подразделениях (службах) в соответствии с должностными, специальными обязанностями и настоящей главой.

Указанные должностные лица, организующие мероприятия повседневной деятельности или руководящие их проведением (начальники команд, старшие или руководители на местах исполнения должностных и специальных обязанностей либо на рабочих местах), непосредственно при организации и проведении каждого мероприятия повседневной деятельности обязаны:

уточнять опасные факторы военной службы, которые могут возникнуть при выполнении мероприятия, и определять меры по их ограничению (нейтрализации);

определять порядок организации и выполнения мероприятий повседневной деятельности, назначать руководителей на местах исполнения должностных и специальных обязанностей (на рабочих местах), исполнителей и лиц, которым поручается контроль за их выполнением;

обеспечивать создание безопасных условий военной службы на каждом месте исполнения должностных, специальных обязанностей (на рабочем месте) и снабжение военнослужащих положенными средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическими средствами;

проводить лично (организовывать) занятия по изучению требований безопасности, в том числе по овладению личным составом безопасными приемами и способами исполнения своих должностных и специальных обязанностей, а также инструктажи;

лично убедиться перед проведением мероприятия повседневной деятельности, что для этого созданы безопасные условия, подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности военной службы и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении, знают порядок действий в аварийных ситуациях и умеют оказывать помощь пострадавшим;

добиваться выполнения требований безопасности военной службы, принимать в ходе контроля за их выполнением меры по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний военнослужащих и гражданских лиц, причинения вреда окружающей среде; в случае выявления нарушений требований безопасности или в аварийных ситуациях приостанавливать проведение мероприятия повседневной деятельности, а лиц, допустивших нарушения, привлекать в установленном порядке к ответственности;

обеспечивать по окончании мероприятия повседневной деятельности приведение места его выполнения (рабочего места) в порядок, определенный соответствующими руководствами и инструкциями.

321. Каждый военнослужащий должен строго соблюдать требования безопасности военной службы. В этих целях он обязан:

изучать безопасные методы и приемы исполнения своих должностных и специальных обязанностей, инструктироваться по требованиям безопасности военной службы, стажироваться на месте исполнения указанных обязанностей, а также проходить проверки теоретических знаний и практических навыков по выполнению требований безопасности;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты, а в необходимых случаях уметь использовать лечебно-профилактические средства и оказывать первую помощь;

немедленно докладывать своему непосредственному командиру (начальнику) о любой сложившейся по вине военнослужащих ситуации, угрожающей жизни и здоровью военнослужащих, жизни, здоровью и имуществу местного населения либо причинением вреда окружающей среде, а также о каждом факте получения им или другим военнослужащим увечий (ранений, травм, контузий) при выполнении мероприятий повседневной деятельности или об ухудшении состояния своего здоровья;

проходить в установленные сроки медицинские осмотры (обследования).

Основные мероприятия по обеспечению безопасности

военной службы

322. Основными проводимыми в полку (подразделении) мероприятиями по предупреждению гибели (смерти), увечий (ранений, травм, контузий) и снижению заболеваемости военнослужащих являются:

обеспечение психологической устойчивости личного состава на основе анализа его морально-психологического состояния, поддержания удовлетворительной морально-психологической обстановки в воинских коллективах, создания условий для психологической совместимости и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, профилактики правонарушений;

регулярная подготовка личного состава к выполнению мероприятий повседневной деятельности с изучением перед их проведением необходимых требований безопасности военной службы;

контроль за выполнением личным составом требований безопасности военной службы;

предупреждение гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), в первую очередь среди военнослужащих, проходящих военную службу на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья (периодические проверки их теоретических знаний и практических навыков по выполнению требований безопасности военной службы при исполнении должностных обязанностей, обязательные медицинские осмотры (освидетельствования), в том числе с привлечением врача-психиатра);

проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) и иных мероприятий по охране здоровья военнослужащих, предусмотренных главой 8настоящего Устава;

поддержание у личного состава высокой бдительности, обеспечение точного выполнения правил несения службы суточным нарядом, другие меры, направленные на противодействие терроризму;

обеспечение пожарной безопасности и спасательных работ в соответствии со статьями 327-334настоящего Устава;

своевременное и в полном объеме обеспечение полка продовольствием, вещевым имуществом, горючим и смазочными материалами, комплектующими изделиями и материалами для вооружения и военной техники, другим военным имуществом, ресурсами и оказываемыми услугами;

бытовое обеспечение личного состава (обеспечение казарменно-жилищным фондом, торгово-бытовое, банно-прачечное обслуживание, водоснабжение) в соответствии с установленными нормативами;

взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам реализации социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих;

другие мероприятия по предупреждению причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих с учетом особенностей их деятельности.

323. Основными проводимыми в полку мероприятиями по предупреждению причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения являются:

принятие мер по исключению применения вооружения и военной техники в отношении гражданского населения, отдельных гражданских лиц и гражданских объектов, разработанных в соответствии с требованиями федеральных законов, воинских уставов и соответствующих руководств и инструкций;

размещение потенциально опасных военных объектов полка за пределами санитарно-защитных зон населенных пунктов;

организация взаимодействия командования полка с органами местного самоуправления в целях поддержания доброжелательных взаимоотношений между военнослужащими и местным населением;

информирование населения о согласованных с органами местного самоуправления ограничительных мерах, установленных в районе дислокации полка.

324. Основными мероприятиями по охране окружающей среды от угроз, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения), и рациональному природопользованию являются:

изучение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране окружающей среды, экологическая подготовка и воспитание личного состава;

предупреждение загрязнения окружающей среды в районе дислокации и в других местах выполнения мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения);

восстановление окружающей среды, загрязненной при выполнении мероприятий повседневной деятельности полка (подразделения), а также в случае аварий;

рациональное природопользование (внедрение ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологий, рекультивация земель, рациональное использование водных ресурсов и т.д.).

При разработке и выполнении указанных мероприятий учитываются требования законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, которые необходимо соблюдать при размещении, строительстве и эксплуатации гражданских объектов, в полной мере распространяются на военные объекты, вооружение и военную технику, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению таких требований.

325. В полку в ходе различной деятельности военнослужащих может разрабатываться и осуществляться комплекс организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности военной службы, к которым относятся:

подготовка военнослужащих к обеспечению безопасности военной службы;

предупреждение летных, дорожно-транспортных и иных происшествий с вооружением и военной техникой, обеспечение их безопасной эксплуатации;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности ядерных и радиационно опасных объектов;

обеспечение химической безопасности;

обеспечение биологической безопасности;

обеспечение пожарной безопасности вооружения и военной техники, боеприпасов и взрывчатых веществ, другого военного имущества в местах их хранения, иных потенциально опасных объектов полка;

обеспечение сохранности оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

обеспечение электробезопасности;

другие организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности различных видов деятельности военнослужащих, эксплуатации различных образцов (комплексов, систем) вооружения и военной техники и иные дополнительные меры.

326. На военнослужащих, привлекаемых в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

Пожарная безопасность

327. Пожарная безопасность представляет собой комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на предотвращение воздействия опасных факторов пожара на личный состав полка, вооружение и военную технику, боеприпасы и взрывчатые вещества в местах их хранения, на иные потенциально опасные объекты полка, а также на повышение их живучести в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

328. Основой организации пожарной безопасности в полку является утверждаемый командиром полка план противопожарной охраны полка.

План противопожарной охраны полка разрабатывается заместителем командира полка по тылу совместно с начальниками служб полка на основе требований пожарной безопасности (приложение N 14) и нормативных документов, определяющих особенности пожарной безопасности в различных воинских частях и утвержденных соответствующими командирами (начальниками).

Выписка из плана, включающая требования пожарной безопасности в полку, расчет сил и средств, привлекаемых для тушения пожара, и порядок эвакуации личного состава, а также вооружения, военной техники и другого военного имущества, должна находиться в документации дежурного по полку.

329. В полку, где пожарная команда либо пожарный расчет не предусмотрены штатом, создается нештатная пожарная команда численностью от 5 до 15 человек, которые, как правило, назначаются из одного подразделения.

От команды выделяется пожарный наряд, который несет службу на пожарных постах круглосуточно или в течение определенного времени согласно табелю постам, утвержденному командиром полка.

Личный состав пожарной команды освобождается от несения других нарядов.

330. Командир полка (начальник полигона) отвечает за выполнение требований пожарной безопасности в расположении полка (на полигоне), а также на остальной территории, закрепленной за полком (полигоном), и во всех местах проведения мероприятий повседневной деятельности полком и его подразделениями. В случае возникновения непосредственно в расположении полка или на территории военного городка чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуются аварийно-спасательные и другие неотложные работы в порядке, определенном в главе 10Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.

(в ред. Указа Президента РФ от 29.07.2011 N 1039)

331. За организацию и состояние пожарной безопасности в полку отвечает заместитель командира полка по тылу. Он обязан:

организовывать изучение личным составом требований пожарной безопасности и обучение его действиям при тушении пожаров;

контролировать и обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности; не реже одного раза в три месяца лично проверять организацию и состояние пожарной безопасности полка и проводить учебные пожарные тревоги;

поддерживать в необходимой степени готовность пожарной команды, а также подразделений (команд), выделяемых для аварийно-спасательных работ;

организовывать материально-техническое обеспечение пожарной команды;

обеспечивать наличие на всех объектах запасов воды согласно установленным нормам, молниезащитных устройств и средств пожаротушения;

обеспечивать безопасность систем отопления и вентиляции, электросетей и электроустановок бытового назначения, исправность сетей противопожарного водоснабжения, а также выполнение предписаний и других законных требований должностных лиц пожарного надзора;

организовывать телефонную связь с ближайшей городской (гарнизонной) пожарной командой.

332. Командиры подразделений, начальники служб, мастерских, цехов, клубов, лабораторий и других объектов отвечают за выполнение требований пожарной безопасности в подчиненных им подразделениях, службах и на объектах, а также за сохранность и содержание в исправном состоянии средств пожаротушения.

333. Непосредственно обеспечением пожарной безопасности в полку руководит начальник пожарной команды.

Начальник пожарной команды подчиняется заместителю командира полка по тылу. Он отвечает за постоянную готовность пожарной команды, средств пожаротушения, обучение личного состава полка требованиям пожарной безопасности и обязан:

знать особенности состояния пожарной безопасности объектов полка, участвовать в разработке плана противопожарной охраны полка, а также необходимых дополнительных требований пожарной безопасности;

проводить занятия с офицерами, прапорщиками и старшинами подразделений полка по противопожарной подготовке; вести разъяснительную работу по выполнению требований пожарной безопасности среди личного состава;

проводить занятия по специальной подготовке с пожарной командой и инструктировать пожарный наряд;

проводить проверку состояния пожарной безопасности всех объектов и осуществлять повседневный контроль за выполнением личным составом установленных требований пожарной безопасности и несением службы пожарным нарядом;

следить за исправностью и правильной эксплуатацией всех средств пожаротушения, пожарной сигнализации, источников пожарного водоснабжения и принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к действию;

вести учет технического состояния средств пожаротушения;

запрещать пользоваться неисправными и опасными в пожарном отношении установками, приборами отопления, освещения и тому подобными средствами;

своевременно докладывать заместителю командира полка по тылу о недостатках в организации пожарной безопасности в полку, а обо всех случаях возгораний, пожаров и о принятых мерах - немедленно;

руководить тушением пожара.

334. Все военнослужащие обязаны знать и соблюдать требования пожарной безопасности на объектах полка (приложение N 14) и уметь обращаться со средствами пожаротушения.

Военнослужащий при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т.п.) обязан незамедлительно принять меры по вызову пожарной команды и тушению пожара всеми имеющимися средствами, а также по спасению людей, сохранению вооружения, военной техники и другого военного имущества.


Смотрите также