Результативность системы менеджмента безопасности движения
3.5. Система менеджмента безопасности движения
80
подразделений и их принадлежность к уровням управления претерпят соответствующие изменения, целевое распределение основных функций по безопасности движения между подразделениями холдинга «РЖД» приведено в таблицах 3.3, 3.4 и 3.5.
Схема целевой организационной структуры менеджмента безопасности движения в холдинге «РЖД» представлена на рисунке 3.4. Согласно данной организационной структуре:
производственные функции (таблица 3.3) распределяются между бизнес-единицамихолдинга, осуществляющими деятельность по предоставлению услуг инфраструктуры, содержанию и ремонту инфраструктуры, содержанию и эксплуатации локомотивов, перевозке грузов, перевозке пассажиров в пригородном сообщении, технического обслуживания подвижного состава и деповского ремонта локомотивов, и ДЗО, осуществляющими операторскую деятельность в сфере грузовых перевозок, перевозок пассажиров в дальнем следовании, производстве материалов верхнего строения железнодорожного пути, капитального ремонта тягового подвижного состава, планового вида ремонта грузовых вагонов,научно-исследовательскуюдеятельность;
технологические (таблица 3.4) и организационные (таблица 3.5) функции распределяются между бизнес-единицамихолдинга, департаментами и управлениями корпоративного центра и железными дорогами (региональными центрами корпоративного управления).
3.5.1.Цели, задачи и особенности создаваемой системы менеджмента
безопасности движения
Главное место в Стратегии отводится созданию современной СМБД, гармонизированной с международными стандартами безопасности, прежде всего действующими на железных дорогах стран Европейского Союза.
СМБД создается в следующих целях:
повышение уровня безопасности и надежности перевозочного процесса в холдинге ОАО «РЖД»;
обеспечение скоординированного взаимодействия между всеми филиалами, структурными подразделениями, ДЗО холдинга «РЖД», участвующими в перевозках или обеспечивающими эти перевозки, на основе единых подходов к управлению процессами, связанными с безопасностью движения;
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_0.jpg)
81
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_1.jpg)
82
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_2.jpg)
83
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_3.jpg)
84
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_4.jpg)
85
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_5.jpg)
86
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_6.jpg)
87
Доклад «МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Доклад студента группы 2ОПп – 542 Французова Дениса
«МЕТОДОЛОГИЯ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
В целях обеспечения полноты охвата всей деятельности, связанной с перевозками и эксплуатацией железнодорожного транспорта, организации холдинга «РЖД» при создании СМБД должны:
• выявлять процессы, необходимые для включения их в сферу СМБД; • определять последовательность и взаимодействие этих процессов; • определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов; • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов
Организация должна создать, документально оформить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества и постоянно повышать её результативность в соответствии с требованиями данного международного стандарта
идентифицировать процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение по всей организации (см. 1.2) [т.е. при анализе необходимости в каких-то процессах (с последующей идентификацией таких выявленных процессов и мест их применения) указанным анализом должны быть охвачены все виды деятельности и все подразделения организации, на которые будет распространяться создаваемая система менеджмента качества],
установить последовательность этих процессов и их взаимодействие,
установить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении этих процессов, так и при управлении ими
обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для осуществления этих процессов и их мониторинга,
осуществлять мониторинг, измерять и анализировать эти процессы, а также
предпринимать действия, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ (КОМПОНЕНТЫ) СМБД
принятая политика в области безопасности движения, одобренная руководителем (для ОАО «РЖД» в целом – президентом ОАО «РЖД», для хозяйств, филиалов, структурных подразделений, ДЗО – соответствующим руководителем) и доведенная до сведения всего персонала;
установленные качественные и количественные цели холдинга «РЖД» и каждой его организации для поддержания и повышения уровня безопасности движения, а также принятые планы и процедуры для достижения этих целей;
процедуры, необходимые для обеспечения требований существующих, новых и измененных законодательных актов, поддерживающих их стандартов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и других правил, относящихся к СМБД;
процедуры менеджмента риска и выполнения мер по управлению риском всякий раз, когда изменение условий эксплуатации или появление новых данных порождают новые риски транспортных происшествий и событий;
поддержание компетентности персонала в области безопасности движения и СМБД и обеспечение способности выполнения им соответствующих задач;
меры по своевременному обеспечению наличия достаточной и достоверной информации в пределах каждой организации холдинга «РЖД» и между ними, а также, где это уместно, в деятельности по их взаимодействию со сторонними организациями при выполнении задач СМБД;
средства регистрации и документирования информации в области безопасности движения;
процедуры расследования и учета транспортных происшествий и событий, анализа СМБД со стороны руководства, а также принятия необходимых мер по предупреждению транспортных происшествий и событий;
обеспечение выполнения планов действий при возникновении транспортных происшествий и событий, порядка информирования в случае возникновения этих происшествий и событий и хода ликвидации их последствий, а также порядка действий персонала при возникновении нестандартных ситуаций;
проведение регулярно повторяющихся внутренних и внешних аудитов СМБД.
2.6. Основные недостатки существующей системы менеджмента безопасности движения
61
движения, может быть осуществлено отраслевыми научноисследовательскими организациями.
Выводы: Исходя из результатов анализа процедур расследования и предотвращения транспортных происшествий в обеспечении безопасности движения, для совершенствования системы служебного расследования и разбора транспортных происшествий и иных событий в ближайшей или среднесрочной перспективе целесообразно проведение следующих работ:
разработка Положения о порядке отнесения транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий к установленному для них виду;
актуализация Положения об организации служебного расследования транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО «РЖД» с учетом структурных преобразований в холдинге, ввода в действие новых ПТЭ, а также накопленного опыта решения проблем классификации и учета допускаемых событий в условиях четкой регламентации причинно-следственныхсвязей;
разработка порядка учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий и правил распределения ответственности за их возникновение;
разработка методики определения причинно-следственныхсвязей нарушений безопасности движения.
Выполнением этих работ не исчерпывается решение всего комплекса проблем в рассматриваемой области, однако, их результаты станут очередным и необходимым шагом на пути дальнейшего совершенствования системы служебного расследования и разбора транспортных происшествий и иных событий.
Анализ статистики случаев нарушения безопасности движения показывает, что большая их часть связана с отказами технических средств. Отказы технических средств, как причины случаев нарушений безопасности, преобладают в основных технических хозяйствах холдинга «РЖД».
Диаграмма распределения случаев нарушений безопасности движения в хозяйствах ОАО «РЖД» в 2011 г. представлена на рисунке 2.17.
Вместе с тем, существующая СМБД на протяжении большого периода обеспечивала приемлемый уровень безопасности. Статистические данные
![](../img/rezultativnost-sistemy-menedzhmenta-bezopasnosti-dvizheniya_7.jpg)
62
демонстрируют значительное снижение количества нарушений безопасности за долгосрочный период, например за 2003–2008гг.
Однако та же статистика показывает, что в течение 2009–2011гг. динамика улучшения показателей существенно снизилась. Одной из причин такой ситуации является незначительное снижение количества нарушений безопасности в условиях существенного снижения поездооборота. Следует отметить, что дальнейшее повышение достигнутого уровня безопасности в данных условиях требует привлечения значительного объема финансовых средств. К тому же, возможность повышения показателей безопасности сдерживается процессами реформирования компании.
Рисунок 2.17 – Распределение случаев нарушений безопасности движения в хозяйствах ОАО «РЖД» в 2011 г.
Проведенный анализ статистических данных за последние годы показал, что причины недостаточного снижения количества нарушений безопасности являются системными и связаны с текущим состоянием технической и технологической базы холдинга. В этих условиях большую роль в снижении количества нарушений безопасности играет формирование требований к разрабатываемым изделиям железнодорожной техники и технологическим процессам, включая показатели надежности, безопасности функционирования и общие показатели качества. В условиях развития высокоскоростного движения и внедрения инновационных технологий необходимо ужесточение этих требований, а также разработка специальных процедур контроля их выполнения. При этом особое внимание при разработке современных технических систем, связанных с безопасностью движения, следует обратить на программные средства.
Обеспечение гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса усложняется в условиях несовершенства законодательной базы,
63
поскольку Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции нормативно-правовогорегулирования в сфере железнодорожного транспорта, не установлена полная номенклатура и нормативные значения показателей безопасности, отвечающие положениям Федерального закона «О техническом регулировании» и рекомендациям Руководства ИСО/МЭК51. Так,СтратегиейЖТ устанавливается только относительное снижение уровня аварийности в процентах (по отношению куровню 2007г.).
Усложнившееся взаимодействие хозяйств в условиях реформирования холдинга, а также структурные и функциональные изменения с выделением дочерних и зависимых обществ (ДЗО) требуют изменения существующей СМБД с использованием новых методов и подходов.
В этих условиях на обеспечение целостности СМБД направлены «Регламент взаимодействия Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями с аппаратом управления ОАО «РЖД», железными дорогами, функциональными филиалами и структурными подразделениями ОАО «РЖД» в штатном режиме функционирования и в режиме ликвидации последствий чрезвычайной ситуации» и «Регламент оперативного взаимодействия Ситуационного центра с федеральными органами исполнительной власти и сторонними организациями», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 13.06.2012г. №1171р.
Таким образом, на сегодняшний день возможности существующей СМБД не полностью отвечают поставленным перед ней задачам. На данном этапе является целесообразным развитие и совершенствование применяемых методов, повышение эффективности их использования и широкое внедрение новых инструментов, включая следующее:
СЦ ОАО «РЖД» и корпоративная система управления рисками; методы факторного анализа; системы мониторинга технических средств с использованием
современных методов теории надежности и функциональной безопасности. Проведенный анализ показал, что основные причины недостаточной
динамики повышения безопасности находятся в системной области: существующая СМБД ориентирована на коммерческие результаты
деятельности компании, основное внимание уделяется грузовым перевозкам; СМБД находится на стадии перехода от «реактивной» (реагирующей на события, адаптирующейся к переменам и смягчающей их последствия) к
«проактивной» (действующей в соответствии с заложенными принципами, независимо от условий и обстоятельств), на настоящий момент ее деятельность более направлена на надзор за соблюдением правил и устранение уже случившихся нарушений, чем на их предупреждение;
СМБД широко использует административные меры, включая поиск и наказание виновника (железной дороги, хозяйства или конкретного
64
руководителя, исполнителя), процесс перехода к мерам, направленным на устранение причин нарушений безопасности, находится в начальной стадии; недостаточный уровень культуры безопасности движения, мотивации
персонала и инициативности; недостаточный уровень управленческих инноваций – аналитические
методы и современные управленческие технологии находятся в процессе развития или применяются недостаточно эффективно. В стадии разработки или на начальном этапе внедрения находятся методики оценки влияния надежности технических объектов на безопасность движения, методики оценки рисков, связанных с безопасностью движения, а также системы поддержки принятия управленческих решений.
Указанные системные причины обусловили существующую ситуацию в области безопасности движения, при которой:
вопросам безопасности пассажирских перевозок, безопасности персонала, охране окружающей среды, а также социальной ориентации СМБД не уделяется достаточного внимания;
межфункциональные конфликты и постоянное укрепление межфункциональных барьеров препятствует эффективному повышению уровня безопасности;
меры, принимаемые по фактам нарушений безопасности, а также предупреждающие меры не в полной мере учитывают факторы, влияющие на безопасность движения, и поэтому являются недостаточно эффективными.
Анализ результатов реализации стратегии обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процессав хозяйствахОАО«РЖД» в 2007–2011гг. выявил следующие основные недостатки,требующие устранения:
вхозяйстве пути и сооружений: несоблюдение технологии производства работ на бесстыковом железнодорожном пути; низкое качество выполненияремонтно-путевыхработиз-занекачественной и несвоевременной разработки проектной документации; изломы рельсов;низкое качество выполнения путевых работ вследствие износа техники, недостаточного уровня малой механизации, низкого уровня квалификации обслуживающего персонала; отсутствие своевременного обновления парка путевых машин;дорожно-транспортныепроисшествия на переездах;
влокомотивном комплексе: системные нарушения режима труда, отдыха и подготовки локомотивных бригад; проезды запрещающих сигналов; низкое качество ремонта и эксплуатации локомотивов; недостаточный уровеньрекламационно-претензионнойработы, недостатки функциональных возможностей приборов безопасности при производстве маневровой работы;
ввагонном комплексе:не обеспечение гарантийного срокаэксплуатации
боковых рам тележек грузовых вагонов предприятиями-изготовителями;несоблюдение технологии ремонта буксового узла; выход на инфраструктуру