Безопасность личного состава при работе на дтп


Тема № 23 Действия спасательной группы в ходе проведения АСР при ликвидации последствий ДТП

Планирование, организация и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП осуществляется на основе следующих принципов:

1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП. Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо. 2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2. 3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе. К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав: - командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями; - водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП; - 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС; - спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР; - медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.

4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС. 5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива). 6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами. Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой медицинской помощи. 7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП. Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п. 8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля. 9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала. 10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего: противошоковой терапии; обезболивания; остановки кровотечений и т. п.;

фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т. д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства, и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.

5.14 Действия при ликвидации дорожно-транспортного происшествия (дтп)

Для проведения работ при ликвидации ДТП у спасателей должны быть средства пожаротушения, гидравлический инструмент для подъема, кантования, перемещения тяжелых предметов, резки металла, приспособления для фиксации транспортного средства, оказания первой медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации.

По прибытию на место ДТП необходимо оценить обстановку, создать безопасные условия работы, ликвидировать вторичные поражающие факторы ДТП, отключить аккумулятор.

При авариях люди часто не могут самостоятельно покинуть салон или кабину автомобиля, т.к. оказываются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кресел, дверкам и т.п. В этом случае в первую очередь оказывается помощь тем пострадавшим, которые не зажаты, а лишь блокированы. Эвакуация их производится через не застеклённые проёмы, люки, двери. Затем освобождаются люди, зажатые в транспортном средстве. В зависимости от ситуации осуществляется отгибание листового и разнопрофильного металла, перекусывание стоек, перегородок, удаления сидений. Проделываются отверстия в корпусе, крыше при помощи аварийно спасательного инструмента (АСИ). Для предотвращения движения и раскачивания транспортного средства, расположенного на колесах, из них нужно выпустить воздух. Необходимо максимально разобрать транспортное средство вокруг пострадавшего с целью его деблокирования и оказания первой помощи.

Для оказания помощи пострадавшим, находящимся под автомобилем используют два способа:

1. Приподнимают автомобиль с помощью автокрана, подъемника, домкратов или несколькими спасателями вручную.

2. Проделывают подкоп в грунте.

Если при ДТП возник пожар, то необходимо незамедлительно приступить к его ликвидации, используя все имеющиеся подручные средства для тушения (огнетушители, песок, земля, вода).

5.15 Действия при ликвидации несанкционированного взрыва при подготовке массового взрыва (при доставке вм автомобилями, при зарядке скважин, при монтаже взрывной сети и т.Д. На горном участке)

Необходимо в первую очередь отвести людей на безопасные расстояния от действия поражающих факторов (загазованность, задымление, пожар).

Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и эвакуировать их в безопасное место. Вывести людей из загоревшегося (поврежденного) горнотранспортного оборудования и отвести их за пределы опасной зоны. Снять электроэнергию с поврежденного оборудования. При возгорании ВМ (капсуля, детонатора, пиротехнического реле, детонирующего шнура) немедленно покинуть место аварии за пределы опасной зоны. Необходимо оградить опасную зону, выставить посты безопасности, прекратить доступ в нее людей. При возникновении пожара на горнотранспортном оборудовании, автотранспорте принять меры по его ликвидации, используя порошковые огнетушители, генераторы инертной пены, воду. При возникновении завалов, обрушений после взрыва принять меры к их ликвидации с учетом выданных рекомендаций.

Командный пункт по ликвидации аварии на предприятии (КП) создаётся для оказания помощи ответственному руководителю ликвидации аварии в части анализа аварийной обстановки, прогноза её развития и управления аварийно-спасательными работами.

КП возглавляет ответственный руководитель ликвидации аварии, в его состав входят руководитель аварийно-спасательных работ и специалисты, осуществляющие ведение оперативной документации и поддержание связи с местами выполнения аварийно-спасательных работ. В состав КП могут входить также посыльные (курьеры) и машинистка.

При КП могут быть созданы группы специалистов и экспертов для оперативного анализа и прогнозирования оперативной обстановки на аварийном участке, выполнения специальных работ (бурение скважин, дегазация, проходка поисковых выработок и т.д.) и материально-технического обеспечения аварийно-спасательных работ.

Руководитель предприятия обеспечивает КП надежной телефонной и радиосвязью, транспортом и специалистами.

КП размещается в кабинете главного инженера или другом помещении административно-технического комбината предприятия, должен быть оборудован прямой телефонной и радиосвязью с местами ведения работ и приспособлен для подключения высокочастотной связи, множительной и вычислительной техники.

До прибытия на предприятие главного инженера КП размещается на рабочем месте диспетчера предприятия.

Запрещается нахождение на КП лиц, не связанных с непосредственным руководством ликвидацией аварии.

Приказом по предприятию определяются помещения АБК, в которых будут размещаться специальные службы, обеспечивающие нормальную деятельность КП в случае аварии. Приказ должен храниться вместе с планом ликвидации аварии.

Пожарные команды получают задание от ответственного руководителя через своего старшего начальника.

КП выполняет следующие функции:

– устанавливает местонахождение, количество и состояние застигнутых аварией людей, организует их спасение и оказание им первой медицинской помощи;

– организует работы по ликвидации аварии и ее последствий, сбор данных о разведке и развитии аварии;

– разрабатывает оперативные планы спасения людей, ликвидации аварии и ее последствий;

– привлекает, при необходимости, научно-исследовательские институты и высококвалифицированных специалистов для разработки предложений по наиболее эффективным способам спасения людей и ликвидации аварии;

– разрабатывает наиболее эффективные и безопасные, в складывающихся условиях, меры по выполнению аварийно-спасательных работ;

– организует бесперебойное функционирование вспомогательных служб по ликвидации аварии;

– разрабатывает безопасный режим отдельных участков и шахты в целом на период ведения горноспасательных работ;

– ведет установленную оперативно-техническую документацию.

КП действует круглосуточно с момента возникновения аварии и до окончания аварийно-спасательных работ.

Руководителю аварийно-спасательных работ запрещается отвлекаться от своих прямых обязанностей, в том числе информирования различных организаций об аварийной обстановке и ходе выполнения аварийно-спасательных работ.

При затяжных авариях, длительностью более суток, руководители аварийно-спасательных работ имеют право на время для отдыха. В случае посещения аварийного участка, руководитель назначает вместо себя другое лицо, подготовленное для выполнения этих обязанностей, о чем делается запись в оперативных журналах предприятия и АСЧ.

В период действия по оперативному плану ликвидации аварии все команды и информация, получаемая из аварийного участка, должны записываться на магнитофон (диктофон) и в оперативные журналы.

Во время ликвидации аварии на КП ведется следующая документация:

– оперативный журнал по ликвидации аварии;

– оперативный журнал АСЧ;

– оперативные планы ликвидации аварии;

– журнал учета работы отделений АСЧ по ликвидации аварии.

При ликвидации сложных и затяжных аварий составляются графики дежурства инженерно-технических работников предприятия, суточные графики очередности работы подразделений и командного состава АСЧ, таблицы и графики результатов анализов газов в шахтном воздухе по наиболее характерным точкам, интенсивности проветривания выработок и их депрессии и т.п.

Оперативные планы ликвидации аварии составляются после выполнения первоочередных мероприятий плана ликвидации аварии предприятия и в дальнейшем пересматриваются, уточняются или составляются заново во всех случаях изменения аварийной обстановки на предприятии или после выполнения намеченных в них мер. Оперативные планы нумеруются в порядке очередности их составления и немедленно доводятся до сведения (под роспись) лиц, ответственных за выполнение указанных в них мероприятий.

Ответственность за разработку оперативных планов ликвидации аварии и выполнения, намеченных в них мероприятий возлагается на ответственного руководителя работ по ликвидации аварии и руководителя аварийно-спасательных работ.

Ответственность за своевременное и правильное ведение оперативного журнала предприятия несет ответственный руководитель работ по ликвидации аварии, а оперативного журнала АСЧ – руководитель аварийно-спасательных работ.

К оперативному журналу АСЧ прилагаются схемы и эскизы, планирующие и поясняющие ход аварийно-спасательных работ, извещения аварийной газоаналитической лаборатории с результатами анализов проб воздуха, оперативные планы ликвидации аварии, экспертные рекомендации и др.

На КП должен быть план ликвидации аварии предприятия, бланки-пропуска на предприятие во время ликвидации аварии и следующие справочно-нормативные документы:

– «Правила безопасности в ….»;

– «Устав АСЧ по организации и ведению аварийно-спасательных работ»;

– «Руководство по изоляции пожаров в шахтах, опасных по газу»;

– «Руководство по применению закорачивания вентиляционной струи для спасения людей при пожарах в шахтах»;

– «Инструкция по предупреждению и тушению подземных эндогенных пожаров на шахтах (бассейновая)»;

– «Тушение подземных пожаров воздушно-механической пеной»;

– «Руководство по тушению пожаров генераторами инертных газов типа ГИГ»;

– «Руководство по применению азота для предотвращения взрывов при изоляции пожарных участков»;

– «Правила технической эксплуатации ….».

По окончании ликвидации аварии все оперативные документы (оперативные журналы АСЧ, результаты анализов проб воздуха, оперативные планы, эскизы, технологические паспорта и т.п.) в течение 5 лет хранятся в подразделении АСЧ, обслуживающем предприятие, а по истечении этого срока направляются в архив Российского научно-исследовательского института горноспасательного дела (РосНИИГД) или МЧС.

При ликвидации аварии затяжного характера руководитель аварийно-спасательных работ совместно с ответственным руководителем работ по ликвидации аварии организует на предприятии специальные: наземную и подземную базы, службы связи, медицинского и бытового обеспечения, аварийную газоаналитическую лабораторию и др.

Наземная база организуется для своевременного и бесперебойного обеспечения работающих подразделений АСЧ аварийно-спасательным оборудованием и материалами. Наземная база размещается в специально выделенном помещении на предприятии. Количество аварийно-спасательного оборудования, запасных частей и материалов, находящихся в наземной базе, устанавливается руководителем аварийно-спасательных работ.

Для обеспечения бесперебойной работы наземной базы руководитель аварийно-спасательных работ назначает начальника наземной базы.

На начальника наземной базы возлагается:

– своевременная доставка материалов на базу;

– учет прихода, расхода и наличия запасных материалов на базе;

– выдача материалов работающим подразделениям;

– своевременное информирование руководителя аварийно-спасательных работ о наличии запасов материалов и принятие мер к их пополнению;

– обеспечение исправности технического оснащения и аппаратуры;

– обеспечение охраны наземной базы и оперативных автомашин.

На наземной базе должны круглосуточно находиться: дежурный для обеспечения связи с руководителем аварийно-спасательных работ, монтеры-слесари для ремонта респираторов и оборудования, водители автомашин.

Подземная база организуется для руководства аварийно-спасательными работами на предприятии и размещения сил и средств АСЧ, необходимых для ликвидации аварии и осуществления постоянной связи с работающими подразделениями и командным пунктом.

Начальником подземной базы назначается лицо командного состава АСЧ, по должности не ниже помощника командира взвода. Начальник подземной базы поддерживает постоянную связь с руководителем аварийно-спасательных работ и работающими отделениями, организует отдых сменяющимся отделениям и обеспечивает укомплектование базы необходимой аппаратурой, оборудованием и материалами для ведения аварийно-спасательных работ.

Подземная база организуется в выработке со свежей струей воздуха, в непосредственной близости к аварийной зоне. Состав воздуха на базе должен контролироваться.

В случае какой-либо угрозы для спасателей, находящихся на базе, последняя переносится в безопасное место, о чем должны быть поставлены в известность руководитель аварийно-спасательных работ и отделения, находящиеся в аварийной (загазированной) зоне.

По мере восстановления проветривания выработок подземная база переносится ближе к месту ведения работ. Перемещение базы производится только с разрешения руководителя аварийно-спасательных работ.

Перечень материалов и оборудования, находящихся на подземной базе, определяется руководителем аварийно-спасательных работ.

На подземной базе в обязательном порядке должны находиться запасные баллоны с кислородом и регенерирующие патроны в количестве, равном числу работающих и находящихся в резерве спасателей и командиров, а также запасные холодильники, прибор искусственной вентиляции легких, сумка фельдшера с медикаментами, носилки, одеяла и др.

На подземной базе может быть организовано по решению руководителя аварийно-спасательных работ постоянное дежурство медицинского персонала АСЧ или предприятия.

Организация и упразднение баз производятся по распоряжению руководителя аварийно-спасательных работ.

Связь при ликвидации аварии создается для обеспечения оперативного управления аварийно-спасательными работами.

Непрерывная связь устанавливается сверху вниз – от руководителя аварийно-спасательных работ к работающим отделениям и подземным базам. Средствами связи являются: световая и звуковая сигнализация, телефон, аварийно-спасательная проводная связь, высокочастотная связь и др.

В случае нарушения установленной связи спасатель обязан немедленно наладить ее своими силами, не ожидая распоряжения руководителя аварийно-спасательных работ.

При ликвидации аварии должна быть обеспечена связь:

– руководителя аварийно-спасательных работ с подразделениями АСЧ, находящимися в шахте (через подземную базу или непосредственно);

– руководителя аварийно-спасательных работ с подземными и наземными базами, газоаналитической лабораторией и пунктами медицинского обеспечения, подразделениями и частями, обслуживающими предприятия данного промышленного района;

– отделений АСЧ, работающих в загазированной атмосфере, с подземными базами;

– между спасателями отделения, работающими в загазированной атмосфере, и во время их спуска-подъема транспортными средствами по вертикальным и наклонным выработкам.

Для обеспечения надежной связи при ведении аварийноспасательных работ должно быть организовано постоянное дежурство у средств связи на подземной и наземной базах и контроль за работой всех видов связи.

Непосредственная организация службы связи осуществляется специально выделенными лицами командного состава АСЧ и работниками связи предприятия, на котором произошла авария.

Отменять дежурство и переносить средства связи можно только с разрешения руководителя аварийно-спасательных работ.

Организация медицинской помощи пострадавшим при ведении аварийно-спасательных работ возлагается на руководителя предприятия, представителя медицинской службы АСЧ и местные органы здравоохранения (по согласованию).

Руководителем медицинского обеспечения является медицинский работник АСЧ, в районе обслуживания которого произошла авария, или старший по должности работник оперативной медицинской службы АСЧ.

Руководитель медицинского обеспечения подчиняется руководителю аварийно-спасательных работ.

В случае привлечения на ликвидацию аварии врачей лечебных учреждений местных органов здравоохранения руководство по оказанию медицинской помощи пострадавшим на поверхности шахты осуществляется одним из его руководителей или лицом, им назначенным.

Медицинские работники АСЧ обязаны:

– выезжать на ликвидацию аварий для оказания медицинской помощи пострадавшим непосредственно на месте аварии и на этапах их эвакуации в лечебно-профилактическое учреждение;

– оказывать медицинскую помощь личному составу АСЧ и членам ВАСС при выполнении аварийно-спасательных работ;

– осуществлять контроль за состоянием здоровья, соблюдением режима работы, отдыха и питания спасателей во время ликвидации аварии;

– следить за санитарным состоянием помещений, отведенных для отдыха спасателей, и других помещений, выделенных для развертывания специальных служб АСЧ.

Медицинские работники реанимационно-противошоковых групп (РПГ) АСЧ выезжают на предприятие для оказания экстренной медицинской помощи не только при авариях, на которые выезжают спасательные подразделения, но и при несчастных случаях на предприятиях.

При ликвидации аварий, когда требуется регулярный контроль за состоянием рудничной атмосферы, на предприятии организуется аварийная газоаналитическая лаборатория в специально отведенном для этой цели помещении. Назначение начальника аварийной газоаналитической лаборатории производится руководителем аварийно-спасательных работ.

В обязанности начальника аварийной газоаналитической лаборатории входит:

– обеспечение своевременного анализа поступающих в лабораторию проб воздуха и предоставление руководителям аварийно-спасательных работ сведений о результатах этих анализов;

– ведение графика изменений состава воздуха и его температуры в наиболее характерных местах аварийных работ;

– обеспечение лаборатории необходимыми реактивами, аппаратурой и запасными частями;

– организация круглосуточного дежурства специалистов газоаналитической лаборатории.

Аварийная газоаналитическая лаборатория организуется и упраздняется по указанию руководителя аварийно-спасательных работ.

Депрессионные и газовые съемки осуществляются с целью анализа устойчивости принимаемого режима проветривания аварийного участка, определения величины утечек воздуха через изолированные участки, прогноза метанонакопления в горных выработках и разработки соответствующих мер по разгазированию выработок и предотвращению самопроизвольного опрокидывания вентиляционной струи.

Проведение депрессионных и газовых съемок осуществляется в объемах и в сроки, предусмотренные оперативным планом ликвидации аварии.

Руководитель аварийно-спасательных работ может при необходимости создавать группы инженерного обеспечения из командного состава АСЧ, которым поручается разработка графиков работы спасателей, командиров АСЧ и членов ВАСС, планирование в соответствии с оперативными планами объемов аварийно-спасательных работ по сменам, составление эскизов места ведения аварийно-спасательных работ, выполнение необходимых инженерных расчетов, заказ аварийных материалов и специального оборудования, контроль за их доставкой к месту работ и т.п.

Ответственный руководитель по ликвидации аварии имеет право организовывать экспертные группы для разработки рекомендаций по спасению людей и ликвидации аварии или консультации по отдельным вопросам аварийно-спасательных работ. Для этих целей привлекаются научные работники институтов и другие компетентные специалисты,

По решению руководителей аварийно-спасательных работ могут создаваться и другие группы и службы в зависимости от специфики аварии и возникших чрезвычайных ситуаций.

Для личного состава АСЧ и ВАСС, занятого на ликвидации аварий, на предприятии организуется бытовое обеспечение. Организация бытового обеспечения возлагается на помощника директора предприятия и специально выделенное лицо из персонала АСЧ.

При продолжительности работ по ликвидации аварии свыше 6 часов за счет предприятия организуется питание личного состава в дневное и ночное время.

  1. Задания для самостоятельной работы

Варианты задания для самостоятельного практического решения и контрольные задания выдаёт преподаватель.

  1. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Пожар»,

  2. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Взрыв»,

  3. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Внезапный выброс угля (породы, газа)»,

  4. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Прорыв пульпы, воды»,

  5. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Затопление»,

  6. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Горный удар»,

  7. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Обрушение угля (породы)»,

  8. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Загазирование (проникновение сильнодействующих ядовитых веществ)»,

  9. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Внезапная остановка вентилятора главного проветривания»,

  10. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Отключение электроэнергии»,

  11. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Застревание в стволе подъёмной клети с людьми или обрыв каната»,

  12. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Прекращение подачи тепла калориферными установками»,

  13. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Поражение электротоком»,

  14. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Травмирование рабочих»,

  15. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Землетрясение»,

  16. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Наводнение»,

  17. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Ураган»,

  18. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Обрушение здания или сооружения»,

  19. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Ликвидация дорожно-трнспортного проишествия (ДТП)»,

  20. Разработать позицию ПЛА для рода аварии «Несанкционированный взрыв (при доставке и заряжании ВМ)».

Примечание: При выполнении практического задания или контрольной работы в качестве исходных данных брать данные предприятия дипломного проекта или дипломной работы.

Тема № 22 Организация и технология выполнения АСР при ликвидации последствий ДТП

Технология АСР при ликвидации последствий ДТП зависит от множества различных факторов, поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать: рельеф местности, состояние дорожного полот-на, количество и расположение попавших в ДТП ТС, типы их конструк-ций, степень их повреждений, возможное количество пострадавших, их состояние и виды полученных ими травм, возможность их деблокирова-ния и наиболее предпочтительный способ их извлечения из поврежден-ных транспортных средств и другие факторы, способные осложнить проведение АСР. Решение о способе и направлении извлечения пострадавшего принимается совместно бригадой СМП и спасателями. Если пострадавший в сознании, необходимо установить с ним контакт, постоянно поддерживая разговор, ободряя и справляясь о его самочувствии в течение проведения всей спасательной операции. Если пострадавший без сознания, необходимо убедиться в наличии жизнен-ных функций (дыхание и пульс). После чего провести первичный осмотр и подготовить пострадавшего к извлечению: -накрыть острые части деталей корпуса ТС защитными чехлами на острые кромки или брезентовым материалом; -остановить угрожающее жизни кровотечение; -осмотреть область шеи на предмет видимых повреждений; -снять украшения, если это необходимо (ожерелья, серьги и т.п.); -надеть шейный корсет, для фиксации шейных позвонков, со-храняя шею на средней линии тела; -подвести под спину медицинское извлекающее устройство; -определить места зажатия частей тела пострадавшего и страте-гию их освобождения. В зависимости от реальной обстановки извлечение пострадавшего из аварийного ТС производится двумя вариантами: -если существует опасность для команды спасателей или по-страдавшего (например, пожар, затопление, разлив АХОВ и т. п.); -если состояние пациента резко ухудшается; -если жизненные функции (дыхание и пульс) у пострадавшего не проявляются. Решение на немедленное извлечение пострадавшего принимается бригадой СМП или врачом-специалистом, прибывшим на место ДТП, а в их отсутствии или при явной угрозе гибели пострадавшего от вторичных поражающих факторов, решение может быть принято руководителем работ. Контролируемое извлечение: контролируемое извлечение является наиболее щадящим для по-страдавшего, и при отсутствии угрожающих факторов ему всегда отдает-ся предпочтение. Спасательные работы при ДТП включают: -оценку обстановки (сбор и анализ информации по виду аварии, количеству пострадавших, их состоянию, передачу информации выше-стоящий орган в случае необходимости привлечения дополнительных сил и средств); -проведение поисковых работ в месте ДТП; -организацию зоны оцепления и ее обозначение; -предотвращение вторичных факторов; -отключение аккумуляторной батареи; -обеспечение быстрого доступа к пострадавшим; -деблокирование пострадавших при столкновениях, наездах и опрокидываниях ТС; -оказание первой помощи пострадавшим; -извлечение пострадавших из поврежденного ТС; -эвакуацию пострадавших и передача их бригаде скорой медицинской помощи. Перед началом АСР необходимо выключить зажигание в замке аварийного ТС. До отключения АКБ необходимо попытаться открыть опускные стекла при помощи штатных электроподъемников, изменить положение сидений, имеющих электропривод и выключить блокировку замков дверей. С помощью гидравлического расширителя из состава ГАСИ или инструмента ручного аварийно-спасательного (ИРАС) вскрывается ка-пот. Отключение АКБ осуществляется спасателем исходя из наиболее простого и удобного для него способа: -открутить гайки минусовой и плюсовой клемм и отключить АКБ; -любым доступным методом перекусить (перерубить, перере-зать) минусовой, а затем плюсовой провода избегая контакта с корпусом ТС. При невозможности отключения АКБ, силовые провода переку-сываются в районе клемм. При этом следует иметь в виду, что на некото-рых автомобилях устанавливаются устройства автоматического отклю-чения аккумулятора с пиротехническими размыкателями. Разрушение таких размыкателей при обрезании проводов может привести к травме. В большинстве случаев на автомобиле устанавливается одна АКБ, которая размещается под капотом двигателя. Однако в современных ав-томобилях может быть не один аккумулятор (например, на BMW, Mersedes), и места их установки могут быть разными — под капотом, под задним сидением, в багажнике, в арке переднего колеса, в ногах пе-реднего пассажира, под водительским сидением. Объясняется это тем, что конструкторы автомобилей пытаются поместить батарею в более комфортное место, чем моторный отсек, для которого характерны высо-кая температура и вибрации. В ряде случаев аккумулятор может быть недоступен. Это проис-ходит из-за того, что конструктивно доступ к аккумулятору предусмот-рен только в сервисных условиях, либо из-за того, что аккумулятор рас-положен под сидением, на котором находится пострадавший в тяжелом состоянии. Для таких автомобилей под капотом обычно предусмотрен разъем, позволяющий обесточить автомобиль. Стабилизация поврежденного ТС осуществляется с целью устра-нения его раскачивания, сдвига, перевертывания, для обеспечения безо-пасной работы спасателей и безопасности пострадавших. Средства ста-билизации устанавливаются сразу после определения плана проведения АСР. Для стабилизации используются специальные фиксирующие под-кладки, упоры, Для фиксации поврежденного автомобиля в целях преду-преждения его сдвига или перевертывания его стабилизируют. При этом, с учетом состояния его устойчивости, возможно использование специальных приспособлений и/или аварийно-спасательных средств из состава технического оснащения аварийно-спасательного автомобиля (пневмодомкраты, пневматические подушки, лестницы), а также привлекаемая вспомогательная дорожно-строительная техника, например, автокраны и подручные материалы. Стабилизация ведется по следующим основным направлениям: -закрепление неустойчивых объектов, вызывающих опасность на начальных стадиях спасательной операции (например, дерево или столб на грани падения из-за столкновения); -закрепление аварийного ТС с заблокированными людьми для предотвращения получения дополнительных травм пострадавшими из-за неожиданных перемещений автомобиля во время проведения спасатель-ной операции. Установленные средства стабилизации не должны мешать обеспе-чению доступа или освобождению и извлечению пострадавших. Схема стабилизации ТС, стоящего на колесах, может быть трех- и четырехопорной. Наиболее предпочтительной является четырехопорная схема. С целью исключения опрокидывания поврежденного ТС устанав-ливают опору из складной лестницы, которая входит в состав АСМ, или из подручных материалов (брус, столб). Схемы стабилизации транспортного средства, стоящего на коле-сах и лежащего на боку, и места установки элементов стабилизации показаны на рис. 5, 6.а)б)в) Рис. 5. Стабилизация аварийного ТС, стоящего на колесах: а) 4-х опорная схема; б) установка клиньев под колеса; в) установка опорных блоков. Рис. 6. Стабилизация ТС, лежащего на боку в результате ДТП. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу (рис. 7), осуществляет-ся при помощи опорных блоков под задней частью крыши и в простран-стве между капотом и ветровым стеклом. Рис. 7. Стабилизация ТС, опрокинутого на крышу в результате ДТП. Оборудование — лебедка, силовые ленты с натяжителями, кли-нья, опорные блоки, механические крепи, гидравлические опоры, пнев-матические опоры, пневматические подушки высокого и низкого давле-ния, кусачки, нож. Система ремней безопасности на современных транспортных средствах применяется двух типов – с натяжителем и с ограничителем ускорения усилия. Ремни безопасности удерживают и направляют водителя и пасса-жиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкно-вения и не попали мимо подушки безопасности. Иногда ремни устанавливают с преднатяжителем, который в мо-мент столкновения выбирает слабину и слегка натягивают ремень, улуч-шая фиксацию тела человека на сиденье. Для задействования механизма преднатяжителя с блока управления воздушными подушками и ремнями безопасности поступает электриче-ский сигнал. Этот сигнал задействует систему зажигания пиротехниче-ского элемента преднатяжителя. Образовавшийся газ толкает поршень механизма, соединённого зубчатой рейкой и через механизм натягивает-ся ремень безопасности. Механизм преднатяжителя всегда задействуется раньше, чем воз-душные подушки безопасности. Вполне возможно, что система управле-ния «решит» задействовать только преднатяжители без задействования воздушных подушек. Время реакции системы преднатяжителя - 0.004 сек после определения аварии. Преднатяжитель ремня безопасности На транспортных средствах раннего выпуска установлены инерци-онные ремни безопасности, которые блокируются эксцентриком при сильном рывке. Системы натяжителей ремней срабатывают при получении сигна-ла большого отрицательного ускорения и убирают около 15 см ремня; приводятся в действие механическим, либо электрическим (пиротехни-ческим) способом. Системы натяжителей устанавливаются в четырёх основных мес-тах: низ или середина средних опорных стоек, внутри барабанов перед-них ремней безопасности и в области задней панели кузова транспортного средства. При необходимости разрезании опор и стоек повреждённого автомобиля стоит избегать этих мест, так как усилители для монтажа ремней безопасности могут стать причиной повреждения лезвий резаков. На некоторые марки транспортных средств устанавливают натяжи-тели со встроенными в них датчиками, которые могут сработать даже при отключённой АКБ. Ремни безопасности с ограничителем усилия ускорения уменьшают натяжение ремней безопасности в определённый момент аварии, что снижает момент отрицательного ускорения, оказывающего воздействие на тело водителя и пассажира. Система подушек безопасности состоит из подушек безопасности (оболочки) и наполняющих устройств. Подушки безопасности условно делятся на: фронтальные – в ступице рулевого колеса (для водителя) и в пане-ли приборов (пассажирская). Предназначены для защиты водителя и пас-сажира от травмирования твёрдыми предметами и осколками стёкол при фронтальных столкновениях и защищают голову и верхнюю часть тела человека. Срабатывают при получении аварийного сигнала от блока управления. боковые – предназначены для уменьшения повреждения людей, на-ходящихся в автомобиле при боковом ударе. Устанавливаются сбоку в спинках или подушках сидений, а также над дверными проёмами. До-полняют фронтальные и предохраняют живот и таз человека. При боко-вом столкновении внешние датчики посылают сигналы в центральный блок управления подушками безопасности, что делает возможным сраба-тывание, как некоторых, так и всех боковых подушек. напольные и коленные – на полу и в нижней части панели приборов, чтобы обезопасить, соответственно, колени и ступни. Наполнителем подушек безопасности (оболочек) как правило, слу-жит газ – азот. Система подушек безопасности работает обычно при включённом зажигании: положение ключа зажигания «ON» (включено) или «START» (пуск). При срабатывании системы оболочка (подушка) раскрываясь, раз-рывает декоративное покрытие деталей интерьера, за которыми она ус-тановлена (ступица рулевого колеса, панель приборов, обивка сидений и т.п.). Схема работы системы подушек безопасности По международным Правилам ЕЭК ООН, в автомобиле оборудо-ванном подушками безопасности, обязательно должны быть обозначения на всех элементах системы. Непосредственно около подушки (на ступице рулевого колеса, панели приборов, на боковой поверхности спинки переднего сиденья, над дверьми) делаются рельефные надписи «air bag» или «SRS». Предупредительные надписи (или этикетки) часто располагают на противосолнечных козырьках, торце панели приборов или в вещевом ящике. Кроме того, в автомобиле с подушкой для переднего пассажира, на видном месте наклеивают метку, запрещающую закреплять на этом сиденье детское кресло. Иногда дополнительно на торце панели прибо-ров или на передней стойке располагают кнопку отключения этой по-душки. Дополнительный признак боковых подушек в сиденьях – обозначение на ярлыке, пришитом к ленте ремней безопасности. При проведении АСР, а именно разрезании опор и стоек повре-ждённого автомобиля стоит избегать элементов нагнетателя воздушной подушки (миниатюрные газовые цилиндры), поскольку выпуск сжатого под большим давлением газа внутри цилиндра или разрушение самого цилиндра может привести к очень серьёзным травмам.

При необходимости демонтажа кресел, прежде всего, необходимо удалить обивку кресел, т.к. нагнетатели воздушных подушек могут находиться в креслах.

  • мчсник © 2018
  • Работает на InstantCMS Иконки от Icons8

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

  • Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соответствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддержанием высокой дисциплины и организованности;организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограждением ее и недопущением проникновения на ее территорию посторонних лиц;четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы;постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

    выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.

    Требования безопасности перед началом работ

    Командир аварийно-спасательной группы по прибытии на место ДТП обязан:поставить транспортные средства аварийно-спасательной группы в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их месторасположение установленным порядком;установить связь с бригадой безопасности дорожного движения, уточнить характер происшествия и меры, принятые по ограждению места происшествия и оказанию помощи пострадавшим;провести разведку обстановки, уточнить состояние аварийных транспортных средств, положение и состояние пострадавших, наличие или опасность возникновения вторичных поражающих факторов (течи горючего, возникновения возгорания, опрокидывания аварийного транспортного средства, обрушения поврежденных неустойчивых конструкций и т.п.);поставить спасателям задачу на ведение аварийно-спасательных работ и указать меры безопасности при их выполнении; указать наиболее безопасное направление доступа к аварийному транспортному средству и пострадавшим; провести мероприятия по его стабилизации и мероприятия по локализации или предотвращению воздействия вторичных поражающих факторов;убедиться, что в рабочей зоне и вблизи нее нет оборванных электролиний и загазованности;указать границы рабочих зон:первая рабочая зона — диаметром 5 м от аварийного транспортного средства — место непосредственного ведения аварийно-спасательных работ;вторая рабочая зона — часть площади круга радиусом от 5 м до 10 м от аварийного транспортного средства — место размещения готового к применению аварийно-спасательного инструмента и не занятых работой спасателей;определить место для складирования обломков, боя стекол, а также груза, перевозимого на аварийном транспортном средстве, препятствующих проведению спасательных работ;установить взаимодействие с бригадой безопасности дорожного движения особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;контролировать выполнение мер безопасности при развертывании и подготовке к работе.При выполнении работ в темное время суток организовать освещение рабочих зон: включить габаритные огни и аварийно-световую сигнализацию, а в запрещенной для проезда рабочей зоне расположить химические источники света красного свечения.При ДТП на железнодорожных переездах убедиться, что приняты меры по прекращению движения поездов или уменьшению скорости их движения.Спасатели в соответствии с распределением обязанностей должны привести в готовность средства спасения и инструмент в порядке, указанном командиром аварийно-спасательной группы, соблюдая меры безопасности, особенно в условиях интенсивного дорожного движения.Транспортные средства бригады расставить за границей рабочей зоны так, чтобы блокировать беспрепятственный доступ посторонних машин и лиц к месту ведения спасательных работ. При этом должен быть обеспечен свободный доступ для машин и персонала, обеспечивающих ведение спасательных работ и оказание помощи пострадавшим.Оградить рабочую зону на расстоянии 10 м от аварийных транспортных средств заградительной лентой красно-белого цвета (или веревкой), натянутой на стойках на высоте 1 м, с навешанными треугольниками со стороной 100 мм желтого цвета с черной каймой, с расстоянием не более 6 м один от другого.При ведении работ в темное время суток на ограждение навешиваются мигающие лампы красного цвета.Спасательные средства и инструмент, необходимые для стабилизации аварийного транспортного средства, выполнения спасательных работ и оказания первой медицинской помощи пострадавшим, расположить во второй рабочей зоне в порядке, обеспечивающим их быстрое и безопасное использование.

    Привести в готовность средства индивидуальной защиты, надеть каску, перчатки, средства защиты органов зрения.

    Требования безопасности при выполнении аварийно-спасательных работ

    Командир спасательной группы обязан:руководить ведением спасательных работ, определить наиболее эффективные и безопасные способы стабилизации транспортного средства, деблокирования пострадавших, предотвращения возникновения или локализации возникших поражающих факторов;контролировать выполнение спасателями мер безопасности при ведении спасательных работ, принимать необходимые меры при их нарушении;немедленно организовать оказание необходимой помощи спасателям при их ранении или травмировании в ходе ведения спасательных работ;координировать действия с подразделением обеспечения безопасности дорожного движения и другими службами для привлечения к ликвидации последствий ДТП, в том числе и по вопросам обеспечения безопасности ведения спасательных работ.При организации и ведении спасательных работ в первую очередь организовать проведение операций, направленных на обеспечение доступа к пострадавшим персонала бригады скорой помощи для оказания им необходимой первой медицинской и первой врачебной помощи.Не допускать без выполнения мер страховки проведения работ по стабилизации аварийного транспортного средства, находящегося в неустойчивом положении.Для деблокирования пострадавших применять способы и технологии, исключающие возможность нанесения пострадавшим дополнительных травм. Не допускать при отсутствии непосредственной угрозы для жизни пострадавших извлечения их из аварийного транспортного средства до тех пор, пока им не будет оказана необходимая первая медицинская помощь при травмах, а также извлечения их из аварийного транспортного средства, пока не будет закончена расчистка блокирующих конструкций (обломков). Для защиты пострадавшего от разлетающихся обломков деталей при их резке и осколков стекла применять экраны из фольги, оргстекла, устанавливая их между пострадавшим и местом работы спасателя.Начиная спасательные работы, принимать меры предосторожности, убедиться, какой системой безопасности оборудована аварийная машина, и каково состояние указанной системы. Во избежание внезапного травмирования сработавшей воздушной подушкой при ведении работ запрещается находится между рулем (передней панелью) и пострадавшим, резать, пилить, сверлить электрическую проводку, рулевое колесо и рулевую колонку, а также вырывать руль и рулевую колонку.Во избежание срабатывания воздушной подушки необходимо предварительно отключить контакты проводов, идущих к сенсору воздушной подушки или отсоединить (перекусить) кабель от аккумулятора, в том числе и от индивидуального источника питания.Спасатели при ведении спасательных работ обязаны:строго выполнять все указания командира аварийно-спасательной группы, быть внимательными, строго выполнять требования безопасности, установленные для данного вида работ, применяемых средств спасения и инструмента;не выполнять работы с использованием неисправных механизмов и инструмента;работы выполнять в касках, защитных перчатках, средствах защиты органов зрения;при выполнении работ в ограниченном пространстве (в салоне аварийного транспортного средства, под машиной и т. п.) не допускать создания помех и опасности работающим рядом спасателям. Предупреждать их о предпринимаемых действиях;при использовании спасательных средств и инструмента применять их только в соответствии с предназначением и возможностями. Не допускать использования их в качестве рычага для взламывания аварийных конструкций и деталей;при проведении работ проявлять осторожность, не допускать повреждения агрегатов и деталей, содержащих горючесмазочные материалы. При появлении тяги горючего немедленно принимать меры по ее прекращению. Не допускать действий, нарушающих стабилизацию аварийного ТС.При деблокировании пострадавших не допускать применения силы для извлечения их из обломков, извлечение осуществлять только после полной расчистки блокирующих конструкций и деталей. Принимать меры по предотвращению травмирования осколками стекла. Осколки сметать или покрывать чехлом. Удаление стекол в кузове аварийного транспортного средства производить учитывая способ их крепления, используя присоски и чехлы.При оборудовании аварийного транспортного средства системой ремней безопасности с механическим натяжением, во избежание внезапного травмирования пружиной, запрещается разрезать, распиливать механизм натяжения ремней и механизм управления системой.При оборудовании аварийного ТС пиротехнической системой натяжения ремней безопасности запрещается пилить, сверлить, резать указанную систему. Начиная работу, необходимо отключить систему от источников питания, отсоединив кабель аккумулятора. При выполнении работ по стабилизации аварийного объекта необходимо выполнять следующие требования безопасности:? подходить к аварийному транспортному средству только с наименее опасной стороны, указанной командиром;? запрещается подлезать под аварийное транспортное средство, выдергивать (вынимать) из-под него камни, ветки и другие предметы во избежание внезапной дестабилизации аварийного объекта.

    Работы по деблокированию пострадавших начинать только после стабилизации транспортного средства и перевозимого груза. Для стабилизации использовать табельные, а также подручные средства (клинья, брусья, балки). При ведении работ по деблокированию соблюдать осторожность, не допускать внезапного смещения средств стабилизации и нарушения устойчивости аварийного транспортного средства.

    Меры безопасности при работе с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом (кусачками, ножницами), разжимами (расширителями), домкратами

    Кусачки (ножницы) устанавливать к перерезаемой (перекусываемой) конструкции (детали) под углом 90°;при резке (перекусывании) не удерживать инструмент в первоначальном положении силой, в процессе резки он может поворачиваться, следуя линии наименьшего сопротивления;следить за работой инструмента в процессе резания (перекусывания), за перемещением кусачек;при перемещении кусачек в направлении, опасном для спасателя или других работающих лиц, следует немедленно отпустить предохранительную рукоятку или повернуть ее в противоположном направлении;при возникновении в ходе резки (перекусывания) непосредственной опасности для спасателя или пострадавшего работа должна быть немедленно прекращена;резку массивных элементов, деталей, конструкций производить в углублении режущей части кусачек. При резке режущие челюсти должны быть сомкнуты, не отклоняться друг от друга более чем на 2-3 мм. При отклонении более чем на 5 мм или перекрещивании челюстей, работа должна быть немедленно прекращена;резку массивных элементов или элементов, которые в процессе резки могут упасть или отлететь, производить с фиксацией их помощником. Перед началом перерезания опор, поддерживающих определенные конструкции, эти конструкции должны быть надежно стабилизированы.Примечание: Резка кузова автомобиля с применением отрезных и углошлифовальных машин, а также подобного оборудования (бензорезов, дисковых пил и т.п.) недопустима, так как всегда существует опасность загорания, а сноп искр, вылетающий из-под режущего органа, может привести к травмированию как пострадавшего, так и спасателей.Меры безопасности при работе с гидравлическими расширителями и домкратамиПри установке гидравлических домкратов не допускать отклонения их от вертикального положения, установку осуществлять только на устойчивые конструкции или подкладки;при размещении домкрата под поднимаемой конструкцией или деталью поршень домкрата должен быть свободен от нагрузки;при необходимости применения удлинительных трубок устанавливать их только со стороны, противоположной плунжеру во избежание изгиба плунжера и повреждения уплотнений;не допускать попыток подъема груза массой, превышающей грузоподъемность домкрата, использовать в этом случае несколько домкратов;при подъеме груза с гладкой (шлифованной) поверхностью между грузом и головкой домкрата следует класть деревянную прокладку.В процессе работы, при подъеме и опускании груза следить за состоянием и устойчивостью домкрата и груза.

    При появлении просачивания масла или жидкости между корпусом и поршнем домкрата или в других его частях работу прекратить, так как течь свидетельствует о превышении массы груза над грузоподъемностью домкрата.

    Меры безопасности при использовании винтовых домкратов

    Винтовые домкраты использовать только при наличии паспорта с результатами испытания на предельную паспортную нагрузку, увеличенную на 10%.Домкрат должен иметь исправное предохранительное устройство, исключающее самопроизвольное опускание груза, а также исправные стопорные приспособления, исключающие возможность выхода винта (рейки) из корпуса. Опорная поверхность головки домкрата должна иметь форму (насечки), не допускающую соскальзывания поднимаемого груза.Запрещается использовать домкраты при следующих дефектах:- забоины и задиры резьбы на ходовом винте (рейке) или его искривление;- износ резьбы винта или гайки более чем на 20%;- отсутствии насечки на опорной поверхности головки или лапы домкрата;- трещины или сколы части зубьев на храповом колесе, а также смятие опорной части или закругления граней зубьев по наружной поверхности храповика;- смятие, закругление или скол опорных граней собачки и ее фиксатора;- износ и смятие опорной поверхности пальца собачки;

    - отсутствие или слабое крепление упорной шайбы на нижнем конце винта или рейки, ограничивающей полное вывинчивание винта или выход рейки.

    Меры безопасности при использовании пневматических подушек

    Использовать только подушки имеющие контрольный сертификат по результатам теста на давление:- при закладке подушки под или между поднимаемым объектом стремиться, чтобы подушка своей поверхностью как можно ближе находилась к поверхности объекта;- поверхность (конструкция), на которую помещается подушка, должна быть прочной и устойчивой;- конец объекта, противоположный поднимаемому, должен иметь надежную точку опоры;- запрещается устанавливать деревянные опоры между подушкой и поднимаемым объектом;

    - запрещается использовать подушки при наличии утечки воздуха, подозрительных звуков при накачке воздуха; наличии повреждения ниппелей, соединительных муфт и шлангов, а также редуктора.

    Меры безопасности при использовании лебедки

    Перед началом работы проверить надежность крепления лебедки к опоре и крюку. Приваривать крюк лебедки или ее раму к конструкции крепления запрещается.При креплении лебедки конец обвязывающего каната фиксировать не менее чем тремя зажимами. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима должны быть не менее шести диаметров каната.При установке лебедки на земле крепить ее следует с помощью якоря и упора, кроме того, следует проверить:надежность фиксации съемного рычага на рукоятках переднего и заднего хода ручной лебедки;надежность крепления всех деталей блока и механизмов лебедки;надежность страховки поднимаемого (перемещаемого) груза;равномерность укладки каната на барабан лебедки;отсутствие деформации в стыках крышек, щеках, раме тягового механизма;наличие на барабане двух-трех последних витков троса после его размотки.В ходе работы следить, чтобы тяговый механизм находился на одной прямой с канатом.Не допускается разрыв троса или цепи в результате трения об острые предметы.Запрещается эксплуатировать лебедки, имеющие следующие дефекты:трещины или отбои на краях реборд барабана;отсутствие части зубьев или наличие трещин на шестернях;износ зубьев ручной лебедки более 20% их первоначальной толщины (наварка или заварка зубьев не допускается);деформирование корпуса ручной лебедки, неисправность предохранительных деталей, износ трущихся деталей тягового механизма (цапф, сжимов и т. п.), деформация серег и крюков;трещины или износ более 2% первоначального диаметра подшипников, их втулок;износ шеек валов более чем на 4% первоначального диаметра, кривизна валов свыше 3 мм на 1 м длины;износ зубьев и трещины на храповиках, трещины и износ собачек-фиксаторов.

    В ходе работы с ручной лебедкой запрещается: поднимать или перемещать груз, вес которого превышает установленное тяговое усилие лебедки; работать с канатом с узлами, надломами и скручиваниями; находиться под поднимаемым грузом или между лебедкой и перемещаемым грузом; работать одновременно рычагами переднего и заднего хода (в ручной рычажной лебедке); применять рычаг длиной более, чем установлено техническими данными лебедки; переводить рычаг из одного крайнего положения в другое.

     

  • Смотрите также